/>1. Национальная безопасность и национальные интересыРоссии
Россия– одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурныетрадиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальноегеографическое положение на Евразийском континенте позволяют РоссийскойФедерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняетсяобщность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности,включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом инаркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядернойбезопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные наослабление России в целом и ее влияния на международную политику.
Основныепонятия национальной безопасности России сформулированы в Концепциинациональной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом ПрезидентаРФ от 10 января 2000 г. № 24.
Поднациональной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителясуверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальныеинтересы России –это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства вэкономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной,военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 1). Эти интересы носят долгосрочный характери определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политикиРоссийской Федерации.
Таблица1
Национальныеинтересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах
/>
/>
Важнейшейсоставляющей национальных интересов России является защита личности, общества игосударства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий.
Угрозы национальной безопасности России
Сегоднясуществует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации:внешние, внутренние и трансграничные.
Квнешним угрозам следует отнести:
• развертываниегруппировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и еесоюзников;
• территориальныепретензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерацииотдельных территорий;
• вмешательствово внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращиваниегруппировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границРоссийской Федерации;
• вооруженныепровокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные натерритории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения наГосударственной границе РФ и границах ее союзников;
• действия,затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация,несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации внекоторых зарубежных государствах.
Квнутренним угрозам специалисты относят:
• попыткинасильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальнойцелостности России;
• планирование,подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизациифункционирования органов государственной власти и управления, нападений нагосударственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения иинформационной инфраструктуры;
• создание,оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконноераспространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов ивзрывчатых веществ;
• широкомасштабнаядеятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильностив некоторых регионах Российской Федерации;
• деятельностьсепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничныеугрозы проявляются в следующем:
• создание,оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формированийи групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельностьподдерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных илирелигиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционногостроя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ееграждан;
• трансграничнаяпреступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность вугрожающих масштабах;
• ведениевраждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельностьнаркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию Россииили использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельностьмеждународных террористических организаций.
Обеспечение национальных интересов России
Обеспечениенациональной безопасности и национальных интересов России осуществляется вполитической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связанос местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которыехарактеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны,наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичнуюсистему международных экономических и политических отношений. С другой стороны,расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальныхрешений вне мандата ООН.
В этихусловиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики дляобеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступаетза создание такой системы международных отношений, в которой значение военнойсилы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживаниявооруженных конфликтов.
Важнейшимаспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасностиРоссийской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимымиэлементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего,следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН,Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора(НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскуюорганизацию по сотрудничеству (ШОС).
ОрганизацияОбъединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качествецентрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижениеих роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальныхрешений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создатьсерьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношениясо странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики.Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество врамках содружества.
ОтношенияРоссии с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентовантироссийской направленности из военного планирования и из политическихдеклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТОсохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательнойвоенной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военногопланирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числеи изменений в нашей ядерной стратегии.
Россияготова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической иэкономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности идемонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США поборьбе с международным терроризмом.
Шанхайскаяорганизация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональнойстабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество сэтой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности наюго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновениекрупномасштабной военной угрозы.
Современнаягеополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальнойбезопасности России только за счет политических возможностей (членство вмеждународных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным.Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальнойбезопасности России все в большей степени становится главной функцией военнойорганизации государства, поэтому значение военной силы как инструмента пообеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется,но и возрастает.
/>
2. Военная организация Российской Федерации
Внастоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своегоисторического развития. В стране реформируются основы государственногоустройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей исогласования интересов личности, общества и государства, получают развитиеновые социально–экономические связи и отношения. Изменяются подходы кобеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в миреобозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы дляобеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Этопоставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов,связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и спринципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важноезначение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и ролиВооруженных Сил Российской Федерации.
Впоследние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна вцелом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного скоренными изменениями геополитических условий в мире и становлениемобновленного Российского государства. Сегодня создана практически новаяправовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый рядважных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне»,Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении», Федеральный законРФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «Омобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «ОГосударственной границе».
Военнаяорганизация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ),составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы,предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органыуправления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплексастраны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.
Главнойзадачей военной организации является обеспечение гарантированной защитынациональных интересов и военной безопасности Российской Федерации и еесоюзников.
