/>введение
Управлениесоциально-экономическими процессами как на макро-, так и на микро уровнетребует наличия значительного объема информации. При этом сбор и анализинформации о макроэкономических показателях, об объемах производства и уровнеиздержек в отраслях экономики, об уроне доходов населения и демографическихпоказателях не возможен на уровне предприятия или отдельного частного лица.Таким образом, возникает необходимость в организации статистического учета нагосударственном уровне.
Спереходом к рыночной экономике, в результате децентрализации экономическихпроцессов, организация статистического учета в Российской Федерации столкнуласьсо значительными трудностями как методологического характера (появились новыевиды деятельности, которые не были отражены в разработанных ранеестатистических классификаторах, возникли проблемы сопоставимости данных,вследствие инфляционных процессов и различных методик формирования статистическихпоказателей), так и технического характера (увеличился объем работы связанный сразвитием частного сектора, стал затруднен сбор информации о ценах и объемахпродаж, т.к. в условиях рынка эта информация отчасти является коммерческойтайной и т.д.). Кроме того, возникли проблемы с точностью и достоверностьюинформации, предоставляемой в органы статистики.
При этом,потребность в информации для оценки текущего состояния и планированиядеятельности экономических объектов возросла как на макро- так и на микроуровне.
Развитиечастных организаций, осуществляющих статистический учет, не может обеспечитьпотребности рынка во всей необходимой ему информации, т.к. организация учетамакроэкономических показателей возможна только на уровне государства в силу значительныхобъемов собираемой и обрабатываемой информации. Кроме того, частные организациине могут собрать весь необходимый объем информации, т.к. часть ее закрыта отчастных пользователей (например бюджетная статистика, статистика денежногообращения и другие разделы статистики, связанные с государственной тайной).Статистические исследования частных организаций способны выполнять свои задачитолько на микро уровне, при этом результаты их анализа должны принимать вовнимания данные государственной статистики. Таким образом, организациягосударственного статистический учет в условиях рыночной экономики являетсяактуальной темой исследования.
Цельданной работы состоит в анализе законодательной и методологической организациистатистического учета.
Объектомисследования являются законодательные и методологические основы организациистатистического учета в Российской Федерации на современном этапе.
Достижениепоставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
– рассмотрение целей и задач статическогонаблюдения;
– рассмотрение организациистатистического учета в Российской Федерации;
– рассмотрения взаимодействияГоскомстата России с государственными другими организациями с цельюформирования единого информационного пространства;
– рассмотрение основнаучно-методической деятельности Госкомстата России;
– рассмотрение методики формированиякаталога статистических показателей, применяемого органами государственнойстатистики.
Впроцессе осуществления государственного статистического учета используютсяметоды, основанные на общей теории статистики, а именно группировка, выборочноенаблюдение, расчет средних показателей, индексные методы, расчет показателейдинамики и т.д.
Вопросыорганизации государственной статистики рассматриваются в рамкахсоциально-экономической статистики, методы применяемые в процессе анализастатистической информации рассматриваются как в рамках социально-экономическойстатистики, так и в рамках общей теории статистики.
При этомвопросы организации и методологии статистического учета являются объектомправового регулирования и рассматриваются в различных законодательных актах.
Решениепоставленных задач определяет структуру данной работы, в первой главе которойбудет рассмотрены основы организации статистического учета в РоссийскойФедерации. В второй главе будет рассмотрено взаимодействие Госкомстата России сЦентральным банком Российской Федерации и с Министерством по налогам и сборам.В третье главе будут рассмотрены научно-методологические основы организациистатистического учета в разрезе разработки и применения статистическихпоказателей.
/>1. Общиепринципы организации статистического учёта в Российской Федерации
Организациястатистического учета на государственном уровне необходима для решения задачинформационного обеспечения общества, управления социально-экономическими идемографическими явлениями и процессами в обществе, а также для развития наукипосредством: изучения, комплексного анализа происходящих в странесоциально-экономических и демографических процессов.
Государственныйстатистический учет — это совокупность действий по проведению государственныхстатистических наблюдений, последующей обработке, анализу, хранению, защите ираспространению статистических данных о количественных и качественныххарактеристиках социально-экономических и демографических явлений и процессов вобществе на основе государственной статистической методологии.
Цельюпроведения официального статистического учета в Российской Федерации являетсяформирование в соответствии с государственной статистической методологиейполной, объективной, актуальной и надежной статистической информации,необходимой для решения стоящих перед нею задач.
К задачамгосударственной статистики относится:
— информационное обеспечение органов государственного управления, а такжефизических и юридических лиц для оценки текущего состояния интересующего ихпроцесса или явления, прогнозирования и планирования их состояния в будущем, атакже для принятия управленческих решений;
— разработка государственной статистической методологии с учетом международнойсистемы учета и статистики, обеспечения доступа к государственнойстатистической методологии юридических лиц и граждан;
— обеспечение взаимодействия информационных баз данных, созданных разнымиорганизациями государственной статистики;
— обеспечения равного доступа юридических лиц и граждан к открытой статистическойинформации, всестороннего освещения социально-экономического, демографическогоположения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей исекторов экономики путем опубликования и распространения официальных докладов,статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитическихизданий, а также путем использования информационных технологий.
Государственныестатистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетныхдокументов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов,граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование ирассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведениягосударственных статистических наблюдений.
Государственныйстатистический регистр содержит:
— данныеучредительных документов прошедших государственную регистрацию юридических лиц,а также данные о представительствах и филиалах юридических лиц, регистрационныхдокументах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица;
— идентификационный код и классификационные признаки (коды видов деятельности,территориального расположения, подчиненности, формы собственности,организационно-правовой формы), присваиваемые юридическим лицам, ихпредставительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, федеральным органомисполнительной власти в области статистической деятельности и еготерриториальными органами в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономическойи социальной информации;
— идентификационный код и классификационные признаки, присвоенные юридическимлицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привнесении в государственный статистический регистр, обязательны при формированиигосударственных информационных ресурсов, содержащих сведения о юридическихлицах, об их представительствах и филиалах, о гражданах, занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Главнымучетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике(Госкомстат России), созданный в 1994 г. Госкомстат РФ, его органы вреспубликах, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве иСанкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные иморганизации, учреждения и учебные заведения составляют единую системугосударственной статистики страны.
