Реферат
ОСНОВНЫЕУГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Происходящие сегодня вмире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической,духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальнойбезопасности Российской Федерации особенно острой. Развал Советского Союза,односторонний роспуск Организации Варшавского договора, окончание«холодной войны» не приблизили мир к стабильности. Мир не стал болеебезопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболеедейственный фактор мировой политики.
Потенциальная военнаяопасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразныеформы. Попытки нашей политической элиты поставить на первый план«общечеловеческие ценности», представить страну в окружении«союзников» и «друзей» успехом не увенчались, но привели кослаблению позиций России в мире и сокращению сфер ее влияния. Последние годы ознаменовалисьизменением взглядов политического руководства страны. Безусловно, на этоповлияли ракетно-бомбовые удары по Югославии, заявление администрации Д. Бушаоб одностороннем выходе США из договора по ПРО, неясность ситуации с будущимразвертываемых в Центральной Азии баз. Пришло понимание того, что любоепроявление слабости России может послужить для ее соперников опаснымпровоцирующим фактором. России нужно быть готовой ко всему и не искушать другиедержавы своей экономической и военной немощью.
Ситуация усугубляетсясложным экономическим положением в стране, что затрудняет теоретическуюпроработку и практическое осуществление мер по соответствующей реакции навызовы ее военной безопасности. Локальные войны и военные конфликты,возникающие в различных районах земного шара, не обошли стороной и новыенезависимые государства — бывшие республики СССР. Маловероятно, что они обойдутстороной Россию.
Включение в составблока НАТО Польши, Чехии, Венгрии, стремление других государств ВосточнойЕвропы войти в Североатлантический союз, позволили альянсу выйти к нашимзападным границам, сохранив крупные группировки вооруженных сил на своей ивновь включаемой в блок территории. Операция многонациональных сил на Балканахподтвердила реально существующую опасность втягивания России, при определенныхобстоятельствах, в вооруженный конфликт. Она же показала, что есть всеоснования делать вывод не только о расширении НАТО в пространстве, но и всодержании деятельности. Создан прецедент применения военной силы против суверенногогосударства без резолюции Совета Безопасности ООН. Более того, готовясь кпродолжению борьбы со странами «оси зла», США заявили о возможностиначать боевые действия против Ирака даже без союзников. Аналогичное заявлениеделалось и по поводу возможной спецоперации в Панкисском ущелье.
Военная опасность дляРоссии существует и на востоке, равно как и на южных границах страны.Особенность сложившейся ситуации в сфере обеспечения военной безопасности,неопределенность ее развития, заставляют ученых, политиков, военных вновьобращаться к проблеме защиты национальных интересов средствами вооруженногонасилия. Эта проблема является одной из самых приоритетных и в деятельностиинститутов власти. Каким же образом она решается? Что представляет собой механизмобеспечения военной безопасности межгосударственных отношений иобороноспособности страны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимообратиться к рассмотрению сущности военной безопасности и ее слагаемых,соотношению политических и собственно военных средств в ее обеспечении.
Обеспечение военнойбезопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельностигосударства. Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение,локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Россиярассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительствадемократического правового государства, осуществления социально-экономическихреформ, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях,последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международнойбезопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Россия сохраняет статусядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) еесоюзников, придает приоритетное значение укреплению системы коллективнойбезопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора околлективной безопасности.
Тема дипломной работыучитывает чрезвычайную значимость вопросов обеспечения военной безопасности Россиив переходный период, необходимость соблюдения адекватности состояния ееэлементов складывающейся военно-политической обстановке. Цель работы состоит ванализе основных угроз военной безопасности Российской федерации, рассмотрениисовременного состояния элементов системы обеспечения военной безопасностиРоссии, определении возможных направлений ее совершенствования.
В работе дается анализосновных угроз военной безопасности Российской Федерации.
Условием успешногоисследования проблем военной безопасности страны, практического решения задачее вооруженной защиты является рассмотрение характера существующихмеждународных и внутригосударственных отношений, выявление источников военнойопасности и угроз национальным интересам.
Как военная опасность,так и военная угроза являются своеобразными характеристиками реальносуществующей или прогнозируемой в будущем военно-политической обстановки,отношений между коалициями государств, отдельными странами, различнымиполитическими силами внутри них.