Военнаяорганизация России постоянно развивается. На современном этапе основныминаправлениями ее развития являются:
• приведениеструктуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствиес задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностейстраны;
• повышениекачественного уровня, эффективности и безопасности функционированиятехнологической основы системы государственного и военного управления;
• совершенствованиевоенно–экономического обеспечения военной организации на основе концентрации ирационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
• совершенствованиестратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных СилРоссийской Федерации и других войск;
• повышениеэффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования,оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видовобеспечения, а также военной науки;
• совершенствованиесистемы комплектования (на базе контрактно–призывного принципа с последовательным,по мере создания необходимых социально–экономических условий, увеличением доливоеннослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего надолжностях младших командиров и специалистов ведущих боевых специальностей);
• повышениеэффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
• совершенствованиеспециального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации идругих войск, органов управления ими;
• укреплениев войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;
• реализациягосударственной политики по укреплению престижа военной службы;
• развитиемеждународного военного (военно–политического) и военно–техническогосотрудничества;
• совершенствованиенормативной правовой базы строительства, развития и применения военнойорганизации, а также системы ее отношений с обществом.
Руководство военной организацией государства
Руководствостроительством, подготовкой и применением военной организации государства,обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет ПрезидентРоссийской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим ВооруженнымиСилами Российской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерациии других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение ихматериальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководствооперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны,а также другие функции по обеспечению военной безопасности, установленныефедеральным законодательством.
Федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочияпо обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральнымзаконодательством.
Предприятия,учреждения, организации, общественные объединения и граждане РоссийскойФедерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленномфедеральным законодательством.
Военная доктрина Российской Федерации
В2000г. Президентом Российской Федерации была утверждена Военная доктринаРоссийской Федерации, которая определила совокупность официальных взглядов навоенно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основыобеспечения военной безопасности Российской Федерации. Эта доктрина являетсядокументом переходного периода, когда происходит становление демократическойгосударственности, многоукладной экономики; происходят преобразования в военнойорганизации государства, трансформируется система международных отношений. Вней конкретизируются некоторые положения Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации. Содержание доктрины опирается на комплексную оценкусостояния военно-политической обстановки в мире и стратегический прогноз ееразвития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных целей,объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности, атакже на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженныхконфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства ивоинского искусства.
Военнаядоктрина РФ носит оборонительный характер, что предопределяется органическимсочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердойрешимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасностьРоссийской Федерации и ее союзников.
Правовуюоснову военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации,федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также международныедоговоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
РоссийскаяФедерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контекстестроительства демократического правового государства, осуществления необходимыхсоциально–экономических реформ, утверждения принципов равноправногопартнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международныхотношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системымеждународной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Военнаябезопасность Российской Федерации постоянно обеспечивается всей совокупностьюимеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Россия оставляет за собойправо на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или)против ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, атакже в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия вкритических для национальной безопасности страны ситуациях. Россия не применитядерного оружия против государств – участников Договора о нераспространенииядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме случаев нападения наРоссийскую Федерацию, ее союзников или на государства, с которыми она имеетдоговорные обязательства в отношении безопасности.
Другие войска, их основные задачи
Другиевойска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но вместе сними обеспечивают выполнение задач, связанных с обороной государства. К этимвойскам относятся пограничные войска Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,войска гражданской обороны Российской Федерации.
Пограничные войска Федеральной Службы Безопасности РоссийскойФедерации
Пограничныевойска предназначены для защиты и охраны Государственной границы РоссийскойФедерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительнойэкономической зоны, континентального шельфа нашей страны и природных ресурсов.
Основныезадачи пограничных войск:
• защитаи охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного еепрохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режимаграницы;
• охранавнутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономическойзоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов вцелях их сохранения, защиты и рационального использования, а также для защитыморской среды, экономических и иных законных интересов России.
Структурнопограничные войска сведены в 10 региональных управлений: Арктическое, Северо-Западное,Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское,Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.
Внутренние войска Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
Внутренниевойска предназначены для защиты прав и свобод граждан от преступных и иныхпротивоправных посягательств.
Основныезадачи внутренних войск:
• предотвращениеи пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостностигосударства;
• разоружениенезаконных формирований;
• соблюдениережима чрезвычайного положения;
• усилениеохраны общественного порядка там, где это необходимо;
• обеспечениенормального функционирования всех государственных структур и законно избранныхорганов власти;
• охранаважных государственных объектов, специальных грузов и т. д.
