Основные учения о сущности конституции

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА Государственного строительства и права

РЕФЕРАТ

Основные учения о сущности конституции

Москва – 2010
Содержание

Введение
1. Понятие конституции и концепция становления современной конституции, основные конституционные модели
2. Основные подходы к определению сущности конституции
Заключение
Список литературы
Введение

Термин «конституция» в научных исследованиях употребляется в различных значениях и с неодинаковыми характеристиками (говорят о фактической, юридической, политической, неписаной, «живой» конституции), но для подавляющего большинства людей конституция – это особый юридический документ, имеющий важное значение в жизни человека, коллектива, общества, государства. Он закрепляет основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина, основы осуществления публичной власти народом, структуру и взаимоотношения основных органов государства, принципы организации местного самоуправления, а также обычно содержит положения об отношениях данного государства с мировым обществом. Поэтому конституцию часто называют основным законом.
В научной литературе различных стран мира проблемам конституции, её сущности и становлению посвящено огромное количество работ. В предлагаемой работе будут раскрываться вопросы концепции становления современной модели конституции и основные подходы к определению её сущности.
1. Понятие конституции и концепция становления современной конституции, основные конституционные модели.

Термин «конституция» идет со времён Древнего Рима. Так назывался один из видов правовых актов императоров. Такие акты не имели почти ничего похожего на современные конституции, разве что иногда частично затрагивали вопросы собственности и органов государства, которые теперь регулируются настоящими конституциями.
В Средние века конституций в современном понимании этого слова тоже не было. В Европе принимались документы, иногда называемые конституциями (например, документы об устройстве монашеских орденов, городских республик), а также правовые акты, содержавшие положения, которые теперь считаются имеющими конституционное значение. К их числу относились, например, Великая хартия вольностей 1215г. в Англии, которая и сейчас считается частью британской Конституции, Золотая булла 1222г. в Венгрии, Великий мартовский ордонанс 1357г. во Франции и другие. Эти акты конституционными не назывались, да и содержание их было далёким от содержания современной конституции.
Современное понятие конституции как особого учредительного акта, который должен изменить прежний порядок в обществе и ввести новый порядок, зародилось в преддверии буржуазных революций в Европе в XVII-XVIII века. Тогда же возникло толкование конституции как общественного договора между людьми. Именно с этого периода начинается бурное конституционное развитие.
Конституция в современном понимании это закон особого рода – основной закон. Конституция как и любой другой закон , не регулирует и не может регулировать все вопросы жизни людей. Она регулирует только основные, главные, принципиальные общественные отношения, являющиеся базой для развития других. Термин «основной закон» означает, что конституция является юридической базой для издания других правовых актов, ориентиром для деятельности органов государства и должностных лиц и обладает высшей юридической силой.
Становление концепции современной конституции это длительный исторический процесс, который имеет несколько этапов. Первый этап становления концепции современной конституции связан с периодом становления и утверждения «буржуазного» общества в передовых странах Европы и Америки. Далее единый процесс конституционного развития был разделён в результате создания в России социалистического тоталитарного общества и государства и принятия первой конституции социалистического типа. Третий этап развития напрямую связан с ликвидацией колониальной системы и образованию 130 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Поэтому с третьего этапа процесс конституционного развития принимает мировой масштаб и затрагивает фактически все страны. И наконец, четвертый этап связан с крушением тоталитарных и авторитарных режимов в большинстве социалистических и развивающихся стран и вступлением их на путь демократических преобразований.
В рамках этих исторических процессов можно выделить основные конституционные модели. При этом речь пойдёт не о страноведческих моделях (например, неписанная конституция Великобритании существенно отличается от соседней французской или далёкой японской), не о классификации с точки зрения структуры, порядка принятия и изменения конституции, её юридических признаков, а о более широком и сущностном подходе. Исходя из вышесказанного под конституционной моделью понимается явление, возникающее на определённом этапе развития человечества, а не какой либо отдельной страны. Конституционная модель характеризует определённый социально-политический подход к содержанию и способам конституционного регулирования общественных отношений. Это наиболее общее выражение признаков конституций определённого рода. Понятию конституционной модели присущи основные черты. Во-первых, возникая на переломном этапе исторического развития, та или иная конституционная модель является ответом на назревшие главные, коренные а не частные потребности общества.
