Реферат на тему 1 Основы методики производственного обучения 2 Основы управления транспортным средством от Куклина Д.С. Архангельск 1. Основы методики производственного обучения 1.1 Подготовка мастера к занятию Подготовка мастера производственного обучения вождению состоит из двух аспектов технического и психологического. Технический
Перед тем, как начать занятия мастер производственного бучения должен в первую очередь проверить техническое состояние учебного автомобиля. Во время учебной езды учебный автомобиль испытывает большие нагрузки, чем при обычной эксплуатации, поэтому требования, предъявляемые к его техническому состоянию выше. Мастер должен регулярно следить за исправностью всех узлов и агрегатов учебного автомобиля, что позволит ему без помех выполнять свою работу и не тратить время учебной езды на устранение неисправностей.
Кресло водителя должно так же быть исправным и легко регулироваться т.к. удобная посадка ученика позволяет ему полностью сосредотачиваться на дорожной обстановке. Особое требование предъявляется к сдвоенным педалям учебного автомобиля. Они должны быть наджно закреплены и легко нажиматься. Это позволит избежать аварийной ситуации на дороге.
Учебный автомобиль это одно из важнейших и к тому же опасных средств производственного обучения поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать его малейшими неисправностями. Психологический Мастер производственного обучения должен понимать, что он, обучая вождению, работает с личностями, к каждой из которых нужен особый психологический подход. Грубости и нервная обстановка в закрытом автомобиле могут привести только к увеличению количества ошибок
и истерике ученика. Мастер перед занятием должен быть психологически настроен на множество ошибок и уметь, корректно делать замечания. Соблюдение всех правил производственного обучения, исправность учебного автомобиля, понимание, вежливость и индивидуальный подход к каждому ученику делают производственный процесс приятным и продуктивным. 1.2 Проведение занятий производственного обучения При обучении вождению учащиеся индивидуально отрабатывают определнные инструктором практические упражнения.
Каждое упражнение разбивается на не- сколько задач, которые в свою очередь представляют собой группу однородных примов вождения. Каждое занятие инструктор проводит согласно расписанию. Начинается занятие с вводного инструктажа, в котором рассказывается об органах управления данного автомобиля и особенностях управления им. Так же инструктор напоминает о мерах безопасности и проверят знание учеником Правил движения. После начала движения инструктор делает текущий инструктаж показывает как выполнять
задачи и примы, исправляет ошибки ученика, проверяет его знания и навыки. При начальном обучении, когда отрабатывается только техника вождения, показ каждого прима обязателен. В последующих часах обучения, по мере отработки техники вождения чаще ограничиваются только объяснениями, без показа. Что касается замечаний ученикам во время их работы за рулм, то здесь следует учитывать степень подготовленности учеников и характер отрабатываемого прима.
Опытом установлено, что в первый период обучения замечания, сделанные во время движения автомобиля, очень часто не доходят до сознания и, следовательно, бесполезны. Когда учащиеся уже приобретают некоторые навыки управления, такие замечания достигают цели и, если прим в основном выполняется правильно, а замечания касаются лишь дальнейшего совершенствования прима, то их следует признать уместными. При ошибках учеников в ходе отработки примов начального обучения
переключение передач, разворотов, движения задним ходом и т. д. рекомендуется остановить автомобиль и на месте разобрать все ошибки. При отработке примов, выполняемых на повышенных скоростях или в тяжлых условиях движения обгон, движение на подъм, по песку и т. д где потеря скорости делает выполнение прима невозможным, своевременные замечания инструктора и его советы на ходу необходимы. Инструктор вмешивается в управление автомобилем только в исключительных случаях, когда действия учащегося
могут привести или привели к созданию аварийной ситуации. После этого остановка совершенно обязательна. Учащемуся датся возможность самому разобраться в своей ошибке и успокоиться. Затем инструктор обстоятельно анализирует его действия, указывает, какие конкретно нарушения он допустил, и тут же объясняет как надо было действовать. Только после этого инструктор разрешает начать движение.
Учащиеся во время учебной езды выполняет задачи и упражнения несколько раз, после чего тренируются в выполнении упражнении в целом. При выполнении последующих упражнений инструктор требует от ученика доработки и закрепления примов управления автомобилем, отрабатываемых ими в предыдущих упражнениях. Обучение каждому приму управления ТС, выполнению задач и упражнений проходит от простого к сложному. В ходе занятий неизбежно возникновение ситуации, вождению в которой ученик ещ не обучен.
