1. Предмет жилищногоправа, жилищные правоотношения
Жилищные правоотношения — это общее, родовое понятие, которое включает в себя различные виды отношений,возникающих по поводу жилища: по владению, пользованию и распоряжению жилымипомещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по управлению иэксплуатации жилищного фонда и т.д.
можно дать следующуюклассификацию жилищных правоотношений:
1) организационныеотношения, построенные на началах власти и подчинения;
2) отношения,складывающиеся на началах равенства их участников, которые подразделяются наимущественные и личные неимущественные отношения, вытекающие из фактасоседства.
Предмет — общественныеотношения между организациями и гражданами, а также между гражданами по поводупредоставления и пользования жильем, управления и эксплуатации жилищного фонда,обеспечения его сохранности. Эти отношения складываются, как правило, в связи сготовым объектом, — т.е. построенным домом, квартирой и т.п.
2. Особенность методаправового регулирования и принципы жилищного права
Предметом регулированиялюбой науки являются те отношения, которые входят в состав её изучения. Вот ипредметом ЖП являются те общественные отношения, которые связаны с жилищными вопросами,и направлены на возникновение, изменение и прекращение жилищных прав иобязанностей, а также гр. ПО, адм. ПО, имущ. ПО (вещи, соб-ть, обяз-ва,наследование), конст. ПО, налог. ПО, фин. ПО, труд. ПО.
Методом называетсяспецифический для данной отрасли права способ (прием) правового регулирования.Метод ЖП – комплекс способов правового регулирования жилищных ПО в ЖП, вообще.В действительности, метод ЖП не конкретизирован, т. к. заимствуется из другихотраслей права.
Принципы жилищного права.
Принципы в ЖП –стабильные нормативно руководящие положения, отражающие объективнуюэкономическую и социально-политическую реальность и выражающие закономерностиразвития жилищных отношений, в соответствии с которыми строится правовая базажилищного зак-ва.
Выделяются следующиепринципы:
1. Неприкосновенностьжилища.
2.Недопустимостьпроизвольного лишения жилища.
3. Доступность дляграждан условий найма жилых помещений.
4. Целевое использованиеЖ/П.
Конституционный принципнеприкосновенности жилища означает запрет входить в него против волипроживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясновыраженном согласии проживающих в нем граждан. Каждый человек имеет право науединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит вжилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц.(Изменение такого положения может последовать только по решению суда).
3. Система источникижилищного права
Источники ЖП – тенормативно-правовые акты, которые регулируют данную отрасль знаний. Закон –один из основных источников ЖП, юрид. акт, принятый высшим представительныморганом гос. власти и регулирующий, как правило, наиболее важные общественныеотношения. Главным источником жилищного зак-ва является КРФ, затем ЖК РФ.,ГКРФ, АКРФ, СКРФ.
Другими источникамиявляются: Законы РФ «О приватизации ЖФ в РФ» от 4 июля 1991 г., «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРФ» от 25 июня 1993 г., «Об основах федеральной жилищной политики» от 24декабря 1992 г. + Постановления прав-ва РФ относящиеся к исп. производству.Приказы министра юстиции РФ, регулирующие деятельность службы судебных приставовисполнителей. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Международные договорыРФ.
4. Общаяхарактеристика жилищного фонда, его виды
В соотв. со ст. 3 ЖКРФ ЖФ– находящиеся на территории РФ жилые дома, а также ЖП в других строениях. Приэтом в ЖФ не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные дляторговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Различаютсягосударственный ЖФ (ведомственный фонд, состоящий в гос. соб-ти РФ инаходящийся в полном ХВ гос. предприятий или ОУ гос. учреждений), ЖФ субъектовРФ, муниципальный ЖФ (фонд, находящийся в собственности района, города,входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в г.Москве, С-П, а также ведомственный фонд, находящийся в полном ХВ мун.предприятий или ОУ мун. учреждений) и частный ЖФ (в собственности граждан:индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенныеквартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевымвзносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир и т.д.; всобственности ЮЛ (созданных в качестве частных собственников): построенный илиприобретенный за счет их средств ЖК и ЖСК фонд, с не полностью выплаченнымпаевым взносом).
5. Принципы и функцииуправления жилищным фондом. Методы управления
В зависимости от формысобственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд- совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и всобственности юридических лиц;
2) государственныйжилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на правесобственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), ижилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РоссийскойФедерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищныйфонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственностимуниципальным образованиям.
3. В зависимости от целейиспользования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фондсоциального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорамсоциального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищныхфондов;
2) специализированныйжилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорийграждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилыхпомещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальныйжилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которыеиспользуются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания,проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условияхбезвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками такихпомещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фондкоммерческого использования — совокупность жилых помещений, которыеиспользуются собственниками таких помещений для проживания граждан на условияхвозмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам,предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) впользование.
6. КомпетенцияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованийорганов государства в управлении жилищным фондом
Уполномоченныефедеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия ифункции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностьюжилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правилсодержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствиемжилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности итребованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетическихресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядкапредоставления коммунальных услуг установленным требованиям:
1) принятие нормативныхправовых актов по вопросам осуществления государственного контроля заиспользованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формысобственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственниковпомещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирныхдомов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенностиприборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствиемжилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услугустановленным требованиям;
2) методическоеобеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющих функции в сфере государственного контроля за использованием исохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности,соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений вмногоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домовтребованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенностиприборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствиемжилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услугустановленным требованиям;
3) осуществление контроляза исполнением нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 настоящейчасти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющими функции в сфере государственного контроля за использованием исохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдениемправил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиямэнергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учетаиспользуемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений,качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленнымтребованиям.
2. Государственныйконтроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от егоформы собственности, соблюдением правил содержания общего имуществасобственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов,многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям ихоснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также засоответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставлениякоммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченнымиорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти.
жильеприватизация правоотношение ответственность
7. Основные задачифункции государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальномукомплексу (Госстрой России)
Госстрой России всоответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующиефункции:
1) вносит в ПравительствоРоссийской Федерации предложения по совершенствованию законодательных и иныхнормативных правовых актов в области строительства, градостроительства,архитектуры, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства;
2) участвует в разработкепроектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РоссийскойФедерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитнойполитики, формирования рынка жилья и иной недвижимости, финансированиякапитального строительства, включая достройку не завершенных строительствомобъектов, оценки и управления объектами недвижимости;
3) оказывает органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местногосамоуправления методическую и методологическую поддержку по вопросам реализациигосударственной жилищной политики, повышения эффективности строительства,промышленности строительных материалов, конструкций и деталей ижилищно-коммунального хозяйства;
4) разрабатывает основыфедеральной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры,технического учета и инвентаризации, промышленности строительных материалов,конструкций и деталей, осуществляет контроль за их реализацией;
5) обеспечиваетразработку Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации иОсновных положений данной схемы;
6) организует разработкусхем градостроительного планирования развития частей территории РоссийскойФедерации и Основных положений данных схем, градостроительной документации дляобъектов градостроительной деятельности особого регулирования федеральногозначения, а также проведение научно-исследовательских работ федеральногозначения в области градостроительства и архитектуры;
7) участвует в разработкеи реализации разделов по градостроительству федеральных целевых программ ипрограмм социально-экономического развития территории Российской Федерации;
8) осуществляет вустановленном порядке функции государственного заказчика по разработке иреализации федеральных целевых программ, участвует совместно с Министерствомнауки и технологий Российской Федерации в формировании разделовнаучно-технических и опытно-конструкторских работ этих программ и формированииперечня объектов строительства для федеральных государственных нужд,осуществляет контроль за ходом их сооружения в рамках этих программ;
9) участвует в разработкепрогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и предложенийк проекту федерального бюджета по вопросам, входящим в компетенцию ГосстрояРоссии;
10) устанавливает порядокразработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительнойдокументации, а также по согласованию с заинтересованными федеральными органамиисполнительной власти проектной документации и др. в соответствии с законом
8. Регистрация правсобственности на жилое помещение
Право собственности ииные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации вслучаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральнымзаконом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ.
9. Осуществление учетажилищного фонда
Жилищный фонд подлежитгосударственному учету в порядке, установленном уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Осуществлениеконтроля за использованием и сохранностью жилищного фонда
Уполномоченныефедеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия ифункции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностьюжилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правилсодержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетическойэффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемыхэнергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества,объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям:
1) принятие нормативныхправовых актов по вопросам осуществления государственного контроля заиспользованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формысобственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственниковпомещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирныхдомов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенностиприборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствиемжилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услугустановленным требованиям;
2) методическоеобеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющих функции в сфере государственного контроля за использованием исохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности,соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений вмногоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиямэнергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учетаиспользуемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений,качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленнымтребованиям;
3) осуществление контроляза исполнением нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 настоящейчасти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющими функции в сфере государственного контроля за использованием исохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдениемправил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиямэнергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учетаиспользуемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений,качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленнымтребованиям.
11. Понятие и видыжилых помещений. Требования к ним
Согласно ч. 2 ст. 15Жилищного кодекса РФ жилым помещением признаётся изолированное помещение,которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживанияграждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам,иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилымпомещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение,устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ,другими федеральными законами.
Жилое помещение можетбыть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которыеустановлены Правительством РФ,
Общая площадь жилогопомещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включаяплощадь помещений вспомогательного использования, предназначенных дляудовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием вжилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со статьёй17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Виды жилых помещений и ихназначение.
К жилым помещениямотносятся (ст. 16 ЖК РФ):
1) жилой дом, частьжилого дома;
2) квартира, частьквартиры;
3) комната.
Жилым домом признаётсяиндивидуально-определённое здание (самостоятельный объект), котороё состоит из комнат,а также помещений вспомогательного использования, предназначенных дляудовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием втаком здании.
Квартирой признаётсяструктурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающеевозможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме исостоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательногоиспользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иныхнужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признаётся частьжилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве местанепосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Подобное деление жилыхпомещений имеет исключительно важное значение, поскольку согласно ст. 673 ГК РФпредметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилоепомещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом либо однаили несколько комнат).
