МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ГВУЗ «КИЕВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВАДИМАГЕТЬМАНА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства иправа
На тему: «Основы современной концепциигосударства Украины»
Выполниластудентка 1 курса,
группыПР-11-07 (ДФО)
АмельченкоТатьяна Викторовна
Научныйруководитель:
ГарчеваЛюдмила Петровна
Симферополь, 2008
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1 Классификация современных концепций государства
1.1 Основныеполитологические и социологические концепции
1.2 Юридическиеконцепции
1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепцияправового государства
1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепциясоциального государства
2 Основы современной концепции государства Украины
2.1 Украина как правовое государство
2.2 Украина как социальное государство
3 Тенденции развития социально-правовогогосударства в Украине
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Зачаткиразличных современных концепций государства прослеживаются еще в рассуждениях передовыхдля своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов ДревнейГреции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. В процессе этогодлительного исторического периода сформировалось несколько основных концепцийгосударства. Некоторые из них основаны на приоритете права или власти,некоторые – на экономической или политической основе. Все концепции оченьразнообразны, но имеют сходные черты и в какой-то степени взаимодействуют другс другом.
Так как темаработы касается именно концепции современного государства Украины, то особоевнимание будет уделено концепциям социального и правового государства.
Идеалправового и социального государства получает закрепление и в целом, и вконкретных сферах жизнедеятельности нашего общества. В Конституции Украины 1996года провозглашено, что Украина является демократическим, правовым и социальнымгосударством. Государство правовое и социальное — последнее достижение научнойюридической мысли конца XX века, величественная программасоциально-экономической, политической, юридической деятельности, направленнойна обеспечение свободы личности и поэтому именно человек в концепциигоосударства правового и социального становится целью все этой открываюзейсямногокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.
Актуальностьданной курсовой работы заключается в том, чтобы показать и в какой-то степенисравнить основные современные концепции государств, и выяснить какие жеособенности Украины позволяют соответствовать концепциям правового исоциального государства и как эти концепции реализуются на практике.
Целями изадачами данной курсовой работы являются:
1. дать ответ на вопрос,что же такое концепции государства, определить их характерные признаки ираскрыть их классификацию;
2. рассмотреть историюидей о правовом и социальном государстве;
3. проанализировать концепциигосударств характерные для современной Украины;
4. определить тенденцииразвития социально-правового государства на практике.
В своейработе я постараюсь полностью осветить тематику полученой темы, а именно вполном объеме раскрыть основы современной концепции государства Украины, атакже выявить их слабые и сильные стороны, основываясь на мнениях ведущихученых специалистов по данному вопросу.
1 Классификациясовременных концепций государства
ХХ век далряд научных концепций современного государства, что обусловлено происходящими внем политическими процессами. Современные концепции государства – этонаправления социологических, политологических и теоретико-правовыхисследований, которые раскрывают сущность государства и ее назначение всовременном обществе. В теории государства и права выделяют политологические исоциологические концепции современных государств, а также юридические[1].
Таблица1Классификация современных концепций государства Политологические и социологические Юридические
· Концепция солидаризма
· Концепция государства всеобщего благоденствия
· Теория плюралистической демократии
· Концепция элит
· Теория конвергенции
· Технократическая доктрина
· Концепция модернизма
· Концепция национального государства
· Фашистская доктрина
· Концепция переходной государственности
· Теория глобализации
· Концепция правового государства
· Концепция социального государства
1.1 Основныеполитологические и социологические концепции
Государствонаходится в центре исследований различных общественных наук. Поэтому следуетразглядывать не только юридически концепции государства, но и остановиться наотдельных социологических и политологических теориях, что имеет своей цельюрасширить представление про это сложное и многогранное явление, ведь всеконцепции актуальны и в ХХI веке.
Так,специфический путь развития государственности некоторых стран Азии и Африки(государственная власть в них была узурпирована) породил в бывшем СССР научнуюконцепцию так называемой переходной государственности. Переходной являласьгосударственность, которая возникает в ходе национально-освободительной войнынезависимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения. Вдальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности,подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типугосударства – капиталистическому или социалистическому. Это государства,переходные от рабовладельческого типа к феодальному; от феодального ккапиталистическому; от капиталистического к посткапиталистическому. Украинатакже переживает переходной период, но иного уровня. Она находится в числепостсоциалистических государств, взявших курс на гуманистическоедемократическое правовое развитие.
