Реферат На тему: «Основные проблемы предпринимательства Казахстана: добыча и переработка нефти» Содержание 1 Сущность предпринимательства… 2 Некоторые проблемы предпринимательства и бизнеса в Казахстана 5 1) Нефтяные перспективы… 7 2) Что у нас есть… 8 3) Путь на рынок… 8 4) Где взять деньги… 10 5) Внутренний резерв… 11 3
Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению… …… 13 Список использованных источников… 1 Сущность предпринимательства. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
А вот как трактуется понятие “предпринимательство” в Энциклопедическом словаре предпринимателя : “Предпринимательство” (фр.enterprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр.entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности,
не запрещённые законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами”. Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведённая в книге “Рыночное предпринимательство”. Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.
Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определённой деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в законе
Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. “О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан”: предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая за счёт собственных, заемных и других средств и имущества в целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения
предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой. К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли.
Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределённость, риск остаются. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Предпринимательство всегда связано с нововведениями.
На эту сторону экономической деятельности обратили внимание ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством, они не только создают новый порядок, но и, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.
Представляется более правильной оценка предпринимателя, данная Й.Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет “созидательное разрушение”, являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что предприниматель и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое. 2 Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает.
Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство
нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: • новизна товара и его соответствие интересу потребителя; • качество; • цена, доступность товара; • степень универсальности
товара; • внешний вид и упаковка; • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; • соответствие общепринятым или государственным стандартам; • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой
активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; • ускорителем предпринимательского процесса, когда
государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная дея¬тельность государства вызывает “взрыв” предпринимательской активности и приводит к “буму” предпринимательства). В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: -значительно
и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; -создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; -ускорить научно-технический прогресс; -составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие. Уровень развития малого бизнеса в Казахстане еще далек от показателей развитых стран.
На 1 января 2009 года по данным агентства РК по статистике в Казахстане зарегистрировано 1001376 субъектов малого предпринимательства, в том числе юридических лиц – 203142, индивидуальных предпринимателей – 603831, крестьянских (фермерских) хозяйств – 194403. Численность активных субъектов малого предпринимательства в декабре 2008 года составляла 621114 единиц, что составляет 62,03% всех зарегистрированных. Численность активно занятых в малом предпринимательстве
в конце 2008 года составила 1726170 человек, что составляет 21,97% всего занятого населения и показывает снижение данного показателя. В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Одной из основных проблем на современном этапе, как и в первые годы развития предпринимательства, является нехватка стартового капитала. Изучая банковскую систему, мы видим, что льготное кредитование малого бизнеса не доступно для рядового
предпринимателя. Конечно, требования банков о ликвидном залоговом имуществе правильно, но кредит выдается только на 50% от суммы оценки заложенного имущества и очень часто данной суммы не хватает на полную реализацию идей и программ предпринимателя. В 2008 году в рамках поддержки малого и среднего бизнеса государство в лице фонда «Самрук-казына» деятельность которого направлена на стабилизацию экономики РК, в частности на поддержку малого и среднего бизнеса, выделило льготные кредиты, которые распределялись
через местные органы власти, т.е. отделы предпринимательства при Акимах областей. Первоначально, кредиты обещались предпринимателям по годовой эффективной ставке 8.0%. Но, государство в лице местных органов власти решило выдавать кредиты через банки второго уровня в частности АО «БТА Банк» и Банк «Центркредит» в Алматинской области. В последующем, пройдя все банковские процедуры, начиная собирать документы необходимые банку, при этом
оплачивая огромные счета во всевозможные государственные и негосударственные инстанции, предприниматель получает на руки кредит, минимальную сумму по ставке 14,1% годовых. И каких предпринимателей финансово поддержало государство, можно ли такое финансирование назвать государственной поддержкой малого и среднего бизнеса? На мой взгляд, это форма обычного банковского кредитования. В данном случае, в выигрыше и морально и материально остаются только банки второго уровня, которые,
не затрудняясь, на деньги, выделяемые из бюджета накрутило сверху свои 6 %. В итоге, предприниматель вместо льготного кредита получает обычный кредит который выдавал на тот период любой банк. И даже после получения такого кредита предприниматель не имеет полной свободы в распоряжении уже своими, как кажется денежными средствами. Имеется в виду кредитование строительства объектов малого бизнеса. После выдачи наличными денежных средств, банк требует от предпринимателей полного отчета покупки
стройматериалов на всю сумму кредита. Хотя, даже ребенку понятно, что хотя бы 30% от планируемых расходов должны быть запланированы на оплату труда строителям. Далее напрашивается вывод, что государство загоняет предпринимателя в угол, во-первых, выдав минимальную сумму кредита, т.е. всего 50 % от суммы заложенного имущества, заставив закупить стройматериалы на всю сумму кредита. Остаться на полпути не имея средств на продолжение строительства.
