САРАТОВСКИЙВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
кафедра УП и К
Предмет: уголовный процессКУРСОВАЯ РАБОТА
« ОСОБЕННОСТЬ ДОЗНАНИЯ ПО ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНОПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГОРАССЛЕДОВАНИЯ 4
2. Дознаниепо делам, по которым
обязательно производствопредварительного следствия 11
2.1.Дознание в Российской милиции 13
2.2.Дознание в армии и военно-морском флоте 15
2.3. Дознание в органах государственной безопасности 17
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях 18
2.5.Дознание в органах государственного пожарного надзора 18
2.6.Дознание в органах пограничной охраны 22
2.7.Дознание на морских судах, находящихся в дальнем
плавании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ВВЕДЕНИЕ
Слово«дознание» происходит от широко в прошлом распространенных русских слов«дознать», «дознаться», т. е. точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. Вкачестве юридического понятия это слово обозначает особую форму расследованияуголовных дел, осуществляемого управомоченными на это государственнымиорганами.
Дознание,–этодеятельность некоторых административных органов государства, вытекающая иззадачи предупреждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений,выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно ихназначением, а для других–особыми условиями, в которых они находятся, нзаключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событийпреступлений н в выявлении обстоятельств, препятствующих возникновениюуголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных иоперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения поуголовному делу предварительного следствия путем производства неотложныхследственных действий[1].
Ведьдознание–это одна из форм предварительного расследования. А процесс расследования,в соответствии с законом, начинается только с момента возбуждения уголовногодела, которому предшествует, да и то не всегда, истребование необходимыхматериалов и получение объяснений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Указанныечерты дознания, разумеется, могут включаться в его определение, но только приусловии, что они не будут превалировать над признаками, характеризующимисобственно деятельность по дознанию. Это тем более необходимо, чтоуголовно-процессуальный закон при всей своей лаконичности характеризует процессдознания довольно подробно. «Деятельность органов дознания,–говорится в ст.118 УПК РСФСР,– различается в зависимости от того, действуют ли они по делам,по которым производство предварительного следствия обязательно, или же поделам, по которым производство предварительного следствия не обязательно».
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГОРАССЛЕДОВАНИЯ
Вцелях укрепления законности в деятельности соответствующих должностных лиц дознаниепризнано одним из видов предварительного расследования, четко определеныусловия, формы и порядок его производства, и тем самым исключена возможностьсовершения органами дознания произвольных действий, не предусмотренных взаконе и могущих ущемлять права граждан. Поэтому как предварительноеследствие, так и дознание нами всегда рассматривались в качествепроцессуальной деятельности, проводились в строгом соответствии с законом и ихматериалы имели одинаковое доказательственное значение. В этом была и естьпринципиальная общность между этими двумя видами предварительного расследованияв советском уголовном процессе[2].
Советскийуголовный процесс различает две формы дознания. Первая из них проводится поделам, хотя и требующим производства предварительного следствия, но ввидунеотложности начатым органами дознания. В этом смысле дознание представляетсобой процессуальную деятельность по производству только неотложных,первоначальных, не терпящих отлагательства следственных действий поустановлению и закреплению следов преступления. Оно проводится до вступления вдело следователя, предшествует предварительному следствию и вместе с нимобразует единую стадию предварительного расследования по конкретному делу. Помере постепенного расширения круга дел, по которым обязательнопредварительное следствие, систематически расширялась и сфера примененияданной формы дознания в уголовном процессе. Сейчас она возможна по любомууголовному делу, если конкретные жизненные обстоятельства требуют немедленновозбудить это дело и предпринять по нему не терпящие отлагательства следственныедействия до того, как им займется сам следователь. При этом не имеетпринципиального значения, кому такое дело подследственно–следователям прокуратуры,Министерства охраны общественного порядка или Комитета государственнойбезопасности. Не меняют положения также признаки территориальнойподследственности: рассматриваемая форма дознания может проводиться и по делу,которое впоследствии подлежит направлению следователю другого района (города).Существование данной формы дознания обусловлено необходимостью наилучшегоиспользования возможностей некоторых государственных органов и должностныхлиц, связанных с охраной или обеспечением советского правопорядка, в целяхдостижения максимально быстрого, оперативного пресечения совершаемого преступленияи немедленного закрепления его следов, что вполне соответствует интересамдальнейшего усиления борьбы с преступностью, хотя в прошлом теорией и практикойдопускались в этом отношении некоторые перегибы, повлекшие за собой ненужноедублирование в работе органов дознания и предварительного следствия.
Втораяформа дознания имеет место по делам, но которым производство предварительногоследствия не считается обязательным. Перечень этих дел законодателемнеоднократно менялся, имея общую тенденцию к последовательному сокращению.Данная форма дознания фактически всегда проводилась органами милиции иприменялась самостоятельно: наряду с предварительным следствием. Онапредставляет собой процессуальную деятельность по расследованию возбужденногоуголовного дела в полном объеме, производится с соблюдением всех процессуальныхгарантии установления объективной истины и по существу приближается кпредварительному следствию. По этой причине целесообразность сохранения такойформы дознания в нашей юридическом литературе порою подвергалась сомнению.
Однако,имеются сравнительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытиекоторых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрениярационального и экономного расходования государственных средств представляетсянеоправданным расследование таких дел специальными следователями, ибо этоведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение егочисленного состава. Эти дела могут успешно расследоваться некоторымидолжностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтомузаконодатель с полным основанием сохранил дознание во второй его форме длянебольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающихобстоятельств, по присвоению чужого имущества, по незаконному изготовлению,сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыслом приотсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другимиводными добывающими промыслами, по незаконной охоте, по умышленной потравепосевов, незаконной порубке леса, нарушению паспортных правил, самоуправству,некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Президиума ВерховногоСовета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений вУголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместодознания может проводиться предварительное следствие, если это признаетнеобходимым суд или прокурор.
Такимобразом, в уголовном процессе в настоящее время успешно сочетаются как первая,так и вторая формы дознания. Они обе предпринимаются после возбужденияуголовного дела, являются полнокровной процессуальной деятельностью, ифактические данные, добытые в ходе их осуществления, признаются судебнымидоказательствами. С этой точки зрения нет принципиального, коренного различиямежду дознанием и предварительным следствием. Но в то же время нельзя отождествлятьэти виды предварительного расследования. Объединенные общностью задач,регламентируемые единым процессуальным законодательством и уравненные поюридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительноеследствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. Такоеразграничение идет по нескольким направлениям.
Поорганам. Предварительное следствиеведется следователями, т. е. должностными лицами специального назначения,имеющими своей основной задачей расследование наиболее серьезных и сложныхпреступлений, вскрытие конкретных условий и причин, способствующих ихсовершению, и развертывание на основе обобщения следственной практики системыпрофилактических мероприятий по предупреждению и искоренению общественноопасных деяний. Все они вне зависимости от их ведомственной принадлежностизанимаются только расследованием (а частично также возбуждением) уголовныхдел. Следователи ни прокуратуры, ни Комитета государственной безопасности, ниМинистерства охраны общественного порядка каких-либо других функций не имеют.Для производства же дознания каких-либо особых органов не существует. Онопроводится органами милиции, военным командованием, оперативными работникамиКомитета государственной безопасности, начальниками исправительно-трудовыхучреждений, органами государственного пожарного надзора, органами пограничнойохраны, а также капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, иначальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Всеони–административные учреждения и лица, для которых ведение дознания являетсятолько одной из стоящих перед ними задач. Эти учреждения и лица имеют ряддругих функций, предназначены главным образом для управления или обеспеченияпорядка в тех или иных сферах социальной жизни. В то же время они, выполняясвои основные обязанности, должны блюсти дисциплину и порядок, предупреждать,препятствовать и просекать их нарушение и оказывать содействие борьбе собщественно опасными деяниями. Поэтому закон возлагает на них и ведениедознания, однако, всегда лишь в той мере, в какой это вытекает из основногонаправления деятельности перечисленных органов и лиц и не мешает нормальномуее осуществлению.
Дажеприменительно к органам милиции, на долю которых падает фактически основнаячасть работы по дознанию, закон не предусматривает разграничение ихподразделений, служб и должностных лиц на административные и занимающиесярасследованием преступлений. Такое разделение мешало бы наиболее рациональномуиспользованию сил и средств этих органов и препятствовало бы успешномувыполнению возложенных на них задач по производству процессуальных действий вслучаях неотложной необходимости, нанося тем самым вред делу борьбы спреступностью.
Пометодам работы. Органы следствия входе выполнения возложенных на них задач пользуются только процессуальнымисредствами. Хотя при определенных условиях они могут предпринять розыскные ипроверочные действия, но это не всегда характерно для них. Деятельностьследователя сводится преимущественно к аналитической, тщательной и вдумчивойследственной работе, к полному и всестороннему исследованию фактов путемпроверки, анализа и оценки доказательств. Для него далеко не достаточныловкость, находчивость, умение разведывать и разыскивать. От следователя,помимо того, требуется высокая юридическая квалификация, точное соблюдениевсех процессуальных форм, письменное закрепление обнаруженных им фактических мданных и т. д. Между тем органы дознания всегда сочетают процессуальные иоперативно-розыскные меры. Закон прямо возлагает на них «принятиеоперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальнымзаконодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших».Таким образом, органы дознания в ходе своей деятельности предпринимают, с однойстороны, следственные действия, с другой–оперативно-розыскные мероприятия.Причем названные средства раскрытияпреступления принципиальноотличаются друг от другапо непосредственным целям, по форме, содержаниюкомногим другим признакам.
Оперативно-розыскнаядеятельность находится вне процесса и представляет собой основанную на законе иподзаконных актах систему мероприятий, связанных с использованием специальныхтактических и технических методов и средств с целью предупреждения, пресечения,раскрытия преступления и розыска совершивших его лиц. Многие из подобного родамероприятий требуют специальных познаний и подготовки, особых тактическихприемов и средств, потому они составляют исключительную компетенцию органовмилиции и комитета государственной безопасности.
Оперативно-розыскнаяработа, преобладающая в деятельности органов милиции и некоторых других органовдознания, часто основывается на личном наблюдении, па беседах с отдельнымигражданами и должностными липами, па слухах и на поведении подозреваемых впреступлении лип. Ее результаты сами по себе без подтверждения их в ходеследственных действий доказательственного значения не имеют, в письменномоформлении обычно не нуждаются. Они носят ориентирующий, информационный характер.Чтобы на их базе получить доказательства, необходимо или самим же органамдознания, или следователю предпринять следственные действия, наиболеецелесообразные в каждом конкретном случае. Потому принятие оперативно-розыскныхмер не может заменить производства следственных действий.