Формы иметоды сбора и обработки статистических данных, методология расчетастатистических показателей, установленные Госкомстатом, являютсястатистическими стандартами Российской Федерации.
Основныефункции Госкомстата России состоят в том, что он:
1)организует проведение государственных статистических наблюдений поразработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;
2)обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистрапредприятий и организаций);
3)обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации,соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальностьданных (конфиденциальный – секретный, доверительный);
4)сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичнымипоказателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный балансстраны;
5)проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачистатистической информации, в разработке и формировании федеральных программ повопросам, порученным Госкомстату.
Процессреформирования российской статистики связан с переходом экономики России крыночным отношениям. Целью реформирования являются укрепление статистической службы,совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новыхтребований, разработка системы показателей для комплексного анализа переходнойэкономики, компьютеризация статистики. Поставлена задача созданияинформационно-телекоммуникационной статистики (ИТСС), в основу которой положеноформирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), которые будут способствоватьпереходу к новым информационным технологиям.
Государственныефедеральные статистические наблюдения проводятся федеральным органомисполнительной власти в области статистической деятельности и еготерриториальными органами с использованием информации, полученной набезвозмездной основе в рамках Федеральной программы статистических работ отфедеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов,Центрального банка Российской Федерации, органов прокуратуры, государственныхвнебюджетных фондов по вопросам их ведения в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации за счет соответствующих средств федерального бюджета,Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.
Информационныересурсы, сформированные из получаемой в результате проведения государственныхфедеральных статистических наблюдений статистической информации, являютсяфедеральной государственной собственностью.
Федеральнаяпрограмма статистических работ разрабатывается федеральным органомисполнительной власти в области статистической деятельности и еготерриториальными органами с учетом предложений федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральнаяпрограмма статистических работ включает в себя перечень мероприятий попроведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и осроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодноутверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счетсредств федерального бюджета.
Федеральнаяпрограмма статистических работ содержит официальную статистическую информацию осистеме национальных счетов (системе взаимоувязанных обобщающих статистическихпоказателей, характеризующей основные социально-экономические явления ипроцессы в Российской Федерации), национальном богатстве, населении, трудовыхресурсах (занятости), финансах и денежном обращении, внешнеэкономическойдеятельности, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, о строительстве и обинвестициях, о транспорте и связи, об оптовой и о розничной торговле, о платныхуслугах населению, общественным объединениям (организациям), о здравоохранении,об образовании и о культуре, о туризме и об отдыхе, о санаторно-курортномобслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, о страховании и об операциях сценными бумагами, о новейших достижениях науки и техники, о ценах и тарифах, о правонарушениях,об охране окружающей среды и о природных ресурсах, о социально-экономическомположении субъектов Российской Федерации, об уровне жизни населения вРоссийской Федерации и в каждом субъекте Российской Федерации, в том числестатистическую информацию о прожиточном минимуме, среднем доходе на душунаселения.
Статистическаяинформация, полученная федеральным органом исполнительной власти в областистатистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполненияФедеральной программы статистических работ, предоставляется федеральным органамзаконодательной и исполнительной власти, судам, органам прокуратуры, органамзаконодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамместного самоуправления на безвозмездной основе.
Юридическимлицам и гражданам по их запросам статистическая информация предоставляется наплатной основе.
Статистическойинформации с ограниченным доступом предоставляется пользователям в соответствиис законодательством Российской Федерации.
/>2. Формированиеединого информационного пространства
Впроцессе осуществления статистического учета Федеральные органы исполнительнойвласти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банкомРоссийской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговойинспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственнымиорганизациями.
Взаимодействиеосуществляется на основании соответствующих соглашений между Госкомстатом РФ исоответствующей организацией, так взаимодействие с Центральным банкомосуществляется на основании «Соглашения об информационном взаимодействииГосударственного комитета Российской Федерации по статистике и Центральногобанка Российской Федерации», введенного Приказом Госкомстата РФ от 15 октября 2003 г. N 465 «Об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерациипо статистике и Центрального банка Российской Федерации», а взаимодействиес Государственной налоговой инспекцией – «Порядка взаимодействия МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам и Государственного комитета РоссийскойФедерации по статистике при государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей в электронном виде”, утвержденногоПриказом МНС РФ и Госкомстата РФ от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/738/531.
Целямиинформационного взаимодействия между Госкомстатом РФ и Центральным банком РФявляются:
— создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельностиСторон, принятия управленческих решений;
— обеспечение совместимости информационных ресурсов Сторон; организация обменастатистической информацией между ними; повышение эффективности использованиягосударственных информационных ресурсов.
Информационноевзаимодействие между Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ осуществляется вследующих направлениях:
— предоставление официальной статистической информации, разрабатываемой в рамкахФедеральной программы статистических работ;
— предоставление сводных данных банковской отчетности;
— взаимный обмен методическими материалами и оказание консультаций по ним;
— проведение Госкомстатом России и его территориальными органами статистическихработ, не входящих в Федеральную программу статистических работ, по заказуБанка России при условии их финансирования на федеральном и региональномуровнях;
— обеспечение обязательности применения Единой системы классификации икодирования информации в целях достижения совместимости информационныхресурсов, создаваемых Сторонами.
Длядостижения целей информационного взаимодействия стороны:
— обеспечивают согласование нормативных правовых актов по направленияминформационного взаимодействия, предусмотренного настоящим Соглашением;
— решаютметодологические и организационные вопросы взаимодействия баз данных,формирующихся у Сторон;
— используют единую идентификацию субъектов учета, основанную на примененииобщероссийских классификаторов;
— организуют по согласованным перечням и форме взаимный обмен информацией (безправа использования ее в коммерческих целях);
— координируют информационное взаимодействие между территориальными органамиГоскомстата России и территориальными учреждениями Банка России;
— принеобходимости проводят совместные мероприятия по организации и проведениюпрофессиональной подготовки своих сотрудников (совещания, семинары и т.д.);
— заключают дополнительные договоры по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
При этомстороны обязуются: не разглашать (не распространять) информацию,предоставляемую в соответствии с настоящим Соглашением без письменного согласияСтороны, предоставившей эту информацию;
— неразглашать в общем и в частности какой-либо третьей Стороне и не использоватьпри формировании расчетных данных для публикаций информацию, представляемую врамках настоящего Соглашения, до ее официального опубликования Стороной,представившей информацию, кроме случаев, установленных законодательствомРоссийской Федерации.