12. Норма жилой площади.Право на дополнительную жилую площадь
Действующеезаконодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:
Норма предоставления(норма предоставления жилой площади по договору социального найма);
Учетная норма (норма дляпринятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);
Социальная норма(стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья икоммунальных услуг).
Нормой предоставленияплощади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения,исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения,предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставленияустанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутогоуровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов. Размер общейплощади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры,включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Места общегопользования квартиры – вспомогательные нежилые помещения, предназначенные дляобслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор,иные подобные помещения.
Гражданам, страдающимтяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям гражданпредоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв. м общей площади, если иное не установлено законом.
При определении размерапредоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве нажилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладаютсамостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки,совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилымипомещениями (долями в праве на жилые помещения). В соответствии с Федеральнымзаконом «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, емуравном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категориивоеннослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения неменее 15 кв. м и не более 25 кв. м.
13. Особенностипользования жилыми помещениями в коммунальных квартирах. Правила передачиосвободившегося помещения
Действующимзаконодательством под коммунальной квартирой понимается квартира, в которойпроживает несколько семей или отдельных людей вне зависимости от их родственныхили иных отношений. Каждая семья или отдельный человек занимают одну илинесколько комнат, вместе пользуются общей ванной и кухней.
Общее имущество вкоммунальной квартире находится в общей долевой собственности собственниковкомнат в коммунальной квартире и представляет собой помещения в даннойквартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (например, коридор,кухня, санузел).
По единогласному решениювсех собственников комнат в коммунальной квартире размер общего имущества можетбыть изменен (увеличен или уменьшен). Например, могут быть объединен/разъединенсанузел, увеличена кухня за счет коридора и т.д. Однако такое изменениевозможно только если для этого имеются технические возможности и проектсоответствующего переустройства и (или) перепланировки согласован с местнойадминистрацией (администрацией района, города).
В случае самовольногопереустройства и (или) самовольной перепланировки квартира должна бытьприведена в первоначальное состояние в разумный срок. К сожалению, закон несодержит пояснений о том, какой срок нужно считать разумным. Как правило, такойсрок устанавливает орган местной администрации, направивший требование о приведенииквартиры в первоначальное состояние.
Исходя из того, чтособственники комнат в коммунальной квартире обладают объектами общего имуществав данной квартире на праве общей долевой собственности, их доли в общемимуществе не обязательно являются равными. Для собственников жилых комнат вкоммунальной квартире доли в общем имуществе определяются пропорциональноразмеру общей площади комнаты собственника.
В соответствии со ст. 15Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадейвсех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательногоиспользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иныхнужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов,лоджий, веранд и террас.
Гражданский кодекс РФдопускает, что соглашением всех участников долевой собственности может бытьустановлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вкладакаждого из них в образование и приращение общего имущества. В этой связиучастник долевой собственности — собственник комнаты в коммунальной квартире,осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использованияобщего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право насоответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Однако еслиустановленный порядок использования общего имущества не соблюден (к примеру, небыло получено согласие всех сособственников на внесение в имущество улучшений,а такое согласие требовалось), то такой участник долевой собственности право наувеличение своей доли не имеет.
В случае, когдасобственник комнаты в коммунальной квартире отчуждает свою комнату иному лицу(продает, дарит, меняет и т.п.), к новому собственнику (приобретателю)переходит не только право собственности на указанную комнату, но и правособственности на принадлежавшую прежнему собственнику долю в праве общейсобственности на общее имущество в коммунальной квартире. В таком случае долянового собственника в праве общей собственности будет равной доле прежнегособственника.
14. Жилые помещенияспециального назначения их общая характеристика. Особенности предоставления,выселения и эксплуатации
Специализированные домапредназначены для проживания отдельных категорий граждан в порядке и наусловиях, установленных Жилищным кодексом, другим законодательством РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации.
К специализированнымдомам кроме общежитий относятся:
1) дома маневренногофонда;
2) дома-интернаты дляинвалидов, ветеранов, одиноких престарелых;
3) гостиницы-приюты;
4) специальный фонд длябеженцев и вынужденных переселенцев;
5) жилые дома в системеорганов социальной защиты, дома иного специального назначения и др.
Для проживания рабочих,служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебымогут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специальнопостроенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежитияукомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения,необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Прекратившие работусезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовомудоговору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них,подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития,которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работникипредприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи сработой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения вслучае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушениетрудовой дисциплины или совершение преступления.
Лица, прекратившие работупо иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящегоКодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилогопомещения.
15. Требования,предъявляемые к жилым помещениям, предоставляемым гражданам
Малоимущим гражданам,признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилыхпомещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещениямуниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются вустановленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целяхнастоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органомместного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующегосубъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого членасемьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи иподлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищногофонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации подоговорам социального найма предоставляются иным определенным федеральнымзаконом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РоссийскойФедерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закономсубъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексомпорядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РоссийскойФедерации.
16. Признание жилыхпомещений непригодными для проживания
Непригодными дляпроживания признаются жилые дома (жилые помещения):
а) находящиеся в ветхомсостоянии;
б) находящиеся ваварийном состоянии;
в) в которых выявленовредное воздействие факторов среды обитания.
