Основные тенденции вынужденных миграционных процессов на Ближнем и Среднем Востоке

Основныетенденции вынужденных миграционных процессов на Ближнем и Среднем востоке
В последнеевремя здесь отмечается рост миграции, вызванной различного рода конфликтами ибедствиями. Проблема вынужденных мигрантов – одна из наиболее важныхдемографических проблем не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и во всеммире. Присутствие значительного числа вынужденных переселенцев может статьисточником дестабилизации обстановки в любой стране, что ставит под угрозужизнь ее населения и граждан других стран. Примером служит последний конфликт вЛиване, в ходе которого лагеря палестинских беженцев (Нахр аль-Барид, Айналь-Хильва)1 стали убежищем для боевиковэкстремистских организаций. Насколько конфликтоопасным является наплыв большогочисла беженцев и перемещенных лиц? Анализ современных тенденций вынужденноймиграции на Ближнем и Среднем Востоке и основных очагов вооруженныхстолкновений позволяет найти ответ на этот вопрос.
Большинствоспециалистов определяют вынужденную миграцию как перемещения людей, покинувшихместо жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семейнасилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнутьсянасилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельствэкономического, природного, техногенного характера2. К вынужденным мигрантам относят также«внутриперемещенных лиц», то есть лиц, вынужденно покинувших местапостоянного проживания вследствие вооруженных конфликтов, систематическихнарушений прав человека, природных или техногенных катастроф, но не пересекшихпри этом международно-признанных границ государств. Во многих странахсуществуют свои критерии определения тех или иных категорий вынужденноймиграции (беженцев, ищущих убежище, «высланных» и др.)3.
Документальныйучет масштабов и тенденций миграции по-прежнему является весьма сложной задачей.Во многих странах региона отсутствует строгая процедура регистрации вынужденныхпереселенцев и систематический статистический учет не ведется. Данные не толькогосударственных органов, но и международных организаций иногда носят лишьоценочный характер и могут быть не вполне достоверными. Несмотря на это, даже сих помощью можно проанализировать основные тенденции в регионе.
В связи сполитической обстановкой в мире важное место в международной повестке днязанимает проблема беженцев. Их численность на Ближнем Востоке, по даннымКомитета США по беженцам и иммигрантам (USCRI) на конец 2005 г., составила около 4,9 млн. чел., в Северной Африке – более 580 тыс. (не включая палестинскихбеженцев, попадающих под отдельный мандат Ближневосточного Агентства ООН дляпомощи и трудоустройства беженцев – UNRWA). В статистике этой организации отражены какчисленность беженцев, так и лиц, ищущих убежища, еще не получивших официальногостатуса беженцев. Необходимо учитывать, что значительная часть вынужденныхпереселенцев проживает вне лагерей Управления Верховного комиссара по беженцам(УВКБ) ООН7 и других организаций.Специалисты часто фиксируют данные только по клиентуре международныхгуманитарных агентств, однако многие вынужденные мигранты не обращаются впункты приема беженцев или не подают заявления на убежище и в результатеоказываются незарегистрированными. Таким образом официальные цифры нередкоявляются заниженными. При отсутствии точных данных в статье приводятся общиесведения об основных тенденциях вынужденной миграции в рассматриваемой странеили в регионе.
На конец 2005 г. больше всего официально зарегистрированных беженцев проживало в Пакистане (в лагерях УВКБ ООН– около 1,1 млн. чел.), за которым следовал Иран (около 1 млн. чел., по данным USCRI). На эти страны сегодняприходится около 1/5 мирового массива беженцев8.