В процессинформационного взаимодействия на Госкомстат России возлагаются следующиеобязанности:
— предоставление официальной статистической информации, разрабатываемой органамигосударственной статистики в соответствии с Федеральной программойстатистических работ;
— координация работы территориальных органов Госкомстата России по ихвзаимодействию с территориальными учреждениями Банка России;
— предоставление Банку России Общероссийских классификаторовтехнико-экономической и социальной информации и изменений к ним,ответственность за ведение которых возложена на Госкомстат России;
— ежегодное предоставление в согласованном формате Банку России на федеральномуровне сведений о кодах юридических ниц — учредителей (участников) кредитныхорганизаций (ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ), присвоенных органами государственнойстатистики в соответствии с общероссийскими классификаторамитехнико-экономической и социальной информации. Указанные сведенияпредоставляются на основании списков кодов ОКПО юридических лиц — учредителей(участников) кредитных организаций, направляемых Банком России в ГоскомстатРоссии;
— проведение на федеральном уровне совместно с Банком России работы по ежегоднойсверке информации о кредитных организациях (филиалах), содержащейся в Единомгосударственном регистре предприятий и организаций всех форм собственное и ихозяйствования (ЕГРПО) и Книге государственной регистрации кредитныхорганизаций для обеспечения ее полноты и достоверности;
— обеспечение в обязательном порядке ссылки на источник информации прииспользовании данных, предоставленных Банком России.
На БанкРоссии возлагаются следующие обязанности:
— предоставление Госкомстату России сводных данных банковской отчетности (включаясроки представления, разрезы разработки и способы предоставления информации);
— координация работы территориальных учреждений Банка России по их взаимодействиюс территориальными органами Госкомстата России по упорядочению взаимногопредоставления статистической информации;
— проведение на федеральном уровне совместно с Госкомстатом России работы по ежегоднойсверке информации о кредитных организациях (филиалах), содержащейся в ЕГРПО иКниге государственной регистрации кредитных организаций, для обеспечения ееполноты и достоверности;
— обеспечение в обязательном порядке ссылки на источник информации прииспользовании данных, предоставленных Госкомстатом России.
Обменинформацией между Сторонами, территориальными учреждениями Банка России итерриториальными органами Госкомстата России осуществляется на основанииПеречней статистической информации, предоставляемой на федеральном ирегиональном уровнях. Согласование Перечней статистической информации,предоставляемой на безвозмездной основе Госкомстатом России и Банком России,производится по мере необходимости.
Всоответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,пунктом 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц(ЕГРЮЛ) и предоставления содержащихся в нем сведений, пунктом 24 Правил веденияЕдиного государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ипредоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 „О Единомгосударственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения вединых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение вгосударственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений впостановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439“», устанавливается следующий порядок передачи/приема сведений в частигосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,в электронном виде:
1.Территориальный регистрирующий орган (инспекция МНС России) ежедневнопредставляет сведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в соответствующий региональный органГоскомстата России с учетом схемы информационного взаимодействия.
2.Сведения соответствуют внесенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП записям о юридических лицах ииндивидуальных предпринимателях.
3.Сведения формируются программным путем средствами Автоматизированнойинформационной системы «Государственная регистрация юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей в виде электронного документа (файла).
4.Региональный орган Госкомстата России после получения сведений направляетуведомления о приеме информации в Управление МНС России по субъекту РоссийскойФедерации, к которому относится соответствующий регистрирующий орган, с учетомсхемы информационного взаимодействия.
5.Порядок представления сведений ИМНС России:
— ежедневно в конце рабочего дня формируются файлы с информацией, включающейсведения, сформированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП за текущий день;
— каждыйсформированный файл подписывается электронно-цифровой подписью и архивируютсяпрограммой-упаковщиком;
— длякаждого сформированного файла средствами электронной почты формируется почтовоесообщение с указанием адреса получателя (регионального органа Госкомстата России),темы сообщения (в поле темы сообщения заносится имя архивного файла). Вложениемпочтового сообщения является: архивный файл;
— сформированное почтовое сообщение направляется адресату по каналам связи сиспользованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ);
— принеобходимости программа-упаковщик направляется адресату вместе спредставляемыми сведениями, архивированными этой программой. Версияпрограммы-упаковщика должна обеспечивать работу с именами файлов более 8-мисимволов под управлением операционных систем Windows’98, 2000 и более поздних.
6. Врегиональном органе Госкомстата России при получении сведений:
— вложения полученного по электронной почте сообщения распаковываются с помощьюпрограммы-упаковщика;
— проводится контроль достоверности полученных сведений путем проверкисоответствующих реквизитов электронно-цифровой подписью;
— приподтверждении подлинности ЭЦП осуществляются работы по импорту сведений в базуданных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и ихобработке в рамках ведения этой БД ЕГРПО.
— вслучае получения недостоверных или неполных данных или несоответствия данныхутвержденному формату необходимо запросить подтверждение от отправителя опредставленных сведениях, в том числе с повтором представления указаннойинформации.
7.Формирование и передача сведений в электронном виде осуществляется сиспользованием программно-технологических средств отправителя. Прием иобработка сведений в электронном виде осуществляются с использованиемпрограммно-технологических средств получателя. В случае отсутствия указанныхсредств сведения направляются в виде выписок на бумажном носителе в качествепочтового отправления. При этом фиксируется дата отправления сведений по почте.
/>3. Научно-методическаядеятельность Госкомстата России
Научно-методологическаядеятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральнымзаконом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ „О науке и государственнойнаучно-технической политике“, Положением о Государственном комитетеРоссийской Федерации по статистике, утвержденном постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 февраля 2001 г. N 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ „О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд“, другимиправовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами,Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России,Положением об организации научно-методологической деятельности ГоскомстатаРоссии и организуется на основе Программы долгосрочного развитиягосударственной статистической системы и Плана научно-методологической работыГоскомстата России на год.
Поднаучно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработкаи совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологиидля проведения государственных статистических наблюдений и формированиястатистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистическойметодологии международным статистическим стандартам.