При этом погашая немалые проценты за кредит, не имея дополнительных доходов. Мы не требуем у государства безвозмездной помощи, но учитывая что деньги выделяются из средств государственного бюджета, т.е. из средств налогоплательщиков которыми мы и являемся, нужно разработать другую схему оказания финансовой помощи. Тем не менее, все-таки в республике применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
Для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них. Особенно хочется отметить мораторий, на проверки субъектов малого и среднего бизнеса продленный с прошедшего года по настоящее время Развитие малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.
Новые предприниматели Республики Казахстан испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе и поддержки со стороны государства. 1) Нефтяные перспективы Для того чтобы превратиться в значимого игрока на мировом нефтяном рынке, Казахстану предстоит выдержать серьезную конкуренцию за инвестиции и рынки сбыта Казахстанская нефть – трудная нефть. Залегает она глубоко – под солевыми слоями, в чересполосице геологических
пластов, а на шельфе Каспийского моря – под слоем воды. Перенасыщена серой и парафином. После добычи ее необходимо еще доставить за несколько тысяч километров. Тем не менее темпы объемов добычи нефти в Казахстане растут: планируется извлекать свыше 100 млн. тонн ежегодно, в 2010 году и до 180 млн. тонн в 2015 году. Это составит всего 3% от прогнозируемого мирового объема добычи в 2015 году.
Однако каспийская нефть расположена между двумя крупнейшими рынками сбыта – Европой и Китаем, и примерно посередине между двумя крупными поставщиками нефти – Россией и странами Ближнего Востока. Поэтому, говоря о большой каспийской нефти, необходимо в первую очередь обсуждать тему именно в этом контексте. 2) Что у нас есть Сегодня стратегия государства в области разработки нефтяных месторождений заключается
в увеличении объемов добычи каспийской нефти по мере падения мощностей месторождений на суше, с тем, чтобы обеспечить стабильную годовую добычу до 180 млн. тонн в течение нескольких десятилетий. Стратегия базируется на наличии подтвержденных извлекаемых запасов категорий «А», «B» и «C» около 5 млрд. тонн, уже распределенных среди недропользователей. Есть еще запасы нефти категории «Д» объемом до 10 млрд. тонн, которые необходимо доразведать.
Они вместе с подтвержденными запасами составляют больше 10% мировых запасов. Международный институт стратегических исследований в Лондоне дает общую оценку запасов нефти в Казахстане в 32 млрд. тонн. Правда, служба геологической разведки США называет гораздо более скромные цифры – около 8,5 млрд. тонн нефти. Геологи утверждают, что потенциально нефтеносными являются более 60% территории
Казахстана. Обнаружены признаки углеводородных месторождений даже на севере страны, что неудивительно – сегодня в Карагандинской области уже ведется промышленная добыча нефти. Свыше 90% подтвержденных извлекаемых запасов приходятся на долю трех проектов: Тенгизшевройл (1,44 млрд. тонн), Карачаганак (1,2 млрд. тонн) и Кашаган (1,65 млрд. тонн). Добывать нефть из больших месторождений очень выгодно – например, себестоимость
добычи в Тенгизе сопоставима с себестоимостью добычи в районе Персидского залива. Если же рассматривать распределение запасов нефти с учетом принадлежности долей в проектах (например, Казахстану принадлежит 20% в проекте ТШО), то получается, что на сегодня большая часть нефтяных запасов Казахстана принадлежит компаниям США, Великобритании и
Канады (около 54%, см. график). На долю собственно Казахстана приходится 16% разведанных запасов. Однако если Казахстан выкупит долю в проекте Кашаган, его доля заметно вырастет, а при плановом освоении российскими компаниями совместно с НК «КазМунайГаз» блоков «Курмангазы», «Тюб-Караган», «Аташ» и др. возрастет более значительно, так же, как и доля
России. 3) Путь на рынок Традиционными рынками сбыта казахстанской нефти являются Европа и Юго-Восточная Азия. Однако при увеличении объемов экспорта на эти рынки Казахстан может столкнуться с рядом серьезных проблем. Европейский рынок – стабильный и растущий, кроме того, запасы североморской нефти постепенно сокращаются, и норвежское «черное золото» может быть постепенно замещено каспийским.