17. Ремонт ипереустройство жилых помещений
Переустройство жилогопомещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей,санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующиевнесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или)перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требованийзаконодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
18. Основанияпризнания нуждающимся в получении жилья
Согласно ст. 51 кодексануждающимися признаются граждане:
не являющиесянанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя либо собственникамижилых помещений или членами семьи собственника (т.е. вообще не имеющие жилья);
в случае проживания подоговору социального найма или в жилых помещениях на праве частнойсобственности и обеспеченные общей площадью жилья на одного человека менееучетной нормы;
проживающие в помещении,не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (т.е. непригодномдля проживания);
проживающие в квартире,занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающийтяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание сним невозможно, и не имеющие иного жилого помещения. Перечень соответствующихзаболеваний устанавливается Правительством РФ.
19. Учет граждан,нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма
Принятие на учет гражданв качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местногосамоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основаниизаявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими вуказанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которыеустановлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии научет не по месту своего жительства.
Принятие на указанныйучет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии научет, поданных их законными представителями.
20. Очередностьпредоставления жилого помещения социального использования
Жилые помещенияпредоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан научет
21. Первоочередной ивнеочередной порядок предоставления жилых помещений
Вне очереди жилыепомещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилыепомещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживанияи ремонту или реконструкции не подлежат;
детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания вобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социальногообслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращенииопеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных СилахРоссийской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание ввиде лишения свободы;
гражданам, страдающимтяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
22. Заключениедоговора социального найма жилого помещения
Договор социального наймажилого помещения заключается в письменной форме на основании решения опредоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
24. Общие положения оправе частной собственности на жилье.
23. Приватизацияжилья. Ее принципы и субъекты
Приватизация — один изпроизводных способов приобретения права соб-ти, как и все они, характеризуетсятем, что приобретение права соб-ти, происходит ли оно по воле или независимо отволи предшествующего соб-ка, покоится на правопреемстве, т.е. на юридическойзависимости прав приобретателя от прав его предшественника.
При приватизации им-во,входившее в состав гос. и мун. соб-ти, переходит в соб-ть хоз. обществ итовариществ, отдельных граждан, других ФЛ. Из гос. (мун.) соб-ти выбываютпредприятия, ЖФ, земельные участки, предметы религиозного культа и многоедругое. В указанных случаях прекращение права гос. (мун.) соб-ти и приобретениеправа соб-ти другим лицом — физическим или юридическим — происходит в порядкеправопреемства.
Под приватизацией вшироком смысле слова следует понимать как возмездное, так и безвозмездноеотчуждение гос. и мун. им-ва в соб-ть
ФЛ, ЮЛ.
Приватизация жильяосуществляется на основе следующих принципов:
1) граждане принимаютрешение о приватизации занимаемых ими Ж/П в гос. и мун. ЖФ исключительнодобровольно;
2) владельцыприватизированных жилых домов и квартир имеют право владеть, пользоваться ираспоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, завещать, сдавать в аренду,совершать иные сделки, не противоречащие закону;
3) каждый гражданин имеетправо на приобретение в порядке приватизации
Ж/П в домах гос. и мун.ЖФ один раз;
4) на переходный крыночным отношениям период для граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечение Ж/П;
5) обслуживание и ремонтприватизированных Ж/П осуществляется при желании их владельцевжилищно-эксплутационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживавшимиэти дома до приватизации;
6) оплата расходов,связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых домов и квартир,производится их соб-ком по тем же ставком, которые установлены для гос. и мун.ЖФ.
Право на приватизацию Ж/Пимеет наниматель и члены его семьи. В соответствии с ч. 2-3 ст. 53 ЖК к членамсемьи нанимателя относятся: супруг нанимателя, их дети и родители. Другиеродственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в искл. случаях и иные лица, могутбыть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно снанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Право соб-ти уприобретателя Ж/П возникает с момента гос. регистрации сделки. Именно смоментом регистрации договор закон связывает возникновение и прекращение правасобственности на жилое помещение.
“Регистрация имеетправообразующее значение. Право соб-ти на жилище возникает на основанииюридического состава, включающего два юридических факта: договор (илисвидетельство о праве на наследство) и акт регистрации. Только послерегистрации договора граждане получают возможность по своему усмотрениювладеть, пользоваться и распоряжаться жилищем”.
Приобретая право соб-тина квартиру, гражданин становится сособ-ком фундамента, крыши, лестничныхклеток и других частей многоквартирного дома, а также получает правопользоваться придомовой территорией.
24. Строительство жилья,его способы
Под домами дляпостоянного жилья понимают одноэтажные или многоэтажные жилые здания,расположенные в населенных пунктах. Наиболее характерной формой их является,как показывает опыт строительства последних лет, свободно стоящий внутриучастка или примыкающий к его боковой границе дом. Гораздо более экономно можноиспользовать земельные участки, если построить спаренный дом. При этом зданияимеют одну общую боковую стену и зеркально симметричны относительно границыучастков.
Более рациональноеиспользование земельных участков обеспечивает строительство многоквартирныезданий в несколько этажей и домов сплошной застройки. Дома сплошной застройкиследует ставить так, чтобы вдоль линии застройки со стороны улицы онисоприкасались один с другим боковыми стенами на границах участков.