Концепциягосударства «всеобщего благоденствия» взяла за основу идею английскогоэкономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства вэкономическую жизнь является панацеей от всех социальных невзгод, средствомсглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики.Государство трактовалось как надклассовое, утратившее свою прежнюю классовуюсущность благодаря установлению прогрессивных налогов, перераспределениюнационального дохода, предоставлению социальных услуг и др. Таким образомгосударство должно принимать активное участие в регулировании экономическихпроцессов с целью обеспечения каждому достаточного жизненного уровня.
Концепциягосударства «всеобщего благоденствия» является одним из вариантов теориисоциального государства.
Концепциясолидаризма рассматривает государство как способ обеспечения социальнойсолидарности, достижение консенсуса на основе соглашения интересов ипотребностей всех социальных слоев. Откидывается идея классовой борьбы,революционного пути развития общества.
Современноепонятие теории плюралистической демократии включает в себя права человека,свободную конкуренцию в политической сфере, разделение властей и федерализм.Такие принципы дают гарантии каждой политической силе, каждой организацииопираться на различные рычаги власти. При этом обеспечивается воля большинствапри обязательном расчете воле меньшинства. Всесторонне гарантируется правокаждого на свободу мысли и свободного выбора, свобода создания организаций,существование альтернативных источников информации, гарантируется оппозиция исоперничество в политической сфере. А вот концепция национального государства всовременной науке расценивается неоднозначно. Чаще всего она ассоциируется сдостаточно небезопасными идеями национализма, национальной исключительностиодних государств в противовес другим. В условиях многонациональных государствнеобходимо обязательно учитывать интересы не только преобладающей нации, но иинтересы национальных меньшинств.
Сторонникитеории элит считают, что народные массы не способны осуществлять власть,управлять общественными делами. Эта функция возлагается на элиту. Элитарассматривается как меньшинство общества, которое представляет собойпривилегированную группу, наделенную особыми психологическими, умственными,социальными и политическими качествами, которая непосредственно берет участие виспользовании государственной власти или активно влияет на ее осуществление.Элита образовывается в трех главных сферах общественной жизни – политической,экономической и интеллектуальной – путем устранения индивидов, которые достиглив своем деле наибольших успехов.
Технократическаядоктрина основана на идеи власти, которая опирается на знания и компетентность.В индустриальном обществе в условиях большого механизированного производствапоявляется слой технических специалистов. Согласно этой доктрине этот процесспереносится на государственное управление, которое должно осуществляться наоснове технических средств особенно слоем высших функционеров, которые владеютспециальными знаниями.
Теориямодернизации (модернизм) – это совокупность распространенных в западнойполитологии и социологии концепций общественно-политического и экономическогоразвития, которые объясняют процесс перехода от стабильного традиционного ксовременному индустриальному и постиндустриальному обществу, которое непрерывноменяется.
Теорияглобализации (мирового государства) появилась на рубеже ХХ и ХХI веков. Родоначальниктермина – американский экономист Р. Робертсон. Эта теория говорит не только осближении государств, но еще и о стирании границ между ними в результатеунификации всех сфер жизнедеятельности различных обществ мира. При этомобразцом для всех государств мира является западный мир, его ценности, рыночнаяэкономика, технологический процесс – к ним должны подтягиваться остальныегосударства.
Теориямирового государства имеет мифологизированный характер, так как считаетвозможным построить всемирное цивилизованное общество в форме мировогогосударства в результате осознания необходимости его создания всеми обществамипланеты. Я согласна с той точкой зрения, что она базируется на иллюзиях о том,что такое осознание откроет путь к интеграции, демократии и сотрудничеству, кпреодолению социальных противоречий. Совсем не учитываются возможные негативныепоследствия глобализационного процесса (социальные конфликты, международныйтерроризм и т.п.). Вместе с тем общие интересы человечества требуют решенияобщими усилиями глобальных проблем, угрожающих самому его существованию.
Теорияконвергенции приобрела известность в конце 50-х годов ХХ века. Согласно этойтеории в условиях НТР утрачивается различие между капиталистическими исоциалистическими государствами, происходит их сближение путем заимствованиядруг у друга положительных черт, создается «единое постиндустриальноеобщество». В перспективе власть в конвергентном обществе, согласно теории,утратит классовый характер и общественно-политическую окраску, руководствоперейдет к менеджерам (управляющим) – особому слою, возникшему в ходе НТР.
