Основы конституционного строя РФ

Введение.
Тема моей курсовой работы–  «Основные черты Конституции Российской Федерации».
Данную тему я выбрал,потому что она мне показалась наиболее интересной. Это связано с тем, чтоКонституция является основой основ права любого государства.
Целью моей работы является изучение основных черт Конституции РФ.
Актуальность этой темыподчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимаетосновное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституцииогромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всейправовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изученияконституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией(от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства,имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципыгосударственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека игражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной властии управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функцийгосударства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция- прежде всего юридический документ, основа государственности, законности иправопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет наукиконституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она,безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения вобществе.
 Я считаю, что основныечерты наиболее чётко охарактеризуют Конституцию как Основной закон РоссийскойФедерации.
Основной задачей, которуюя поставил пред собой в этой работе это наиболее полно раскрыть сущностьосновных черт конституции.
Для реализациипоставленных передо мной задач и достижения цели я буду использовать мнениятаких авторов как Е.И. Козлова и  О.Е. Кутафин, Конституцией РоссийскойФедерации, а так же нормативными актами и федеральными законами.

I. История развития конституций.
В истории РоссийскойФедерации насчитывается пять конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 годов идействующая ныне 1993 года.
Принятие каждой из нихзнаменовали существенные события в жизни общества, подводило итогпредшествующему развитию, определяло качественно новый этап в развитиигосударства, отражало утверждение новой концепции или углубление исовершенствование прежних.
Все конституциисоветского периода были в значительной степени фиктивны. Они провозглашалипринципы, которые фактически не предварялись в жизнь. Это касается, например,принципа принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративногоустройства России, использования гражданами закреплённых в конституцияхполитических прав и свобод.
Теперь опишем особенностикаждой из конституций, начиная с самой первой:
Конституция РСФСР 1918года. Она была принята вскоре после октябрьского переворота и имела своиособенности. Во-первых, она как первая конституция не опиралась на принцип преемственностиконституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционномуровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеолигизирована и имелаклассовый характер. В конституции прямо закреплялось установление диктатурыпролетариата, в третьих, она отличалась от последующих конституций значительнымчислом программных положений и наконец, она включает установления,ориентированных на всё мировое сообщество при этом чисто политическогохарактера.
Замена конституции 1918года была заменена по причине объединения РСФСР с другими независимымиреспубликами. Конституция 1925 года не включала в свой текст Декларацию правтрудящихся и эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживаетсяосновных её положений.
Вторая конституцияхарактеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней закреплён фактвхождения РСФСР в Союз ССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР вконституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерациив отношении их.
Принятие КонституцииРСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.[1]Основными отличительными особенностями было то, что она, во-первых, в неёвпервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Например,право на труд. Во-вторых, конституция этого этапа по своей юридической формеприобрела более совершенный вид. В ней чётко выделены государственно-правовыеинституты. В третьих, в конституции 1937 года впервые был закреплено правовыхода из Союза ССР.
Конституция 1978 года навсём протяжении своего срока действия претерпевала значительные изменения. Всвязи с этим данная конституция на последних этапах своего существования, вотличие от прежних, была самой нестабильной и характеризуется следующимиособенностями, во-первых, в ней впервые введено понятии «народ» и именно он былобъявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Во-вторых, конституция1978 года носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё болееоткровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является«руководящей и направляющей  силой советского общества, ядром его политическойсистемы, государственных и общественных  организаций»[2].
В-третьих, в отличие отконституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е.она стала более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм попредметному признаку.
В-четвёртых, она впервыев прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
РеформированиеКонституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения преждевсего её существенных черт.
Процесс начавшейсядемократизации, перестройки всех сторон жизни общества в правовой форме виден взаконах РСФСР  «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятых в 1989 г.
Этими законами  менялисьсистема органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшегооргана го­сударственной власти учреждался Съезд народных депутатов, которыйизбирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно дейст­вующийзаконодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые завсю историю конституционного развития России ее Верховный Совет сталдвухпалатным органом.
В новом избирательномзаконе хотя и не предусматривалась обяза­тельная альтернативность выборов, но создаваласьвозможность ее реализации, что и было приведено в жизнь на первых свободныхвыборах.