Планировка земельногоучастка под непрерывную застройку (многосекционный дом, атриум и др.)осуществляется только на основании проекта. В последнее время на территориипобережья используют форму террасной застройки на склонах, организуяпривлекательные ансамбли зданий с использованием рельефа местности. Пристроительстве домов применяют различные методы и технологические приемы,отличающиеся, по существу, только разными способами устройства несущих иограждающих конструкций и строительными материалами. Фундаментные, специальныеи монтажные работы в большинстве случаев одинаковы.
25. Кредиты и субсидиипри строительстве и покупке жилья
Граждане пристроительстве или покупке жилья имеют право на получение кредита под залог, втом числе под залог недвижимости, а также под гарантии органов государственнойвласти и управления или органов местного самоуправления либо под гарантиипредприятий, учреждений, общественных объединений.
Граждане вправе получитьв установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды оторганов государственной власти и управления, органов местного самоуправлениядля реализации права на жилище.
Условия получениякомпенсаций (субсидий), льготных кредитов, ссуд, кредитов под залогнедвижимости, отсрочки погашения ссуд, изъятия при неуплате заложенногоимущества, индексации ежемесячных выплат с учетом уровня доходов семьирегулируются Правительством Российской Федерации и Банком России.
26. Порядок нотариальногооформления сделок с жилыми помещениями
С введением в действиеФедерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть с 30 января 1998года нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, в том числе с жилымипомещениями, утратило обязательный характер. Однако по желанию сторон договоркупли-продажи, дарения, мены жилых помещений может быть удостовереннотариально.
При выборе формы договораследует учитывать, что если права на жилое помещение возникли на основаниидоговоров (сделок), не требующих обязательного нотариального удостоверения, нонотариально удостоверенных по желанию стороны, то обязательная государственнаярегистрация права на жилье осуществляется по заявлению одной из сторон договора(сделки). Что касается прав на жилое помещение, возникающих на основаниидоговоров (сделок), нотариально не удостоверенных (и это удостоверение неявляется обязательным для данного вида сделок), то регистрация правосуществляется на основании заявления, поданного всеми сторонами договора(сделки). Следовательно, оформив договор нотариально, стороны страхуют себя отвозможной недобросовестности партнера, так как в случае уклонения отрегистрации сделки одной из сторон другая сторона может осуществитьгосударственную регистрацию сделки, подав заявление только от своего имени.
27. Регистрация правана жилое помещение
Жилые помещения какобъекты права собственности имеют специфический правовой режим. Особаясоциальная значимость жилья обусловила строго целевое назначение данногообъекта недвижимости. Этот принцип закреплен Гражданским кодексом РоссийскойФедерации, согласно ст. 288 которого жилые помещения предназначены дляпроживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованиюи распоряжению ими должно производиться в соответствии с целевым назначениемэтих объектов недвижимости. Специфика правового режима жилья как объектанедвижимости обусловлена также нормами о государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним. Целью настоящей публикации являетсярассмотрение особенностей действующего порядка приобретения вещных прав нажилые помещения, связанных с государственной регистрацией прав.
28. Налогообложение вжилищной сфере. Основания освобождения от уплаты налога
Собственник недвижимостив жилищной сфере уплачивает налоги на недвижимость в порядке, установленномзаконодательными актами Российской Федерации о налогах^.
Общие принципы построенияналоговой системы в России, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, льготы поналогам, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков иналоговых органов определены Законом РФ «Об основах налоговой системыРоссийской Федерации»от 27 декабря 1991 гЛ
Налоги подразделяются нафедеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономных округов и местные налоги.
Применительно к жилищнойсфере действуют следующие налоги.
На федеральном уровне:налог на прибыль предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц;налог с имущества, переходящего в порядке наследования, дарения. На уровнереспублик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга: налог на имущество предприятий.
Местные налоги: наимущество физических лиц; на содержание жилищного фонда и объектовсоциально-культурной сферы.
Федеральные налоги иналоги республик, краев и областей устанавливаются законодательными актамиРоссийской Федерации и взимаются на всей ее территории. Среди местных налоговвыделяется налог на имущество физических лиц, который устанавливаетсязаконодательными актами Российской Федерации и взимается повсеместно, при этомконкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектовРоссийской Федерации. Другие местные налоги могут устанавливаться решениямирайонных и городских представительных органов власти.
