Основы разработки учебно-методического комплекса по коммерческой географии

Основы разработки учебно-методического комплекса по
коммерческой географии

Е.Л. Плисецкий, доцент кафедры “Экономика и
региональное развитие”

Cегодня
от молодого специалиста в области экономики, управления, финансово-банковской
деятельности требуются не только глубокие знания по выбранной специальности, но
и широкая экономическая эрудиция, формирующая представления о размещении
производительных сил страны, ее регионов, механизмах региональной
социально-экономической политики, о факторах, влияющих на пространственную
организацию и функционирование рынка товаров и услуг, финансово-банковской
сферы.

На
решение этих задач нацелены курсы “Экономическая география и региональная
экономика”, “Территориальная организация населения”,
“Демография и народонаселение”, “География коммерческой и
финансовой деятельности в России”, “Географические основы
управления” и другие, разработанные на кафедре “Экономика и
региональное развитие” Финансовой академии при Правительстве РФ.

Уже
в течение десяти лет студентам 1-2-го курсов институтов финансового
менеджмента, страхования, бухгалтерского учета и аудита, экономической
безопасности Академии читается дисциплина по выбору “География
коммерческой и финансовой деятельности в России (коммерческая география)”.

Научно-теоретическую
и методологическую основу курса составляют труды отечественных и зарубежных ученых,
в том числе опубликованные в ХIХ-начале ХХ века. Среди них исследования
немецких ученых И. Тюнена, А. Вебера, А. Леша, В. Кристаллера, американского
экономиста У. Айзарда, работы видных отечественных географов и экономистов П.П.
Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, В.А. Анучина, И.М.
Маергойза, Ю.Г. Саушкина, В.П. Максаковского, А.В. Даринского, Ю.Н. Гладкого и
А.И. Чистобаева, В.П. Дронова, А.Г. Гранберга и др.

Известно,
что коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная
дисциплина сформировалась еще в XVIII в. По мнению историка-географа В.К.
Яцунского [1], родиной коммерческой географии является Франция, где в 1723 г.
вышла коммерческая энциклопедия (Коммерческий словарь) Жан-Жака Савари, а в
1740 г. в Лилле был издан первый курс коммерческой географии. Позже, как
отмечает Ю.Г. Саушкин [2], центром развития коммерческой географии стала
Англия. Ввиду активизации в тот период международного товарного обмена
возрастала потребность в знаниях о природно-географических особенностях стран,
их рынков, путей и приемов торговли. В сфере образования коммерческая география
наряду с хозяйственной статистикой входила в число обязательных предметов в
учебных заведениях многих государств – Германии, Бельгии, Франции, Англии, США
и др.

Первые
отечественные работы по коммерческой географии появились позднее – во второй
половине XIX в., когда в России в условиях зарождающегося капиталистического
рынка наметился быстрый рост промышленности и сельскохозяйственного производства,
торговли; стали расширяться хозяйственные связи с другими государствами.

Так,
например, первое издание учебника Д.Д. Морева “Очерк коммерческой
географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими
государствами” относится к 1888 г. (в последующие годы он неоднократно
переиздавался). К 1916 г. относится издание учебника Н.Н. Соболева
“Коммерческая география России. Очерк хозяйственной статистики и географии
России сравнительно с иностранными государствами”.

Примерно
в это же время с 1863 по 1885 г. под руководством одного из крупнейших
отечественных географов – П.П. Семенова-Тян-Шанского выходит пятитомный
“Географо-статистический словарь Российской империи”, а в период с
1900 по 1911 г. – многотомный труд “Торговля и промышленность Европейской
России по районам” под его же редакцией.

Эти
учебники и научные труды способствовали формированию взглядов на коммерческую
географию как самостоятельное научное направление и учебную дисциплину,
нацеленные не только на изучение собственно торговли как вида хозяйственной
деятельности, но в более широкой трактовке – на “изучение мест
производства главнейших объектов торговли, рынков сбыта в отдельных
государствах и всемирных путей сообщения, а равно всего строя хозяйственной
жизни народа со своей специальной точки зрения” (Коммерческое образование.
Ч. 2. М., 1904, с. 669).

Одновременно
в России открывались все новые учебные заведения коммерческого профиля –
торговые школы, коммерческие училища, курсы коммерческих знаний, высшие
коммерческие учебные заведения. К 1911 г. их число достигло 400, а количество
учащихся превысило 70 тысяч. В 1906 г. на базе Высших курсов коммерческих
знаний был создан Московский коммерческий институт, а в 1908 г. – Киевский
коммерческий институт. Позднее аналогичное высшее учебное заведение было
открыто в Харькове. В Санкт-Петербурге располагались Высшие коммерческие курсы.

