Основы инноваций и инновационной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Томск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
1. Теоретические основы инноваций
1.1 Основные понятия инновационнойдеятельности
1.2 Классификация инноваций
2. Сущность инноваций
2.1 Значение инновационнойдеятельности для предприятий
2.2 Значение инновационнойдеятельности для экономики
Заключение
Литература
 

ВВЕДЕНИЕ
Для рыночной экономикихарактерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой –постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных,организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие успешно ирегулярно реализующее инновационную деятельность обязательно получаетконкурентные преимущества на рынке.
В период переходароссийской экономики к новой экономике знаний значение инноваций в конкурентнойборьбе предприятий только вырастет. Ведь в трансформационный период ведутсяработы по устранению существующих сейчас барьеров инновационной деятельности(например, таких как: нехватка финансовых ресурсов на инновации, отсутствиедолжной научно-исследовательской базы, кадров требуемой квалификации,необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации и т.д.). А ведьчем доступнее инновации, тем более определяющий характер они носят дляконкурентной борьбы предприятий.
Отсюда можно сделатьвывод, что менеджера хорошо разбирающегося в сущности инноваций, не боящийсярисков, связанных с их внедрением, составляет большую ценность для предприятий.
Понимание сущности изначения инноваций так же важно для остального персонала инновационнойорганизации. Многие организации сталкиваются с проблемами непринятия исопротивления изменениям в организации со стороны сотрудников. А ведь если быони хорошо понимали значение инноваций для организации, проблемы подобного родаедва ли возникали бы.
Даже людямнепосредственно не имеющим дело с инновационной деятельностью пониманиезначения инноваций также очень важно. Чем больше в государстве процентнаселения, понимающий и принимающий изменения, тем легче даётся инновационнаяполитика этому государству.
Цель данной работы –исследование значения инноваций для предприятий и экономики государства. Длявыполнения поставленной цели, требуется выполнить следующие задачи: анализлитературы по теме инноваций, разбор понятий связанных с этой темой и свойствинноваций, классификация инноваций по наиболее значимым признакам, выявлениесущности и значения инноваций для предприятий и экономики. Объект исследования– инновации и инновационные процессы. Предмет – значение инновационнойдеятельности для предприятия и экономики.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИННОВАЦИЙ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целесообразней всегобыло бы начать исследование с определения основного понятия темы – инновации.
Французское innovationвосходит к латинскому innovatio (обновление, перемена). Еще в 80-е годы прошлоговека абстрактного слова инновация не было в словарях русского литературногоязыка. Сам термин был введен в оборот австрийским и американским экономистом,социологом и историком экономической мысли Й. Шумпетером. Он трактовал этопонятие как «изменение с целью внедрения или использования новых видовпотребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынкови форм организации промышленности». [22]
Несмотря на то, чтоименно Шумпетер стал основоположником учения об инновациях, существует ещецелый ряд трактовок этого термина. Различия в трактовках могут быть обусловленыразличиями в хозяйственных субъектах, использующих инновации, разнообразиемсамих инноваций, уровнем развития экономики в целом и других факторов.
Английский ученый ФрэнкНиксон определил инновацию как совокупность технических, производственных икоммерческих мероприятий, приводящий к появлению на рынке новых и улучшенныхпромышленных процессов и оборудования. Брайан Твисс, в своей книге «управлениенаучно-техническими нововведениями» трактует инновацию как процесс, вкотором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Б. Сантосчитает, что инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс,который через практическое использование идей и изобретению приводит к созданиюлучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновацияориентирована на экономическую выгоду, прибыль, её появление на рынке можетпринести добавочный доход.
Элейн Дандон в книге «Инновации:как определять тенденции и извлекать выгоду» пишет, что суть инновацийсостоит в трёх компонентах:
1. Креативность, т.е.умение генерировать новые идеи.
2. Стратегия — выяснениереальной новизны и полезности это идеи.
3. Реализация — воплощение идеи в конкретный продукт или услугу.
4. Прибыльность, что поДандон значит: «повышение до максимума ценности конечного продукта иуслуг, полученной от реализации новой и полезной идеи». То естьинновациями можно считать только такой процесс, который сочетает в себе все этичетыре компонента. [7]
Анализируя всеопределения можно заключить, что инновация – это результатспециальнойдеятельности, приводящей к обновлению или усовершенствованию каких-либопродуктов или технологических процессов, основанный на порождении и примененииновых знаний. Так же можно сделать вывод, что специфическое содержаниеинновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельностиявляется функция изменения. Важно понимать, что инновациями становятся новыеоткрытия и разработки, получившие признание рынка, т.е. доведенные до вида,коммерчески выгодного для изготовителя, посредника и потребителя.
