Содержание
Введение
1.Конституционное развитие Египта
1.1Форма Конституций Египта
2.Конституционные основы общественного строя
3.Центральные органы власти
3.1Законодательная власть
3.2Исполнительная власть
3.3Судебная система
3.4Информационная власть
Заключение
Списокисточников и литературы
Введение
С 1923 Египетразвивался как конституционная монархия при полуколониальной зависимости от Великобритании.Исполнительная власть была сосредоточена в руках кабинета министров,законодательная — представлена двухпалатным парламентом, нижняя палата которогоформировалась по результатам выборов.
Вместе с тем, в соответствиис конституцией, король обладал широкими полномочиями и в период с 1924 по 1952часто использовал их для роспуска правительства.
Когда 23 июля 1952 организация«Свободные офицеры» во главе с подполковником Гамаль Абдель Насеромсовершила государственный переворот, их действия получили полную поддержкунаселения страны. По требованию нового руководства Египта — Совета руководствареволюцией (СРР) — король Фарук отрекся от престола. 18 июня 1953 Египет былпровозглашен республикой.
Актуальность даннойработы состоит в ещё недостаточной освещённости в юридической литературегосударственного строя Арабских стран. Этот вопрос достаточно интересен,поскольку развитие государственности в этих странах идёт специфическим путём ичасто основана на историческом и социально-экономическом укладе каждой страны, гдеважную, а в некоторых случаях основополагающую роль играет религия.
Цель курсовой работызаключается в наиболее полном изучении основ конституционного строя Египта. Длядостижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
· осуществитьанализ источников и научной литературы по теме исследования;
· определитьформу и структуру Конституций Египта;
· рассмотретьформу правления, а также конституционные основы общественного строя;
· наоснове действующей Конституции определить органы государственной власти вЕгипте.
1. Конституционное развитие Египта
Большинство египетскихправоведов считают, что Конституция 1923 г. была принята путем октроирования(дарования). При этом они ссылаются на вступительную статью, которая гласит,что Конституция является детищем единоличной воли короля. Что касаетсяКонституции 1956 г., то она была принята путем всенародного референдума, послетого как проект правительственной комиссии был представлен народу дляодобрения. Это была первая египетская конституция, принятая таким способом.
Временная Конституция1964 г. не была принята теми способами, которыми принимаются постоянныеконституции (октроирование, договор, учредительное собрание, всенародныйреферендум). Она была издана в соответствии с решением главы государства(президента республики) и должна была действовать до того момента, пока, какзначилось в тексте, Национальный совет не закончит подготовку проектапостоянной конституции, который будет предложен для всенародного референдума.
Так, 11 сентября 1971г. на всенародном референдуме была принята ныне действующая Конституция Египта,проект которой был подготовлен народными представителями — депутатами (как вНародном собрании, так и в Социалистическом союзе). Народ участвовал в созданииконституционного документа, как через своих представителей на этапе егоподготовки и формулирования, так и непосредственно при его одобрении ипринятии. Поэтому Конституция 1971 г. похожа на Конституцию 1956 г. по способусвоего принятия (путем всенародного референдума), а их различие заключается вэтапе подготовки текстов (статей).
В конституциях 1923,1956 гг. указывалось, что суверенитет принадлежит нации. Конституция 1964г.(временная) закрепила положение в ст. 2, согласно которому суверенитетпринадлежит народу. Это положение перешло в Конституцию 1971 г. (ст. 3):”… суверенитет принадлежит только одному народу, и он является источникомвласти…”. Наверное, произошедшее изменение можно считать закономернымрезультатом, поскольку многие современные режимы провозгласили принципсуверенитета народа. 1.1 Форма Конституций Египта
Конституция 1923 г.представляет собой жесткую конституцию, как и последующие египетскиеконституции. Понятие «жесткая конституция» означает, что она не можетбыть изменена или отменена таким же способом, каким изменяются либо отменяютсяобычные законы. Процедура ее изменения (отмены) требует выполнения большогоколичества формальностей, чтобы исключить возможность спонтанного инепродуманного изменения конституции.
Конституция 1923 г.содержала две группы норм. С одной стороны общие положения, закрепляющиепроцедуру изменения и ее жесткость, с другой — специальные нормы, касающиесяопределенных институтов и не подлежащие изменению в течение определенногопериода (например, связанные с формой правления (парламентаризм и наследуемостьтрона), а также нормы, обусловленные принципами свободы и равенства и закрепленныеКонституцией). Конституция 1971 г. содержала общую норму, которая допускалапроцедуру изменения, т.е. Конституция являлась относительно неизменяемой (ст.189 Конституции). Она же содержала положения о том, что в Конституции естьабсолютно неизменяемые нормы, связанные с республиканским строем, свободой иравенством. Несомненно, что придание Конституции качества неизменности повлеклоза собой формальное главенство всех ее норм. Эта особенность сделала возможнымосуществление конституционного контроля за отраслевыми законами.