1.Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки
Военная опасность — состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможностиприменения военной силы против государства для достижения политических и иныхцелей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военнойугрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а нареально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу.Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, котораяхарактеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешитьсуществующие противоречия военно-силовыми методами.
Военная опасность необязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ееисточники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей. Ими могут бытьсамые различные явления и процессы общественной жизни:
пересечениеполитических интересов людей, социальных групп, классов, государств иликоалиций стран;
противоречия наэкономической, социальной, этнической или религиозной почве;
производство инакопление ядерных или обычных вооружений;
наличие и развертываниемассовых армий;
угроза экологическихкатастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренногоиспользования боевых средств и многое другое.
Поскольку военнаяопасность предполагает возможность применения военной силы для решениявозникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасностигосударству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемогоявления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий.
Характерными признакамивоенной опасности для страны можно считать:
наличие острыхпротиворечий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;
наличие у одной изсторон достаточного количества военных сил и средств для разрешенияпротиворечия в свою пользу или способность государства создать такие силы вперспективе;
наличие у лидеров илиправительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способностииспользовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта;
наличие надежныхсоюзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политическихотношений;
благоприятныегеополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическаяобстановка для осуществления военных акций и т.д.
Источники военнойугрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Ихпризнаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических ивоенно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизацииинформационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательнойдеятельности государств. Такими признаками являются:
резкое обострениепротиворечий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованиюсилы (исчерпаны последние политические средства для разрешения конфликта);
создание противостоящейстороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формированийи средств, способных к выполнению задач;
решимость политическогоруководства противостоящей стороны использовать военную силу;
организация широкойподдержки массами избранного руководством курса на силовое разрешениеконфликта;
резкая активизацияпсихологической и информационной борьбы;
дипломатическиедемарши, ужесточение военно-экономической блокады;
проведение мобилизации(полной или частичной) в стране;
наличие благоприятнойвоенно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;
усиление активностивооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.
2.Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз дляРоссийской Федерации
Ключевым вопросом дляопределения военной опасности, существующих и прогнозируемых угроз длянациональной и военной безопасности Российской Федерации является проблемаформулирования национальных интересов государства. Современная системанациональных интересов страны достаточно емко отражена в Концепции национальнойбезопасности. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересовличности, общества и государства в экономической, внутриполитической,социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологическойи других сферах. Интересы эти носят долгосрочный характер и определяют основныецели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политикигосударства. Наши национальные интересы в военной сфере заключаются в защитенезависимости России, ее суверенитета, государственной и территориальнойцелостности, в предотвращении военной агрессии против России, ее союзников, вобеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Существует рядфакторов, повышающих уровень военной опасности для Российской Федерации. Преждевсего, это:
переход НАТО к практикесиловых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции СоветаБезопасности ООН. Возведенный в ранг стратегической доктрины, он чреват угрозойдестабилизации всей стратегической обстановки в мире;
увеличивающийсятехнологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей посозданию вооружений и военной техники нового поколения. Такая ситуация можетподтолкнуть их к качественно новому этапу гонки вооружений;
активизациядеятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб ииспользуемых ими организаций;
затянувшийся процессреформирования военной организации и оборонного промышленного комплексаРоссийской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны инесовершенство нормативной правовой базы. Как результат — критически низкийуровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижениеобеспеченности войск (сил) современным вооружением, военной и специальнойтехникой, крайняя острота социальных проблем. Это в свою очередь ведет кослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Для анализа того, какбудет складываться военно-политическая обстановка, в которой России придетсясуществовать в качестве субъекта мировой политики, следует учитывать, в том числеее геополитическое положение. А оно уникально. Россия находится в центральнойчасти Евразии уже в силу этого может активно влиять на глобальные политическиепроцессы и жизнь планеты в целом. Недаром английский географ и политик X.Маккиндер, взгляды которого пользуются популярностью в США, приравнивалконтроль над Евразией к контролю над миром. И это положение России являлось иявляется целью устремлений субъектов мировой политики, а значит — и источникомугроз.
По своему положению вмире Россия была, есть и будет объектом глобальных, региональных и локальныхугроз и вызовов различного характера. На глобальном уровне — Россия, даже всегодняшнем непростом экономическом состоянии. — слишком значимый и важныйсубъект мировой политики, держава, несущая огромную ответственность за судьбымира. а региональном уровне она — естественный центр силы для стран впостсоветском пространстве, влиятельный арбитр в международных делах.