Существуют множествородственных рассматриваемому нами понятию слова. Одни из них – это новшество инововведение. Часто эти два понятия не разводят с понятием инновация, носовременные ученые находят характеристики для отличия этих слов.
Как например, И.Мирославский пишет что: «Перестановка мебели или замена портретов вкабинете — это, разумеется, новшество. А регистрация времени прихода и уходасотрудников, если ее раньше не было, — конечно же, нововведение. Однако ни то,ни другое инновациями назвать нельзя, поскольку эти изменения не приводят ккрупным, серьезным системным последствиям. А инновация же предполагает именнотакие последствия». [17]
Так же можно встретитьи другой принцип отличия новшеств, нововведений и инноваций: Новшеством можетсчитаться новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, чтоновшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретаетновое качество и становится инновацией (такого различия будем придерживаться имы). [13]
Отличие инноваций отизобретения, еще одного «родственного» инновациям понятия, кроется втом что изобретение — это открытие какого-то нового явления, принципа; созданиенового знания, ранее не существовавшего. А инновация — это коммерческоеприменение открытия или изобретения (т.е. извлечение прибыли из изобретения).
Помимо этого, следуетпонимать связь между понятиями инноваций и инновационной деятельности. Инновация,как мы уже определили, — это конечный результат инновационной деятельности.Инновационная деятельность, в свою очередь, — это «деятельность,направленная на использование и коммерционализацию результатов научныхисследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшениякачества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствованиетехнологии её изготовления с последующим внедрением и эффективной реализациейна внутреннем и зарубежных рынках». [12]. Шумпетер писал, что инновационнаядеятельность осуществляется с созданием, новых комбинаций факторовпроизводства. «Новые комбинации», по мнению этого ученогоукладываются в пять видов:
1. Изготовление нового,т.е. еще не известного потребителям, блага (продукции) или создание его новогокачества.
2. Внедрение нового,т.е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода(способа, технологии) производства, в основе которого не обязательно лежитновое научное открытие и который может заключаться также в новом способекоммерческого использования товара.
3. Освоение новогорынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасльпромышленности это страны еще не была представлена, независимо от того,существовал ли этот рынок прежде.
4. Получение новогоисточника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этотисточник прежде, или просто не принимался во внимание, или считалсянедоступным, или его еще только предстояло создать.
5. Проведениереорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредствомсоздания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Т.о. инновации могутбыть представлены в виде новой продукции, новой технологии производства,маркетинговой инновации (т.е. нового рынка сбыта), нового материала иорганизационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия. [22]
Для понимания сущностиинноваций можно рассмотреть особенности инноваций как бизнес-процессов. Такимобразом инновационный процесс – это бизнес-процесс с рядом важных отличительныхчерт (или свойств):
·         Длительность.Из всех бизнес-процессов, таких как производство, реальное инвестирование,реализация и т.д., инновационный – самый длительный. Фактически он интегрируетвсе эти процессы в едином цикле с добавлением к ним свой родовой инновационныйэтап. Сроки окупаемости инновационных разработок достаточно высокой степенирадикальности могут составлять примерно от 4 до 7 лет.
·         Высокаястепень риска. Инновации всегда связаны с высокими рисками, неопределённостью,низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной ивероятностной отдачей. Недостаточно перенимать уже подтвердившие себя решенияот других, адаптировать оправдавшие себя технологии, чтобы достичь и удержатьсяна мировом уровне, нужно самому принимать решения, генерировать и воплощатьновые идеи, что, несомненно, далеко не однозначно в плане исхода.
·         Способностьинициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет наположение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли иотраслевого рынка, на экономику в целом.
·         «Человекоемкость»(повышенная интеллектуальная насыщенность). Основным решающим инновационнымресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать ивоплощать собственные идеи. Поэтому страны в которых хорошо развитанаучно-исследовательская деятельность так преуспевают в этой сфере.
·         Характеринновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей вотличие от всех остальных сфер бизнеса не всегда означает провал инновационногопроекта, а их достижение еще не равносильно коммерческому успеху инновации.Результата инновационной деятельности можно ждать несколько лет.
