Основы национальной безопасности Российской Федерации

КУРСОВАЯРАБОТА
покурсу «Правоведение»
Тема:
«Основынациональной безопасности Российской Федерации»

Введение
Сегодня положение в мирехарактеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Вначале третьего тысячелетия многократно возросли экономический,научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формированиепостиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым всилу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После окончания эрыбиполярной конфронтации в системе международных отношений возобладали двевзаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укрепленииэкономических и политических позиций значительного числа государств и ихинтеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннегоуправления международными процессами (так один из примеров можно привести ЕвропейскийСоюз). При этом все большую роль играют экономические, политические,научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия вперспективе будет способствовать формированию идеологии становлениямногополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попыткисоздания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международномсообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной наодносторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировойполитики в обход основополагающих норм международного права.
Формированиемеждународных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а такжестремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в томчисле путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, чтозначение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжаетоставаться существенным, примером тому отношения Азербайджана и Армении, Индиии Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.
Россия является одной из крупнейших стран мира смноговековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международнуюобстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительногоэкономического, научно-технического и военного потенциала, уникальногогеополитического и стратегического положения на Евразийском континентеобъективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе — болееширокая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширениесотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государствпо многим проблемам международной безопасности, включая противодействиераспространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулированиерегиональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом,решение острых экологических проблем глобального характера, в том числепроблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с темактивизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позицийРоссии в политической, экономической, военной и других областях. Попыткиигнорировать интересы России при решении крупных проблем международныхотношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международнуюбезопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения вмеждународных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации,резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающегостабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всегомеждународного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методовборьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
В этих условияхвоенно-политическому руководству Российской Федерации приходится уделять всебольшее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечениябезопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон вполитике», – писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

1. Сущность и содержаниепонятий «безопасность», «национальная безопасность»
Безопасность в буквальномсмысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всегоотмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов.В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность,надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность — положение, при котором неугрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либоугрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасностьили возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включаютспособность системы противостоять возможным угрозам.
Согласно официальнопринятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояниезащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства отвнутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность,общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны,и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни издоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значениепо сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан РоссийскойФедерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод;повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальномразвитии.
Безопасность общества включает защиту егоматериальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии;достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественногосогласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно ксегодняшней России — национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите егоконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности;установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловномисполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции,бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следуетинтерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы иугрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестьюжертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либоуничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостьюподразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью– совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, апод живучестью – способность системы сохранять функционирование в условияхцеленаправленного противодействия.
Стабильность, как и безопасность, – непременные условияразвития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешнейи внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности.Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя вбезопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессеспокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированнойможет быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительностабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политическийрежим.
Можно выделить три уровнястабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководствагосударства (относительная продолжительность его существования, неизменностьосновного состава). Второй уровень – стабильность политического режима(сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы,эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия).Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальнойцелостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния егограждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненноважные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворениекоторых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивногоразвития личности, общества и государства».
По определению И.А. Ильина, государство имеет дело«исключительно с общим, всенародным интересом; ибо частный и личный интерес гражданможет постольку приниматься в расчет, поскольку он… может быть воспринят и истолкованкак общий интерес и всенародный».
Обычно под жизненноважными интересами понимают потребности государства и общества, отудовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование иразвитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственногосуверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранениесоциально-политической стабильности и незыблемости конституционного строягосударства; поддержание стратегической стабильности и безопасности вприлегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечениебеспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим истратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международногоправа; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иныхслучаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.
Конечно, обеспечение своей безопасности — явление дляРоссии далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращаласьк этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы надзахватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектамиобеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способныедействовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечениябезопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органызаконодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательнойвластиформируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределахсвоего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средствобеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают ипринимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международныхдоговоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительнойвластиобеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующихотношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализациюгосударственных программ обеспечения безопасности; осуществляют системумероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства впределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют иликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы обеспечивают защитуконституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией изаконами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составеРоссийской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающихна безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защитуграждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушеныв связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательствомобеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РоссийскойФедерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государствомгарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные ииные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладаютправами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, законодательством республик в составеРоссийской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управлениякраев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределахих компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органовобеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, недопускается.
