–PAGE_BREAK–Показателями эффективности примененных производственных ресурсов являются фондоотдача, материалоотдача и производительность труда. Задачами анализа эффективности использования производственных ресурсов являются:
· оценка степени выполнения плана и изучение динамики показателей, выявление тенденций их развития;
· выявление и измерение влияния факторов на изменение показателей эффективности использования производственных ресурсов;
· выявление внутрипроизводственных резервов роста показателей и разработка мероприятий по их реализации;
· определение перспективных (прогнозных) показателей эффективности использования производственных ресурсов.
Анализ использования основных производственных средств. Рациональность и полноту использования основных производственных средств характеризует экономический эффект, полученный за конкретный период в виде определенного объема и качества. Экономическая эффективность использования основных средств определяется отношением полученного экономического эффекта к затратам, необходимым для создания основных средств. При этом в качестве экономического эффекта принимается стоимость выпуска (продажи) продукции или сумма прибыли, в качестве затрат – среднегодовая стоимость основных производственных средств.
По мнению профессора А. Д. Шеремета, экономическая эффективность использования (потребления) средств труда характеризуется долей амортизации в стоимости продукции [20, с. 168]. Однако, анализируя этот показатель, следует иметь в виду особенности его формирования. С ростом и совершенствованием техники сумма ежегодной амортизации также возрастает, увеличивается ее доля в себестоимости продукции. Но поскольку увеличивается и выпуск продукции, изготовленной на более производительном оборудовании, то сумма амортизации в себестоимости единицы изделия обычно уменьшается. Экономия на амортизации ощутима при перевыполнении планов продаж продукции при постоянной величине основных производственных фондов. В период бурного технического прогресса на предприятиях доля амортизации в себестоимости растет, но этот рост происходит при снижении себестоимости в целом.
Важнейшим обобщающим показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача (определяется отношением стоимости объема выпуска или продаж продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов). Наряду с фондоотдачей в практике экономического анализа вычисляют и обратную величину – фондоемкость. На размер фондоотдачи (или фондоемкости) влияют различные факторы. Профессор Л. И. Кравченко и его соавторы выделяют следующие основные группы факторов изменения фондоотдачи:
·интенсивные (повышение производительности оборудования; внедрение новой, более эффективной техники; использование прогрессивной технологии; улучшение организации и управления производством; модернизация действующего оборудования; сокращение целосменных простоев; повышение коэффициента сменности; сокращение нормативного времени планово-предупредитель-ного ремонта и повышение его качества и др.);
·экстенсивные (изменение количества единиц работающего технологического оборудования);
·структурные (изменение структуры продукции; изменение структуры основных средств);
·социальные (повышение квалификации и уровня образования рабочих; улучшение производственной санитарии; улучшение организации труда и др.);
· территориальные (изменение состава и стоимости основных фондов в зависимости от природно-климатических условий) [11, с. 270].
К системе взаимосвязанных показателей, непосредственно характеризующих эффективность использования основных производственных средств и производственных мощностей предприятий, также относятся:
1) коэффициент использования оборудования по времени (коэффициент экстенсивной нагрузки (Кэкс)):
К экс = Тф: Тн,
где Тф – количество фактически отработанных машино-часов; Тн – максимально возможное время работы оборудования за соответствующий период;
2) коэффициент использования оборудования по мощности (коэффициент интенсивной нагрузки (Кинт)):
Кинт = Мф: Мн,
где Мф – фактическая производительность оборудования; Мн – максимально возможная производительность оборудования;
3) коэффициент общего использования по времени и мощности (коэффициент интегральной нагрузки (Ки)):
Ки = Кэкс ·Кинт.
К числу показателей экстенсивного использования относится и коэффициент сменности, равный среднему числу смен, в течение которых загружена каждая единица оборудования.
Для характеристики использования пассивной части основных производственных фондов рассчитывают показатель объема выпуска (продаж) продукции на 1 кв. м производственной площади.
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных производственных средств является фондорентабельность (отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных средств).
При оценке экономической эффективности использования основных производственных фондов профессор А. Д. Шеремет [20, с. 168] рекомендует сделать следующие расчеты.
Расчет 1. Определить динамику качественных показателей использования основных производственных средств: фондоотдачи, фондоемкости, амортизациоотдачи и амортизациоемкости.
Расчет 2. Определить прирост средств труда на 1% прироста продукции (коэффициент соотношения темпов прироста основных средств и продукции).
