Основы формирования доходов и расходов предприятия

–PAGE_BREAK–К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя. В рыночной экономике ведущее место занимает величина отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия.
После проведения в России рыночных реформ предприятия применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Соответственно возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия. Вместе с тем для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей и дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.
Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, отпускная цена снижается при реализации большей партии продукции. Более низкие цены позволяют предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.
В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. В качестве примера рассмотрим два графика представленные в приложении А, где показана зависимость между применяемыми ценами, выручкой и потребительским спросом. Прямая D характеризует изменение спроса на произведенную продукцию в зависимости от уровня цен. Видно, что зависимость обратно пропорциональная, т.е. чем выше уровень цен, тем ниже спрос и, наоборот. Если установлена цена Р0, то графически весь объем планируемой выручки заключен в четырехугольник ВОМК на рисунке 1а) и В1О1М1К1 на рисунке 1б). Что произойдет, если мы увеличим цены на выпускаемую продукцию? Тогда рост цен приведет к увеличению выручки на величину, эквивалентную четырехугольникам ABDC и A1B1D1C1, но одновременно уменьшит ее на величину, соответствующую четырехугольникам KMLD и К1М1Ь1Д1.
Задачей аналитического прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов, в нашем случае — от цены при данном спросе. На графиках видно, что в первом случае при увеличении цены предприятие ощутимо потеряет в выручке, а во втором, наоборот, приобретет. Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями. Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. На графиках видно, что процентное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в первом. Аналогичный вывод можно сделать относительно изменений объема выручки. Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки. Эластичность спроса определяется по формуле:
Э =% изм. В/% изм. Ц (3)
Где Э — эластичность спроса.
Мы рассмотрели одну из возможностей расчета оптимальной выручки в зависимости от цены. Но существуют и другие экономические показатели, влияющие на спрос. При аналитическом прогнозировании рассчитывают эластичность спроса по доходам потребителей и по перекрестным ценам. Расчет эластичности по доходам потребителей базируется на возможности приобретения предлагаемой продукции населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализируют влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары. Если на рынке предлагаются замещающие или альтернативные товары, то исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару. Дополняющими товарами считаются товары с взаимозависимым спросом, например, чай и сахар — если чай дорожает, то соответственно падает спрос на сахар.
При аналитическом прогнозировании оптимальной выручки определяющее значение имеет правильное построение кривой спроса, что достигается наблюдениями и маркетинговыми исследованиями и расчетами на их основе эластичности различными эконометрическими методами.
1.3 Регулирование доходов Величина дохода зависит от цены на продукцию (услугу), установленной предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (контурентная, монополия и т.д.), вида продажи (опт, розница), вида продукции (сезонные колебания цены), региона и прочих факторов.
Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 20% от оптовой цены. Акцизы — это дополнительный налог на “предметы роскоши”, что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации (см. Приложение Б).
Обычно рассматривают две цены: продажную, обеспечивающую изготовителю нормальные условия производства, и минимальную, компенсирующую предприятию затраты при минимуме прибыли. Виды цен:
1. По сфере использования: внутренние; внешнеторговые (мировые).
2. В зависимости от порядка ценообразования:
свободные (рыночные): справочные (по каталогу), базовые (в зависимости от сорта, качества), контрактные (базовые с учетом скидок или надбавок), скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов), специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте);
регулируемые государством, за счет: налогов, льгот, пошлин, акцизов; государственных закупок; ограничения на воз или вывоз продукции; установки предельного уровня рентабельности предприятия; прямой фиксации цен; установки “потолка” и “пола” цены.
3. В зависимости от сферы экономики: оптовые; закупочные; смежные (в строительстве, научной работе); розничные.
Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется государством только в отношении социально значимой продукции. При применении этих ограничителей может возникнуть как излишек (что ведет к сокращению производства), так и дефицит (который ведет к образованию черного рынка с реальными ценами). Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много денег и лишиться их основной части не из-за нападения гангстеров, а в результате необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу.
При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30-35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци.
В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для выхода из создавшейся ситуации. Путем введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими. Доходы предприятия от различных видов деятельности и источников поступления сводятся в виде сметы.

2. Расходы в деятельности предприятия 2.1 Классификация денежных затрат предприятия В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.
Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами предприятия выбытие активов: — в связи с приобретением внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов);
вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью продажи;
перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.
в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в погашение кредита, займа, полученных организацией [3, С.226-232].