Все египетскиеконституции являются жесткими и для их изменения требуется гораздо большеформальностей, чем для обычного законодательства. Правоведы различают два виданеизменяемых конституций: абсолютную и относительную. Абсолютная неизменяемостьозначает, что нельзя изменять специальные нормы по определенным вопросам, т.е.они никогда не могут быть изменены, а положения, которые регулируются этиминормами, являются абсолютно неизменяемыми. При относительной неизменяемостидопускается процедура изменения конституционной нормы (или нескольких норм) вслучае необходимости, но при наличии определенных условий.
Рассматривая исравнивая египетские конституции с точки зрения порядка изменения, обратимся кКонституции 1923 г., которая предусматривает два вида норм:
1. Абсолютнонеизменяемые нормы. Они касаются парламентско-представительской формыправления, наследования трона, принципов свободы и равенства, которыегарантирует Конституция (ст. 154 Конституции 1923 г.).
2. Относительно неизменяемыенормы (для изменения которых требуется гораздо больше формальностей и процедур,чем для изменения обычных законов).
Ст. 154 гласит:«Король и любой депутат может обратиться с предложением о внесенииизменений в Конституцию или исключении положения (нескольких положений) илидополнении ее другими положениями. Вместе с тем специальные положения, которыекасаются формы парламентско-представительского правления, режима наследованиятрона, принципов свободы и равенства, которые гарантированы Конституцией, немогут быть пересмотрены. Что касается Конституций 1956, 1964 и 1971 гг., то онине содержат норм, ясно указывающих на определенные условия, запрещающиевременно или постоянно изменять Конституцию. Этим они отличаются от Конституций1923 и 1930гг. Несмотря на то, что таковые нормы отсутствуют, считается, чтоимеются положения (исходя из предписаний фикха), которые нельзя изменять. Помнению египетских правоведов, это — республиканский строй, нормы, связанные справом на свободу и равенство, которые гарантируются Конституцией. Эти нормыявляются абсолютно неизменяемыми (если на это содержится точное указание вКонституции). Таким образом, способы изменения действующей Конституцииограничиваются возможностью изменения статьи Конституции путем ее отмены или дополненияспособами, которые допускает Конституция, за исключением положений, связанных среспубликанским строем, правами, свободами и принципом гражданского равенства.
Ст. 189 действующейКонституции гласит: „Президент республики и Народное собрание имеют правотребовать изменить одну или несколько статей Конституции. В требовании обизменении необходимо указать статьи, которые нужно изменить, и причины этогоизменения. Если требование исходит от Народного собрания, необходимо, чтобы онобыло поддержано не менее, чем третью его членов. В большинстве случаев решениеоб изменении принимается большинством членов Народного собрания. В том случае,если требование отклоняется, оно не может быть повторно рассмотрено в течениегода. Если Народное собрание повторно через два месяца одобрит основаниеизменения двумя третями своих членов, то вопрос об изменении выносится навсенародный референдум. И если референдум одобрит изменения, то они считаютсяобязательными с даты объявления результатов референдума.
Таким образом,процедура изменений состоит из трех этапов:
· предложениеоб изменении (вносится президентом республики и третью членов Народногособрания);
· процедураизменения (большинством членов Народного собрания, 2/3 членов для утвержденияизменений);
· утверждениеизменений (одобрение народом на всеобщем референдуме).
Что касается формыгосударства, то если формой правления по Конституции 1923 г. являласьнаследственная монархия, то Конституции 1956, 1964 гг. и ныне действующаяКонституция 1971 г. закрепляют республиканскую форму. Конституция 1956г.придала египетскому государству демократическую форму правления. Конституции1964 и 1971 гг. к понятию демократическая форма правления добавили определение“социалистическая». Арабская Республика Египет стала государством ссоциал-демократическим строем, опирающимся на объединение трудящихся силнарода. Было закреплено то, что египетский народ — часть арабской нации,который работает (трудится) для ее объединения (ст. 1 действующей Конституции).Конституции 1956, 1964 гг. указывали, что государственной религией являетсяислам. Конституция 1923 г. в ст. 12 закрепляла свободу вероисповедания. Однакони одна из конституций не закрепляла того, что положения исламского шариатаявляются главным источником права. Это сделала Конституция 1971 г., ст. 2которой гласит: «Ислам является государственной религией, арабский язык — официальный государственный язык, принципы исламского шариата — главныйисточник права». Таким образом, шариат, как источник права, лежит в основедругих источников (законодательство — обычай — общеправовые принципы — судебнаяпрактика). Нужно отметить, что слово «шариат» упоминается в этойстатье в широком смысле по отношению, как к конституционному, так и обычномузаконодательству.