Расчет 3. Определить относительное отклонение в основных производственных средствах (относительно приращения продукции):
где индекс (коэффициент темпа роста) объема выпуска (продаж) продукции.
Расчет 4. Определить влияние экстенсивности (величины основных производственных средств) и интенсивности в использовании основных средств (фондоотдачи) на приращение продукции.
Расчет выполняется любым способом факторного анализа.
Расчет 5. Определить влияние изменения фондоотдачи на приращение прибыли:
где прибыль базового (первого) года; коэффициент роста (приращения) фондоотдачи.
Расчет 6. Определить влияние фондоемкости на приращение рентабельности активов. Искомую формулу, в которой присутствует показатель фондоемкости, дает моделирование формулы рентабельности активов:
Rпк = ПР: ПК = ПР: (ОПФ +ОА) =
= (ПР: РП): [(ОПФ + ОА): РП]= Rпр: (Фе + Кз),
где Rпк – рентабельность производственных активов; ПК – среднегодовая стоимость производственных активов; Rпр – рентабельность продаж; Фе – фондоемкость; Кз – коэффициент закрепления оборотных средств.
Расчет влияния факторов можно провести способом цепных подстановок.
Анализ использования материальных ресурсов. Рациональное использование материальных ресурсов – один из важнейших факторов роста продаж и снижения себестоимости продукции, а, следовательно, роста прибыли и рентабельности. В решении задачи повышения эффективности использования материальных ресурсов большая роль принадлежит систематически проводимому анализу.
Экономическая эффективность использования (потребления) материальных ресурсов (предметов труда) характеризуется такими показателями, как материалоотдача (отношение стоимости объема выпуска или продаж продукции к величине затрат материальных ресурсов), материалоемкость (показатель, обратный материалоотдаче).
Основным показателем эффективности использования материальных ресурсов является общая материалоемкость продукции. На изменение уровня материалоемкости оказывают влияние многие факторы. В первую очередь материалоемкость зависит от объема продукции и общей суммы материальных затрат. В свою очередь сумма материальных затрат зависит от количества произведенной продукции, ее структуры, расхода сырья и материалов на единицу продукции, стоимости сырья и материалов. Изменение расхода сырья и материалов определяется техническими (внедрение новой прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование применяемой техники и др.) и организационными факторами (совершенствование системы материально-технического обеспечения, внедрение передовых форм организации производства и др.).
Частными показателями материалоемкости являются сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость, которые определяются как отношение стоимости соответственно сырья и материалов, топлива, энергии к объему выпуска (продаж) продукции.
При оценке экономической эффективности использования материальных ресурсов рекомендуется выполнить следующие расчеты.
Расчет 1. Определить динамику качественных показателей использования материальных ресурсов: материалоотдачи и материалоемкости.
Расчет 2. Определить прирост материальных затрат на 1% прироста продукции.
Расчет 3. Определить относительное отклонение в затратах материальных ресурсов с учетом приращения продукции:
Расчет 4. Определить влияние экстенсивности (величины затрат материальных ресурсов) и интенсивности использовании материальных ресурсов (материалоотдачи) на приращение продукции.
Расчет 5. Определить влияние интенсивности использования материальных ресурсов на приращение рентабельности продукции (продаж) и активов.
Моделирование формулы рентабельности продукции (продаж) дает конечную факторную систему, в которой присутствует фактор материалоемкости:
Rпр = ПР: РП = (РП – З): РП =
[РП – (ФЗП + МЗ + А)]: РП = 1 – (Зе + Ме + Ае).
Пятифакторная модель рентабельности активов позволяет определить влияние материалоемкости на приращение рентабельности активов:
Rпк = ПР: ПК = (РП – З): (ОПФ + ОА) =
= [РП – (ФЗП + МЗ + А)]: (ОПФ + ОА) = [РП – (ФЗП + МЗ + А)]: РП: [(ОПФ + ОА): РП] = [1 – (Зе + Ме + Ае)]: (Фе + Кз).
Расчет влияния факторов можно провести способом цепных подстановок.
Анализ использования труда и его оплаты. Обобщенную характеристику эффективности использования трудовых ресурсов дает производительность труда, которая характеризуется системой показателей:
· среднегодовая выработка на одного работающего (работника);
· среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка на одного рабочего.
