Основы права 9

1.Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно – правовых актов во времени.

Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт приоб-

ретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется. Другими

словами, в течение какого времени нормативный акт реализуется. Время действия

акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утра

ты юридической силы. Определения времени начала действия актов связано с по-

нятием их опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определен-

ных газетах («Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка»

и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7 Консти

туции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публи

куются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Из

вестны различные варианты определения времени вступления актов в силу, при

чем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесо

образным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный пе-

риод времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с со-

держанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты

вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в

специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия

или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока

после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Бела-

русь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и

вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не

установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в та-

ком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения

Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего

Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не

установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь,

постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты

вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные

правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в

силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты

публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не

затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в

Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок

не указан в самом акте. Некоторые акты нормативного характера имеют значение

для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а

направляться соответствующими органами для применения. Также акты начина-

ют действовать обычно с момента получения их этими органами, если не уста-

новлен иной срок введения их в действие. Важное значение имеет также опреде-

ление времени утраты нормативно – правовым актом юридической силы. Право-

вой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это проис-

ходит при наступлении определенных обстоятельств. Во–первых, акт теряет юри-

дическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на опре-

деленный срок. Во – вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии пря-

мой его отмены. Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном пе-

речне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих,

нормативно – правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан

неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт пре-

кращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой акт

признается утратившим силу. С действием нормативно – правовых актов во вре-

мени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки

общих правил действия нормативно – правовых актов во времени и относится к

числу исключений. Понятие обратной силы закона означает, что данный норма-

тивный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до

его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распростра-

няются на прошедшее время. Согласно с общими принципами, выработанными

юридической наукой и моровой практикой, закон обратной силы не имеет и рас-

пространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его

в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного дея-

ния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали

на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104

Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона ²О нормативных правовых актах

Республики Беларусь², что является свидетельством отражения в белорусском

национальном законодательстве общепризнанных принципов международного

права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодатель-

ства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).Однако это общее прин-

ципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными сооб-

ражениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчаю-

щим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме

того, новым нормативно – правовым актами может быть придана обратная сила и

по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно

делается специальная оговорка. Для любого демократического общества харак-

терно то, что решение о придании нормативно –правовому акту обратной силы

принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъ

ектов. В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В

первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее

до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических

последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт

распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили

окончательно.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве означает определение

территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Про-

странственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории

государства. В международном праве под государственной территорией понима-

ется часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в

пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т. е. ко-

торая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит

суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) итерри-

ториальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, воен-

ные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном

пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистри-

ровавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за ру-

бежом и др..

В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как составной

части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты центральных

органов государства распространяют свое действие на всю государственную

территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по

отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его террито-

рии. Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут

распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее

часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в

пределах той территории, на которой распространяется их управленческие

функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых

Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие

соответственно на территорию этих административных единиц. Обычно на

определенной территории действуют одновременно различные по юридической

силеакты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы.

Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно –

правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определен-

ного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в соответствии

со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие преступление вне

пределов своего государства, подлежат уголовной ответственности, если совер-

шенное ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории кото

рого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в

этом государстве. Постоянно проживающие в республике лица без гражданства

так же попадают под действие данной статьи. Следует заметить, что в соответ-

ствии с Конституцией гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и

покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами

(ст. 10).Что касается применения нормативно – правовых актов одной страны на

территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с международ-

ными соглашениями постольку, поскольку определенные сами допускают воз-

можность. Следует иметь в виду, что между странами, входящими в Содружество

Независимых Государств 22 января 1993 г. Заключена специальная Конвенция о

правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов-

ным делам, в которой определен порядок взаимоотношения этих стран в случаях

возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами дей-

ствия актов государств – членов содружества.

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.

С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их действие по

кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к

определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении то-

го круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, со-

держащихся в соответствующем нормативно – правовом акте. По общему прави-

лу нормативно – правовые акты государства действуют в отношении всех лиц,

находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств,

лиц без гражданства, а также юридических лиц Республики Беларусь и иностран-

ных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Суще-

ствуют вместе с тем некоторые особенности, связанные, как упоминалось выше, с

распространением действия некоторых нормативно – правовых актов на граждан

данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и

с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находя-

щихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Респуб-

лики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспо-

собными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в

отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальном зако-

нодательством, избраны меры пресечения – содержание под стражей. Некоторые

нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь на опре-

деленные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только

в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п… Есть исключение из

общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без граж-

данства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соот-

ветствии с законодательством Республики Беларусь, иностранные граждане и ли-

ца без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и

исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во – первых,

эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Су-

ществуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношений

могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и

лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской служ-

бы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состо-

ять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных долж-

ностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных госу-

дарственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти органы

равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без граждан-

ства не могут выступать носителями и ряда других прав и обязанностей. Во–вто-

рых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и прави-

тельств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств

(послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители,

военные атташе и их помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и не-

которые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом экс-

территориальности (внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммуните-

том. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью.

Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об

уголовной и административной ответственности дипломатических представите-

лей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и админи-

стративных проступков на территории страны пребывания разрешается диплома-

тическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской

юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например поискам, относя-

щимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в

стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, поискам о

наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или наслед-

ника и др… Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать за-

коны государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д…

Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо для

правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для

того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории

регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как

отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных

органов.