2. Конституционныеосновы общественного строя
Экономическая основагосударства.
Понятие экономического режимагосударства было впервые введено в Конституцию 1964 г. Ст. 9 Конституциигласит: «Экономическая основа государства — социалистический строй,который запрещает любую форму эксплуатации и заключается в построениисоциалистического общества, основанного на справедливости». Эти жеположения были закреплены и в действующей Конституции (с некоторыми изменениямив формулировке) в ст. 4, которая гласила: «Экономическая основа АрабскойРеспублики Египет — социалистический строй (социализм), основанный насправедливости, препятствующий эксплуатации и направленный на ликвидациюразличий между слоями населения». В соответствии с изменениями 1980 г.,эта статья была изменена: к понятию «социалистический строй» былодобавлено слово «демократический». В настоящее время эта статьяподвергается критике со стороны большинства юристов: государство находится наэтапе перехода к экономике свободного рынка, согласно экономическому планугосударства и специализации.
Политическая основагосударства.
Понятие «Арабскийсоциалистический союз» было введено в Конституцию 1964 г. Ст. 4 гласит:«Для осуществления представительской власти народа, защиты завоеванийреволюции и защиты демократии альянс трудящихся сил: крестьян, рабочих,военнослужащих, интеллигенции и национального предпринимательства — формируетАрабский социалистический союз». Термин «Арабский социалистическийсоюз», как единая политическая организация государства, был повторен вКонституции 1971 г. в ст. 5. Однако после политической реформы 15 мая 1971 г.Арабский социалистический союз распался на несколько организаций и партий потрем направлениям:
· центрпредставлен Арабской социалистической партией Египта;
· правоекрыло — партией свободных социалистов;
· левоекрыло — объединенным прогрессивным национальным блоком.
В 1977 г. был изданЗакон № 40 «О системе политических партий», ст. 30 которого допускаладеятельность упомянутых трех политических организаций, существовавших доиздания Закона. Закон предусматривал также возможность деятельности другихполитических партий, число которых на политической арене достигло одиннадцати.Результатом изменений политической системы, увеличения количества партий сталовнесение в 1980 г. соответствующих поправок в Конституцию, в том числе и в ст.5. Теперь эта статья провозглашает то, что политический строй АрабскойРеспублики Египет существует на основе многопартийности, в рамках основ иполитических принципов египетского общества, закрепленных в Конституции и вЗаконе «О системе политических партий». В 1979, 1980 и 1981 гг. вЗакон № 40 от 1977 г. вносились существенные поправки, касающиеся организацииполитических партий.
3. Центральныеорганы власти 3.1Законодательная власть
Законодательная властьпредставлена в Египте двумя высшими органами государственной власти — Народнымсобранием и Консультативным советом (совет-Шура).
Народное собрание.Согласно ст. 36 Конституции 1971 г., Народное собрание представляет законодательнуювласть, оно определяет генеральную политику государства и общую программуэкономического и социального развития страны, утверждает государственныйбюджет, а также осуществляет надзор за деятельностью исполнительной власти.Народное собрание избирается непосредственно гражданами, и срок его полномочий,согласно ст. 92 Конституции и ст. 4 Закона «О Народном собрании»,пять лет, начиная со дня первого заседания Собрания.
Ст. 87 КонституцииЕгипта 1971 г. определяет число членов Народного собрания: их должно быть неменее 350. А закон № 38 «О Народном собрании» 1972 г. в ст. 1устанавливает их количество в размере 444 членов, причем не более 10 из нихможет назначить президент страны. Ст. 1 данного Закона установила также, что неменее половины членов Собрания должны быть представителями рабочих и крестьян.А ст. 2 Закона дает определение крестьянина и рабочего. Там говорится, чтокрестьянином является тот, чьей единственной профессией является землевладение,это человек, проживающий в деревне, и в его собственность (совместно с женой идетьми) должно входить не более 10 соток земли. В этой же статье даетсяопределение рабочего. Рабочим считается тот, кто занимается физическим илиумственным трудом в промышленной, аграрной или управленческой области. К томуже этот человек должен жить в основном за счет дохода от своего труда. ЧленамиНародного собрания могут быть граждане Египта, удовлетворяющие требованиям,предъявляемым Законом № 38 «О Народном собрании» 1972 г. Этитребования:
· бытьегиптянином по отцовской линии;
· бытьвключенным в один из списков избирателей;
· достигнутьтридцатилетнего возраста ко дню выборов;
· уметьчитать и писать;
· выполнитьармейскую службу или быть освобожденным от службы в соответствии с Законом.