Необходимо стремиться выбирать такие условия движения, чтобы учащийся не оказывался в подобном положении. Сложность учебного маршрута зависит от степени подготовленности ученика и количества часов практического вождения. При начальном обучении маршрут должен пролегать по наиболее ровной и наименее загруженной дороге. Также инструктор должен тренировать ученика ездить по приблизительному маршруту, на котором возможно будет сдаваться экзамен. Обучение вождению происходит в почасовом режиме.
Учебный час включает в себя все или большинство элементов обучения, к которым относится объяснение и показ инструктором приемов управления автомобилем, самостоятельное выполнение учеником задач упражнении, исправление ошибок, проверка навыков учащегося, краткий разбор занятия. 2.Основы управления транспортным средством 2.1 Выполнение операций с органами управления Все органы управления транспортным средством ТС можно условно разделить на две группы ножные педаль
управления подачей топлива, педали тормоза и сцепления и ручные рулевое колесо, рычаги стояночного тормоза и коробки передач. Ножные педали Педаль управления подачей топлива расположена под правой ногой и с е помощью управляют частотой вращения коленчатого вала и мощностью двигателя. Это очень чувствительный орган управления, он требует от водителя хороших навыков, что не сразу удатся начинающим. Педаль тормоза также расположена под правой ногой.
Степень усилие нажатия на эту педаль соответствует и степени торможения. При обучении важно научиться правильно переносить ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза, не смотря при этом на них. Педаль сцепления служит для включения и выключения сцепления, т.е. для разъединения трансмиссии и двигателя. Важно научиться определять момент контакта схватывания ведущего и ведомого дисков сцепления. Надо прислушиваться к шуму работающего двигателя в момент включения
сцепления и чутко регулировать подачу топлива так, чтобы двигатель не останавливался. Самое главное научиться одинаково хорошо владеть всеми педалями как по отдельности, так и одновременно. Разнообразие примов, которыми владеет водитель увеличивает его запас безопасности. Причм это разнообразие безгранично. Достаточно овладеть необходимым минимумом примов торможения, руления, разгона и можно чувствовать себя более или менее уверенным водителем.
Педаль управления подачей топлива Выполнение операций с этим органом управления должно быть плавным. Лишь при таком условии транспортное средство не будет дргаться, т.е. увеличение и снижение скорости будет плавным. Тем самым водитель транспортного средства уменьшает риск возникновения ДТП. Нажатием на педаль подачей топлива водитель увеличивает скорость движения или проходимость автомобиля в сложных условиях движения. Педаль тормоза Педаль тормоза также является очень чувствительным органом
управления. И здесь, также как и в случае педали подачи топлива, очень важно научиться грамотно пользоваться ею в комбинации с остальными органами управления. Нажимая на педаль тормоза, мы приводим в движение поршень главного тормозного цилиндра, а он в свою очередь тормозную жидкость и тормозные колодки, воздействуя тем самым на каждое колесо автомобиля, мы заставляем его двигаться медленнее. Не следует нажимать на педаль резко это может привести к юзу или заносу.
Есть несколько способов воздействия на педаль тормоза, соответствующих определнной дорожной ситуации, но результатом каждого, тем не менее, будет являться плавная остановка или замедление скорости автомобиля. Плавное торможение безопаснее, т.к. дат водителям, находящимся сзади, время на реагирование, а также снижает износ колодок и шин. Рассмотрим несколько видов торможения. Импульсное торможение. Выполняется на мокрой, скользкой, грязной или гравийной дороге и при необходимости
экстренного торможения без последующего юза резкими короткими нажатиями на педаль 2-3 раза. Импульсное торможение имеет 2 варианта ступенчатое и прерывистое. При прерывистом педаль после каждого нажатия отпускается. При ступенчатом обратный ход педали тормоза ограничен, чтобы оставалось тормозное усилие – в результате тормозной момент будет нарастать ступенчато. Тормозной удар.
