Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь

Введение
Актуальностьтемы исследования определяется особенностями социально-экономических процессовв современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночнымотношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострилисьсуществовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые,связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самогоработника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учетаэтих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняетвозможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержаниязанятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижениевысокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политикигосударства. При осуществлении политики занятости государству приходитсясегодня не столько управлять социально-трудовыми отношениями, сколькозаниматься вопросами их урегулирования. В настоящее время в Беларусинаблюдается все больший перекос в сторону регионального регулирования занятостии безработицы, поскольку этот уровень власти способен максимально приблизитьпредпринимаемые меры по социальной защите безработных и совершенствованиюсистемы занятости к особенностям того или иного региона.
Исходяиз вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения ибезработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которыеслужат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционированияи развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
Объектомисследования является Республика Беларусь.
Предметомисследования является рынок труда и занятость населения.
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы иполитики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующиезадачи:
– выявить причины безработицы
– исследовать рынок труда
– оценить современное состояние безработицы в РеспубликеБеларусь
Для написания курсовой работы были использованы методы научногоисследования, такие как диалектический метод, исторический метод, методсравнительного анализа и группировки данных.
Принаписании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия,статьи по исследуемой проблеме.

1.Безработица как социально-экономическое явление
1.1Понятие безработицы, ее формы и виды
Безработица– сложное, многоаспектное социально-экономическое явление рыночной экономики.
Безработица– такое состояние в экономике, когда способные и желающие работать по наймуработники, не могут найти работу по специальности или вообще работу.Безработица определяется как наличие в обществе лиц определенного возраста(обычно старше 16 лет), не имеющих приносящей доход работы, пригодных к труду изанятых поиском работы.
Безработным(по определению Международной организации труда) считается тот, кто в данныймомент не имеет работы, но ищет ее, готов к ней преступить и не имеет другихисточников дохода, кроме зарплаты в сфере оплачиваемой занятости.
Дляраскрытия экономического понятия безработицы важно найти ответы на вопросы:какие причины безработицы, в каких формах она существует, какое современноесостояние безработицы? С позиций разных экономических школ по-разномутрактуются причины безработицы. Исходя из имеющихся в экономической наукеконцепций занятости, можно выделить следующие подходы к объяснению причинбезработицы:
1) избыточное народонаселение (мальтузианство)
2) рост органического строения капитала (марксизм)
3) высокий уровень зарплаты (классики, неоклассики)
4) недостаточность совокупного спроса (кейнсианство)
5) негибкость рынка труда, неспособность его быстрореагировать на структурные сдвиги в экономике (монетаризм).
Некоторыеисследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая(традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующимобразом.
Безработицабывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеетсвои виды.
Естественнаябезработица – допустимый резерв рабочей силы, который способен быстроизменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественнаябезработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман.Поскольку естественная безработица зависит от многих факторов (минимумазаработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и ихпособий, развитости профсоюзов и т.д.), то ее уровень различные авторыопределяют по-разному. Фактически он повышается.
Фрикционнаябезработица – временная незанятость, связанная с поиском нового места работы.Фрикционная безработица связана с динамичностью рынка труда, сохраняется прилюбом его состоянии, в том числе и в условиях его сбалансированности, скореепоказывает эффективность работы рыночных механизмов, чем его сбои. Фрикционнаябезработица охватывает довольно значительные слои населения, по временинепродолжительна (от 1 до 3 месяцев). Работники не теряют своихпрофессиональных навыков и квалификации, они ищут более выгодные условияприменения своей рабочей силы. Наличие фрикционной безработицы позволяетработнику более полно реализовать свои способности, а обществу иметь большепроизводительных работников. По этим причинам фрикционную безработицу можноназвать добровольной.
Добровольнаябезработица – та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать покаким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не естьбезработица. Сюда включаются различные категории лиц: богатые, не нуждающиеся вдоходах от труда; получающие доходы от государства, находящиеся на иждивениисупругов; люди с низкой квалификацией, которые не могут получить высокиезарплаты; те, кто предпочитает бродяжничество как образ жизни.
Институциональнойбезработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональныминормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могутснизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.
Истиннаябезработица представлена следующими видами.
Структурнаябезработица – это такая безработица, которая возникает под воздействиемкрупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом.При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, ипотребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться. Структурнаябезработица отличается от фрикционной как более продолжительными сроками (6 мес.и более), так и характером. При фрикционной безработице работники имеютвозможность осуществить выбор работы и реализуют эту возможность, а приструктурной безработице рыночная экономическая система заставляет делать выбор.Если фрикционная безработица – продукт динамичности рынка труда, то структурнаябезработица – результат динамичности производства, неспособности рынка трудаэффективно решать проблемы занятости.
Структурнаябезработица является более сложной проблемой для общества, так как структурнаябезработица не только неизбежна, но и постоянно существует, достаточнопродолжительная по срокам. В современном обществе проблемы возникают из-завынужденной безработицы, они создаются безработными, которых уволили с работыне по собственному желанию.
Технологическаябезработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращениеработающих из-за внедрения новой техники и технологии.
Региональнаябезработица – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим,этническим и др.) для отдельного региона.
Циклическаябезработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадамипроизводства и кризисами.
Циклическаябезработица – вынужденная безработица, возникающая в условиях экономическогоспада, нехватки совокупного спроса, отсутствия достаточного количества рабочихмест для всех желающих работать. Иначе говоря, это ситуация, когда работуодного работника фактически выполняют два.
1.2Количественная характеристика безработицы
Измерениебезработицы достаточно непростая задача. Статистика безработицы весьманесовершенна. Есть трудности в определении численности рабочей силыбезработных, а также занятых, поскольку к безработным относятся желающиеработать, а не зарегистрированные на бирже.
Вэкономической теории принято все трудоспособное население классифицировать назанятых и безработных – экономически активное население, и не входящих в составрабочей силы – экономически неактивное население. К ним относятся те, кто хотелбы работать, но отчаялся найти работу и прекратил ее поиски, а также учащиесяочных форм обучения, пенсионеры, домохозяйки, бездомные, занятые нанеоплачиваемой общественной работе, оказывающие добровольные, бесплатные услугисоциально слабым слоям населения.
Количественнуюхарактеристику безработицы дают два основных показателя: уровень ипродолжительность безработицы.
Уровеньбезработицы – отношение количества полностью безработных, зарегистрированныхофициальными службами, к общему количеству экономически активного населения,выраженное в процентах:
             число зарегистрированных безработных
U =_________________________________________х100
      численность экономически активного населения