Во-вторых, конституционная модель характеризуется органическим единством. Конституционная модель это единая схема регулирования определяющих общественных отношений.
В-третьих, конституционная модель это юридическая проекция общественного развития, которая является ориентиром развития общества на будущее.
В-четвёртых, всякая новая конституционная модель, в отличие от обычной новой конституции, является фактором стабилизации общества после пережитых социальных потрясений.
Рассмотрев основные этапы конституционного развития и черты присущие конституционным моделям раскроем основные виды конституционных моделей.
Появление первой либерально-капиталистической конституционной модели соответствует этапу становления капиталистического строя в странах Америки и Европы. В основе такой модели лежали требования ликвидации феодального абсолютизма, подавляющего человека, признания его естественных прав, введения определенных элементов демократии (республиканская форма правления, парламент как единственный законодательный орган, ограниченное избирательное право – только для мужчин). Эти три вопроса: власть, права человека и ограниченная демократия – составляли суть содержания данной конституционной модели. Конституции такой модели закрепляли такие ценности как свобода, равенство, частная собственность, естественные права человека, и отличие «естественных, нерушимых, неотчуждаемых» властью прав человека от прав гражданина как члена государственного общества. Социально-экономические права на труд, отдых, пенсии, образование, здравоохранение и др., конституции того времени не предусматривали. Конституции, относящиеся к этой модели это инструментальные конституции, т.к. основную часть текста они посвящают органам государства, их отношениям, деятельности. Тем не менее данная модель заложила основы конституционализма, имела величайшее значение для развития общества, государства, статуса человека и гражданина.
После Первой мировой войны и в период возникновения первого социалистического государства возникают новые конституционные модели. В странах капитализма новая конституционная модель вызревала довольно медленно и получила название либерально-капиталистической, инструментальной с социальными элементами, в основном, демократического характера.
Принципиальные подходы конституций данной модели существенно отличались от принципов первой конституционной модели. Так в ряде конституций того периода содержались положения, относящиеся к социальным отношениям. Некоторые конституции сделали шаг к концепции социального государства. Несмотря на это, в конституциях данной модели ещё детально не говорится о формах собственности, о характере государственной власти, о политических партиях, других общественных объединениях, о местном самоуправлении, хотя в этот период оно стало распространяться во многих странах.
Наряду с этой моделью в странах тоталитарного социализма сложилась принципиально иная модель. Это была политически недемократическая конституционная модель тоталитарного социализма, открыто идеологизированная, основанная на принципах марксизма-ленинизма. Пропаганда иных взглядов каралась в соответствии с уголовным законодательством. Инструментальной данная модель была в незначительной степени. Процедурам, отношениям органов государства придавалось мало значения. Главным была руководящая роль коммунистической партии, которую нельзя было отстранить от власти, например, путём выборов. Частная собственность запрещалась и подлежала ликвидации. В соответствии с советскими конституциями население страны было разделено на трудящихся и «эксплуататоров» (частных собственников). Класс эксплуататоров подлежал ликвидации в результате социалистических преобразований. Провозглашалась власть трудящихся.
Четвёртая конституционная модель возникла после Второй мировой войны в обстановке развития демократического движения в мире в связи с разгромом фашизма. На формирование параметров этой модели своё влияние оказал конституционный опыт СССР, роль которого в мире возросла благодаря решающему вкладу Советского Союза в победу над фашизмом. Поэтому создатели зарубежных конституций верно увидели в социалистическом опыте конституционного строительства «рациональное зерно», и отсекая тоталитарную сущность, использовали некоторые подходы и формы для иного по существу конституционного регулирования. В результате обозначились и получают глобальное распространение основные черты социально-инструментальной демократической модели современной конституции, которая содержится в конституциях стран ликвидировавших тоталитарный режим.
2. Основные подходы к определению сущности конституции.