Исходя из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели.
Сюда же можно включить поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы [13, С.58].
К третьему типу расходов — принудительным — относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции. Расходы, связанные непосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладные расходы, инвестиции.
Материальные затраты — включают в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты, связанные с приобретением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, средства, переданные сторонним организациям за услуги производственного характера и др. Как правило, данные расходы занимают наибольший удельный вес в расходах предприятия. Их структура но многом определяется отраслевой принадлежностью.
Формирование этой группы затрат напрямую связано с величиной прибыли, от уровня затрат зависят устойчивость положения предприятия на рынке, конкурентоспособность его продукции. Для возмещения материальных затрат предприятия необходимо соблюдение двух условий: продукция должна быть реализована; выручка от реализации продукции должна своевременно поступать на денежные счета предприятия. Основой для определения стоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счете — фактуре, составляет их базовую себестоимость. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставке и хранению.
Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника. Состав этой группы затрат многослоен. В нее входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к затратам на оплату труда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.
К накладным расходам относятся административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.
Инвестиции представляют собой капитальные вложения как в целях расширения объемов собственного производства, так и для извлечения дохода на финансовых и фондовых рынках. Их характер и структура зависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений.
Соответственно и источники финансирования инвестиций различны. Ими могут быть собственные средства (прибыль, амортизации, средства от размещения ценных бумаг, уставный фонд) и заемные (целевые кредиты банков, банковских учреждений, финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группы денежных затрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражается степенью риска инвестиций, их технико-экономическом обоснованием и сроком окупаемости.
2.2 Управление затратами организации Процесс управления затратами предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:
значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Управление затратами — это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемы также анализом «Издержки — Объем — Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта) [14, С.114].
В основу такого анализа положено деление издержек производства на переменных, т.е. зависящих от объема продукции, и постоянные, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объема производства.
Ключевыми элементами операционного анализа является: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:
    продолжение
–PAGE_BREAK–Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/Прибыль[1].
Сила воздействия операционного рычага возрастает, когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага. При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Важнейшим аспектом управления затратами является сопоставление фактических затрат с нормативами. Разность между фактическими и нормативными затратами называется отклонением. Отклонение рассчитывают отдельно по каждому объекту учета затрат: центру ответственности, виду продукции, заказу и др. Цель анализа отклонений — определение и детальная оценка каждой причины, каждого фактора, которые привели к возникновению отклонений, установление ответственности за произошедшее. Современное выявление и анализ причин отклонений позволяет своевременно принимать необходимые меры по устранению нежелательных и укреплению благоприятных тенденций.
Важнейшим инструментом здесь является факторный анализ, который позволяет определить, какая часть отклонения каким фактором вызвана. Из многочисленных существующих методов факторного анализа на практике чаще всего применяется метод цепных подстановок.
При использовании метода цепных подстановок в формулу затрат «по цепочке» вместо плановых подставляют фактические значения факторов. Разность между получившимся в результате такой подстановки значением затрат и первоначальным их значением и есть отклонение, вызванное данным фактором. На следующем шаге проанализированный фактор «закрепляют» на фактическом уровне и в формулу затрат подставляют фактическое значение следующего фактора — и так до тех пор, пока в формулу затрат не подставлены фактические значения всех факторов. Подстановка начинается с количественных факторов (например, объем выпуска) и заканчивается качественными факторами (например, нормы и цены). Например, затраты на материалы зависят от трех факторов: объема выпуска продукции, цен на материалы, нормы расхода материалов на единицу выпуска:
Змn = Qn * Нn * Цn (4)
Змф = Qa * Нф * Цф (5)
где: Зм — затраты на материалы;
Q — объем выпуска;
Н — норма расхода материалов на единицу продукции;
Ц — цена единицы материалов;
«ф» и «п» — индексы фактического и планового значений соответственно.
Метод цепных подстановок дает следующие формулы отклонений фактических переменных затрат от плановых:
О (объем) = Qф * Нп * Цп — Qп * Нп * Цп = (Qф — Qп) * Нп * Цп (6)
О (цена) = Qф * Нп * Цф — Qп * Нп * Цп = Qф * (Цф — Цп) * Нп (7)
О (норма) = Qa * Нф * Цф — Qп * Нп = Qф * Цф * (Нф — Нп) (8)
где: О — отклонение; в скобках указан фактор, вызвавший соответствующее отклонение.