·         Неформализуемыемеханизмы. Инновации не только сталкиваются с неопределенностями рынка, но, снеизбежностью изменяя структуру рынка, сами инициируют изменения – эффекты,которые слабо или вовсе не поддаются формализации, т.е. имеют во многомнеопределенный характер. [1]
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯИННОВАЦИЙ
Исследуемое понятиеможно классифицировать по множеству признаков. Здесь приведены, по моемумнению, классификации по наиболее важным из них.
         I.            Пофункциональному назначению и области применения инновации можноклассифицировать по классам:
Промышленные:
·         Научно-технические(продуктовые) инновации (связаны с разработкой и производством продукции сновыми или улучшенными свойствами);
·         Технологическиеинновации (предназначенные для совершенствования способов изготовленияпродукции на базе новейших технологий, достижений в области научно-техническогопрогресса, автоматизации и компьютеризации).
Организационноуправленческие инновации связаны с процессом управления иоптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта иснабжения.
По виду работ ониподразделяются на:
·         Научноисследовательские;
·         Производственные;
·         Сбытовые;
·         Логистические(транспортирование и снабжение);
·         Маркетинговые;
По характеру функцииони подразделяются на:
·         Экономические;
·         Информационные;
·         Социальные.
       II.            Постепени значимости в экономическом развитии инновации подразделяются на:
·         Интегрирующие,которые являются результатом использования оптимального комплекса ранеенакопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий,систем, оборудования и т.п.);
·         Базисные,в основе которых лежат крупные научные достижения;
·         Совершенствующие,которые предлагают использование результатов прикладныхнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных наулучшение характеристик имеющихся товаров.
      III.            Взависимости от глубины вносимых изменений:
·         Радикальные(принципиально новые);
·         Модернизационные(вносящие качественно новые изменения в продукт или существенно улучшающиеего);
·         Модификационные(частично улучшающие продукт или дополняющие существующую товарную линию);
     IV.            Поохватываемому объему:
·         Интернациональные(новые для отрасли в международном масштабе)
·         Национальные(новые для отрасли в стране);
·         Локальные(новые для конкретного предприятия);
       V.            Поуровню распространенности:
·         Единичные;
·         Диффузные(распространение освоенных инноваций в новых условиях и местах применения);
     VI.            Попричинам возникновения:
·         Реактивные(выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемыеконкурентами)
·         Стратегические(направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носитупреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ вперспективе).
    VII.            Поотношению к идеям, лежащим в основе существующих прототипов:
·         Открывающие(без сопоставимых прототипов);
·         Замещающие(полностью заменяют существующие прототипы);
·         Отменяющие(использование приводит к полному исключению продукта в связи с появлениемновых функций);
·         Возвратные(происходит возврат к новым видам, способам, методам);
·         Ретровведения(воспроизводятся старые формы на современной основе).
  VIII.            Постепени новизны:
·         Абсолютнаяновизна (аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют);
·         Относительнаяновизна (определяются относительно выбранного признака или группы признаков –может быть частной (новыми являются отдельные элемента) или условной (новоесочетание известных элементов));
·         Стоимостнаяновизна (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объемуполезной работы, ниже, чем у заменяемой);
·         Целесообразная(лучшие производительные или потребительские свойства).
     IX.            КлассификацияГ. Менша:
·         Базисные(которые создают основу для формирования новых отраслей или новых рынков);
·         Улучшающие(имеющие вторичный характер и повышающие эффективность использования базисныхнововведений в производстве или расширяющие для них рынок);
·         Псевдонововведения(вносящие минимальные изменения в технологию).
       X.            Инаконец, по назначению, инновации делятся на:
·         Обеспечивающиеэффективность реализации;
·         Обеспечивающиеэффективность производства;
·         Улучшающиеусловия труда;
·         Повышающиекачество продукции. [1,2, 12,13, 21, 24]
Столь широкаяклассификация инноваций подтверждает многообразие и неоднозначный характеринноваций, следовательно, формы их организации, масштабы и способывзаимодействия на инновационную деятельность тоже отличается многообразием.

2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
2.1 ЗНАЧЕНИЕИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятие — этосамостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции,выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностейи получения прибыли. Конкуренция и конкурентная борьба предприятий являютсяглавным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся нарыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночногохозяйства. [21]
Конкуренция (от лат. сoncurentia– состязание,столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либокупить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями.Про наиболее успешных поставщиков и покупателей говорят, что они обладаютконкурентными преимуществами. Конкурентоспособность включает умения добычи ииспользования таких конкурентных преимуществ. Именно инновационная деятельностьобеспечивает конкурентоспособность отдельных организаций.