Вотличие от процессуальных действий оперативно-розыскные мероприятия не имеютзаранее установленной формы и в деталях нормами права не регламентируются.Чем в этой работе больше простоты, тем скорее достигаются ее цели. В настоящеевремя эта работа может и должна быть значительно усилена, тем более что объемдознавательской деятельности органов милиции по делам о преступлениях, покоторым производство следствия не обязательно, ныне сократился примерно в трираза.
Нои те, и другие направлены на раскрытие преступления, обнаружение виновного исобирание доказательств. Они удачно дополняют друг друга, посколькуоперативно-розыскные мероприятия позволяют выявить следы преступления и другиедоказательства по делу, а процессуальные действия–их закрепить, проверить иправильно оценить. Поэтому как в теоретическом, так и в практическом отношенияхнадо не только уметь отличать эти меры друг от друга, но уяснить формы и методыих сочетания, имея в виду то обстоятельство, что отрыв следственных иоперативных действий друг от друга нередко является основной причинойнекачественного расследования дела или даже приостановления его за нерозыскомобвиняемого и за необнаружением лица, совершившего преступление.
Похарактеру подследственных дел.Указанные различия между дознанием и предварительным следствием обусловливаютеще один признак, важный при разграничении этих видов предварительного расследования.Поскольку эти виды расследования проводятся различными органами и их деятельностьосуществляется неодинаковыми способами, постольку дифференцируются породовому признаку и сами дела, им подследственные. По закону дознаниепроизводится по тем категориям общественно опасных деяний, которые по своемухарактеру таковы, что они чаще всего учиняются в сфере управления иобщественного порядка. Эти деяния являются менее опасными, вскрываются чащевсего при осуществлении административных функций и обеспечении общественнойбезопасности. С точки зрения расследования они сравнительно простые, раскрываютсябыстро, в основном оперативно-розыскным путем, тогда как дела, по которымпроводится предварительное следствие, представляют большую общественнуюопасность, более сложны и в меньшей степени связаны с административнойдеятельностью тех или иных органов. Для раскрытия этих преступлений, хотяподчас тоже требуется значительная оперативно-розыскная работа, они всегдапредполагают большой объем следственных мероприятий.
Попроцессуальному режиму. В этомотношении разграничение предварительного следствия и дознания проводится подвум моментам: по процессуальным срокам и по процессуальным формам, связаннымс участием в предварительном расследовании потерпевшего, гражданского истца,гражданского ответчика, их представителей и защитника обвиняемого. Для ведениядознания устанавливается максимум месячный срок, для предварительногоследствия–двухмесячный. При определенных условиях продлить срок дознаниявправе прокурор района или города, а на продление сроков следствия уполномоченылишь вышестоящие прокуроры (ст. ст. 121, 133 УПК РСФСР). В предварительномследствии участвует защитник, а при проведении дознания в его любой форме–нет(ст. 47 УПК РСФСР). При окончании предварительного следствия могут ознакомитьсяс материалами дела и заявлять соответствующие ходатайства защитникобвиняемого, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители,при окончании же дознания им такое право не предоставляется: потерпевший,гражданский истец, гражданский ответчик и их представители органом дознанияизвещаются только об окончании дознания и направлении дела прокурору, поматериалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. ст. 120, 200–204 УПКРСФСР).
Законотверг имевшие в литературе место предложения о том, чтобы дознание было ещебольше упрощено и сведено по некоторым делам (хулиганство, кража и др.) ксоставлению протокола о происшествии, подлежащего немедленному направлению всуд. Принятие этих рекомендации могло нанести ущерб интересам установления объективнойистины по делу, ослабить гарантии права обвиняемого на защиту.
Постепени процессуальной самостоятельности.С этой точки зренияуголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям большесамостоятельности, нежели органам дознания.
Впрошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности органыследствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все указанияпрокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них.Следователь не наделялся правом давать органам дознания поручения и указания опроизводстве следственных и розыскных действий. Практически он и сам непринимал почти ни одного процессуального решения: на составленных имдокументах значилось «утверждаю» или «согласен» – «прокурор». Такое положениесковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью.Оно, кроме того, мешало действенной координации работы органов следствия идознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальныхотношений между прокурором и следователем.
Новоеуголовно-процессуальное законодательство изменило это положение. Онозначительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысилопроцессуальную самостоятельность следователя в отношении и прокурора, иорганов дознания и усилило их ответственность за качество и результативностьпредварительного расследования уголовных дел. В законе предусматривается, что«при производстве предварительного следствия все решения о направленииследствия и производстве следственных действий следователь принимаетсамостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получениесанкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное исвоевременное проведение.
Вслучае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качествеобвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлениидела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправепредставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своихвозражении. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящегопрокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю»(ст. 127 УПК РСФСР).
Этанорма закрепляет процессуальную самостоятельность следователя, расширяет егоправа, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении законности впредварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется на всехследователей, в том числе на следователей Министерства охраны общественногопорядка. Но органы дознания по-прежнему обязаны выполнять все указания прокурорапо делу, а при своем несогласии с этими указаниями могут лишь обжаловать ихвышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения. Такое положениеобъясняется не только разницей в квалификации следователей и работников органовдознания, но и спецификой их деятельности и возможностью дифференцированногоподхода к определению форм и методов прокурорского надзора за предварительнымследствием и дознанием.
Процессуальнаясамостоятельность следователя выражается теперь также в его праве даватьорганам дознания самостоятельно (не через прокурора) поручения и указания опроизводстве следственных и розыскных мероприятий, а равно требовать от нихсодействия при совершении тех или иных следственных действий. Органы жедознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и порученийследователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны общественногопорядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООПпрямо подчеркивается, что следователи в процессуальном отношении вполнесамостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иныепроцессуальные указания.
Все перечисленные обстоятельства тесно переплетаются между собой и всвоей совокупности позволяют четко разграничить предварительное следствие идознание, как два относительно самостоятельных вида расследования уголовныхдел в советском уголовном процессе. Но при рассмотрении соотношения дознания ипредварительного следствия задача заключается не только в выявлении этихотличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и форм,посредством которых достигается надлежащее взаимодействие между органамиследствия и дознания. В этом отношении процессуальное законодательствонамечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых являетсяодним из необходимых условий дальнейшего повышения качества предварительногорасследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенногопреступления.
2. Дознание по делам, покоторым обязательно производство предварительного следствия
Органамидознания являются[3]:
1)милиция;
2)командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — поделам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, атакже военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соединения, учреждения;
3) органы федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
4)начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — поделам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи сисполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях,совершенных в расположении указанных учреждений (пункт в редакции,введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998года N 117-ФЗ);
5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и онарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации (пункт в редакции, введенной вдействие с 18 апреля 1996 года Федеральным законом от 13 апреля 1996 года N30-ФЗ);
7)капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8)федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
9)таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренныхстатьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральнымзаконом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
Наорганы дознания возлагается принятие необходимыхоперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным закономмер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших[4].
Наорганы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимыхдля предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительногоследствия обязательно, или же по делам, по которым производствопредварительного следствия не обязательно.
Приналичии признаков преступления, по которым производство предварительногоследствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и,руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производитнеотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей[5].
Обобнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленноуведомляет прокурора.
Повыполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие (часть дополнена с 1 января1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
Послепередачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установленияпреступника, уведомляя следователя о результатах.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно,дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела[6].
2.1. Дознание в Российской милиции
Органымилиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайноуголовно-процессуальное законодательство не ограничивает круг дел, по которыммилиция может производить дознание. Это объясняется тем, что милиция посравнению не только с другими органами дознания, но и с органамипредварительного следствия имеет более разветвленный аппарат. Милиция ближевсего стоит к населению, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о готовящихсяили совершенных преступлениях, эффективнее могут осуществить неотложныедействия по установлению и закреплению следов преступления[7].
Недостаточночеткое разграничение функций милиции как органа дознания и функций органовпредварительного следствия нередко приводило к дублированию их работы, врезультате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии Vсозыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слаженной работы этихорганов (милиции и предварительного следствия) необходимо прежде всегочетко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт вих деятельности».
Вслучаях, когда производство предварительного следствия обязательно, милициявозбуждает уголовное дело и, руководствуясь правиламиуголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действияпо установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку,освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос потерпевших исвидетелей. В зависимости от характера дела используются те или иныетехнические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разработанныесоветской криминалистикой. Самостоятельная процессуальная деятельность милициипрекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполненынеобходимые неотложные следственные действия до истечения предельного10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполненыили не выполнены необходимые неотложные действия; по указанию прокурора, такжевне зависимости от проведения неотложных действий, но в пределах 10-суточногосрока.
Послетого как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция можетпроизводить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручениюследователя. Это ограничение не распространяется на оперативно-розыскныемеры, производимые с целью установления преступника.
Поделам, возбуждаемым самими органами предварительного следствия, всеследственные действия, включая и действия неотложные, производятся органом,возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначекак по поручению следователя.
Производстводознании стало одной из функций сотрудников аппаратов уголовного розыска, БХСС,других лиц оперативного состава милиции и участковых инспекторов милиции.Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовныхдел и производства по ним следственных действий в пределах, установленныхпроцессуальным законом.
Сложившаясяпрактика, однако, требует, чтобы постановления, выносимые оперативнымиработниками милиции о возбуждении уголовных дел, представлялись на утверждениеначальника отдела (отделения) милиции.
Постановлениео возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующейпроцессуальной деятельности лица, производящего дознание. Без этого постановленияне могут быть осуществлены никакие следственные действия, за исключениемосмотра места происшествия, проведение которого в случаях, не терпящихотлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уголовногодела.
Уголовноедело может быть возбуждено милицией по поводам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР.Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления исообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявления исообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток поним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе ввозбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности илиподсудности, если они относятся к делам частного обвинения.
Какпоказывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственныедействия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. Всвязи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобыдела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутреннихдел, возбуждались в основном ими. Соответственно милиция при обнаружениипреступления, по которому обязательно предварительное следствие, должнанемедленно уведомить об этом начальника следственного подразделения, чтобыосмотр места происшествия, возбуждение уголовного дела и другие неотложныеследственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такойвозможности все эти действия совершаются работниками милиции, производящимидознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право навозбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. Вслучае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзярассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.
Производстводознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная отвсех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только спроизводством предварительного следствия, но и с оперативно — разыскной, атакже с административной деятельностью милиции. Эффективность результатовдознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указаннаявзаимосвязь. При этом необходимо строжайшим образом соблюдать социалистическуюзаконность, каждое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуальногозакона.[8]
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте
Органомдознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСРявляются командиры воинских частей, соединений и начальники военныхучреждений. Наделение командира части правами органа дознания является однимиз средств укрепления дисциплины, воспитания военнослужащих в духе точноговыполнения законов, присяги, уставов и приказов начальников. Непосредственноерасследование преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командирачасти сроком на два года из числа наиболее подготовленных для этого офицеров.Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки производства дознания, назначаетсястаршим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел.
Назначениедознавателей не лишает командира части права в случае, когда он признает этонеобходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офицеровчасти. На время производства дознания дознаватель освобождается от выполненияпрямых служебных обязанностей.
Командирчасти как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждатьдознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными емувоеннослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебныхсборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВооруженныхСил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соединения, учреждения.
Получивсообщение о совершенном преступлении, командир части:
1) выносит постановление о возбуждении дознания и поручаетпроизводство последнего конкретному дознавателю;
2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военномупрокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, выносит постановлениео принятии дознания к своему производству. Не имея распоряжения командирачасти и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может приступитьк расследованию дела.
Наорганы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер,предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытиепреступления и установление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, чтодознание должно проводиться полно и объективно.
Припроизводстве дознания должны быть выявлены причины и условия, способствовавшиесовершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а такжепо предупреждению преступлений.
Вслучае совершения преступления, по которому обязательно производствопредварительного следствия, командир части обязан поступить в соответствии сост. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственныхдействий по установлению и закреплению следов преступления.
Уголовноедело должно быть возбуждено в день обнаружения преступления. Установленные вУПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постановленияо возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по которым обязательнопроизводство предварительного следствия, срок производства дознания не можетпревышать 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознавательне может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований,указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание котводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель являетсяначальником по службе или подчиненным лица, в отношении которого назначенодознание; б) когда будут установлены обстоятельства, указывающие нанеобъективное ведение им дознания.
Руководстводознанием осуществляет командир части. Назначив дознавателя, он обязан датьему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие следственныедействия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.
Надзорза точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военныйпрокурор, курирующий данную часть. Его указания для органа дознания являютсяобязательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованывышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК обжалование неприостанавливает их исполнения.
Прокурорумогут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подачаих не приостанавливает исполнения обжалуемых действий впредь до разрешенияжалобы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами,если признают это необходимым.
Дознавательобязан:
– составить план расследования и производить дознание встрогом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики,на территории которой производится дознание;
– руководствоваться Уголовным кодексом республики, натерритории которой совершено преступление;
— при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры длявсестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела;
– не разглашать материалы дознания;
– докладывать командиру части о всех выявленных в процесседознания нарушениях законов, уставов, приказов, постановлений, а также другихнарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления иличрезвычайного происшествия, для принятия мер по их устранению;
– принимать активное участие в работе по предупреждениюнарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы.
Дознавательпри производстве дознания имеет право:
– производить допросы военнослужащих (кроме командирачасти), а также рабочих и служащих и других граждан, являющихся свидетелямиили потерпевшими по делу;
– производить в расположении части осмотр необходимыхдокументов и получать подлинники или копии их для приобщения к дознанию;
– по делам, по которым предварительное следствие необязательно,самостоятельно принимать решения об объеме и последовательности производства необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда закономпредусмотрено получение санкции от прокурора, и нести полную ответственностьза их законное и своевременное проведение;
– докладывать непосредственно командиру части вопросы,связанные с производством дознания.[9]
2.3. Дознание в органах государственной безопасности
Согласноп. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государственной, безопасности наделены правами иобязанностями органа дознания по делам, отнесенным законом к их ведению.
Ст.126 УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия иподслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасностирасследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государственныхпреступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64–70 (измена Родине, шпионаж,террористический акт, террористический акт против представителя иностранногогосударства, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда),ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совершение особо опасныхгосударственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст.73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государстватрудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утратадокументов, содержащих государственную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79(массовые беспорядки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въездв СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б»и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военнуютайну).
Посколькувсе названные дела отнесены к ведению органов государственной безопасности, поним (в соответствии с законом) могут производиться дознания. Их производствоосуществляют офицеры органов государственной безопасности. При производстведознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального закона. Таккак по всем названным выше делам обязательно производство предварительногоследствия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком со днявозбуждения уголовного дела. В течение этого срока должны быть проведенынеотложные следственные действия по установлению и закреплению следовпреступления.
Оначатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляетпрокурора. При выполнении необходимых неотложных следственных действий, неожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следователюорганов государственной безопасности.
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях
Ст.117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовыхучрежденийимеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом качествеограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленногопорядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) опреступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении.Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении пораспоряжению начальника соответствующего учреждения.