Удар по педали должен быть очень коротким, но не слишком сильным, чтобы не вызвать заноса. Этот способ помогает снизить скорость в гололд. Экстренное торможение. Учитывая постоянную возможность внезапного появления помехи на дороге, нужно знать, как вести себя при экстренном торможении – не блокировать колеса, так как продольный юз не уменьшает тормозной путь – не выжимать педаль сцепления во время торможения – не применять на ходу ручной тормоз, ибо это может
усилить юз задних колс. При получения навыков вождения очень важно научиться правильно пользоваться педалью тормоза, т.к. резкое торможение вызывает падение пассажиров, резкий сдвиг незакреплнных грузов – ударную нагрузку на трансмиссию и подвеску. Пассажиры, не пристегнувшие ремни безопасности, могут получить серьзные травмы. Педаль сцепления С помощью педали сцепления водитель быстро отключает и постепенно включает в основном при трогании с места соединение двигателя с коробкой передач.
Для обеспечения плавного движения автомобиля при трогании с места и переключении передач также необходимо плавно отпускать педаль сцепления, равномерно нагружая двигатель. Рулевое колесо При управлении автомобилем водитель не должен находиться в каком-то одном, строго определнном положении, иначе он рискует очень быстро устать и ослабить внимание к дороге. Все это в первую очередь относится к способам управления рулевым колесом.
Прежде всего не нужно с самого начала приучаться крепко держать обод рулевого колеса двумя руками и во всех мало-мальски опасных случаях судорожно цепляться за него. Потому что в этот момент, возможно, будет необходимо одной рукой переключить передачу или отпустить рычаг стояночного тормоза или переключить свет. Короче говоря, нужно уметь управлять автомобилем как обеими руками, так и одной. Наиболее приемлемо во многих ситуациях держать руки между положением от
и без десяти два. Но не всегда, т.к. вс зависит от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Чем выше скорость, чем ниже коэффициент сцепления, тем менее разнообразными могут быть положения рук на рулевом колесе. Руки, находящиеся в секторе от без пятнадцати три до без десяти два позволяют максимально использовать их силу и тем самым в критических ситуациях помогают водителю сделать вс, что можно для предотвращения ДТП. Изменение положения рук на рулевом колесе очень полезно.
В результате корпус позвоночник водителя будет находится в разных положениях что позволит снизить утомляемость и избежать некоторых профессиональных заболеваний. Воздействовать на рулевое колесо можно по-разному. Способ поочердной передачи рул. колеса из руки в руку Из положения без десяти два или без пятнадцати три при повороте направо правая рука делает движение
рулм вниз, левая, повторяет движение правой, соскальзывая ей навстречу. В нижней точке происходит перехват рул. колеса из правой руки в левую, которая, затем, делает движение вверх. Правая совершает скользящее движение синхронно левой до верхней точки, где вновь перехватывает руль. При повороте налево данным способом поворот рул. колеса вниз начинает левая рука. Этот способ наиболее простой, но не самый лучший с точки зрения безопасности.
Он может применяться в относительно простых ситуациях, в свободных условиях движения, на малых скоростях и обеспечить плавность манвра, но не быстрое изменение траектории движения, которое подчас требуется при возникновении опасной ситуации. Скоростной способ руления Характеризуется быстрым поворотом рул. колеса. В зависимости от индивидуальных возможностей водителя он в 3 5 раз быстрее обычного. при этом во всех случаях поворот рулевого колеса на угол более 1800 осуществляется
с перехватами, т.е. поочердной смене рук, выполняющих скоростные движения. При выборе способа руления необходимо помнить о том, что угловая скорость поворота рулевого колеса обязательно должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля и кривизной выбранной траектории. При экстренном маневре автомобиля, особенно на скорости 60 кмч и выше следует пользоваться только скоростным способом руления. После окончания поворота надо вернуть рулевое колесо в первоначальное положение, сохраняя
обратную связь с колсами, т.е. не форсируя возврат рулевого колеса, но и не отпуская его совсем, а плавно дозируя самопроизвольное возвращение руля в прежнее положение. Руки водителя без помех должны вращать руль, выполняя чткие, но плавные движения. Также не следует в сложной ситуации наклоняться вперд это может стать опасной помехой для свободного вращения рулевого колеса. Рычаги коробки передач и стояночного тормоза
Классность водителя во многом зависит от того, как он пользуется рычагом переключения передач. Самое важное нужно в каждый конкретный режим движения подобрать включение той передачи, которая по экологическим, экономическим, динамическим характеристикам работы двигателя и состоянию в зоне контакта шины с дорогой наиболее разумна. Необходимо также помнить правило, что переключать передачи необходимо только при выключенном сцеплении, плавно, без резких движений и рывков.
Незаметным, но важным манипулятором является рычаг ручного тормоза, называемый стояночным. Но иногда этот тормоз является единственным спасением от ДТП, например при отказе основных колсных тормозов. 2.2 Выполнение действий по регулированию движения транспортного средства в штатных ситуациях Выезд и начало движения При интенсивном движении водитель
ТС при выезде с примыкающей дороги должен дождаться перерыва в потоке автомобилей. Перед выездом от тротуара или обочины следует убедиться, что дорога впереди и сзади свободна, включить соответствующие указатели поворота и выехать на дорогу. Нельзя выезжать, создавая помехи идущим сзади транспортным средствам это опасно для всех. Ответственность за ДТП, случившегося в момент, когда автомобиль трогался с места ложиться на водителя,
начинающего движение. После занятия ближайшего ряда сигнал поворота следует выключить. Перестроение перестроение включает в себя -смену полос движения -вход на шоссе с примыкания -вход на дорогу с обочины или с другой дороги. Перед перестроением всегда следует следить за движением сзади и рядом, и проверять ситуацию по зеркалам. Если водитель хочет переехать не в соседний ряд, а на два ряда правее или левее, делать это следует ему последовательно, соблюдая правила переезда к каждому ряду.
При перестроении нет необходимости снижать скорость это может вызвать задержку других ТС. Объезд препятствия Препятствием на дороге может являться другой автомобиль, предметы ремонта дорожного полотна, люди, ямы и др. Объезд препятствия связан с изменением направления движения, поэтому перед объездом включается соответствующий указатель поворота. Если, например, водитель, двигаясь по правой полосе встречает на свом пути препятствие, а возможности
его объехать, перестроившись в другой ряд нет из-за идущего потока автомобилей, водителю следует, включив указатели поворота, дожидаться интервала между ТС, и только потом объехать препятствие. Объезжая автобусы и троллейбусы, находящиеся у обозначенных остановок, нужно помнить, что из-за них может неожиданно появиться пешеход, и, следовательно, быть предельно внимательным. Перекрстки Приближаясь к пересечению дорог, следует больше уделять внимания знакам, разметке, движениям
транспортных средств и не забывать про зеркала заднего вида. Водитель должен реально оценить свою скорость движения, интервал и дистанцию между автомобилями, степень сцепления колс с дорогой, и, исходя из этого выбирать траекторию движения, скорость входа в поворот и способ торможения. Перекрестки требуют от водителя большой концентрации внимания как на оценке дорожной ситуации, так и на органах управления ТС, т.к. приходиться выполнять сложные манвры управления автомобилем,
как, например, переключение скоростей при повороте руля. Повороты При малой скорости движения на повороте, например в городе, следует двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части дороги. При повороте колея задних колс смещается во внутреннюю сторону поворота. При правом повороте, если радиус поворота мал, заднее колесо может выехать на тротуар. Начинать поворот вправо следует когда передние колса поравняются с углом тротуара и сбоку останется
не менее полуметра. В этом случае автомобиль после поворота останется на своей полосе движения. При повороте направо для въезда в ворота, надо наблюдать за передней и задней частями автомобиля т.к. при повороте передних колес направо задняя правая сторона автомобиля будет приближаться к углу прома ворот до оси заднего моста, а за ней уже отдаляться. При левом повороте выполняются те же самые операции, в том же порядке, но с поворотом руля влево.
После завершения поворота нужно нажать на педаль подачи топлива, выровнять положение автомобиля и быстро уходить вперд, чтобы не вынуждать идущие сзади автомобили тормозить. В условиях гололедицы перед перекрестком следует тормозить двигателем почувствовав приседание передка от перемещения инерцией центра тяжести вперд нужно начинать поворачивать руль и прибавлять газ. Важно умение добиваться начала поворота руля именно в момент приседания передка, а начала прибавления
оборотов уже после небольшого поворота руля. Нужна неразрывность этих операций, тогда повороты можно проходить на достаточно высокой скорости даже в гололедицу. Развороты Развороты на дороге вне населнного пункта следует выполнять, убедившись, что находишься на достаточном расстоянии от вершины подъема или закругления дороги и внезапное появление других автомобилей исключено. Разворот должен выполняться на минимальной скорости.
Из-за смещения центра тяжести и инерционных сил при развороте на ТС действует опрокидывающая сила, величина которой уменьшается снижением скорости выполнения разворота. В городских условиях на улицах и дорогах небольшой ширины разворот выполняется с использованием заднего хода. При развороте следует избегать движения задним ходом на спуске или вблизи кювета. Можно условно выделить два типа разворота разворот с остановкой, выполняемой для того чтобы уступить
дорогу другим участникам движения, и разворот без остановки автомобиля. Разворот с остановкой выполняется следующим образом рулевое колесо выворачивается до упора влево обычно в городских условиях, включаются указатели поворота и происходит трогание с места. Важно помнить, что в гололедицу нельзя бросать сцепление и резко нажимать на педаль акселератора. Это приведт к заносу автомобиля и созданию аварийной ситуации на дороге.
Разворот без остановки производится на первой или второй передаче. Скорость, соответствующая этим передачам, недостаточна для опрокидывания автомобиля и является безопасной. При таком развороте водителю необходимо владеть техникой быстрого руления, чтобы избежать наезда автомобиля на препятствие или столкновения с другим автомобилем. Подъмы и спуски До подъезда к спускам водитель должен заблаговременно снизить скорость, отпустив педаль
подачи топлива полностью. Торможение двигателем повышает устойчивость автомобиля. На спусках нельзя двигаться накатом, т.е. при выключенной передаче или сцеплении управляемость автомобиля ухудшается и возможны неприятности при неровностях или неожиданных препятствиях. На крутых спусках нужно включать вторую или первую передачу. Тормозить на спусках сложнее, так как скорость автомобиля за счет сил инерции будет возрастать.
Когда дорожное покрытие влажное полезно притормаживать педалью, не выключая сцепления, чтобы не вызвать заноса. До подъезда к подъмам следует увеличивать скорость, чтобы полнее использовать силы инерции. Нужно заранее включить пониженную передачу, если это необходимо для преодоления крутого подъма. Если на самом подъме скорость падает необходимо включить еще более низкую передачу, но быстро. Остановки на подъмах в потоке машин нежелательны.
Поэтому лучше подождать внизу, когда дорога освободится. На влажном и скользком подъме водитель должен держать постоянную скорость, не допуская е резкого изменения. Закругления дорог Опасность закруглений характеризуется их крутизной, скользкостью, неровностями, помехами на проезжей части, глубокой обочиной, крутым спуском и т. д. неверные реакции это резко тормозить или резко нажимать на педаль газа приводят к авариям. Ступенчатый и прерывистый способы торможения на крутых
закруглениях непригодны из-за опасности блокирования колс к скольжению по касательной к закруглению. При подходе к закруглению водитель определяет его сложность крутизну и длину дуги, форму искривления, характер покрытия, наличие обочины, наклон полотна дороги, вид неровностей. На подходе к закруглению, пока автомобиль устойчив, нужно включить понижающую передачу. Если у водителя есть сомнения, на какой передаче проходить закругление, он должен включить более низкую.
Это позволит сохранить мощность двигателя в режиме высоких оборотов. Если, подходя к закруглению, водитель ТС не включил достаточно низкую передачу, перейти на нее можно уже на закруглении, но включать е нужно мягко, чтобы не возникло ускорения или замедления, которое может привести к заносу. Подъезжая к закруглению надо прижиматься к его внутренней стороне, перед входом в закругление сместить автомобиль к наружной стороне полосы движения, увеличивая этим радиус движения
для уменьшения действия центробежной силы. Перед поворотом колс нужно переместить центр тяжести вперд, применив для этого один из вариантов замедления торможение двигателем, включение понижающей передачи, рабочим тормозом ступенчатым или прерывистым способом. Тормозить и одновременно переходить на кривую невозможно. Водитель ТС должен закончить сначала одну операцию, а затем перейти к другой.
