Основы бухгалтерской отчетности 2

Курсовая работа
Основы бухгалтерской отчетности
Оглавление
Введение
1. Сущность бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности
1.2 Виды бухгалтерской отчетности
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности
2. Правовая база бухгалтерской отчетности
2.1 Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности
2.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – это самостоятельный элемент экономической системы, которое взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие внешние пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. С расширением круга лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации, происходит переосмысление роли и значения бухгалтерской отчетности, изменяются подходы к ее составлению. В последнее время потенциальные пользователи все более заинтересованы в расширении состава и совершенствовании содержания представляемой организациями бухгалтерской отчетности. Это вызвано в основном недостаточной информационной насыщенностью формируемой бухгалтерской отчетности у большинства организаций, отсутствием в ней определенных показателей и данных. В результате на нормативном уровне происходят соответствующие изменения. Поэтому, составляя отчетность, бухгалтер должен четко представлять себе, какие изменения произошли в бухгалтерском учете и налогообложении и как они отразятся на отчетности. Но просто грамотно составить отчетность недостаточно.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансовыми ресурсами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Целью курсовой работы является изучение темы «Основы бухгалтерской отчетности». В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
рассмотреть сущность бухгалтерской отчетности, т.е. понятие, значение, виды и пользователей бухгалтерской отчетности;
изучить состав, сроки и требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сущность бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период. Система учетных данных (показатели), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги — важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о прибылях и убытках — перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.
Бухгалтерский учет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационное обеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По его данным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ее подразделений, осуществляя повседневный контроль рациональным использованием имеющихся ресурсов, составом, структурой и способах формирования финансовых результатов1. Для характеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, данные бухгалтерского учета обобщаются и систематизируются в отчетности. Поэтому отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих состояние и результаты деятельности организации за истекший период, обобщенных в определенном порядке и последовательности. Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она, как часть системы учета и отчетности, интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативного), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц. Как источник информации о деятельности организации отчетность используется внутренними пользователями для управления экономикой организации и принятия необходимых мер по ее развитию2. Тщательное изучение и показателей отчетности дают возможность выявлять потребности в финансовых ресурсах, оценивать правильность и эффективность принятых инвестиционных решений, определять основные направления политики дивидендов, осуществлять прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов и так далее.
Обобщенная информация о деятельности организации используется и различными заинтересованными внешними пользователями для принятия определенных деловых решений в части доверия к организации как к партнеру и целесообразности ведения в ней дел, определения условий кредитования и возможности возврата кредита, оценки ее способности выплачивать дивиденды, проверки правильности расчетов налогов и так далее.
Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства1. Каждый человек — предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства — цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала — на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитале уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности — важного инструмента рыночных отношений.
1.2 Виды бухгалтерской отчетности
Отчетность является основным источником информации о деятельности любой организации. В зависимости от пользователей отчетность юридических лиц подразделяется на три вида1:
1) бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, правила формирования показателей установлены Положениями по бухгалтерскому учету, которые утверждает Министерство финансов Российской Федерации. Эта отчетность является публичной (т.е. доступной для всех заинтересованных лиц);
2) налоговая отчетность основана на данных налогового учета, составляется и представляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Эта отчетность составляется в форме деклараций по видам платежей. При этом часть отчетных форм составляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые отчетные формы составляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно с бухгалтерским учетом. Параллельное ведение налогового учета ведет к увеличению затрат на составление налоговой отчетности. Снижение затрат на составление налоговой отчетности может быть достигнуто путем формирования ее показателей на основе информации, содержащейся в бухгалтерском учете, скорректированной по правилам налогового законодательства. Данные налоговой отчетности могут являться коммерческой тайной для всех пользователей, кроме налоговых инспекций;
3) статистическая отчетность характеризует отдельные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и составляется по данным оперативного и бухгалтерского учета. Формируется по правилам, установленным Госкомстатом Российской Федерации (Росстатом), предназначена для сбора и обработки информации о массовых социально-экономических явлениях и не является публичной (данные могут представлять коммерческую тайну).–PAGE_BREAK–
Кроме того, организации могут представлять специализированную отчетность в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (эмитенты ценных бумаг, например акционерные общества), в комитеты по управлению федеральным и муниципальным имуществом (унитарные предприятия) и т.д. Однако бухгалтерская отчетность представляется всем пользователям – и в налоговые органы, и в комитет государственной статистики и в ФКЦБ, и в комитеты по управлению государственным имуществом.
Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным признакам1:
1. В зависимости от назначения отчетность может быть:
внутренняя (управленческая) – для руководителей различных уровней управления, составляется по правилам и в сроки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;
внешняя (финансовая) – для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговых служб и т.д.), формируется по правилам, установленным государством.
2. В зависимости от периода составления отчетность может быть:
промежуточная – составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);
годовая – содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.
3. По степени детализации различают отчетность:
общую – характеризует хозяйственную деятельность всей организации;
специальную – раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации (материально-техническое снабжение, состояние расчетов с дебиторами или кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.)
4. По степени обобщения отчетность подразделяется:
единичная – охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного на отдельный баланс;
сводная – раскрывает объединенные показатели юридического лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс;
консолидированная – раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.).
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности
Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности1.
Получаемые в результате обработки входящей информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющими управление как непосредственно данным предприятием, так и иными связанными с ним юридическими и физическими лицами, государством и его органами. Таким образом возникает круг пользователей бухгалтерской отчетности.
Пользователь бухгалтерской отчетности согласно п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Каждая группа пользователей предъявляет свои требования к отчетности, поскольку на основе отчетной информации принимаются различные решения в отношении организации, поэтому важно классифицировать пользователей по различным признакам1:
1. По отношению к хозяйствующему субъекту различают:
внутренние пользователи – это физические лица, сотрудники предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия. К ним, в частности, относятся администрация, менеджеры (по различным направлениям деятельности и различным проектам), сотрудники и т.д.;
внешние пользователи – это физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному предприятию, но в своей деятельности применяющие информацию о данном предприятии.
В свою очередь внешние пользователи могут классифицироваться на:
а) заинтересованные лица – это внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят от показателей деятельности предприятия. К таким пользователям могут быть отнесены учредители, собственники, займодавцы, кредиторы, акционеры, инвесторы, покупатели и заказчики, налоговые органы;
б) незаинтересованные лица — внешние пользователи, принимаемые, принимаемые решения которых не зависят от показателей деятельности предприятия. К ним могут быть отнесены статистические органы, биржи, общественные организации, консалтинговые организации, аудиторские организации, правительство и его органы.
2. По критерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на:
отечественные;
зарубежные – ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в их странах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
3. В зависимости от финансового интереса различают:
пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы, подрядчики и т.д.);
с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупатели и т.д.);
без финансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовой информации и т.п.).
4. В зависимости от типа организации можно выделить:
пользователей, имеющих интересы на международных рынках;
крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности;
малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.
5. В зависимости от соотношения целей пользователей и целей организации:
преимущественные пользователи – имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюся организацию: финансовый интерес; непосредственный контроль, обеспеченный системой санкций; общественное мнение (например, государственные контролирующие органы);
прочие пользователи.
6. По критерию частоты обращения к отчетности пользователи могут быть:
реальные – чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования, учитываемые при составлении отчетности (т.е. постоянно пользуются данными бухгалтерского учета);
потенциальные – т.е. могут воспользоваться данными бухгалтерского учета. В зависимости от силы потребности в бухгалтерской информации эти пользователи превращаются в реальных.