А что касаетсяпроцедуры выдвижения кандидатов в члены Народного собрания, то лицо, отвечающеевышеуказанным требованиям, вправе выдвинуть свою кандидатуру в письменном видев администрацию провинции, к которой он относится. Заявление должно быть поданов течение срока, определенного министром внутренних дел, причем этот срок недолжен превышать 10 дней с момента объявления даты выдвижения кандидатов.Кандидат должен внести в казну провинции сумму в размере 200 египетских фунтов(кандидат может получить часть указанной суммы после выборов, вторая частьсуммы уходит на агитацию и другие расходы, связанные с предвыборной кампанией).
Требования Конституции1971 г. и Закона № 38 1972 г. о том, что не менее половины членов Народногособрания должны представлять рабочие и крестьяне, сделали процедуру голосованияболее сложной. Согласно ст. 15, считается избранным кандидат, получившийабсолютное большинство действительных голосов, поданных за него. А если обакандидата, получившие абсолютное большинство, не являются рабочими иликрестьянами, то считается избранным тот, кто получил большинство. Далеепроводится повторное голосование для кандидатов от рабочих и крестьян, которыеполучили относительное большинство, в том же округе. Но если ни один изкандидатов не смог получить абсолютное большинство, то проводится повторноеголосование для выборов тех кандидатов, которые получили относительноебольшинство с условием, чтобы среди них были рабочие и крестьяне. В случае же,если ни один из кандидатов не смог набрать при повторном голосовании абсолютноебольшинство, объявляется избранным тот, кто получил относительное большинство,но поданных голосов должно быть не менее 20% от числа всех избирателей. В любомслучае в каждом округе должен быть избран один представитель из рабочих иликрестьян.
Вся эта сложнаяпроцедура была придумана законодателем для того, чтобы обеспечить рабочим икрестьянам половину мест в парламенте. Что же касается других кандидатов, то втой же статье (38) говорится, если кандидат, получивший большинство голосов,был из рабочих или крестьян, то этот кандидат считается избранным, даже еслиполучил равное с остальными кандидатами число голосов. А повторное голосованиепроводится между остальными кандидатами.
Члены Народного собранияобладают традиционным парламентским иммунитетом: они не могут быть арестованыили привлечены к уголовной ответственности за совершение преступления безпредварительного согласия Народного собрания (за исключением задержания наместе преступления), а во время парламентских каникул они могут быть задержанытолько с разрешения председателя Народного собрания (ст. 99 Конституции). ЧленНародного собрания обладает также индемнитетом – неответственностью завысказывание своего мнения и выступления, как в работе парламента, так и в егокомитетах (ст. 98).
Принятие регламента иорганизация собственных служб находятся в исключительной компетенции Народногособрания (ст. 104 Конституции). К его компетенции относится охрана порядкавнутри парламента, эту задачу Конституция возлагает на председателя парламента(ст. 105). К исключительной компетенции Народного собрания относится такжерешение вопроса о действительности членства в Народном собрании (ст. 93). ЧленНародного собрания не может быть лишен членства, за исключением случаянарушения условий, на основании которых был избран, а также утратыпринадлежности к рабочим или крестьянам, если от них он был избран. Решение олишении членства принимается двумя третями голосов Народного собрания (ст. 96).Народное собрание может принять отставку своих членов (ст. 97).
В Народном собранииобразуются постоянные и временные комиссии и комитеты, в которых обсуждаютсязаконопроекты. Члены комиссий могут пригласить на свои заседания членовправительства, чтобы получить от них необходимую информацию. Важное место средивременных комиссий занимают так называемые комиссии расследования (ополномочиях этих комиссий и порядке их формирования речь будет идти далее).
Народное собраниеЕгипта осуществляет полномочия трех видов:
1. Законодательныеполномочия. Законодательная деятельность Народного собрания является основнымнаправлением его деятельности. Она состоит в принятии законов. Ст. 109Конституции определяет, что президент республики, и каждый из членов Народногособрания имеет право законодательной инициативы, однако только Народноесобрание обладает правом осуждения законопроектов и голосования за них, чтоявляется решающим для создания закона. Любой законопроект передается в один изкомитетов парламента для его обсуждения и анализа. Что же касаетсязаконопроектов, предлагаемых членами парламента, то они могут быть поданы до ихпередачи в комитет в специальную комиссию, которая должна дать заключение одопустимости рассмотрения данного законопроекта. Кроме того, Конституция (ст. 111)гласит, что и закон, предлагаемый членом парламента, не может быть рассмотренна той же сессии, на которой был отвергнут. Народное собрание вправе отказатьсяот рассмотрения законопроекта или его изменений, даже если это противоречитмнению правительства или специального комитета. Таким образом, Народноесобрание обладает следующими полномочиями в области законодательнойкомпетенции: внесение поправок в Конституцию; вынесение на обсуждение ипринятие законопроектов.
