Основы гендерной теории и методологии

Введение              Различия между мужчинами иженщинами имеют сложный характер.Возникновение данной проблематики взначительной мере обусловлено политическими движениями с требованиямипредоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная сXIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти(начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитиизнания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют даннуюпроблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологическийпол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
             В настоящее времясоставляющие половой идентичности изменяются. В обществе обычно предполагается,что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве.Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и этоощущение соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в виду,что она готова принять на себя роли и обязанности традиционно связанные с ееполом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Но  биологический пол людей может несоответствовать их половой идентичности. Располагая достаточными материальнымисредствами, человек может подвергнуться операции и изменить свой пол. Однакоэто происходит очень редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол,может не совпадать с общепринятым идеалом. Мужчина может чувствовать себякомфортно как биологическая особь мужского рода, но его могут не устраиватьобразцы поведения, соответствующее культурным стереотипам. Поскольку каждый изэтих компонентов обусловлен различными факторами (биологическими,психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда сочетаютсядруг с другом. В общем, половые различия используются обществом как основа длядифференциации  социальных ролей, носущность этих ролей не обусловлена такими биологическими факторами, как болеевнушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению. Вероятно,существует  бесконечное множествоотклонений от общепринятых стереотипов, и это свидетельствует о том, чтосексуальные роли в нашем обществе сложились на основе культурных и социальных особенностей,а не естественного порядка вещей. В обществе мужчинам и женщинам постоянноприписывают различные социальные роли. Существую занятия «длямальчиков»   и «длядевочек», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское»и чисто «женское» поведение. Для этого предложены различныеобъяснения дифференциации сексуальных ролей. Таким образом, объектом моей курсовой работы являютсяразличные теории сексуальных ролей и неравенства, предложенные классикамисоциологической мысли. Предмет работы:как объясняется связь гендера и социального неравенства в этих теориях.
             Сексуальные ролиопределяют статус мужчин и женщин в обществе. Биологические факторы неопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождениюограничивает во всех обществах предназначение женщин  домашним хозяйством и заботой о домашнемочаге. Цель работы: изучениеконцепций гендера и дифференциации с точки зрения предмета моей работы. Длядостижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1.                 Рассмотреть различные теории гендерного неравенства;
2.                 Определить, чем данные теории различаются в аспектезависимости сексуальных ролей и неравенства;
          
                 Глава 1. Понятие гендера.                   1.1 Определение понятия.
              Перед тем как исследовать теориинеравенства определимся с самим понятием «гендер».
             PRIVATEВ феминистской литературесуществует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной«молодостью» гендерного подхода (первые работы появились околодвадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовымположением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол — этотермин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (восновном — в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются какмужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик иповедения, которое вытекает непосредственно из биологических различий междумужчинами и женщинами. Гендер — это сложный социокультурный конструкт: различияв ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским иженским, творимые (конструируемые) обществом.
            В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модельсоциальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая ихмежличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальныеотношения в основных институтах общества (а также и определяемая — иликонструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовыхизмерений социальной структуры общества, который вместе с другимисоциально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс,возраст) организует социальную систему. Социальное воспроиводство гендерногосознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке поласоциальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с ихгендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно,обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществахженщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновываягендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределениивласти между ними. Осознание гендерной принадлежности — конституирующий элементсоциальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, апол — это приоритетный способ выражения властных отношений.
             Гендер конструируется черезопределенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществекультурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы истереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряяодни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессиилюдей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормыне имеют универсального содержания и значительно различаются в разныхобществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладаниеопределенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.
             В современных социальных игуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная иуниверсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, немного вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов.Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендеравывести культурную реальность — как в прошлом, так и в настоящем.
             Понятия феминный и маскулинныйстали активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера иупотребляются в гендерных исследованиях для обозначениякультурно-символического смысла «женского» и«мужского».
            Гендер (gender) 1. (Общее значение)- различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2.(Социологическое значение) социальное деление, часто основанное наанатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом,социологическое использование термина может отличаться от повседневного.
             Социологи и социальные психологиутверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии скоторыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях«гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явнообъединены), а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам,подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный»(когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамереннообъединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе гендердолжен применяться тогда, когда касается социально созданного деления обществана тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. В то время как«мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическимиразличиями между ними, а также мальчиками и девочками, «мужское» и «женское»относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента,считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредствомсложного и продолжительного процесса социализации.