Дальнейшее реформированиеКонституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могутбыть выделены следующие тенденции: по­степенные изменения сущности Конституции;признание ее общеде­мократического характера, воплощение в ней воли всегонарода. Отме­тим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
а) отказ отхарактеристики государства как социалистического и советского, определение егокак суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как«социалистическая собственность», «со­циалистическая демократия»,«социалистическая законность», и т. п.; исключение положений о строительствекоммунизма как цели общест­ва;
б) устранение из Конституцииположений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренноеизменение содержа­ния ст. 6, означающее конституционное признаниемногопартийности;
в)  признание приоритетаправ человека и гражданина;
г) признание частнойсобственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности;отказ от признания государ­ственной собственности в качестве основной;допущение свободы эко­номической деятельности;
д) постепенноевидоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переходна парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введениеинститута Президента; уста­новление местного самоуправления.[3]
С распадом Союза ССРКонституция РСФСР приобрела новое свойство — это была уже не Конституциясубъекта Федера­ции, а Конституция независимого, самостоятельного государства.
Созрела необходимостьреформации союзной Федерации. Это происходило в остром противоречии союзных иреспубли­канских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декла­рациио своем собственном государственном суверенитете.
В российской Декларациивпервые была поставлена задача разра­ботки новой Конституции РСФСР на основепровозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную.
Была образованаКонституционная комиссия Съезда народных де­путатов, которая и занялась этойпроблемой.
Однако разногласия всоставе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новойКонсти­туции.
В основном процесс пошелпо пути внесения многочисленных из­менений в действующую Конституцию РСФСР,которая приобретала в результате противоречивый характер. Одни ее нормыпротиворечи­ли другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противо­стояниеи противоборство законодательной и исполнительной властей, результатом которойи стали события в октябре 1993 г., разрешив­шиеся в ходе вооруженногостолкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.Налицо был не только поли­тический, но и конституционный кризис,
В таких условиях принятиеновой Конституции должно было явить­ся основой, способствующей установлениюстабильности в обществе и государстве.
Проектов новойКонституции было подготовлено много. Главными из них являлись проектКонституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект,подготовленный Конституци­онным Совещанием, созванным по решению Президента РФ.Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проектаКонституционной комиссии и был принят за основу при оконча­тельной доработкеКонституции с привлечением субъектов Федера­ции, депутатов, их различныхфракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и былвынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основеПоложения о всена­родном голосовании по проекту Конституции РоссийскойФедерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Поло­жениюКонституция считалась одобренной, если за ее принятие прого­лосовалобольшинство избирателей, принявших участие в голосова­нии, при том условии, чтоучастие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированныхизбирателей.
Новая Конституция былапринята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 де­кабря того же года.
II. Основы конституционного строяРоссийской федерации.
 
1.        Политическиеосновы конституционного строя РФ:
 
Демократическоегосударство.
В соответствии сКонституцией РФ Российская Федерация, «демократическое государство»[4].Демократизм находит выражение,  прежде всего:
1.        в народовластии;
2.        в разделениивластей на законодательную, волнительную и судебную;
3.        в политическоммногообразии;
4.        в местном самоуправлении.
 1) В КонституцииРФ указывается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ»[5].Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, иначеговоря, демократическим государством (греч. Demokratia.буквально – народовластие, от demos – народ и kratos — власть). С юридической точки зрения понятие «народ»отождествляется понятием «граждане» и определяется как принадлежность даннойсовокупности людей к государству.
Следует сказать, что вгоды советской власти под народом понималась историческая общность людей,которая изменяется в зависимости от задач, решаемых обществом в данный период. Сообразнос этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и тесоциальные слои, которые, не относясь по своему начальному положению к трудящимся,тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развитиястраны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарнымгосударством широкие возможности для применения дискриминационных мер кмиллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.[6]
Власть есть возможностьраспоряжаться или управлять кем-либо чем-либо, подчинять своей воле других. Власть- это определенная совокупность средств организации социального пространства.Социальное пространство существует везде, где есть совместная деятельность; оно- необходимый атрибут общественный отношений, суть которого заключается впереводе материальных и духовных сил в совместное действие. Власть — явлениесоциальное.
Она возникает вместе свозникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое обществотребует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая ипринуждение.
Государственную властьхарактеризует суверенитет государства, ко­торый проявляется в ее верховенстве,единстве и независимости.
Государственная власть несовпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственнымаппаратом. Он представ­ляет собой совокупность государственных учреждений,посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат включаетв себя все государственные органы, а также армию, разведку, при­нудительныеучреждения.
Государственная властьобладает силой государственного принуж­дения, осуществляемого специальноприспособленным для этой цели аппаратом принуждения.
Государственная власть —не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа являетсяместное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государ­ственной власти.
