Основные задачи гражданской обороны

Содержание
Введение
1.  Название и задачи гражданской обороны
2.  Гражданская оборона на объектахэкономики
3.  Насущные проблемы
4.  ГО третьего тысячелетия
5.  Роль экономистов в разработкегражданской обороны
Заключение
Список используемых источников

Введение
Гражданская оборона (ГО) — система мероприятии по подготовкеи защите населения, материальных и культурных ценностей на территорииРоссийской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действийили вследствие этих действий. Гражданская оборона России является составнойчастью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирноеи военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту отсовременных средств нападения противника, так и на проведение спасательных инеотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах пораженияпри чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1. Название изадачи гражданской обороны
Первоначально система гражданской обороны в нашей странесоздавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйстванаселения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССРутвердил Положение о противовоздушной обороне страны.
Перед началом ВеликойОтечественной войны (1941 — 1945 гг.) в основном было завершено создание иподготовка различных служб МПВО.
В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие — ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Все этопривело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защитенаселения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г, МПВО была преобразована в гражданскую оборону(ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственныхоборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защитынаселения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП).
Гражданская оборона организуется потерриториально-производственному принципу на всей территории страны. Этоозначает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется какпо линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства иучреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.
Подготовка государства к ведению гражданской обороныосуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения,военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий иливследствие этих действий. В мирное время силы и средства гражданской обороныучаствуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природногои техногенного характера.
Граждане РоссийскойФедерации обязаны:

Знать:
— основные требованияруководящих документов по вопросам ГО;
— принципы, средства испособы защиты от чрезвычайных ситуаций;
— правила поведения привозникновении опасностей военного времени;
— правила и порядококазания само- и взаимопомощи при поражениях, травмах и ранениях.
Уметь:
— четко действовать посигналам оповещения;
— пользоваться средствамииндивидуальной защиты, изготавливать простейшие из них;
— пользоваться убежищами,укрытиями и строить простейшие укрытия;
— обеззараживать своерабочее место, квартиру;
— оказывать доврачебнуюмедицинскую самопомощь и помощь пострадавшим; — защитить детей, больных ипрестарелых при угрозе нападения противника и при ЧС, надевать им средстваиндивидуальной защиты, обеспечивать их безопасность при эвакуационных и другихмероприятиях.
 
2. Гражданская оборонана объектах экономики
Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можносформулировать следующим образом:
— обучение населения способам защиты от опасностей,возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей вбезопасные районы;
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальнойзащиты;
— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинскоеобслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочноепредоставление жилья и принятие других необходимых мер;
— срочное захоронение трупов в военное время;
В зависимости от обстановки система гражданской обороны можетфункционировать в одном из следующих режимов:
— режим повседневной деятельности — функционирование в мирноевремя при нормальной обстановке, с учетом развития вооружения, военной техникии средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий;
— режим повышенной готовности — при ухудшениипроизводственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической игидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;
— чрезвычайный режим — начинается с момента объявлениясостояния войны, фактического начала военных действий или введения ПрезидентомРФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные,республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов,районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций. Гражданскаяоборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала ипроживающего вблизи объекта экономики населения от чрезвычайных ситуацийприродного, техногенного и военного характера.
НачальникомГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность заорганизацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств, кпроведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объектаподчиняется соответствующим должностным лицам ведомства. Приказом начальника ГОназначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих,инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.
Заместителемначальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначаетсязаместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателемэвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка планарассредоточения рабочих и служащих, руководство службой общественного порядка.
Заместителем начальникаГО по инженерно-технической части – главный инженер предприятия, которыйнепосредственно руководит основными службами, а также осуществляет техническоеруководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителемначальника ГО по материально-техническому снабжению – заместитель руководителяобъекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-техническогоснабжения.
гражданскаяоборона
3. Насущные проблемы
Первая. Несмотря на то,что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Таксложилось, что МЧС РФ руководит двумя смежными системами — РСЧС, выполняющейфункции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей вмирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военноевремя. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительнойстепени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит намысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного временив рамках одной системы. Поэтому в перспективе представляется необходимымсформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему,способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациямв мирное и военное время.
Вторая. Назреланеобходимость более активного влияния государства на менеджмент рисками. Дляэтого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующиемеждународным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждениючрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, авариюнадо не дожидаться, а предупреждать. Вот почему так активно разрабатываетсяпроект основ государственной политики в области менеджмента рисками.
В какой-то мере новым, новсе более необходимым становится обеспечение безопасности жизнедеятельностинаселения в чрезвычайных ситуациях. Раньше этому практически не уделяливнимания, считали, что люди в любых трудных ситуациях сами как-нибудь устроятся.На деле оказалось — без помощи федеральных и местных органов власти им простоне выжить.
4. ГОтретьего тысячелетия
Возникла необходимостьвнесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране.Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоватьсятеоретические положения, разработанные ещё в срок 1962 — 1976 годов.Гражданская оборона XXI века должна существенно отличаться от современной. Во-первых,должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое важность и сугубовоенно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность;основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военногостратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания.
Во-вторых, настает порапостепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и отуслуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направленийвоенной реорганизации РФ.
В-третьих, ГО в XXI векебудет становиться все более значимой структурой для общества не только ввоенное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств, в ликвидациилюбых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород длячеловека. Актуальным и современным станет лозунг: «Все, что делается дляукрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и нужночеловеку». В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства,чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Исходя из этого,придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что,конечно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет болеегибкой, рациональной и рачительной.
В-пятых, немаловажноповышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны.При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должныосуществляться повсеместно, на местности всей страны, в массовом порядке, спривлечением всех людских и материальных ресурсов.
 