На некоторых предприятиях с учетом специфики их деятельности могут применяться и другие показатели, например, средняя выработка в натуральных единицах измерения по отдельным видам продукции, трудоемкость в человеко-часах или человеко-днях и др.
Профессор Л. И. Кравченко с соавторами предлагают дополнительно к перечисленным показателям рассчитывать показатель финансовой производительности, который рассчитывается как отношение прибыли к среднесписочной численности работающих (рабочих) [11].
Каждый из перечисленных показателей эффективности использования трудовых ресурсов имеет свое назначение. Их комплексное применение позволяет глубже анализировать работу предприятия и его структурных подразделений. При этом важно обеспечить экономические обоснованное сочетание натуральных и стоимостных показателей, измерителей затрат и результатов труда.
Обобщающим показателем производительности труда является средняя выработка на одного работающего. Средняя выработка изменяется под влиянием многих факторов. Так, факторами первого порядка являются среднегодовая выработка одного рабочего и удельный вес рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала. В свою очередь, среднегодовая выработка одного рабочего изменяется под воздействием среднечасовой выработки, количества отработанных дней одним рабочим и продолжительности рабочего дня.
Углубление анализа предполагает изучение факторов изменения среднечасовой выработки за счет повышения технического уровня производства, совершенствования его организации, снижения затрат рабочего времени, изменения структуры продукции.
Поскольку одним из факторов роста производительности труда является наиболее полное и рациональное использование рабочего времени, устранение простоев и непроизводительных затрат труда, то целесообразно провести анализ использования рабочего времени.
Обобщающим показателем данного блока является также общий фонд заработной платы с начислениями. Экономическая эффективность использования (потребления) труда характеризуется долей оплаты труда в стоимости продукции.
При оценке экономической эффективности использования труда и его оплаты рекомендуется сделать следующие расчеты [20, с. 176].
Расчет 1. Определить динамику качественных показателей использования трудовых ресурсов. Расчет производительности труда выполняется в двух вариантах:
а) на одного работника;
б) на один руб. оплаты труда.
Расчет 2. Определить прирост трудовых ресурсов (численности и оплаты труда) на 1% прироста продукции.
Расчет 3. Определить относительное отклонение в затратах трудовых ресурсов с учетом приращения продукции.
1. Относительное отклонение в численности персонала:
где Ч – среднесписочная численность персонала.
Если полученный результат умножить на среднюю годовую заработную плату (с начислениями) одного работающего (работника) в отчетном году, то экономию (перерасход) можно выразить в стоимостном выражении.
2. Относительная экономия (перерасход) по фонду заработной платы:
Расчет 4. Определить влияние экстенсивности и интенсивности в использовании трудовых ресурсов на приращение продукции.
Расчет 5. Определить влияние интенсивности использования трудовых ресурсов на приращение рентабельности продаж продукции и активов предприятия. Моделирование факторных моделей рентабельности продаж и рентабельности активов дает конечные системы, в которых присутствует фактор оплатоемкости продукции:
Rпр = 1 – (Зе + Ме + Ае); Rпк = [1 – (Зе + Ме + Ае)]: (Фе + Кз).
Расчет влияния факторов можно выполнить способом цепных подстановок.
3. Анализ объема производства и продаж продукции
В системе экономического анализа особое внимание уделяется анализу показателей объема производства (выпуска) и продаж продукции, поскольку они являются основными результатами хозяйственной деятельности.
Статистика различает два вида стоимостных показателей произведенной продукции: валовая продукция и товарная продукция.
Валовая продукция включает:
· готовые изделия, выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица как из своего материала, так и из сырья и материалов заказчика, предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, выдачи своим работникам в счет оплаты труда;
· полуфабрикаты собственного производства, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству, своим непромышленным производственным подразделениям;
· работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства, своих непромышленных подразделений, работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;
· работы по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.
Товарная продукция, в отличие от валовой, не включает незавершенное производство. На предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более одного года) производственным циклом, а значит, колебания незавершенного производства значительны, о произведенной продукции судят по валовой продукции. На тех предприятиях, где длительность производственного цикла менее одного года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, о произведенной продукции судят по товарной продукции, т. е. стоимости товаров (работ, услуг), предназначенных для продажи.
Стоимость проданной (реализованной) продукции также может учитываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики предприятия: 1) по отгруженной продукции; 2) по оплаченной продукции. Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненных работ и услуг, принятых заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.
