Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ
На тему
«Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение,общение»
Выполнила: студентка гр.301 СД
Отделения заочной формыобучения
Яценко Тамара Викторовна
Омск — 2007 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Видычеловеческой деятельности
Глава2. Общение
Глава 3. Игра
Глав 4. Учение
Глава 5. Труд
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Деятельностьможно определить как специфический вид активности человека, направленный напознание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя иусловия своего существования. В деятельности человек создает предметыматериальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет исовершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности несуществовало в природе. Творческий характер человеческой деятельностипроявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природнойограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленныевозможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельностичеловек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, сих помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовнуюкультуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс,имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своимпроисхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологическойприроды людей.
Современныйчеловек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не являетсячистым творением природы.

Глава1. Виды человеческой деятельности
Деятельность человека проявляется в различных сферах жизниобщества, её направленность, содержание и средства бесконечного многообразны,что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому приклассификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят изразных признаков: видов и параметров потребностей, объектов преобразования,средств и способов, результатов и целого ряда других. Учитывая, что любаяклассификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности,которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К нимотносят: общение, игру, учение и труд, объединяемые по признаку участия их вформировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены впроцесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большееили меньшее значение в зависимости от стадии онтогенеза. Начиная от моментарождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затемследует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгогопоэтапного подразделения этих видов социальной активности человека несуществует, а наблюдается их тесное взаимопереплетение и взаимодействие.
Следует отметить, что разные виды деятельности имеют свойпредмет — объект приложения активности. Так, предметом общения являются люди,животные; предметом игры — сам процесс и определенный результат в условнойсфере деятельности; предметом учения — система конкретных знаний; труда — создаваемый материальный или творческий результат.
Глава 2. Общение
Общение принадлежит к базовым категориям психологическойнауки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемыобщения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователирассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. Другие трактуют общениекак самостоятельно существующее психологическое явление, специфическую формуактивного взаимодействия субъектов. В принципе обе точки зрения не исключаютдруг друга и большинство исследователей рассматривает общение как системныйпроцесс многофункциональной и деятельностной природы.
С таких позиций общение — это форма деятельности,осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновениюпсихического контакта, который проявляется в обмене информацией,взаимопереживании и взаимопонимании.
Общение как вид деятельности характеризуется определеннымпредметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями,сторонами, манерой и стилем.
Содержанием общения является информация, передаваемая вмежиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут бытьзнания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно — потребностном илиэмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке вприродной или социально-производственной среде. В соответствии с содержаниемобщения выделяются его функции: инструментальную (как социальный механизмуправления), интерактивную (как средство объединения людей), самовыражения (какформа взаимопонимания психологического контекста), трансляционную (как способ передачиконкретных способов деятельности). Этими функциями значение и характеристикиобщения не исчерпываются, среди них выделяют также: экспрессивную (взаимообменаэмоциональными состояниями), социального контроля (регламентации поведения идеятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе впроцессе индивидуального раз-вития личности), и многие другие.
Общение как многоплановый процесс развития контактов междулюдьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включает в себя тристороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения обеспечивает обменинформацией, передача которой осуществляется посредством двух знаковых систем:вербальной (от латинского verbalis — словесный) и невербальной. В вербальнойзнаковой системе основным средством общения служит речь как естественныйзвуковой язык. Являясь формой существования человеческого сознания, речь всегданесет определенную мысль, которая должна быть понятна говорящему и слушающему.Для этого партнерам по общению необходимо владеть одинаковыми средствами иправилами передачи информации, которые, как известно, зафиксированы в фонетике,лексике и синтаксисе того или иного языка.
Стержнем содержания речи является её смысловое значение.Однако за счет неё участники общения не только обмениваются понятийнойинформацией, но и особым способом воздействуют друг на друга — убеждают,внушают, ориентируют, передавая вместе с мыслями и свои чувства. В речь всегдавключены определенные эмоции, аффективные состояния субъекта, отражающие егоотношение к содержанию информации, к партнеру и к условиям общения. В этомзаключена выразительная функция речи, тесно связанная с системой знаковневербальной коммуникации, в которой выделяют четыре основных группы средствобщения: паралингвистические (тембр голоса, его диапазон, тональность),экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), оптико-кинетические(жесты, мимика, пантомимика), пространственно-временные (дистанция междупартнерами, время, место, ситуация общения). В последнее время специалистамивыделяется новая группа — «контакт глаз» или визуальная сфераневербальной коммуникации.