Понятие «сущность конституции» необходимо рассматривать с учётом единства двух аспектов – юридического и социального. Сущность конституции в юридическом аспекте, выражена в качествах конституции как учредительного документа, основного закона, принимаемого в усложненном порядке, обладающего высшей юридической силой и имеющего особый объект регулирования.
Социальная сущность конституции выражает и закрепляет главные жизненные интересы господствующего или доминирующего в обществе социального слоя, совпадающие интересы нескольких таких социальных слоёв, компромисс разных по социальной сущности слоёв, совпадающие интересы всего народа с учетом приоритетов доминирующих в обществе социальных слоёв (например, так называемого «среднего класса»).
Марксизм-энгельсизм и ленинизм рассматривают сущность любой конституции как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (союз однородных по своему характеру классов, других социально-политических сил) закрепляет свое господство.
Специальную работу сущности конституции впервые посвятил немецкий социалист Ф. Лассаль (1825-1864), который в целом разделял позицию Маркса и Энгельса, хотя при более гибком подходе. Сущность конституции Ф.Лассаль рассматривал прежде всего с позиции сопоставления фактической и юридической конституции. В соответствии с этой позицией сущность конституции страны это соотношение сил существующих в стране. Писанная конституция тогда прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.
В.И.Ленин принял позицию Ф.Лассаля, но обострил её, связав с соотношением не просто общественных, а классовых сил.
Необходимо отметить, что сущность современной конституции нельзя толковать односторонне, сводить её только к закреплению власти какого-то одного класса, союза дружественных классов. Чаще всего современная конституция закрепляет волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определённого социального слоя или слоёв. Компромисс, о котором идет речь, достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции. Естественно, что в ходе такой состязательности приоритет принадлежит тем силам, которые социально, политически, идеологически доминируют в обществе. Конституция не может не отражать именно такое соотношение. Поэтому говоря о компромиссе как о сущностном признаке конституции, нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил.
Современная конституция – это не только закрепление жизненных интересов определенных социально-политических сил в обществе, не только выражение, как правило, достигнутого компромисса (иногда – консенсуса, иногда безоговорочного согласия, как нередко бывает среди органов, принимающих конституцию при тоталитарных режимах), но и концентрированное выражение установленных в обществе базовых взаимосвязей. Это разносторонние связи человека, коллектива (разных коллективов, имеющих собственные интересы), государства и общества. Наконец, современная конституция – это также концентрированное выражение принятых обществом, народом общечеловеческих ценностей.
Специфика сущности современной конституции как особого юридического документа состоит в том, что она представляет собой нормативно-правовое выражение жизненных интересов различных социальных сил, их компромисса или консенсуса, общечеловеческих ценностей, признаваемых обществом, сделанное на высшем правовом уровне, на уровне основного закона.
В условиях современного демократического, социализированного, коллективизированного и информационного общества (последнее предполагает значительное, а иногда определяющее влияние общественного мнения на структуры власти) сущность конституции может быть охарактеризована как закрепление основным законом совпадающих жизненных интересов народа при приоритете интересов доминирующего социального слоя, юридическое выражение достигнутого в обществе компромисса или консенсуса на базе признания общечеловеческих ценностей.
Если на основе этой характеристики попытаться дать еще более сжатое определение, то можно сказать, что сущность современной конституции – это высшее законодательное закрепление достигнутого в обществе компромисса на основе признания общечеловеческих ценностей при приоритете интересов доминирующей социальной общности.
Сущность конституции неразрывно связана с ее содержанием, причем сущность отражает природу конституции глубже, а содержание – богаче, разностороннее. Содержание современной конституции – это тот или иной способ нормативного выражения конкретного компромисса, достигнутого в обществе в данных условиях. Внешне содержание представлено совокупностью норм основного закона, которые определяют основы взаимосвязей человека – коллектива – государства и общества в той или иной конституционной модели, а при анализе конкретной конституции (российской, французской или китайской) – в данной конституции. Рассматривая содержание той или иной конституционной модели или конкретной конституции, важно различать два элемента, составляющих в спаянном виде ее содержание: социальное содержание, т.е. характер урегулирования общественных отношений человека – коллектива – государства и общества в интересах определенных социально-политических сил, и содержание правовое – тот нормативный правовой материал, из которого состоит конституция, который заключен в ней (нормы, институты, принципы). В разных конституциях для выражения указанных взаимосвязей могут использоваться разные формулировки норм, неодинаковые правовые институты. Особенности социального и правового содержания, взятые вместе, дают ту или иную конституционную модель, определение которой дано выше. Она может быть представлена одной конституцией, но чаще всего – это обобщение особенностей нескольких, а то и многих конституций.
конституция юридический правовой власть
Заключение

Как видно из изложенного за период конституционного развития концепция конституции как особого документа претерпела кардинальные изменения. Сущность первых конституций сводилась к основам регулирования структур высших органов государства и частичному раскрытию основных прав и свобод человека и гражданина. Они были лишены социальных моментов, не закрепляли важнейшие устои общественного строя, а их политическое и особенно идеологическое значение отрицалось длительное время.
Постепенно ситуация изменилась. Под сущностью конституции стали понимать закрепленные в ней на высшем правовом уровне, на уровне основного закона совпадающие жизненные интересы народа, при приоритете жизненных интересов доминирующего социального слоя. Сущность конституции это юридическое выражение достигнутого в обществе компромисса на базе признания общечеловеческих ценностей.
Список литературы

1. Т.Я.. Хабриева, В.Е.Чиркин, Теория современной конституции – М., Норма, 2005, 320с.
2. Л.Ш.Лозовский, Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания М.:ИНФРА-М, 2010,113с.
3. Кудинов О.А., Конституционное право Российской Федерации М.: «Ось-89»,2009.-192с.