СОВРЕМЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФилиалВолжский
Курсовая работа
Подисциплине «Социальная психология»
Тема: «Основные стороныпроцесса общения и их характеристика».
Выполнил студент: Бузуверова Оксана Викторовна
№ контракта:
Направление: психология
№ группы: ОП-809-01
Подпись студента: ______________Датасдачи работы: _____________
Работапринята: _______________________________________ ________
Ф. и. о.ответственного лица, должность подпись
” ” 200 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал Волжский
Заданиена курсовую работу
подисциплине «Социальная психология»
Студента:Бузуверова Оксана Викторовна
1.Тема: «Основные стороны процесса общения и их характеристика».
2. Срок сдачи курсовойработы: ” ” 200 г.
3. Краткое содержаниекурсовой работы:
– Введение.
– Гл. I. Общение, как обменинформацией (коммуникативная сторона общения)
– Гл. II.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
– Гл. III. общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
– Заключение.
– Библиографический списокиспользованной литературы.
– Приложения.
4. Дата выдачи темы: ” ” 200 г.
Заданиевыдано: ____________________________________ ________
Ф. и. о. ответственного лица, должность подпись
” ” 200 г.
Оглавление
Введение. …Стр….
Глава I.…Стр….
1.1. …Стр….
1.2. …Стр….
1.3. …Стр….
Глава II. …Стр….
2.1. …Стр….
2.2. …Стр….
Глава III. …Стр….
3.1. …Стр….
3.2. …Стр….
3.3. …Стр….
Заключение………………………………………………………………Стр….
Библиографический список использованной литературы.. ………………………………………………Стр. …
Приложения…Стр….
Введение
Учитываясложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его
структуру, чтобы затем возможен был анализ каждогоэлемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению егофункций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения внем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторонаобщения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информациеймежду общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организациивзаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями,но и действиями. Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общениюи установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти терминывесьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются идругие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается втом, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальномуровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальнойдействительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двухдругих, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построениясистемы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общениявыявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта междулюдьми
Глава1
Общение,как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
1.1. Специфика обмена информациейв коммуникативном
процессе.
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обменаинформации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собойразными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
Привсяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информациификсируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то времякак в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но иформируется, уточняется, развивается.
При описаниикоммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обменаинформации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:
1.Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-топередающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие отпростого «движение информации» между двумя устройствами имеется в видуотношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом:взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности.Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своемпартнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е.анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.
Поэтому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесьособую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но истремятся при этом выработать общийсмысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, нопонята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимноеинформирование, но совместное постижение предмета.
2.Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могутповлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагаетвоздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участниковкоммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает,есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта надругого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряетсятем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходитизменение самого типа отношений, который сложился между участникамикоммуникации.
3.Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда,когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможенлишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известнывсем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системызначений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогдане равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичноепонимание ситуации общения.
4. Вусловиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфическиекоммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия пониманияситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорятучастники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана,существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические,религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение,миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разнымсоциальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту своюхарактеристику, что она есть лишь сторона общения.
Припостроении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этоттермин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналынаправлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальныйкоммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительнаяинформация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобыстимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может бытьразличной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение кдействию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е.побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запретнежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация —рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления илидеятельности.
Констатирующаяинформация выступает в форме сообщения, она имеет место в различныхобразовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения,хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным:мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложениядо включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариантсообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходитинформация.
1.2. Средствакоммуникации. Речь
Передача любойинформации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существуетнесколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе,соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различаютвербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковыесистемы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.Каждый из них необходимо рассмотреть вотдельности.
Вербальная коммуникация использует вкачестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е.систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический исинтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации,поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыслсообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общностипонимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которойречь шла выше.
Вообщеотносительно использования речи как некоторой значковой системы в процессекоммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации вцелом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду,что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями(интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характервзаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания ксобеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противномслучае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации —понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познаниядругой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движетсяинформация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг надруга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичьопределенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи вориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речеваяориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столькоразличие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержаниекоммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носитьхарактер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-топозиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем иим самим каких-то новых возможностей.
Совокупностьопределенных мер, направленных на повышение эффективности речевоговоздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которойразрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убежденияпосредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевойкоммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации»,которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативногопроцесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого родамоделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективностивоздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать напростейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г.Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (вчастности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включаетпять элементов.
1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
2) Что? (передается) — Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) — Канал
4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
5) С каким эффектом? — Эффективность
Поповоду каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразныхисследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора,способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы егопозиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая— коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения,оценивает различные факты ‘в подтверждение этой точки зрения; отстраненная —коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точкизрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая— коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда кспециальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этихпозиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативномвоздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладаетопределенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
Рассмотреннаясхема играет определенную положительную роль при познании способов и средстввоздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируютлишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в болеесложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидетьего содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникацииосуществляется взаимовлияние люлеи друг на друга. Чтобы полностьюописать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативногоакта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установкии пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены вречевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения,она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, авключение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых —знаковых систем.