Так же необходимо приурочить начало поворота колс к моменту начала растормаживания. После поворота руля и входа в закругление сразу нужно начинать разгон, плавно нажимая на педаль. Этим повышается управляемость автомобиля и возможность противодействовать центробежным силам. Проезжать нужно по почти прямой касательной к внутренней стороне полосы, чтобы в конце закругления находиться около внешней стороны полосы и затем выехать на прямую дорогу.
Дождь В дождь ухудшается сцепление колс с дорогой, увеличивается тормозной путь. Попадая на тормозные колодки, диски и барабаны, вода резко снижает эффективность действия тормозов. Выехав из луж, ручьв, потоков от дождя, водитель должен просушить тормоза, слегка притормаживая при движении в течение нескольких секунд. При подъезде к участкам дорог, где часто скапливается вода следует снижать скорость. Если чувствуется, что рулевое колесо вращается очень легко сразу нужно снижать скорость,
чтобы сцепиться с дорогой. Лужи лучше объезжать, опасаясь камней и ям, или проезжать через них медленно. При въезде на скорости в лужу следует держать крепче руль, его может вырвать из рук, а лучше сбрасывать скорость. Туман В тумане предметы кажутся более отдалнными, жлтый цвет слегка краснеет, а зелный желтеет, поэтому перед светофором лучше снижать скорость и проверять правильность восприятия цвета сигнала. В тумане на ТС должны быть включены подфарники, ближний свет и противотуманные фары.
Водитель ТС, двигающегося в тумане, должен увеличить дистанцию до впередиидущего ТС и держаться правой стороны, отвечать на звуковые сигналы других водителей и время от времени сигналить тоже. Если видимость не превышает 10 метров, то скорость движения должна быть не более 5 кмчас. Скользкое покрытие Трогаться на льду следует плавно со второй или даже с третьей передачи, так как на первой колса чаще всего буксуют. Тоже относится к троганию с места на дороге, покрытой мокрой глиной
или уплотненным снегом, или грязью. Управляя автомобилем на скользком покрытии нельзя допускать резкости в своих движениях при рулении, выключении сцеплении, переключении передач, разгоне, повороте и торможении. Торможение с одновременным поворотом рулевого колеса недопустимо. Невращающиеся колса не изменят направления движения автомобиля, зато после прекращения торможения автомобиль резко направляется в сторону повернутых колс. Не следует также корректировать направление движения рулм.
Нужно подождать когда закончится влияние толчка и автомобиль сам примет прежнее направление. Занос и юз Если при заносе колесо автомобиля, скользящего боком, упртся в бордюрный камень или неровности обочины, автомобиль может легко опрокинуться даже при небольшой скорости. При заносе необходимо быстро повернуть руль в сторону, в которую заносит заднюю часть автомобиля, но не на слишком большой угол, так как автомобиль может занести в противоположную сторону.
Нельзя также тормозить в момент заноса колса заблокируются и скольжение усилится. Не нужно выключать сцепление и отпускать слишком резко педаль газа, иначе торможение двигателем усилит занос. Снос передних колс происходит при слишком большой скорости при поворотах на скользкой, мокрой, грязной дороге, а иногда и на сухой, имеющей слабое покрытие щебень, песок и т.п. Водителю нужно уменьшить тяговую силу автомобиля, сбросив газ, и сцепление колс с дорогой восстановится.
Вместо этой операции можно на мгновение включить ручной тормоз задние колса заблокируются, сорвутся в занос и развернут автомобиль в нужном направлении. Аквапланирование Возникает при движении автомобиля по мокрой ровной дороге с большой скоростью. При управлении автомобилем руки водителя вс время как бы чувствуют дорогу лгкие толчки, колебания подвески вс это передатся через рулевое колесо. Отсутствие таких сигналов один из показателей начала аквапланирования.
Наиболее наджный способ устранить это явление плавно, но быстро уменьшить подачу топлива и снизить скорость, но без использования тормозов. В этом случае вода будет успевать выдавливаться из-под колеса, водяной клин разрушится, колса войдут в контакт с дорогой и аквапланирование исчезнет. 2.3 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях Животные на дороге Вне населнных пунктов и в лесных районах всегда нужно ожидать появления животных
рано утром и поздно вечером и обязательно пристгиваться ремнями безопасности. Если через дорогу идт лань, то за ней могут идти другие, если идт самка кабана, то за ней появятся ещ и поросята, поэтому при появлении одиночного зверя нужно сбросить газ, притормозить, выключить свет и посигналить. Олени, лани и кабаны в любом случае представляют собой опасность для жизни. Не нужно пытаться проехать перед ними животные редко поворачивают назад.