Российская конкурирующая нефть объемом до 40 млн. тонн в год может появиться в Европе в случае успешной разработки Тимано-Печорского бассейна. Важным конкурентом является также Ирак, который при успешной экономической и политической послевоенной стабилизации может легко утроить экспорт нефти до 150 млн. тонн в год на уже существующих мощностях, и Азербайджан. Правда, у азербайджанских проектов в последнее время возникают проблемы, как с успешностью
разведки, так и с условиями транспортировки. В то же время конечная себестоимость казахстанской нефти с суши, с учетом разведки, добычи и транспортировки, но без налогов, о которых будет отдельный разговор, после доставки в европейские порты составляет от 47 до 75 долларов за тонну. Себестоимость нефти с шельфа – около 100 долларов за тонну. К производственным издержкам по добыче нефти на шельфе
Каспия надо добавить затраты на ее транспортировку и транзит, существенно более высокие для Казахстана из-за сложности маршрутов, чем в конкурирующих регионах. Затраты на транспортировку казахстанской нефти до пунктов реализации составляют от 23 до 31 доллара за тонну. Если предположить минимальную рентабельность 10%, а также соотношение экспортной стоимости казахстанской нефти 0,75-0,90 от мировой цены на нефть «brent», минимальная мировая цена, при которой
каспийская нефть будет конкурентоспособной в зависимости от маршрута транспортировки, должна составлять 120−140 долл./тонна (или менее 20 долларов за баррель). У большинства конкурирующих регионов, с учетом более низких транспортных расходов, минимальная мировая цена, обеспечивающая достаточную рентабельность добычи, существенно ниже. И здесь появляется первая проблема – если мировые цены нам нефть упадут, ниже 20 долларов за баррель,
каспийская нефть может оказаться неконкурентоспособной на европейском рынке. На сегодняшний день основное «оружие» конкурентной борьбы – нефтепровод КТК. Не случайно именно со стороны Казахстана постоянно появляются инициативы по дальнейшему увеличению его пропускных мощностей. Вместе с тем, пытаясь диверсифицировать экспортные направления, Казахстан принимает участие в проекте Баку-Тбилиси-
Джейхан. Однако пока данный проект носит больше политический, нежели экономический характер, поскольку на первом этапе предполагается транспортировка 5 млн. тонн танкерами до Баку. Учитывая все возрастающие объемы добычи (только в этом году около 59,5 млн. тонн), это лишь «капля в море». И вряд ли объемы перевозок по морю могут существенно возрасти. Решить проблему мог бы трубопровод по дну Каспия из
Атырау в Баку. Однако против этого категорически возражает Россия, мотивируя свою позицию экологической и сейсмологической ситуацией на Каспии. Более перспективным представляется путь на европейские рынки при участии в Балтийском трубопроводном консорциуме. Более того, президент России Владимир Путин предложил Казахстану принять участие в его строительстве и эксплуатации.
Однако и здесь есть свои нюансы. А именно квоты «Транснефти», которая будет осуществлять прокачку казахстанской нефти по территории России и, соответственно, диктовать свои условия. В то же время рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь китайский, растет в несколько раз динамичнее европейского. Однако на этом направлении важную роль играет ситуация в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая.