Главная предпосылка инновационнойдеятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтомунеобходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, сталотормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Дляэтого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов,технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Инымисловами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторондеятельности предприятия. Это не просто диагностикапроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков ит.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделатьсвою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделаютконкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям.Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться наинновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже вближайшем будущем окажется устаревшим.[14]
Увидеть значениеинновационной деятельности для предприятий понятней всего представляется врассмотрении естественного процесса развития рынка.
Сначала на ранних стадиях ненасыщенного рынкаприбыль компании (формирование первичного капитала) является одновременноединственной целью и ценностью для бизнеса. Прибыль в это время есть исходный исамый главный дефицит для компании, предмет пристального внимания финансовогоменеджмента (собственно, единственного для того времени вида управления).
Однако, по мере насыщения рынка, когда спросначинает превышать предложение, возникает новый дефицит — платежеспособныйпокупательский спрос. Теперь Покупатель как источник денег становится длякомпании дороже самих денег. Удержание старых покупателей и привлечение новых —это теперь ключевые проблемы управления.
Дальнейшее обострение конкурентной борьбы запокупателя еще больше обостряет проблему обеспечения его лояльности(т.е.приверженность покупателя одной марке). Ротация клиентов оборачивается длякомпании значительными коммерческими затратами на привлечение новых покупателейвзамен потерянных старых. Борьба за удовлетворенность Покупателей как ключевогофактора обеспечения их лояльности неизбежно, в очередной раз, изменяет системуценностей компании.
Качество (конкурентоспособность) компании становитсяосновой обеспечения лояльности ее Покупателей. Теперь качество выступаетисточником источника прибыли… Это новая системообразующая ценность длякомпании, определяющая ключевые компоненты ее стоимости: прибыль, динамикуразвития, устойчивость. При этом система менеджмента качества становится,соответственно, новой парадигмой насыщенного рынка. Ее главная концептуальнаяидея — постоянные улучшения процессов деятельности с целью повышенияспособности компании качественно удовлетворять потребности Заказчиков.
Интеграция в мировую экономику (глобализация)существенно расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компанииконкурировать с лидерами мирового рынка. В этих условиях главной проблемойкомпаний и основной задачей их руководства становится обеспечение устойчивогороста. Для этого в условиях такой мощной конкуренции совсем не достаточнопостоянного совершенствования деятельности. Для лидеров рынка стоит задачавыиграть, а не проиграть. Решить ее можно только постоянными инновационнымипрорывами, обеспечивающими поддержание высокого темпа развития. Инновационныйменеджмент, основанный на знаниях, — это парадигма управления XXI века, ответна вызов современного рынка Покупателя. Теперь это источник источника прибыли.[3]
Таким образом можно выявить что инновации являютсяисточником обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста дляпредприятий. Помимо этого они являются источником экономии производственныхзатрат и качества продукции (пусть это будут четыре основных значения инновацийдля предприятий). Другими словами, любая организация без постоянного внедренияинноваций имеет довольно сомнительные шансы на выживание. Зарубежнымиспециалистами установлена тесная связь между склонностью фирм к нововведениям(и высокому качеству) и их успехом в торговле: возврат (окупаемость) вложенныхсредств у предприятия с более высоким качеством по сравнению с предприятиями снизким качеством выше в 2.7 раза, а прибыль — в 2.4 раза. Предприятия с лучшимкачеством продукции достигают среднего возврата средств в 32% и прибыли — в13%. Предприятия с низким качеством имеют в среднем возврат средств 12%, априбыль — 5%. На современном рынке успех будут иметь те предприятия, которыепредложат инновационные изделия с высоким качеством, будут более гибкоудовлетворять потребности настоящих и будущих заказчиков одновременно, сократятдо минимума свои затраты на изготовление продукции.[6]
2.2 ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯЭКОНОМИКИ
Свою исключительнуюполезность инновации с тем же успехом что и на организационном уровне проявляюти на уровне экономики. Можно выделить несколько положений влияния инновационнойдеятельности на государство:
·         Подвлиянием инноваций меняется вся структура экономики. Ведь за счет ростаэффективности использования ресурсов часть их высвобождается иперераспределяется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых всельском хозяйстве сокращается, а в секторе услуг – возрастает. Кроме того,инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств,отраслей и постепенного отмирания уже существующих.