2. Финансовыеполномочия. Согласно ст. 114 Основного закона, Народное собрание утверждаетгенеральную программу экономического и социального развития. Подготовка жеобсуждения этой программы определяется законом. Что касается утверждениягосударственного бюджета, то ст. 115 Конституции определяет, что Народноесобрание должно быть ознакомлено с государственным бюджетом за 2 месяца доначала финансового года. Бюджет считается действительным только послеутверждения его Народным собранием. Голосование в Народном собрании за бюджетпроисходит раздельно, и государственный бюджет принимается специальным законом.Эта же ст. 115 определяет, что Народное собрание не вправе вносить изменения впроект бюджета без согласия правительства. Закон определяет также основныенормы защиты общественного имущества и способы его расходования. Средифинансовых полномочий Народного собрания, можно назвать то, что правительствоне вправе заключать договоры, требующие расходов из государственной казны, безсогласия Народного собрания.
3. Политическиеполномочия. Среди политических полномочий Народного собрания Египта можно выделитьследующие:
· Выдвижениекандидата в президенты республики. Согласно ст. 76 Конституции, Народноесобрание предлагает кандидатуру президента для утверждения на референдуме (опроцедуре избрания президента речь будет идти ниже).
· Утверждениегосударственной политики государства. Ст. 132 Конституции говорит о том, чтопрезидент республики выступает с речью на открытой сессии Народного собрания,где определяет генеральную политику государства. Он вправе выступить с любымзаявлением перед Собранием, которое может обсуждать заявление президента.Народное собрание обсуждает также программу правительства, которая вступает всилу после формирования кабинета правительства (ст. 133 Конституции). Дляобсуждения программы в правительстве формируется специальная комиссия. В этойкомиссии должны быть представлены партийные фракции и беспартийные члены.Комиссию возглавляет один из заместителей председателя Народного собрания.Комиссия должна дать оценку заявлению главы государства и программеправительства, а также представить специальный доклад по этому вопросу дляобсуждения в Народном собрании.
· Утверждениегенеральной программы экономического и социального развития. Согласно ст. 114Конституции, Народное собрание утверждает общую программу экономики и социальногоразвития. Эта программа, способы ее подготовки и представления Народномусобранию определяются законом. В 1973 г. был принят Закон № 70 «Оподготовке генеральной программы государства и ее исполнении».
· Надзорзаконодательной власти над исполнительной. Правительство ответственно передНародным собранием (ст. 126 Конституции). Кроме того, Народное собрание вправеопределить ответственность премьер-министра по требованию десяти его членов,решение же принимается Собранием большинством голосов его членов (ст. 127).Народное собрание осуществляет контроль над правительством различнымиспособами. Любой член Народного собрания вправе обращаться с вопросами кпредседателю правительства или его заместителю, любому из министров илизаместителям министров по любому делу, касающемуся их компетенции.Премьер-министр и его заместитель, а также министры и их заместители обязаныответить на заданный вопрос членов Народного собрания. Вопросы членов Народногособрания не могут быть превращены в допрос, который считается опасным способомпарламентского надзора.
Консультативный совет(совет-шура). После реформы 1980 г. в Конституцию была внесена целая глава(седьмая), которая состоит из двух разделов:
1. Совет-шура.
2. Информационнаявласть. Ст. 194-211.
Ст. 194 гласит:«Совет — шура призван обеспечить защиту принципов революций 1952 и 1971гг., укрепить национальное единство, социальный мир, защиту единства трудящихсясил народа и социалистических целей, основных элементов общества, всеобщихправ, свобод и обязанностей, развития социалистического демократического строяи расширения его сфер». Мнение совета-шуры распространяется на следующиеслучаи: 1) предложения по изменению норм Конституции; 2) проект общего планаэкономического и социального развития; 3) договоры о мире и сотрудничестве ивсе международные договоры, связанные с изменением территории государства илизатрагивающие суверенитет государства; 4) законопроекты, вносимые президентомреспублики; 5) все обращения президента республики в Совет по вопросам политикигосударства (по арабским и иностранным вопросам). 3.2Исполнительная власть
Президент. Ст. 73Конституции определяет президента как главу государства, который олицетворяетсуверенитет народа, уважение Конституции и верховенство закона, защитунационального единства и социалистических завоеваний. В соответствии со ст. 74,в случае возникновения опасности, угрожающей безопасности страны илинациональному единству, либо нарушения функционирования государственныхорганов, президент вправе предпринять срочные меры, обеспечивающиепредотвращение такой угрозы. При этом он должен выступить с заявлением переднародом. Для одобрения этих мер должен быть назначен референдум в течение 60дней с момента их введения. В отношениях с законодательной властью президентопределяет генеральную политику государства. В выступлении на первом заседанииНародного собрания он вправе также делать любое заявление перед Народнымсобранием (ст. 132). Президент республики при необходимости может созватьНародное собрание на внеочередное заседание и объявить закрытие внеочередногозаседания (ст. 102). Что касается сессионной работы, то президент долженпригласить Народное собрание на первое ежегодное заседание до второго четверганоября. Народное собрание должно собраться в назначенный выше срок, даже вслучае отсутствия приглашения президента (ст. 103). Президента имеет правоназначить не более 10 членов парламента.