С начала 90-хгодов одним из основных источников легальной и нелегальной миграции беженцевявляется Афганистан. Однако в настоящее время численность афганских беженцев запределами страны снижается вследствие масштабной репатриации в Афганистан (в2002–2006 гг., по данным УВКБ ООН, 4,7 млн. граждан страны вернулись народину), а также в результате изменений в законодательстве европейских стран.Так, в Германии в начале этого столетия Федеральный суд постановил, что лица,бежавшие из Афганистана, не имеют права на статус беженца, поскольку лидерыдвижения «Талибан» не представляют признанного правительства, после чегомиграция афганских граждан в эту страну сократилась. В 2006 г., поданным ООН, до 3,5 млн. вынужденных мигрантов из Афганистана проживали запределами страны. Из них официально зарегистрированы были 2,1 млн. чел.Основные страны убежища – это Иран и Пакистан: более 920 тыс. афганскихбеженцев получают помощь от УВКБ ООН в Иране и около 1,1 млн. – в Пакистане. Поданным правительства Пакистана, еще 1,3 млн. афганцев, многие из которых могутбыть беженцами, живут на территории страны вне лагерей УВКБ ООН. Благодарянепрекращающейся репатриации их численность продолжает сокращаться.
Отдельноговнимания, с точки зрения вынужденной миграции, заслуживает Ирак, который всегоза несколько лет превратился в одного из основных «доноров» беженцев и врегионе, и в мире, наряду с Суданом, Сомали и др. В результате конфликта 2003 г.страну покинули 1,6–2 млн. чел. (почти 7% населения страны)12. Большинство бежало в Иорданию и Сирию13. Хотя после войны многие эмигранты из Иракавернулись на родину, к 2006 г. этот процесс практически остановился. Еслив 2005 г. репатриировалось около 55 тыс. чел., то в 2006 г. – всего400 чел. В результате непрекращающихся боев на территории Иракачисленность беженцев за пределами страны сегодня составляет более 2 млн. чел.14 По разным данным, до 1,6 млн. иракцевпроживают в тяжелейших условиях в Сирии, Иордании, Египте и Ливане. Многиеполучили убежище в странах Европы: Германии, Нидерландах, Великобритании и др.
Присутствиетакого числа беженцев в регионе объясняется, в первую очередь, наличиемполитических и этнических противоречий, приводящих к вооруженным столкновениям.Новой тенденцией на Ближнем и Среднем Востоке стало увеличение роли внутреннихконфликтов как основных факторов, влияющих на перемещения вынужденныхмигрантов. Многие из этих конфликтов носят затяжной характер и в значительнойстепени затрагивают соседние страны, принимающие беженцев на своей территории.В регионе это, прежде всего, гражданская война в Судане, а также борьба междувойсками переходного правительства Сомали и исламистами, которых поддерживаютотряды местных кланов.
Причины новыхвооруженных столкновений в Судане коренятся в этнических ирелигиозно-культурных различиях населения. В ходе последнего крупногомежэтнического конфликта в западном регионе Судана – Дарфуре, вспыхнувшего в2003 г., были убиты от 30 тыс. до 50 тыс. чел., 1,5 млн. суданцев покинулисвои дома. Многие бежали из страны. В мире, по данным ООН, проживает более 680тыс. беженцев из Судана. Основными странами убежища являются Чад, Уганда,Кения, Эфиопия, ЦАР.
В конце 2006 г.столица Сомали и почти весь юг страны находились под контролем радикальныхгруппировок. В начале 2007 г. правительственным войскам при поддержке эфиопскихподразделений удалось вытеснить боевиков из всех крупных городов. Тем не менее,исламисты продолжают вести партизанскую войну. По данным ООН, в результатеконфликта десятки тысяч человек покинули свои дома. 32 тыс. граждан Сомалиполучили убежище на северо-востоке Кении в поселении Дадааб.
За пределамистраны УВКБ ООН зарегистрировано на 2006 г. более 460 тыс. сомалийскихбеженцев. Основными странами убежища являются Кения, Йемен, Великобритания,США, Эфиопия. Многие сомалийцы получили убежище в таких европейских странах,как Нидерланды, Норвегия, Дания.