Основнымицелями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата Россииявляются:
— переходк применению научно обоснованной системы статистических показателей,характеризующих состояние рыночной экономики и социальной сферы страны иотвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества;
— формированиеединой методологической основы разработки статистической информации, как вцелом, так и по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;
— обеспечение соответствия официальной статистической методологии в РоссийскойФедерации международным статистическим стандартам;
— совершенствование методов сбора, обработки, хранения и представлениястатистических данных, в том числе на основе современных информационныхтехнологий;
— обеспечение максимальной оперативности, объективности и качества разрабатываемойстатистической информации.
Научно-методологическаядеятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям:разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведениягосударственных статистических наблюдений и формирования статистическихпоказателей; разработка и совершенствование системы статистических показателей,характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны;совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходестатистических наблюдений; развитие информационной системы государственнойстатистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другимигосударственными информационными системами по формированию государственныхинформационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальномположении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации;обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.
Планированиенаучно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется на основеПрограммы долгосрочного развития государственной статистической системы ипрограмм развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетныхассигнований на „фундаментальные исследования и содействиенаучно-техническому прогрессу“, а также средств из других предусмотренныхзаконодательством источников.
РазработкаПлана научно-методологической работы Госкомстата России на год и организацияего исполнения осуществляется в соответствие с Положением об организациинаучно-методологической деятельности Госкомстата России
Результатаминаучно-методологических работ, полученными при выполнении Плананаучно-методологической работы Госкомстата России на год, являются научные инаучно-методологические отчеты, содержащие новые знания или решения, и следующиеметодологические разработки или их проекты: методологические положения;методические указания; методологические рекомендации; концепция; системастатистических показателей; программа статистического наблюдения; научнаяэкспертиза; инструкция по заполнению форм федерального государственногостатистического наблюдения; указания о порядке разработки своднойстатистической отчетности; алгоритм.
Одним изнаправлений научно-методической работы Госкомстата России является формированиесистемы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталогестатистических показателей (КСП).
Действующаясистема КСП, постоянно актуализируемая, содержит по состоянию на 1 августа 2000года около пятнадцати тысяч статистических показателей (абсолютных и относительных,стоимостных и натуральных, первичных и расчетных), характеризующих различныестороны состояния и поведения экономических субъектов, направления развитияэкономики на макро- и микроуровнях. В КСП содержится информация опериодичности, разрезах разработки, источниках формирования каждого показателя.Имеется система многокритериального поиска по заданным параметрам. Показателисистематизированы в рубрики (подрубрики), сформированные по отраслевомупринципу.
Главнойпроблемой построения КСП является разработка единой методологии определенияоснования показателя и его признаков, критериев отнесения к основаниюпоказателя или его признаку, разработка методологических основ систематизации(группировки) показателей.
Всуществующей статистической практике нет однозначного определения иметодологического обоснования критериев формирования основания показателя и егопризначной части.
Отсутствиечеткого представления о содержании понятий „показатель“ и»призначная часть показателя” негативно влияет на состав показателейКаталога, так как происходит подмена основания показателя на призначную часть и,наоборот, при этом состав показателей в одних случаях обедняется, в других — неоправданно расширяется.
Основнымиметодологическими проблемами являются:
— унификация на межотраслевой основе статистических показателей, которая означаетприведение их к единообразию, когда однотипные по содержанию показатели нерассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются водном блоке, группе;
— методология разграничения основания показателя и его призначной части;
— методология формирования призначной части с учетом последовательностипостроения признаков, их многоуровневости;
— методология формирования межотраслевого рубрикатора КСП, основанного на унификациипоказателей;
— методология формирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора.
Наряду сэтим существует ряд частных методологических проблем: — методология пониманияпоказателей с одинаковым наименованием, имеющих разные единицы измерения,оценки (стоимостная, натуральная), методики исчисления и др.; показатели собщим содержанием нередко представлены одновременно в нескольких рубриках;разграничение и взаимосвязь понятий «показатель» и «графа»,«строка», «графоклетка» статистической таблицы (формы).
Решениеперечисленных проблем формирования и ведения КСП будет способствовать болееэффективному его использованию в системе Госкомстата Россия и расширению кругапотенциальных его потребителей.
Совершенствованиеметодологии формирования КСП позволит решить задачи:
— системности КСП, включающей упорядоченность статистических показателей, ихвзаимосвязей как внутри рубрик (подрубрик), так и между ними;
— построения КСП на межотраслевой основе;
— обеспечения унификации однотипных по содержанию показателей;
— определения понятия основания показателя и его признаков;
— устранения дублирования показателей;
— определения методологии охвата показателей КСП отдельными признаками илигруппой признаков и правил формирования многоуровневых признаков в КСП;
— методологического обоснования возможностей использования различных единицизмерения при формировании показателей (натуральных, стоимостных, оценки вразных валютах, сопоставимых ценах);
— разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемой периодичностьюразработки;
— разработки методологии группировки (рубрицирования) показателей в КСП;
— разработки методологии формирования архивов КСП.
3.1 Формированиепризначной части показателя
По своейсути статистический показатель в КСП — это качественная характеристикасоциально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущностьявления или процесса в конкретных условиях места и времени.
Статистическийпоказатель в КСП включает в себя основания показателя и его призначную часть.
Основаниепоказателя отражает сущность и общие отличительные свойствасоциально-экономического явления без указания места, времени и числовогозначения.
Призначнаячасть показателя нейтральна к сущности изучаемых явлений, поэтому одни и те жепризнаки могут применяться для характеристики различных оснований показателей.Признаки показателя — это совокупность характеристик, присущих основаниюпоказателя.
Встатистической практике действует система идентификации показателей сприменением следующих признаков: временная характеристика — периодичностьразработки (месяц, квартал, год, конкретная дата и т.д.); единицы измерения;территориальный, ведомственный, отраслевой разрезы разработки, разработка поформам собственности; номенклатура товаров и услуг; другие признаки,содержащиеся в утвержденных классификаторах или в локальных классификаторах исправочниках.
Перечисленныепризнаки не имеют связи с сущностью явлений, не выражают также их внутреннююприроду, что и составляет коренное отличие содержания понятия «признак показателя»от понятия «основание показателя».
Признакомпоказателя является многократно изменяемая часть показателя, которая может бытьвыделена в однородные справочники.