В целях развития истимулирования жилищного строительства гарантируются налоговые льготы впорядке, установленном законодательными актами Российской Федерации о налогах:
-гражданам,осуществляющим строительство или приобретающим жилье за счет собственныхсредств, а также за счет целевых кредитов;
-предприятиям,учреждениям и организациям, оказывающим помощь своим работникам в жилищномстроительстве; предприятиям, эксплуатирующим жилищный фонд; на инвестиции встроительство, реконструкцию и ремонт жилищного фонда, а также в развитиепроизводства строительных материалов и предметов домоустройства
Гражданам, осуществляющиминдивидуальное строительство собственными силами, при вынужденной потере имиработы, в том числе после увольнения из Вооруженных Сил, устанавливается оплататруда на срок до двух лет в порядке, определенном законодательством РоссийскойФедерации для безработных, участвующих в общественных работах. Гражданам изчисла военнослужащих, беженцев, а также проживающим в районах Крайнего Севераили приравненных к ним местностях, и в иных случаях, предусмотренныхзаконодательством, могут предоставляться дополнительные льготы в жилищной сфере
Налоги на недвижимость вжилищной сфере граждан
От уплаты налога такжеосвобождаются: — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
-граждане, получившие илиперенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационнымвоздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидациипоследствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
-граждан (в том числевременно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидациипоследствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатацииили других работах на Чернобыльской АЭС;
-военнослужащих ивоеннообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнениюработ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимоот места дисклокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего ирядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зонеотчуждения;
-граждан, эвакуированныхиз зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения лиц, выехавших вдобровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
-граждан, отдавшихкостный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльскойкатастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костногомозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
— граждане (в том числевременно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 гг. участиев работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоныотчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуациейнаселения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и наэксплуатации в других работах на Чернобыльской АЭС;
— военнослужащие ивоеннообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот периоддля выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльскойкатастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный,инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокациии выполнявшихся работ;
— лица начальствующего ирядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 гг. службу взоне отчуждения;
— граждане, в том числевоеннослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшиеучастие в 1988-1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»;
— младший и средниймедицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (заисключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любымивидами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки наих рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившиесверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживаниив период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результатечернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
— рабочие и служащие, атакже военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органоввнутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевымвоздействием на работах в зоне отчуждения.
29. Способы улучшенияжилищных условий лицами, имеющими жилое помещение
Граждане, нуждающиеся вулучшении жилищных условий, подают заявление, к которому прилагаются: выпискаиз домовой книги, копия финансового лицевого счета, в необходимых случаях — справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другиедокументы. Заявление должно быть зарегистрировано в Книге регистрации заявленийграждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий, котораяведется по установленной форме.
Поступившее от гражданиназаявление о постановке на учет тщательно проверяется комиссией по жилищнымвопросам. При этом составляется акт проверки жилищных условий. Затемсоответствующая комиссия рассматривает заявление, а также материалы проверкижилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или оботказе в постановке на учет.
Заявление о принятии научет должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня его поступления всоответствующий исполнительный орган, на предприятие (в организацию).
О принятии на учетгражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, местная администрация,либо администрация предприятия (организации) совместно с профкомом (если онимеется на предприятии), выносит решение, о котором заявителю должно бытьсообщено в письменной форме.
Учет граждан, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого вотдельные списки«включаются граждане, имеющие право на первоочередное ивнеочередное получение жилья.
Сведения о принятых научет лицах заносятся в книгу.учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, которая ведется в местном исполнительном органе власти либо напредприятии (в организации). Все поправки, а также изменения, вносимые наосновании документов, заверяются должностным лицом, ответственным за правильноеведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляютсяпечатью.
На каждого гражданина,принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны храниться всенеобходимые документы, служащие основанием для постановки на учет. Ежегодно впериод с 1 января по 1 апреля местные исполнительные органы власти, предприятия(организации) проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете дляулучшения жилищных условий. При необходимости в ходе перерегистрации жилищныеусловия очередников проверяются дополнительно.
30. Договор меныжилого помещения
Собственники недвижимостимогут заключить между собой договор мены. По этому договору каждая из сторонобязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой(п. 1 ст. 567 ГК РФ).
Единственным отличиемдоговора мены от договора купли-продажи является то, что в договоре мены однаиз сторон в качестве встречного предоставления передает другой стороне неденьги, а товар. В связи с этим к договору мены применяются те же правила, чтои к договору купли-продажи. Так, стороны обязаны предупредить друг друга онедостатках обмениваемого имущества, о правах третьих лиц на это имущество(нанимателя, залогодержателя и т.д.) и др. Вместе с тем отдельные положенияГражданского кодекса касаются только договора мены.
В качестве предметадоговора может выступать недвижимость, которая является одним из наиболеераспространенных объектов, по поводу которых заключается договор мены (закон несодержит запрета обменивать движимые вещи на недвижимые). Она обладаетповышенной экономической ценностью. Это обусловлено тем, что она предназначенадля длительного пользования и не исчезает в процессе использования. Какправило, она обладает конструктивной сложностью, требующей больших затрат наподдержание в надлежащем состоянии. Вместе с тем достаточно сложный процесспередачи права собственности на недвижимость обусловливает не очень высокийуровень ликвидности недвижимости как товара, так как ее нельзя быстрореализовать за наличные деньги.
Спецификой недвижимогоимущества является возможность использования этого имущества только в условияхболее или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке, а дляобъектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей игрузов, особым условием является место их использования — это водное, воздушноеили космическое пространство.
В настоящее время понятиенедвижимости приводится в статье 130 ГК РФ. В частности, к ней относятсяземельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано сземлей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба ихназначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания,сооружения и т.д. Таким образом, к отличительной особенности недвижимостиотносится ее неразрывная связь с землей (при этом сами по себе земельныеучастки также рассматриваются в качестве недвижимости), что, в свою очередь,предполагает ее значительную стоимость.