Государство, кроме того,обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иныморганизациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасностив соответствии с законом.
Безопасность достигаетсяпроведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности,системой мер экономического, политического, организационного и иного характера,адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенностиобъектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовыхнорм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основныенаправления деятельности органов государственной власти и управления в даннойобласти, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности имеханизм контроля и надзора за их деятельностью.
Таким образом, можно сказать,что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной исудебной властей, государственные, общественные и иные организации иобъединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности всоответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения всфере безопасности.
Основными функциямисистемы безопасности являются:
выявление ипрогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектовбезопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по ихпредупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание вготовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами исредствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайныхситуациях;
осуществление системы мерпо восстановлению нормального функционирования объектов безопасности врегионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятияхпо обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии смеждународными договорами и соглашениями, заключенными или признаннымиРоссийской Федерацией.
В советском обществебезопасность отождествлялась с государственной безопасностью, под которойпонималась совокупность мер по защите существующего государственного иобщественного строя, территориальной неприкосновенности и независимостигосударства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных службвраждебных государств, а также от противников существующего строя внутристраны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в другихсферах жизни.
В связи с этим послераспада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического руководстваРоссийского государства на систему обеспечения его безопасности в официальныедокументы был введен термин «национальная безопасность».
Понятие «национальнаябезопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервыетермин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в посланиипрезидента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоныПанамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем этапроблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.
В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности»,согласно которому был создан существующий и поныне совет национальнойбезопасности (СНБ). В совете разрабатывается система целей, интересов, угроз иприоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитическогообеспечения с 1971 года в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителейминистров, который устанавливает приоритеты США.
В СССР проблема национальной безопасности официально неразрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию«обороноспособность».
В Российской Федерации определение национальнойбезопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию в 1996 году. В этом документе было подчеркнуто: «Национальнаябезопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов отвнутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности,общества и государства».
Национальная безопасность представляет собой сложную,многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединствоотношений базовых социальных субъектов — личности, общества и государства.Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействиеммножества факторов: исторических, географических, этнических, демографических,социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальнойбезопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат иобщепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли воснову практической разработки «Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря1997 года № 1300, а также в её изменения и дополнения, внесенные УказомПрезидента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это не что иное, как система взглядов на обеспечение вРоссийской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних ивнутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированыважнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а такжеопределение национальной безопасности Российской Федерации, под которойпонимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитетаи единственного источника власти в Российской Федерации.
Чем же была вызвананеобходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличиемкризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и ввоенной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системыофициально принятых взглядов на национальную безопасность России, характераугроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этихинтересов.
Во-вторых, отсутствиемдуховной основы, способной объединить общество, которое нуждается вопределенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформироватьширокое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целейи возможностей.
В-третьих, необходимостью приведения всей системыобеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы,нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиямимеждународной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнемдуховной готовности общества к переменам. Эта система должна отражатьсегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивостьразвития общества и государства.
В-четвертых, Концепциянациональной безопасности как политический документ должна была стать основойдля разработки конкретных программ и организационных документов, дляпланирования и реализации всего процесса государственного строительства вобласти обеспечения безопасности.
Следует понимать, что процесс совершенствования системыобеспечения национальной безопасности не закончился принятием данной редакцииКонцепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развиваетсянаука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новуюредакцию Концепции.
 
2. Содержание национальных интересов РоссийскойФедерации
Разработка и принятие Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации позволили конкретно определить национальные интересы, национальныецели и национальные ценности России, юридически закрепить их в нормативныхправовых документах, определяющих политическую и социально-экономическуюорганизацию общества, государственное и культурное строительство, единство исплоченность нации.
Г. Пальмерстон премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и1859-1865 гг., лидер партии вигов, на основе которой сформировалась либеральнаяпартия, говорил: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас естьпостоянные, вечные интересы, и мы им должны следовать».
Национальные интересы выступают производными от потребностейграждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической,политической, социальной, военной и другой организации государства,духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того,составляющими национальных интересов выступают декларированные государствомустановки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.