Какие факторы будутопределять характер военных опасностей и угроз в первом десятилетии ХХТ века?Какими тенденциями в глобальной расстановке сил в мире будет характеризоватьсявоенно-политическая обстановка в этот период? Они, на наш взгляд, таковы:
высокая степеньнестабильности;
рост активности виспользовании военной силы при решении спорных проблем, как внутренних, так имеждународных;
рост влияния ивозможностей террористических и экстремистских организаций;
ярко выраженноестремление США обеспечить свое глобальное лидерство на обозримое будущее.
На последнем тезисеследует остановиться особо. Решение вопроса об основном источнике и характеревоенной опасности для России в ближайшей и долгосрочной перспективесущественным образом будет определяться деятельностью США по проецированиювоенной силы исходя из своего понимания национальных ценностей и интересов.
Прежде всего, опасностьпредставляет характерный для нынешнего руководства США уклон в пользуодносторонних действий. С точки зрения республиканцев, для обеспеченияамериканского лидерства не требуется опоры на международный консенсус: СШАбудут действовать вместе с союзниками там, где это возможно, но готовыдействовать самостоятельно там, где это необходимо. Если при проведенииоперации в Афганистане США заручились соответствующими резолюциями СоветаБезопасности ООН, то в дальнейшем администрация Буша не намерена испрашиватьсанкцию для расширения масштабов операции и проекции своей силы в любомнаправлении.
Крайне негативноотносится руководство Вашингтона ко многим сферам режима контроля надвооружениями, который, по их мнению, стал препятствием для обеспеченияподавляющего военного превосходства США и воспринимается им как односторонниеограничения. В условиях, когда у Вашингтона нет равного по силам противника,администрация Буша объявила, что военное строительство будет основано не наоценке конкретной угрозы, а на необходимости обладания силами и средствами,позволяющими одержать победу в конфликте с любым гипотетическим противником.
Подавляющее военноепревосходство США позволяет качественно изменить суть военного противоборства.Фактически речь идет не о «бесконтактной», а об«односторонней» войне. В ходе ее США получили возможность, невстречая адекватного отпора, уничтожать военные, экономические и политическиеобъекты другой стороны и достигать политических целей войны. С учетомприверженности Вашингтона практике двойных стандартов, оценкевоенно-политической обстановки с одной, удобной ему, точки зрения, США самистановятся угрозой стабильности и безопасности. Упоенный успешно проведеннойоперацией в Афганистане. Вашингтон назначил следующие жертвы — страны такназываемой «оси зла». Кто берется предугадать весь список?
Действия Вашингтонасоздают политическую и материальную платформу для длительной войны. Конечные еецели пока не ясны, но можно предположить с высокой степенью уверенности, что,наряду с разгромом террористических организаций и группировок, это укреплениеполитических, экономических и военных позиций США в целом ряде регионов мира, втом числе — прилегающих к границам России.
Да, пока СоединенныеШтаты нуждаются в партнерах и союзниках. Но высказывания администрации Белогодома (практически их можно выразить формулой: «кто не с нами — тот противнас») позволяют сделать вывод: можно оставаться партнером, только следуя вфарватере политики США. Показательно в этом плане, что даже необходимостьполитических реверансов по отношению к России в ответ на поддержку еюантиталибской коалиции, никак не повлияла на позиции США по проблематике ПРО ирасширению НАТО на восток.
3.Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации
Снижение угрозывозникновения крупномасштабной войны в Европе не исключило возможностизарождения и развития конфликтных ситуаций, в том числе с вовлечением в нихРоссии. Результатом эскалации этих ситуаций могут стать и военные действия.Более того, эти конфликты могут тайно провоцироваться и подпитываться США иЗападом с целью получения дополнительных рычагов влияния на политику России
Соперничество вполитической, экономической и военной сферах между существующими и возникающимицентрами силы на континенте, потенциальные очаги напряженности, вооруженныеконфликты на региональном уровне, наличие в мирное время у ряда государствмощных вооруженных сил, а также ядерного оружия, будут по-прежнему составлятьсерьезную угрозу, в том числе и военную, для безопасности России и странСодружества.
Основными источникамивозникновения конфликтных ситуаций могут стать сохраняющаяся кризиснаяобстановка в отдельных регионах континента, вызванная наличием экономических,этнополитических, территориальных, религиозных и других противоречий в условияхдействия несовершенных механизмов по их урегулированию.