Важнейшейзадачей внутренних войск МВД РФ является совместное с Вооруженными СиламиРоссии участие в территориальной обороне страны.
Проводимыево внутренних войсках организационные преобразования направлены на то, чтобыповысить их мобильность, способность быстро концентрировать силы и средстватам, где это необходимо, реально обеспечивать охрану жизни, здоровья иимущества граждан.
Войска Гражданской обороны Российской Федерации
Войскагражданской обороны являются важной частью сил обеспечения безопасности. Онипредназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайныхситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применениемсредств вооруженной борьбы. Организационно они входят в состав МЧС России.
Основныезадачи войск гражданской обороны в мирное время:
• накопление,размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, другихматериально–технических средств, предназначенных для развертывания войск ипроведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в мирное и военноевремя;
• участиев мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
• подготовкасил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• обучениенаселения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
• ведениерадиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в зонахчрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
• проведениеаварийно–спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации иликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера натерритории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств,с которыми у России имеются соответствующие договоры;
• проведениеработ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники иимущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• проведениепиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участиев локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
• обеспечениесохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качествегуманитарной помощи;
• участиев обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первойнеобходимости, временным жильем и другими средствами и услугами, оказание емудоврачебной медицинской помощи;
• участиев мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей иззон чрезвычайных ситуаций;
• участиев проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
Основныезадачи войск гражданской обороны в военное время:
• ведениерадиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в очагахпоражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, атакже на маршрутах выдвижения к ним;
• проведениеаварийно–спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонахзагрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведениеработ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники иимущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• обеспечениеввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) икатастрофического затопления;
• участиев мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей изочагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведениепиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участиев работах по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнениизадач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог,переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Войскагражданской обороны организационно состоят из соединений, воинских частей иорганизаций, в которые входят аварийно–спасательные, инженерные,механизированные, пожарные, медицинские, пиротехнические и другиеподразделения. В соответствии с Женевскими конвенциями они не участвуют вбоевых действиях, поэтому имеют на вооружении спасательную технику и легкоестрелковое оружие.
Соединенияи части гражданской обороны располагаются в тех регионах, где высокавероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Особенности регионов учтены в их структуре и составе. Если регионсейсмоопасный – в нем больше механизированных подразделений, если подверженнаводнениям – в нем преобладают понтонно–переправочные силы и средства, еслимного радиационно или химически опасных производственных объектов – рядом сними размещают части, имеющие в своем составе больше подразделений радиационнойи химической защиты.
Вближайшие годы планируется провести следующие мероприятия по дальнейшемуразвитию сил гражданской обороны:
• сокращениештатной численности войск гражданской обороны до оптимальных пределов;
• переформированиеотдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и отдельныхмеханизированных батальонов в спасательные центры с высокой степеньюмобильности;
• созданиеГосударственной спасательной службы на базе входящих в систему МЧС РоссииГосударственной противопожарной службы, войск гражданской обороны испасательных организаций.
/>3. Вооруженные Силы Российской Федерации – основаобороны нашего государства
Основойвоенной организации нашего государства являются Вооруженные Силы РоссийскойФедерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной противРоссийской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенноститерритории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии смеждународными договорами России.
ПривлечениеВооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению ПрезидентаРоссийской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачамотносятся следующие:
• содействиеорганам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних делРоссийской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечениивооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также взащите стратегически важных объектов;
• оказаниепомощи пограничным войскам в охране Государственной границы РоссийскойФедерации;
• содействиев охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономическихзон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
• оказаниепомощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийныхбедствий.
Основнымифункциями Вооруженных Сил являются:
• пресечениелюбого противоправного вооруженного насилия, направленного противгосударственного суверенитета и конституционного строя, территориальнойцелостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектовРоссийской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе вМировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормамимеждународного права и законодательством Российской Федерации;
• обеспечениесвободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа кважным для России международным экономическим зонам и коммуникациям всоответствии с нормами международного права;
• выполнениесоюзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии всоответствии с заключенными международными договорами;
• поддержаниеили восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решениюСовета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членомкоторых Россия является.
Основныезадачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечениюнациональной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям:сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересамРоссии; обеспечение экономических и политических интересов России;осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.
Сдерживаниевоенных и военно-политических угроз безопасности или интересам РоссийскойФедерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно-политическойобстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а такжеподдержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерныхсил и систем их управления.
