КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИКЕ
План
Введение
Редкость (ограниченность) ресурсов
Рациональный экономический выбор
Домашнее хозяйство, как субъект рынка
Теория потребительского поведения
Совершенная конкуренция
Заключение
Литература
Введение
Экономикой называют сферу общественной жизни, охватывающую взаимодействиепроизводства и потребления.
Экономика — это наука, изучающая поведение участников процессахозяйственной деятельности. Также это способ организации деятельности людей, направленнойна создание необходимых им благ.
Эта научная дисциплина делится на два раздела: микроэкономикуи макроэкономику.
Микроэкономика предполагает анализ экономических действий индивидов,отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.
В этой контрольной работе будут рассмотрены некоторые составляющиемикроэкономики.
Редкость (ограниченность) ресурсов
Любое производство — это, обычно, целенаправленная затрата ресурсовдля получения каких-либо результатов и удовлетворения потребностей. Если проанализироватьэкономическую организацию производства, то можно сказать, что люди живут в миреограниченных возможностей.1Ресурсылюдей (материальные, финансовые, трудовые и др.) имеют качественные и количественныеограничения.
Редкость ресурсов в современной экономике подразделяют на два вида: абсолютную(нехватка ресурсов для удовлетворения одновременно всех потребностей) и относительную(когда есть ресурсы для удовлетворения какой-либо части потребностей).
Экономические ресурсы редки или имеются в ограниченном количестве, а потребностиобщества и его членов безграничны. Поэтому общество вынуждено постоянно решать проблемувыбора, принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а откаких отказаться. При этом необходимо добиваться наиболее целесообразного и эффективногоиспользования редких ресурсов для полного удовлетворения потребностей общества иего членов.
Рациональный экономический выбор
Большую роль в условиях ограниченности ресурсов выполняет выборпотребителя между вариантами использования ресурсов. Оптимальность экономическоговыбора зависит от затрат и полученного результата.
В экономике действуют три основных субъекта: потребитель, производительи общество. В условиях ограниченности ресурсов потребитель должен соизмерять своидоходы с расходами. Производитель решает, что производить, в каком количестве, такжесоизмеряя все затраты и доходы. Так формируется рациональный экономический выбор.То есть при минимуме затрат обеспечивается максимум результата.
По стоимости блага, которая бывает самой различной, потребитель решает,что ему будет выгодно приобрести. И если он выбирает тот или иной продукт по выгоднойему цене зная, что это принесет хороший результат, то можно говорить о рациональном(оптимальном) экономическом выборе. Поэтому он связан с оценкой альтернативной стоимостиблага.
Домашнее хозяйство, как субъект рынка
Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного или более человек. Онофункционирует в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свойтруд и принадлежащие им товары в виде отдельных видов товаров и услуг, а также ввиде земли, капитала, имущества. Большинство домашних хозяйств хотели бы увеличитьколичество потребляемых товаров и услуг и повысить их качество, что зависит от степениограниченности их доходов.
Для домашнего хозяйства характерно:
· Ручной труд;
· Старая техника;
· Медленные темпы развития;
· Традиционность способов производства.[1]
Домашнее хозяйство развивалось с древних времен рабовладельческого, феодальногостроя, колхозов. Сегодня его можно разделить на три основных вида: городское, сельскоеи дачное.
В современном обществе существует две основные формы хозяйства: натуральноеи товарное.
При натуральной форме хозяйства производство материальных благ и услугведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы.
Товарная форма хозяйства — это форма, в которой материальные блага и услугипроизводятся обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируетсяна выработке какого либо одного продукта, одной услуги, и поэтому для удовлетворенияобщественных потребностей возникает необходимость купли-продажи товаров на рынке.[2]Товарная форма может делиться на простое производство (ручной труд) и капиталистическое(машинный труд).
На сегодняшний день нельзя четко разграничить абсолютно натуральное илиабсолютно товарное хозяйство, так как обычно часть созданных материальных благ иуслуг потребляется внутри самой хозяйственной единицы, а другая часть поступаетв куплю-продажу на рынке.
Существуют определенные товарно-денежные отношения между рынком и домашнимхозяйством:
· Приобретение домашним хозяйством у производителей товаров и услуг;
· Продажа предприятиями товаров и услуги населению, которые были произведеныдомашним хозяйством;
· Продажа домашним хозяйством, населением ресурсов, факторов производства- земли, труда, капитала предприятиям и фирмам;
· Выплата предприятиями и фирмами населению, домашним хозяйствам соответствующиедоходы (заработную плату, прибыль, проценты и др.)
Домашнее хозяйство не может относиться полностью к товарной или натуральнойформе так же, как и соблюдать все условия осуществления товарно-денежных отношений.
Домашнее хозяйство может производить продукты, как для личного потребления,так и для продажи. При этом оно, как субъект рынка, применяет личный труд. Хотяв некоторых случаях домашнее хозяйство приобретает специальную бытовую технику,для производства товаров и услуг, или нанимает специалистов в той или иной производственнойобласти. Это уже будет называться наемным трудом в рамках домашнего хозяйства.
Домашнее хозяйство выступает на рынке не только как покупатель потребительскихблаг. Часто он выступает и как поставщик ресурсов производителям или на рынок.
Таким образом, домашнее хозяйство, как субъект рынка характеризуется тем,что предъявляет спрос на потребительские блага и поставляет ресурсы.
Теория потребительского поведения
Общая и предельная полезность.
Общество состоит из потребителей, имеющих право самостоятельного выборапродукта и объема покупки. Он диктует свои желания и предпочтения (свобода потребительскоговыбора), которые должны быть учтены производителем. Бывает, что с помощью рекламыпотребитель поддается на внушение и приобретает ненужный товар.