По-прежнемуна Ближнем Востоке остро стоит проблема палестинских беженцев. Сегодня онинаселяют в основном регионы, входящие в сферу компетенции UNRWA. По даннымАгентства, в 2005 г. их численность составила 4 349 946 чел.– 18% общей численности беженцев в мире. В Ливане проживали 404,2 тыс. чел., вСирии – 432 тыс., в Иордании – 1 827,9 тыс., на Западном берегу р. Иордан– 699,8 тыс. и в Секторе Газа – 986 тыс. Лишь около 1/3 зарегистрированныхАгентством беженцев проживают в 58 официальных лагерях. Многие палестинцыполучили убежище в Египте, Саудовской Аравии, Ираке.
Существуетпроблема курдских беженцев. После войны в Персидском заливе 1991 г.Ирак покинули около 1 млн. курдов. Они получили убежище в соседних странах, внекоторых развитых странах Европы и Америки. Беспокойство международныхорганизаций вызывает положение сирийских курдов. По данным USCRI, в Сирии до 300 тыс.курдов живут в статусе «иностранцев» или «незарегистрированных» безэлементарных прав. Правительство страны выделяет их в отдельную группу «беженцевбез государства». По мнению специалистов, социальная и экономическаямаргинализация такой значительной по численности группы населения ставит подугрозу стабильность в стране и в регионе. Курдские беженцы живут в Ираке:в основном это беженцы из Турции (более 13 тыс. чел.), проживающиепреимущественно в городах и лагерях на севере страны, а также беженцы из Ирана,покинувшие страну из-за ирано-иракской войны 1980–88 гг. (около 12 тыс.чел.)23. Курды также ищут убежище вИране (в основном беженцы из Ирака – более 7 500), Ливане (большинство встатусе «лиц без гражданства»), странах СНГ и др. Война 2003 г. сталапричиной миграции многих курдов из Ирака в Европу (Италию, Кипр, Грецию и др.).
Новые потокивынужденной миграции в регионе БСВ были вызваны войной между Эритреей иЭфиопией 1998–2000 гг. (с обеих сторон около 1 млн. беженцев иперемещенных лиц покинули свои дома), ливано-израильским конфликтом 2006 г.(по данным правительства Ливана, приблизительно 25% населения страны – более915 тыс. чел. – были вынуждены искать убежище; в Израиле численностьперемещенных лиц в результате конфликта составила около 500 тыс. чел.).
Посколькубольшинство конфликтов происходит на собственных территориях, не менее важна,чем проблема беженцев, забота о судьбе внутриперемещенных лиц. Сегодня ихчисленность на территории Судана, по данным USCRI, достигает 5 млн. чел. –больше, чем в любой другой стране мира. Данные УВКБ ООН также свидетельствуют означительном числе перемещенных лиц на территории Судана, однако, по мнениюпредседателя комитета по международным делам Совета Федерации российскогопарламента М. Маргелова численность жертв и беженцев завышается, посколькув настоящее время «полномасштабная война не идет». М. Маргеловпредполагает, что ООН и африканским государствам это выгодно: «ООН нужнакакая-то история успеха», а руководители разных стран в регионе «зарабатываютденьги на гуманитарной катастрофе», выдавая миграцию племен из одной страны вдругую за потоки беженцев. Таким образом, следует со вниманием относиться кмеждународной статистике по численности беженцев и перемещенных лиц в Судане.
К 2005 г.более 80% официально зарегистрированных перемещенных лиц находились в лагеряхбеженцев на юге Судана. Значительная часть населения бежала в столицу Хартум, городскаяинфраструктура которой перестала справляться с возросшим населением.
В Турциипроживают от 380 тыс. до 1 млн. курдов в статусе перемещенных лиц, которыепокинули свои дома в результате конфликта между курдскими повстанцами итурецкой армией. Правительство Турции утверждает, что в 1994–99 гг.деревни на юго-востоке покинули около 378 тыс. чел., в то время как некоторыеместные неправительственные организации (например, theTurkishHumanRightsAssociation (IHD)) называют цифры,значительно превышающие официальные (до 3 млн. чел.).
Наблюдаетсярост численности перемещенных лиц на территории Ирака (более 1,7 млн. чел.),что вызвано постоянными боями и нестабильностью в стране.