Срокпроизводства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делупредварительное следствие. Если производство предварительного следствияобязательно, осуществляются лишь неотложные следственные действия, перечисленныев ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточногосрока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным,дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимаетвсе предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всехобстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.
Оначатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство дознаний висправительно-трудовыхучреждениях ведется с соблюдением всехтребований уголовно-процессуального закона.
2.5. Дознание в органах государственного пожарногонадзора
Органыгосударственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органамидознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Производстводознаний не является для этих органов единственной и основной их функцией.
Нарушенияпротивопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором онипроизошли, и формы вины квалифицируются в большинстве случаев по статьям УКРСФСР, по которым производство предварительного следствия являетсяобязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органыгосударственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясьправилами уголовно-процессуального закона, производить лишь неотложныеследственные действия по установлению и закреплению следов преступления:осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допросыподозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.
Возбуждениюуголовного дела может предшествовать предварительная проверка обстоятельствпожара, производимая органами государственного пожарного надзора, всоответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выявление наличияили отсутствия признаков преступления происходит путем получения объяснений,заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончаниипроверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированноепостановление об отказе в его возбуждении.
Поводомк возбуждению дела чаще всего служит непосредственное обнаружение на местепожара признаков преступления. Основаниями же для возбуждения дела о пожареявляются данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произошел врезультате умышленного поджога или неосторожного обращения с огнем; 2)сопровождался человеческими жертвами; 3) им причинен крупный материальныйущерб.
Втех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия(крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждениюнезависимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его возбуждения.Дело квалифицируется в таких случаях в зависимости от известных к этомувремени обстоятельств с последующим уточнением.
Составоперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара,формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которомупоручается дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор службы БХСС (припожарах в местах хранения товарно-материальных ценностей); участковыйинспектор; инспектор государственного пожарного надзора; эксперт-криминалист;инспектор — кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей всостав группы включается судебно-медицинский эксперт, а в случае гибелиживотных–ветеринарный врач.
Руководствогруппой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник,которому поручено производство дознания. Функции остальных участников группызаключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по прибытии на местопожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению егопричин, установлению и задержанию виновных лиц.
ИнспекторБХСС устанавливает время проведения последней ревизии или инвентаризациитоварно-материальных ценностей, хранившихся на объекте пожара, принимает мерык обнаружению бухгалтерской документации, относящейся к хранившимсяматериальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учетуостатков сохранившихся материальных ценностей, проводит мероприятия поустановлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.
Участковыйинспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей иочевидцев пожара, собирает информацию, которая может иметь значение дляустановления причин пожара и виновных лиц.
Инспекторгосударственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушенияпожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре местапожара, в установлении причин, времени и места возникновения пожара, помогаетотыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре иучаствует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненныхпожаром.
Эксперт-криминалист,выполняя при осмотре функции специалиста, помогает следователю или дознавателюб обнаружении, фиксации, изъятиии упаковке различных следов и вещественных доказательств.
Инспектор-кинологприменяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или жепроизводит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником.
Успехв работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения.Помимо следственного портфеля или следственного чемодана в ее распоряжениидолжны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель,фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство дляограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следовгорючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным образом снижаетэффективность работы группы.
Осмотрместа пожара является не только неотложным, но и обязательным следственнымдействием, без производства которого трудно, а чаще всего невозможноустановить причины пожара и виновных в нем лиц.
Всоответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не терпящих отлагательства,осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.
Еслина место пожара выехал следователь, руководство осмотром осуществляет он. Еслиже следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, егофункции выполняет дознаватель.
Основныеособенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С цельюориентации в обстановке происшествия на месте пожара выявляются и краткоопрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица,последними уходившие из помещения, в котором произошел пожар. Если к моментуприбытия на место пожараон полностью не потушен, это не может служитьпрепятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматриваетсяприлегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов иброшенных им предметов.
Лицо,производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, чтозначительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушениипожара. Они могут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следыпреступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этогоцелесообразно опросить (а при необходимости в последующем и допросить)пожарных, производивших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, внесенныев обстановку как в момент тушения пожара, так и позже. Без учета полученныхтаким путем данных могут быть сделаны ошибочные выводы, которые позднее невсегда удается исправить.
Осмотрпроизводится как статическим, так и динамическим методом, однако уже пристатическом осмотре нередко удается определить причину пожара. Тем не менееосмотр не прекращается. При динамическом осмотре продолжаются выявление ификсация доказательств, подтверждающих установленную причину. Если же пристатическом осмотре причина возникновения пожара остается неясной иливозникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение.Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопкиостатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемыхочагов пожара.
Приналичии человеческих жертв осмотр должен производиться следователемпрокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествиявместе с судебно-медицинским экспертом.
Данныеосмотра места пожара если и не позволяют непосредственно установить причинупожара, то всегда дают материал для построения версий. При этом учитываютсяследующие факторы: количество выявленных очагов пожара, их расположение;наличие признаков взлома и других следов; техническое состояние приборов,находившихся на объекте пожара; особенности возникновения и развития пожара;время, прошедшее с момента окончания работ на объекте до возникновения пожараи др.
Кчислу признаков, позволяющих выдвинуть версию о поджоге, относятся:множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средствподжога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнаружениепредметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных,указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространениюогня; преднамеренное выведение из строя предметов тушения пожара, средствсвязи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытиядругого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).
Правозадержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органугосударственного пожарного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование.Следовательно, ответственность за соблюдение процессуальных условий задержаниялежит на начальнике органа дознания.
Припроизводстве по делам о пожарах могут допрашиваться подозреваемые, потерпевшие,свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в тушениипожара, очевидцы, представители администрации учреждений и предприятий, накоторых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояниеобъекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектомпожара.
Несуществует единой для всех случаев схемы допроса.
Выявивпричины и условия, способствовавшие возникновению пожара, органыгосударственного пожарного надзора вносят в соответствующие организациипредставления с предложением о срочном их устранении.
Проведянеотложные следственные действия, органы государственного пожарного надзора непозднее чем через 10 суток передают дело по подследственности соответствующемуследственному органу. После передачи дела следователю органы государственногопожарного надзора, как и иные органы дознания, могут производить следственныеи розыскные действия только по поручению следователя.
2.6. Дознание в органах пограничной охраны
Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственной границе СССР,принятый Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 г.,[10]перечисляя в ст. 29 основные права пограничных войск, устанавливает их правовести дознание по делам о нарушениях государственной границы СССР–предприниматьнеобходимые оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски,допросы и другие необходимые следственные действия в соответствии суголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
Вбольшинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик указывается, чтоорганами дознания по делам о нарушениях государственной границы являютсяорганы пограничной охраны.
Приобнаружении нарушения границы и задержании нарушителя пограничным нарядомвыполняются следующие действия: принимаются меры к сохранению следов;составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчивается схемаместа задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личныйдосмотр нарушителя в присутствии лиц, его задержавших; производится изъятиедокументов и предметов, оказавшихся у задержанного или обнаруженных вблизиместа задержания; составляется опись изъятых документов и предметов; у нарушителяберутся письменные объяснения; составляются письменные докладные записки обобстоятельствах задержания военнослужащими– участниками наряда и гражданскимилицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника пограничного отрядаоформляется рапорт о задержании.
Законпредусматривает право приглашать в подразделения пограничных войск гражданскихи иных лиц для выяснения обстоятельств нарушения государственной границы СССР,се режима, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственнуюграницу СССР. В необходимых случаях выяснение обстоятельств указанных нарушенийможет осуществляться и в иных местах (п. 6 ст. 29 Закона).
Дознаниепо поводу нарушения или попытки нарушения государственной границы могут вестиофицеры пограничных застав, отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов идругих подразделений пограничных войск. При производстве дознания онируководствуются УПК России и той союзной республики, на территории которойсовершено нарушение государственной границы.
2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнемплавании
Органамидознания на морских судах, находящихся в дальнем плавании, являются капитанысудов.ю
Привыполнении функций органа дознания капитан обязан руководствоваться уголовным иуголовно-процессуальным законодательством, положениями Кодекса торговогомореплавания Союза ССР и инструкцией «О выполнении функций органов дознанияна морских судах, находящихся в плавании».[11]
Преступленияна борту судна могут быть совершены во время пребывания судна в порту СССР, виностранном порту и в дальнем плавании. Порядок производства дознания в каждомиз этих случаев имеет свои особенности.
Еслипреступление, предусмотренное уголовным законодательством России или другойреспублики, на территории которой расположен порт, совершено во времяпребывания судна в порту, капитан судна на основании ст. 59 Кодекса торговогомореплавания Союза ССР обязан передать лицо, совершившее преступление, местнымвластям. По их требованию им же должны быть переданы орудия преступления, вещественныедоказательства, документы, а также представлены свидетели из числа членовэкипажа и данные, необходимые для расследования уголовного дела.
Вовремя пребывания судна в иностранном порту все находящиеся на судне членыэкипажа и пассажиры полностью подпадают под действия уголовных законов тогогосударства, в котором расположен порт стоянки судна. Компетентные органыэтого государства вправе применять в этих случаях свою юрисдикцию.
Втех случаях, когда между Россией и иностранным государством заключеносоглашение, предусматривающее неприменение при определенных правонарушениях,совершенных на борту судна, юрисдикции данного государства, расследование такихправонарушений производится в порядке, определенном инструкцией о выполнениифункций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании.
Практиканекоторых прибрежных государств в определенных случаях исключает применениеюрисдикции этих государств и при отсутствии специальных соглашений по этомуповоду. Соответствующие сведения о существующей в данное время практике капитансудна или лицо, им уполномоченное, могут получить у консула России.
Припроизводстве дознания в связи с преступлением, совершенным во время пребываниясудна в иностранном порту, могут потребоваться показания иностранных граждан.Производство допросов граждан иностранного государства и другие действия спривлечением последних к расследованию могут иметь место не иначе как сразрешения компетентных иностранных властей. Данное правило, однако, нераспространяется на случаи приобщения к материалам дознания заявлений исобственноручных объяснений иностранных граждан, а также писем и всякого родадокументов, имеющих отношение к расследуемому делу.
Вслучаях, когда в ходе расследования возникает необходимость обратиться засодействием к иностранным властям по месту нахождения судна, капитан вступает всношение с ними через посредство ближайшего консула СССР. Указания последнегоявляются в этих случаях для капитана обязательными.