Приопределении основания показателя и его признаков все характеристики, несвязанные с сущностью изучаемого явления или процесса, перенесется в призначнуючасть. Такими характеристиками, например для раздела «Сельскоехозяйство», являются: единицы измерения, периодичность разработки,территории, каналы реализации сельскохозяйственной продукции.
Всоответствии с предлагаемой методологией из приведенных выше показателейдействующего КСП выделяется основание показателя путем исключения из егонаименования каналов реализации сельскохозяйственной продукции и перенесения ихв призначную часть. За счет этого проведено сокращение числа показателейраздела КСП «Сельское хозяйство» и их систематизация”.
Признакипоказателей, обладающие многоуровневостью (иерархичностью), отражают, с однойстороны, многоступенчатые отношения между их уровнями, с другой, — тесносвязаны с основанием показателя. Многоступенчатые связи между уровнямипризнаков отражают степень их детализации. Независимо от глубины детализациипризнаков все их уровни органически связаны с основанием показателя. Связь всехуровней признака, а не только признака 1-го уровня, с основанием показателяобеспечивает получение числовой характеристики изучаемого явления.
Например,в изучении стоимости жилья выделяются следующие уровни признаков: 1-й уровень — престижные районы и спальные районы; 2-й уровень — крупнопанельные икрупноблочные дома и кирпичные дома; 3-й уровень — жилые помещения типовые, втом числе однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и болеекомнатные; 4-й уровень — жилые дома с улучшенной планировкой, в том числе однокомнатные,двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные.
Всеназванные в примере уровни признаков органически связаны с основаниемпоказателя «Средняя стоимость одного кв. м общей площади» и поэтомуобеспечивают разнообразие числовых значений этого показателя.
Формированиепоказателей КСП на базе их основания и призначной части позволит существенносократить их число и осуществить их систематизацию в рамках единой методологиипостроения Каталога.
3.2 Методологияиспользования абсолютных и относительных величин при определении показателя иего признаков
Встатистической практике широкое распространение имеет представление показателейодновременно его абсолютными и относительными значениями.
Если дляполучения показателя в относительной форме выражения используется иная, чем дляпоказателя в абсолютном выражении, методология, то это приводит к изменениюсодержания показателя, и его следует считать самостоятельным показателем.
Приформировании КСП показатели в абсолютной и относительной формах выражения,имеющие различные методики расчета, следует считать разными показателями.Например, показатели «объем произведенной промышленной продукции» и«индекс физического объема произведенной промышленной продукции»(цепной и базисный) являются разными показателями, так как индекс физическогообъема промышленной продукции, хотя и имеет единую основу с показателем объемапроизведенной промышленной продукции в абсолютном выражении, но в отличие отнего рассчитывается по другой методике.
К числураспространенных расчетных показателей, получаемых на основе абсолютных иотносительных величин, относятся средние. Это один из важнейших обобщающихпоказателей в статистике.
Прирешении вопроса о включении средних в КСП применяется аналогичный подход.Исчисление любых видов средних проводится по определенной методологии,связанной с выделением однородной совокупности, выбором весов для взвешивания ит.п. Средние считаются самостоятельными показателями.
3.3 Методологияиспользования различных единиц измерения
Одной из проблемформирования и ведения КСП является решение вопроса об использовании различныхединиц измерения (натуральных, стоимостных, стоимостных в разных валютах).
Натуральнаяи стоимостная оценка показателя. В статистической практике для оценки одних итех же социально-экономических явлений одновременно применяются показатели внатуральной и стоимостной формах выражения.
Переходот натуральных единиц измерения к стоимостным и, наоборот, от стоимостных кнатуральным изменяет содержание показателя. Оценка показателя в натуральномвыражении дает представление о его материально-вещественной форме, а оценка постоимости — дает представление о его товарно-денежной форме, которая в большойстепени зависит от конъюнктуры рынка и может быть не адекватна первой.
Поэтомупри формировании КСП показатели, отражающие натуральную и стоимостную формы ихвыражения, следует считать разными показателями.
Натуральнаяи стоимостная оценка показателя может быть выражена в разных единицах измерения(натуральных: т, кг, ц, штуки и др.; стоимостных: руб., долл. и др.).
Так какэти виды стоимостных оценок не меняют сущности самого показателя, а являются,по сути, видами оценок по стоимости, то они должны выступать в качествепризнаков.
Оценкапоказателя в сопоставимых ценах используется также для ведения динамическихрядов, элиминируя влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостныхпоказателей, и также выносится в призначную часть.
2. Попредлагаемой методологии из наименования показателя исключаются стоимостнаяоценка в разных единицах (рублей и долларов), а также временная характеристика(на начало отчетного года) и переносятся в призначную часть показателя.
3.4 Масштабединиц измерения
Требуетрешения проблема отражения в КСП показателя с разным масштабом единиц измерения(рубли, тыс. рублей, млн. рублей и т.д.). Например, при оценке входной,выходной, сводной информации меняется масштаб единиц измерения. Различия вмасштабах единиц измерения не ведут к изменению сущности изучаемого явления исодержания показателя. Поэтому его следует считать одним показателем сизменяющейся признанной частью, выраженной разным масштабом единиц измерения.
3.5 Методологияопределения показателя с учетом различной периодичности его разработки
Формированиеи ведение КСП требует уточнения методологии определения показателя с изменяемойпериодичностью его разработки.
Еслипоказатель имеет несколько временных характеристик (например: месячная,квартальная, годовая периодичность его разработки), то нет необходимостиповторять один и тот же показатель с разными периодами разработки несколькораз.
В этомслучае следует один раз определить основание показателя, а периодичностьуказывать виде признаков к этому показателю в соответствии с периодамиразработки информации.
3.6 Формированиепоказателей с различной методикой исчисления
ПоказателиКСП, имеющие единое основание, но разные методики исчисления по отраслям исекторам экономики, рассматриваются как разные показатели.
Этотвывод основан на наличии отраслевых особенностей в формах количественногоизмерения и необходимостью модификации числовых значений одних и тех жепоказателей в разных отраслях экономики. В этом случае отличие показателей содинаковыми наименованиями оснований возможно только средствамиметодологических пояснений к ним.