1.3. Невербальная коммуникация
Другой видкоммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую,2) пара-и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и временикоммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призванавыполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентацияэмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая системазнаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическаясистема предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общеймоторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию;лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином,который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторикаразличных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтомувключение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придаетобщению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних итех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известнынедоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, еслипускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так каквоспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие,в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимостьоптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что внастоящее время выделилась особая область исследований — кинесика,которая специально имеет дело с этими проблемами.
Паралингвистическая иэкстралингвистическая системы знаков представляют собой также«добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это системавокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений,например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все этидополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительныхречевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и временикоммуникативного процесса выступает также особой знаковойсистемой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форморганизации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так ив массовых аудиториях.
Проксемика как специальная область,занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения,располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основательпроксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией»,исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. Вслучае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимностиобщения на основе изучения организации его пространства. Так, Холлзафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению,свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональноерасстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичноерасстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешностидеятельности различных дискуссионных групп.
Следующаяспецифическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это«контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этойобласти тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительноговосприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучаетсячастота обмена взглядами, длительносгь их, смена статики и динамики взгляда,избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковойсистемой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубоинтимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы«контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработаллаже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности,в том числе и от такого параметра, как дистанцияобщения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позжеспектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемыедвижением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как ивсе невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальнойкоммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратитьее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобыобнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.
Такимобразом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они,несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль вкоммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблятьвербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявитьтакой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения егоучастников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечиваютобмен информацией, который необходим людям для организации совместнойдеятельности.
Глава 2
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(интерактивнаясторона общения)
2.1.Местовзаимодействия вструктуре общения
Интерактивная сторона общения — это условныйтермин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаныс взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместнойдеятельности.
Есликоммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности,то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает,что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попыткахразвить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людейв этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад внее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организациюсовместной деятельности.
Входе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, нои организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этомпланировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами,созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительносовместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, агруппа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общенияраскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона,которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместныхдействий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для нихдеятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия откоммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется входе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людямнеобходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е.вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Каждаяситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человекпо-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействиезатруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретнойситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно,успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примереиспользования ритуального стиля особенно легко показать необходимостьсоотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторойкультурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече,характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос:«Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Длянашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стеснятьсянегативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут,транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получивтакой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касаетсяиспользования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, тоэто отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии(Петровская, 1983).
Важносделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такиекомпоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, такжеспособствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения,делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
2.2.Взаимодействие как организациясовместной деятельности
Единственным условием, при котором этот содержательныймомент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формыорганизации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическаятеория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает ив данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования.Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не пауровне отдельных действий, а лишь па уровне деятельности как таковои. исоциальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условиивключенности их в некоторую общую деятельность.
Конкретнымсодержанием различных форм совместной деятельности является определенноесоотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна изсхем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждыйучастник делает свою часть обшей работы независимо от других —«совместно-индивидуальная деятельность» (пример — некоторые производственныебригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняетсяпоследовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность»(пример — конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждогоучастника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность»(пример — спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро)(Уманский. 1980. С. 131). Психологический рисунок взаимодействия в каждой изэтих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить егов каждом конкретном случае.
Однакозадача исследования взаимодействия этим нс исчерпывается. Подобно тому, как вслучае анализа коммуникация юн стороны общения была установлена зависимостьмежду характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами,здесь также необходимо проследить, как та или иная cilc-тема взаимодействия сопряжена сосложившимися между участниками взаимодействия отношениями.
Общественныеотношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность,частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностныеотношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как типвзаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли этосотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа(будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничесгво).
Присущаясистеме межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различныеоценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает»взаимодействие (Обозов, 1979). Но вместе с тем такая эмоциональная(положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностьюопределять факт его наличия или отсутствия;
даже в условиях «плохих»межличностных отношений в группах, заданных определенной социальнойдеятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оноопределяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно«подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развитияданной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группасуществует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельностивзаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждомконкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается болееширокой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.
Посколькувзаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальныхнаук уже существовала попытка построить всю систему социального знания,опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социологияГ. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализавзаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизмотносится к такой области проявлений человеческой личности, которыеприобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопросздесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понятолишь из «близлежащих» проявлении взаимодействия. Является ли альтруистическимповедение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только болееширокий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
Прианализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждымучастником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29); именно этоосознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условииможет быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий наоснове взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры пониманияпартнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместныхдействий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегиявзаимодейс