Основы микроэкономики

1.        Предмет и методымикроэкономики
Микроэкономикаявляется одной из двух составных частей современной экономической теории.Предмет ее исследования — процесс рыночного ценообразования и его роль внациональном хозяйстве. Специфика микроэкономического подхода состоит в том,что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведениемотдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижениясвоих целей образует общественное хозяйство. Основным методом экономическогоанализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельныхэкономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, арезультаты их совокупного взаимодействия — с помощью равновесных моделей. Постепени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного иобщего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами — статические,сравнительной статики и динамические.
Полноепредставление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйствеможно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Темне менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построениямоделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Впреподавании современной экономической теории наряду с вербальным изложениемпредмета широко используют математические методы анализа и графическоепредставление экономических явлений, что обеспечивает плодотворное сочетаниеглубины и доступности при изучении материала.

2.        Понятие спроса.Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос
 
Спрос — представленная на рынкепотребность в товарах. Спросом явл. только потребность, которая обеспеченаналичием платёжных средств(денег) у покупателя. Поэтому спрос, как правило,меньше потребности т.к. цена ограничивает число покупателей. Спрос показываетоббьем возможной купли товара, который потребители в состоянии купить по опред.цене (из ряда возможных) в теч-и определённого пер-а вр. и с учётом их дохода.Спрос – потенциальная купля товара. Закон спроса выражает обратнуюзав-ть вел-ны спроса от цены при общих равных условиях: Qd=f(1/P). Количествоспрашиваемого индивидом блага зависит от: цены данного блага (Pi), цен другихблаг (Pj) и бюджета индивида (М):
QiD =QiD(Pi ,Pj ,M).
Отрицательныйнаклон линии спроса отображает закон спроса. Влияние других аргументов функции QiD на количество спрашиваемого благавыражается в соответствующем сдвиге линии спроса. Так, при увеличении бюджетапотребитель по каждой цене будет спрашивать большее количество, т.е. его криваяспроса сдвинется вправо. В связи с этим важно различать изменение объема спросана каждое благо (перемещение по линии D) и изменение спроса (сдвиг линии D).Когда все факторы, определяющие объем спроса на благо, кроме его цены,постоянны, функция спроса принимает частный вид функции спроса поцене: Q = Q(P).Объем спроса на благо может не зависеть от бюджета потребителя. Если функцияполезности индивида имеет вид U =QF +/> , то его спрос отображается следующими функциями:QFD=M/PF – PF/4PG; QGD=(PF/2PG)2. Объем спроса на благо Gзависит только от вектора цен при любом бюджете потребителя. Таким образом, видфункции полезности определяет характер зависимости объема спроса потребителя отего бюджета и цен благ.
Рыночныйспрос на благообразуется в результате сложения индивидуального спроса всех его потребителей.Так, если даны индивидуальные функции спроса трех потребителейQDI=12-P;QDII=16-4P; QDIII=10-0,5P, то их совокупный спрос характеризуется функцией:
QD∑/>
Графикэтой функции получается в результате горизонтального сложения кривыхиндивидуального спроса трех указанных потребителей
При Р≥ 12 на рынок выходит только покупатель III. Когда цена устанавливаетсяв интервале4 ≤ Р
В ходеформирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этотпроцесс из_за образования обратных связей между индивидуальным и рыночнымспросами. Среди аргументов функции индивидуального спроса может оказаться объемрыночного спроса. Наиболее известны два таких эффекта. Эффект подражания (моды)выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растетчисло покупателей последнего. Эффект сноба — явление, противоположное эффектуподражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного благапокупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа,выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительностьих владельцев, которые могут себе позволить то, что недоступно другим. Взаимнопротивоположная направленность эффектов подражания и снобизма отчастинейтрализует их действие на объем рыночного спроса, поэтому при анализеценообразования на отдельных рынках ими можно пренебречь. Но даже если неучитывать обратные связи, возникающие под воздействием социальных эффектов,функция рыночного спроса имеет на два аргумента больше, чем функцияиндивидуального спроса. Во_первых, при заданных предпочтениях индивидов и ихбюджетах рыночный спрос меняется однонаправленно с изменением числа покупателей(l). Во_вторых, при заданной величине национального дохода (сумме доходов всехграждан) рыночный спрос на отдельное благо, как правило, зависит от степенидифференциации индивидуальных доходов. Когда доходы у всех потребителейодинаковы, тогда конфигурация кривой рыночного спроса совпадает с конфигурациейкривой индивидуального спроса, которая обычно вогнута относительно начала координат,так как по мере насыщения спроса его эластичность по цене уменьшается. По мереувеличения дифференциации индивидуальных доходов кривая рыночного спроса становитсявыпуклой относительно начала координат. Кроме того, к специфическим аргументамфункции рыночного спроса на благо относятся число его потребителей и степеньдифференциации индивидуальных доходов. Эластичность рыночного спроса большеэластичности любого из образующих его индивидуальных спросов.