Для понимания сущностинациональных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: национальныеинтересы призваны обеспечить выживание, безопасность страны, данного социума,обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие; национальные интересынаправлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование,нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; национальныеинтересы выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальныхгрупп по достижению поставленных ими целей; реализация национальных интересовосуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю;экономическую, техническую, военную, социальную, культурную и др.);национальные интересы представляют собой осознанные, сформулированные иофициально заявленные приоритеты в той или иной области.
Национальные интересыможно квалифицировать по социальной значимости и выделить три группы: жизненноважные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятсяинтересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которыхможет привести к подрыву самих основ существования граждан, общества игосударства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет,государственная и территориальная целостность, конституционный строй,обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Именнозащита жизненно важных интересов является прерогативой системы национальнойбезопасности.
Вторая группа связана с реализациейконституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимогодостояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой,национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.
К третьей группеотносятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечениемблагоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия,реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости,защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедскогосотрудничества с зарубежными государствами и др.
Границы между группами интересов условны, подвижны. Взависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статусжизненно важных и наоборот. Например, после резких выступлений, в т.ч. ипрактического характера, международных террористов в разряд первостепенныхвышли национальные интересы по обеспечению защиты России и ее граждан отмеждународного терроризма.
Национальные интересы России– это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государствав экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной,военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочныйхарактер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутреннейи внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваютсяинститутами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе вовзаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации изаконодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализацииконституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышениикачества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человекаи гражданина.
Интересы общества состоят в упрочениидемократии, в создании правового, социального государства, в достижении иподдержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемостиконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, вполитической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечениизаконности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного ивзаимовыгодного международного сотрудничества.
Значительное влияние наосознание и формирование национальных интересов оказывают национальныеценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества.Мир ценностей – это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, этосфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, егопривязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатстваличности. Другими словами, национальные ценности — это фундаментальные нормы,выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ длясуществования и развития нации.
Формализованное изложение национальных ценностей Россиисодержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе:утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие исамоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение кОтечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России инезыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России;ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознаниесебя частью мирового сообщества. Этот перечень был дополнен в одном изежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, гдеподчеркивалось, что в основе государства, его политики должны лежатьестественные ценности, такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность.А в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, чтообеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного,духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Таким образом, содержаниенациональных ценностей сводится к трем основным блокам: процветание народа;защита и обустройство территории проживания; сохранение и развитие национальнойкультуры.
Иерархия национальныхинтересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели- это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества иотдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальныецели — наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяютсяи формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов.Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защитынациональных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешнейполитики государства.
Реализация национальныхинтересов государства возможна только на основе устойчивого развития экономики.Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В то же время в реальной социальной действительностисуществует весьма широкий спектр национальных интересов, охватывающих все сферыжизнедеятельности общества — политику, экономику, культуру, военную область,отношения с другими государствами и др. Необходимо также учитывать, чтонациональные интересы могут динамично изменяться, корректироваться взависимости от конкретной политической ситуации.
Национальные интересы государства принято делить наинтересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитическойсфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.).
Национальные интересы России во внешнеполитической (международной)сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России каквеликой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитииравноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционнымиобъединениями, прежде всего с государствами – участниками СодружестваНезависимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместномсоблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойныхстандартов.
Во внутриполитическойсфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильностиконституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечениигражданского мира и национального согласия, территориальной целостности,единства правового пространства, правопорядка и в завершении процессастановления демократического общества, а также в нейтрализации причин иусловий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма,этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов,терроризма.
Национальные интересыРоссии в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизнинарода.
Национальные интересы в духовнойсфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества,традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересыРоссии в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав исвобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитиисовременных телекоммуникационных технологий, в защите государственныхинформационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересыРоссии в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета,государственной и территориальной целостности, в предотвращении военнойагрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного,демократического развития государства.
Национальные интересыРоссии в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационныхи других условий для обеспечения надежной охраны государственной границыРоссийской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерациипорядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничномпространстве Российской Федерации.
Национальные интересыРоссии в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающейсреды.