Среди причин,способствующих сохранению высокой численности беженцев и перемещенных лиц,необходимо выделить причины, обусловленные ухудшением окружающей среды,экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. Врезультате сильнейшей за последние 30 лет засухи в Афганистане в началенынешнего столетия, по данным ООН, по меньшей мере 700 тыс. чел. были вынужденыискать убежище в лагерях на территории страны, а также в соседних Иране иПакистане. Из-за засухи в эти годы 340 тыс. граждан Эритреи покинули свои домав районах, затронутых бедствием. В Иране новые внутренние миграционные потокибыли вызваны землетрясением 2003 г., в результате которого более 50 тыс.иранцам пришлось искать убежище. Из-за землетрясения 2005 г. в Пакистанедо 3 млн. человек лишились своих домов. Засухи на юге Сомали и наводнения в районестолицы Могадишо заставили тысячи людей искать убежище (в основном натерритории собственной страны).
Вынужденныеперемещения населения в регионе вызваны также урбанизацией и состояниеминфраструктуры. Подобные процессы особенно характерны для Турции, гденаблюдается значительный рост городского населения, во многом благодаряпереселению из деревень на юго-востоке в города центральной и западной частистраны (в последние годы до 400 тыс. чел. покинули свои дома)28.
Вынужденнаямиграция в регионе имеет свою специфику. Во-первых, это комплексное явление,последствия которого приходится учитывать и соседним странам, и тем, кто неимеет общих границ с государством-источником потока беженцев.В странах-членах Союза Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания,Марокко, Тунис) отмечается рост численности ищущих убежище и экономическихмигрантов из стран Африки южнее Сахары, пытающихся проникнуть в Европу. Непрекращаются потоки мигрантов и ищущих убежище из стран Африканского Рога вЙемен. Подобные процессы оказывают влияние на политическую исоциально-экономическую ситуацию в этих странах (напряжение на рынках труда ижилья, рост уровня преступности в местах притока мигрантов и т.д.).Правительству приходится учитывать возможные негативные последствия морального,экономического, политического характера.
Во-вторых,многие страны региона сочетают в себе одновременно роли страны – «донора»беженцев и страны, принимающей вынужденных мигрантов. Судан, несмотря навнутриполитическую ситуацию, предоставляет убежище на своей территориимногочисленным беженцам из Эритреи (в 2005 г., в стране проживали до111 тыс. граждан этой страны), Эфиопии (около 15 тыс. чел.), Уганды (8 тыс.чел.).
Изменения вмиграционном законодательстве, которые происходят в настоящее время в странахЕвропы, свидетельствуют, что проблема приема мигрантов, в том числевынужденных, еще не получила окончательного решения. Конвенция о статусебеженцев 1951 г. требует от принимающих государств обеспечивать уважениеосновных прав и свобод человека в отношении находящихся у них беженцев. Тем неменее, страны Европы обеспокоены не только финансовыми затратами наобустройство беженцев, но и угрозой безопасности страны. Несмотря насуществование института права убежища, ввиду значительной легальной и нелегальноймиграции из стран Африки южнее Сахары, Северной Африки и др. регионов, многиеевропейские государства идут на ужесточение миграционной политики иразрабатывают новые критерии, определяющие статус беженца. В действительности,оценить конфликтогенность миграции достаточно сложно. Известно, чтов таких странах, как Турция, Иран, Ирак, нередко возникали конфликты междуместным населением и курдами. Европейские страны в этом отношении неисключение. В апреле 2007 г. в Брюсселе произошли столкновения между этническимитурками и представителями курдского меньшинства, а годом ранее по инициативепоследних в центре города прошла антитурецкая манифестация. Подобныестолкновения, парижские беспорядки 2005 г., в которых участвовалипреимущественно иммигранты, выходцы из арабских стран Северной Африки, –подтверждают тот факт, что иммиграция (даже в развитые страны Европы) неизбавляет переселенцев от межэтнических конфликтов и противоречий. У многихмигрантов их стремление к консолидации и отрицательные установки в отношенииинтеграции препятствуют ассимиляции и, как правило, ставят иностранных гражданв оппозицию к принимающему их населению. Сегодня страны Европы сталкиваются струдностями интеграции в свое общество выходцев из исламских государств.Попытки наладить диалог, в целом, неэффективны (события во Франции), т. к.мусульманские общины этнически- и культурно-идеологически разнородны ипрактически не имеют единой структуры. Как правило, редко находятсяорганизации, способные говорить от имени всего иммигрантского анклава той илииной страны. Децентрализация иностранных общин препятствует принятию решений вкризисных ситуациях.