Одним из наиболееважных полномочий президента в отношениях с парламентом является его правопринимать решения, обладающие силой закона, в случае отсутствия Народногособрания. При этом президент должен ознакомить Народное собрание с этимирешениями в течение 15 дней с момента их принятия или на первом заседаниипарламента (в случае роспуска или приостановки его заседаний (ст. 147)).
Ст. 148 Конституцииустанавливает, что президент объявляет чрезвычайное положение в соответствии сзаконом и должен проинформировать об этом Народное собрание в течение 15 дней.В случае же роспуска парламента президент должен объявить об этом новомуНародному собранию на первом его заседании. Срок чрезвычайного положения долженбыть ограничен, его продление должно быть согласовано с парламентом. Президентобладает также правом помилования. Амнистия может быть объявлена толькозаконом. Президент является главнокомандующим вооруженных сил (ст. 150). Онобъявляет войну с согласия Народного собрания.
Полномочия президента всфере внешней политики определены в ст. 151 Конституции. Он заключаетмеждународные договоры и должен их представить Народному собранию снеобходимыми объяснениями. Договоры обладают силой закона после ихопубликования. Все договоры, касающиеся мира, торговли, мореплавания,союзнические, а также те, которые требуют изменения территории государства, илите, которые касаются государственного суверенитета либо требующие расходов, непредусмотренных в бюджете, должны заключаться с согласия Народного собрания.
Правительство.Конституция в ст. 153 определяет правительство как исполнительный высший и административныйорган государства. Оно состоит из председателя Совета министров и егозаместителей, а также министров и их заместителей. Эта же статья возлагает напредседателя правительства задачу наблюдения за работой правительства. Ст. 134Конституции указывает, что министром либо заместителем министра может бытьгражданин Египта, достигший 35-летнего возраста (как минимум), обладающий всемигражданскими и политическими правами.
В функции правительствавходит:
· определение(совместно с президентом) генеральной политики государства и наблюдение за ееисполнением в соответствии с законами и республиканскими решениями;
· направлениеработы министерств и ведомств, а также различных учреждений, которые непосредственноотносятся к правительству;
· принятиеадминистративных и исполнительных постановлений в соответствии с законами и наблюдениеза их выполнением;
· разработказаконопроектов и постановлений;
· разработкагосударственного бюджета;
· разработкагенерального плана государства;
· определениезаймов в соответствии с положением Конституции;
· обеспечениеисполнения законов и государственной безопасности, а также защита прав граждани интересов государств а (ст. 156).
Конституция закрепляет,что министр как руководитель своего министерства определяет и реализует егополитику в рамках общегосударственной политики (ст. 157). Конституция в ст. 158запрещает министру заниматься торговой, промышленной, финансовой деятельностью,а также куплей-продажей и арендой или обменом государственного имущества.
Вопрос обответственности правительства подробно регламентируется в Конституции Египта.Однако если Конституция (ст. 126-128) устанавливает упрощенный порядокпривлечения отдельного министра к ответственности (индивидуальная ответственность),то для солидарной ответственности требуется более усложненная процедура. Такст. 127 предусматривает то, что Народное собрание вправе определитьответственность председателя Совета министров по просьбе десяти членовСобрания. Решение об ответственности принимается большинством голосов членовНародного собрания. Но такое решение может быть принято только после трех днейсо дня представления просьбы и после допроса членов правительства. Вдесятидневный срок Народное собрание должно предоставить президенту вписьменном виде свое решение. Президент, в свою очередь, вправе вернуть решениеобратно в течение десяти дней, а при повторном решении президент вправеобратиться к народу путем проведения референдума, который должен бытьосуществлен в течение 30 дней, начиная со дня последнего решения Собрания. Еслирешение референдума будет в поддержку правительства, то Народное собраниедолжно быть распущено, в противном случае президент принимает отставкуправительства.
За преступления,связанные с должностным положением, министр может быть предан суду на основаниирешения президента и Народного собрания. Решение Народного собрания обобвинении министра может приниматься по предложению не менее пяти членовСобрания. Решение же о предъявленном обвинении принимается 2/3 голосов членовСобрания (ст. 159). Обвиняемый министр отстраняется от работы до решения суда.Положения этой статьи распространяются также на заместителей министров.