Значение каждого отклонения зависит от порядка подстановки. Обычно подстановку начинают с количественных факторов и заканчивают качественными факторами: это увеличивает значимость качественных факторов, поскольку отклонения, вызванные совокупным влиянием факторов при этом относятся на их «долю» [14, С.234]. Распределение отклонений между факторами можно представить в графическом виде (см. Приложение В). На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить виновников отклонений: например, начальник цеха фабрики отвечает за потери, вызванные отклонением фактического расхода ресурсов от нормы, но не несет ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.
Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:
Опз = Хф — Хп (9)
Где Хф, Хп — фактические и плановые постоянные затраты.
Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.
Отклонение по мощности:
Ом = (Сф — Сп) * Фп (10)
гдеСф — стоимость основных фондов (количественный фактор);
Ф — фондоотдача (качественный фактор).
Отклонение по фондоотдаче:
О = Сф * (Фф — Фп) (11)
Если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.
Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема производства, вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов, либо, если производственные мощности или опасность обострения конкуренции не позволяют этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым прибыль предприятия.
Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан механизм реализации функций управленческого контроля затрат.
Методы снижения затрат.
1. Бюджетирование — универсальный инструмент управления затратами. Управление затратами должно начинаться с детального анализа текущих затрат компании, определения удельного веса каждой статьи в общей сумме расходов. Для части статей могут быть разработаны нормативы и лимиты, например на представительские, командировочные расходы (на проживание, питание), хозрасходы, канцтовары, ГСМ. Следующий шаг — внедрение процесса бюджетирования с применением нормативов и лимитов по каждому подразделению и направлением бизнеса. И обязательно жесткий контроль в исполнении бюджета на регулярной основе. В заключение — анализ выявленных отклонений фактически понесенных расходов от запланированных.
Бюджет должен быть сбалансированным, реалистичным и обоснованным. Другими словами, каждая цифра в плановых сметах затрат подразделений должна иметь детальное обоснование. Для того, чтобы обеспечить эффективное управление затратам, финансовому директору необходимо понимать специфику бизнеса, разбираться в основных бизнес-процессах, технологии и организации производства. Также следует обратить внимание на то, что при составлении бюджетов следует не только внимательно относиться к наиболее существенным статьям затрат, но и тщательно анализировать те расходы, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Нужно добавить, что недостаточно просто составить обоснованный бюджет, который позволит оптимизировать затраты компании.
Необходимо создать инструменты контроля его исполнения, в первую очередь активный контроль обязательств (то есть сопоставление с исполнением бюджета каждого из заключаемых договоров), а в дальнейшем — бюджета начислений и бюджета платежей.
Для того чтобы оценить оправданность тех или иных расходов, связанных с закупками или приобретением различных услуг, необходимы сравнительные данные. Поэтому к каждой заявке на покупку сбытовое подразделение должно прилагать как минимум три-четыре аналогичных предложения на поставку таких же товаров. В обязательном порядке нужно указывать цену поставки. Рассматривая такую заявку на оплату, казначей может понять, соответствуют ли закупочные цены среднерыночному предложению и не переплачивает ли компания.
2. Мотивация персонала. Рассматривая проблему управления затратами нужно учитывать, что планирования и жесткого контроля за расходованием средств недостаточно. Необходимо, чтобы каждый сотрудник был заинтересован в уменьшении затрат, для чего нужно разработать систему вознаграждений. Мотивация работников на повышение отдачи от затрат, но и столь же тонкое. Главное — суметь отследить вклад конкретных людей в снижение затрат. Не трудно установить по цехам и отделам понятные работникам показатели премирования сотрудников выпускающих цехов на основе показателя затрат на рубль товарной продукции, установить по подразделениям дополнительные правила вознаграждения за экономию ключевых, критически значимых ресурсов, специально премировать за разработку и внедрение организационно-технических решений по экономии энергоресурсов, по сокращению времени переналадки оборудования и т.п. Но даже это не исключает «работы на показатели», а не на результат.д.ело при этом обычно не в людях, а в системе. То есть система мотивации персонала должна быть построена таким образом, чтобы при выполнении работниками одних нормативов не страдали другие, не менее важные.
Мотивация эффективна на уровне ответственных за проведение расходов. Опасность, которая подстерегает любую систему мотивации, заключается в следующем: поощрять нужно реально сокращенные расходы. Которые вызваны экономией ресурса и уменьшением его цены с сохранением качества, не привели к ухудшению прочих показателей и не были отсрочены во времени. Выявление таких расходов — большая аналитическая работа, которую нужно проводить на уровне потребления расхода, а не оплаты.