Все эти средства, отражая эмоциональные состояния и намеренияучастников общения, с одной стороны, играют в нем вспомогательную роль, вдополнение к звуковой речи. А с другой — имеют самостоятельное значение,выполняя функцию передачи смысловой информации, например, в жестовой речиглухонемых людей.
Интерактивная сторона общения непосредственно связана сорганизацией совместной деятельности людей и представляет собой процесс ихмежличностного взаимодействия в совокупности различных связей и взаимовлияний.
Общение всегда предполагает, что конечный его результатдолжен включать изменение поведения и деятельности вступивших в психологическийконтакт партнеров. Будучи по своей сущности временным процессом, общение каквзаимодействие людей развертывается в системе их последовательных реакций надействия друг друга, то есть образцы поведения одного человека обязательнооказывают влияние на поступки другого. При этом важную роль играют механизмысоциального контроля, основанного на системе норм поведения, принятых вобществе и регламентирующих взаимоотношения между людьми, организацию ихдеятельности и общения. Диапазон социальных норм довольно широк и включает какюридически санкционированные требования к гражданским обязанностям (трудовойдисциплине, воинскому долгу), к общественно эталонным нравственным образцамповедения в быту (отношения в семье, в браке), отраженным в кодексе законов,так и «неписанные правила» этики (вежливость, честь,добропорядочность, верность слову). Ориентируясь на одобряемые обществом нормы,человек соотносит с ними свое поведение, отбирая нужные образцы, и тем самымрегулирует свои отношения с другими людьми, что способствует успешностимежличностного взаимодействия.
Вместе с тем общение не всегда и не при всех обстоятельствахпротекает гладко, в некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм в позицияхпартнеров, то есть наличие взаимоисключающих ценностей, целей, ориентаций. Еслиэто оборачивается их взаимной враждебностью, то возникает межличностныйконфликт. Причинами конфликтов могут служить различные препятствия — барьеры:физические, социально-ролевые, информационно-познавательные, идеологические,социально-психологические и т.д. Среди них особо важное значение имеетсмысловой барьер — несовпадение мыслей со значением слов. В зависимости отвозраста, жизненного опыта, интересов, потребностей и других свойств и качествчеловека одно и то же слово, ситуация, поступок могут иметь различный смысл дляразных людей. Поэтому важную роль во взаимодействии людей играет умениепоставить себя на место того, с кем общаться, то есть понимание стратегии итактики поведения партнера по ситуации.
Важной составной частью интерактивной стороны общенияявляется психологическое воздействие одной личности на другую, ведущее к пере стройкепсихики людей (их взглядов, оценочных суждений, состояний и т.д.). Происходящиепри этом изменения в их поведении и деятельности мо-гут различаться широтойохвата и степенью стойкости, быть временными, преходящими или длительными.
Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятияодним человеком другого: его внешних признаков, личностных характеристик,образцов поведения. В ходе восприятия — перцепции (от латинского perceptio)осуществляется познание людьми друг друга и на основе сопоставления себя сдругим — самопознание. Иными словами, один человек осознает себя через другогочеловека, что происходит благодаря механизмам идентификации, рефлексии,стереотипизации и обратной связи.
Идентификация — это способ понимания другого человека черезсознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя.Например, представление о внутреннем состоянии партнера по общению люди частостроят, пытаясь поставить себя на его место.
Стереотипизация представляет собой классификацию форм ипричин поведения путем отнесения их к уже известным (или кажущихся человекуизвестными) категориям, социально закрепленным образцам — стереотипам (штампам,шаблонам). В результате воспринимаемому человеку приписываются качестваопределенного типа людей, в основе группирования которых могут быть заложеныразличные признаки: принадлежность к той или иной профессии, особенностимировоззрения, темперамента, характера, направленность целей и многие другие.Обычно социальные стереотипы эмоционально окрашены и обладают большойустойчивостью.
Рефлексия (от латинского reflexio — обращение назад) — этопроцесс осмысления субъектом общения того, почему и какими средствами онпроизвел то или иное впечатление на партнера. При этом каждый участник общенияинтерпретирует и оценивает характер изменений, наблюдающихся у себя и удругого, то есть имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отраженийлюдьми друг друга.
Обратная связь как механизм взаимопонимания партнеров пообщению предполагает получение ими информации о результатах оказанноговоздействия и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии деятельности.Носителями информации сигналов обратной связи являются как вербальная (речь),так и невербальная (позы, жесты, интонации, взгляды) системы коммуникации.