Наряду
с политэкономией, математикой, статистикой, правом, бухгалтерией и
товароведением коммерческая география стала одной из обязательных дисциплин при
подготовке специалистов как для торгового дела, так и тесно связанной с ним
финансовой деятельности.

Современные
представления о целях и задачах коммерческой географии как научной и учебной
дисциплины базируются на новейших достижениях географической науки и позволяют
определить ее предмет как изучение территориальной организации производства и
рынка товаров и услуг, характера и особенностей формирования
внутригосударственных (межрайонных) и внешних (международных)
торгово-экономических связей.

Если
попытаться при этом определить место коммерческой географии в существующей
системе географических наук, то, следуя логике структуризации географии,
предложенной В.П. Максаковским [3], ее можно отнести к так называемым
пограничным научным направлениям, находящимся на стыке географии
(социально-экономическая география) и экономики.

На
“экономизацию” географии и “географизацию” экономики
применительно к современному этапу развития и взаимоотношения географической и
экономической наук справедливо указывают Э.Б. Алаев [4] и А.Г. Гранберг [5].
Это, на наш взгляд, объективный процесс, отражающий прикладной характер
“стыковых” дисциплин, их “развернутость” в сторону решения
практических задач построения эффективного рыночного хозяйства в России.

К
основным задачам коммерческой географии как самостоятельного научного
направления социально-экономической географии можно отнести:

исследование
влияния различных социально-экономических факторов на территориальную
организацию и функционирование производства и рынка товаров и услуг (к таким
факторам, на наш взгляд, следует относить экономико-географический, включая
рыночное положение; населенческий, включая демографическую характеристику и
занятость; природно-ресурсный; инфраструктурный, включая спрос на товары и
услуги и др.);

обоснование
границ региональных рынков (рыночных зон) тех или иных видов товарной продукции
и товарных групп;

выявление
особенностей и тенденций формирования и функционирования отраслевых и
региональных рынков Российской Федерации сравнительно с зарубежными
государствами;

изучение
территориальной организации внутренней торговли, сферы услуг,
финансово-банковской и инвестиционной деятельности;

выявление
современных тенденций в развитии мирового рынка (товаров и услуг, рабочей силы,
капитала) и оценка места России в международном разделении труда;

изучение
содержания и форм международного торгово-экономического сотрудничества
Российской Федерации с другими государствами и региональными группировками
стран, в том числе СНГ, экономически развитыми и развивающимися странами
Европейского экономического союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и др.

Среди
образовательных, прикладных и методических задач выделим следующие:

дать
студентам представление о содержании и особенностях изучения коммерческой и
финансовой сферы экономики в рамках новой учебной дисциплины – коммерческой
географии; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих
экономистов и финансистов;

дополнить
и углубить, с позиций анализа пространственной организации рынка, знания о
факторах, влияющих на размещение производительных сил страны,
социально-экономическое развитие ее регионов, которые студенты получают при
изучении курса региональной экономики;

дать
представление о важнейших проблемах функционирования и тенденциях развития
рыночного хозяйства страны;

рассмотреть
с “географических позиций” основные предпосылки и факторы рыночного
хозяйствования, роль и место коммерческой и финансовой деятельности в системе
рыночных отношений;

охарактеризовать
географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции,
продовольствия, товаров народного потребления, услуг населению; финансового
рынка; рынка рабочей силы;

ознакомить
с особенностями размещения и проблемами развития банковской системы,
внутренней, в том числе биржевой, торговли, сферы услуг (на примере
рекреационной деятельности и других видов услуг); дать оценку инвестиционной
привлекательности отдельных регионов страны;

пояснить
территориальные различия в развитии коммерческой и финансово-банковской деятельности
(по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации), а также приемы
систематизации изучаемого материала и использования метода группировки
(типологии) регионов по различным социально-экономическим критериям;

охарактеризовать
внешнеэкономические аспекты предпринимательской и финансовой деятельности;

научить
студентов работать с разнообразными статистическими материалами, осуществлять
расчеты экономико-статистических показателей, анализировать их и обосновывать
выводы по тем или иным аспектам социально-экономического развития страны, ее
регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.

Методика
изучения курса предусматривает широкое использование межпредметных связей
географической науки с экономикой, историей, статистикой, картографией.
Историко-географический подход наиболее интересен при изложении тем,
посвященных развитию банковской, биржевой, торгово-ярмарочной деятельности в
России, становлению рынков отдельных видов товарной продукции (например,
развитию рынка золота, нефти, зерна, товаров легкой промышленности и др.).