3. Аутсорсинг — передача функций собственных структурных подразделений предприятия сторонней организации.
В некоторых случаях проще передать ту или иную бизнес-функцию на аутсорсинг, чем содержать собственное подразделение, что в итоге приведет к снижению издержек. К примеру, вместо того, чтобы приобретать новый грузовой автомобиль, для которого не будет обеспечена стопроцентная загрузка, выгоднее воспользоваться услугами транспортной компании. Но нужно отметить, что в российской действительности необходимо крайне взвешенно подойти к вопросу об аутсорсинге, т.к. существует большое количество рисков. Если речь идет об аутсорсинге IT — функции или бухгалтерского учета, то это риски, связанные с соблюдением конфиденциальности; аутсорсинг транспортной функции — это риски нарушения сроков поставок. Подходы к снижению затрат. Можно выделить два основных подхода к снижению затрат, которые получили широкое распространение в международной практике: таргет-костинг; кайдзен;
Управление затратами с использованием концепции таргет-костинга применяются в основном на стадии проектирования новой продукции и предполагает выполнение следующих шагов: определить, какие статьи затрат могут быть сокращены; совместно с руководителями производственных подразделений составить план снижения затрат и распределить между менеджерами ответственность за его исполнение. Для того, чтобы определить, какие затраты могут быть сокращены, необходимо провести всесторонний анализ затрат компании.
4. Анализ затрат. Помимо классического вертикального (расчет удельного веса той или иной статьи затрат в общей сумме затрат) и горизонтального (сравнение затрат за учетный период с аналогичными показателями предшествующего периода) анализа, проводимого по типам затрат, можно порекомендовать функциональный анализ. Для проведения функционального анализа потребуется внедрить систему попроцессного калькулирования, что позволяет не только точнее определить себестоимость выпускаемой продукции, но и лучше управлять затратами. В результате проведенного анализа должны быть определены перспективные направления снижения затрат, а именно: статьи затрат, обладающие наибольшим удельным весом в общей сумме затрат; затраты, темп роста которых превышает темп роста выручки компании [14, С.118].
Отобранные таким образом статьи затрат следует поделить на те, которые: не подлежат пересмотру, так как существуют жесткие обязательства со стороны компании; могут быть изменены; могут быть перенесены на другие периоды без ущерба. Очевидно, что в первую очередь будут сокращены затраты, относящиеся к третьей группе, но, прежде чем принимать какие-либо решения по сокращению затрат, необходимо понять причины возникновения затрат.

Заключение В работе исследованы доходы и расходы предприятий, их фактическое состояние и пути оптимизации.
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. На уровне предприятия решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет: что, в каких количествах и в какой манере производить, с тем чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей экономический рост и определенный стандарт жизни его работников. Предприятие, как экономическая система, является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.
Основными задачами предприятия являются: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления предприятием, использованием предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. Создание надёжной и гибкой системы управления финансами позволит организовать на нужном уровне и в тесном взаимодействии производственных, маркетинговых, сбытовых и других служб предприятия.
Прибыль является важнейшей категорией в рыночной экономике. Ведь именно получение прибыли является стимулом, для создания предприятий и фирм, которые своим созданием решают множество проблем. Они создают рабочие места, тем самым решая проблему трудоустройства населения. А уплатой налогов они (фирмы) стимулируют государство, которое в свою очередь может обеспечивать функционирование государства, безопасность страны и реализовывать различные социальные программы.
Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 18% от оптовой цены. Акцизы — это дополнительный налог на “предметы роскоши”, что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации.
В курсовой работе были рассмотрены расходы, причины их возникновения и методы снижения затрат. Для экономически выгодного развития предприятия необходимо планировать затраты на производство и реализации продукции. Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.
Подводя итог можно сказать, что доходы и расходы предприятия и их сбалансированность очень важны для его развития. Также важное значение имеют структура доходов и распределение, и снижение расходов. В курсовой работе рассмотрены факторы влияющие на рост доходов, и факторы, влияющие на снижение расходов. Для предприятия в целом важным моментом является рациональное использование, информации об источниках доходов и направлении расходов, для регулирования доходов и расходов и управлении ими на уровне предприятия. Соответственно данная тема будет актуальна до тех пор, пока существует экономика.

Глоссарий     продолжение
–PAGE_BREAK–