Естьоснования утверждать, что этно-конфессиональное отчуждение иммигрантов, вместес социальными и экономическими проблемами, оказывает серьезное влияние на успехинтеграции вынужденных переселенцев в окружающее их общество и способствуетвозникновению конфликтных ситуаций.
Насколькострана способна решить проблемы, связанные с обустройством и проживаниембеженцев и ищущих убежище, их интеграцией в общество, какие меры необходимо дляэтого предпринять? От ответов на эти вопросы, степени согласованности действийсоциальных институтов, способности государства гарантировать исполнение законови обеспечивать безопасность и своих, и иностранных граждан, зависит, возникнутли условия, которые могут дестабилизировать обстановку в стране. Многиеспециалисты видят решение проблемы вынужденных переселенцев в их обустройстве влагерях с возможностью последующего переселения в третьи страны или репатриациина родину. Однако это не всегда оказывается эффективно. График 1 показывает,какая часть палестинских беженцев живет в лагерях, какая рассеяна по странам,подпадающим под мандат UNRWA. Ливан и Сектор Газа – территории, на которыхпроцент палестинцев, проживающих в лагерях, наиболее высок. Есть основаниесчитать, что невозможность натурализоваться, интегрироваться в окружающееобщество, его экономическую жизнь является фактором, приводящимк возникновению конфликтов. Во многих странах экстерриториальность лагерейчасто увеличивает риск их превращения в опорные пункты для экстремистскихи террористических сил. Это подтверждают события в лагерях палестинскихбеженцев в Ливане, Газе. Турция неоднократно требовала от ООН закрытьлагерь курдских беженцев Махмур в Ираке, утверждая, что там скрываются членыКурдской рабочей партии. Необходимо отметить, что часто сами условия содержанияв лагерях способствуют росту негативных настроений среди вынужденныхпереселенцев, вовлечению молодежи в различные повстанческие движения, переходуна сторону боевиков. На беженцев нередко налагаются запреты, не позволяющиезаниматься квалифицированным трудом, обладать недвижимостью и т.п. Имприходится испытывать трудности в получении медицинской помощи, образования,социальных услуг и др. В Турции многие курды, перемещенные внутристраны, живут вместе со всеми родственниками (иногда более тридцати человек) вжилищах, рассчитанных на одну семью. Некоторым приходится ютиться в палатках,жить на улицах. Только небольшая часть перемещенных курдов обеспечиваетсяжильем в соответствии с государственными программами.
В лагерях вТиндуфе на юго-западе Алжира многие западно-сахарские беженцы (сахрави) живутуже более 25 лет в ужасных условиях, усугубляемых пустынным климатом. Людистрадают от нехватки еды и воды, большинство до сих пор живет в палатках. Ихчисленность, по данным USCRI, составляет около 165 тыс. чел. Референдум ООН,который должен был определить статус Западной Сахары, неоднократнооткладывался. Миссии ООН по референдуму в Западной Сахаре (МИНУРСО) до сих порне удается завершить регистрацию участников из-за споров между властями Мароккои ПОЛИСАРИО по поводу того, кто имеет право принимать участие в голосовании. Врезультате, репатриация беженцев из соседних стран задерживается.В последние годы в лагерях царят отрицательные настроения. Учитывая, чтона юго-западе страны в районе Тиндуфа продолжают размещаться административныеорганы САДР, руководство Фронта ПОЛИСАРИО, базы подготовки партизан,конфликтогенность ситуации растет.