Показателис единым основанием, но различной методикой расчета по периодичности, такжерассматриваются как разные показатели.
3.7 Методологияформирования рубрикатора КСП
РубрикаторКСП — это структура построения (группировка) совокупности статистическихпоказателей, упорядоченных на основе определенных правил и критериев ииспользуемых в комплексном анализе экономики.
Длясистематизации показателей и формирования рубрикатора КСП используетсякачественный критерий — учет системы научных взглядов на проблемы развитияэкономики в их единстве: определение факторов (ресурсов и условий) ирезультатов социально-экономического развития экономики.
Потребностив статистической информации наиболее полно удовлетворяются при условии, если еесостав и структура адекватно отражают проблемы развития экономики насовременном этапе рыночных отношений.
РубрикаторКСП предлагается построить с учетом следующей группировки статистическойинформации:
1. Блокпоказателей, характеризующих факторы развития экономики (наличные ресурсы; источникиразвития экономики; условия социально-экономического развития).
2. Блокпоказателей, характеризующих результаты развития экономики (экономические,социальные, демографические, экологические).
3. Блокпоказателей, характеризующих статистическую оценку степени реализации целейразвития экономики.
Согласноправилу классификации (правило взаимоисключения) ни один элемент множества недолжен одновременно входить в другое множество. На основе этого правилапоказатели с единым основанием объединяются в одну рубрику (подрубрику),независимо от отрасли или сектора экономики.
Всоответствии с критерием систематизации показателей и правилом классификацииформируется межотраслевая структура рубрикатора КСП без каких-либо исключений.
Получениестатистической информации для комплексного анализа отдельных отраслей экономикиобеспечивается по принципу формирования «собирательных» отраслей изпоказателей соответствующих межотраслевых блоков рубрикатора КСП на основеприменения системы общероссийских классификаторов, локальных баз данных икодирования.
Межотраслеваяструктура рубрикатора КСП отражает причинно-следственные связи блоковпоказателей, прежде всего, вертикальные логические связи, предопределяющиелогику и устойчивость расположения рубрик в Каталоге, которые не могутизменяться произвольно.
Зарубриками показателей ресурсов, источников развития экономики и условийсоциально-экономического развития следуют рубрики показателей результатовразвития экономики.
Критериисистематизации показателей и правила упорядочения множества предопределяютнаименования рубрик показателей в КСП и обеспечивают их относительнуюустойчивость во времени, которые не могут изменяться простым волевым решением.
Систематизацияпоказателей внутри рубрик и подрубрик должна проводиться на основе правилаупорядочения множества как порядка предшествования или следования. Например,внутри рубрики «Цены и тарифы» должны быть выделены следующие группыпоказателей, характеризующие: уровень цен и тарифов, динамику цен и тарифов(динамика цен, к примеру, не может предшествовать их уровню).
Крометого, при систематизации показателей внутри рубрик (подрубрик) учитываетсяранжирование отраслей экономики по классификатору ОКОНХ в порядке возрастаниякодов (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).
Показателиблока «Результаты развития экономики» структурируются в строгомсоответствии с системой целей социально-экономического развития (экономические,социальные, демографические, экологические, по обеспечению правопорядка,национальной безопасности).
Показателиблоков «Факторы развития экономики» и «Результаты развитияэкономики» в структуре рубрикатора КСП формируются преимущественно изпоказателей действующей государственной статистической отчетности, выходныхстатистических материалов и публикаций, информации ведомств и других стороннихорганизаций.
Показателинациональной безопасности в КСП имеют, как правило, единое основание ссоответствующими показателями других рубрик, подрубрик, например, показателямиВВП, объема производства товаров и услуг, инвестиций и т.д. Принципиальноеотличие показателей национальной безопасности состоит в том, что в рубрике (код2600 в структуре рубрикатора) они представлены в виде отношений фактических ипороговых значений показателей безопасности. Эти показатели отражают степеньсоответствия (приближения или отдаления) фактического состояния экономикипринятым допустимым границам.
Показателиблока степени реализации целей развития экономики (код 3000) представлены какотношения фактических и принятых прогнозных, плановых и нормативных значенийпоказателей развития экономики. Эти отношения характеризуют степень достиженияпринятых основных параметров развития экономики с учетом ее потенциальныхвозможностей к устойчивому росту.
Специфическиепоказатели различных отраслей и секторов экономики, в соответствии с правиломклассификации и положением о формировании межотраслевой структуры рубрикатораКСП, вводятся в те рубрики (подрубрики), которые соответствуют их характеру.Например, показатели наличия скота, многолетних насаждений отражаются в рубрике1100, подрубрике 1110 «Материальные и нематериальные ресурсы», вгруппе «Основные фонды».
Структурарубрикатора КСП является открытой системой с возможностями совершенствования,уточнения, изменения, обладает перспективой развития. Это положение диктуетнеобходимость обеспечения достаточного резерва кодов показателей.
3.8 Методологияпостроения и ведения КСП
Унификацияпоказателей в КСП — основное направление совершенствования Каталогастатистических показателей. Унификация статистических показателей означаетприведение их к единообразию, при котором однотипные по содержанию показателине рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, аконцентрируются в одном блоке, группе, что предопределяет формирование рубрикатораКСП на межотраслевой основе. Объединение однотипных показателей в рамках КСПаналогично процессу унификации показателей форм статистической отчетности,которые имеют межотраслевое значение. Следствиями унификации показателей КСП вусловиях формирования его межотраслевой структуры являются:
— уменьшение числа показателей в КСП:
— исключение их дублирования;
— увеличение информационной нагрузки на призначную часть;
— болееполное информационное отражение в КСП возможностей сравнительного анализа отдельныхпроблем экономики, являющихся общими для любой отрасли (сектора);
— развитие единообразия в средствах сбора, передачи и обработки статистическихданных;
— облегчение поиска статистической информации, когда однотипные по содержаниюпоказатели сосредоточены в соответствующем блоке рубрикатора КСП.
3.9 Методологияи критерии систематизации призначной части КСП
Каждыйпоказатель КСП характеризуется набором признаков (единица измерения,периодичность, территория, номенклатура продукции и т.д.). В зависимости отхарактера изучаемых явлений, показателя, статистической задачи признакииспользуются в различных сочетаниях, с разной степенью детализации. Требуетсяупорядочение множества признаков показателей с учетом их последовательности имногоуровневости.