Важнейшими составляющиминациональных интересов России являются защита личности, общества и государстваот терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
 
3. Угрозы национальной безопасности России и целесообразныепути их парирования
 
Обеспечение национальнойбезопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах,выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественнойэкономики, несовершенство системы организации государственной власти игражданского общества, социально-политическая поляризация российского обществаи криминализация общественных отношений, рост организованной преступности иувеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнениемеждународных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угрознациональной безопасности страны. В связи с этим основная задача системынациональной безопасности — защита национальных интересов от различного родаугроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечениенациональной безопасности невозможно без комплексного использованияполитических, правовых, экономических, научно-технических,духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества игосударства.
Угроза — это реальная,непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любуюугрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака.Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба вдействительность. Во-вторых, угроза понимается как намерение одних субъектов причинитьущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие дляпричинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.
Опасность — вполнеосознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальныминтересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различиемежду ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность какнекоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности кединице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность можетсуществовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность можетдостигнуть характера угрозы.
Угроза безопасности – совокупность условий ифакторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества игосударства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящаяот внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельностипо обеспечению внутренней и внешней безопасности.
По источникупроисхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный исоциальный характер.
Угрозы природногохарактера – это возможность нанесения существенного ущерба в результатеприродных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природапорождает угрозы через действие космических и земных сил – механических,физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы)проявляются вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются«природными стихиями». Но природа и сама подвергается опасности в результатевсе возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники итехнологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которыеуже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей,человеческого общества.
Угрозы техногенногохарактера связаны с определенной опасностью в процессе функционированиятехнических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической,нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасностьпредставляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов,взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.
Угрозы социальногохарактера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которыепорождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды черездействия различных социальных сил – наций, классов, партий, группировок,силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядкавыступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность),неумение, беспечность, безответственность. Еще в большей мере такую роль играютпрямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградацияличности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерныхдеструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политическихэкстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированныеформирования, терроризм.
Деструктивную рольиграют, с одной стороны, паралич власти, а с другой – политический произвол,властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградациязначительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми(преступления против личности, общества, государства, государственныеперевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут бытьи относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемыерезультаты.
В настоящее время угрозыбезопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатываетсяоружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдетразрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.
Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угрозявляются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей можетбыть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждаяиз них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двухдругих областей и со стороны самой себя.
Каковы же основные угрозынациональной безопасности России и каким образом следует обеспечить еебезопасность?
Основные угрозы вмеждународной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельныхгосударств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединенийпринизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности,прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военноговлияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, преждевсего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления внепосредственной близости от российских границ иностранных военных баз икрупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия,страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средствего доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве НезависимыхГосударств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границыРоссийской Федерации и внешних границ государств – участников СодружестваНезависимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.);притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Японияи др.).
Угрозы национальнойбезопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также впопытках других государств противодействовать укреплению России как одного изцентров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальныхинтересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье,Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что же противопоставляетвоенно-политическое руководство России этим угрозам?
Во-первых, внешняяполитика Российской Федерации направляется на проведение активноговнешнеполитического курса, упрочение ключевых механизмов многостороннегоуправления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередьпод эгидой Совета Безопасности ООН.
Во-вторых, навнешеполитической арене всеми доступными способами создаются благоприятныеусловия для экономического и социального развития страны, для сохраненияглобальной и региональной стабильности, а также защиты законных прав иинтересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целяхмер политического, экономического и иного характера.
В-третьих, активноразвиваются отношения с государствами – участниками Содружества НезависимыхГосударств на основе принципов международного права, а также отвечающихинтересам России интеграционных процессов.
В-четвертых, Россиядобивается полноправного участия в глобальных и региональных экономических иполитических структурах, содействует урегулированию конфликтов, включаямиротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций,добивается прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержаниястратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международныхобязательств в этой сфере, а также выполняет взаимные обязательства в областисокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений,осуществления мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечениямеждународного контроля за экспортом товаров, технологий и за оказанием услугвоенного и двойного назначения.
В-пятых, адаптируетсуществующие соглашения по контролю над вооружениями и по разоружению к новымусловиям международных отношений, а также разрабатывает при необходимости новыесоглашения, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности.