В качествепотенциальной опасности в более отдаленной перспективе следует рассматриватьсоздание к 2003 году в соответствии с решениями Европейского союза европейскихсил быстрого реагирования. Их главные задачи — проведение операций поосуществлению гуманитарных интервенций.
Данный курсЕвропейского союза подкрепляется межгосударственной консолидацией европейскойоборонной промышленности. Особенно быстрыми темпами он проходит ваэрокосмической и электронной сферах, являющихся ключевыми ввоенно-промышленной базе современных государств. К концу текущего десятилетияЕС сможет приобрести собственные, независимые от НАТО (фактически от США) разведывательно-коммуникационнуюинфраструктуру, систему управления боевыми операциями и военно-транспортнуюавиацию. В случае реализации заявленного курса ЕС получит возможность оказыватьвоенно-политическое давление (вплоть до силового) на Россию с целью обеспечениясобственных интересов. Ведущие европейские страны смогут обладать к 2010 г.новыми системами ПВО, которые фактически способны выполнять функции тактическойПРО. Кроме того, Великобритания и Франция не собираются отказываться отядерного оружия.
Наибольшую опасностьдля России будет представлять Североатлантический союз и его вооруженные силы.Мероприятия военно-политического руководства блока будут по-прежнему направленына превращение альянса в единственную организацию, способную диктовать свои военно-политическиеи экономические требования не только в Европе, но и за ее пределами. При этомнаряду с повышением политической активности, руководство блока значительноевнимание будет уделять укреплению военной составляющей альянса.
С присоединением к НАТОстран — кандидатов второй и третьей очереди боевой потенциал НАТО можетвозрасти почти в 1,5 раза. Поэтому дальнейшая реализация планов продвиженияНАТО на восток, при определенных условиях, будет означать для Россиизначительное повышение уровня потенциальной военной опасности.
Расширение НАТО имеетмноговекторную направленность. Во-первых, включение новых стран в НАТОувеличивает возможности США и других ведущих держав альянса оказыватьполитическое и военное давление на Россию с южного, юго-западного, западного исеверо-западного направлений. Это давление может рассматриваться как попыткашантажа, осуществляемого без непосредственного применения военной силы в целяхдостижения разнообразных интересов: начиная от субъективно трактуемыхгуманитарных вопросов и заканчивая территориальными уступками.
По-видимому, высшееруководство НАТО не рассматривает возможность ядерной или обычной войны противРоссии в качестве реалистического сценария. Такая угроза не может считатьсяреалистичной до тех пор, пока есть возможность использовать ядерное оружие вответ на применение военной силы со стороны Североатлантического альянса.Поэтому угрозу безопасности России, вызванную расширением НАТО не следуетрассматривать буквально как подготовку к войне по Балканскому сценарию.
Во-вторых, расширениеНАТО представляет для России угрозу военно-стратегического характера. Врезультате дальнейшего расширения НАТО происходит утрата Россиейстратегического предполья, что коренным образом меняет подход к обороне страны.В этом же контексте необходимо рассматривать отработку военным комитетом НАТОдокументов, предусматривающих возможность использования силы в постсоветскомпространстве.
Ситуация может статьеще более опасной в случае размещения на территории стран Восточной Европы иБалтии группировок войск (сил) альянса, в том числе ядерных. В результатепрактического осуществления подобных планов значительно сократится времястратегического предупреждения, что существенно ограничит возможности попринятию адекватных мер в случае внезапной агрессии.
В-третьих, в настоящеевремя расширение альянса и другие его различные акции представляют собой нетолько экспансию политическую, экономическую, военную, но и экспансиюкультурно-цивилизационную, направленную на ликвидацию историко-культурнойидентичности России.
Нельзя полностьюисключать и того, что крайне реакционные круги США и Североатлантическогоальянса, в силу различных причин (стремление окончательно расправиться сгеополитическим соперником, обострение ресурсной проблемы, политическаянедальновидность и т.д.) уже в настоящее время ведут дело к тому, чтобыспровоцировать Россию на разрыв отношений с Западом и ее самоизоляцию.
Очевидна опасностьнамерения администрации США сломать стратегическую стабильность с помощьюсоздания системы ПРО, хотя с точки зрения возможностей по противодействиюРоссии осуществлять ядерное сдерживание она проявится не ранее 2010 г.