Оценка
социально-экономической, финансовой ситуации в стране и регионах,
внешнеэкономической деятельности предполагает ознакомление студентов с
различными экономико-статистическими показателями, характеризующими
национальное богатство, ВВП, основные фонды, темпы роста производства, объемы
инвестиций, рынок труда, региональные бюджеты, объемы внутренней торговли и
услуг населению, внешнеторговый оборот и др.

Как
отмечает В.П. Максаковский, язык цифр традиционно использовался в
географической науке для формирования количественных представлений об объектах
и процессах, а с началом “экономизации” географии роль его еще более
возросла. Сегодня количественные показатели широко применяются для
характеристики той или иной территории, того или иного процесса [см. 3].

Большое
значение в достижении целей изучения курса придается наглядности, созданию
“образа территории”, для чего студентам предлагаются оригинальные
схемы, диаграммы, карты. Практическими заданиями также предусмотрено
составление картограмм и картодиаграмм на основе расчетов отдельных показателей
(например, отражающих региональные различия в розничном товарообороте и
услугах, размещении фермерских хозяйств, плотности банковской сети, объемах
капитальных вложений и др.).

Разработка
учебно-методического комплекса (УМК) по любой образовательной дисциплине, в том
числе и по коммерческой географии, имеет целью систематизировать и
структурировать учебный материал, определить требования к уровню знаний,
умениям и навыкам студентов, которыми они должны овладеть в процессе изучения
курса. Наряду с программой и тематическим планированием УМК включает планы
семинарских занятий, задания для самостоятельных практических работ и
методические рекомендации по их выполнению, примерные темы рефератов и эссе,
перечень контрольных вопросов и вопросов к итоговому зачету, список
рекомендуемой литературы.

Курс
коммерческой географии содержит следующие основные разделы.

Теоретическое
введение в коммерческую географию, в котором обоснованы предмет и методы
научно-образовательной дисциплины, рассмотрены этапы становления и развития
науки, ее основополагающие понятия, труды российских и зарубежных ученых в
области изучения территориальной организации рынка.

Раздел
I “Предпосылки и факторы территориальной организации рынка товаров и
услуг. Отрасли и рынок” посвящен характеристике общих условий и факторов
развития рыночной экономики в Российской Федерации и пространственной
организации рынка, включая оценку рыночного положения, экономически активного
населения, природных ресурсов и условий, инфраструктуры.

В
этом же разделе изучается география производства и рынка сырья и топлива,
анализируется ситуация в отраслях добывающей промышленности. Рассмотрены
особенности и проблемы развития производства и рынка промышленных товаров и
продовольствия. Значительное внимание уделяется деятельности ведущих российских
компаний и финансово-промышленных групп, их конкурентоспособности на внутреннем
и внешнем рынке.

Раздел
II “География финансово-банковской системы, внутренней торговли и сферы
услуг” нацелен на изучение важнейших секторов экономики, определяющих
эффективность функционирования рынка и его социальную направленность. В рамках
этого раздела студенты знакомятся с территориальными особенностями и факторами
формирования банковской системы страны и инвестиционной деятельности
(рассматривается понятие инвестиционного климата региона), с территориальной
организацией торговли и ярмарочного бизнеса, сферы услуг.

Раздел
III “Регионы и рынок” дает представление об экономических механизмах
региональной политики в условиях функционирования рынка, особенностях и
проблемах формирования региональных рынков европейской части России, Сибири и
Дальнего Востока. Особое место в разделе занимает оценка роли и перспектив
развития российского Севера в новых экономических условиях.

Завершается
теоретический курс коммерческой географии (раздел IV) изучением места России в
мировом хозяйстве, ее внешних торгово-экономических связей.

Важная
роль в УМК отводится разработке тем семинарских занятий и практических заданий
для самостоятельной работы студентов [6]. Они весьма разноплановы и
предполагают как индивидуальные, так и групповые формы.

Так,
студентам предлагается выполнить расчеты экономико-статистических показателей
(для чего в УМК включен статистический материал в табличной форме) и на этой
основе составить картограммы, которые дают более наглядное представление об их
территориальной дифференциации (например, картограммы “Размещение
фермерских хозяйств”, “Размещение банковской сети”,
“Региональные различия в уровне безработицы в РФ” и др.).

Другой
вид заданий – провести самостоятельный географический и экономический анализ
деятельности крупной российской компании (по выбору) и подготовить доклад для
выступления (или письменный реферат по предложенному плану). В случае
подготовки реферата обязательно составление географической карты, отражающей
размещение предприятий компании и их хозяйственные связи, в том числе
внешнеэкономические.

В
качестве группового задания предлагается разработка проекта
“Географический анализ коммерческой и финансовой деятельности в регионе
(субъекте РФ)”. Он выполняется по плану, включающему: оценку условий и
факторов формирования регионального рынка; анализ отраслевой структуры экономики
с выделением действующих в регионе ведущих компаний, а также товарных бирж и
промышленных ярмарок; характеристику рынка потребительских товаров и услуг,
региональной финансово-банковской системы; оценку инвестиционного климата и
инвестиционной деятельности в регионе.

Задание
выполняется группой студентов (4-5 человек). Каждый из участников такого
проекта отвечает за определенный раздел работы, а все вместе – за общие выводы
о месте региона (субъекта РФ) в экономике страны. Такую форму коллективного
творчества можно использовать и как зачетную работу.

Теоретические
положения и прикладные задачи читаемой в вузе географической дисциплины
развивают знания, закладываемые еще в школьном курсе по коммерческой географии,
предназначенном для профильных классов средней общеобразовательной школы, а
также учебных заведений с углубленным изучением географических и экономических
дисциплин – гимназий, лицеев, колледжей. Научно-теоретическое и методическое
обеспечение профильного курса по коммерческой географии включает программу
курса, учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради к ним, методические
рекомендации для учителя [7].

Учебно-методические
разработки для профильной школы и УМК для вуза позволяют на практике
реализовать идею непрерывного образовательного процесса в рамках отдельных
научных дисциплин, выдвинутую в Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 г., которая была одобрена Правительством РФ. В разработанной
в соответствии с этим документом Концепции профильного обучения на старшей ступени
общего образования прямо ставится задача “обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием”.

Подведем
некоторые итоги. Накопленный за ряд лет преподавания курса коммерческой
географии опыт позволяет констатировать следующее:

студенты
с интересом изучают новую географическую дисциплину, которая, с одной стороны,
опирается на уже полученные ими знания по экономической географии и
региональной экономике, а с другой – раскрывает новые важные аспекты в изучении
рыночной экономики, углубляет и расширяет представления о действии рыночных
факторов, территориальной организации рынка товаров и услуг и, что особенно
важно в профессиональной подготовке, – о географии финансово-банковской
системы, инвестиционной деятельности;

на
семинарских занятиях особенно активно и заинтересованно проходит обсуждение
докладов, посвященных коммерческо-географическому анализу деятельности крупных
российских компаний или ФПГ, действующих в различных секторах экономики;

на
2-м курсе, учитывая приобретенные студентами знания по смежным дисциплинам,
хорошо зарекомендовала себя коллективная работа над проектом
“Географический анализ коммерческой и финансовой деятельности в субъекте
Российской Федерации”. При подготовке такой работы студенты широко используют
статистические материалы Госкомстата России, а также самые последние данные о
социально-экономической ситуации в регионах, опубликованные в периодических
изданиях и размещенные в Интернете;

интерес
студентов к коммерческо-географической проблематике подтверждается их успешными
выступлениями с научными докладами на студенческих конференциях. Так, например,
в разные годы под научным руководством автора данной статьи студентами были
проведены самостоятельные исследования и подготовлены доклады по темам:
“География биржевой и банковской деятельности в России”,
“История формирования и особенности географии рынка золота в России”,
“Географические аспекты развития предпринимательства в России на рубеже
XIX-XX веков”, “Историко-географические аспекты развития торговых выставок
и ярмарок в России”, “Особенности и проблемы развития нефтяного рынка
России” и др.

Дальнейшее
совершенствование учебно-методического комплекса по коммерческой географии
должно идти как в направлении основных теоретических положений курса, его понятийного
аппарата, так и собственно методики обучения. Речь, в частности, идет о более
широком использовании в процессе обучения тестовых форм контроля знаний,
аудио-визуальных средств и компьютерных технологий, методов дистанционного
обучения и пр.
Список литературы

Яцунский
В.К. Историческая география: История ее возникновения и развития в XIV-XVIII
веках. М., изд. АН СССР, 1955.

Саушкин
Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль,
1973.

Максаковский
В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. М.:
Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Алаев
Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь.
М.: Мысль, 1983.

Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Плисецкий
Е.Л. География коммерческой и финансовой деятельности в России: УМК. М.:
Финансовая академия, 2003.

Плисецкий
Е.Л. Коммерческая география: Россия и мировой рынок. 10-й класс: Учебник. М.,
2001; его же: Коммерческая география: Россия и мировой рынок. 11-й класс:
Учебник. М., 2002; его же: Коммерческая география: Россия и мировой рынок.
Методические рекомендации для учителя. М., 2002.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/