Академик А.Д. Сахаров определял конвергенцию как «реально происходящий историческийпроцесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем,осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений вэкономической, политической, социальной и идеологических сферах».
Идеи осближении и взаимовлиянии государства, имеющих различные социальные системы,являются рациональными. В ХХ и особенно в ХХI веке измениласьсоциально-правовая характеристика буржуазных государств, прежниесоциалистические государства, в том числе Украина, перешли налиберально-демократический путь развития. Конституционной моделью для них сталазнаковая для всего человечества концепция демократического, социального иправового государства, речь о которых пойдет далее более детально.
1.2 Юридические концепции
Основнымиюридическими концепциями в теории государства и права являются концепция правовогогосударства и концепция социального государства.
1.2.1 История идей оправовом государстве. Концепция правового государства
Историческаяпамять хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимостигосударства с правом. Правовое государство — это продукт нового времени. Нидревность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагаютнекоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античноеобщество. Представление о государстве как организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развитиячеловеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поискиболее совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ,Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи ивзаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали быгармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболееразумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которойзакон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий“общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин былоодновременно и высшим органом политического управления. Однако государство(публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в формевосточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Государственнаявласть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древнихмыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствуетвласть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо формегосударственного строя”[2]. Цицеронговорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”2.
Государственно-правовыеидеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становлениеи развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В периодначавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложилипрогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своейтеории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства,наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства онвидел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечениябезопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управлениемногими семействами и тем, что им принадлежит.
В периодранних буржуазных революций в разработку концепции правового государствазначительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т.Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
Гроций былпервым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства онсчитал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений,которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достояниемс согласия всех.
Гоббсразработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни.К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом,незыблемость договоров.
Локк такжеговорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемыеправа собственности, индивидуальной свободы и равенства.[3]
Монтескьеобъяснял установление правовой государственности необходимостью свободы вгражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами.Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бысвободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода уМонтескье означает установление законности и безопасности.
Государственно-правовыевоззрения Монтескье сводятся к тому, что:
– формыправления, формы государственного устройства определяют собой дух законов исодержание законодательства;
– принципдемократии — это добродетель, любовь к общему благу;
– к“правильной” форме государства относится демократия, при которой верховнаявласть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяютпорядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав испособ деятельности народного собрания;
– следуетпроповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующихпорядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Значительныйвклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этотпериод внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кантобосновал и детально разработал философскую основу теории правовогогосударства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народачерез верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу,равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как“объединение множества людей, подчиненных правовым законам”[4].
Концепцияправового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:
– источникомнравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободнаяволя людей;
– человекстановится моральной личностью, если возвысился до понимания своейответственности перед человечеством в целом;
– всвоем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорическогоимператива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегдаотносился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как кцели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобымаксима твоего поступка могла стать всеобщим законом”;
– правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведениялюдей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречилосвободе других;
– правопризвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения междулюдьми;
– государство- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или“государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “счистыми принципами права”;
– государствопризвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Философскаяконцепция правового государства по Канту оказала значительное влияние надальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правовогостроительства.
Мыслители ЗападнойЕвропы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Еслиотвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении,что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен,как и гражданин.
Идеиправового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовоймысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2Н.Г. Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4
Послеоктябрьской революции идея правового государства была заменена требованиямиреволюционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
В 80-х годахХХ века идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего«социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим. Отечественнаянаука приняла формулу «правовое государство» в результате перестройки,провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимымгосударством, определила ориентацию своего развития, заложив в Конституциюконцепцию построения демократического социального правового государства.
Система идейо правовом государстве сложилась в концепцию правового государства, принципом которойстала реализация замысла о построении конституционного государства, где нетолько человек ответственен перед государством, но и государство перед ним.
Правовоегосударство – тип государства развитого гражданского общества, в котороморганизация и деятельность власти основана на принципе верховенства права,признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственностигосударства и личности, соблюдении реального разделении властей с ихэффективным взаимодействием и взаимным контролем. Концепция правовогогосударства основывается на конституционном режиме и предполагаетнепротиворечивую правовую систему.
В юридическойлитературе в качестве основных признаков концепции любого правового государстваобычно выделяются следующие:
ü верховенствоправа, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольныхрешений кого бы то ни было;
ü принципразделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трехветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правоваяорганизация системы государственной власти;
ü приоритетправ и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
ü взаимнаяответственность государства и личности.
1.2.2 История идей осоциальном государстве. Концепция социального государства
Идея социальнойгосударственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднееидеи правового государства) как результат объективных социально-экономическихпроцессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречиевошлидва его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства.Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит,Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теориюиндивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основнойобязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и отвмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счететакая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.
Другой подходолицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальнойсвободы, считал, что все должно быть подчиненопринципу равенства,обеспечивать который — задача государства.
Принципиндивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельностьлюдей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночногохозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упроченияэкономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мереразвития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоениебуржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этойситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступилместо принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли«ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу.Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироватьсяпонятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшемидея социального государства начинает получать все большее признание,воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервыегосударство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначепринцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии,Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств.Большое значение для теории и практики социального государства имело учениеанглийского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформироваласьконцепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастаниясоциальной функции государства.
Следуетотметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социальногогосударства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советскогогосударства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и другихзаконодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотяполитическая теория и декларации социализма находились в противоречии среальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правовогогосударства и частной собственности как экономической основы этих институтов,нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистическихгосударств. Разумеется, что в названных социально-экономических условияхсоциально ориентированная деятельность социалистического государства моглаиметь толькопатерналистский (отцовский) характер, связанный сустановлением убогого равенства.
Подлинносоциальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданскогообщества и должно бытьправовым в современном значении этойхарактеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным,а социальное государство не может не быть правовым.
Теория ипрактика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее ипрактическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать какопределенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед заправовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном)варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формальногоюридического равенства и невмешательства государства в дела гражданскогообщества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризиснымсостояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государстваперехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши днидемократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетанияправового и социального принципов.
Истокисоциальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители,например, римские цезари, заботились о предоставлении людям «хлеба и зрелищ».Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можноговорить лишь тогда, когда социально ориентированная политикафактическистановится основным направлением его деятельности и распространяется на широкийкруг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство,имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономикидолжна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи моментреального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XXв. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социальногогосударства следует связывать с установлением ответственности государства запредоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшемтрансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданинудостойный уровень жизни.
Кроме того,следует учитывать, что проведение государством социально ориентированнойполитики представляет собой трудный процесс, своего рода политическуюэквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почтиисключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянноналаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики инеобходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижениясоциальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Не случайно средисовременных политических движений Запада сложилось своеобразное разделениетруда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политическойсвободе — правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы — насближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого,то есть на социальном принципе.
Становлениесоциального государства — это процесс не только экономический и политический,но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Существованиеи деятельность социального государства тесно связана с такими общественнымиявлениями, какдемократия, гражданское общество, правовое государство,свобода и равенство, права человека.
Слово«социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то естьотносящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным», по мнению ПротасоваВ.Н., в самом широком значении этого слова является любое государство, будучипродуктом общественного развития[5]. Однако вданном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающееособыми качествами и функциями.
С учетомсказанного можно выделитьусловия существования концепции социальногогосударства и ее характерные признаки[6], которымиявляются:
1. Демократическаяорганизациягосударственной власти.
2. Высокий нравственныйуровеньграждан и прежде всего — должностных лиц государства.
3. Мощный экономическийпотенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, неущемляя существенно положения собственников.
4. Социальноориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различныхформ собственности со значительной долей собственности государства в нужныхобластях хозяйства.
5. Правовое развитиегосударства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданскогообщества, в руках которого государство выступает инструментом проведениясоциально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальнаянаправленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразныхсоциальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государстватаких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществесоциальной справедливости, обеспечение каждому гражданину.
а) достойныхусловий существования;
б) социальнойзащищенности;
в) равныхстартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитогосоциального законодательства (законодательства о социальной защите населения,например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы«социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано вКонституции ФРГ в 1949 г.).