Признание народаверховным носителем всей власти является вы­ражением народного суверенитета.Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть,осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальныхсил, использует ис­ключительно в своих собственных интересах. Народныйсуверенитет неделим, имеет только одного субъекта — народ.
Конституция РФ закрепляетмногонациональность на­рода России на всю власть, его полновластие. Этоозначает, что россий­ский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме негосамого, не мо­жет претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто неможет присваивать власть в Российской Федерации. За­хват власти или присвоениевластных полномочий преследуются по фе­деральному закону».[7]
Таким образом,народовластие есть принадлежность всей власти на­роду, а также свободное осуществлениенародом этой власти в полном со­ответствии с его суверенной волей и интересами.
Народовластие как формагосударства и способ правления пре­вращается, таким образом, в организационныйпринцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любыхгосударственных задач или реализация властных полномочий нуждаются влегитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представ­ление о народекак исходном и конечном пункте демократической ле­гитимации является базовым впонимании демократии.[8]
«Народ РоссийскойФедерации осуществляет свою власть как непо­средственно, так и через органыгосударственной власти и органы мест­ного самоуправления».[9]В зависимости от формы волеизъявления народа различаются пред­ставительная инепосредственная демократия.
Представительнаядемократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей,которые принимают ре­шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весьнарод, на­селение, проживающее на той или иной территории.
Выборноепредставительство — важнейшее средство, обеспечиваю­щее подлинноенародовластие. Выборное представительство образуют избираемые народомгосударственные органы и органы местного само­управления.
Непосредственнаядемократия — форма непосредственного воле­изъявления народа или каких-либогрупп населения. «Высшим непо­средственным выражением власти народа являютсяреферендум и свободные выборы»[10].
Согласно Федеральномуконституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это все­народное голосование граждан России по вопросамгосударственного значения.
Референдум проводится наоснове всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РоссийскойФедерации при тай­ном голосовании.
Граждане РоссийскойФедерации имеют право участвовать в рефе­рендуме независимо от пола, расы,национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств.
Граждане РоссийскойФедерации участвуют в референдуме на рав­ных основаниях. Каждый участникреферендума обладает равным чис­лом голосов.
Гражданин РоссийскойФедерации голосует за вынесенный (выне­сенные) на референдум вопрос (вопросы)или против него (них) непо­средственно.
Участие гражданинаРоссийской Федерации в референдуме являет­ся свободным и добровольным. Никто невправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить его к участию илинеучастию в рефе­рендуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, вподго­товке и проведении референдума, а также препятствовать его свободно­муволеизъявлению.[11]
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречитьКонституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнан­ные права исвободы человека и гражданина, конституционные гаран­тии реализации таких прави свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключаласьвозможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать толькооднозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствийприня­того на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить длявынесения на референдум разные, в том числе альтер­нативные, вопросы.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным го­сударственныморганом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум,не является обстоятельством, препятст­вующим проведению референдума по данномувопросу.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным го­сударственныморганом решения по существу вопроса, который в соот­ветствии с международнымдоговором Российской Федерации подле­жит обязательному вынесению на референдум,не допускается.
Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которыепре­дусмотрены Конституцией РФ, международным договором Россий­ской Федерации,является обязательным.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Россий­ской Федерации»(ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключаю­щих назначение и проведениереферендума.
Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута иреферендум не может назначаться и проводиться в условиях военного иличрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации приобстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде­ральным конституционнымзаконом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного иличрезвычайного положения.
Референдум не назначается, а проведение назначенного референ­думаоткладывается в случае введения в отдельных местностях Россий­ской Федерациивоенного или чрезвычайного положения при обстоя­тельствах и в порядке,предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициативапроведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционнымзаконом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено,проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайногоположения.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации,имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на тер­риторииодного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РоссийскойФедерации находится место жительства не бо­лее 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135Конституции РФ;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях,пре­дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом.
Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданамРоссийской Федерации, не может быть выдвинута в период избира­тельной кампании,проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основаниирешения уполномоченного феде­рального органа, а также в случае, если проведениереферендума прихо­дится на последний год полномочий Президента РФ,Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
При принятии Конституционным Собранием решения о вынесе­нии навсенародное голосование проекта новой Конституции РФ, на­значение, подготовка ипроведение всенародного голосования осуще­ствляются в порядке, установленномфедеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135Конституции РФ.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации,имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на тер­риторииодного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РоссийскойФедерации находится место жительства не бо­лее 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135Конституции РФ;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях,пре­дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом.