Обеспечениеэкономических и политических интересов Российской Федерации включает в себяследующие компоненты:
• защитаграждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или инойнестабильности;
• созданиеусловий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
• защитанациональных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и висключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
• проведениепо решению Президента РФ операций с использованием сил и средств ВооруженныхСил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
• организацияи ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времениВооруженные Силы
осуществляютв рамках выполнения следующих задач:
• борьбас международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом,предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
• частичноеили полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применениюи применение потенциала ядерного сдерживания;
• осуществлениемиротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
• обеспечениережима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектахРоссийской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственнойвласти;
• защитагосударственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
• силовоеобеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений СоветаБезопасности ООН;
• предупреждениеэкономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация ихпоследствий.
Применениевоенной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации ВооруженнымиСилами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальныхвойнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.
Состав и структура Вооруженных Сил России
ВооруженныеСилы Российской Федерации (ВС РФ) состоят из трех видов (Сухопутные войска,Военно–Воздушные Силы, Военно–Морской Флот), трех родов ВС (Ракетные войскастратегического назначения, Космические войска, Воздушно–десантные войска),Тыла ВС РФ и специальных войск.
Сухопутныевойска (СВ) предназначеныдля ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевымвозможностям они способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видамиВооруженных Сил отражать нападение противника, прочно удерживать занимаемыетерритории, районы и рубежи, вести наступление с целью разгрома войскпротивника. В своем составе эти войска имеют различные рода войск, специальныевойска и службы.
Военно-ВоздушныеСилы (ВВС) предназначеныдля обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушной сфере,для защиты важных административно–политических центров и районов страны,органов высшего государственного и военного управления, объектов и группировоквойск от ударов с воздуха и из космоса, поражения объектов и войск противника,а также обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил РФ ивыполнения специальных задач. Они состоят из объединений, соединений и частейавиации и противовоздушной обороны, а также частей и подразделений специальныхвойск и тыла. На их вооружении имеются боевые, учебно-боевые, транспортные,специальные самолеты и вертолеты, зенитные ракетные средства, вооружение ивоенная техника специальных войск и тыла.
Военно-МорскойФлот (ВМФ) предназначеныдля ведения военных действий на морских и океанских театрах военных действий.Он способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожатьгруппировки его флота в море и в базах, нарушать океанские и морскиекоммуникации противника и защищать свои морские перевозки, высаживать морскиедесанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения.
Ракетныевойска стратегического назначения (РВСН) предназначены для поражения стратегических объектовпротивника в любой точке земного шара, обеспечения боевых действий других видовВооруженных Сил РФ и выполнения специальных задач. Эти войска состоят изракетных объединений. На их вооружении находятся ракетные комплексы смежконтинентальными баллистическими ракетами стационарного и подвижногобазирования. По многим показателям отечественные ракетные комплексы и системыбоевого управления ими являются уникальными и не имеют аналогов в мире.
Воздушно–десантныевойска (ВДВ) предназначеныдля ведения боевых действий в тылу противника. Они способны самостоятельно илив составе группировок других войск решать оперативные и тактические боевыезадачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных войнах и вооруженныхконфликтах. ВДВ могут самостоятельно или совместно с многонациональными силамипроводить операции по поддержанию мира и стабильности в соответствии с мандатомООН или СНГ, а также выполнять различные специальные задачи. Войскаорганизационно состоят из соединений и воинских частей, специальных войск,частей обеспечения органов военного управления, военно–учебных заведений иучебных частей.
Навооружении десантников состоят боевые машины десанта различных классов,120–миллиметровые самоходно–артиллерийские орудия, 122–миллиметровые гаубицы,бронетранспортеры с противотанковыми управляемыми ракетами,зенитно–артиллерийские установки и подвижные зенитные ракетные комплексы,автоматические и ручные противотанковые гранатометы, современное стрелковоеоружие. Вся техника и вооружение ВДВ могут быть десантированы парашютным способомвоенно-транспортными самолетами Ил–76 и Ан–22.
Космическиевойска (КВ) предназначеныдля прикрытия важных объектов государственного и военного управления отракетно–ядерного нападения противника, обеспечения боевых действий других видовВооруженных Сил Российской Федерации и выполнения специальных задач. Онисостоят из объединений ракетно–космической обороны, воинских частей запуска иуправления космическими аппаратами. На их вооружении находятся противоракетныекомплексы, космические системы и многофункциональные радиолокационные станции.