Говоря офункциях социального государства, следует иметь в виду следующиеобстоятельства:
а) емуприсущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства кактакового;
б) насодержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общеесоциальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются черезпризму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь оналичии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамкахобщей социальной функции можно выделить специфические направления деятельностисоциального государства -специфические функции. К последним, вчастности, относятся:
— поддержка социальнонезащищенных категорий населения;
— охрана труда и здоровьялюдей;
— поддержка семьи,материнства, отцовства и детства;
— сглаживание социальногонеравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоямичерез налогообложение, государственный бюджет, специальные социальныепрограммы;
— поощрениеблаготворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговыхльгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительнуюдеятельность);
— финансирование иподдержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
— борьба с безработицей,обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
— поиск баланса междусвободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие сцелью обеспечения достойной жизни всех граждан;
— участие в реализациимежгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решениеобщечеловеческих проблем;
– заботао сохранении мира в обществе.
В наши днисоциальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя бытьсоциально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов обществаи обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства формсобственности на средства производства. Государство становится органомпреодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных группнаселения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительновоспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальнойполитики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединитьнаселение, стабилизировать социальную (в том числе и правовую) и экономическуюсистемы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.
2 Основы современнойконцепции государства Украины
В КонституцииУкраины 1996 года провозглашено, что Украина является демократическим, правовыми социальным государством. Так какие же особенности Украины позволяютсоответствовать концепциям правового и социального государства и как этиконцепции реализуются на практике?
2.1 Украина как правовоегосударство
Как уже известно,правовое государство – это государство, которое выражает идеи гуманизма,справедливости, формального равенства и свободы, высшей социальной ценностью вкоторой признаются права человека.
Правовоегосударство выступает как такой тип государства, власть которого основана направе, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Цельюправового государства является благосостояние индивида и общества.
Кроме обычныхпризнаков, которые характерны для любого государства, Украина как правовоегосударство предполагает действие следующих принципов и условий:
1. Верховенствоправа — в Конституции Украины 1996 г. записано: «В Украине признается идействует принцип верховенства права».
В нашейстране признаются права человека высшей социальной ценностью и непосредственнодействующим правом; закрепляются в конституции каталога прав и свобод человекав соответствии с международными стандартами, а также созданиесоциально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).
Закон долженсоответствовать праву, должны соблюдаться конституционные требования о правовомхарактере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равномернаяи равномерная мера свободы, получает отработанное в законе содержание,гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в немнеотчуждаемых прав человек.
Правоваяопределенность – возможность гражданина в разумных границах и при определенныхобстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, чтоозначает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление всоответствующих юридических источниках, установленных действующей конституциейлибо другим нормативно-правовым актом, понятность их содержания ибесконфликтное соотношение между источниками права.
В Украинепредусмотрено ограничение государственной власти правом то есть свобода вобществе может быть достигнута только в том случае, если государственная властьограничивается правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании иво взаимодействии с гражданским обществом в области права; самоограничениегосударственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовыхзаконов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.
2. Сформировавшеесягражданское общество – общество с высокой развитой системой взаимодействиясвободных и равноправных граждан и их объединений.
Всформировавшемся гражданском обществе должен реализовываться принцип равныхвозможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами,способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственнымправосознанием;
3. Взаимнаяответственность личности и государства – признание правового равенства сторон вконкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности какобъекта власти, с другой – ответственность государства как субъекта властиподразумевает собой:
· Ответственностьгосударства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях:правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности; непревышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов; возмещение за свойсчет и за счет органов местного самоуправления морального и материальногоущерба, причиненного незаконными действиями органов власти, их должностных ислужебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Регулированиеответственности государства перед личностью происходит в рамкахспециальнодозволительного режима: «Разрешено только то, что прямо предусмотренозаконом».
· Ответственностьже личности перед государством подразумевает выражается в соблюдении запретов,исполнении обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины, использованиипредоставленных прав в определенных рамках, установленных законами.Ответственность личности перед государством зависит также от наличии у личностичувства долга, способности к критическому самопознанию, порядку, дисциплине,гражданственности. Регулирование ответственности граждан и их объединений передгосударством происходит в рамках общедозволенного режима: «Разрешено все, чтопрямо не запрещено законом».
4. Разделениегосударственной власти между законодательными, исполнительными и судебнымиорганами:
Правовоегосударство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создаетситуацию реального контроля со стороны общества над государственной властью. Вправовом государстве каждая ситуация действует в строго определенных границах.Для законодательной власти это означает, что законодательная деятельность – нетолько право, но и обязанность этой власти. К тому же четко определяютсяграницы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопросо правомерности изданных законов. Сами же законы должны в полной мересоответствовать основному закону (конституции).