Помимо всероссийских референдумов могут проводиться респуб­ликанские(республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболееважным вопросам жизни республики, регио­на и т. д.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлениивласти народа посредством выделения из своей среды путем голосованияпредставителей для выполнения в государственных органах или орга­нах местного самоуправленияпринадлежащих им функций по осуще­ствлению власти в соответствии с волей иинтересами граждан, выра­женными на выборах[12].
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданамипринадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают изсвоей сре­ды представителей для осуществления народовластия.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которомуправо на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивноеизбирательное право, предоставляется гражданам кон­кретного государства, т. е.лицам, обладающим гражданством. Избира­тельное право — это право гражданина, ане просто человека.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправле­ния,предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2). Одним из основополагающих принципов демократическойоргани­зации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обес­печениясвободного развития человека является принцип разделения вла­стей.
В своем классическом виде теория разделения властей была сфор­мулированаанглийским философом Д. Локком (1631—1704) и фран­цузским просветителем Ш.Монтескье (1689—1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободыграждан различные функ­ции государственной власти — законодательная,исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, незави­симымидруг от друга и сдерживающими друг друга.
Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недоста­точноодного лишь распределения власти между несколькими органа­ми. Нужно, чтобы онинаходились во взаимном равнове­сии и ни один из органов не мог получитьпреобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательствна его самостоятельность другого органа.
В результате различные власти не подчинены друг другу, однаконаходятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничегоне может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственнаядеятель­ность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то«силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать инеобходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатомэтого и явится их взаимное сдерживание, обес­печивающее свободу.
Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотяформы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальнойтрактовке тео­рия разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в ко­торой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и бри­танскихконституционных идей начала XVIII в.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые былпровозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную объявлялось«важнейшим принци­пом функционирования РСФСР как правового государства». Вапреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из не­зыблемыхоснов конституционного строя России.
Разделение властей — один из основных принципов действующейКонституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную,исполнительную и судебную, органы которых само­стоятельны.[13]Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ­ленных для нихКонституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции разделение властейозначает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но идействительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при ко­тором ни одна изтрех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действоватьв условиях взаимопонимания и взаи­мосотрудничества.[14]
3). Демократия вРоссийской Федерации осуществляется на основе принципа политическогомногообразия.
Принцип плюрализма  представляет собой совокупность социальныхобъединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст,профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкойгосударственной власти, участвует в управлении государством через политическиеорганизации, которые оказывают давление на органы государства и направляютгосударственную политику  в рамках Конституции.[15]
Политический плюрализм способствует повышению эффективно­стинародовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения,легализует конституционную политическую оппози­цию, создает условия дляпреодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.
Одно из наиболее важных мест в основе полити­ческого плюрализма занимаютполитические партии, Партии являются важнейшим эле­ментом политической системылюбого демократического государства. Без них сегодня практически невозможносамо осуществление государ­ственной власти. В Российской Федерации общественныеотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение вполитические партии регулируются Феде­ральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изме­нениями и дополнениями).
Согласно этому Закону «политическая партия — это общест­венноеобъединение, созданное в целях участия граждан Российской Феде­рации вполитической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах иреферендумах, а также в целях представления инте­ресов граждан в органахгосударственной власти и органах местного само­управления»[16]
4). Демократизм Российской Федерации означает наличие вней мест­ного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируетсяместное самоуправление».[17]
Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократиикак формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствиис которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не толькона отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.
«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается правои способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках законапод свою ответственность и в собственных интересах значительной частьюобщественных дел».[18]
Человек, его права исвободы как высшая ценность.
Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы,как высшую ценность.[19]
Установленные Конституцией положения, свя­занные с отношениемгосударства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблемправового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации.Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью являетсяфундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде­рации, образующейоснову не только конституционно организованно­го общества, но и правовой защитыэтого общества от по­пыток подавления личности, ущемления ее прав,игнорирования инди­видуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стьюдолжен оказывать определяющее влияние не только на содержа­ние основных прав исвобод человека и гражданина, но и на всю дея­тельность демократическогогосударства, на его компетенцию и потен­циальные возможности. Государство вусловиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить заустанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.
Правовоегосударство
В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля­етсяправовым государством.[20]
Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнямив античное общество. Философская основа теории правового государства быласформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).
«Сущность идеи правового государства — его последовательныйдемо­кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под­чинениегосударства обществу. Правовым является такое государство, которое признает вкачестве своих непременных особенностей и инсти­тутов разделение властей,независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушенияих прав государственной вла­стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичнымучреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства пра­вом,гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ­ства, подчинениегосударства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и егоорганов».[21]
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, чтооно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко­торымобязаны подчиняться все без исключения государственные орга­ны, должностныелица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом являетсяверховенство права.
Верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т. е. такогоположения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бынепоколебимыми, а все субъекты об­щественной жизни без всякого исключенияподчинялись бы его нор­мам. «Органы государственной власти, органы местногосамоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­датьКонституцию Российской Федерации и законы»[22]
 Федеративноегосударство
Территория каждого государства делится на части, которые определяют еговнутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер­риториальногоустройства государства складываются система террито­риальных единиц, на которыеделится государство, система государст­венных связей между государством в целоми его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статусакак государ­ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Такое устройство территории государства принято назы­вать государственнымустройством. Можно сказать, что государственное устройство — этотерриториальная организация госу­дарства, характеризующаяся определенной формойправовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с ихправовым ста­тусом.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новоегосударство. Таким образом, федеративное государство представ­ляет собой сложноегосударство, в состав которого входят другие госу­дарства.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи­вающих натерритории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз­начает ее верховенство инезависимость в решении вопросов своей внут­ренней жизни и взаимоотношений сдругими нациями, ее свободное воле­изъявление в избрании формы своейнациональной государственности. Так же одна из гарантий  государственнойцелостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единствовыступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РоссийскойФедерации.
Территориальная автономия в Российской Федерации — это само­стоятельноеосуществление государственной власти находящимися в ее составенационально-государственными образованиями в пределах компе­тенции,устанавливаемой федеральными органами государственной вла­сти при участиисоответствующей автономной единицы.
 Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше­нияхс федеральными органами государственной власти означает, что все субъектыФедерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти, что в составе Федерации не может бытьсубъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнениюс другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиесяв составе Российской Федерации, равноправны.
Суверенноегосударство.
Суверенитет государства — это свойствогосударства самостоятель­но и независимо от власти других государствосуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, вмеждународном обще­нии.[23]
Суверенитет государства проявляется вверховенстве государствен­ной власти, в ее единстве и независимости. Вбуквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова  supraneitas (от supra—выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е.ее верховенство.
Верховенство государственной власти выражаетсяв том, что она оп­ределяет весь строй правовых отношений в государстве,устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ­ственныхорганов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Единство государственной властивыражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих всовокупности высшую государственную власть.
Важным свойством сувереннойгосударственной власти является ее независимость. Независимость государственнойвласти означает само­стоятельность государства в отношениях с другимигосударствами.
Защита Российской Федерации и еесуверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной — ВооруженнымиСила­ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори­альнуюцелостность; дипломатической — Президентом и Правительст­вом России, а такжезащищается государственными органами, которые руководят различными отраслямиуправления. Одна из важных ролей в охране государст­венного суверенитетавозложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защитыгосударственного суверенитета Рос­сийской Федерации — законодательная и другаянормотворческая дея­тельность ее государственных органов.
Республиканскаяформа правления
Являясь суверенным государством,Российская Федерация само­стоятельно устанавливает форму правления, которая иопределяет организацию органов государственной власти и порядок ихдеятельности.
В Конституции РФ установлено что«Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формойправления»[24].Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этареспубликанская форма правления отличается от монархии, которой присущенаследование статуса главы государства.
«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого идлительного обладания государственной властью; ориентация государственногостроя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычнок тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласованияинтересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченныйсрок»[25].
В настоящее время в Российской Федерацииимеет место, как её иногда называют в юридической литературе«полупрезидентскую»  республиканскую форму правления. Это связано с тем, что,во-первых,  Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её отпарламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами,позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующиеПравительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этомотличие от президентской  формы). Именно названные выше признаки ихарактеризуют Российскую Федерацию как  «полупрезидентскую»  республику.
2.        Экономическаяи социальная основы конституционного строя Российской Федерации.
 
1.1     Экономическаяоснова.
Экономической основойконституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадиистановления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого  производство ираспределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночныхотношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования,которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию,а также предотвращает  монополию и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещениетоваров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободаэкономической деятельности».[26]
В Российской  Федерации действует Законот 22 марта 1991  г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».[27]Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения ипресечения монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции натоварных рынках РФ.
Для экономической системы РоссийскойФедерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношенийсобст­венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нор­мам — основе всегоправового регулирования отношений собственно­сти.
Конституционное регулирование отношенийсобственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачейявляется юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу­дарством.
Конституция РФ исходит из того, чтоэкономической системе России присущи различные формы собственности: «ВРоссийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная и иные формы собственности»[28].
Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при­родные ресурсы могут находиться вчастной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности. Онииспользуются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[29]
В Конституции предусмотрено что«граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.Владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурсамиосуще­ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землейопределяются на основе федерального закона».[30]
Конституция РФ установила(ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другимилицами. Никто не мо­жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.Прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд может бытьпроизведено только при условии предварительного и равноценно­го возмещения».[31]
В России отношения собственности, непредусмотренные Консти­туцией, регулируются Гражданским кодексом и инымифедеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб­ликв составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде­ральногозначения, автономной области и автономных округов, издан­ными в пределах ихполномочий.
1.2      Социальноегосударство.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РоссийскаяФедерация является социальным государством. Главная задача социальногогосударства — дос­тижение такого общественного развития, которое основываетсяна за­крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли­дарностии взаимной ответственности. Социальное государство при­звано помогать слабым,влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости,чтобы обеспечить каждому дос­тойное человека существование.
Следует отметить, что вусловиях демократии социальное государ­ство предоставляет широкий простор любымобщественным силам, ко­торые желают оказывать помощь социально необеспеченным.Напри­мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «созданиедополнительных форм социального обеспечения и благотво­рительность»[32].
Главной задачей социальнойполитики Российской Федерации являются  достижение благосостояния человека иобщества, обеспечение равных  и справедливых возможностей для развитияличности. Эта задача социальной политики Российского государства должнарешаться в тесном  единстве с его экономической политикой[33].
Главная задача социального развитияроссийского общества определяет основные направления социальной политики,реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементовсоциального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана трудаи здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплатытруда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальногообслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантийсоциальной защиты:
1. Охрана труда и здоровьялюдей. Труд — основа жизни любого  об­щества и в любом государстве, решающаясфера применения человеческих сил и способно­стей. В демократическом обществетруд не может быть прину­дительным. Гражданин сам вправе  распоряжается своимиспособностями к труду самостоятельно или на основе  заключённого им  договора.
2. Установление гарантированного минимальногоразмера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государстваявляется его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно­гочеловека прожиточного минимума[34].Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждыйвзрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать насебя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставлениегражданину прожи­точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он,работая, не может себя обеспечить.
Одним из средств удовлетворения этойпотребности является уста­новление гарантированного минимального размера оплатытруда. Та­кой размер зависит от многих факторов.  Прежде всего он зависит  отэкономиче­ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству­еттой цели, для достижения которой он установлен.
3. Обеспечениегосударственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан. В Российской Феде­рации семья, материнство, отцовство, детствонаходятся под защитой общества и государства.
Исходя из того, что демократическоегосударство призвано защи­щать гражданские права людей, отношения междукоторыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включаяравно­правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва­ется надобровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации народителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей досовершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра­жданах.
4. Развитие системы социальногообслуживания. Согласно Феде­ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями).[35]Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальнойподдержке, оказанию со­циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альнойадаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Установление государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системысоциального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон­ституционногоправа граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных зако­ном. Государство в законодательном порядкеопределяет систему госу­дарственных пенсий и социальных пособий.
Российская Федерация ставит перед собойцель построения соци­ального государства. Но в настоящее время она находитсятолько в са­мом начале пути к достижению этой цели.

3.        Духовныеосновы конституционного строя Российской Федерации.
1.1     Идеологическоемногообразие.
Идеология являетсясложным духовным образованием. Она включа­ет в себя определенную теоретическуюоснову, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных,философских взгля­дов на социальную действительность, общество и отношениялюдей меж­ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий имеханизмы распространения идеологических установок среди населения.[36]
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче­скогомногообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принциппрежде всего не допускает возможность существования в России государственнойили обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста­навливаться вкачестве государственной или обязательной»[37]. Таким образом вРоссийской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие,признанное государством.
Идеологическое многообразие предполагает свободное существование вобществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическоемногообразие является закономерным следствием та­ких конституционных прав исвобод человека и гражданина, как свобо­да мысли и слова, свобода совести и др.Наиболее важные гарантии  данного рассматриваемого принципа является отменацензуры, свобо­да информации, издательской деятельности, преподавания,реализация принципа политического многообразия и т. д.
