Основы конституционного строя как объекта безопасности государства

ОглавлениеВведение1.Общественный строй, как объект безопасности государства2.Конституционный строй как объект безопасности государства      3.Параллель между понятиями общественного, государственного и конституционногострояЗаключениеСписоклитературы
общественныйгосударственный конституционный строй
/>Введение
Вначале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особуюактуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениямив мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Россиив мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике:разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлениемполитического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарногогосударства к реальной федерации.
 Вусловиях неоднозначных процессов глобализации, переходного состояния России приоритетнымявляется укрепление Российского государства как необходимое условие обеспечениябезопасности общества и личности. В первую очередь, это должно достигаться с помощьюукрепления основ конституционного строя.
Конституция- это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначатьпринципы деятельности, цели, задачи Российской Федерации, а также важнейшие направлениягосударственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа. Разрушительный процесс усугубляется вследствие несоблюдения принципа приоритетанорм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм наднормами субъектов Российской Федерации.
Указанныевыше обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности рассмотрения вопросов,связанных с основами конституционного строя как объекта безопасности государства.
Цельработы- всестороннее теоретическое изучение основ конституционного строякак объекта безопасности государства.
Исходя из поставленной цели,мы ставим перед собой следующие задачи:
· определитьпонятие общественного строя;
· рассмотретьконституционный строй как объект безопасночти государства;
· изучатьпараллель между общественным, государственным и конституционным строем.
Объектомисследования выступают отношения, возникающие в конституционным строе. Предметомисследования являются закономерности в деятельности юридических и физических лицпри рассмотрении конституционного строя.
Методологическуюоснову исследованиясоставляют диалектический метод познаниякак общий метод исследования, а также такие частные методы, как анализ, синтез,восхождение об абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
Взаключении подведены итоги и сформулированы основные положения ивыводы проведенного исследования.
/>1. Общественныйстрой, как объект безопасности государства
Внастоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасностигосударства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этойсфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должномуровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
Встатье 1 Закона РФ «О безопасности» отмечается, что к основным объектамбезопасности относятся:
· личность- её права и свободы;
· общество- его материальные и духовные ценности;
· государство- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Эта триададовольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такоеделение объектов требует глубокого научного анализа и изучения.
Всовременной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовыхактах часто используются понятия «конституционный строй», «основыконституционного строя». Первым шагом в изучении данного вопроса является проблемасоотношения таких понятий как «общественный строй», «государственныйстрой» и «конституционный строй»
О.Г.Румянцев отмечает что «под общественным строем специалисты понимают организациюобщества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительныхсил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений,а также соответствующих им учреждений».[1]
Онопределяет такой строй как систему, наделенную характерными особенностями общественногосознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государствоми правом.
Б.А.Страшун говорит об общественном строе как об «исторически конкретной системеобщественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнемпроизводства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественногосознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государствоми правом».[2] Следует не согласитьсяс таким определением, в котором отождествляется система общественных отношений иорганизация общества.
Понятиеобщественного строя содержится в Большом юридическом словаре. В частности, он определяетсякак «исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнемпроизводства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественногосознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государствоми правом».[3] Данное определениеявляется более удачным, т.к. строй раскрывается через систему общества, а не черезсистему общественных отношений.
Общественныйстрой является не государственно-правовой категорией, а скорее — социально-политическимпонятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированныхнормами права, так и нет.
Общественныйстрой охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; вего структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственныеорганизации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основамиобщественного строя принято считать экономическую и политическую системы.
Государственныйстрой представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов,выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементоввнутренней организации государства. «Государственный строй — система социальных,экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормамиконституционного (государственного) права».[4] В данном определениистрой раскрывается через отношения, что, по мнению автора, не совсем правильно,т.к. он представляет собой механизм государства. Государственный строй определяетсячерез основные организационные институты и формы механизма политической власти.Другими словами, государственный строй представляет собой не только совокупностьгосударственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношениймежду ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственнойвласти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностейэкономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того,в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть.Государственный строй характеризуется:
· системойвысших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;
· разнообразиемохраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основгосударственной власти;
· территориальнымустройством государства.
Какобщественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействиегосударства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государствовоздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционированияправовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иныеисточники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом,это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев предварительноесоотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрытьсодержание конституционного строя./> 2. Конституционный строй как объект безопасности государства
Вотечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционногостроя.
