"Основы организации корабля" Корабельный устав

МЕТОДИКА
                проведения лекции по дисциплине
                     «КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВВМФ»

 Тема N 3.2.1.1.   «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ»
 
 Время — 2 часа                             Место — кабинет N

                УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
   1. Ознакомить с основами корабельнойорганизации.
   2. Убедить в необходимости и важностистрогой регламентации
      корабельной жизни.

                 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ИРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

      Введение                                       10 минут
   1. Общие положения корабельного устава            10 минут
   2. Повседневная организация корабля               20 минут
   3. Боевая организация корабля                     30 минут
   4. Корабельные уставы                             15 минут
      Заключение                                      5 минут

                 УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
   1. КУ ВМФ-78
   2. Книга корабельных расписаний
   3. Учебные схемы:
      — схема повседневной организации корабля,
      — схема боевой организации корабля,
      — корабельная боевая схема.
   4. Слайды для проектора «Полилюкс»по теме занятия
      N 1, 1б, 2, 2а, 5 
     
             

                                 — 2 –

                         МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 Поскольку данная  лекция   –    первая в курсе «Корабельный устав»,
вводная ее частьявляется введением в курс.  Раскрыв,  как и обычно во
вводнойлекции, структуру и содержание курса, преподаватель должен особо
остановиться наобщей  характеристике Корабельного уставакак главного
руководящегодокумента ВМФ.
     Начать эту характеристику следует свопроса:  «Что такое устав ?»
Обратимся  к словарю  Даля.  Кратко остановимся на истории создания и
развития воинскихуставов в России.  Следует подчеркнуть,что несмотря
на строгий,  регламентирующий характер этихдокументов,  они всегда, с
времен Петра Iносили творческий характер:  «Недержаться устава,  яко
слепой стены, иботам порядки писаны, а времен и случаев нет”.
     Специфика корабельной службы всегдатребовала четкой организации,
строгой  регламентации всех  видов деятельности.  Особое значение это
приобретает  в нынешних  условиях,  поскольку  современный   корабль
представляет  собой боевой  комплекс,  воплощающий в  себе последние
достижения наукии техники — сложный боевой организм,  гдеот  каждого
человека  зависит выполнение  кораблем боевыхзадач.  В подтверждение
этой мыслиполезно  привести  примеры из  корабельной  жизни. Причем
желательно   как положительные  примеры,  подтверждающие  зависимость
успеха от четкоговыполнения требований  Корабельного  устава, так  и
отрицательные.
     Надо показать,  что Корабельный  устав  имеет много  общего   с
уставами  ММФ, что  изучение  его поможет  в дальнейшей практической
деятельности насудах ММФ и тем  более  поможет быстрому  становлению
офицераВоенно-Морского Флота в случае призыва, либо желания посвятить
себя военнойфлотской службе.
     Общие положения  Корабельного устава следует привести полностью,
безсокращений.  Особо  надо подчеркнуть,  что  ни одно  иностранное
правительство  не имеет  права вмешаться в жизньвоенного корабля.  В
вопросеклассификации военных  кораблей  необходимо четко  разъяснить
критерии  деления и  напомнить,  что более детально эти вопросы будут
изучаться в курсе” Основы тактики ВМФ”.
     Рассматриваю повседневную   организацию  корабля,  преподаватель
должен  ориентироваться  на базовый  для  изучения проект   корабля.
Перечислив,  например, боевые  части  и службы корабля вообще,  надо
сказать, что нанашей «родной» подводной лодке отсутствуют БЧ-2, БЧ-6,