Антропологи,например Маргарет Мид[1],психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, асоциально и посредством культуры, являясь культурно и историческиотносительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, имежду культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы — класс, возраст, раса и этнос — тоже образуют особое значение, выражение и опытгендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощеннымспособом с полом или сексуальностью.
  PRIVATEГендер (gender) — социальныйпол. В английскийязыкразграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»).Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развитияфеминизма, а затем и собственно гендерных исследований.
.Современноеобществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данноепонятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм.Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделированияили конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. Вобществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнениеопределенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд представленийо том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер — совокупностьсоциальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер —культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах нашихсоциокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то,что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, ачеловек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе всетруднее провести границу между биологической предопределенностью пола и егосоциальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол.Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и наотношения, политические и экономические»[2].
    При всем многообразии подходов и позиций вотношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теориюсоциальной конструкции гендера и теорию гендерной системы.
     В логике первого подхода называют тригруппы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы,распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» —многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского иженского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И.Гоффманом[3]и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии сданным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений,укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включаетразнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Гендернаясистема есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Посколькугендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы,соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями исистемами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводитсяизучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властныесмыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такогоподхода. Пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми обществотрансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола какразличные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системойвласти и доминирования, цель которой — концентрация материального исимволического капитала в руках отцов. Гендер является своеобразной системой,продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти иподчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половыеразличия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этойлинии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируютгендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в«социальные», пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция гендера естьодновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.
                  1.1 Компоненты гендерной идентичности
Биологическийпол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли – вот четырекомпонента половой идентичности. Легче всего дать определение биологическогопола. Это понятие включает в себя первичные и вторичные физические признаки,характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной покров на лице ит. д.
Гендерная идентичностьсвязана с нашим представлением о своем поле, – чувствуем  ли мы себя в действительности мужчиной илиженщиной.
Осознаниесвоего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. О соотношениигендерной идентичности  и пола существуюттри теории:
Теориягендерного развития по Фрейду оказала, может быть, наиболее сильное влияние наразвитие социологии, являясь одновременно и противоречивой, Согласно Фрейду,изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основываетсяна наличии  или отсутствии пениса.Сказать ” у меня есть пенис” – тоже самое, что «я мальчик»;утверждение ” я девочка” равносильно «у меня нет пениса».Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические различия:наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность или женственность.
Вовремя «эдиповой фазы» мальчик якобы испытывает чувство  угрозы, исходящей от отца, который требуетпослушания и дисциплины. Вследствие этого ребенку кажется, будто бы отецнамеревается лишить его пениса, то есть кастрировать. Отчасти сознательно, ноглавным образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своегоотца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротическиечувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчикидентифицирует себя с отцом  и узнает,что принадлежит к мужскому полу. Мальчик отказывается от любви к своей материиз-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом.Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают «зависть к пенису», поскольку самине   обладают таким столь заметныморганом, который отличает мальчиков. Мать теряет доверие дочки, так как у неенет пениса, равно как   и шансов на егопоявление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, онаперенимает  у нее пассивную жизненнуюпозицию. Которая связывается с признанием себя «существом второгопорядка».
Когда«эдипова фаза» заканчивается, ребенок уже умеет подавлять своиэротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и донаступления половой зрелости ребенок проходит период латентного развитияполового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что ведетк ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений, происходящихв  организме подростка, эротическиежелания не начинают проявляться непосредственно[4].
Противтеории Фрейда  выдвигались многочисленныевозражения, в основном феминистами, но также и многими другими авторами:
1.Фрейд, по-видимому, отождествляет личностные черты, которые складываются всоответствии с принадлежностью к определенному полу, и осведомленностью ополовых органах, хотя,  конечно же, наличность воздействуют и многие другие. Не так явно выраженные факторы;
2.еготеория, очевидно, исходит из предположения, что мужские половые органы«естественным образом» превосходят женские, которые представляютсобой лишь отсутствие «пениса», но почему нельзя допустить, что всекак раз наоборот;
3.Фрейдрассматривает отца как основного носителя дисциплины, в то время как во многихкультурах мать играет гораздо большую роль в воспитании послушания;
4.еготеория предполагает. Что половое обучение в основном происходит в течении«эдиповой фазы», примерно в 4-5 лет;
Втеории полового развития по Чодоровой были заимствованы идеи Фрейда, но в то жевремя подвергнуты значительным модификациям. Согласно ее теории, ребенокначинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и этообусловлено привязанностью к своим родителям, кроме этого Чодорова уделяетгораздо большее внимание важности роли матери, а не отца. Дети, какправило,  связаны   с матерью более тесными эмоциональнымиузами   по той простой причине, что впервые годы жизни  она, бесспорно,оказывает на них преобладающее влияние. В то же время, описанный Фрейдом,  разрыв тесной связи между ребенком и матерью,происходит по-разному у мальчиков и девочек. Чодорова в некоторой степениобращает акценты, расставленные Фрейдом. Мужественность, а не женственность,определяется как «потеря», лишнее долгое время существовавшейпривязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отдаления отматери. Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытываютчувство,    будто бы  их личность подвергается опасности, когда онизавязывают с кем-либо более тесные эмоциональные взаимоотношения. Женщинычувствуют прямо противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другимилюдьми угрожает  их чувствусамоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколениеиз-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей.Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминахвзаимоотношений. Мужчины подавляют  себяэти потребности и занимают более активную позицию по отношению к миру[5].
РаботаЧодоровой была встречена крайне критически, указывали, что Чодорова не смогладать объяснение борьбе женщин за свою независимость, особенно на современномэтапе. Женщины (и мужчины), отмечала она, по психологическим особенностямсвоего характера являются более сложными и противоречивыми, чем предполагаетЧодоровой. Под женственностью,  могутскрываться чувства агрессивности или самоуверенности,  которые обнаруживаются только косвеннымобразом или в определенных ситуациях. Тем не менее, не смотря на все их слабыеместа, идеи Чодоровой имеют важное значение, они помогают нам понять природутого феномена, который у психологов получил название мужской неэмоциональности,- затруднений, которые мужчины испытывают, проявляя свои чувства перед другими.Они во много объясняют природу женственности и помогают понять происхождениевсеобщего господства мужчин над женщинами.
Ещеодной теорией полового развития является теория Кэрол Джиллиген[6],которая провела аналитическое исследование гендерных отличий, основанное наизучении образов, которые мужчины и женщины имеют о себе и своих достижениях.Женщины, и здесь она согласна с Чодоровой, характеризуют себя в терминах личныхвзаимоотношений и оценивают собственные взаимоотношения с точки зрения ихполезности для других. Женщины в жизни мужчин традиционно занимают местозаботливых помощниц. Но качеством, которое требуются  для этой роли, мужчины зачастую относятся спренебрежением. Единственной формой «успеха» они считают личные достижения. Озабоченность женщинвопросами взаимоотношений с другими людьми рассматривается мужчинами скорее какслабость, а ни сила, чем она часто является.
Такимобразом, мы рассмотрели различные теории гендерной идентичности, теперь изучимсобственно теории соотношения гендера и неравенства.                                     Глава 2  Гендерное неравенство.
                  2.1 Гендерная справедливостьи равенство.
            Гендерное равенство — это равнаяоценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различныхсоциальных ролей, которые они играют; это равное социальное положение женщин имужчин, которое создается посредством предоставления им равных условий дляреализации прав и творческого потенциала личности.
    Равенство полов не означает их уподоблениедруг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должноустанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущиодному полу.
    Для определения смысла равенства междуженщинами и мужчинами первостепенную важность имеют два компонента:
 1) социальная структура пола (рода — мужскогоили женского);
 2) отношения между полами.
    Дело в том, что политика иобщественно-политические структуры играют первостепенную роль в моделированииусловий жизни и в этой связи зачастую институционализируют сохранение ивоспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данногообщества. Другими словами, определенная политика и общественно-политическиеструктуры «закрепляют порядок вещей» в реальной системе компонентовкак государственной, так и политической власти, например, в России существуетрезкий гендерный дисбаланс на уровне принятия решений, как на государственнойслужбе, так и в партиях, общественно-политических блоках.
    Понятие принадлежности к тому или иномуполу включает в себя иерархический элемент, в соответствии, с которым мужчинысчитаются существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно,задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению,чем те, которые относятся к женщинам. Это означает, что «норма»,свойственная для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях иструктурах.