Самым обобщающим стоимостным показателем продукции является объем продаж или оплаченная отгруженная продукция. Основные факторы, определяющие этот обобщающий показатель, отражает формула товарного баланса:
продолжение
–PAGE_BREAK–РП = ВП + ΔНЗП+ ΔГП + ΔТО,
где РП – объем оплаченной отгруженной товарной продукции; ВП – объем валовой продукции; ΔНЗП – приращение незавершенного производства; ΔГП – приращение остатков товарной продукции на складе; ΔТО – приращение остатков товаров отгруженных, но еще не оплаченных.
В процессе анализа объема производства продукции дается оценка степени выполнения плана по выпуску продукции, изучается динамика выпуска за ряд лет.
Важную роль при анализе объема производства и продаж продукции играют измерители продукции. Для управленческого анализа используются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Применение натуральных и условно-натуральных измерителей ограничено, как правило, условиями многономенклатурного производства, когда используют трудовые и стоимостные измерители. Для разных целей могут использоваться различные стоимостные измерители: брутто-выручка (валовая выручка), нетто-выручка, сопоставимая себестоимость, нормативно-чистая продукция.
На динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности (выпуск и реализацию продукции, себестоимость и прибыль) оказывают влияние сдвиги в структуре продукции. Поэтому большое значение для целей исследования хозяйственной деятельности имеет анализ структуры продукции.
Особое внимание в процессе анализа уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и продаж продукции. Их можно подразделить на производственные и рыночные.
Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. Причем производственные факторы взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на выпуск продукции. Отсюда факторную модель объема выпуска продукции можно выразить следующим образом:
ВП = ЧР · ГВ = ОПФ · ФО = МЗ · МО.
Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам:
1) определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего рассчитывают максимально возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами;
2) по каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и интенсивности;
3) определяется приращения экстенсивных и интенсивных показателей по каждому производственному фактору;
4) одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и интенсивности на приращение продукции.
В качестве основных рыночных факторов, оказывающих влияние на объем производства и продаж продукции, принято рассматривать изменение конъюнктуры рынка, инфляционные процессы, изменение уровня потребительского спроса, сезонные колебания спроса.
Важным направлением анализа продукции является анализ ее качества. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам (по другим критериям качества) и соответственно по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.
Объем продаж продукции зависит от многих факторов, но, с другой стороны, сам является фактором еще более обобщающих показателей – прибыли от продаж и капиталоотдачи.
4. Анализ себестоимости продукции, взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли
Выживание субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит анализу себестоимости, главная цель которого – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию, обеспечение роста прибыли.
Обобщающими показателями себестоимости являются: полная себестоимость произведенной продукции, производственная себестоимость проданной продукции, полная себестоимость продаж продукции как сумма производственной себестоимости и расходов периода (общехозяйственных и коммерческих), затраты на один руб. продукции. Анализируются также произведенные организацией расходы по обычным видам деятельности, показатель себестоимости единицы продукции.
Себестоимость продукции изучается в следующей последовательности: 1) оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики; 2) измерение факторов изменения показателей себестоимости; 3) выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости продукции проводится как в поэлементном, так и в постатейном разрезе.
Поэлементный разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат:
З = А + МЗ + ФЗП + НР.
Прочие расходы обычно занимают небольшой удельный вес (1,5–3%). При анализе их распределяют пропорционально трем основным элементам затрат.
В процессе анализа определяются абсолютные отклонения по общей сумме затрат и по каждому элементу, изучаются их причины. Однако такие отклонения не дают представления об экономии или перерасходе. Поэтому целесообразно выполнить расчет относительного отклонения в затратах с учетом изменений объема продаж.
Оценка структуры затрат и их динамики позволяет определить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер изменений и их влияние на себестоимость продукции.
С целью более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости она анализируется по отдельным статьям или группам статей.
Наиболее универсальным показателем себестоимости продукции считается уровень затрат на один руб. продукции. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости продукции к стоимости этой продукции в отпускных ценах производителя. Основными факторами, влияющими на уровень затрат на один руб. продукции, являются: изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение себестоимости продукции. Следует отметить, что данный показатель тесным образом связан с долей прибыли в отпускной цене. Поэтому анализ уровня затрат на один руб. продукции приемлем и для анализа рентабельности продукции.