Призначнаячасть выполняет свою роль только в сочетании с конкретным основаниемпоказателя, и в зависимости от комбинации признаков обеспечивается многообразиечисловых значений показателей.
Призначнаячасть показателей, являясь нейтральной к характеру изучаемых явлений, можетслужить типовой характеристикой показателей с различными основаниями. При этомодни признаки и разрезы разработки, например, единица измерения, периодичность,территория, являются общими для всех показателей КСП, другие — являются призначнойчастью показателей в рамках одной отрасли или сектора экономики. Это делаетвозможным использовать в качестве основы систематизации признаков степеньохвата признаками показателей КСП.
Систематизациягрупп признаков производится на основе следующих критериев:
— постепени охвата показателей;
— почастоте использования одного или группы признаков.
Систематизациягрупп признаков производится на основе следующих критериев: по степени охватапоказателей; по частоте использования одного или группы признаков.
Классификационныегруппировки первой группы признаков в КСП могут быть применены к отдельнымпоказателям не в полном объеме (например, территориальный аспект не будетуказываться, если какой-либо показатель не предусматривается разрабатывать сучастием этого признака), тогда по умолчанию предполагается, что данныйпоказатель берется в целом по России. Это положение в равной мере относится кразработке показателей в рамках СНС.
Применениевременных характеристик в призначной части отражает несколько аспектов:периодичность представления статистической информации (например, недельная,месячная, квартальная, годовая и т.д.); время совершения (например, объемпроизводства промышленной продукции в отчетном периоде, за месяц, нарастающимитогом с начала года и т.д., наличие основных фондов на начало или конецотчетного периода); временные изменения изучаемого процесса или явления(например, среднемесячная заработная плата в процентах к предыдущему месяцу илисоответствующему месяцу предыдущего года) и т.д.
Принеобходимости уточнения одних признаков другими признаки в КСП строятся попринципу мyогоуровневости. Последовательность и уровни формируютсяиндивидуально к каждому конкретному показателю исходя из смыслового значенияхарактеристик, описываемых признаками, и с учетом степени детализации каждогоуровня. Последовательность и уровни согласуются с заинтересованнымиструктурными подразделениями Госкомстата России.
3.10 Методологияформирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора
КСПформируется на основе следующей информации:
а)первичных показателей статистической отчетности (показатели формгосударственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России,включая показатели нецентрализованной в органах государственной статистикиотчетности);
б)показателей, полученных в процессе обработки (преобразования) первичных данных(из комплексов электронной обработки данных, отраслевых и межотраслевых базданных);
в)показателей других организаций, используемых в комплексном статистическоманализе экономики;
г)показателей, включенных в официальную статистическую информацию ГоскомстатаРоссии и публикации.
Последовательностьрасположения всех показателей внутри рубрик, подрубрик, групп должyа бытьследующей: а) абсолютные показатели в натуральном выражении; б) абсолютныепоказатели в стоимостном выражении; в) относительные характеристики явлений(темпы роста (снижения), показатели структуры, коэффициенты, показателикоординации, сравнения, интенсивности и т.д.).
Этапоследовательность расположения статистических показателей должна бытьодинаковой для любого уровня экономики (макроэкономического, отраслевого,секторного, территориального).
Описаниеоснований показателей и их призначной части в КСП проводится на основеследующих правил: 1) формирование кода основания показателя; 2) наименованиеоснования показателя, принятое в статистической практике; 3) формированиеперечня признаков, идентифицирующих показатель с данным основанием.
Последовательностьих расположения должна быть следующей: единица измерения (классификатор ОКЕИ),периодичность и другие временные характеристики; разрезы разработки (территории(по классификатору ОКАТО), категории предприятий и организаций (ОКПО), видыэкономической деятельности (по классификатору ОКДП), отрасли экономики (поклассификатору ОКОНХ), федеральные органы исполнительной власти (поклассификатору ОКОГУ), организационно-правовые формы (по классификатору ОКОПФ),формы собственности (по классификатору ОКФС), по государственному сектору, посекторам экономики (для показателей СНС раздела «Обобщающие показателинациональных счетов»)); признаки с учетом специфики (виды продукции (поклассификатору ОКП), виды услуг (по классификатору ОКУН).
Коснованиям показателей КСП по всем рубрикам, подрубрикам, группам должны бытьданы методологические пояснения.
Правилаописания, однозначно определяющие положение каждого показателя и признаков вКСП, сохраняются на всех этапах статистических работ — сбора, передачи,обработки, использования, распространения, хранения статистической информации.
3.11 Методологияформирования кода показателя с учетом построения рубрикатора КСП
Кодированиепоказателей проводится в соответствии с межотраслевой структурой рубрикатораКСП.
Каждаярубрика, подрубрика получают код, являющийся общим для однотипных показателей.
Показатели,объединенные в один блок по единому основанию, имеют различные коды в случаях:наличия различий в методике исчисления показателей, вызванных отраслевымиособенностями; изменения в методике расчета показателя из-за различий в степениполноты исходных данных при переходе с одной периодичности на другую; наличиеразличий в методике определения показателей в абсолютной и относительной формахвыражения; различий в единицах измерения. Во всех остальных случаях основанияпоказателей имеют один код.
Отмежотраслевых рубрик показателей нетрудно перейти к характеристике показателейконкретных отраслей на основе использования действующих классификаций и системыкодирования.
Кодированиепоказателей осуществляется службой администрирования КСП с использованиемпрограммно-технологических средств ведения КСП. Показатели кодируютсяодиннадцатизначными кодами, из которых первые четыре знака отводятся рубрикам,следующие два — подрубрикам, еще два — группам показателей внутри рубрик, апоследние три — являются непосредственным кодом показателя внутри группыпоказателей данной рубрики и подрубрики.
Кодированиестатистических показателей проводится после выполнения работ по ихперегруппировке на межотраслевой основе и систематизации показателей внутригрупп. Степень детализации оснований показателей внутри групп определяетсямногими факторами и может быть неодинаковой в разных рубриках, подрубриках игруппах показателей.
3.12 Методологияведения КСП
Каталогстатистических показателей — развивающаяся система, способная к изменениямприменительно к новым условиям и потребностям в статистической информации,которая постоянно актуализируется.