Вчастности, «конституционный строй — общественный строй и устройство государства,закрепленные в Конституции. Общественный строй — есть сочетание экономической иполитической систем общества, устройство государства определяется через формы государства(форму правления, политический режим и т.д.)». В учебном пособии для поступающихв юридические вузы под редакцией академика О.Е. Кутафина говорится: «Конституционныйстрой характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основевзаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй — это такаяорганизация государственной и общественной жизни, где государство является политическойорганизацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и внем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью,а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства». О.Е. Кутафинвкладывает в это понятие и совокупность определенных гарантий подчиненности государстваправу,[5] Ю.П. Еременко считает,что конституционный строй представляет собой «систему господствующих экономических,политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которыевоплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом».[6]В.Т. Кабышев видит в конституционном строе, прежде всего, «систему конституционныхотношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норми принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующегореального строя». В свою очередь, Н. А. Богданова полагает возможным определитьконституционный строй как «устройство государства и общества, закрепленноегосударственно-правовыми нормами, а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционныйстрой охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство- все стороны государственного и правового бытия» (8). О.Г. Румянцев считает,что «конституционный строй — это целостная система социально-правовых отношенийи институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям»(9). Эта система, по мнению Румянцева, основана на совокупности основополагающихрегуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественнойпрактике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связеймежду человеком, гражданским обществом и государством. Баглай М.В. определяет конституционныйстрой как «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина,а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себяне только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания,развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимостьнаказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционныепорядки». Такое определение повторяется и в авторском учебнике М.В. Баглая.Иное определение содержится в учебнике под редакцией О.Е. Кутафина, где конституционныйстрой является «формой или способом организации государства, которая обеспечиваетподчинение его праву и характеризует его как конституционное государство».[7]
Достаточноинтересное определение содержится в учебном пособии Каткова Д.Б. и Корчиго Е.В.Они отмечают, что «конституционный строй — это система правовых отношений,закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируютсяправа и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего,демократической Конституции».
Изприведенных выше определений видно, что конституционный строй рассматривается черезтакие категории как «общественный и государственный строи, организация государственнойи общественной жизни», «система определенных отношений», «порядок»,«форма организации государства», «система норм и принципов»и т.д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистическийподход, верховенство права, наличие конституции и т.д. Все это является небесспорными требует более глубокого и специального изучения.
Помнению автора, конституционный строй можно было бы определить как систему социальных,экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемыхконституционно-правовыми актами.
Представленноемногообразие научных подходов к пониманию конституционного строя говорит о дискуссионностирешения данного вопроса в научных исследованиях. Вряд ли можно признать положительным,что такой институт как конституционный строй, да при том являющийся объектом безопасностигосударства, недостаточно четко определен. Нет определения конституционного строя(основ) и в нормативных правовых актах, есть лишь упоминания о нем в качестве объектазащиты или посягательства на него.[8] Подобная неопределенностьнежелательна в практической деятельности, и, прежде всего в правоприменительной,для государства и общества в целом, что может привести к тому, что принимаемые решениядолжностных лиц «в целях защиты конституционного строя» будут далеко нев интересах народа и не в соответствии с законом. Достаточно вспомнить «знаменитый»Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционнойреформе в Российской Федерации».
Сучетом сказанного хотелось бы отметить следующее. Во-первых, конституционный стройпредставляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственныеорганизации) и общественных отношений, при чем наиболее значимых и важных. Во-вторых,эта система урегулирована нормами конституционными права. В-третьих, эта систематаких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в тойили иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между нимистроятся в соответствии с определенными принципами — основами конституционного строя,совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй. />3. Параллельмежду понятиями общественного, государственного и конституционного строя
Междусодержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можнопровести следующее соотношение. Конституционный строй включает в себя государственныйстрой в целом, а также часть общественного строя, причем наиболее значимые его сферы,которые подвергаются правовому регулированию со стороны государства.
Дляхарактеристики конституционного строя как объекта безопасности государства необходимораскрыть содержание основ конституционного строя, уяснить их структуру и соотношениемежду собой.
Основы- это важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные элементысодержания чего-либо, определяющие его сущность. В конституционном строе также можновыделять его качественные характеристики, представляющие собой источник, главное,опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы,действующие в обществе и государстве.
Дискуссионностьесть и в понимании основ конституционного строя. Так, в частности, О.Е. Кутафинпод ними понимает «главные принципы государства, обеспечивающие подчинениеего праву и характеризующие его как конституционное государство». В.Т. Кабышевотмечает, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулированияобщественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенноеявление, полагая при этом, что «свою конкретизацию основы получают в конституционныхпринципах». Встречается понятие основ конституционного строя как «политико-правовыхориентиров в общей системе регулирования общественных отношений». В.И. Лафитскийобращает внимание на закрепление в конституциях штатов США «основных структурныхэлементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования».НА. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основобщественного и государственного строя», которые отражают сущность фактическихобщественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленныххарактером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.[9]
О.Г.Румянцев различает две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых,это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная, во-вторых,субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватноустанавливаемое законодателем. Под основами конституционного строя он понимает «находящиесяпод защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовыеправила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевыечерты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства,политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношенийв основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционныхпринципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющихконституционного строя в целом»(16).