                                — 3 –

БЧ-7,  а БЧ-4  и Сл-р возлагаются однимофицером.  Сл-х замыкается на
старшегопомощника,  а Сл-с — на помощникакомандира подводной  лодки.
Необходимонапомнить курсантам также, на какую первичную должность они
готовятся  как офицеры  запаса.  Количество команд  и  отделений на
подводной лодкеможно назвать общее, но в зависимости от ВУС курсантов
надо обязательноперечислить команды и отделения своей боевой части.
     Боевую организацию  целесообразно начать с характеристики понятий
«командныйпункт» и «боевой пост». Для ”  оживления”  рассказа можно
сразу   же  привести   пример  командного пункта  и  боевого поста,
ориентируясь наВУС обучаемых.  Надо предупредитькурсантов,  что  эти
вопросы  будут на  следующем  занятии рассмотрены  более  подробно с
ориентацией на организациюподводной лодки боевого проекта.
     В целом весь материал по данному вопросуочень «густ», сложен для
восприятия незнакомым  с  флотской службой,  поэтому  в подробности
организации  подводной лодки преподавателю вдаваться на этом занятии.
Надо лишьизложить материал в объеме Корабельного устава, лишь кратко
его  комментируя и  заботясь  о надежном освоении этого относительно
небольшого пообъему материала.
     Подробно объяснив  содержание и  назначение  как боевого номера
вообще,  так и  книжки  «Боевой номер»,  надо  показать эту  книжку
курсантам,  Желательно, чтобы  она  была заполнена  на  боевой номер
матроса  (старшины) той  специальности,  которая относиться  к   ВУС
обучаемых.
     Корабельные расписания следует давать втом же объеме и по той же
методике,   что  и   боевую  организацию, акцентировав  внимание  на
классификациикорабельных  расписаний.  Можно показать  связь  боевых
инструкций икнижек «Боевой номер».
     В заключительной  части лекции  надо  подчеркнуть, что  твердое
знание  изложенного материала — основа,  база для изучения организации
подводнойлодки,  что является центральной темойвсего курса.  Задание
на   самоподготовку   дается в  зависимости  от варианта  проведения
следующегозанятия.

                                — 4 –

 
                             ЛЕКЦИЯ N1
         по дисциплине «КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВВМФ» для всех ВУС

 Тема «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ»

 Содеpжание:

      Введение
   1. Общие положения корабельного устава
   2. Повседневная организация  корабля
   3. Боевая организация корабля
   4. Корабельные уставы
      Заключение

 Литеpатуpа:
 
   1. КУ  ВМФ-78г.   ст.1-19,   20-35,  пpиложение  N1. 
   2. Типовые корабельные расписания.
 
 Наглядные пособия и ТСО
  
   1. «Повседневная организация  корабля». 
   2. «Боевая  организация корабля». 
   3. «Корабельная  боевая схема»
   4. Слайды для проектора «Полилюкс»по теме занятия
      N 1, 1б, 2, 2а, 5

                                — 5 –

                              ВВЕДЕНИЕ

     Корабельный устав  ВМФ определяет организацию корабельнойслужбы,
направленную наобеспечение высокой  боевой  готовности,  безопасности
корабля  в море  и  базе, поддержание  на корабле твердоговоинского
порядка.
     Устав ВМФ  определяет   также   обязанности  должностных   лиц,
организациюбоевой подготовки  кораблей  Военно –  Морского  Флота и
правил несения службыкорабельных нарядов.
     Современный корабль   представляет   собой   боевой    комплекс,
воплощающий  в себя  последние  достижения науки и техники — сложный
боевойорганизм,  где от каждого человеказависит выполнение  кораблем
боевых задач. Илишь четкая организация, строжайшая регламентация всей
корабельной жизнимогут обеспечить  успешное  выполнение всех  задач,
безопасностькорабля и личного состава.
     Вместе с тем  Корабельный  устав, будучи  основным  руководящим
документом  Военно — Морского Флота,  не является догмой, способствует
проявлениютворчества, инициативы.
     Все уставы русского  флота,  несмотря на их общую патриотическую
направленность  и  полноту   содержания,   от  «Устава   воинского»-
разработанный ПетромI, отражали интересы господствующего класса.

                                — 6 –

                   1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУ ВМФ — 78г.