·         Инновацииизменяют и экономическую организацию общества. Появляются новыеобщественные институты и хозяйственные организации и трансформируетсясодержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуресобственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействияво все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпеваетизменения и содержание государственного регулирования экономики.
·         Инновационныепроцессы приобретают все большее социальное значение. Генерируемыйнововведениями экономический рост не только позволяет повысить уровень жизнинаселения, но и способствует решению проблем занятости за счет создания новыхвысокооплачиваемых рабочих мест, повышению уровня образования издравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процессраспространения инноваций является одним из элементов, связывающих различныесоциальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивающих единствонации, во многих случаях смягчающих социальные противоречия и конфликты.
·         Интенсивностьинновационных процессов в современном мире значительно обострила экологическиепроблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направленийприближается к критической черте, за которой неизбежно нарушение нормальногокругооборота веществ в природе. С другой стороны, только с помощью инновацийвозможно гармонизировать отношения между человеком и природой. Ведь именнонаучно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимыхресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства ипотребления, а также распространения рециклических технологий. [23]
По большому счетуинновации воздействуют на экономику так же, как и на организацию только вмакроэкономических масштабах. Четыре основных выгоды инноваций для предприятийможно перенести и на макроэкономическую сферу:
·         повышаетсяконкурентоспособность (в этом случае среди экономик разных государств).Конкурентоспособность государства определяется как «мера возможностистраны при условиях свободного и справедливого рынка вырабатывать товары иуслуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременномсохранении или повышении реальных доходов своих граждан». [8]
·         повышаетсякачество «продукции» (её на экономическом уровне заменяет население),т.е. растёт качество жизни
·         экономятсяпроизводственные затраты (экономика требует меньше инвестиций, становится болеесамоуправляемой)
·         обеспечениестабильного экономического роста государства.
Последнее – наиболееважное значение, из которого, по большому счету, вытекают три предыдущих. Значениеинноваций для экономического роста можно подтвердить многочисленнымиисследованиями. Например, в одном из них учитывался технический прогресс, невоплощенный в производственных факторах (труд и капитал), а влияние освоенияновшеств производством, что обеспечило получение дополнительной прибыли.Выяснилось, что инновации дают колоссальную добавочную прибыль, которую другиепараллельно развивающиеся государства получить без инноваций не могут, игенератором которой можно считать научные учреждения. По оценкам, вкладинноваций в развитие экономики наших дней составляет 60-70% (поэтому можноназывать современную экономику наукоемкой).[11]. Экономический рост – этодинамика физических объемов производства и потребления товаров и услуг.Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии междуодним государством и всеми остальными. [15]. Он обеспечивается за счетинноваций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочнуюэкономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и служит разницей в развитиимежду государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовыересурсы.
Нужно сказать что,функциональная роль инновационных отношений в экономической системе также вомногом зависит от того, какие виды инноваций внедряются в экономику (См. Гл. 1,пар. 2, XI). Решающая роль вразвитии экономической системы принадлежит базисным нововведениям, условия длямассового освоения (инновационного взрыва) которых создаются при экономическомкризисе на фазе депрессии (технико-технологического застоя). В этот периодобразуются пучки (кластеры) базисных нововведений, позволяющих выйти из этогозастоя и обеспечить экономический рост.
Таким образом, инновациив системе функционирования экономики выступают, по большому счету, какматериальная основа повышения эффективности производства. Именно они играютпервостепенную роль в наращивании объемов выпуска продукции. Так, например,прирост национального дохода, по подсчетам зарубежных специалистов, за счетинноваций оценивается в размере 80-90%. Инновационная деятельность, такимобразом, дает толчок самодвижению, является первичным импульсом нарушенияравновесия и придания экономическому механизму активной роли и повышает еесинергетический эффект.
Значением инноваций вобеспечении экономического роста вплотную занимался венгерский ученый Б. Санто.
Значение инновацийтакже можно представить в виде социально-экономических функций, выполняемыхэтим явлением, приведенных авторским коллективом учебника [12]:
1)        Перваяфункция состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшениезатрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производствоновых производственных сил, повышают эффективность труда и производства.
2)        Втораяфункция инноваций – повышение качества произведенных продуктов, что ведет кросту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни.
3)        Третьяфункция инноваций состоит в том, что они, повышая качество, снижая затраты исовершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом ипредложением, между производством и потреблением.
4)        И,наконец, четвертая функция – в ходе разработки при использовании инновацийчеловек развивается – реализуются его интеллектуальные способности, создаютсяусловия для дальнейшего творческого роста.