Правовая база бухгалтерской отчетности
2.1 Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности
В соответствии с действующим порядком под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного периода. Отчетным годом для всех организаций считается календарный год — с первого января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организаций, созданных после 01 октября, разрешается считать первым отчетным период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Организации, имеющие дочерние общества, составляют и представляют, помимо собственного бухгалтерского отчета, также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних обществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений в показатели форм своей бухгалтерской отчетности.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Бухгалтерская отчетность организации состоит из промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности1.
В состав промежуточной отчетности включаются:
— бухгалтерский баланс (ф.1), содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности, осуществляемым ею;
— отчет о прибылях и убытках (ф.2), где приводятся данные по формированию финансовых результатов.    продолжение
–PAGE_BREAK–
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
— бухгалтерский баланс (ф.1);
— отчет о прибылях и убытках (ф.2);
— пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
При этом в состав указанных пояснений включаются:
— отчет об изменении капитала (ф.3);
— отчет о движении денежных средств (ф.4);
— приложение к бухгалтерскому балансу (ф.5);
— пояснительная записка;
— аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Кроме того, для некоммерческих организаций предусмотрена специальная отчетная форма – отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6).
За организацию бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям несет ответственность руководитель организации1. Для ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности он может:
1) создать специальное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) самостоятельно вести бухгалтерский учет;
3) заключить договор с организацией, которая осуществляет деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, или специалистом.
Бухгалтерская отчетность утверждается в порядке, установленном законодательно и указанном в учредительных документах организации. При этом бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если бухгалтерский учет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель этой организации или специалист, ведущий бухгалтерский учет и составляющий отчетность.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержденная в установленном порядке бухгалтерская отчетность представляется: учредителям, участникам, собственникам, территориальным органам статистики. Другим пользователям, в частности банкам, органам исполнительной власти, бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ бухгалтерская отчетность представляется по требованию в налоговые органы.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года, причины следует объяснить в пояснительной записке. Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на 1 января отчетного года, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного периода.
Измерение показателей в отчетных формах осуществляется в валюте РФ. При этом показатели в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж и обязательств, в соответствии с действующим нормативным регулированием имеют право отражать показатели в миллионах рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
По каждому числовому показателю, представленному в отчетных формах, данные должны быть приведены за два периода: отчетный и предшествующий год. Если в учетную политику были внесены изменения, то показатели за предшествующий период должны быть приведены в соответствие с показателями за отчетный период. Кроме того, показатели статей отчетности, в которые включены данные активно-пассивных счетов, приводятся в развернутом виде.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатов ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации могут включаться соответствующие дополнительные показатели. Записи в формах отчетности производятся чернилами или шариковой ручкой, либо могут быть напечатаны.
Печать организации проставляется лишь на формах отчетности в которых это предусмотрено типовой формой бланка отчетности. В остальных случаях печать организации не проставляется.
В бухгалтерских отчетах и балансах не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие отчет и баланс, с указанием даты исправления.
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которая должна быть проведена в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В частности, до составления годового отчета должна быть проведена инвентаризация основных средств (согласно учетной политики организации), нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности, расчетов, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. Результаты инвентаризации должны быть оформлены в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации.
Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 апреля следующего года за отчетным, а квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Участники (учредители) предприятия устанавливают в пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность, утвержденная в установленном порядке, представляется в течение 90 дней после окончания отчетного года. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям только после ее утверждения в установленном порядке.
Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.
В акционерных обществах бухгалтерская отчетность утверждается собранием акционеров. Собрание акционеров должно быть проведено не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года. Поэтому годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества может быть представлена пользователям не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года.
Соответствующему адресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственного вручения, либо отправлена по почте. При этом согласно действующим правилам бухгалтерская отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, которое оформляется с обязательным указанием:
— адреса, куда направляется письмо;
— исходящего номера и даты отправления;
— краткой информации об объекте отправления, а именно: что отправляется (годовая или промежуточная отчетность), период, за который составлена отчетность, перечень форм отчетности.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногороднего предприятия считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего – дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтового предприятия. В случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день.