Основыконституционного строя предстают в виде самостоятельного государственно-правовогоинститута. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя «основополагающиепринципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства)существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительнозавершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установленияправа» (17). Автор разделяет данную точку зрения в определении основ конституционногостроя.
Основыконституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга.Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность,а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенностьеё содержания,
Отпонятия основ конституционного строя следует перейти к их классификации. В главеI Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя»,находит свое выражение целостная система основ конституционного строя.
Ких первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие;федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.
Вторуюгруппу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правовогостатуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свободчеловека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанностью государства.
Третьягруппа включает основы организации жизни общества. Ее составляют:
· идеологическийи политический плюрализм;
· светскийхарактер государства; свобода экономической деятельности;
· многообразиеи равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.
Спорнуюклассификацию, по мнению автора, предлагает М.В. Баглай в авторском учебнике. Онпишет, что «нормы-принципы, включенные в главу Конституции РФ “Основы конституционногостроя”, составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основныегруппы:
· гуманистическиеосновы конституционного строя;
· основныехарактеристики Российского государства;
· экономическиеи политические основы конституционного строя;
· основыорганизации государственной власти».[10]
Возникаетвопрос: разве политические основы конституционного строя не характеризуют Российскоегосударство, а основы организации государственной власти не являются политическимиосновами строя, и наоборот? По мнению автора такая классификация основ представляетсяне совсем логичной.
Анализируястатьи, закрепленные в I главе Конституции РФ, действительно, напрашивается выводо наличии совокупности таких основ конституционного строя, которые характеризуютотношения человека (с обществом и государством, отношения в сфере организации ифункционировании государственной власти (государства), а также отношения между обществоми государством.
Главнымдля безопасности личности является — то, что составляет его права и свободы. В ст.2Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Итак, права и свободы являются самостоятельной основойконституционного строя.
Объектомбезопасности общества являются его материальные и духовные ценности. Вопрос о ценностяхявляется сложным и спорным, т.к. это категория оценочная. Любая основа конституционногостроя будет иметь отношение к материальным или духовным ценностям общества в тойили иной мере (прямо или косвенно). Автор уходит от анализа данного объекта, т.к.основным предметом исследования в данной работе является объект безопасности государства.
Государствокак один из элементов объекта безопасности, является особой политической организациейв обществе, осуществляющее государственную власть. Объектом безопасности государствапо Закону «О безопасности» является его конституционный строй, суверенитети территориальная целостность.
Чтотакое конституционный строй было рассмотрено выше.
Государственныйсуверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти другихгосударств (организаций) осуществлять свои функции на собственной территории и заеё пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенствевласти. Это верховенство выражается:
«вуниверсальности государственной власти, то есть властная сила государства (и толькоона) распространяется на все население и общественные объединения данной страны;
висключительности государственной власти, то есть данная власть может отменить, признатьничтожным любое незаконное проявление другой общественной власти;
вналичии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другаяобщественная власть (армия, полиция, тюрьма и пр.)» (в наличии специальныхсредств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть(армия, полиция, тюрьма и пр.)”. [11]
Итак,суверенитет государства является, во-первых, одним из признаков (неотъемлемым свойством)государства и, во-вторых, закреплен в качестве основы конституционного строя (ст.4 Конституции РФ). Почти все авторы в учебниках и пособиях по государственному (конституционному)праву рассматривают государственный суверенитет с его характерными чертами в качествеосновы конституционного строя. Государственный суверенитет относится к основам конституционногостроя в сфере организации государственной власти.
Следующейсоставляющей объекта безопасности государства определена территориальная целостность.В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ закреплены конституционные принципы федерализма какосновы конституционного строя в сфере организации государственной власти. К нимотносятся: государственная целостность, единство системы государственной власти,разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
И.А.Умнова отмечает, что вопрос об определении системы конституционных принципов российскогофедерализма в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Она предлагаетне ограничиваться положениями ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, строго придерживаясь юридическойформализацией данных принципов в «Основах конституционного строя». УмноваИ.А. полагает, что по полноте охвата принципов, и по тому, как они сформулированы,изложенная система принципов не может быть признана совершенной. И в связи с этимотносит к конституционным принципам федерализма также государственный суверенитет(ст. 4), равноправие субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5), единство конституционно-правовойсистемы (ст. 15), разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами(ст. 71, 72, 73).[12]
Авторразделяет вывод И.А. Умновой о том, что этимологическое толкование принципа государственнойцелостности «дает основание включать в его содержание принцип единства системыгосударственной власти, принцип территориальной целостности, являющийся в свою очередьэлементом государственного суверенитета, а также принцип единства конституционно-правовойсистемы. Таким образом, содержание понятия государственной целостности растворяетсяв системе других принципов. Отсюда представляется более правильным понимать государственнуюцелостность не как принцип, а как качественную характеристику государственности,отражающую уровень ее развитости и достигаемую через реализацию вышеперечисленныхпринципов».