5. Рольэкономистов в разработке гражданской обороны
Экономисты играютнемаловажную роль в развитии, осуществлении, разработке гражданской обороны РФ.
Прежде всего, формируетсяунифицированная, построенная на единых принципах система, способная решать веськомплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военноевремя.
Финансированиемероприятий гражданской обороны на паритетных началах осуществляют государство,субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, частный сектор,граждане в порядке, установленном специальным законом.
Но только экономическиеслужбы способны рассчитать все возможные затраты на тот или иной проектгосударственного управления гражданской обороной. В связи с развитием методоврасчета и предупреждения ЧС придется пересмотреть стратегию подготовки иведения гражданской обороны, что, конечно, повлечет изменения в системефинансирования.
Выбор приоритетов вподготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны осуществляется наоснове важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также наоснове критерия «затраты — эффективность».
Так же важной задачейэкономистов на объектах экономики является систематизированный расчет затрат,направленный на предупреждение опасных ситуаций и их последствий. Так же онирассчитывают следующие факторы:
1. Обеспечениекомфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня ихзащищенности;
2. Оздоровлениевоздушной среды и нормализация параметров микроклимата;
3. Основыбезопасности и теории риска;
4. Опасностьпоражения электрическим током;
5. Организация исредства доврачебной помощи;
6. Освещение;
7. Основные вредныеи опасные производственные факторы;
8. Основныеисточники и виды риска, подлежащие оценке;
9. Расчетминимальных затрат на оснащение огнетушителями объекта экономики;
10. Определениевозможных последствий использования электрических нагревательных приборов;
11. Определениевзрывоопасности и степени разрушения здания при взрыве на экономическомобъекте;
12. Определениеуровня обеспечения пожарной безопасности на экономическом объекте;
13.  Определениевремени эвакуации при ЧС;
14. Анализироватьцены на средства защиты от ЧС и др.
ДисциплинаГражданская Оборона является необходимой для изучения. Ее обязаны изучать нетолько студенты экономического факультета, но и учащиеся других специальностей.Не зря этот предмет входит в федеральную программу образования РФ. Каждыйчеловек должен знать, как защитить себя в той или иной опасной или ЧС, какспасти себе жизнь, и жизнь других людей – это очень важно. Правительство РФразрабатывает множество программ по подготовке населения к ЧС, введениедисциплины ГО в образовательную программу ВУЗов одной из целей, намеченныхправительством.

Заключение
Гражданская оборона на современном этапе продолжаетоставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системынациональной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения,материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени.Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственнойвласти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности ижизнедеятельности государства.
Основные тенденцииразвития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бысформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация кновым военно-политическим и социально-экономическим условиям, созданиевозможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств вкороткие период и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативноереагирование на изменения обстановки.

Список используемых источников
1.Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. — М., 2003.
2. БеловС.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. — М.: Высшая школа, 2000.
3. РусакО.Н. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос.- СПб.: МАНЭ и БЖД, 2000.
4.Экологическое право в России / Под ред. В.Д. Ермака, О.Я. Сухарева. — М: ИМП,2003.
5. ХванТ.А. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
6. Постановление правительстваРоссийской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения оборганизации обучения населения в области гражданской обороны» (в ред.Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 № 501).
7. Русак О.Н. Безопасностьжизнедеятельности.- СПб., 2009.
8. Арустамова Э.А. Безопасностьжизнедеятельности. — М., 2003.