Большое значение в анализе, планировании и прогнозировании себестоимости продукции имеет методика маржинального (предельного, операционного) анализа, которая базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей себестоимости, объема продаж и прибыли и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
Основу методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности хозяйствующего субъекта на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональны) и использование предельных (маржинальных) величин.
Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы продукции они будут постоянными, так как по существу представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. С другой стороны, постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но они являются переменными для каждого единицы продукции. Снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обусловлено постоянными расходами, поскольку каждая последующая единица продукции будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящихся на эту единицу.
Возникает новая категория предельной прибыли (маржинального дохода), которая определяется как разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Это дает возможность оценивать динамику таких взаимосвязанных показателей, как критический объем продаж, запас прочности, операционный рычаг и делать выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.
Критический объем продаж определяется как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции. Под единицей продукции можно понимать как натуральный показатель, так и стоимостной. При критическом объеме продаж выручка становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции.
Разница между годовым фактическим объемом продаж и критическим объемом составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратится в убыток. Чем ниже запас финансовой прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж.
По горизонтали (на оси абсцисс) показывается объем продаж продукции, по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от продажи. Заштрихованная часть дает представление о предельной прибыли. Реальная прибыль возникает в том случае, если предельная прибыль полностью покрывает постоянные расходы. Ее размер определяется экономией постоянных расходов, главным фактором которой является рост объема продаж. Если взаимосвязь между рассматриваемыми показателями принимается как линейная, то запас прочности является обратной величиной показателя операционного рычага, который определяется как отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. Увеличение операционного рычага свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат.
В заключение отметим, что расчет и анализ вышеназванных показателей дает достаточно точную картину, если проводится по отношению к релевантному периоду, в течение которого затраты не меняют своего поведения.
5. Анализ величины и структуры авансированного капитала
При проведении анализа следует учитывать, что авансированный капитал может быть рассмотрен с двух сторон:
1) со стороны размещения – активы;
2) со стороны источников формирования – пассивы.
Согласно международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике активами считаются хозяйственный средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В составе активов выделяют две основные группы: внеоборотные (долгосрочные) активы и оборотные (краткосрочные, текущие) активы. К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых предполагается использовать в течение периода свыше 12 месяцев после отчетной даты или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Под оборотными активами понимаются денежные средства и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства, проданы или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Пассивы – это источники собственных и заемных средств, вложенные в активы организации. Собственный капитал (капитал) представляет собой стоимость активов организации, не обремененных обязательствами. Заемный капитал определяется совокупной величиной обязательств организации перед другими юридическими и физическими лицами. Заемные средства в зависимости от степени срочности погашения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (текущие). Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного пользования, тогда как текущие пассивы, как правило, являются источниками формирования оборотных средств.
При анализе величины и структуры активов предприятия критерием их группировки является ликвидность, т. е. скорость превращения актива из материальной или иной формы в абсолютно ликвидную денежную форму. В отечественной учетно-аналитической практике активы группируют по степени возрастания их ликвидности: внеоборотные активы, оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства).
Важное значение для оценки структуры активов имеет горизонтальный и структурный анализ актива баланса. Для корректировки финансовой стратегии хозяйствующего субъекта особую значимость приобретает трендовый анализ отдельных статей баланса за продолжительный период времени.
Для детализации общей картины изменений структуры активов может быть проведен анализ каждого раздела актива баланса (анализ динамики и структуры внеоборотных активов, анализ динамики и структуры оборотных активов). Кроме того, можно провести анализ состава и структуры нематериальных активов, основных средств, дать оценку состояния и движения незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, состава, структуры и динамики долгосрочных финансовых вложений.
Для исследования динамики и структуры состояния запасов используется таблица, в основе которой лежат данные второго раздела актива бухгалтерского баланса, расшифровывающие строку 210. В подлежащем этой таблицы целесообразно выделить следующие элементы запасов: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары, прочие запасы.
Аналогичным образом проводится анализ структуры и динамики денежных средств, дебиторской задолженности и прочих активов.
Таким образом, авансированный капитал можно определить как совокупность внеоборотного и оборотного капитала и анализ его состава и структуры проводить в соответствии с этим принципом деления.