ТылВооруженных Сил –это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии ифлота в мирное и военное время. В состав тыла входят различные части,учреждения и подразделения. Они выполняют следующие основные задачи:
• содержаниезапаса материальных средств и обеспечение ими войск;
• подготовка,эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения итранспортных средств;
• обеспечениевоинских перевозок всех видов;
• восстановлениевоенной техники и имущества.
Специальныевойска предназначеныдля обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных СилРоссийской Федерации и решения присущих им задач. Они включают в себясоединения, части, учреждения и организации разведки, связи, радиоэлектроннойборьбы (РЭБ), психологических операций, инженерные, радиационной, химической ибактериологической защиты (РХБЗ), ядерно–технического и техническогообеспечения, воздухоплавательные, автомобильные, дорожные, трубопроводные, инженерно–аэродромные,авиационно–технические, поисково–спасательной службы, метрологические,топогеодезические, гидрографические, гидрометеорологические(метеорологические), строительства и расквартирования войск.
Исходяиз военно–административного деления России Вооруженные Силы РоссийскойФедерации состоят из 6 округов (Ленинградского, Московского,Северо–Кавказского, Приволжско–Уральского, Сибирского, Дальневосточного) и 4флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского).
Военныйокруг являетсяосновной военно–административной единицей Российской Федерации, общевойсковымоперативно–стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен дляосуществления мероприятий по подготовке к вооруженной защите и вооруженнойзащиты нашей страны, целостности и неприкосновенности ее территории вустановленных границах ответственности. В состав каждого военного округа входяторганы военного управления, объединения, соединения, воинские части,учреждения, организации Вооруженных Сил.
Флотявляется оперативно–стратегическимобъединением ВМФ России и предназначен для выполнения оперативных истратегических задач на определенном океанском (морском) театре военныхдействий самостоятельно или во взаимодействии с другими видами и родамиВооруженных Сил РФ. Организационно в состав каждого флота входят соединения ичасти различных родов и сил, а также военно–морские базы, пункты базирования,аэродромы и другие учреждения.
ОсновуСеверного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодкистратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельныеподводные лодки, авианесущие ракетно–артиллерийские и десантные корабли,морская, ракетоносная и противолодочная авиация.
ОсновуБалтийского, Черноморского флотов составляют многоцелевые надводные корабли,минно–тральные катера, дизельные подводные лодки, береговыеракетно–артиллерийские войска и штурмовая авиация.
/>
4. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, ихсостав и предназначение
ВидВооруженных Сил – это часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведениявоенных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном икосмическом пространстве).
ВооруженныеСилы РФ состоят из трех видов ВС: Сухопутных войск, Военно–Воздушных Сил иВоенно–Морского Флота. Каждый вид, в свою очередь, состоит из родов войск,специальных войск и тыла.
Сухопутныевойска включают всебя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетныевойска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, а также специальныевойска (соединения и части разведки, связи, радиоэлектронной борьбы,инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические,технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла), воинские части иучреждения тыла, другие части, учреждения, предприятия и организации.
Мотострелковыевойска предназначеныдля ведения боевых действий самостоятельно и совместно с другими родами войск испециальными войсками. Они могут успешно действовать в условиях примененияоружия массового поражения и обычных средств.
Мотострелковыевойска способны прорывать подготовленную оборону противника, развиватьнаступление в высоком темпе и на большую глубину, закрепляться на захваченныхрубежах и прочно их удерживать.
Танковыевойска являютсяглавной ударной силой Сухопутных войск. Они обладают высокой устойчивостью квоздействию поражающих факторов ядерного оружия и используются, как правило, наглавных направлениях в обороне и наступлении. Танковые войска способны наиболееполно использовать результаты огневых и ядерных ударов и в короткие срокидостигать конечных целей боя и операции.
Ракетныевойска и артиллерия являютсяосновным средством ядерного и огневого поражения противника во фронтовой,армейской, корпусной операциях и общевойсковом бою. В них входят соединения ичасти оперативно–тактических ракет фронтового и армейского подчинения итактических ракет армейского и дивизионного подчинения, а также соединения ивоинские части гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии,минометных, противотанковых управляемых ракет и артиллерийской разведки.
Войскапротивовоздушной обороны Сухопутных войск предназначены для прикрытия группировок войск и ихтыла от ударов противника с воздуха. Они способны самостоятельно и вовзаимодействии с авиацией уничтожать самолеты и беспилотные средства воздушногонападения противника, вести борьбу с воздушными десантами на маршрутах ихполета и во время их выброски, проводить радиолокационную разведку и оповещатьвойска об угрозе воздушного нападения.