Установление в Конституции принципа идеологического многооб­разияявляется одним из важнейших демократических завоеваний на­родов России.Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группамлюдей, их объединениям свободно развивать свои на­учные теории и воззрения,распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств,активно способствовать их осуществлению путем разработки программныхдокументов, законо­проектов и т. д.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна­чает,что органы государственной власти действуют независимо от ка­ких-либоидеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе.Именно возможность с помощью госу­дарственного аппарата проводитьидеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных группнаселения и полити­ческих партий за выдвижение своих сторонников в различныеорганы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всегопутем активного участия в избирательных кампаниях.
1.2 Светское государство.
Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация являетсясветским государством.
Светским считается такое государство, в котором не существуетофициальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна­етсяобязательным или предпочтительным. В таком государстве рели­гия, а так же  ееканоны и догматы, дейст­вующие в ней, не вправе оказывать влияния нагосударственный строй, на деятельность государственных органов и их должностныхлиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельностигосударства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави­ло,отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светскимхарактером государственного образования (отделением школы от церкви). Такаяформа взаимоотношений государства и церк­ви с той или иной степеньюпоследовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)».[38]
Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что вней религиозные объединения отделены от государства и ни­какая религия «неможет устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной».[39]Содержание это­го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40](с измене­ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равныперед законом.
Отделение религиозных объединений от государства означает, чтогосударство не вмешивается в определение гражданином своего отно­шения крелигии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами,их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенкана свободу совести и свободу ве­роисповедания. Государство не возлагает нарелигиозные объединения выполнение функций государственных органов,государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не вмешивается вдеятельность данных религиозных объедине­ний, если эта деятельность непротиворечит законодательству; обеспечивает свет­ский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельностьорганов государственной власти и органов местного самоуправления не можетсопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лицаорганов государственной власти, других государственных органов и органовместного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра­ве использоватьсвое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

III. Основные черты конституции.
На основании всего вышесказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовойработы.
Рассматривая КонституциюРФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системесовременного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от именикоторого она принимается, так как  конституция в современном значении этогопонятия является актом, который принимается народом или от имени народа.Эта сущностная черта конституции и поныне признается домини­рующей вконституционной теории и практике. Не случайно конститу­ции большинствадемократических государств мира начинаются слова­ми: «Мы, народ… принимаем(провозглашаем, учреждаем и т. п.) на­стоящую конституцию».
2) учредительный, первичный характер конституционныхустанов­лений. Особенностьсубъекта, принимающего конституцию, обуслов­ливает и вторую сущностную чертуконституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическомгосударстве есть носи­тель суверенитета и единственный источник власти, толькоон обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание по­следнейвкладывается именно право принимать конституцию и посред­ством ее учреждать теосновы общественного и государственного уст­ройства, которые выбирает для себяданный народ. Только учредитель­ная власть может изменить, в том числе и самымрадикальным образом, основы устройства общества и государства.
Именно на признании учредительной природы конституции осно­вываютсяособый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системегосударства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, втом числе для законодательной.
Учредительная сущность конституции проявляется  в том, что еепредписания выступают в качестве первоосновы и являются первичны­ми. Врезультате чего для установления положений конституции не су­ществует никакихправовых ограничений. Не может существовать такой право­вой нормы, которая немогла бы быть включена в конституцию по при­знаку не соответствия какому-либоправовому акту данного государства. Так, например,  законы в РоссийскойФедерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должныпро­тиворечить Конституции и федеральным законам, постановления Пра­вительстване могут противоречить Конституции, федеральным зако­нам, указам Президента. УКонституции РФ нет такого юридического «потолка»[41].
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. техсфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
Одной из важных черт, характеризующей конституцию, является осо­быйпредмет конституционного регулирования, т. е. специфика тех общественныхотношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим ха­рактером, чегоне имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает всесферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную идругие, регулируя в этих сфе­рах базовые, фундаментальные основы общественныхотношений.
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридиче­скаясила, порядок принятия, внесения поправок, специфические фор­мы охраны и др.
Конституцию отличают особые юридические свойства.
Они производны отперечисленных выше сущностных черт консти­туции и выражаются:
1. в верховенствеконституции;
2. в ее высшейюридической силе;
3. в ее роли как ядраправовой системы государства и системы права;
4. в особой охранеконституции;
5. в особом порядкепринятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Эти юридические свойствапоследовательно отражены в Конститу­ции РФ 1993 года.
1.        в верховенствеконституции.
В ней впервые в историистраны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.
Установление в ч. 2 ст. 4Конституции 1993 года принципа ее верхо­венства на всей территории Россииозначает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя,стремление народа  к созданию пра­вового государства.
В принципе верховенстваКонституции РФ отражается и федера­тивный характер нашего государства.Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, втом числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципеверховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституцийреспублик, уставов других субъектов Федерации, Консти­туции России.