Исполнительнаявласть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то естьпрограмма действий выработана не этой властью, а законодательной. Такимобразом, принцип верховенства закона проводится в организации ифункционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля заисполнительной властью устанавливается процедура принятия правовых решений собязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а такжеписьменным обоснований решений.
Особоезначение в правовом государстве имеет правосудие. С помощью него осуществляетсяконтроль за защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Это достигаетсястрожайшим проведение в жизнь принципа невмешательства в принятие конкретногосудебного решения.
В правовомгосударстве законодательная, исполнительная и судебная власть обладают каждаясвоей сферой, закрытых для других властей и этот принцип невмешательства однойвласти в сферу другой поддерживается механизмом «сдержек и противовесов».
5. Принципконституционности:
В Украинепризнается верховенство и наивысшая юридическая сила Конституции относительнозаконодательных и иных правовых актов. Эти законы и правовые акты не должны ейпротиворечить.
ТакжеКонституционным судом осуществляется конституционный контроль, за соответствиемКонституции законов и иных актов законодательной и исполнительной власти, чтообеспечивает принятие правового закона.
6. Принцип законности:
Поддерживаетсяверховенством законов в иерархии нормативных актов – высшая юридическая силазакона относительно всех других нормативно-правовых актов, соответствиеподзаконных актов закону; легальностью пути принятия законов и их изменения – путивыявления воли народа непосредственно, через референдум или опосредованно –через представительный орган; выполнение требований законов всемигосударственными органами и организациями, должностными лицами, а такжегражданами и их объединениями, то есть нельзя выходить за «рамки» законов.
7. Высокаяуправленческо-правовая культура государственного аппарата, эффективнаяпрофессиональная работа системы правоохранительных и контрольно-надзорныхорганов – прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации ит.п., то есть наличие совершенного механизма государственных органов иорганизаций, действий должностных лиц с соответствующей квалификацией иправосознанием, максимально отработанной процедурой, фундамен которойсоставляет процессуальное право. Неотвратимость последствий за неправомерныедействия и их эффективная профилактика.
8. Развитоеправосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знаниеправа и умение его реализовать. Ограничение правового нигилизма и правовогодогматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правоваяаккультурация.
Таким образомесли говорить о концепции Украины как правового государства, то можно заметить,что то государство, к которому мы сейчас стремимся выступает самой идеальнойформой организации и функционирования государственной власти. Развитиеправового государства неотделимо от становления прав человека, которые собственнои выступили той ключевой категорией, вокруг которой развивались главные еехарактеристики. Только правовое государство может выступать как объективный признакинтересов внутреннего неоднородного и противоречивого гражданского общества.
2.2 Украина каксоциальное государство
В современныхусловиях общественного развития к основным характеристикам правового государстваприсоединяется социальный характер государства, что и создает концепциюсоциального государства.
Украина каксоциальное государство представляет собой правовое государство развитогогражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством,способное создавать условия для реализации экономических, социальных икультурных прав человека, гарантировать социальную безопасность личности,установить социальное согласие в обществе.
Основнымипризнаками социального государства, которые существуют в Украине являются:
1. Наличиеправового государства и развитого гражданского общества как условия егофункционирования;
2. Наличиеэкономической основы – социально ориентированного рыночного хозяйства;
3. Наличиеюридической основы – социального законодательства и осуществления на его основесоциальной политики;
4. Гарантированиереализации экономических, социальных и культурных прав человека;
5. Гарантированиесоциальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечиватьнеобходимый уровень материального благосостояния для себя и членов его семьи
6. Оказаниегосударством социальной помощи гражданам хотя бы на уровне прожиточногоминимума, которые не способны нести ответственность за свое благосостояние(старым, больным, безработным по независящим от них причинам);
7. Проведениесоциально политик государства, направленной на укрепление социальнойсправедливости и социального согласия в обществе, сведения до минимумачрезмерного имущественного расслоения населения, формирования среднего класса (разумноеобложение доходов).
Государствоявляется социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человекусвободу проявления:
v Какличности, которая отличается от других физическими и психическими, то естьимеет индивидуальность;
v Какчлену социального организма, каким является гражданское общество, то естьличности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп иорганизаций;
v Какгражданину, который находится в особых правовых связях с государством.