Для управленческого анализа имеет смысл и другое определение авансированного капитала – как совокупности производственного капитала и капитала, вложенного в непроизводственную социальную сферу. Производственный капитал – совокупность основного производственного капитала и оборотного капитала, занятых в материальной сфере, т. е. в стадиях хозяйственной деятельности. Он обслуживает как непосредственно стадию производства, так и стадии обращения – снабжение и сбыт продукции. Капитал, обслуживающий непосредственно стадию производства, по мнению профессора Д. Шеремета, можно назвать производительным капиталом [20, с. 205]. Непроизводственный капитал – капитал, вложенный в социальную сферу (жилищно-бытовое хозяйство, здравоохранение, образование и культуру). Хотя в нематериальной сфере продукция не производится, но ее влияние на производительность труда персонала делает выгодным вложение капитала в эту сферу деятельности.
В зависимости от источников формирования весь авансированный (вложенный) капитал может быть представлен собственными и заемными средствами. Анализ структуры пассива баланса позволяет установить виды, структуру и специфику этих источников. Такой анализ имеет значительную роль в определении финансового положения хозяйствующего субъекта.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные аналитические составляющие: инвестированный капитал, т. е. капитал, вложенный собственниками, и накопленный капитал, т. е. созданный сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Кроме того, в составе собственного капитала можно выделить составляющую, связанную с изменением стоимости активов организации вследствие их переоценки. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая составляющая инвестированного капитала представлена уставным капиталом, вторая – добавочным. Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, формируемых за счет чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль). Такое деление собственного капитала на инвестированный и накопленный имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане: по соотношению и динамике этих групп оценивают эффективность деятельности предприятия. Тенденция к увеличению удельного веса накопленного капитала свидетельствует о способности наращивать средства, вложенные в активы предприятия, и характеризует финансовую устойчивость организации.
Анализ состава и структуры заемных средств целесообразно начинать с выяснения роли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в деятельности организации. Для оценки структуры обязательств весьма существенным является их деление и по степени обеспеченности (обеспеченные и необеспеченные). Особый интерес для анализа заемных средств представляет изучение динамики обязательств по нетоварным операциям: задолженность по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом.
6. Анализ прибыли и рентабельности продукции
продолжение
–PAGE_BREAK–В системе целей функционирования хозяйствующего субъекта, задача генерирования прибыли занимает центральное место. Однако «в общем случае деятельность не обязательна прибыльна, вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся в том числе, более или менее значительными убытками» [9, с. 362]. Поэтому, характеризуя результативность деятельности коммерческой организации, правильнее говорить не о прибыли, а о финансовом результате.
Финансовые результаты хозяйственной деятельности определяются на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Напомним, что определение и содержание доходов и расходов раскрыто в положениях по бухгалтерскому учету – ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью проданной продукции. Для эффективно работающего предприятия валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов.
Прибыль (убыток) от продаж образуется как результат покрытия валовой прибыль коммерческих и управленческих расходов. Это главный элемент прибыли до налогообложения, который у нормально функционирующего предприятия составляет основу чистой прибыли и отражает роль маркетинговых и производственных факторов в формировании финансовых результатов.
Операционные доходы и расходы характеризуют результат совершения определенных хозяйственных операций (сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.).
Внереализационные доходы и расходы характеризуют финансовый результат определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия (курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, прибыли или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году и др.).
Прибыль (убыток) до налогообложения отражает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. При этом прибыль до налогообложения характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности в обычных условиях функционирования.
Чистая прибыль является важнейшим показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности. Аналитическое значение этого показателя обусловлено разнообразными и многочисленными факторами его формирования, изучение которых позволяет оценить качество прибыли, реальный рост капитала, прогнозировать изменения финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений в отчетном периоде. Она показывает возможности и границы направления капитала на цели расширенного воспроизводства и на выплату доходов собственникам.
Нераспределенная прибыль отчетного периода характеризует прирост собственного капитала, достигнутый в результате ведения хозяйственной деятельности.
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. Она характеризует абсолютную эффективность хозяйствования. На величину данного показателя оказывают влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.
К группе внутренних факторов, зависящих и контролируемых предприятием, относятся:
§основные факторы, определяющие сущностные результаты деятельности;
§факторы, связанные с нарушением предприятием хозяйственной дисциплины.
К основным факторам формирования прибыли от продаж относятся: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и на элементы себестоимости, структурные сдвиги в составе продукции.
Нарушением хозяйственной дисциплины, являются:
·нарушение действующего порядка установления и применения цен;
·экономия, полученная в результате невыполнения мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и технике безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных средств и др.;
·экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий, стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии.