3.Неценовые факторы спроса
Важнейшиминеценовыми факторами изменения спроса явл.:
1.Вкусыи предпочтения потребителя. Изменение потребительских вкусов может быть вызванорекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новымитехнологиями и т.п.
2.Числопокупателей. Увеличение на рынке числа покупателей (при прочих равныхусловиях) обусловливают повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо.Уменьшение числа пок-й сокращает спрос и сдвигает кривую влево.
3.Ростили снижение доходов населения. Повышение денежных доходов приводит кповышению спроса на большинство товаров(на видеотехнику, модную одежду,автомобили, спиртные напитки, мясо, сливочное масло, фрукты и т.д.). Инаоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.
4.Динамикацен на товары-заменители и сопутствующие товары(сопряжённые товары). Товары-заменители– пары товаров, для кот. рост цен на один товар ведёт к падению спроса на другой.(яблокии груши, масло и маргарин). Сопряжённые товары(взаимодополняемые,комплементарные) – пары товаров, для которых рост цен на один товар ведёт кпадению спроса на другой(авто и бензин, ручка и бумага).
5.Ожиданияпотребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышенияцен или увеличения доходов могут побудить потребителей к увеличению покупок иуменьшению ограничений на текущие расходы. А ожидание падения цен или снижениядоходов – приводит к сокращению текущего спроса на товары.
4. Понятиепредложения. Закон. Функция предложения. Индивидуальное и рыночное предложение
 
Предложение — совокупностьтоваров и услуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая ими цена– «цена предложения». Главным фактором, влияющим на предложение явл.цена. Закон предложения: при повышении цены увеличивается предложение,при её понижении предложение уменьшается. Это объясняется: а)высокая ценапозволяет получать более высокие доходы от производства и реализации данноготовара, что даёт возможность наращивать пр-во и одновременно явл. стимулом длятакого наращивания; б)значимый прирост предложения явл. следствием нерасширения пр-ва на уже функционирующих предпр-х, а рез-м увеличения общегочисла предп-й в отрасли. Функция предложения выражает зависимость междуколичеством предлагаемых благ и объемами факторов, определяющими этоколичество. Так как фирма предлагает объем выпуска, максимизирующий прибыль, тофункция предложения выводится из условия максимизации прибыли: функцияпредложения является обратной к функции, выражающей условие максимизацииприбыли. В длительном периоде объемпредложения конкурентной фирмы при Q = LαKβ технологии определяетсятолько системой (вектором) цен: QS = QS(rL, rK, P). Графическое представлениефункции предложения:
/>
Прицене P1 фирма, чтобы получить максимум прибыли, предложит Q1 единиц продукции;при цене P2 она произведет Q2 единиц и т.д. Если цена опустится ниже P1, тофирма прекратит производство данного блага, так как его цена не покрывает всехзатрат. Yчасток кривой LMC, идущий вверх отпересечения с кривой LAC, и есть график функции предложения по цене в длинномпериоде: QS = QS(P). Изменение цен факторов производства отображается сдвигомкривых затрат, а потому и кривой предложения по цене. Построение кривойпредложения конкурентной фирмы в коротком периоде:
/>
Кромецен, объем предложения фирмы в коротком периоде зависит от заданного объемакапитала: QS = QS(rL, P, K–).
Из-затого, что в коротком периоде затраты делятся на постоянные и переменные, криваяпредложения в коротком периоде начинается с точки пересечения кривой предельныхзатрат с кривой средних переменных затрат. Когда цена на продукцию фирмынаходится в интервале P0, P1, тогда выручка фирмы меньше общих затрат; но посколькуцена возмещает переменные затраты, то фирма может некоторое время (пока нетребуется возмещать постоянные затраты) производить продукцию.
5. Неценовыефакторы предложения
1.Ценана ресурсы. Снижение цен на ресурсы снижает и издержки пр-ва. Принеизменной цене на производимые товары их будет произведено и предложенобольше. Это приведёт к смещ. кривой предл-я вправо. Если цены на ресурсыповысятся, то предл-е товаром сократится, кривая сдвинется влево.
2.Уровеньтехнологии пр-ва. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки.
3.Государственнаяполитика налогообложения и дотаций. Повышение налогов увеличивает издержкипр-ва, а следовательно, уменьшает предложение. Дотации гос-ва на пр-вокакого-л. товара ведут к снижению издержек и как следствие увеличение предл-я,сдвиг графика вправо.
4.Изменениецен на др. продукты. Например, если подорожает кукуруза, а пшеница подешевеет,то предложение пшеницы уменьшится, а кукурузы увеличится.
5.Ожидаемоеизменение цены продукции. При ожидании роста цен фермеры могут задержатьвывоз пшеницы текущего урожая на рынок. С другой стороны, это же ожидание можетпобудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызватьувеличение предл-я.