Таким образомсоциальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданскихправ, реализуя себя в системе мер социальной политики.
Идея обориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционномдоговоре между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началахорганизации и функционировании государственной власти местного самоуправленияна период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается,что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Поэтому становлениесоциального государства в Украине связано с экономическим ростом, возможностямиперераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся всеболее дорогими, социальное государство стоит весьма дорого[7].Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата.
Четкоетекстуальное выражение о необходимости построения в Украине социальногоправового государства содержится в ст. 1 Конституции Украины 1996 года.
Цельюукраинского социального государства является гарантирование всем гражданамминимального уровня цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случаепроявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворитьсвои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболеенуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особоевнимание, как уже упоминалось выше, уделяется профессиональному обучению,переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этомиспользуется как метод прямого перераспределения, так и возвратная ссуда.Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких группсоциальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьматрудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствиемвыступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство,что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердияс целью простоя подмены государственных учреждений.
Фактическивсе сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, ипроблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовыхобязательств со стороны общества и установить их пределы. К примеру, отмечаетсязначительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. Вэтой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бывыполнить обещания, данные социальным государством.
Наше современноесоциальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, чтоналоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все вменьшей степени соответствует характеру существования. Это имеет отношение кпроблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существованиясоциального государства. В это связи характерны подходы к социальномугосударству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества,основанного на труде. Я считаю, что общей тенденцией является то, что неисключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путемперераспределения доходов, происходит движение к меньшему государству и большейдецентрализации.
Такимобразом, прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно не толькопутем оптимального сочетания принципов правовой государственности идемократизма. Концепция социального и правового государства является достояниемвсего человечества. Эта рациональная концепция, включающая в себя правовое и социальное,в случае успешной реализации способна вывести Украину в число самыхцивилизованных государств мира.
3 Тенденции развитиясоциально-правового государства в Украине
Тенденцииразвития правовой социальной государственности проявляются, в первую очередь,через воплощение в реальность главных принципов правового государства –преобладание права и верховенство правового закона, ограниченности государстваправами и свободами человека, разделения власти.
Последнеевремя в истории нашей страны проиходят события, которые становятся переломнымэтапом, который ознаменовался глубокими перестройками во всех сферахобщественной жизнедеятельности – политической организации, экономике,социальной структуре, общественном мнении. Главными ориентирами дальнейшего развитиявыбраны идеалы демократического, социально-правового государства со всеми присущимиему характеристиками и гражданского общества, основанного на свободных рыночныхотношениях, разнообразии и равенства всех форм собственности, свободысамоопределения и инициативности граждан, социальной солидарности.
На самомвысоком законодательном уровне в Конституции Украины отмечается, что нашегосударство является демократическим, правовым и социальным. Это важноеположение закрепляет направление дальнейшего развития нашего государства иобщества, но утверждать, что у нас окончательно построено правовое государство,было бы преждевременно.
Принциппреобладания права и производный от него принцип верховенства Конституции изаконов в Украине пока что находится на начальной стадии воплощения в жизнь.Кое-где законы принимаются без учета реальных общественных нужд и даже вопрекиим, закрепляя чьи-то субъективные интересы.
На практикепринцип верховенства Конституции и закона нередко нарушается, решенияисполнительной власти подменяются или конкретизируют их, хотя должныисключительно приниматься на их основе и на их исполнении. Центральные иместные органы исполнительной власти должны принимать решения, которые быобеспечивали эффективную реализацию законов, а не заниматься их«усовершенствованием», как это часто бывает.
Принципразделения власти, заложенный в Конституции, в Украине, еще окончательно нереализован. Система «сдержек и противовесов» как основа разеления полномочиймежду ветвями власти достаточно четко не отработана. Я думаю, что эффективное взаимодействиевсех ветвей власти возможно только при условии тесного и настойчивогосотрудничесва между ними, а не резкой конфронтации, так как каждая из ветвейгосударственной власти неспособна оптимально реализовывать свои полномочия безвзаимодействия с другими.
Принцип ограничениягосудартсва правами и свободами человека – самая важная характеристка правовогогосударства (также как и другие принципы) реализованного в Украине далеко неокончательно. Права и свободы человека пока что не стали наивысшей социальнойценностью, содержанием и направленностью деятельности государства и общества,уровень обеспеченности не только социально-экономических, но и культурных, атакже даже некоторых общественных и политических прав и свобод являетсядостаточно низким. Неуверенность большей части граждан в своем будущем,недоверие в реальности провозглашенным правам и свободам приводит кдестабилизации общественных отношений, к падению авторитета и легетимностигосударственной власти, а иногда и к антисоциальным проявлениям.