В-шестых, содействуетсозданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, и развиваетмеждународное сотрудничество в области борьбы с транснациональной преступностьюи терроризмом.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересовРоссии в экономической сфере являются приоритетными направлениями политикигосударства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловленыпрежде всего существенным сокращением в России внутреннего валового продукта,снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-техническогопотенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию вэкспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а вимпортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметыпервой необходимости.
Процесс обеспечениянациональной безопасности России в экономической сфере следует рассматриватькак через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность.Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются:создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единогоэкономического пространства с государствами – участниками СодружестваНезависимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России иобострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защитаинтересов отечественных товаропроизводителей, а также осуществляетсярегулирование деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционныхкомпаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатациюзарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций,транспортных и товаропроводящих сетей.
Во внутриэкономическойдеятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовоеобеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации; усиление государственного регулированияв экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономическогокризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического ипроизводственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальнаязадача – удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятноститехногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественнойпромышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Основными путями решенияуказанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов наприоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущимнаучным школам, ускоренное формирование научно-технического задела инациональной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числепутем создания фондов и использования грантов, реализация программ развитиятерриторий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание приподдержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализациюрезультатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитойинтеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитиеобщедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Другим не менее важнымнаправлением является обеспечение безопасности Российского государства в социальнойсфере с учетом следующих угроз: глубокое расслоение общества на узкий кругбогатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельноговеса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис системздравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя инаркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и среднейпродолжительности жизни в стране; деформация демографического и социальногосостава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства;ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи; снижение духовного,нравственного и творческого потенциала населения.
С целью парированиявышеперечисленных угроз военно-политическое руководство России проводит работыпо обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, историческихтрадиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурноедостояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственнойполитики в области духовного и нравственного воспитания населения (одним изпримеров является Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2001-2005 годы» и ее дальнейшая пролонгация на2006-2010 годы). Особое внимание уделяется контролю, к сожалению, пока с низкойэффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствахмассовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие,эксплуатирующих низменные проявления, а также осуществлению противодействиянегативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вотдельное направление выделена программа сохранения роли русского языка какфактора духовного единения народов многонациональной России и языкамежгосударственного общения народов государств – участников Содружества НезависимыхГосударств.
В области охраны иукрепления здоровья граждан усиливается внимание общества, органовгосударственной власти Российской Федерации к развитию государственной(федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи,осуществлению государственного протекционизма в отечественной медицинской ифармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в областисанитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложноймедицинской помощи, медицины катастроф.
В последнее время наповестку дня вышли новые угрозы безопасности России, связанные с информационнойсферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран кдоминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России свнешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепцииинформационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия наинформационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционированияинформационных и телекоммуникационных систем, а также сохранностиинформационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Исходя из этого,важнейшими задачами обеспечения безопасности Российской Федерации винформационной сфере являются: реализация конституционных прав и свобод гражданРоссийской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование изащита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировоеинформационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборствав информационной сфере.
Серьезную угрозунациональной безопасности Российской Федерации представляет терроризм (в т.ч. имеждународный) и угроза криминализации общественных отношений. Международнымтерроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточнаяправовая и материально-техническая обеспеченность деятельности попредупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм,отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличиваютстепень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Кроме того, серьезныепросчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической,военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности,ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенствоправовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере,снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основнымифакторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм,а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослабленииправового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементовисполнительной и законодательной власти с криминальными структурами,проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупнымипроизводствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи сэтим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не толькоправовой, но и политический характер.
В этих условияхважнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление,устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества,создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур,противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условийдля их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределахих компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительнойсфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества НезависимыхГосударств.
Решения и меры,принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью,сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Воглаву угла этой работы поставлено равенство всех перед законом и неотвратимостьответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.
В целях предупреждениякоррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконнымпутем в стране создается действенная система финансового контроля,совершенствуются меры административного, гражданского и уголовно-правовоговоздействия, отрабатывается механизм проверки имущественного положения иисточников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимоот формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом,особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основеобщегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступнойдеятельности. Основываясь на международных соглашениях, Россия эффективносотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальнымислужбами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьбас терроризмом. В этих целях широко используется международный опыт борьбы сэтим явлением, вырабатывается скоординированный механизм противодействиямеждународному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконногооборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-зарубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентныйуспех, и теракты на территории России еще не стали достоянием истории.