2. в ее высшейюридической силе.
В ст. 15 Конституции РФзакрепляется, что «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей терри­тории России…»[42]. Это юридическоесвойство Конституции имеет иное со­держание, нежели принцип ее верховенства.
Высшая юридическая силаКонституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты,принимаемые в Россий­ской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссии, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблю­дать Конституцию.
Следовательно, высшаяюридическая сила Конституции характери­зует ее место в иерархии нормативныхправовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. в ее роли как ядраправовой системы государства и системы права.
Конституция РФ 1993 годаявляется ядром правовой системы го­сударства. Принципы и положения Конституциииграют направляю­щую роль для всей системы права и системы законодательства.[43]
Непосредственно Конституцияопределяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные актыпринимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок ипроцедуру принятия за­конов.
В самой Конституцииназвано множество федеральных конституцион­ных законов и федеральных  законов,которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституциивызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4.  в особой охранеконституции.
К ещё одним юридическимсвойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействованався система органов государственной власти, которая осуществляет эту охрану вразличных формах.
В Конституции закреплено,что «Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации,…»[44].В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Кон­ституцию (ст. 82). Вслучае противоречия Конституции Президент мо­жет отменить постановления ираспоряжения Правительства РФ, при­остановить действие актов органовисполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации иГосударственная Дума Фе­дерального собрания могут инициировать процедуруразрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции норматив­ныхактов, указанных в ст. 125 Конституции.
 Так же важную роль вохране Конституции играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела осоответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральныхорганов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или ихотдельные положения, при­знанные неконституционными, утрачивают силу, а несоответствую­щий Конституции Российской Федерации международный договор неподлежит введению в действие и применению.
5. в особом порядкепринятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Конституцию РоссийскойФедерации отличает  особый, услож­ненный порядок ее пересмотра и внесения в неепоправок. Конституция отличается от федеральных законов  тем, что онаединственный акт с таким особым наименованием; порядок ее приня­тия иной,нежели федеральных законов; она в отличие от последних не требует подписанияПрезидентом РФ. Лишь образно Конституцию называют основным законом. Она во всехслу­чаях говорит о «Конституции и федеральных законах» (ст. 4, 15), т. е. не отождествляетэти термины.
Рассмотрев основные чертыконституции, можно сде­лать общий вывод: конституция представляет собой единый,обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, по­средствомкоторого народ учреждает основные принципы устройства об­щества и государства,определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления,закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека игражданина[45].

Заключение.
Моя работа состоит изследующих трёх основных глав.
В первой главе япостарался осветить историю развития Конституции Российской Федерации, выяснитьхарактерные черты каждой из существовавших в России Конституций. Первые СоветскиеКонституции 1918, 1925, 1937, 1978 года имели схожие черты. Все они в той илииной степени были фиктивны, провозглашали принципы, которые фактически неосуществлялись в жизнь. Конституции этого периода были сильно идеализированы иимели классовый характер.
Наряду с общими чертами уКонституций Советского периода были и существенные различия. По моему мнению,это было связано с новыми потребностями, с историческим развитием общества игосударства в целом.
Вторую главу я посветилосновам конституционного строя Российской Федерации. Я считаю, что без основнельзя понять и важные черты Конституции.
В данной главе япостарался осветить все основы: это и политические, и экономические, исоциальные, а так же духовные.
Основываясь на всём выше сказанном,я приступил к основной задаче своей курсовой – выяснению основных чертКонституции РФ.
Руководствуясь мнениемтаких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришёл к выводу, что основныечерты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающуюмощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированнымполитическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституциярегулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это  находит своевоплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Онаотражает переходный характер российского общества, противоречивы способ егосуществования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаиваетсямногонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция,свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм,признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство,основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статусместною самоуправления и т. д.
К характерной чертеКонституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Онасодержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащиеправовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержаниюони предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного вобщественных отношениях.
Характерной чертойКонституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы ненуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительнуювысшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для КонституцииРоссийской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свободчеловека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что«признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». ВКонституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданинав соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права(статья 17). Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.

Список используемойлитературы:
 
1.        Конституция РФ;
2.        №5-ФКЗ  от 28июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»
3.        СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950.
4.        ВСНД РСФСР и ВСРСФСР. 1991. № 16.
5.        Федеральный законот 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33.
6.        СЗ РФ. 1997. №39.
7.        Е.И. Козлова,О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.
8.        А.Н.Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005.