Алгоритм расчета влияния названных выше факторов на прибыль от продаж, предложенный профессором А. Д. Шереметом, выглядит следующим образом [20]:
1. Влияние изменения цен на продукцию рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и выручкой от продажи в отчетном году в ценах базового года:
где цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах; количество проданной продукции в отчетном и базисном периодах.
2. Влияние изменения тарифных ставок (окладов) оплаты труда, цен на материалы, тарифы на энергию, перевозки определяется с использованием данных о себестоимости продукции.
3. Влияние нарушений хозяйственной дисциплины устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся в результате указанных выше нарушений.
4. Влияние изменения объема продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости и вычитанием из нее базовой величины прибыли:
где коэффициент роста объема продаж продукции, который рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции анализируемого периода, исчисленной в ценах и условиях базисного периода, к фактической себестоимости проданной продукции анализируемого периода.
5. Влияние изменения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на разность коэффициента роста объема продаж в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости:
где коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам.
6. Влияние изменения затрат на один руб. продукции за счет режима экономии выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины.
7. Влияние изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базовой полной себестоимости , скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции :
К группе внешних, независящих или неконтролируемых предприятием, факторов относятся:
§чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль у других;
§изменение государственными и инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок (наценок), норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и сборов;
§нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими, хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Наряду с абсолютными показателями эффективность продаж может быть оценена с помощью относительных показателей рентабельности. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли (П) к объему продаж (РП):
Rпр = П: РП.
Заметим, что в качестве числителя указанной модели может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. Такие показатели рентабельности получили название промежуточных уровней доходности.
Величина рентабельности продаж значительно варьируется в зависимости от вида деятельности. Различия в уровнях рентабельности продаж в рамках одной отрасли непосредственно определяются эффективностью управления на конкретном предприятии. Поэтому данный показатель часто называют коэффициентом эффективности управления.
Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателей интенсификации:
Rпр = ПР: РП = (РП – З): РП =
[РП – (ФЗП + МЗ + А)]: РП = 1 – (Зе + Ме + Ае).
В свою очередь рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов – обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности.
7. Анализ деловой активности (капиталоотдачи)
Термин «деловая активность» трактуется по-разному. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала [9, с. 341]. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.
Для оценки и анализа деловой активности используются как качественные критерии, так и количественные показатели. Качественными критериями оценки деловой активности являются: широта рынков сбыта, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация организации и др. Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим направлениям:
§оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;
§оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;
§оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В настоящем пособии рассматриваются только те показатели деловой активности (капиталоотдачи), которые являются факторами основного показателя эффективности хозяйственной деятельности – рентабельности активов предприятия.
Общая капиталоотдача всех активов (основного и оборотного капитала) определяется по формуле:
Ко = РП: К = РП: (ВНА + ОА).
Обратным к данному коэффициенту будет коэффициент капиталоемкости продукции (Ке), который моделируется следующим образом:
Ке = К: РП = (ВНА + ОА): РП =
ВНА: РП + ОА: РП = ,
где коэффициент капиталоемкости продукции по основному капиталу; коэффициент капиталоемкости по оборотному капиталу.
Взаимосвязь общей капиталоотдачи всех активов с коэффициентом капиталоотдачи внеоборотных активов (основного капитала) и капиталоотдачи оборотных активов (оборотного капитала) можно выразить формулой:
где капиталоотдача внеоборотных активов (основного капитала); – удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости активов; капиталоотдача оборотных активов (оборотного капитала); – удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов предприятия.
В свою очередь капиталоотдача внеоборотных активов (основного капитала) зависит от отдачи основных производственных средств и их удельного веса во внеоборотных активах:
где удельный вес основных производственных средств в составе внеоборотных активов.
Фондоотдача является основным показателем оценки эффективности использования основных производственных средств. Моделирование показателя фондоотдачи (или обратного показателя – фондоемкости) выявляет определяющие их факторы:
ФО = (РП: ОПФ) = РП: А · А: ОПФ,
Фе = (ОПФ: РП) = А: РП · ОПФ: А,
где РП: А – амортизациоотдача; А: ОПФ – обратный коэффицент оборачиваемости или коэффициент амотртизации; А: РП – амортизациоемкость продукции; ОПФ: А – оборачиваемость основных производственных средств.