Потенциальнойопасностью для России является коренное изменение соотношения военно-морскихсил в пользу соседних государств. При сохранении нынешних тенденций, к 2005 г.наш флот будет уступать на Черном море ВМС Турции — в два, на Балтике Швециитакже в два раза, Германии — в четыре. Па Дальнем Востоке разрыв в соотношениивоенно-морских сил в пользу других государств будет еще более значительным.
Потенциальнымисточником возникновения в Европе военно-политической напряженности будетоставаться проблема неурегулированности территориальных споров междусопредельными государствами. Нельзя исключать, что заручившись поддержкой США иНАТО, некоторые страны могут начать с большей настойчивостью добиватьсяосуществления своих территориальных и иных притязаний к России и Беларуси, чтоестественно, способно привести к резкому обострению обстановки. Возникшаянапряженность может, при определенных условиях, выйти из под контроля иперерасти в вооруженный конфликт, в том числе и с втягиванием в него государствСНГ.
На примере Югославииможно делать вывод о возможности военных угроз от «миротворческойдеятельности» США и их ближайших союзников, не соответствующейсуществующим международно-правовым нормам. Потенциальная угроза для Россиисвязана с тем, что «миротворческие силы» без санкции СоветаБезопасности ООН могут быть введены на территории сопредельных с РоссийскойФедерацией государств с целью оказания военно-политического давления илисоздания плацдарма для последующих агрессивных действий.
Сохранение большогоколичества (в общей сложности порядка 140) очагов этнотерриториальныхконфликтов на постсоветском пространстве, которые, по оценкам экспертов, врядли будут урегулированы в ближайшем будущем, также представляет опасность длянациональной безопасности России.
Не следует забывать,что сегодня из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являютсяприграничными. Они занимают 76,6% территории. Там проживает более 40% населенияРоссии. Причем 24 субъекта Российской Федерации оказались в положенииприграничных впервые. Это принципиально новая ситуация. А значит необходимопо-особому учитывать основные угрозы интересам и безопасности РоссийскойФедерации в пограничном пространстве в тех новых геополитических условиях, вкоторых она оказалась.
Возможнымивоенно-политическими целями военных конфликтов, развязанных против России,могут быть: разрешение спорных проблем в пользу ведущих стран Запада и ихсоюзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественныхстран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способныхвлиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаиватьсвои жизненно важные интересы.
Зонами наибольшейпотенциальной опасности могут стать приграничные районы со Скандинавскимистранами, странами Балтии, Калининградская область, причерноморский регион наЗападе, кавказский регион на Юго-Западе.
Военно-политическиеконфликты между сопредельными государствами в самой Центральной и ВосточнойЕвропе могут и не оказать прямого влияния на военную безопасность России,однако в определенной степени способны затронуть ее политические иэкономические интересы.
Военно-политическаяобстановка на Юге сохранится наиболее сложной и противоречивой. Она будетхарактеризоваться крайним динамизмом и в высшей степени непредсказуемостьюразвития событий.
Этот регион, какникакой другой, является объектом пристального интереса различных сил, ведущихборьбу за передел в нем сфер влияния. Наиболее отчетливо это проявляется черездействия США, которые посредством ведения антитеррористической операции вАфганистане, используя сложную внутриполитическую и религиозную обстановку вэтой стране, высокую степень криминализации (производство и транзитнаркотиков), закрепляют свое влияние в Центральной Азии.
Афганистан по-прежнемуявляется одним из наиболее опасных очагов региональной и международнойнапряженности. Едва ли можно вести речь о взятии ситуации в этой стране подконтроль международной антитеррористической коалиции. Положение усугубляетсяактивными попытками вмешательства во внутренние дела Афганистана исламскихгосударств, каждое из которых преследует собственные, зачастую противоположныецели. Наиболее остро в Афганистане сталкиваются интересы Пакистана и Ирана,которые имеют с ним общие границы. Руководство этих стран не исключает дажевозможности быть вовлеченными в вооруженный конфликт.
Закавказье все болеерассматривается Вашингтоном с точки зрения своих жизненных интересов,американские капиталовложения там быстро развиваются. США располагают мощнымирычагами влияния на регион, приобретающий все большее стратегическое значениекак для России, так и в контексте более широких геополитических соображений.Нарастающая концентрация в этом районе мира финансовых и экономическихинтересов американского капитала потребует, в недалеком будущем, военногоприсутствия США в целях обеспечения этих интересов. Примеры информационноговмешательства Запада в события, происходящие на Кавказе, мы уже имеем.Возможность непосредственного военного вмешательства не исключена.