    Необходимо осознать, что принцип равенствавключает в себя и право на различия, которое предполагает обязательность учетахарактерных для женщин и мужчин отличительных черт, связанных с принадлежностьюк тому или иному социальному классу, политическими взглядами, религией,этнической принадлежностью, расой или сексуальной ориентацией.
    Гендерная справедливость — это процессодинакового отношения к женщинам и мужчинам, осуществление специальных мер длякомпенсации исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинамзанимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведетк равенству.
    Вместе с тем важно осознавать, что не всеженщины и не все мужчины одинаковы, что социальная стратификация внутриженского социума может быть глубже, чем различия между женщинами и мужчинами.Здесь существенны гендерные тенденции, а не просто использование гендерныхстереотипов.
    Если социальное равенство — это форма, видсоциальных отношений, для которых характерны одинаковые права и свободыиндивидов, принадлежащих к различным классам, социальным группам и слоям, ихравенство перед законом, то гендерное равенство — это обладание женщинами имужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав испособностей человека, т.е. это социальное равенство полов с учетом спецификивзаимоотношений и статуса социальных полов в обществе.
                        2.2 Гендер и стратификация
Втечение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотойв отношении роли, которую играют половые различия. Авторы писали свои трудытак, как будто женщин не существовало, или будто они считали, что при анализенеравенства в обладании властью, богатством и престижем женщины не игралиникакой роли и не представляли ни малейшего интереса. Однако гендер сам по себеявляется одним из ярчайших примеров стратификации. Нет таких обществ,  в которых в ряде сфер социальной жизнимужчины не обладали бы большим богатством, влиянием  и статусом, чем женщины.
Однаиз важнейших проблем, стоящих перед современными исследователями гендера истратификации, заключается в следующем: насколько гендерные различия могут быть представлены в терминахклассового деления.  Гендерные различияимеют более глубокие исторические корни, чем классовые системы; мужчинынаходились в преимущественном положении даже во времена древних охотников исобирателей, то есть в бессклассовых сообществах. Однако в современном обществеклассовые различия настолько значимы, что «перекрывают» гендерные.Материальное положение большинства женщин отражает положение их отцов и мужей,из этого следует, что сегодня нужно рассматривать гендерные различиячерез  понятия классов.
Считается,что женщины более ограничены сферой «частной жизни», их удел –семья, дом и дети. С другой стороны, мужчины в большей степени  принадлежат «общественной сфере»,где берут сове начало властные и имущественные различия. Их мир – этооплачиваемая работа, производство и политика.
Точказрения, согласно которой именно классовые различия определяют в основномгендерную стратификацию, существовала достаточно долго, однако сегодня   это утверждение стало предметом дискуссии.Некоторые социологи выступили с защитой «традиционного подхода» вклассовом анализе, согласно которому оплата работы женщин весьма незначительнапо сравнению с оплатой работы мужчин, и поэтому женщин можно причислить к томуже классу, что и их мужей. Эти социологи подчеркивают, что эта точка зрения неявляется отражением идеологии сексизма. Напротив, обнаруживается подчиненноеположение многих работающих женщин. Женщины чаще, чем мужчины, имеют неполныйрабочий день. Зачастую их карьера прерывается, поскольку они вынуждены надолгооставлять работу для ухода за детьми. Большинство женщин находится вэкономической зависимости от мужей, и поэтому их классовая принадлежность чащевсего определяется классовым положением мужа. 
Ноэти тезисы могут быть подвергнуты некоторой критике по нескольким направлениям:
1.во-многихсемьях зарплата женщин является значительным вкладом в поддержаниеэкономической стабильности семьи и ее образа жизни;
2.занятостьжены может оказывать влияние на положение мужа, а не только наоборот. Хотяженщины редко зарабатывают больше своих мужей, работа жены может быть  «ведущим»  фактором для определения классовой принадлежностимужа. Подобная ситуация может быть если, к примеру, муж неквалифицированный илиполуквалифицированный рабочий, а жена – наоборот. Тогда положение жены определяет положение семьи в целом;
3.вомножестве семей наблюдается «пересечение классов». Когда работа мужаотносится к более высокой классовой  категории, чем работа жены или наоборот;
 4.возрастает доля семей, в которыхединственным кормильцем является женщина. За счет алиментов женщина может иметьдоход, уравнивающий ее экономический уровень с уровнем бывшего мужа, чтооказывает влияние на ее собственное классовое положение.