  УСТАВ – это  собрание  законов, правил  на  какой-либо предмет
(толковый словарь  В.М.Даля). Предметом  является  сложный, огромный
флотский  организм, состоящий  из  большого количества  относительно
самостоятельныхединичек — кораблей и частей.
     НАСТОЯЩИЙ УСТАВ   определяет  организацию   корабельной  службы,
направленную наобеспечение высокой  боевой  готовности, безопасности
корабля  в море  и  базе , поддержание твердого воинского порядка на
корабле.Уставопределяет также обязанности должностных лиц, организацию
боевой  подготовки кораблей ВМФ и правила несения  службы корабельных
нарядов.
     Значение КУ в боевой и повседневнойдеятельности кораблей  трудно
переоценить.Точноевыполнение уставных требований во многом определило
победный победныйисход сражений эскадр Ушакова, Лазарева, Нахимова.
     Первым опытом  установления   четкой   организации  в  воинском
коллективе вРоссии является дошедший до нас документ «Устав  ратных,
пушечных и  других дел,  касающихся  до военной  науке”,  написанный
ОнисимомМихайловым в 1606-1621г.г.  Через 100летшироко применялся  в
русскихвооруженных  силах «Уставвоинский»,  разработанный Петром I ,
по которомудействовали командиры петровских кораблей.
     Следует отметить,  что все  уставы  русского флота,  несмотря на
всеобщуюпатриотическую направленность и полноту содержания  вопросов
корабельнойслужбы, в целом отражали интересы господствующего класса.
     Первые уставы СА и ВМФ были введены вдействие в  1918-19г.г.,  а
первый КУ  Сов.ВМФ был создан в 1925г.  и назывался «УСТАВ КОРАБЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ РККФ”
     Он отражал классовый  характер  нашего государства и всем своим
содержаниемвыражал интересы трудового народа.
     После этого  уставы перерабатывались  и  переиздавались  в 1932,
1939, 1943,  1959, 1967г.г.  Действующий на сегодняшнийдень  КУ ВМФ
введен в действиеприказом ГК ВМФ N 10 от 10 января 1978г.Относительно
частоепереиздание,   переработка   КУ  были   вызваны   изменяющейся
обстановкена   флоте:   это  и   накопление  боевого опыта  ведения
современного боя,  это и быстрое,  качественное изменение  технической
оснащенностифлота,  это  наконец и повышение уровня знаний и идейной
закалки личногосостава.

                                — 7 –

     Одним словом,  КУ идет в ногу со времени,  чутко реагируяна все
изменения,происходящие в военной теории и флотской службе.
     ВМФ является одним из видов ВС РФ. Всостав ВМФ входят: подводные
силы, надводныесилы, морская авиация, береговые войска.
     В корабельный состав ВМФ входят:
   — боевые корабли,
   — корабли спец. назначения,
   — морские суда обеспечения,
   — рейдовые суда обеспечения.
     Корабли и суда ВМФ являются собственностьюРоссии и где бы они не
находились,подчиняются только законам РФ.
     Ни одно иностранное правительство неимеет  права  вмешиваться в
жизньвоенного  корабля  РФ. Всякая попытка в этом направлении должна
пресекаться самымрешительным образом, в крайнем случае силой оружия.
     Боевые корабли разделяются на классы,подклассы, ранги.
     Морские рейдовые суда обеспеченияподразделяются только на классы.
     Современная классификация   кораблей  по  классам  и подклассам
объявленаприказом МО и ГК ВМФ.
     Положения КУ  распространяются на  все военные корабли,  катера и
шлюпки,носящие  военно-морской  флаг  РФ,   а   также  на   корабли
специальногоназначения,   морские   и  рейдовые   суда  обеспечения,
укомплектованныевоеннослужащими.
     Требования КУ обязательны для всегоэкипажа корабля,  в том числе
и для всех лиц,временно прибывающих на корабль.
     Организация на    морских   и    рейдовых   судах  обеспечения,
укомплектованныхрабочими и служащими, определяется «УСТАВОМ СЛУЖБЫ НА
СУДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯВМФ”.
     Военнослужащие ВМФ  по вопросам  выполнения  общих обязанностей
военнослужащих иих взаимоотношение с военнослужащими СА и при несении
службы наберегу  обязаны  руководствоваться  уставами ВС.  Командиры
соединений и  кораблей на  основе положений корабельногоустава могут
издаватьорганизационные приказы, детализирующие  корабельную  службу
применительно кособенностям корабля и местным условиям.