Оборачиваемость основных производственных средств характеризует срок их службы. Амортизациотдача (или амортизациоемкость) характеризует эффективность использования основных производственных средств в отчетном периоде: более высокая фондоотдача означает, как правило, снижение доли амортизации в один руб. продукции, т. е. снижение себестоимости по этому элементу затрат.
Капиталоотдача оборотных средств (или прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств) характеризует отдачу продукции на один руб. оборотных средств или количество оборотов. При необходимости можно рассчитать показатели оборачиваемости оборотных средств в запасах, в дебиторской задолженности и т. д.
Коэффициент закрепления оборотных средств на один руб. продукции является обратным коэффициентом капиталоотдачи.
Также рассчитывается оборачиваемость оборотных средств в днях (То):
То = ОА · РП: Т,
где Т – продолжительность периода в днях.
Оборачиваемость оборотных средств в днях рассчитывается как по всей сумме оборотных средств, так и по отдельным элементам.
В целом при оценке показателей деловой активности рекомендуется сделать ряд расчетов. В части использования основных производственных средств порядок расчетов был рассмотрен в п. 7.2. «Анализ использования производственных ресурсов». Здесь же остановимся на расчетах экономической эффективности использования оборотных средств.
Расчет 1. Определить динамику качественных показателей использования оборотных средств, т. е. капиталоотдачу оборотных активов, коэффициент закрепления оборотных активов, оборачиваемость оборотных активов в днях.
Расчет 2. Определить прирост оборотных средств на 1% прироста продукции.
Расчет 3. Определить относительное отклонение в оборотных средствах:
.
Расчет 4. Определить влияние экстенсивности (величины оборотных средств) и интенсивности в использовании оборотных средств (коэффициента оборачиваемости) на приращение продукции.
Расчет 5. Определить влияние коэффициента оборачиваемости на приращение прибыли:
,
где коэффициент темпа прироста оборачиваемости оборотных активов.
Расчет 6. Определить влияние изменения оборачиваемости на приращение рентабельности активов.
Методика анализа этого и других факторов рентабельности активов, а также методика расчета влияния коэффициента деловой активности на приращение уровня рентабельности активов представлены в п. 7.8. «Анализ рентабельности активов предприятия».
8. Анализ рентабельности активов предприятия
Рентабельность совокупных активов (авансированного капитала) предприятия – наиболее общий показатель в системе характеристики рентабельности. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает отдачу с каждого рубля, вложенного в активы предприятия:
Rк = П: К.
В аналитических целях определяются следующие основные показатели рентабельности активов:
· общая рентабельность активов по прибыли до налогообложения;
· рентабельность активов по чистой прибыли;
· рентабельность производственных активов (имущества) по прибыли до налогообложения или по чистой прибыли;
· рентабельность оборотных активов;
· рентабельность основных производственных средств.
Прибыль хозяйствующего субъекта, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от оборачиваемости средств и доли прибыли в выручке от продаж:
Rк = П: К = РП: К · П: РП = Ко · Rпр.
Кроме двухфакторной модели рентабельности активов в экономическом анализе используются:
а) трехфакторная модель
Rк = Rпр: ;
б) пятифакторная модель
Rк=
Теоретически возможно построение и более детальной факторной модели рентабельности активов, например, путем выделения материалоемкости по основным группам предметов труда и т. п.
Все перечисленные выше показатели, называемые экономической рентабельностью, используются для расчета экономической эффективности инвестиций и хозяйственной деятельности в целом.
Показателем, в наиболее общем виде отражающем эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций:
Rи = ПЧ + % · (1 – Сн): ИК,
где Rи – рентабельность инвестиций; ПЧ – чистая прибыль; % – величина процентов за использование заемных средств; Сн – ставка налога на прибыль; ИК – совокупный инвестированный капитал.
Обобщающем показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия, является рентабельность собственного капитала:
Rск = ПЧ: СК,
где СК – величина собственного капитала.
Данный показатель называется также финансовой рентабельностью, поскольку определяет эффективность не только использования активов, но и управления капиталом. Он является функцией показателей доходности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия:
Rск = Rи + ЗК : СК · (Rи – Цзк),
где ЗК – величина заемных средств; Цзк – цена заемного капитала.
Цена заемного капитала определяется по формуле:
Цзк = % · (1 – Сн): (ЗК – КЗ),
где КЗ – кредиторская задолженность.
продолжение
–PAGE_BREAK–