В СУАР тоже добывают нефть, но ее катастрофически не хватает – ежегодный прогнозный дефицит оценивается в 20 млн. тонн. Именно на удовлетворение этого спроса и рассчитан казахстанско-китайский нефтепровод с возможностью последующего расширения объемов транспортировки до 40−50 млн. тонн нефти. Поэтому нефтепровод Западный Казахстан-Китай, несмотря на значительную протяженность (почти 2800 км), в принципе экономически окупаем, причем инфраструктуры для доставки конкурирующей ближневосточной нефти
в СУАР просто нет, а российский проект трубопровода Ангарск-Дацин после «дела ЮКОСа» «завис». Проект же Атасу-Алашанькоу, напротив, начал набирать обороты. По информации управляющего директора компании «КазМунайГаз» по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам Каиргельды Кабылдина, в январе этого года (2010г.) должны быть получены первые 97 км труб (15
км уже на месте строительства) и с марта, с наступлением благоприятных погодных условий, начнется их укладка. Исходя из этого, очевидно, что на западноевропейском рынке казахстанскую шельфовую нефть ожидает жесткая конкуренция, в том числе ценовая, и избыток совокупного предложения может легко обрушить рынок. С другой стороны, азиатское направление более перспективно по объему и структуре спроса. 4) Где взять деньги Активное привлечение иностранных инвесторов неизбежно, поскольку для освоения казахстанской
нефти на суше и на шельфе необходимо ежегодно привлекать около 10 млрд. долларов инвестиций. Совокупные ежегодные мировые инвестиции в нефтедобычу прогнозируются от 70 до 100 млрд. долларов. Привлекать более 10% мировых инвестиций, чтобы обеспечивать всего 3% мировой добычи, Казахстану при большей сравнительной себестоимости добычи и доставки будет достаточно тяжело. Поэтому следует ожидать, что основным фактором, потенциально сдерживающим развитие отрасли, может стать
именно глобальная конкуренция за инвестиционные ресурсы. Запуск многих проектов, подобно разработке Кашагана, будет затягиваться. Между тем в 2004 году инвесторы постоянно отмечали ужесточение в Казахстане инвестиционного и налогового климата. Внедрена новая схема налогообложения доходов нефтяных компаний. Новый уровень налоговой нагрузки по отношению к чистой прибыли составил 60-85% при прежних
показателях в 25−30%. Новые правила налогообложения резко повысили уровень нагрузки примерно до 50 долларов на тонну и выше, в зависимости от рыночных цен. С 1 января 2004 года Налоговым кодексом Казахстана предусмотрены две модели налогообложения для недропользователей. Модель «Налоги+роялти» предусматривала введение рентного налога на экспортируемую нефть, налога на сверхприбыль недропользователя и отсутствие стабильности налоговых условий.
Модель «Соглашения о разделе продукции» (СРП) предусматривала выплату роялти и минимальную натуральную долю РК в общем объеме добытой нефти на уровне 20% в период эксплуатации до срока окупаемости вложений инвесторов и 60% после достижения точки окупаемости. Однако инвесторы взяли длительную паузу в подписании новых контрактов (за весь прошлый год не было заключено ни одного нового договора). В этой связи очень показательны сомнения, высказываемые российскими
нефтяниками, в частности главой «Роснефти» (российский партнер КМГ по разработке блока «Курмангазы») Сергеем Богданчиковым, по поводу уровня эффективности добычи нефти на каспийском шельфе при новых условиях налогообложения. В результате, Казахстан был вынужден смягчить свою позицию. С 1 января 2005 года внесены поправки в модель «Налоги+роялти» в сторону снижения налога на сверхприбыль,
в модели СРП отменили уплату роялти и изменили доли РК с 20/60 на 10/40. «Инвесторов всегда привлекает стабильность, а сегодня ситуация с законом говорит скорее о нестабильности», – считает главный специалист по нефтегазовым проектам румынской нефтяной компании «Петром» Байкен Жакупов. В 2005 году диалог между правительством и инвесторами продолжится. Скорее всего, речь пойдет о дальнейшем смягчении налогового режима, проблемах экологии, качестве инвестиционных
программ. Для контрактов в режиме СРП, скорее всего, начнется поиск механизмов обеспечения более индивидуального подхода к проектам в зависимости от технико-экономических показателей, уровня запасов и типа месторождения. Крайним вариантом такого подхода будет возврат к договорной системе по каждому проекту СРП отдельно. Также для нефтяников очень важна налоговая стабильность – так называемая «дедушкина оговорка», согласно которой невозможно изменение условий контрактов принимающей страной задним числом.
Кроме того, совершенно очевидно, что пока не будет налоговой стабильности по модели «Налоги+роялти», бизнес сохранит предельную осторожность в инвестиционных решениях. 5) Внутренний резерв В мире сложилось несколько моделей взаимодействия государства и нефтяного бизнеса. По одной из них, добыча нефти контролируется государством, как, например, в странах Персидского залива. В 70-х годах прошлого века арабы, пользуясь политическим и военным прикрытием
СССР, национализировали нефтедобывающий сектор экономики, ранее развитый иностранными западными компаниями. Во второй модели государство предпочитает получить у нефтяных компаний большой первоначальный взнос-бонус до разработки месторождения и далее – сравнительно небольшие роялти, и налоговые платежи. В третьей модели государство основные доходы получает в форме высоких роялти и различных налогов, в том числе рентных, и соглашений о разделе продукции уже после начала добычи нефти.