Следует отметить, чтоГражданский кодекс, рассматривая участки недр и обособленные водные объекты вкачестве недвижимости, ставит их в один ряд с земельными участками и делает ихнезависимыми от последних. Однако очевидно, что ни участки недр, ни водныеобъекты вне связи с землей существовать не могут. Вне связи с земельнымиучастками недвижимые вещи теряют обычное назначение и соответственно понижаютсяв цене. Так, не рассматриваются в качестве недвижимости деревья, выращиваемые вспециальных питомниках, или дома, предназначенные на снос.
Вместе с тем законотносит к недвижимости и объекты, которые по своей физической природе являютсядвижимыми. К ним относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морскиесуда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники,космические корабли и т.д.).
Определенной спецификойобладает такая разновидность недвижимого имущества, как жилые помещения, подкоторыми понимаются не только жилые дома и коттеджи (дачи), но и отдельныеквартиры и иные жилые помещения (например, отдельные изолированные комнаты вквартирах), зарегистрированные в этом качестве в БТИ. Будучи недвижимостью вжилищной сфере они имеют строго целевое назначение. Такой подход законаобусловлен недостатком жилья и его особой социальной значимостью.
Гражданский кодекс РФустановил, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (ч. 1 п. 2ст. 288), а осуществление прав собственника по владению, пользованию ираспоряжению такими объектами недвижимости должно осуществляться в соответствиис их целевым назначением (п. 1 ст. 288 ГК). Размещение собственником впринадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организацийдопускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Обмениваемое имуществодолжно быть точно указано в договоре и, в частности, должно определяться егоположение на земельном участке или в составе другой недвижимости. При менеземельного участка необходимо указывать его местоположение, категорию земли,цели использования, площадь участка. При мене зданий, сооружений, жилых инежилых помещений указываются также их местонахождение (адрес), наименование,назначение, площадь, этажность, другие параметры.
Предмет договора менынедвижимости относится, как правило, к индивидуально-определенным вещам, т.е.обладает индивидуально- определенными признаками, отличающими его от другиходнородных вещей (из этого правила возможны исключения, например, в случае менывоздушного или морского судна, судна внутреннего плавания). Особенностью такогорода вещей является их юридическая незаменимость.
Обмениваемое имуществоможет быть как равноценным по стоимости, так и нет. Если обмениваемое имущество(в данном случае речь идет о недвижимости) не является по стоимости равным, тов договор может быть включено условие о денежной доплате той стороне, имуществокоторой стоит дороже, и соответственно необходимо определить стоимость каждогоиз обмениваемых объектов.
31. Правовоерегулирование долевого строительства в жилищной сфере
Для привлечения денежныхсредств участников долевого строительства в целях строительства (создания)многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости необходимо соблюдениеследующих условий:
1) получение разрешенияна строительство;
2) официальноеопубликование проектной декларации;
3) наличие свидетельствао государственной регистрации права собственности или права аренды застройщикана земельный участок, предоставленный для строительства (создания)многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которыхбудут входить объекты долевого строительства.
Таким образом, застройщиквправе заключать с дольщиками (соинвесторами) договоры долевого строительства ипринимать деньги только после того, как оформит в собственность или арендуземельный участок и получит разрешение на строительство дома (ст. 3 Закона).
Закон определяет стороныдоговора: застройщик и участник долевого строительства, которые вступают вобязательственные отношения с момента подписания ими договора в простой письменнойформе и регистрации его в регистрационной палате. Предметом договора являетсясовместная деятельность по инвестированию и строительству для долевика частиобъекта. Долевой инвестор в данном Законе понимается как участникстроительства, физическое или юридическое лицо, вкладывающее денежные средствав строительство одной или нескольких квартир; основной инвестор — этоорганизация, с которой застройщик заключил договор генерального подряда настроительство объектов недвижимости. При этом как основной, так и долевойинвесторы финансируют строительство объекта недвижимости, а застройщик ведетстроительство и после сдачи объекта в эксплуатацию передает предусмотренныйдоговором объект (часть объекта) долевику по передаточному акту.
Данный договор заключаетсяв письменной форме, подлежит государственной регистрации и считаетсязаключенным с момента такой регистрации.
32. Сохранение жилогопомещения за временно отсутствующим гражданином
Сохранение жилогопомещения за временно отсутствующими гражданами.
При временном отсутствиинанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течениешести месяцев.
Жилое помещениесохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок вслучаях:
1) призыва на военнуюслужбу — в течение всего времени прохождения военной службы по призыву;поступления на военную службу по контракту — в течение первых пяти летпрохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военныхобразовательных учреждениях профессионального образования);
2) временного выезда изпостоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов,работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п.), в связи скомандировкой за границу либо с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) – втечение всего времени выполнения данной работы или обучения;
3) выезда из жилыхпомещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей всвязи с утратой попечения родителей — в течение всего времени пребывания вгосударственных или муниципальных образовательных учреждениях, учрежденияхздравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и другихучреждениях независимо от форм собственности для детей — сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейноготипа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов(попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, осталисьпроживать другие члены семьи;
4) выезда в связи свыполнением обязанностей опекуна (попечителя) — в течение всего временивыполнения этих обязанностей;
5) выезда для лечения влечебно — профилактическом учреждении — в течение всего времени пребывания внем;
6) помещения в лечебно — трудовой профилакторий — в течение всего времени нахождения в нем;
7) заключения под стражу- в течение всего времени нахождения под следствием или судом;
8) осуждения к лишениюсвободы — в течение всего срока отбывания наказания.