Деятельность Турциибудет направлена на достижение своих политических, экономических ивоенно-стратегических целей, главными из которых являются ослабление России иее связей с государствами СНГ, втягивание их в международные исламскиеорганизации с перспективой создания некоего мусульманского блока в противовесРоссии, использование природных ресурсов, научно-технического потенциала ирынков Кавказа и Центральной Азии в качестве естественной составной частитурецкого экономического пространства.
Иран также активизируетусилия по расширению своего влияния в регионе. Учитывая развертывающеесясоперничество за влияние на Юге со стороны США, Турции, Пакистана, а такжепоследовательное наращивание присутствия здесь Китая и Индии, Тегеран будетстремиться к закреплению своих позиций в Центральной Азии.
Отмечая высокуювоенно-политическую активность Исламабада и Анкары в регионе, хотелось быподчеркнуть, что хотя официальные круги Пакистана и Турции отрицают возможностьпрямого военного столкновения с Россией и странами СНГ. однако в случаевозникновения регионального военного конфликта готово, исходя из собственныхинтересов, оказывать помощь военными советниками и оружием одной изпротивоборствующих сторон.
Индия будет стремитьсяк обеспечению стабильности в районах, граничащих с Пакистаном. При этом подходИндии к региональной безопасности в значительной мере будет определяться еестремлением играть доминирующую роль в Южной Азии и бассейне Индийского океана.Определенное место в такой деятельности Индия отведет практической реализациисвоих планов по созданию Ассоциации регионального сотрудничества государствзоны Индийского океана, рассчитывая занять в ней ведущие позиции.
Стремление большинствагосударств на Юге решать спорные проблемы и утверждать свои позиции в регионепреимущественно силовыми методами стимулирует наращивание техническойоснащенности их вооруженных сил как за счет увеличения объемов внешних военныхзакупок, так и путем расширения собственного военного производства. Сохранитсятенденция ряда ведущих стран к обладанию оружием массового поражения исредствами его доставки (Ирак, Иран, Израиль). Более того, Пакистан официальнозаявил, что обладает ядерным потенциалом.
Наиболее опаснымявляется продолжающееся распространение ракетно-ядерной и химической технологий(Израиль. Ливия, Ирак, Иран, Пакистан) и увеличение в регионе запасовсовременных наступательных вооружений.
Источниками вооруженныхконфликтов в Центрально-Азиатском стратегическом районе могут статьперерастание локальных военных конфликтов в региональные (широкомасштабные)войны с вовлечением в них стран СНГ, Турции и вооруженных группировок отдельныхвоенно-политических партий и движений Афганистана, сохранение стремления рядаведущих стран региона к обладанию оружием массового поражения и средствами егодоставки, а также массовая миграция населения.
Нельзя не сказать означении религиозного фактора для стран Юга. Противопоставление ислама другимрелигиям, а также одного исламского государства другому становится поройглавным козырем для западных стран в создании неспокойной обстановки в регионе.Извлекая преимущества из религиозных противоречий, Запад проводит выгодную длясебя и Израиля стратегическую линию на подогрев конфликта между разнымитечениями в исламе, между исламом и православием.
Основная подоплекаэтого заключается в том, что Вашингтон и ведущие западные страны видят здесьосновной источник энергоносителей и сырья в XXI в. и будут стремитьсяустановить свой контроль за их транспортировкой на мировые рынки, формированиемновых маршрутов грузопотоков. Деятельность Запада по освоению месторождений напостсоветском пространстве может в значительной мере затронуть интересы России.
Военно-политическаяобстановка на Востоке остается сложной. Положительными тенденциями являются:расширение связей России с Китаем, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН;попытки создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе коллективную систему поддержаниямира и урегулирования спорных проблем; снижение напряженности на Корейскомполуострове. Негативное воздействие на ее развитие оказывают политика США,Японии и Китая по установлению лидерства в регионе. США в обозримом будущемсохранят в районах, непосредственно прилегающих к российскому Дальнему Востоку,100-тысячную передовую группировку своих войск, которая рассматриваетсяВашингтоном в качестве одного из важных инструментов реализации национальныхвнешнеполитических целей в АТР.
Следует подчеркнуть,что особое внимание со стороны Соединенных Штатов стало уделяться обновлениюформ военного сотрудничества. Причем такое «обновление» носитдостаточно провокационный характер и вызывает озабоченность у мировогосообщества.