Несмотря на принимаемыемеры, возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этомуспособствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в РоссийскойФедерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промышленногокомплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенствонормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения укомплектованностивойск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой; остротасоциальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в рангстратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий внезоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН,увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание ихвозможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, а такжеактивизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальныхслужб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно новогоэтапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военныхдействий.
Нам, как людям военным,эти угрозы особенно близки. В Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации сказано, что главной целью в данной области является обеспечениевозможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону. Каким же образомвоенно-политическое руководство России обеспечивает выполнение данной цели?
Во-первых, впредотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтениеполитическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам приналичии достаточной для обороны России военной мощи. Рассмотрение возможностиприменения военной силы для обеспечения своей национальной безопасностипроводится исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в еераспоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимостиотражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризиснойситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутристраны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации ифедеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан,территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного измененияконституционного строя.
Во-вторых, важнейшейзадачей стало осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессиилюбого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и еесоюзников. Для этого Российская Федерация проводит мероприятия, направленные наподдержание в высокой степени боеготовности ядерных сил, способныхгарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любомугосударству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
В-третьих, в основуорганизационно-штатных мероприятий по модернизации Вооруженных сил положенследующий принцип: боевым составом мирного времени Вооруженные силы должны бытьспособны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решениесовместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражениюагрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическоеразвертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
В-четвертых, продолжаетсяэффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами – участникамиСодружества Независимых Государств.
В-пятых, несмотря нанежелание некоторых государств, особенно Грузии, продолжается военноеприсутствие России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение вних на договорной и международно-правовой основе, а также на принципахпартнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-морскогофлота) обеспечивает готовность России выполнять свои обязательства, содействуетформированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и даетвозможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ееначальной стадии, способствует реализации внешнеполитических целей государства.
В-шестых, проводитсяглубокая и научно продуманная реструктуризация и конверсия оборонногопромышленного комплекса без ущерба для развития новых технологий инаучно-технических возможностей, а также модернизации вооружений, военной испециальной техники и укрепление позиций российских производителей на мировомрынке вооружений. Особое внимание уделено формированию необходимых условий дляорганизации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научныхисследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государстваперспективного и опережающего научно-технического задела.
Существенную роль в вопросах обеспечения национальнойбезопасности России играет и глубоко продуманная стратегия во внутриполитическойсфере. Причем эта стратегия должна строиться исходя из существующих внутреннихугроз нашему Отечеству. Особе место среди этих угроз занимают, во-первых, экономическаядезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовныхценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношенияхрегионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству исоциально-экономическому укладу Российской Федерации. Во-вторых, этноэгоизм,этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественныхобъединений, а также неконтролируемая миграция, способствующая усилениюнационализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма исоздающая условия для возникновения этнонациональных конфликтов. Кроме того,негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений рядасубъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к усилению политическойнестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и еговажнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей,финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
В этих условияхруководство нашего государства проводит всестороннюю работу, направленную насближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннегосотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственнойнациональной и региональной политики позволяющей обеспечить в России внутриполитическуюстабильность. Комплексный подход к решению этих задач составляет основувнутренней государственной политики, обеспечивающей развитие РоссийскойФедерации как многонационального демократического федеративного государства. Дляэтого проводятся, во-первых, укрепление российской государственности,совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления, а такжеприменяется комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных иэтнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Во-вторых, осуществляетсяконституционный принцип народовластия на основе согласованного функционированияи взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительнойвласти и единства судебной системы России путем соблюдения конституционногопринципа разделения властей; установления более четкого функциональногораспределения полномочий между государственными институтами; укрепленияфедеративного устройства России через совершенствование ее отношений ссубъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
В-третьих, основныминаправлениями защиты конституционного строя в России выбраны: обеспечениеприоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основезаконодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных иправовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правовогопространства и национальных интересов России; выработка и реализациярегиональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных ирегиональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданиюполитических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские иантиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
В-четвертых,осуществляется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью икоррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической исоциально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработкекомплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государстваот преступных посягательств.
В-пятых, формируетсясистема мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушныхграждан. Эти меры направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровьяи собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также отдругих обстоятельств.