ВедениеКаталога представляет собой совокупность операций, связанных с егофункционированием, движением, изменением состава, характера показателей ипризнаков, системой кодирования, хранения, рассматриваемых как постоянныйпроцесс.
Всепоказатели, используемые в органах государственной статистики, подлежатобязательной загрузке в КСП, согласно «Временному порядку веденияЭлектронного каталога статистических показателей», утвержденномуруководством Госкомстата России 01.04.1999 г.
Изменениеоснований показателей во времени при изучении одних и тех же явлений, поопределению, невозможно. Поэтому процесс изменения показателей КСП сводится кпроцессу изменения их состава, характера, тесно связанных с практикойпересмотра форм статистической отчетности, совершенствования комплексов,уточнения других источников информации.
Всерегистрируемые в КСП показатели являются отражением процесса этих изменений.Задача состоит в том, чтобы своевременно, а также структурно и методологическиграмотно загружать в КСП показатели с учетом разработанных в данном проектеположений, исключая при этом дублирование ранее загруженных показателей.
Загрузкапоказателей в КСП должна проводиться в полном соответствии с предлагаемоймежотраслевой структурой рубрикатора с учетом их систематизации внутри рубрик(подрубрик). Это означает, что местоположение новых показателей определяетсясоответствием их характера характеру отдельных рубрик (подрубрик) в КСП. Приэтом они должны располагаться не в конце рубрики (подрубрики), а внутрисоответствующих рубрик (подрубрик), групп, подгрупп, выделенных в процессевнутренней систематизации показателей.
Реализацииправил загрузки показателей должно способствовать наличие резерва кодов,предусматриваемого для групп, подгрупп, где отражаются первичные и другиеконкретные статистические показатели КСП. Только при этом условии возможносохранять последовательность расположения показателей и принятую форму ихсистематизации при ведении КСП.
Утратившиеактуальность, отмененные показатели, параллельно с загрузкой новых показателей,должны своевременно выгружаться. Такие показатели не должны накапливаться вКСП.
В начале каждогогода формируется архив состава показателей за предыдущий год. Все показатели(действующие и отмененные) КСП отражаются в архиве в систематизированном виде,а не общим массивом. Для этой цели формируется структуре архива, тождественнаямежотраслевой структуре рубрикатора КСП, куда должны выгружаться для храненияпоказатели в соответствии с их характером и органической связью с отдельнымирубриками (подрубриками), группами их. Архивы показателей в КСП хранятся погодам.
Призначнаячасть показателей загружается в КСП по максимальной разрезности. Изменения впризначной части показателей КСП могут иметь следующие аспекты: — изменение всоставе групп признаков показателя (увеличение или уменьшение их числа). В этомслучае, например, часть порядковых номеров, присвоенных группам признаков, небудет задействована в зависимости от потребностей практики, хотя в КСП группыпризнаков загружены в форме справочников по их максимальному количеству; — изменения числа позиций внутри групп признаков. Например, изменениямногоуровневых признаков могут приводить к изменению числа уровней и позицийвнутри уровней иерархии, что диктует изменения соответствующих порядковыхномеров.
Унифицированныепоказатели должны кодироваться и загружаться в КСП в соответствии с предложеннымиметодологическими положениями. В этом случае значительно увеличиваетсяинформационная нагрузка на призначную часть показателя. Получение информациипользователями КСП предусматривается на основе системы многокритериальногопоиска с применением одного и/или совокупности следующих критериев: кодуоснования показателя (его фрагменту); наименованию основания показателя (егофрагменту); единице измерения; периодичности разработки; разрезностиразработки; по признакам с учетом их многоуровневой структуры; по отдельнымпозициям признаков; по формам государственного статистического наблюдения (илиОКУД).
Крометого, программно-технологические средства должны обеспечивать возможностьформирования на основе КСП как системы метаинформации локальных баз данных показателейдля структурных подразделений Госкомстата России — пользователей КСП всоответствии с их задачами. В этих базах данных структурные подразделениядолжны иметь возможность хранить свой состав показателей в необходимом имобъеме, который должен формироваться в автоматизированном режиме на основефрагментирования из КСП. Структуры локальных баз данных должны бытьтождественны структуре КСП, программные средства должны обеспечивать всенеобходимые режимы работы пользователя.
/>заключение
Впроцессе написания работы были достигнуты цели и решены задачи поставленные вовведении к работе.
Былоопределено, что целью проведения официального статистического учета вРоссийской Федерации является формирование в соответствии с государственнойстатистической методологией полной, объективной, актуальной и надежнойстатистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.
Государственныестатистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетныхдокументов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов,граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица, об их деятельности, включая разработку,тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой дляпроведения государственных статистических наблюдений.
Главнымучетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике(Госкомстат России).
Осуществлениедеятельности Госкомстата России происходит в соответствии с Федеральнойпрограммой статистических работ, которая включает в себя перечень мероприятийпо проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и осроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодноутверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счетсредств федерального бюджета.
Впроцессе осуществления статистического учета Федеральные органы исполнительнойвласти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банкомРоссийской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговойинспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственными организациями.
В рамкахсвое деятельности Госкомстат России осуществляет значительный объемнаучно-методологической деятельности. Под научно-методологической деятельностьюГоскомстата России понимается разработка и совершенствование научнообоснованной официальной статистической методологии для проведениягосударственных статистических наблюдений и формирования статистическихпоказателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологиимеждународным статистическим стандартам.
Одним изнаправлений научно-методической работы Госкомстата России является формированиесистемы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталогестатистических показателей (КСП).
Совершенствованиеметодологии формирования КСП позволит решить задачи: системности КСП;устранения дублирования показателей; определения методологии охвата показателейКСП отдельными признаками или группой признаков и правил формированиямногоуровневых признаков в КСП; методологического обоснования возможностейиспользования различных единиц измерения при формировании показателей(натуральных, стоимостных, оценки в разных валютах, сопоставимых ценах);разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемойпериодичностью разработки; разработки методологии группировки (рубрицирования)показателей в КСП; разработки методологии формирования архивов КСП.
Наибольшая актуальность разработкиметодологических основ построения и ведения каталога статистических показателейзаключается в том, что он является развивающейся системой, способной кизменениям применительно к новым условиям и потребностям в статистическойинформации, которая постоянно актуализируется.