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс (форма № 1)служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, используется в анализе хозяйственной деятельности, прежде всего в анализе финансовых результатов деятельности, финансового положения организации, ее ликвидности. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги (валюта) баланса по активу и пассиву должны быть равны1.
Современная форма бухгалтерского баланса представляет собой так называемый баланс-нетто, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается в балансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (т.е. в нетто-оценке — по остаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыль в балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Это означает, что баланс не содержит регулирующих статей. Поэтому баланс позволяет рассчитать стоимость чистых активов организации.
С целью контроля и анализа финансового положения организации и изменения его за период с начала года все статьи баланса сгруппированы в пять разделов.
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об остатках по счетам синтетического и аналитического учета на начало отчетного года и на конец отчетного периода.
Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
В бухгалтерском балансе по некоторым статьям за агрегированным показателем дается его разукрупнение на составные части через перечисление, в том числе (например, запасы, кредиторская задолженность), а по другим статьям расшифровка показателей дается в приложении к бухгалтерскому балансу. Таким образом, из бухгалтерского баланса и приложения к нему можно получить как обобщенную, так и детальную информацию о финансовом положении организации.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Хозяйственные средства, не принадлежащие организации на праве собственности, показываются за балансом в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата1. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации») и «Прочие доходы и расходы».
Доходы – это увеличение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и (или) учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер. Расходы в отчете о прибылях и убытках признаются с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов).
Не признаются доходами/расходами поступления/выплаты:
налог на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей;
по договорам комиссии, поручения и иным агентским договорам;
предварительной оплаты за продукцию (работы, услуги), так какважнейшим условием признания выручкив бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию от продавца к покупателю. Выручка от продажи продукции включается в отчет на дату перехода права собственности. При выполнении работ и оказании услуг выручка признается, когда работы или услуги приняты заказчиком. В основу определения выручки от продажи положен принцип начисления, т.е. она отражается в учете по методу начислений (по отгрузке).
в залог, если по договору залоговое имущество передается залогодержателю;
в погашение кредитов и займов, предоставленных заемщику;
в качестве вклада в уставный капитал.
Отчет о прибылях и убытках используется для контроля и анализа финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговые показатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать и оценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскивать резервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов и потерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций. Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлении фактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются в самой организации.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3)служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям1.
Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменения капитала и резервы, а также справок.
В первом разделе отчетаприводятся данные об изменениях отдельных видов капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: за предыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин изменилась величина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь за предыдущий и за отчетный год приводятся данные:
об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря предшествующего года;
об изменениях капитала в связи с изменениями в учетной политике и результатами переоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 января соответствующего года;
о чистой прибыли, дивидендах, отчислениях в резервный фонд;
об увеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличения номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;
об уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций, реорганизации юридического лица и других причин;
об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря соответствующего года.
Во втором разделе отчетаотражаются состояние и движение резервов: резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством, и резервного капитала, образуемого в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервов предстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и по нему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на начало года, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года. Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на начало года, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.
В справке №1 отчета об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активов организации для оценки степени его ликвидности. Чистые активы – это стоимость имущества, свободного от долговых обязательств.
В справке №2 отражаются данные о направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы. В свободных строках отчета необходимо привести их расшифровку по направлениям финансирования. В случае получения целевых средств из бюджета и внебюджетных фондов на цели, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, рекомендуется соответствующие данные также отразить справочно в отчете об изменениях капитала.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4)служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.
Отчет о движении денежных средств составляется за отчетный год и за аналогичный период предыдущего года на основании информации, учитываемой на счетах 50 «Касса» (кроме субсчета 50/3 «Денежные документы»), 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути» в валюте РФ.
Остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода определяются путем суммирования сальдо вышеуказанных счетов по учету денежных средств.
Движение денежных средств (поступило и направлено) определяется на основании оборотов по счетам и показывается отдельно по каждому виду деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) в трех разделах.