Существует две основные стороны потребительского поведения — это его предпочтенияи возможности. Покупатель хочет при данных возможностях найти такой набор товаров,который принес бы ему максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.
Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством бытьисточником удовольствия (полезным). Стоимость товара определяется не затратами трудана его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.[3]При этом каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную(предельную) полезность, которая носит убывающий характер. То есть чем больше количествоединиц потребленного блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потреблениякаждой последующей единицы этого блага. Также в создании полезности принимают участиетри равноправных фактора — труд, капитал и земля.
Предельная полезность — это величина добавочной полезности, полученнойот прироста величины потребления блага на дополнительную единицу при прочих равныхусловиях.[4]
Субъектная полезность предполагает редкость блага, ограниченность величиныего запаса. Она зависит от характера потребления благ. Как правило, товаропроизводительне осуществляет затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностьюбудущих благ. Но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимобез затрат.
Общая полезность — это как рациональный вариант, к которой стремится большинствопотребителей. Она формирует потребительское равновесие. То есть, потребляя некотороечисло единиц товара, человек получает общую полезность, состоящую из суммы убывающихпредельных полезностей.
Таким образом, большинство потребителей стремятся максимизировать общуюполезность.
При максимизации разницы между общей и предельной полезностью потребительможет извлечь выгоду или сэкономить свои ресурсы, так как единица товара, приобретенногочеловеком, не будет для него ни предельной, ни общей полезностью, если человек нестанет приобретать товар или услуги в больших количествах. На реакцию потребителяоказывает влияние изменение дохода, поэтому его выбор может быть непредсказуем.Выходит, что при максимизации разницы между общей и предельной полезностью он неполучает удовлетворения. А этого не допустит и сам производитель, который будетстараться завлечь покупателя скидками, рекламой и др. средствами.
Максимизировать предельную полезность потребитель не станет, так как потеории потребительского поведения можно предположить, что он будет искать оптимальноерешение в условиях ограниченность ресурсов. А максимизировать оба вида полезностинельзя, так как эти понятия не совместимы.
Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благза ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах,при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и тойже величине. Таким образом, потребитель стремиться получить от каждого товара одинаковую(общую) полезность.
Совершенная конкуренция
Такой вид конкуренции существует в таких сферах деятельности, где множествопроизводителей предлагают однородный товар, но ни один из них не в силах повлиятьна цену товара.
В реальной экономике рынок совершенной конкуренции практически не встречается.Он представляет собой идеальную структуру, к которой современные рынки могут толькостремиться (первое утверждение верно). Хотя, если сравнить точку зрения, которуювыдвинул в своем учебнике Козырев В.М. «Основы современной экономики»,то можно предположить, что такие рынки существовали.
Из-за больших недостатков этого вида конкуренции в процессе развития рыночнойсистемы хозяйствования она уступает место несовершенной конкуренции. Даже если рынокочень похож на отношения совершенной конкуренции, то обязательно не соблюдаетсяили не полностью выполняется одна из главных характерных его черт:
· Большое количество продавцов и покупателей;
· Продаваемый продукт одинаков у всех производителей, и покупатель можетвыбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
· Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условиядля постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
· Все покупатели и продавцы имеют о рынке одинаковую и полную информацию(никто не знает больше);
· Полная свобода «входа» на рынок и «ухода».1
При конкуренции на рынке производители для получения максимальной прибылистремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этогосоздается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж и доходы производителя.Так цена продукта этого производителя не может быть равна его предельному доходу(второе утверждение неверно).
В экономике существует метод, который позволяет быстро определить характерконкуренции: это характер реакции цены на изменение спроса и предложения. Для спросана продукцию отдельной фирмы при совершенной конкуренции цена — это заданная величина.Ни покупатель, ни продавец не могут повлиять на ее изменение, так как если продавецзапросит более высокую цену, то покупатели перейдут к его конкурентам. Если он запроситболее низкую цену, то не удовлетворит весь спрос (доля его товара на рынке не большая).Таким образом, приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выражаетсяв объеме продаж и объеме покупок.
Производитель продает свой товар по уже существующей рыночной цене. Криваяспроса в условиях совершенной конкуренции совершенно эластична и расположена горизонтально.3
P
/>
Q2
(третье утверждение неверно)
Совершенная конкуренция, безусловно, наиболее эффективная извсех рыночных структур, так как во все времена конкуренция всегда будет давать поводк беспокойству производителя за свой товар. Он постоянно будет менять его составляющие,его ассортимент, обновлять, что очень важно для покупателя, одновременно следитьза своими конкурентами, открывать новые точки, расширять свой бизнес, привлекаяновых специалистов. Доходы такого производителя будут расти, перегоняя спрос наего товар или услуги.
Заключение
Каждый человек по своей сути экономист. Всю свою жизнь он ощущаетограниченность своих ресурсов, пытается с этим бороться с помощью экономии. Он стремитьсямаксимизировать нужные ему блага, в результате делая рациональный экономическийвыбор.
Рынок — это огромная система постоянного взаимодействия покупателяи производителя. Любой продавец всегда будет стараться привлечь больше потребителей,чем у своего конкурента, любыми известными способами. Производитель должен учитыватьжелания потребителя и свои возможности.
В рыночной системе постоянно появляются новые субъекты и объектытоварных отношений. А некоторые, существующие и меняющиеся со временем, отношения,такие как домашнее хозяйство, не уйдут в прошлое, так как оно является одной изоснов экономики.
Литература
1. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., 2004.
3. Козырев В.М. Основы современной экономики. М., 1999.
4. Современная экономика под ред. Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону,1998.
5. Экономическая теория, учебник под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону,2006.