Умение использовать эти механизмы в общении является одним изопределяющих моментов, входящих в структуру коммуникативных способностей, прямозависящих от возраста человека, уровня его психологического развития,образования, культуры, жизненного и профессионального опыта. Люди, профессиикоторых связаны с общением (руководители, педагоги, актеры, врачи, политики)обладают наиболее развитыми коммуникативными способностями.
Важными характеристиками общения являются манера и стиль.Манера как внешняя форма общения выражается в тоне — спокойном, властном,вкрадчивом, взволнованном, в дистанции, которая может быть интимной (междудрузьями), социальной (в деловых отношениях), публичной. Манер в общении много,в целом в них выражается форма поведения — добро-желательная, уважительная,пренебрежительная, шутливая и т.д. Стиль общения характеризует предпочитаемыечеловеком способы взаимодействия с другими людьми. В нем находят свое выражениенравственно-этические установки личности, индивидуально-типологическиеособенности взаимодействия между людьми. К наиболее распространенным стилямобщения относятся: творчески-продуктивный, деловой, требовательный, дружеский,популистский, заигрывающий, дистанционный и ряд других.
Глава 3. Игра
Игра сопровождает человечество на протяжении всей егоистории, переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военнымделом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теорияуправления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение.В целом все существующие трактовки игры рассматриваются в русле двух основныхподходов: биологизаторского и социального. Сторонники первого направления утверждают,что игры свойственны всем живым организмам и являются выражением глубинныхинстинктов и влечений (борьбы, власти, попечения, продления рода и др.).Представители второго — рассматривают характер связи между играми человека иего социальной сущностью. С позиций этого подхода, наиболее распространенного вотечественной психологии, игра — это форма деятельности, направленная наусвоение и воссоздание индивидом социального опыта. В процессе игры как особомисторически сложившемся виде общественной практики условно воспроизводятсянормы человеческой жизни, зафиксированные в предметах науки и культуры, вспособах осуществления деятельности. Отличаясь упражняющей функцией, играявляется своеобразной формой процесса познания человеком окружающего мира,важнейшим фактором его становления как социального существа, его всестороннегофизического и умственного развития.
Наиболее развернута игра в мире детства, когда широкопредставлены её различные вариации: игры-манипуляции с предметами, сюжетные,сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие игры. Замещая игрушками и условнымиситуациями реальные предметы и явления жизни, ребенок отождествляет себя совзрослыми, уясняет и воспроизводит в игре отношения между людьми, способы ихвзаимодействия с окружающим миром. Особой формой моделирования детьми взрослыхобразцов поведения является ролевая игра. Роль в психологии — это выработаннаяобществом программа действий человека в определенных обстоятельствах, егосоциальные функции. В характеристику роли входят желания и цели, убеждения ичувства, установки и ценности личности, действия и образцы поведения, которыеприписываются человеку (ожидаются от него) в соответствии с положением,занимаемым им в обществе. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенокруководствуется соответствующими ей нормами и правилами поведения. При этом,наряду с условным характером игровой деятельности, которая осуществляется ввоображаемой обстановке, многие действия в игре осуществляются реально, связаныс необходимостью волевого, сознательного контроля непосредственных импульсов.Благодаря чему ролевая игра является своеобразной школой формированияпроизвольного, основанного на волевом усилии поведения. Такая двуплановостьигры обуславливает её развивающий эффект, способствует эффективной социализацииличности, представляющей собой интеграцию, «врастание» индивида вдействующую систему деятельностей.
Во взрослом мире игры как бы перерастают в спорт, искусство,деловую практику. Искусство особыми, художественными средствами интегрируетразличные стороны человеческой жизни и деятельности, заставляя принимать или непринимать, а также переживать предлагаемое им понимание смысла жизни. Недаромговорят, что театр — модель жизни, в которой игра дает возможность строитьконкретные ситуации, демонстрировать типичные формы разрешения конфликтов,заостряя психологическую обстановку, ос-вобождая её от второстепенных деталей.С таких позиций сама действительность являет собой своеобразный спектакль, или,по образному выражению В. Шекспира:
Весь мир — театр,
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуютцель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностямичеловека. В связи с этим элементы игры включены, например, в такой популярныйсегодня метод психотерапии, как аутотреннинг, предполагающий обучение пациентовмышечной релаксации посредством развития силы представления, воображения. Впроцессе аутотреннинга человек одновременно включен в реальную ситуацию, содной стороны, а с другой — осознает ее условность.