Ночью в свете фар можно увидеть животных на расстоянии до 200 м и больше по мерцающим зелным огонькам в глазах. У фазанов и собак эти огоньки красноватые. Ночные птицы чаще одиночные, а летучие мыши летают стаями и при больших скоростях тоже опасны. Не стоит пытаться объехать зверя, в любом случае это рискованно. Лучше затормозить. При вероятности столкновения руль следует крепко держать в руках.
Если столкновение неизбежно, то оно будет менее опасно для пристгнутых ремнями безопасности людей, чем при объезде удариться в дерево, свалиться с насыпи или столкнуться с встречным. Отказ тормозов Если педаль тормоза провалилась – тут же несколько раз быстро, но на полный ход необходимо нажать на педаль, чтобы использовать остатки тормозной жидкости. Во многих случаях это спасает, удается замедлить ход и довершить остановку ручным тормозом.
В автомобилях с двухконтурной системой тормозов это удатся почти наверняка. Если многократная работа педалью не помогает, нужно быстро переключаться на низшую передачу, только не на первую. Когда автомобиль удастся замедлить до минимальной скорости нужно тут же потянуть рычаг стояночного тормоза до отказа. При отказе тормозов, если местность позволяет направлять автомобиль можно на подъм, взгорок, холм, чтобы погасить скорость. Если ничего не помогло снизить скорость, остатся последний
шанс контактное торможение по касательной боком прижимать свой автомобиль к другим автомобилям, парапетам, заборам. При отказе тормозов на затяжных спусках автомобиль движется вниз, наращивая скорость, несмотря на торможение двигателем На прямолинейном спуске сразу же надо начинать переключать передачи, переходя постепенно на низшую. Если попытаться включить более низкую, чем возможно, передачу, может произойти поломка шестерн и будет потеряна последняя возможность торможения
Если впереди движется машина, можно наехать на нее сзади, по возможности уровняв скорости и подавая водителю сигнал об остановке Если местность пересечнная, то следует использовать любые взгорки, косогоры, откосы кювета или обочины, кустарник, деревья для погашения скорости Если это случилось на горной дороге, надо пассажиров переместить на одну сторону автомобиля, а другой его стороной притереться к горным уступам, стараясь не опрокинуть автомобиль
Если это произошло в городе, направлять автомобиль следует на другой для касательного удара, но не в сторону людного тротуара. Лопнула шина При разрыве одной из шин водителю приходится приложить немало усилий, чтобы удержать автомобиль на проезжей части. Для этого надо прочно удерживать рулевое колесо двумя руками оно стремиться вырваться. Поперечные силы, возникающие во время этого заноса, особенно велики на высоких скоростях.
Чтобы удержаться на дороге, не нужно тормозить педалью. Лучше выжимать сцепление и компенсировать занос вращением руля. Рыскание автомобиля постепенно ослабнет, и его легче будет остановить, притормаживая двигателем и направляя его в сторону обочины. Ели удалось стабилизировать направление движения автомобиля, можно затем импульсно притормаживать педалью. Следует наджно удерживать руль при разрыве шины переднего колеса.
Сила удара по рукам будет велика, и если не удержать руль, то можно получить травму рук, либо неуправляемый автомобиль дрнется непредсказуемо, вплоть до переворота. Торможение следует начинать лишь тогда, когда будет достигнут полный контроль над автомобилем. На педаль тормоза нужно нажимать плавно, не выключая сцепления, чтобы двигатель способствовал замедлению скорости автомобиля. Внезапная остановка Эта нештатная ситуация чаще возникает в городе, когда водитель
впереди идущего автомобиля слишком поздно замечает препятствие или опасность перед ним, и бьт по тормозам. Водитель сзади идущего ТС должен прежде всего помнить, что такая ситуация может возникнуть в любой момент и сохранять безопасную дистанцию. Если, все же по каким-то причинам дистанция оказалась недостаточной для равномерного торможения водитель может попробовать затормозить так же резко, но при условии отсутствия сзади других транспортных средств. Если выполнить эту операцию водителю не представляется возможным,
то ему необходимо увеличить тормозной путь, резко поворачивая в сторону с менее интенсивным движением. В этом случае удастся избежать повреждения автомобилей, или добиться меньшего повреждения, чем при касательном ударе сзади. Заглох двигатель Такое может случиться из-за неисправностей в самом двигателе, системе питания или закончившегося топлива. При этом автомобиль, идя в плотном потоке начнт заметно снижать скорость. Если водителю не удастся вновь запустить двигатель, то перед ним ставится задача максимально
использовать инерционные силы и остановиться, не нарушая Правила и не создавая помех и аварийных ситуаций на проезжей части. Для этого нужно проверить зажигание, т.е. есть ли питание на внешние световые приборы это станет ясным после пробного пуска двигателя. Если система электропитания исправна, нужно включить указатели соответствующего поворота, и, соблюдая все правила перестроения и парковки, остановиться.