/>
Натурализацияили содержание в специальных лагерях, расширение прав беженцев или разработкановых критериев предоставления убежища – решение этих и других вопросов требуеткомплексного подхода, который обязательно учитывал бы отношение принимающегообщества к вынужденным переселенцам, поскольку это влияет на обстановку встране. Многие иностранные граждане используют обращение с просьбой об убежищекак средство, позволяющее въехать на территорию страны. Наплыв иммигрантовзаставляет государства ограничивать каналы законного въезда на свою территориюдля иностранцев. В результате растет спрос на услуги контрабандистов, фальшивыедокументы и т.п., что, в свою очередь, провоцирует усиление в обществескептицизма относительно истинных мотивов лиц, ищущих убежище. Настороженностьпо отношению к вынужденным мигрантам в совокупности с беспокойством за ситуациюна рынке труда и безопасность в стране приводят к возникновению конфликтов междугражданами страны и беженцами.
На созданиеблагоприятных отношений и нормальной атмосферы оказывают влияние многиефакторы. В Ираке враждебное отношение к палестинцам обусловленоконфессиональным фактором, а также существованием прочной связи между палестинскимибеженцами и режимом С. Хусейна, при котором они пользовались некоторымипривилегиями. В 2006 г. в Ираке во многих сообщениях СМИ палестинскиебеженцы обвинялись во взрыве мечети в Самаре. В результате, неизвестные убили12 палестинцев, 12 человек были похищены. Преследования в Ираке вынудили многихпалестинских беженцев эмигрировать в Сирию и Иорданию.
Очевидно, чтоеще один аспект проблемы вынужденных мигрантов заключен в отношении к нимместного населения. В процессе адаптации переселенцев из других странчасто возникают конфликты, укрепляются опасения и предубеждения граждан страны,принимающей мигрантов, что порождает социальную напряженность.
Ввидудостаточно высокой конфликтогенности миграции, необходим новый стратегическийподход к решению проблемы вынужденных переселенцев. Следует признать, что наданном этапе у проблемы нет быстрого и радикального решения. В эпохуглобализации и вооруженных столкновений закрытие границ и корректировкаполитики в области предоставления убежища и иммиграции не могут кардинальноизменить сложившуюся миграционную ситуацию, о чем свидетельствуют масштабынелегального перемещения населения. Требуется кооперация между организациями,как международными, так и региональными, межправительственными, такими как ЛАГ,а также учет опыта стран, где идет успешная интеграция иммигрантов вокружающее общество (таких как Израиль, Саудовская Аравия, Иордания).Положениевынужденных иммигрантов в странах проживания зависит от целого ряда фактороввнешней и внутренней политической конъюнктуры (возможность нарушенияэтно-конфессионального баланса, экономические и социально-политические проблемыстраны и т.д.), которые тоже необходимо взвешивать при решении различныхпроблем, в том числе вопросов натурализации и репатриации беженцев. Важно уметьоценить перспективы местной интеграции беженцев в той или иной стране;установить, какойметод будет наиболее эффективным решением и где. В эпохуглобальной террористической угрозы необходимо препятствовать использованиюситуации с беженцами как военное и политическое оружие. Сегодня это проблемадесятков государств, их инфраструктур, это проблема безопасности и работымиллионов людей, будущих поколений.
 

Списоклитературы
конфликт миграция вынужденный восток
1. www.demoscope.ru
2. www.unesco.ru/files/docs/shs/ioncev.pdf).)
3. Международнаямиграция населения: Россия и современный мир, Москва, МАКС-Пресс, 2001.
4. УВКБООН, The GlobalAppeal 2007.
5. Buried Alive: Stateless kurds in Syria. 2006.
6. www.refugeesinternational.org
7. «Втораярелигия» Франции, А.В. Кудрявцев Независимая газета, 18.09.2002.
8. Миграцияи безопасность в России. конецформыначалоформыПодред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. – М.:Интердиалект+, октябрь 2 тыс. – 341 с.