В последнее время напроцесс обеспечения национальной безопасности России оказывают существенноевлияние угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ееприродных ресурсов. Данная угроза находится в прямой зависимости от состоянияэкономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетическихотраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохраннойдеятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающихтехнологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованиютерритории России в качестве места переработки и захоронения опасных дляокружающей среды материалов и веществ.
В создавшихся условиях кчислу приоритетных направлений деятельности Российского государства вэкологической сфере его руководством отнесены: рациональное использованиеприродных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращениезагрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий,связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовыхотходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизацияпоследствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологическибезопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения,прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядернымиэнергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива,топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды издоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; созданиеи внедрение безопасных производств, поиск способов практического использованияэкологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мерв экологически опасных регионах Российской Федерации.
Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизниобщества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальнуюбезопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную,экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности. Чтопредставляют собой эти слагаемые национальной безопасности? Каковы их сущность,особенности, состояние?
Политическая безопасность представляет собой такоесостояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан,социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостностьгосударства, его благоприятное международное положение. Политическаябезопасность — это составная часть, главное звено и основа национальнойбезопасности.
Экономическаябезопасность- это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества вцелом, при котором гарантируется защита их материальных интересов отдеструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированноеразвитие экономики, обеспечивается способность государства определять безвмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Безопасность в социальнойсфере можноопределить как такое состояние развития личности, различных групп населения,общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своимсоциальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационныйхарактер. Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство,межнациональный мир и гражданское согласие. Другими словами, социальнаябезопасность включает предотвращение и нейтрализацию опасностей, угрожающихсоциальному благополучию граждан, социальной целостности общества, егосоциальной стабильности. Порой масштабы и острота этих опасностей и угроздостигают критической отметки. Именно такая ситуация сложилась в России в нашидни.
Военная безопасность — устойчивое состояниезащищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Онахарактеризует способность государства противодействовать возникновению войны,вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба иразрушительных последствий для национальной безопасности страны.
Информационная безопасность — способностьгосударства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику гражданот негативного информационного воздействия, обеспечивать управленческие структурыдостоверными данными для их успешного функционирования, не допускать утечкизакрытой общественно ценной информации и сохранять постоянную готовность кинформационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
 
4. Силы и средстваобеспечения национальной безопасности России
Система обеспечениянациональной безопасности Российской Федерации создается и развивается всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами вэтой области.
Основу системыобеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы,силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие мерыполитического, правового, организационного, экономического, военного и иногохарактера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества игосударства.
Полномочия органов и силобеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципыи порядок действий определяются соответствующими законодательными актамиРоссийской Федерации.
В формировании иреализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерациипринимают участие:
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционныхполномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; всоответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует иупраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности;выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальнойбезопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняетотдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации,определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное СобраниеРоссийской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формируетзаконодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации.
Правительство РоссийскойФедерации впределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланияхПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в областиобеспечения национальной безопасности Российской Федерации координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленномпорядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программв этой области.
Совет безопасностиРоссийской Федерации создан весной 1992 года. В состав Совета безопасности РоссийскойФедерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.Председателем Совета безопасности является по должности Президент РоссийскойФедерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасностиРоссийской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантови других лиц.
Совет безопасностипроводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальнойбезопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента РоссийскойФедерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения вобласти обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а такжепредложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечениянациональной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решенийв этой области.
Федеральные органыисполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации,решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вобласти национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенцииразрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют ихПрезиденту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органамиисполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РоссийскойФедерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а такжефедеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующимВооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасностиРоссийской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводятмероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций коказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласнозаконодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительнойвласти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальнойбезопасности Российской Федерации.

Заключение
 
Выполняя конституционныйвоинский долг по защите и обороне Отечества, каждый военнослужащий долженосознавать, что безопасность государства, правопорядок и законность в стране вбольшой степени зависят от добросовестного выполнения каждым человеком впогонах своих служебных обязанностей. Сила и могущество государства зависит отзнаний, умений и навыков каждого его гражданина.

Литература
 
1. Указ Президента РФ от17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальнойбезопасности».
3. Ежегодноепослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.