Инженерныевойска предназначеныдля инженерной разведки местности и объектов, фортификационного оборудованиярайонов расположения войск, устройства заграждений и производства разрушений,проделывания проходов в инженерных заграждениях, разминирования местности иобъектов, подготовки и содержания путей движения и маневра, оборудования исодержания переправ для преодоления водных преград, оборудования пунктовводообеспечения.
Всостав инженерных войск входят следующие соединения, воинские части иподразделения: инженерно-саперные, инженерных заграждений, инженерно-позиционные,понтонно-мостовые, переправочно-десантные, дорожно-мостостроительные, полевоговодообеспечения, инженерно-маскировочные, инженерно–технические, инженерно-ремонтные.
Военно-ВоздушныеСилы России состоятиз четырех родов авиации (дальняя авиация, военно-транспортная авиация,фронтовая авиация, армейская авиация) и двух родов противовоздушных войск(зенитные ракетные войска и радиотехнические войска).
Дальняяавиация являетсяглавной ударной силой ВВС России. Она способна эффективно поражать важныеобъекты противника: корабли–носители крылатых ракет морского базирования,энергетические системы и центры высшего военного и государственного управления,узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций.
Военно-транспортнаяавиация – основноесредство десантирования войск и боевой техники при проведении операций наконтинентальных и океанских театрах войны. Она является наиболее мобильнымсредством доставки в заданные районы людей, материальных средств, боевойтехники, продовольствия.
Фронтоваябомбардировочная и штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск вовсех видах боевых действий (обороне, наступлении, контрнаступлении).
Фронтоваяразведывательная авиация ведет воздушную разведку в интересах всех видов Вооруженных Сил и родоввойск.
Фронтоваяистребительная авиация выполняет задачи по уничтожению средств воздушного нападения противникапри прикрытии группировок войск, экономических районов,административно–политических центров и других объектов.
Армейскаяавиация предназначенадля огневой поддержки боевых действий Сухопутных войск. В ходе боя армейскаяавиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты,рейдовые, передовые и обходящие отряды; обеспечивает высадку и поддержку своздуха своих десантов, ведет борьбу с вертолетами противника, уничтожает егоракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику. Кроме того, онавыполняет задачи боевого обеспечения (ведет разведку и радиоэлектронную борьбу,устанавливает минные заграждения, корректирует огонь артиллерии, обеспечиваетуправление и проведение поисково-спасательных операций) и тылового обеспечения(осуществляет переброску материальных средств и различных грузов, проводит эвакуациюраненых с поля боя).
Зенитно-ракетныевойска предназначеныдля прикрытия войск и объектов от ударов противника с воздуха.
Радиотехническиевойска выполняютзадачи по обнаружению средств воздушного нападения противника в воздухе,опознаванию, сопровождению, оповещению о них командования, войск и органовгражданской обороны, а также по осуществлению контроля за полетами своейавиации.
Военно-МорскойФлот России состоитиз четырех родов сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация,береговые войска, части и подразделения обеспечения и обслуживания.
Подводныесилы предназначеныдля поражения наземных объектов противника, поиска и уничтожения его подводныхлодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей как самостоятельно,так и во взаимодействии с другими силами флота.
Надводныесилы предназначеныдля поиска и уничтожения подводных лодок, борьбы с надводными кораблямипротивника, высадки морских десантов, обнаружения и обезвреживания морских мини выполнения ряда других задач.
Морскаяавиация предназначенадля уничтожения корабельных группировок, конвоев и десантов противника в море ина базах, для поиска и уничтожения подводных лодок врага, для прикрытия своихкораблей, ведения разведки в интересах флота.
Береговыевойска предназначеныдля действий в морских десантах, обороны побережья и важных объектов на берегу,охрана прибрежных коммуникаций от ударов противника.
Частии подразделения обеспечения и обслуживания обеспечивают базирование и боевую деятельностьподводных и надводных сил флота.
Списоклитературы:
· Смирнов А. Т.,Васнев В. А. Основывоенной службы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.
· Гражданскаязащита: понятийно–терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. –М.: Одлайст, 2001.
· Организация иведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера / Под ред. Г. Н. Кириллова. –М.: Институт безопасности и риска, 2002.