2.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность административного правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

3.Отпуска и их виды. Порядок предоставления отпусков.

Порядок предоставления отпусков регулируется главой 12 ТК РБ. Под

отпуcком понимается освобождение от работы по трудовому договору на опреде-

ленный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней ра-

боты и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК РБ.

Работникам предоставляются следующие виды отпусков:

1) трудовые отпуска:

основной отпуск;

дополнительные отпуска;

2) социальные отпуска:

по беременности и родам;

по уходу за детьми;

в связи с обучением;

в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

по уважительным причинам личного и семейного характера.

Продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях.

Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период отпус-

ка, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных

дней. Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с про-

должительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предо-

ставления и конкретная продолжительность этого отпуска установлены постанов-

лением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100.

Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,

на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется до-

полнительный отпуск за работу в таких условиях труда. Работникам, труд кото-

рых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнитель-

ный отпуск за особый характер работы. Порядок, условия предоставления указан-

ных дополнительных отпусков и их продолжительность установлены постановле-

нием Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организациями,

независимо от форм собственности и подчиненности, и индивидуальными пред-

принимателями установлен Положением о порядке проведения аттестации рабо-

чих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 с последующими изменениями и до-

полнениями. При этом следует также руководствоваться Инструкцией по оценке

условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению

компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства

труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 с последу-

ющими изменениями и дополнениями.

Работникам с ненормированным рабочим днем наниматель за счет собственных

средств устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий

день продолжительностью до 7 календарных дней.

Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определя-

ются коллективным или трудовым договором, приказом (распоряжением) нани-

мателя, а в организациях, финансируемых их бюджета, — постановлением Совета

Министров РБ от 18.03.2008 № 408.

Постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1695 установлены катего-

рии работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день.

Дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы может предоставлять-

ся работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации,

отрасли. Такой отпуск устанавливается нанимателем за счет собственных средств

до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность

отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

Дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться за счет соб-

ственных средств нанимателя коллективным договором, соглашением или нани-

мателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам

производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым до-

говором. Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску, если

иное не предусмотрено законодательством.

По соглашению между работником и нанимателем допускается замена части тру-

дового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный

день, денежной компенсацией. При этом замена денежной компенсацией отпус-

ков, предоставляемых авансом, беременным женщинам, работникам, признаным

инвалидами, работникам моложе восемнадцати лет и работникам за работу в зо-

нах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской

АЭС, а также дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными

условиями труда и за особый характер работы не допускается.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предо-

ставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя, за исключе-

нием случаев, предусмотренных статьей 166 ТК РБ.

До истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые

отпуска по желанию работника:

женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;

лицам моложе восемнадцати лет;

работникам, принятым на работу в порядке перевода; совместителям, если трудо-

вой отпуск по основному месту работы приходится на период до шести месяцев

работы по совместительству; участникам Великой Отечественной войны;

женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ре-

бенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;

работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных Учре-

ждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-

технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в

вечерней или заочной форме получения образования;

в других случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением или

трудовым договором.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующий рабо-

чие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очеред-

ностью предоставления трудовых отпусков, если иное не предусмотрено ТК РБ.

Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива

работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согла-

сованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в слу-

чае отсутствия профсоюза. График трудовых отпусков составляется на календар-

ный год не позднее 5 января или иного срока, установленного нанимателем и

профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

Наниматель обязан предоставлять работнику, как правило, трудовой отпуск в те-

чение каждого рабочего года (ежегодно). В исключительных случаях, когда

предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году

может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, ин-

дивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенос ча-

сти отпуска на следующий рабочий год. Другая часть трудового отпуска не может

быть менее четырнадцати календарных дней и предоставляется до окончания те-

кущего рабочего года. Переносимая часть трудового отпуска по желанию работ-

ника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год или используется от-

дельно. Запрещается непредоставление трудового отпуска работникам моложе

восемнадцати лет и работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в

связи с вредными и (или) опасными условиями труда.

Социальные отпуска работникам предоставляются с целью создания благоприят-

ных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения се-

мейно-бытовых потребностей и для других социальных целей, в соответствии с

ТК РБ. Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительно-

сти, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы орга-

низации. На время социальных отпусков сохраняется место прежней работы и (в

случаях, предусмотренных ТК РБ или коллективным договором, соглашением)

заработная плата. Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска.

Социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работ-

ник имеет на них право. В случаях неиспользования социального отпуска в теку-

щем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменя-

ется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

4.Последствия признания недействительными следующих сделок:

Недействительность сделки, совершение которой запрещено законодательством.

Сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна. При нали-

чии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими

сторонами – в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по

сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в

доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой

стороне (в возмещение полученного). При наличии умысла лишь у одной из сто-

рон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой

стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение

исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь.

Недействительность мнимой и притворной сделок.

Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения со-

здать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна.

Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую

сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с уче-

том существа сделки применяются относящиеся к ней правила.

Недействительность сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным.

Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие

психического расстройства, ничтожна. Каждая из сторон такой сделки обязана

возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить по-

лученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона

обязана, кроме того, возместить другой стороне понеенный ею реальный ущерб,

если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности дру-

гой стороны.

Недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет

Сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (ма-

лолетним), ничтожна. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой

все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре –

возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того,

возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная

сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.