Существует значительное многообразие типов игр, которыесвойственны взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные,ролевые, деловые и многие другие. Несмотря на искусственный характер отношенийк игре, этот вид деятельности имеет большое значение в жизни людей как один изосновополагающих факторов формирования личности, совершенствования физическихвозможностей индивида (спорт), эмоциональной разрядки, эффективного общения, атакже как средство активного обучения. Например, в области практическойпсихологии широко используется метод ролевой игры (в различных модификациях исочетаниях) с целью развития компетентности в общении. Как правило, этот методприменяется в социально-психологических тренингах — специальных системахупражнений для лиц, испытывающих трудности в сфере человеческих контактов.
В игре могут воссоздаваться различные типы человеческойпрактики в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения такназываемых деловых игр: учебных, аттестационных, управленческих,исследовательских, которые позволяют моделировать нормы конкретных предметныхдействий и социальных отношений. Такие игры, несущие контекст проблем иситуаций определенной профессиональной деятельности, позволяют создать болееадекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личностиспециалиста.
Глава 4. Учение
Учение как вид деятельности — это процесс приобретениязнаний, умений и навыков.
Знания — это отраженные человеческим сознанием предметы иявления окружающей его действительности в форме фактов, образных представленийи научных понятий. Навыки — доведенные до совершенства путем многократногоповторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия).Умения — освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которыеон может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки иумения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующихпоколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в ролисредства, способствующего естественному гармоническому (физическому идуховному) развитию человека, становлению его как социального существа.
По своей направленности учение относится к познавательнойдеятельности людей, которая всегда включает наличие двух сторон: познающей(субъект познания — человек) и познаваемой (объект познания — предметы иявления окружающего мира). Причем обе эти стороны находятся в теснойвзаимосвязи и взаимодействии. Человек познает сущность объективной реальностине в качестве пассивного наблюдателя, а всегда включает ее в свою активность,отражающую организацию самого процесса учения — способы и средства познания, атакже особенности психики человека — его восприятия, мышления, позиций,пристрастий, накопленного опыта и т.д. Иначе говоря, познающий субъектнаходится внутри предметного мира, к которому он как бы подключается черезорганы чувств, являющиеся, по образному выражению французскогописателя-мыслителя Д. Дидро, клавиша-ми, по которым ударяет окружающая природа.
Благодаря органам чувств происходит непосредственноенаглядно-образное отражение действующих на человека в данный моментраздражителей окружающей его среды (световых, цветовых, температурных, химическихи др.), которое проявляется в форме психических процессов ощущения ивосприятия. Эти акты чувственного отображения объективной реальности являютсяначальным источником всех знаний человека о мире и о внутренних состоянияхсвоего организма. Каждое впечатление или движение, каждое изменение в функцияхорганов, обеспечивающих энергетику деятельностной активности индивида,записываются, сохраняются и впоследствии воспроизводятся его памятью,опосредуются его мышлением и речью, раскрывающими глубинную сущность предметови явлений окружающего мира. На основе чувственных образов, которыми оперируетчеловек, развивается воображение как основа творческой деятельности — источникавсего мира культуры, созданного человечеством.
Возникнув и развиваясь в процессе деятельности и длительнойэволюции человека, познавательные психические процессы неразрывно связаны сработой головного мозга как материальной основы психики. Многочисленные потокинервных импульсов, продуцируемых воздействиями раздражителей среды в рецепторныхаппаратах органов чувств, являются жизненно значимым условием нормальногофункционирования мозговых структур, обеспечивающих, с одной стороны, прием,сохранение и переработку поступающей информации. А с другой — создание программпрактических действий и контроль за их выполнением. Успешный выбор сигналовсреды, существенных для деятельности, сохранение их следов, выработка нужныхпрограмм поведения и его саморегуляция возможны лишь при наличии оптимальноготонуса — определенного уровня бодрствования коры головного мозга, которыйподдерживается импульсацией, поступающей от рецепторов. Нехватка любого видаинформации (световой, звуковой, тактильной и т.д.) снижает тонус мозговыхструктур, вызывает явление сенсорного голода (от латинского sensus — ощущение),нарушающего адекватность процесса восприятия человеком окружающего его мира.Это может выражаться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности,эмоциональной неустойчивости индивида, а иногда в обманах органов чувств — иллюзиях, галлюцинациях, в потере ощущения собственного «Я». Дело втом, что образы чувственного восприятия зависят не только от действияраздражителей среды, но и от самого воспринимающего субъекта — конкретногоживого человека с его мыслями и чувствами, направленностью мотиваций, жизненнымопытом. Такая зависимость восприятия от индивидуальных особенностей психики впсихологии известна как понятие «апперцепция». Все психическиепроцессы: ощущения и восприятия, речь, память и мышление, воображение,составляющие познавательную сферу личности, никогда не отрываются отнаглядно-чувственного опыта, практики, деятельности. И эта связь находит своевыражение в характеристиках различных видов психического отражения,свойственного человеку. Так, в зависимости от преобладающего рода деятельности,различают образную, эмоциональную, двигательную, словесно-логическую память;предметное, наглядно-образное или отвлеченное мышление; непосредственное илиопосредованное сознательной целью воображение.