Документы,составленные при участии иностранных властей или исходящие от них, подлежатконсульской легализации. Приобщение их к делу при отсутствии такой легализациидопускается лишь в случаях, когда она по каким-либо причинам не могла иметьместа.
Еслипреступление совершено на борту судна во время плавания в открытом морс,дознание производит лично капитан судна или по его поручению лицо командногосостава судна.
Согласноинструкции капитан или лицо, им уполномоченное, обязано: а) принятьпредусмотренные законом меры в целях обнаружения преступления и лиц, егосовершивших; б) принять меры к предупреждению и пресечению преступления.
Припроизводстве дознания должны быть установлены следующие обстоятельства: а)действительно ли совершено преступление и какое именно; б) когда совершенопреступление; в) место на судне, где преступление совершено и где находилосьсудно в момент совершения преступления; г) при каких обстоятельствах, какимспособом, с применением каких орудий и средств совершено преступление; д) ктосовершил преступление, сведения, характеризующие лицо, совершившеепреступление; е) какие причины и условия способствовали совершению преступления; ж) последствия преступления; з) другие обстоятельства, имеющие значение длядела.
Изприведенного перечня следует, что в его основе лежат обстоятельства, подлежащиедоказывайте согласно ст. 15 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР исоюзных республик с некоторой детализацией, вытекающей из спецификирасследования, производимого на судне, находящемся в плавании.
Сцелью установления указанных обстоятельств капитан или лицо, выполняющее по егопоручению функции дознавателя, обязано произвести неотложные следственныедействия по установлению и закреплению следов преступления. К числу этихдействий инструкция относит: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование,задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а такжедругие действия, которые в условиях плавания судна могут иметь значение неотложных.
Руководстводознанием осуществляет прокурор по месту приписки судна. О происшедшем событиипреступления ему сообщается в течение суток теми средствами связи, какие имеютсяв распоряжении капитана судна.
Осуществляянадзор за точным исполнением законов при производстве дознания, прокурор можетпользоваться любыми средствами связи, применяемыми на морском флоте.
Юрисдикцияоргана дознания в лице капитана, в момент нахождения судна в плавании,распространяется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех другихнаходящихся на судне лиц, за исключением лиц, пользующихся дипломатическимиммунитетом.
Инструкцияо выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании,регламентирует права и обязанности лица, осуществляющего дознание, В ней указывается,что капитан или другое лицо, осуществляющее функции органов дознания, обязано:а) строго руководствоваться требованиями уголовного, уголовно-процессуальногозакона; б) принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего,полного и объективного исследования обстоятельств дела; в) не разглашатьматериалы дознания.
Материалыдознания передаются капитаном судна прокурору в первом порту России по путиследования судна или пересылаются, как было указано выше, с капитаномпопутного судна в ближайший советский порт. Прокурор при согласии с материаламидознания направляет их по подследственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействием между органами предварительного следствия и дознания подразумеваетсяоснованная на законе согласованная деятельность должностных лиц этихгосударственных учреждений, направленная на раскрытие преступления иизобличение виновных, пресечение и предупреждение чьей-либо преступнойдеятельности и возмещение причиненного материального ущерба путем наиболеерационального сочетания методов, применяемых этими органами. Целью такоговзаимодействия служит максимальное объединение сил и средств органов следствияи дознания в борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходерасследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскныхфункций, получение таким путем наиболее эффективных результатов восуществлении задач советского уголовного судопроизводства.
Посколькууспешное раскрытие многих преступлений зависит от разумного сочетанияследственных и оперативно-розыскных мероприятий, надо всегда стремиться кустановлению самого тесного контакта между органами следствия и дознания ичеткого их взаимодействия. Вопросы такого взаимодействия должны найтиотражение в планах расследования дел, при составлении которых следователямцелесообразно учитывать соображения и предложения работников органов дознания,обладающих широкой ориентировкой в оперативной обстановке.
Взаимодействиепредполагает взаимную помощь органов следствия и дознания друг другу напротяжении всего предварительного расследования конкретного дела, взаимнуюинформацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятии и совместную ответственностьза раскрытие преступления и изобличение виновных. Формы и методы взаимодействиязависят от специфики расследуемого дела.
Вопрос о взаимодействии между органами следствия и дознания касаетсяглавным образом уголовных дел, по которым по закону обязательно предварительноеследствие. По остальным делам он практически не возникает, ибо они полностьюрасследуются только органами дознания и здесь роль следователей может выражатьсялишь в оказании помощи органам дознания в повышении их профессиональногомастерства и деловой квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бажанов М.И., Каган А. Д.Производство дознания в органах милиции. — М.: «Юридическая литература», 1965.
2. Ведомости Верховного Совета СССР,1982, № 48.
3. Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительноеследствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.
4. Крылов И.Ф., Бастыркин А.И.Розыск, дознание, следствие.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.
5. Ларин А.М. Расследование поуголовному делу: процессуальные функции.- М.: «Юридическая литература», 1986.
6. О дознании в Вооруженных Силахсм.: Основы советского военного законодательства. — М., 1972.
7. Руководство для следователей / Подред. Жогина Н.В. — М.: «Юридическая литература», 1971.
8. УПК РСФСР (с изменениями на 10апреля 2000 года). // Компьютерная информационно-правовая база«Гарант»