3.3Судебная система
Судебная власть вЕгипте независима и имеет собственный бюджет. Правосудие в АРЕ осуществляетсяразличными судебными органами, в частности к ним относятся: Государственныйсовет, Высший конституционный суд Египта, суды государственной безопасности ит.д. Правовой статус судебных органов урегулирован в ст. 165-173 действующейКонституции Египта, а также Законом «О судебной власти».
Деятельность всех судовкурирует Высший совет, который возглавляет президент республики. Задача этогоСовета состоит в том, что он отвечает на запросы, касающиеся деятельностиорганов правосудия. Однако контроль за соответствием законов и другихнормативно-правовых актов, а также их юридическое толкование принадлежит толькоВысшему конституционному суду.
Впервые Конституционныйсуд был закреплен как институт в действующей Конституции 1971 г. В разд. 5 гл.5 ст. 174-178 была установлена и его компетенция: 1) судебный контроль законституционностью законов и указов; 2) толкование правовых норм в соответствиис духом закона. Постановления Конституционного суда должны быть опубликованы в официальнойгазете (ст. 178 Конституции). Деятельность Высшего конституционного сударегламентируется Законом № 48 1979 г. «О Высшем конституционномсуде». Высший конституционный суд Египта является правопреемникомВерховного суда Египта, члены которого, а также весь его вспомогательныйперсонал преобразовались в Высший конституционный суд на основании ст. 7 Закона№ 48 1979 г. Членами Высшего конституционного суда могут быть: а) члены Верховногосуда; б) члены органов правосудия, проработавшие на должности советника неменее 5 лет; в) преподаватели юридических вузов (бывшие и настоящие),проработавшие не менее 8 лет; г) адвокаты, работавшие в Высшем административноми Апелляционном судах не менее 10 лет.
Председатель суданазначается президентом республики, а каждый член суда назначается президентомиз числа двух кандидатур. Одна из них выдвигается Генеральной ассамблеей суда,а вторая — председателем суда. 2/3 членов суда должны быть представителямиорганов правосудия. А что касается состава суда, то ст. 7 Закона «ОКонституционном суде» гласит, что Генеральная ассамблея состоит из всехчленов суда. В полномочия Генеральной ассамблеи входят рассмотрение вопросов,касающихся внутреннего распорядка работы суда, а также распределение функциймежду членами суда. Кроме того, Генеральная ассамблея вправе передать своемупредседателю или комиссии из его членов часть своих полномочий.
Генеральная ассамблеясозывается по предложению председателя суда или по требованию 1/3 его членов.Заседание считается действительным в случае присутствия большинства его членов,а решение принимается абсолютным большинством присутствующих на заседаниичленов. Для решения неотложных дел, во время каникул Суда, решением Генеральнойассамблеи формируется комиссия «временных дел» в составе председателяГенеральной ассамблеи и не менее двух ее членов. Что касается правовогоположения членов Конституционного суда и их полномочий, то ст. 11 Закона«О Конституционном суде» гласит, что члены суда не могут бытьосвобождены от должности или переведены на другую работу без их согласия. Членысуда могут быть командированы в международные организации или иностранныегосударства только для выполнения работы юридического характера. Ст. 25 Закона«О Конституционном суде» предусматривает специализацию Высшегоконституционного суда по следующим делам:
· контрольза конституционностью законов и других нормативных актов;
· решениео предметах ведения путем определения уполномоченной стороны среди органовправосудия.;
· разрешениеразногласий, возникающих в результате исполнения двух противоположных органовправосудия.
В компетенцию Высшегоконституционного суда входит также толкование законов, принятых законодательнойвластью, а также указов президента, изданных на основании Конституции в случаевозникновения противоречий в течение их исполнения. Высший конституционный судвправе считать неконституционным любой закон или указ, представленный ему иимеющий отношение к разбираемому делу. Высший конституционный суд осуществляетверховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всемисудами.
В ст. 172 действующейКонституции впервые был упомянут Государственный совет как независимый судебныйорган, предназначенный для разрешения административных и дисциплинарных споров.Этой нормой египетская Конституция решила проблему компетенции Государственногосовета как общего суда по административным спорам. Однако законодатель допускалвозможность рассмотрения некоторых категорий административных споров другимисудебными органами (например: социальной комиссией Вооруженных сил подолжностным спорам, советами по дисциплине в полиции, Академией наук). 3.4Информационная власть
Все египетскиеконституции закрепляли свободу мнения, которая выражалась в том, что человекможет выражать свои идеи устно, письменно либо с использованием иных источниковв рамках закона. Также они закрепляют свободу прессы в рамках закона (ст. 15Конституции 1923 г., ст. 45 Конституции 1956 г., ст. 36 Конституции 1964 г.,ст. 48 Конституции 1971 г.).