При этом под видами деятельности, используемыми в отчете, понимаются:
под текущей (основной) деятельностью — деятельность организации, преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли (производство продукции, выполнение строительных и ремонтных работ, торговля и т.п.) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности;
под инвестиционной деятельностью — деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, в том числе долговых, вкладов в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.);
под финансовой деятельностью — деятельность организации, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, представление другими организациями займов, погашение заемных средств (без процентов) и т.п.).
Если поступление денежных средств превышает их использование, то полученный положительный результат отражается в отчете в обычном порядке. Если же использование денежных средств превышает их поступление, то полученный отрицательный результат показывается в круглых скобках.
Следует отметить, что внутренние обороты по счетам учета денежных средств (из банка в кассу и наоборот, с одного счета в банке на другой) в отчете о движении денежных средств не отражаются, поскольку не изменяют величины чистых денежных потоков.
В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала отчет составляется в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем остатки и движение денежных средств в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть по курсу последнего дня отчетного периода. Полученные данные при заполнении соответствующих строк ф.№4 суммируются.    продолжение
–PAGE_BREAK–
В международной практике применяют прямой и косвенный метод составления отчета о движении денежных средств. Способы отличаются между собой только в части отражения потоков денежных средств по текущей (основной) деятельности.
Прямой метод составления отчета предусматривает, что денежные потоки по текущей деятельности представляются в отчетности полностью по притокам (поступлениям) и оттокам (платежам): приток от покупателей и заказчиков, отток поставщикам на оплату материальных ценностей, отток работникам на выплату заработной платы и т.п. Основанием для заполнения являются общие суммы полученных и уплаченных денежных средств по счетам бухгалтерского учета (50, 51 и т.д.).
Косвенный метод составления отчета предусматривает представление только чистых показателей притока и оттока денежных средств. Информацию для исчисления чистых потоков денежных средств можно получить из баланса (ф.№1), отчета о прибылях и убытках (ф.№2), приложения к бухгалтерскому балансу (ф.№5).
Российским стандартом ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организации» рекомендовано составлять отчет о движении денежных средств прямым способом.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) является расшифровкой отдельных статей баланса, поясняющей наличие и движение отдельных видов средств и источников образования. Это позволяет более детально представить пользователям имущественное состояние организации на отчетную дату. Форма №5 состоит из 10 разделов.
В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5)отражаются:
состояние и движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности;
расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, расходы на освоение природных ресурсов;
финансовые вложения, дебиторская и кредиторская задолженность;
расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат), обеспечения, государственная помощь.
Каждый из перечисленных объектов учета представлен в виде самостоятельной таблицы, горизонтальная структура которой определяется теми показателями, которые подлежат раскрытию.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями1.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (благотворительные, культурные, образовательные, научные, духовные организации и т.п.).
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (ф.№3), отчет о движении денежных средств (ф.№4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5) при отсутствии соответствующих данных.
Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
6) другие, не запрещенные законом поступления.
В данном отчете отражаются следующие показатели:
остаток средств на начало и конец отчетного и предыдущего года;
поступило средств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по источникам поступления;
использовано средств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по направлениям использования.
Если в каком-либо году расходы некоммерческой организации превысили сумму поступивших целевых средств (с учетом остатка на начало года), то остаток средств в форме №6 приводится в скобках (в бухгалтерском балансе эта сумма отражается в составе прочих оборотных активов), а в пояснительной записке необходимо привести разъяснения по поводу данного факта.
Источником информации для заполнения отчета являются данные синтетического и аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование» и счетам по учету расходов некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пояснительная запискаобязательно включается в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации1. Она содержит текстовую характеристику показателей, изложенных в формах бухгалтерской отчетности, а также раскрывает показатели, которые не нашли в них отражения, однако являются важными для принятия решений заинтересованными лицами в отношении данной организации. Таким образом, пояснительная записка является важнейшей, самостоятельной и наиболее объемной частью бухгалтерской отчетности.