Речь идет о новойредакции «Основных направлений японо-американского сотрудничества вобласти обороны». В отличие от подобного документа 1978 года, которыйпредусматривал совместные действия только в случае прямого нападения на Японию,новое соглашение обязывает Токио и Вашингтон сотрудничать в военной сфере и вслучае возникновения «чрезвычайных обстоятельств» в «прилегающихрайонах». Суть этих «обстоятельств» и географические рамки сферысовместных действий в документе сознательно не оговорены. Но вывод очевиден:зона военных интересов, в первую очередь американских, значительно расширяется,и это приведет к расширению спектра угроз безопасности для России на Востоке.
Япония будет стремитьсяк равноправному партнерству с Вашингтоном в формировании мирового порядка ипытаться занять в перспективе положение «лидера Азии». Она не оставитсвоих усилий по «возвращению северных территорий».
Китай сосредоточитосновные усилия на претворении в жизнь долгосрочного стратегического курса,направленного на превращение страны к середине XXI века в мощную державу,способную оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановкив мире и, в первую очередь, в АТР. Поэтому Пекин заинтересован в сохранении надостаточно длительную перспективу стабильной военно-политической обстановки врегионе. Вместе с тем пекинские лидеры не только не исключают, но и прямопредусматривают возможность использования военной силы или угрозы ее применениядля защиты национальных интересов КНР. В ближайшей перспективе сохранится и приопределенных условиях может усилиться вероятность применения Китаем вооруженныхсил для утверждения китайского суверенитета над островными территориями вЮжно-Китайском (острова Парасельские и Спратли) и Восточно-Китайском (островаСенкаку) морях, а также для решения тайваньской проблемы.
В китайской политике вотношении России доминирующим является стремление к дальнейшему развитиюполитических. торгово-экономических и военных связей. Однако, несмотря напозитивное в целом развитие отношений, в них сохраняются и даже усиливаютсянегативные моменты, противоречащие национальным интересам России, а вперспективе способные создать угрозу безопасности России.
Фактически нынешнеекитайское руководство продолжает проводить в отношении России сугубопрагматический курс, добиваясь односторонних выгод и преимуществ, в первуюочередь в военно-политической области и в миграции граждан Китая на территориюРоссии.
Пекин проявляетопределенную заинтересованность в сохранении конфронтационных моментов ипредпосылок для их обострения в отношениях между России и США, между Россией иЯпонией. Китайское руководство рассчитывает, таким образом, не допуститьтесного сближения России и государств СНГ со странами региона, ослабитьдавление Запада на КНР, повысить значимость самого Китая в стратегическом балансесил.
Придавая особоезначение военно-техническому сотрудничеству с Россией, китайцы, однако, ненамерены связывать себя какими-либо долговременными обязательствами, тем болееполитического характера. В условиях сохраняющихся в странах Запада ограниченийна военные поставки в КНР, в Пекине рассматривают Россию в качестве одного изнаиболее доступных источников получения современных военных технологий приминимальных финансовых затратах. Основные усилия при этом концентрируются наполучении доступа к наиболее перспективным разработкам, в первую очередь в техобластях, в которых КНР не в состоянии самостоятельно преодолеть отставание отмирового уровня. С этой целью предпринимаются меры по приобретению, в том числезачастую и неофициальным путем, необходимого оборудования и технологий, а такжек привлечению военно-технических специалистов из России к практической работе винтересах Китая.
Развитие отношений сКитаем сопровождается расширением китайского присутствия в приграничных с КНРрайонах стран СНГ. Фактически на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Казахстане иКиргизии происходит процесс экономической и демографической экспансии Китая,который, при определенных условиях, может привести к возобновлениютерриториальных притязаний Пекина к России и государствам — членам Содружества,а также к конфликтам на этнической почве.
Непосредственная угрозавоенной безопасности России на Востоке в настоящее время отсутствует, однаконаличие комплекса неблагоприятных факторов обусловливает потенциальнуювозможность силового давления на Россию со стороны США, Японии и Китая.
К таким факторамотносятся: стремление китайского руководства к завоеванию лидирующего положенияв регионе и мире и быстрый рост экономического и военного потенциалов страны;дальнейшее качественное наращивание боевых возможностей японских вооруженныхсил, осуществляемое в соответствии с принятой в 1995 г. долгосрочной Программойнациональной обороны, что при определенных обстоятельствах может привести ктрансформации территориальных и других противоречий в военную угрозу со стороныЯпонии.