При внесении в 1980 г.изменений в Конституцию была введена отдельная специальная глава под названием«Информационная власть» (разд. 2, гл. 7, ст. 206-211). Возвращаясь кэтим статьям можно отметить, что законодатель наделил средства массовой информации(СМИ) качеством власти. По Конституции СМИ считаются одной из властей вгосударстве, которой гарантируется свобода и подтверждается ее независимость. Сточки зрения конституционного права, считать СМИ одной из властей государстванельзя, так как традиционно к ним относят три ветви власти: законодательную,исполнительную и судебную. Безусловно, что каждая из ветвей осуществляет частьсуверенитета или общей власти. И нельзя относить СМИ к государственным органам,осуществляющим общую власть, решения которых имеют обязательную силу. И,наверное, поэтому Конституционная комиссия по изменениям приняла это вовнимание и назвала СМИ не государственной властью, а властью народной. Ст. 206Конституции (после изменений) закрепила, что СМИ — независимая народная власть,которая осуществляет свою миссию в строгом соответствии с Конституцией и законом.Все властные структуры, организации и граждане обязаны всячески содействоватьэтой власти при осуществлении ее деятельности. Как видно, эта статья содержитссылку на закон, который регулировал бы соответствующие положения, но покатакого закона нет. Статьи, которыми была дополнена Конституция во 2-й главе7-го раздела под названием «Информационная власть», не достигли своейцели, так как не были созданы институты, которые регулировали бы свободу СМИ.Эти статьи не изменили ст. 87, 88 Конституции в определении свободы и выражениямнения, свободы прессы, печати и подчиненности их закону.
Заключение
Египет —республика с социал-демократическим строем, опирающимся на объединениетрудящихся сил народа, с 1971 входящая в состав Федерации Арабских Республик.Действующая конституция одобрена на референдуме, состоявшемся 11 сентября 1971,проект которой был подготовлен народными представителями — депутатами (как вНародном собрании, так и в Социалистическом союзе). Глава государства —президент, избираемый населением на 6 лет (с правом переизбрания на следующийсрок). Президент определяет общую политику государства, назначает председателяправительства (Совета Министров), его заместителей и членов правительства,назначает и смещает должностных лиц (гражданских и военных), а такжедипломатических представителей, издаёт декреты и постановления, объявляетчрезвычайное положение и состояние войны, имеет право помилования, заключает иратифицирует международные договоры и т. д., является верховнымглавнокомандующим вооруженными силами. Учрежден Совет национальной обороны воглаве с президентом.
Высший органзаконодательной власти — однопалатное Народное собрание; состоит не менее чемиз 350 депутатов, избираемых населением сроком на 5 лет (10 депутатов могутбыть назначены президентом). Избирательное право предоставляется всемгражданам, достигшим 21 года. Народное собрание утверждает генеральный плансоциально-экономического развития Египта, государственный бюджет, принимаетзаконы по важнейшим экономическим и политическим вопросам.
СоветМинистров осуществляет исполнительную власть совместно с президентом. Мухафазывозглавляются губернаторами, назначаемыми центральной властью. Местные органыуправления — народные советы мухафаз, городов и деревень.
Основнымисточником законодательства конституция объявляет принципы мусульманскогоправа. Судебную систему образуют суды 1-й и 2-й инстанций (центральные иместные), предусматривается создание специальных судов (например, трибуналовгосударственной безопасности). Образуется Государственный совет — судебныйорган по рассмотрению административных споров и дисциплинарных исков. Верховныйконституционный суд осуществляет надзор за конституционностью законов итолкование законодательных норм. Ответственность за принятие мер,обеспечивающих права граждан, соблюдение законов, безопасность общества ицелостность политического строя, несёт прокурор.
Список источникови литературы
I НПА
1. КонституцияАрабской Республики Египет 1956 г.
2. КонституцияАрабской Республики Египет 1971 г.
3. Закон№73 от 1956г. «Об осуществлении политических прав» .
4. Закон№ 38 от 1972 г. «О Народном собрании».
5. Закон№ 40 от 1977 г. «О системе политических партий».
6. Закон№48 от 1979 г. «О Высшем конституционном суде».
7. Закон№ 120 «О совете-шуре».
II Учебная и научная литература
1. Конституционноеправозарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. –М.: Норма-ИНФРА- М, 2000. – 832 С.
2. АрабскаяРеспублика Египет. Справочник / Отв. Ред. А. М. Васильев. М., 1990 279С.
3. Сапронова М.А.Государственный строй и конституции арабских республик. М.,2003, 236С.
4. Сапронова М.А.Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001, 175С.
5. ХачимФ.И.Конституционное право стран Ближнего Востока. М.: «РУДН» — 2001, 138С.
6. ЧиркинВ.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп.– М.: Юристъ, 2000. – 600 С.