Будучи тесно связанным со всеми психическими явлениями,воспри-ятие несет личностный смысл, опосредуется через «Я — концепцию» индивида и в первую очередь через рациональный компонент (отлатинского ratio — разум) его целенаправленной познавательной деятельности.Именно благодаря разуму, способности мыслить, осознавать закономерностиобъективной реальности человечество овладевает истинными знаниями, совокупностькоторых представляет собой высшую, интегрирующую форму человеческой психики — сознание. В его структуру входят все знания об окружающем мире, известныечеловечеству, и преломленные через индивидуальные особенности всех инвариантныхсвойств каждой отдельной личности, в том числе через специфику еёпознавательной деятельности.
Во многих областях психологии (общей, возрастной,педагогической, социальной) теоретически обосновано и практически подтвержденоположение, свидетельствующее о том, что познавательная деятельность развиваетсяи совершенствуется через процесс учения, который может быть организованным инеорганизованным, стихийным. В первом случае учение осуществляется вспециальных образовательных учреждениях по особым правилам, в соответствии сметодически обоснованными учебными программами. Во втором — происходитодновременно с другими видами деятельности, попутно, как их побочныйдополнительный результат. Довольно часто процесс учения имеет характерсамообразования, что обычно свойственно зрелой личности, поведение которойобусловлено сознательными механизмами саморегуляции.
Являясь средством овладения определенной совокупностью знанийв той или иной сфере человеческой деятельности, у некоторых людей учение помеханизму «сдвига мотива на цель» становится насущной потребностью.Это приводит к формированию особого типа личности, ориентированного на познаниеглубинных закономерностей предметов и явлений окружающего мира, на поиски иоткрытия, лежащие в основе творческой деятельности.
Глава 5. Труд
Трудовая деятельность или труд — это целесообразнаяактивность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметовприроды для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемыхрезультатов — его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъектадеятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человекделает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт другихлюдей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельностьпо своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьмиобщественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все предметыматериальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.
Труд является исторически первичным видом человеческойдеятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса исвязанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция идифференциация общественных структур, усложнение производства в ходеобщественного развития приводят к разделению труда и росту специализацииработников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга.Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которыхпланируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессевзаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается отпредшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности,машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся ккатегории средств труда. Последние очень разно-образны и подразделяются навещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые,различные предприятия, средства для осуществления практических действий — ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), атак же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон,телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым — организм человека как субъектадеятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлениитрудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихсяобъектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие).
С трудовой деятельностью прежде всего связано создание исовершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие человекана предмет труда — сложную систему объектов, явлений, процессов и ихвзаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперироватьна рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессиймассового производства материальных ценностей (например, при конвейерных формахработы) предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально.Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности,допускают вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда.Например, в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др.),когда основной целью и результатом деятельности человека является своевременныйи безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке(в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях). Кроме того, впредмете труда, как и в его целях, различают объективный (социальный) исубъективный (личностной) компоненты. И этот второй у мастера своего дела,вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакамбогаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристическийхарактер.
Развитие технической мысли привело за последние десятилетия ксозданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этимоблегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаютсявозможности для ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для ихумственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительнымимашинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, нои приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, слогикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-техническогопрогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда,усложняются способы их использования. Овладевая знаниями и навыками,необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условияхмеханизированного и автоматизированного производства, оснащенного новымитехнологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшегонеограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самоготруда, появляются новые его формы (полуавтоматизированные, автоматизированные),растет многообразие профессий.

Заключение
Итак,деятельность человека сводятся к следующему:
1.Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничегонового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2.Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры,которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметовудовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Дляживотных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковыене существуют.
3.Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности,условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих,ни во внешних условиях жизни.
4.Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации естьпродукт истории. Активность животных выступает как результат их биологическойэволюции.
5.Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурномпредназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельностьнеобходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится квнутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешнейстороной практической деятельности. Активность животных изначально задана,генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественногоанатомо-физиологического созревания организма.
Инымисловами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, онаносит продуктивный, а не только потребительский характер.

Список использованной литературы:
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990.
2. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.