Итак,территориальная целостность является одним из элементов (признаком) основы конституционногостроя — государственного суверенитета.
Возвращаяськ основным объектам безопасности, закрепленным в Законе «О безопасности»,необходимо отметить отсутствие четкого критерия и нарушение логики в изложении даннойклассификации. Так, объектом безопасности личности являются права и свободы, которыезакреплены в качестве самостоятельной основы конституционного строя, характеризующейвзаимоотношение государства и человека.
Объектбезопасности общества — основы, которые имеют отношение и к сфере организации государственнойвласти, и к сфере взаимоотношений человека с государством и обществом, и к сферевзаимоотношений государства с обществом. Объект же безопасности государства определяетсячерез разнопорядковые по объему и содержанию составляющие его элементы. В самомделе, объектом безопасности государства должны быть, по мнению автоpa, основы конституционногостроя в сфере организации и функционирования государственной власти. Законом предусмотрениной порядок и логика: конституционный строй — суверенитет (основа конституционногостроя) — территориальная целостность (признак этой же основы). Следует обратитьвнимание на указание в законе составляющих объекта безопасности государства — егоконституционный строй. Возникает вопрос о том, что у государства есть свой конституционныйстрой? Соглашаться с такой формулировкой в Законе было бы неверно, т. к. государствоявляется одним из основных институтов конституционного строя.
Подобнаяпутаница и неопределенность в терминологическом плане лишний раз подтверждает сложностьпонимания и применения Закона, недостаточно ясного понимания объекта безопасностигосударства. Показателен следующий пример. В комментарии ст. 275 Уголовного кодексаРФ говорится, что «под безопасностью государства следует понимать состояниезащищенности жизненно важных интересов государства — конституционного строя, суверенитетаи территориальной неприкосновенности от внутренних и внешних угроз».[13]В этом определении снова наблюдается подобное Закону «О безопасности»перечисление элементов объекта безопасности государства. Кроме этого, вместо территориальнойцелостности упоминается о территориальной неприкосновенности, хотя это совсем разныепо содержанию понятия. При этом глава, в которой содержится комментируемая статья,называется «Преступления против основ конституционного строя и безопасностигосударства». Включение конституционного строя в целом в непосредственный объектрассматриваемого преступления только усложняет задачу конкретизации и раскрытиясодержания этого элемента данного состава преступления.
/>Заключение
Внастоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасностигосударства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этойсфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должномуровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
Общественныйстрой охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; вего структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственныеорганизации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основамиобщественного строя принято считать экономическую и политическую системы.
Государственныйстрой представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов,выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементоввнутренней организации государства. «Государственный строй — система социальных,экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормамиконституционного (государственного) права».
Вчастности, «конституционный строй — общественный строй и устройство государства,закрепленные в Конституции. Общественный строй — есть сочетание экономической иполитической систем общества, устройство государства определяется через формы государства(форму правления, политический режим и т.д.)».
Сучетом сказанного хотелось бы отметить следующее. Во-первых, конституционный стройпредставляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственныеорганизации) и общественных отношений, при чем наиболее значимых и важных. Во-вторых,эта система урегулирована нормами конституционными права. В-третьих, эта систематаких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в тойили иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между нимистроятся в соответствии с определенными принципами — основами конституционного строя,совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй.
Итак,территориальная целостность является одним из элементов (признаком) основы конституционногостроя — государственного суверенитета.
Возвращаяськ основным объектам безопасности, закрепленным в Законе «О безопасности»,необходимо отметить отсутствие четкого критерия и нарушение логики в изложении даннойклассификации. Так, объектом безопасности личности являются права и свободы, которыезакреплены в качестве самостоятельной основы конституционного строя, характеризующейвзаимоотношение государства и человека.
/>Списоклитературы
1. Большойюридический словарь. М-ИНФРА. М: 2009, С.436.
2. КабышевВ.Т. Становление конституционного строя России. — «Конституционное развитиеРоссии». МНС. Саратов,«Абрис»,2003, с. 4.
3. КатковД.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академикРАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999, С. 38.
4. КлименкоС.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридическиевузы. — М.: Издательство “Зерцало”, 2008, С. 177
5. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство “БЕК”, 2003, С. 126.
6. О.Е.Кутафин, Е.И. Козлова. Государственное право РФ.Учебник. — М.: Юридическая литература,1996, С. 90.
7. РумянцевО.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)- М.: издательство “Юрист”, 2004, С. 20.
8. ст.10 ФЗ от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РоссийскойФедерации», ст. 16 ФЗ от 14 апреля 1995г. «Об общественных объединениях»,ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», ст. 3 Закона РФ от17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» и др.
9. УмноваИ.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическоепособие.-М.: Дело, 2008, С. 47-48.