33. Прекращениежилищных правоотношений
Основания выселения,требования, коим должно удовлетворять предоставляемое выселяемым другоеблагоустроенное жилое помещение, порядок и условия расчетов, связанных сосносом домов, иные способы обеспечения прав и интересов граждан при сносе домовили изменении их целевого назначения определены в ст. 91—94, 96, 117, 137-139ЖКкоторые гласят:
-Выселение спредоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения
-Предоставление жилогопомещения в связи со сносом или переоборудованием дома (жилого помещения)
-Предоставление жилого помещенияв связи с выселением из домов, грозящих обвалом
-Выселение из жилыхпомещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилогопомещения
-Передачажилищно-строительному кооперативу взамен сносимого равноценного жилого дома
-Обеспечение жилымипомещениями граждан, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земельныхучастков
-Перенос жилых домов истроений, подлежащих сносу
-Сооружение на новомместе жилых домов, строений и устройств для граждан, дома которых подлежатсносу
Граждане выселяются всудебном порядке из домов государственного, муниципального и общественногожилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу илипереоборудованию в нежилой.
34. Правила оплатыжилья по договору социального найма
Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договорусоциального найма или договору найма жилого помещения государственного илимуниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользованиежилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание иремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы поуправлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общегоимущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества вмногоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальныеуслуги.
35. Субсидия на оплатужилья. Основания выплаты
Субсидии на оплату жилогопомещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам вслучае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площадижилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональногостандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правиламчасти 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимальнодопустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативнойплощади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимостижилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан наоплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьиустанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевымдоходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая долярасходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равнымотношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
36. Правила оплатыжилья, принадлежащего гражданину на праве собственности
Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном домевключает в себя:
1) плату за содержание иремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы поуправлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонтуобщего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальныеуслуги.
37. Правила оплатыкоммунальных услуг
Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующегоза истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управлениямногоквартирным домом.
Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги вносится на основании платежных документов,представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем,если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Наниматели жилыхпомещений по договору социального найма и договору найма жилого помещениягосударственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользованиежилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилыхпомещений по договору социального найма и договору найма жилых помещенийгосударственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме,управление которым осуществляется юридическим лицом независимо оторганизационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее — управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения,а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размервносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленныйдоговором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилогопомещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Члены товариществасобственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированногопотребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностейграждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее- иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательныеплатежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий икапитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатойкоммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товариществасобственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органамиуправления иного специализированного потребительского кооператива.
Не являющиеся членамитоварищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иногоспециализированного потребительского кооператива собственники помещений вмногоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либожилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив,вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии сдоговорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищнымкооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Собственники помещений вмногоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жильялибо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооперативи управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилоепомещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Собственники помещений вмногоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом,вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии сдоговорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие видыдеятельности.
Собственники жилых домовоплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату закоммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами,осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений вмногоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этихпомещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющимисоответствующие виды деятельности.
Неиспользованиесобственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основаниемневнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временномотсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг,рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетомперерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемомПравительством Российской Федерации.
Плата за коммунальныеуслуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилогопомещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем,заключенным на срок проживания временных жильцов.
Наймодатель, управляющаяорганизация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателейжилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов исобственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платыза жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней додаты представления платежных документов, на основании которых будет вноситьсяплата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срокне установлен договором управления.
Лица, несвоевременно и(или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги(должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на моментоплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная соследующего дня после наступления установленного срока оплаты по деньфактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей частиразмера пеней не допускается.
Наймодатель жилогопомещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата зажилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлятьрасчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципальногожилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилоепомещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющихдеятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежныхагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством обанках и банковской деятельности.
38. Ответственность занарушение жилищного законодательства
Ответственность занарушение жилищного законодательства предусмотрена нормами жилищногоадминистративного и уголовного права. К нарушениям жилищного законодательстваотносятся:
— нарушение порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;
— несоблюдение установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;
— нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания местобщего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовыхтерриторий;
— самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений ииспользование их не по назначению;
— нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерногооборудования, бесхозяйственное их содержание;
— порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства.
Данныйперечень не является исчерпывающим, законодательством может быть установленаответственность и за другие нарушения жилищного законодательства.
Предприятия,учреждения, организации, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам (жилымпомещениям), инженерному оборудованию, объектам благоустройства и зеленымнасаждениям на прилегающих к домам участках, обязаны возместить причиненныйущерб. При этом должностные лица и другие работники, по вине которыхпредприятия, учреждения, организации понесли расходы, связанные с возмещениемущерба, несут материальную ответственность в установленном порядке.
Еслинаниматель, члены его семьи и другие совместно проживающие с ним лица систематическиразрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению, либоделают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме(при это меры предупреждения и общественного воздействия оказалисьбезрезультатными), то по требованию наймодателя или других заинтересованных лицвиновные могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Чтокасается подлежащих выселению без предоставления другого жилья за невозможностьсовместного проживания, то взамен выселения суд может обязать их произвестиобмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанноезаинтересованной в обмене стороной.