Все эти функции теснопереплетаются с приведенными ниже значениями инновационной деятельности, однаковзгляд на инновации в таком социально-экономическом ключе тоже важен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационнаядеятельность – необходимый компонент политики государств и отдельныхпредприятий. Без этого компонента любое предприятие обречено на разорение, агосударство на отставание от инновационно-приверженных стран. И несмотря нараспространение в последнее время различных научных работ по этой теме,инновационная сфера требует еще более глубокого и детального исследования. Остаютсяв России так же и проблемы практического применения инноваций, и основная изних в том, что нету связи российского бизнеса с наукой. Словом, надинновационной сферой в России нужно работать не покладая рук. Очень хочетсянадеяться, что уже в ближайшем будущем российские предприятия будут заниматьлидирующие строчки в рейтингах самых успешных компаний, а наша экономика сможетобеспечивать российскому народу высочайший уровень жизни.
В первой главе работыпредставлены основные понятия, связанные с инновационной сферой экономики,разобраны особенности инноваций, как бизнес-процессов и также приведенаклассификация инноваций по девяти признакам. Вторая глава посвященанепосредственно выполнению цели исследования: рассмотрены какмикроэкономический, так и макроэкономический аспекты значения инновационнойдеятельности. Цель работы считаю выполненной, так как все задачи поставленныеперед её выполнением выполнены.
Таким образом, вопросовоб актуальности и надобности инновационной деятельности предприятий иинновационной приверженности государств осталось немного. Другое дело, вопросыо том, как осуществлять эти инновации и что препятствует инновационнойдеятельности остались нераскрытыми в работе. Эти темы можно считать темами длякурсовых работ на перспективу на последующих курсах.

ЛИТЕРАТУРА
1Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Афонин. — М.:Гардарики, 2005. — 224 с.
2Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие длястудентов вузов / А. И. Базилевич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 231 с.
3Бизнес Инжиниринг Групп [Электронный ресурс] – СПб., 1999-2008. – URL:bigc.ru/theory/innovations/innovations.php (Дата обращения 12.02.2010)
4Бовин А. А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А.А. Бовин.- М.: Омега-Л, 2006. — 415 с.
5Воскобойников В. Высокое качество — ключевой элемент рынка / В. Воскобойников// Экономика и жизнь. – 1993. — № 35. – С. 21-27.
6Гуглев А. В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Гуглев. — М.: Дашков иК, 2008. — 336 с.
7Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон.- М.: Вершина, 2006. — 304 с.
8Денисюк Д. А. Модель связи конкурентоспособности и инновационной активностигосударств // Инновации. – 2006. — №9. – С. 45-50.
9Друкер П. Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.:Вильямс, 2007. — 400 с.
10Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Ф. Друкер. М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1992. – 352 с.
11Инновационноеускорение как фактор экономического развития / С. Г. Овчинников [и др.] //Инновации. – 2006. — № 3. – С. 84-92.
12Инновационный менеджмент: учеб. пособие / К. В. Балдин [и др.]. – М.:Академия, 2008. – 368 с.
13Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова [и др.]. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 327 с.
14Казмина О. А. О развитии инновационной деятельности на предприятиях Российскойпромышленности / О. А. Казьмина. — Вестник развития науки и образования. — 2007.- №1.
15Кравченко И. С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения / И. С.Кравченко, Г. А. Багратян // Инновации. – 2007. — №8. – С. 59-61.
16Макаров В. Л. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегическогоуправления и научно-технологической безопасности / В.Л. Макаров, А.Е.Варшавский. — М.: Наука, 2004. — 880 с.
17Наука [Электронный ресурс]: известия – М., 2002-2010. – URL:www.inauka.ru/education/article92760.html (Дата обращения 12.02.2010)
18Никсон Ф. Роль руководства в предприятии в обеспечении качества и надежности /Ф. Никсон. – М.: Издат. стандартов, 1990. – 317 с.
19Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. / Общ.ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. – 296 с.
20Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ. / Б.Твисс. – М.: Экономика, 1989. – 271 с.
21Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. Пособие /Т. Г. Философова, В. А. Быков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008. – 295 с.
22Шумпетер Й. Теории экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Экономика,1995. – 540 с.
23Экономическое обозрение [Электронный ресурс]: onlineверсия журнала – М., 1998-2010. – URL:www.review.uz/page/article/206.htm (Дата обращения 31.04.2010)
24Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. / Ф. Янсен. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 308 с