При раскрытии информации в пояснениях к формам бухгалтерской отчетности бухгалтер должен соблюдать требования существенности, сопоставимости и нейтральности, определенные нормативными документами.
Информация в пояснительной записке может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
В приказе Минфина России от 27 июля 2003г. №67н определена необходимая информация, которая должна быть приведена в пояснительной записке:
1) краткая характеристика организации, основные направления ее деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) – наименование организации, организационно-правовая форма собственности, адрес организации, сведения об учредителях, способ образования организации, размер уставного капитала, указанного в учредительных документах;
2) учетная политика организации и изменения в ней – здесь раскрываются способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации основных средств, НМА и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д.);
3) основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты (реорганизация, ликвидация юридического лица, прекращение некоторых видов деятельности, расширение или сужение рынка продаж продукции (работ, услуг) и т.д.);
4) основные аналитические показатели – здесь приводятся такие показатели, которые дают полную информацию о финансовом состоянии и финансовых результатов деятельности организации. Каждая организация самостоятельно выбирает показатели, которые она будет раскрывать в пояснительной записке. Тем не менее необходимо соблюдать следующие правила:
организация должна включать в основные показатели те коэффициенты, которые используют другие организации со схожими видами деятельности;
для раскрытия следует выбирать те показатели, которые можно проследить в динамике за ряд лет;
приоритет отдается показателям, характеризующим: величину доходности организации (финансовые результаты, показатели рентабельности, оборачиваемости и т.д.), величину активов и собственного капитала организации, степень деловой активности организации.
5) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
6) прочие расшифровки и комментарии (события после отчетной даты, условные факты хозяйственной деятельности, государственная помощь, информация об операциях с аффилированными лицами, информация по сегментам, информации о природоохранных мероприятиях и т.д.);
7) решение собрания акционеров по распределению прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Таким образом, пояснительная записка к отчету может содержать обширную и разнообразную информацию, которая дополняет и расшифровывает информацию, содержащуюся в формах бухгалтерской отчетности. Поэтому для удобства пользования ею информация о соответствующих данных включается в пояснительную записку в виде отдельных разделов, количество которых с течением времени может увеличиваться.
2.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и приложением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Исходя из единых основополагающих принципов и правил ведения бухгалтерского учета для всех организаций, являющихся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, показатели отчетности должны быть взаимоувязаны и дополнять друг друга1.
Объективная необходимость бухгалтерской отчетности вытекает из потребности оперативного управления хозяйством и принятия обоснованных решений для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и величины финансовых рисков. В связи с этим отчетность должна точно и реально раскрывать все основные стороны связанные с деятельностью организации. В условиях рыночной экономики процесс формирования показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, приобретает новые количественные и качественные особенности. В этих условиях основное требование к информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, заключается в том, что она должна быть полезной для заинтересованных в деловых отношениях с данной организацией. Чтобы информация, содержащаяся в отчетности, была необходимой пользователям она должна отвечать определенным качественным критериям. Качественными признаками отчетной информации,прежде всего, являются: понятность, достоверность, целостность, существенность, нейтральность, сопоставимость.
Понятность информациипредоставленной в бухгалтерской отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качества информации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях в ее финансовом положении.
Основа достоверности бухгалтерской отчетности – это соблюдение трех главных требований, предъявляемых к учетной политике хозяйствующего субъекта:
полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты), т.е. это требование реализуется путем сплошного документирования хозяйственных операций. Требования к содержанию и оформлению первичных документов установлены ст.9 Закона о бухгалтерском учете.
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности), т.е. оправдательный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания.
готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (требование осмотрительности), т.е. реализация этого требования обеспечивается путем создания оценочных резервов организации в случае обесценения материально-производственных запасов, финансовых вложений, возникновения сомнительной дебиторской задолженности и т.п.
В целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Существенность показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности, определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оценке финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Показатель считается существенным если его отсутствие в отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При формировании показателей отчетности организация сама определят степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации другого критерия, отличающегося от указанного. Исходя из принципа существенности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособлено в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения или финансового результата организации. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно.
Нейтральность отчетной информации предполагает ее беспристрастность по отношению к любым пользователям бухгалтерской отчетности. Поэтому исходя из этого принципа при формировании бухгалтерской отчетности организацией должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому.
Целостность бухгалтерской отчетности организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). Отчетность, включающая показатели отчетов дочерних и зависимых обществ, называется сводной. Консолидированная отчетность включает показатели деятельности группы взаимосвязанных организаций.
Соблюдение указанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могут составить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей их организации.
Заключение
Итак, при подробном рассмотрении темы мы выяснили что, бухгалтерская отчетность характеризует состояние организации на языке цифр. Только бухгалтерская отчетность позволяет выявить истинное положение вещей и показать, действительно ли год так удачен, как кажется. Бухгалтерская отчетность – это начало и конец в жизни организации, так как с бухгалтерской отчетности (вступительного баланса) начинается жизнь организации, и бухгалтерская отчетность (ликвидационный баланс) завершает жизнь фирмы.
Необходимость составления бухгалтерской отчетности – не только бремя, вытекающее из предписаний законодательства (формально-юридический аспект), но и насущная потребность функционирующей организации, менеджмент которой заинтересован в развитии, совершенствовании и оптимизации хозяйственного механизма с целью достижения финансового успеха организации (содержательный аспект).
Бухгалтерская отчетность, как компас позволяющий капитану вести судно по правильному курсу, должна служить руководителю для выбора дальнейшего пути развития организации. Однако управленческие решения не могут приниматься исключительно на основе анализа бухгалтерской отчетности. Отчетность всего лишь один из источников информационного обеспечения, помогающий принять относительно верное решение в сфере бизнеса.
Процедура составления бухгалтерской отчетности представляет собой завершающий этап в работе бухгалтера, который раскрывает информацию об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Многие полагают, что составление бухгалтерской отчетности – это формализованная процедура, носящая чисто механический характер, которая заключается главным образом в переносе данных из регистров бухгалтерского учета в формы бухгалтерской отчетности. Однако, во многом составление бухгалтерской отчетности – это процесс, требующий от бухгалтера его профессионального мастерства, проявления знаний нормативных документов, умения правильно их трактовать и применять.
Делая вывод, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций — кредиторов, акционеров и др.
Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительное количество приемов и способов искажения отчетности. Суть таких искажений связана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска
Список использованной литературы
Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Кнорус, 2007. – 295с.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие; под ред. проф. В.Д. Новодворского. М.: Инфра-М, 2004. – 453с.
Бухгалтерская финансовая отчетность: учеб. пособие/ А.Д. Ларионов (и др.); под ред. А.Д. Ларионова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208с.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Е.В. Лупикова, Н.К. Пашук. – М.: Кнорус, 2005. – 368с.
Гамольский П.Ю. Особенности составления и представления отчетности некоммерческими организациями. М.: Омега-Л, 2006. – 198с.
Ефремова А.А., Басалаева М.А. Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. – М.: Инфра-М, 2007. 265с.
Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: учебное пособие. М.: Кнорус, 2005. – 374с.
Камышанов В.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2006 – 457с.
Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2007. – 264с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. / Н.П. Кондраков. — М.: Инфра-М, 2005. — 592 с.
Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации/ В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. — М.: Кнорус, 2006. — 145 с.
Патров В.В., Быков В.А. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: МЦФЭР, 2004. – 320с.
Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник/ Н.Г. Сапожникова. — М.: Кнорус, 2006. — 480 с.
Финансовый учет: учеб./ Под ред. В.Г. Гетьмана. — М.: Бухгалтерский учет, 2007. — 528 с.
Церпенто С.И. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. М.: Кнорус, 2005. – 396с.