     ВЫВОД: Не держаться  устава,  яко слепой стены,  ибо там порядки
            написаны, а времен и случаев НЕТ.
            Основным документом определяющимвсе многообразные стороны
            жизни и   службы  Л/С   кораблей   и   судов,    носящих

                                — 8 –

            военно-морской флаг, являетсякорабельный устав.
            Требования его обязательны  для всех  лиц,  ступивших на
            палубу корабля.
            Устав — это содержание законов.

                 2. ПОВСЕДНЕВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯКОРАБЛЯ

     ПОД КОРАБЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ СЛЕДУЕТ  ПОНИМАТЬ  ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕЭКИПАЖА  КОРАБЛЯ  И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ОБЯЗАННОСТЕЙ  МЕЖДУ ЕГО
ЧЛЕНАМИ ВРАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
     Чтобы с наибольшей эффективностьюприменять оружие и использовать
техническиесредства  корабля  в бою  и  в  повседневных   условиях,
руководитьего   личным   составом,  необходима   четкая,   тщательно
отработаннаякорабельная организация.
     Корабельная организация предназначенаобеспечить:
     1. Высокую боевую  готовность оружия  и  технических средств  и
корабля в целом.
     2. Непрерывное и бдительное наблюдение заокружающей  обстановкой
в целях   предупреждения   внезапных атак  противника  и обеспечения
безопасностиплавания корабля.
     3. Непрерывное   и  нацеленное   управление   кораблем  и   его
подразделениями,четко   взаимодействие    подразделений    в   целях
эффективногоприменения оружия и использования технических средств.
     4. Надежную связь с командованием  и взаимодействующими  силами,
бесперебойнуювнутрикорабельную связь.
     5. Высокую живучесть корабля ибезопасность л/с.
     Корабельная организация   строится  в   соответствии   с боевым
назначениемкорабля. Кроме того, она определяется ШТАТОМ КОРАБЛЯ — это
специальныйдокумент,   в   соответствии   с которым  каждый  корабль
комплектуетсяличным составом.Штат корабля определяет организационную
структурукорабля   (боевые   части, службы,  команды,  отделения) и
устанавливаетчисленность его  л/с  по должностям,  специальностям  и
воинским званиям.
     Штат корабля определяет  должностные оклады  офицеров,  старшин,

                                — 9 –

матросов. На  основании штата  корабля  определяются нормы снабжения
различнымивидами  довольствия  (техническим,   вещевым,  шкиперским,
продовольствием,финансовым и т.д.).
     Весь л/с корабля составляет его экипаж.
     Во главе корабля стоит КОМАНДИРКОРАБЛЯ,  который является прямым
начальником всегол/с.
     В помощь  командиру   корабля   назначается  СТАРШИЙ   ПОМОЩНИК
КОМАНДИРА,являющийся первым заместителем командира корабля,  помощник
командира по   воспитательной   и  кадровой  работе,   и  помощники,
определяющиесяштатом корабля.
     В целях  лучшего  применения  оружия и  использования  т.е. на
корабляхсоздаются боевые части и службы:
            боевые части:
     БЧ-1 — штурманская боевая часть.
     БЧ-2 — ракетная (ракетно-артиллерийская)боевая часть.
     БЧ-3 — минно-торпедная часть.
     БЧ-4 — боевая часть связи.
     БЧ-5 — электро-механическая боевая часть.
     БЧ-6 — авиационная боевая часть.
     БЧ-7 — боевая часть управления.
            службы:
     Р — радиотехническая служба.
     Х — химическая служба.
     М — медицинская служба.
     С — служба снабжения.