Корейский полуостровпо-прежнему остается серьезным очагом напряженности на Востоке. США, Япония иКитай фактически не заинтересованы в образовании единого сильного корейскогогосударства, которое может стать для них серьезнейшим экономическимконкурентом, а в перспективе — и мощной военно-политической силой.
Таким образом,военно-политическая ситуация на Востоке, по сравнению с другими регионами,характеризуется меньшей вероятностью резкого обострения и развязывания здесь крупномасштабнойвойны. Однако при сохранении существующих источников напряженности нельзяисключать появления здесь новых противоречий, непосредственно затрагивающихинтересы безопасности России.
Анализ угроз военнойбезопасности Российской федерации будет неполным, если не упомянуть о такомдолговременном факторе, негативно влияющем на развитие общественных отношений вРоссии и в ряде сопредельных государств, как терроризм. Министр Обороны РФ С.Б. Иванов, выступая на 38-й Мюнхенской конференции по безопасности в феврале2002 г… отметил, что опасность угроз, связанная с деятельностьютеррористических организаций в ближайшее время не только сохранится, но, скореевсего, еще более усилится. В перспективе, в случае ослабления противодействиябандам террористов, существует опасность их объединения с целью дальнейшейдестабилизации ситуации в кризисных регионах.
Терроризм в чистомвиде, как это имело место при нападении чеченских бандитов на Дагестан или вовремя воздушных атак на Нью-Йорк и Вашингтон, встречается не часто. Современныйтерроризм тесно связан с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием,изготовлением и распространением фальшивых денег, с перемещением капитала, егоотмыванием и даже с созданием легальных торговых фирм.
Всесторонний анализданной проблемы и условий, в которых она развивается, позволяет сделать прогнозо дальнейшем усилении агрессивности, увеличении организационно-тактическогопотенциала и росте профессионального уровня международного терроризма за счетприобретения опыта проведения крупномасштабных и дерзких акций,совершенствования специальной подготовки террористов за счет активногоиспользования наемничества, тесного смыкания политических террористическихструктур с преступными сообществами, а также использования ими принципиальноновых форм политического противоборства. Пропагандистским прикрытием подобныхакций часто является широкое распространение лозунгов«национально-освободительной борьбы».
Выводы
1. Характер современныхвоенных угроз кардинально изменился. Существует блоки внешних и внутреннихвоенных угроз, а по масштабу и те, и другие включают угрозы глобального,регионального и местного характера. Возник целый ряд новых военных угроз,которые еще несколько лет назад считались маловероятными или малозначимыми.Усилилась взаимосвязь между внешними и внутренними угрозами. Возросла опасностьрегиональных, локальных, но особенно внутригосударственных конфликтов и войн.Совершенно иным стал состав противоборствующих сил. Изменились средства,которые могут использоваться для военного давления и реализации военных угроз.
2. России, в целяхобеспечения своей гарантированной безопасности, необходимо оценивать ипрогнозировать существующие и потенциальные угрозы, сколь бы малы они ни были исвоевременно предпринимать широкий комплекс необходимых мер в политической,экономической, социальной и других областях государственной деятельности.Особое внимание следует уделять анализу концептуальных взглядов, документов ипрактических мер в области внешнеполитической и военной деятельностиСоединенных Штатов Америки. Именно США, в интересах сохранения однополярногомира, заинтересованы в существовании разного рода управляемых ими конфликтов.
3. Угрозы национальнойбезопасности Российской Федерации и ее союзникам в оборонной сфере во все большейстепени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на военныеи невоенные становится в значительной степени условным, последние приопределенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаютсявоенно-технические, военно-экономические, информационные и другие внешниеопасности.
4. Анализ возможныхугроз показывает, что для снижения возможного уровня их возникновения, системаобеспечения военной безопасности должна обладать большими правами,полномочиями, достаточной мощью и определенной силой, которые позволят решатьей все возникающие проблемы в сфере военной безопасности. Вместе с тем даннаясистема должна быть подотчетна государству, функционировать в его интересах изащищать их.
5. Для достижениястратегической цели обеспечения военной безопасности Российской Федерации,прежде всего, требуется определить критерии безопасности Российской Федерации иих пороговые значения. Не выработав такой механизм, мы всегда будем проигрыватьв текущих оценках и прогнозах, выборе адекватных мер обеспечения безопасности.