6.Изменеиечисла производителей. Чем больше в данной отрасли продавцов, тем большебудет и рыночное предл-е. Меньшее кол-во фирма сокращает предл-е.
6. Взаимодействиеспроса и предложения. Рыночное равновесие. Цена равновесия. Изменения вравновесии
Нарынке совершенной конкуренции в результате взаимодействия спроса ипредложения устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимальновозможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж наданном рынке. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишковпотребителей и производителей достигает максимума. Хотя каждый из агентоврыночных сделок своей индивидуальной кривой спроса или предложения участвует вформировании равновесной цены, последняя для всех представляется экзогенным,независимо от их воли установленным параметром. При изменении спроса илипредложения текущее рыночное равновесие нарушается, и начинается процессприспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстреереагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения — цена иликоличество, различают механизм приспособления по Вальрасу и Маршаллу. В какомнаправлении изменяется равновесная цена при переходе к новому равновесию,зависит от масштаба изменения и эластичности спроса и предложения. Характеризменения цены в период перехода от одного равновесного состояния к другомуописывается динамическими моделями ценообразования, простейшим вариантомкоторых является «паутинообразная» модель. Условия функционированиярынка совершенной конкуренции приводят к тому, что в длительном периоде ценаравновесия равна одновременно минимальным средним и предельным затратам. Эторавенство свидетельствует об экономически оптимальном использовании факторовпроизводства в отрасли. Цена равновесия — цена, прикоторой объем спроса равен объему предложения. Согласно закону спроса, наповедение потребителя оказывает влияние цена предложения, по которойпроизводитель предлагает ему свой товар. Но цена предложения явл. начальной. Вдальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса. Обычно достигается компромиссв виде «рыночной цены» товара, по которой он фактически продаётся ипокупается (цена равновесия). Графически равновесие изображается в видеточки пересечения кривых спроса и предложения:
/>
Возвращениюцены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:1)монополизм продавца(или покупателя), искусственно удерживающего цену в своюпользу; 2)административное регулирование цен, приводящее, как правило, кдефициту или перепроизводству.
7. Общественнаявыгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и производителя
Еслипотребитель может купить любое количество благ по единой цене, то образуется излишекпотребителя — разность между максимальной суммой денег, которую потребительсогласен заплатить за купленные товары, и той суммой денег, которую он за нихзаплатил. По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, какизменение цены товара влияет на благосостояние покупателя. Излишкипроизводителя равны разности между общей выручкой фирмы и общимипеременными затратами. Излишки производителя превышают прибыль на величинупостоянных затрат. Их можно рассматривать как максимальную сумму денег, которуюфирма согласна заплатить за возможность производить продукцию в короткомпериоде. Вследствие взаимозависимости цен всехблаг и факторов производства полное представление о механизме рыночногоценообразования и его роли в национальной экономике можно получить лишь наоснове построения модели общего экономического равновесия, отображающейвзаимодействие всех рынков. Из этой модели выводится система равновесных цен,обеспечивающая совместное равновесие на всех рынках, и определяются условия еесуществования. Чтобы установить, является ли общее экономическое равновесиенаилучшим для общества состоянием экономики, необходим критерий общественногоблагосостояния. Трудности, возникающие при построении такого критерия,проистекают из того, что он должен отражать не только уровень благосостоянияобразующих общество индивидов, но и предпочтения общества относительно степенидифференциации его членов по уровню благосостояния. Решение проблемыосложняется, в частности, тем, что общественные предпочтения, отражающие мнениебольшинства, не транзитивны. Нейтральным к распределению национального доходамежду индивидами является критерий Парето-эффективности.
Всоответствии с ним экономическая эффективность общественного хозяйства растетлишь в тех случаях, когда повышение благосостояния одних не сопровождаетсяснижением благосостояния других членов общества. При таком подходе проблемаэкономической эффективности отделяется от проблемы распределения благосостояниямежду индивидами. Общее экономическое равновесие, достигнутое в условияхсуществования совершенной конкуренции на всех рынках, являетсяПарето-эффективным состоянием. Парето-эффективное состояние экономики можетбыть достигнуто при различных уровнях дифференциации благосостояния индивидов. Еслипредпочтения потребителей и технологии производства благ выпуклы, то любомуПарето-эффективному состоянию экономики можно подобрать вектор равновесных цен,поддерживающих такое состояние в условиях совершенной конкуренции. Поэтому вназванных условиях проблема эффективного использования факторов производстваможет решаться отдельно от проблемы распределения благосостояния между членамиобщества. Система равновесных цен может направлять производство и обмен на Парето-эффективноеиспользование ресурсов общества, а посредством перераспределительной политикигосударства можно поддерживать распределение благосостояния между гражданами всоответствии с представлениями общества о социальной справедливости. Но приэтом государство должно применять такие инструменты перераспределения, которые недеформируют систему равновесных цен.