Всевышеперечисленные факторы негативно влияют на процесс воплощения принциповправового социального государтсва. Эту проблему, я считаю, невозможно решить безпоследовательного внедрения комплексов средств правового,социально-экономического, политического, организационного и воспитательногохарактера. Особенную роль в процессе построения правовой социальнойгосударственности должы играть юристы – как ученые-теретики, так и практическиеработники. Основным направлением их работы должны быть всесоронние обеспеченияправ и свобод личности, без чего реализация концепций правового и социальногогосударства просто невозможна[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовойработе я рассмотрела основные современные концепции государств, особое вниманиеуделив при этом концепциям провового и социального государства, так как они вбольшей степени характеризуют Украину.
Концепцияправового и социального государства, венчающие общий замыселлиберально-просветительской трактовки сущности права, стали значительнымтеоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где этиконцепции дошли до практического воплощения, в целом сформировался достаточнострогий правовой и общественный порядок. Было бы ошибочным полагать, чтоправовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянииполностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасностинаселения и требование не только юридического, но и материального, равенства,выраженные в некоторых идеях о социальной справедливости (свойства социальногогосударства), находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимнойответственности государства и гражданина (свойства правового государства).
Однако былобы неправильным противопоставлять правовое государство и социальноегосударство. Их сближение – наиболее благоприятный результат для гражданскогообщества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов исоциальных потрясений. Социальное и правовое государство совместимы между собойдо тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться,уравновешиваться, контролироваться и распроняться в границах соблюденияосновных прав человека.
Для большейчасти человечества, в т. ч. и для нашей страны, то состояние общества, котороеможно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой ижеланной целью, в общем-то вполне достижимой, но, к сожалению, не в самомближайшем будущем.
В Украинепрактически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политическийпроцесс идет очень сложно. На него оказывает большое воздействие сама во многомпротиворечивая история формирования политического и правового сознания населения.Политический плюрализм и многопартийность, как факторы гражданского общества,пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.
В понятиеправового государства и социального сегодня уже вкладывается смыслматериального и духовного благополучия населения страны. И все задачи, поповоду становления государственности, в конце концов, направлены на обеспечениевысокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структурыгосударственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Социально-правовоегосударство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено набумаге, будет реализовано в жизни.
Правовоегосударство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их созданиязанимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитиемобщества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, нигражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут статьрезультатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органическипережит обществом, если оно для этого созрело. Я считаю, что правовоегосударство построить за десять лет невозможно. Как мы можем наблюдать, в другихстранах этот процесс протекал достаточно долго, в течение веков, постепенношлифовался и совершенствовался десятками поколений. Это значит, что нужнобороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права,а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права.
В заключениеостается только добавить, что тот путь, который Украина изберет в следующемтысячелетии зависит только от нас самих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Украины, 1996года
2. Конституционный договормежду Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации ифункционировании государственной власти местного самоуправления на период допринятия Конституции Украины» от 08.06.1995г.
3. «Теория государства иправа», Бабкина О.В., Волынка К.Г., Киев, 2003 г.
4. «Теория государства иправа (энциклопедический курс)» Скукун О.Ф., издательство «Эспада», 2005 г
5. Волынка К.Г. «Теориягосударства и права», Киев, 2003 г.
6. Ю.Н. Оборотов «Теориягосударства и права (прагматический курс)»
7. Протасов В.Н. Теорияправа и государства. М., 1999
8. В. С. Нерсесянц.«История политических учений», М., норма, ч.1; М. 2002.
9. Цицерон. Диалоги. М., 1966,
10. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988.Т. 3.
11. Монтескье Ш. Избранныесочинения. М., 1955.
12. В.И. Хропанюк«Теория государства и права», М.1993.
13. Писарев А.И. Собр. соч. в4-х т. М., 1955 – 1956.
14. Воротилин Е.А. Идеиправового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций.М., 1997
15. Чернышевский Н.Г. Полн.собр. соч. в 15-ти т. М., 1939
16. Радищев А.Н. Полн. собр.соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.