     Боевые части   и  службы   в   зависимости  от   ранга  корабля
подразделяются надивизионы,  группы,  башни, команды и  отделения  в
соответствии соштатом корабля.
     Во главе БЧ  (дивизионов,  групп, башен,  батарей)   стоят  их
командиры.
     Во главе служб — начальники.
     На кораблях  2,3 и 4 ранга на одного офицера может бытьвозложено
командованиедвумя или более боевыми частями или службами.
     Первичными организационными  подразделениями  на корабле являются
ОТДЕЛЕНИЯ,которые объединяют л/с однородной специальности.Отделения,
как правило,создают для обслуживания БП.
     Во главе отделения стоит командиротделения ( на ПЛ соответствует

                                — 10 –

в/зв ст.1 ст. ).
     Отделения могут  сводится в  КОМАНДЫ,  возглавляемые старшинами
команд ( на ПЛсоответствует в/зв гл.ст., чл.кор.ст., мичман).
     На ДПЛ  имеются   команды:  рулевых-сигнальщиков, торпедистов,
радиотелеграфистов,гидроакустиков,  машинистов-трюмных,  мотористов,
электриков.Состав команды — 1-3 отделения.
     Команды и отделения  могут  сводиться в ГРУППЫ.  На ДПЛ имеются
группы:электронавигационная, торпедная, моторная.
            ЭНГ                  ТГ        МГ

     ЭНГ — команда р/с и отделения эл/шт.
     ТГ  — команда торпедистов и отд. эл/торпедных.
     МГ  — команды мотористов и электриков.

     Во главе  группы  стоит  офицер соответствующей  специальности.
Командир группы — первичная офицерская должность на ПЛ.

     ВЫВОД: Организация  корабля строится  в  соответствии с  его
            боевым назначением и определяетсяштатом.
            Боевые части и службы созданы длялучшего использования
            оружия и  технических средств,  а  также для удобства
            управления на корабле.

                  3. БОЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ

     Для ведения боя личный состав корабляраспределяется по командным
пунктам (КП) ибоевым постам (БП).
     Распределение л/с по КП и БП производятсяв соответствии с  доку-
ментом — табелемКОМАНДНЫХ ПУНКТОВ И БОЕВЫХ ПОСТОВ.
     КП — это место,  оборудованное средствами управления,  откуда ко-
мандир руководитдействиями подчиненных ему подразделений, применением
оружия,использованием технических средств и борьбы за  живучесть,  а
такжеподдерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими БЧ
и службами.

                                — 11 –

     КП командира корабля является ГЛАВНЫМКОМАНДНЫМ ПУНКТОМ (ГКП). На
кораблях 4 ранга,где один только командный пункт (КП).
     Расположение и  оборудование КП определяется при конструировании
корабля с такимрасчетом,  чтобы с ГКП было удобнонаблюдать за обста-
новкой, управлятькораблем, его оружием и техническими средствами, а с
КП боевых частейи служб управлять оружием и техническими  средствами
подразделения ируководить л/с.
     На ПЛ в зависимости от ее положенияотносительно поверхности воды
ГКПрасполагается  в  ЦП (ПП)  и БР (на перископе) находовом мостике
(НП).
     На случай выхода из строя ГКП создается ЗАПАСНОЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
(ЗКП),оборудованный дублирующими средствами управления и связи.
     На определенных проектах кораблей длясбора,  обработки и анализа
данных  обстановки и  своевременного  доклада их  командиру  корабля
создаетсяцентральный пункт (ЦКП), который располагается внутри корпуса
корабля ивозлагается СПК.
     Все КП на  корабле  имеют определенное наименование и порядковый
номер.
     На ПЛ нумерация  КП производится вкаждой БЧ (службе) по порядку
номеров с носа вкорму.
     Каждый КП возглавляет офицер,  занимающийопределенную командную
должность. На КПдля обслуживания  технических  средств расписываются
матросы и   старшины.  Для   сокращенного  обозначения КП  в схемах,
расписаниях и т.п.  установлен следующий порядок записи:  в числителе
указываетсяобозначение  КП,  в знаменателе  –  номер БЧ  или буква,
обозначающаяслужбы, например:
      КП
     — — КП штурманской боевой части
      I
      КП
     — — КП медицинской службы и т.д.
      М

     Сокращенное обозначение КП  накрашивается в  помещении,  где  он
расположен.
     БП — это место  на корабле  с  находящимися на  нем  оружием и
техническимисредствами,  имеющими  определенное боевое значение,  где
л/с использует иобслуживает их. БП возглавляет командир БП.