Такимобразом,   в большинстве случаев болеевысокую должность имеет муж, хотя бывает и наоборот, но гораздо реже. Вбольшинстве случаев в семьях люди вводят элементы классовых позиций во внутрисемейные отношения.
2.3Историографический обзор изучения положения                                                            женщин в работах по стратификации.
Женщиныредко оказываются непосредственным объектом исследований, посвященных анализурода занятий и профессиональной занятости. Если о них и говорится, то значительноменьше, чем о деятельности  и взглядахмужчин. В социологии выделяются две модели, к которым прибегают в исследованииклассовых и гендерных различий:
1.производственная.Она используется в основном применительно к мужчинам и строится на предположении,что базовые социальные отношения определяются работой, что мужчина являетсяглавой в семье и что на жизнь человека основное влияние оказывает работа изаработок;
2.гендерная.Эта модель используется преимущественно по отношению к женщинам, но также как ипроизводственная признает за мужчиной главенство в семье. Основным отличиемданной модели является тот факт, что основой социальных отношений в нейпредстают семейные отношения. Исполнение семейных ролей рассматривается какключевой момент человеческой жизни. 
                     2.4 Изучение гендера истратификации.     
 В настоящее время не существуетдостаточно приемлемых концепций, в рамках которых могли бы эффективноанализироваться проблемы гендера и стратификации. Необходимы как теоретические,концептуальные инновации. Так и переориентация эмпирических исследований.Модели, описанные в предыдущем параграфе, выявляют давно существующие ошибки ванализе классовой и семейной сферах. При исследовании стратификации всевнимание уделялось мужчинам, а их семьи рассматривались в качестве некоторого«приложения». В тех случаях, когда социологи изучали положениеженщин, в  поле их зрения практическивсегда попадала частная сфера – дом и семья. До сих пор почти ничего неизвестно о связи между семейной жизнью женщин и их работой.
Однакомалая часть исследований в этом направлении уже существует: Кэтлин Герсон[7]изучала, как женщины делают выбор между карьерой и материнством. За последнюючетверть века образ домохозяйки, связываемый с женщиной, начал изменяться.Появилась «недомашняя женщина», бросившая вызов привычнойдомохозяйке. Традиционный дом с женой-домохозяйкой и мужеи-кормильцемстановится уделом меньшинства нынешних британских семей.
Герсонразличает четыре пути, по которым может следовать женщина в своей жизни.Некоторые по-прежнему предпочитают традиционный путь. Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет имкарьеру, в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, еслиэто вообще случается. Другая часть женщин выбирает промежуточный путь междутрадиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они  испытывают возрастающее желание работать, и вто  же время имеют двойственное отношениек материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости. Нозатем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько летначинают искать работу. Третья группа идет по нетрадиционному пути. Такиеженщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараютсяобеспечить себе соответствующие домашние условия. В прежние времена  большинство из них отступили бы  и пожертвовали карьерными амбициями радисемьи и детей. Сегодня  для женщинсчитается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, чтосовместить успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем длямужчин. Четвертый тип представляют женщины, у которых потеряно стремление кработе, дом представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большиенадежды, но эти надежды не оправдались. И семья становится утешением. Такимобразом, на предпочтения женщин влияет сложный комплекс  различных ориентаций, чувств    и жизненного опыта.
 
         Глава 3. Теориигендерного неравенства.
            3.1Теории дифференциации сексуальных ролей
Вэтом разделе мы рассмотрим теории, по которым неравно распределяются социальныеблага между мужчинами и женщинами. Проанализируем четыре теории дифференциациисексуальных ролей.
«Теорияфункциоализма. Сторонники этой теории Талкотт Парсонс и Роберт Бейлс высказалимысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точкизрения, таким путем осуществляется социализация детей и регулированиесексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должнывыполнять две различные роли.
Инструментальнаяроль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главнымобразом работа по обеспечению семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает впервую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу одетях и улаживание споров.
Какимобразом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей в семьемежду супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождениюи  ее уход за детьми определяют ееэкспрессивную роль; муж, который не может выполнять биологические функции,становится инструментальным партнером. В американском обществе инструментальнаяроль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-отца нет дома врабочее время, женщины стараются принять на себя основную заботу о детях, создаваяв доме атмосферу любви и взаимной поддержки.