Очевидно, что по мере прояснения реальной ситуации с запасами, проведения подробной разведки, роста инфраструктуры нефтедобывающих регионов (производство нефтяного оборудования, транспортные коммуникации, подготовка кадров и т.д.), а самое главное, с укреплением финансового положения государства, Казахстан постепенно двигается в сторону третьей модели. Правительство будет делать больший акцент на получение роялти и текущих налогов, экологичность, импортозамещение,
рост переработки нефти и газа, участие в проектах национальной нефтегазовой компании. Между тем в Казахстане наблюдается избыток незадействованных инвестиционных средств. Многие банкиры жалуются на дефицит инвестиционных проектов. Средства накоплены в пенсионных фондах, в результате амнистии капитала, привлечения депозитов населения. Речь идет о нескольких миллиардах в долларовом эквиваленте.
То есть мы имеем классическую экономическую ситуацию: в наличии есть фактор земли (месторождения), фактор капитала (свободные инвестиционные средства), фактор свободной рабочей силы. Однако они не могут соединиться – не хватает, грубо говоря, «мозга» – фактора предпринимательской инициативы. Совершенно ясно, что очень многие казахстанские бизнесмены не откажутся от заманчивой перспективы иметь одну-другую нефтяную скважину. Надо только создать для них необходимые условия – «нарезать» мелкие месторождения
меньшими кусками на подходящих местах, сделать облегченными условия налогообложения для освоения средним и крупным отечественным бизнесом малодебитных мелких скважин. Например, большая часть нефти в США добывается небольшими компаниями с двумя-тремя скважинами в эксплуатации с минимальным уровнем налогообложения. А пока безоблачному нефтяному будущему Казахстана может помешать многое: жесткая конкуренция со стороны ближневосточных поставщиков (в первую
очередь Ирака), России, Азербайджана, ценовые потрясения на рынке, международная конкуренция за инвестиционные ресурсы, экологические риски. Однако в случае активной и гибкой позиции государства, благоприятной рыночной конъюнктуры отрасль действительно может стать локомотивом экономического роста. 3 Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению Трудности, Барьеры Предлагаемые способы преодоления 1.
Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств Участие в завершающей стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам
малого предпринимательства на тендерной основе Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства) Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и его реализация, присоединение к международной
Оттавской конвенции по лизингу Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае если имущество, полученное на льготных условиях, не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов)
Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и др.) для финансирования проектов малого бизнеса Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства
Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям Развитие микрокредитования малого предпринимательства Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании проектов малого бизнеса 2. Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура Внедрение института предпринимательства в
Казахстане Разработка Кодекса предпринимателя Казахстана Разработка Кадастра недвижимости Казахстана Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов
Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб Поддержка и организация сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, информационно-аналитических, информационно-выставочных, научно-исследовательских и консультационных центров 3.Образовательные: недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ начального и среднего, высшего
образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов Повышение эффективности использования технической помощи стран-доноров; введение для обучающихся в рамках технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний Развитие центров инкубаций знаний и опыта организаций и управления бизнесом, инновационных кластеров Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов
для предпринимателей 4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство Дальнейшее углубление реформы государственной службы Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов; введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласования для субъектов
малого бизнеса Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса (каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список, а контролирующий – список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте); отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан
Упрощение системы обслуживания субъектов малого бизнеса в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др. Обеспечение правопорядка и налаживание взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы
Создание структур по защите собственности и бизнеса 5. Информационные: недостаточный уровень отражения проблем и распространения опыта в СМИ Усиление пропаганды развития малого, среднего бизнеса в средствах массовой информации и в сети электронной информации Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек бизнеса в сети Интернет
Организация специальных циклов передач по радио и телевидению Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса Список использованных источников 1 Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Через кризис к обновлению и развитию. 2009. 2 Агентство РК по статистике. Малое предпринимательство. www.
Stat.kz 3 Национальный отчет Казахстана 2008, Глобальный мониторинг предпринимательства. 2009 4 Проблемы управления финансовыми ресурсами в республике. А.Б.Зейнельгабдин.