При неисправном питании водитель обязан подать сигнал о повороте рукой. Обычно сил инерции хватает для выполнения вышеописанных операций, но если скорость слишком мала, водителю следует – включить аварийный сигнал – плавно остановиться и – вручную отбуксировать автомобиль к тротуару или на обочину. Дальний свет На протяжнных загородных участках дорог в тмное время суток водители сталкиваются с таким явлением как утомляемость и иногда забывают переключать дальний свет при приближении встречного
ТС. Это приводит к ослеплению и потере ориентации водителя встречного автомобиля. Ослеплнному водителю следует примерно запомнить крутизну поворота, если ослепление произошло при вхождении в поворот, включить аварийный сигнал и остановиться. После остановки нужно подождать несколько минут, чтобы произошла аккомодация глаза, и затем продолжать движение. Ослепить водителя встречного ТС можно и ближним светом фар, поднимаясь на крутой подъм.
Здесь ослеплнный водитель ни в коем случае не должен по инерции спускаться вниз вслепую. Нужно выполнить все те же самые операции, просто для этого придтся приложить больше усилий к органам управления. Для предотвращения подобных ситуаций нужно показать водителю встречного ТС о непереключенном свете фар, переключая несколько раз свет своих. Открытый колодец Часто на дорогах в наших городах можно не заметить открытые канализационные люки.
Они могут быть скрыты за неровностями дорог в виде подъмов или лужами. Вода, вылившаяся на проезжую часть с ровной поверхностью верный признак открытого источника подземных вод канализационного люка. Водителю, прежде всего, не следует торопиться пересекать такой водоем. Сначала нужно попытаться определить место положения люка. Это сразу будет видно, если из люка пробивается наружу вода.
Если определить место нельзя и объезд такого препятствия не представляется возможным, водитель ТС должен прямолинейно двигаться сквозь препятствие с минимальной скоростью, следя за малейшими изменениями глубины и вибрациями подвески автомобиля. После проезда такого водома водитель должен кратковременными нажатиями на педаль тормоза просушить тормозные колодки и диски. Дети Очень часто проезжая часть располагается недалеко от дворов домов и детских игровых площадок и
внезапно на дорогу может выкатиться мяч или выбежать ребнок. Выкатившийся мяч не представляет собой никакой опасности, но водитель должен насторожиться и снизить скорость, т.к. за мячом на проезжую часть может выбежать ребнок, не подозревая об опасности. Водителю ТС ни в коем случае нельзя пугать ребнка сигналом или большой скоростью. Это вызовет панику или эффект остолбенения у ребнка.
Так же не следует менять траекторию движения, т.к. ребнок будет рассчитывать свои движения исходя из прямолинейно двигающихся транспортных средств с постоянной скоростью. Литература 1. Андре Бонн. Мастерство управления автомобилем, Москва Транспорт 1992 г. 2. В.В. Волгин Учебник по вождению автомобиля, ООО Атласы автомобилей Москва 1999 г. 3. В. Я. Дымерский,
А. А, Костин. Технические средства обучения водителей автомобилей, Москва Высшая школа 1982 г. 4. В. Н. Иванов. Наука управления автомобилем, Тверь Мартин, Полина 1995 г. 5. С. М. Круглов. Все о легковом автомобиле, Москва 2000 г. 6. А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. Безопасность дорожного движения, Москва 1999 г. 7. С. В, Сабодахо. Методика производственного обучения водителей автомобилей,
Москва 1972 г.