гдеU – уровень безработицы
Продолжительностьбезработицы измеряется средним количеством времени (месяцев), в течениекоторого незанятые остаются без работы. Если безработные находят быстро работу,то это не создает экономических проблем, социальной напряженности в обществе.Серьезные трудности у общества возникают при наличии длительной безработицы.Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другогопоказателей.
Вотличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации вслужбе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использованиевозможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетомтерриториальных особенностей, а также отраслевых и демографических [4].
1.3Отраслевые аспекты безработицы и занятости
Технологическаябезработица проявляется в отрасли материального производства. Данным видомбезработицы охвачены работники ручного труда, работающие с низкойквалификацией. Технологическая безработица вызвана переходом к новым поколениямтехники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, потребностьюв работниках нового уровня квалификации и новых профессий. Для преодолениятехнологической безработицы необходимо осуществить переподготовку работников,использовать работников ручного труда в процессах, не требующих высокойквалификации, на основе диверсификации производства, способствовать развитиюсферы услуг.
Структурнаябезработица преобладает в таких отраслях как промышленность, строительство,транспорт и связь. Причинами структурной безработицы является закрытиеустаревших предприятий и производств, сокращение продукции ряда отраслей,несовпадение спроса и предложения на рынке труда в профессиональном ирегиональном разрезе. Решить проблему со структурной безработицей позволяютобщегосударственные и территориальные программы помощи в перераспределении ипереподготовки кадров, выплаты пособий на период переподготовки итрудоустройства, поддержка в формировании ресурсосберегающих производств.
Фрикционнойбезработицей подвержены все сферы занятости, так как желающие сменить местоработы по каким-либо причинам имеются во всех отраслях рынка труда. Это связанос тем, что рынок труда не совершенен в техническом функционировании,отсутствует информация о наличии рабочих мест, граждане стремятся лучшеприменить свои способности. Уменьшить фрикционную безработицу позволяетразвитие служб занятости, создание разветвленной информационной системы службзанятости.
Сезоннойбезработицей охвачены работники сезонных производств. Причинами сезоннойбезработицы являются сезонные колебания в объеме производства некоторыхотраслей. Преодолеть сезонную безработицу позволяет гибкое сочетание различныхвидов труда (сельскохозяйственного, индустриального и т.д.). Скрытаябезработица проявляется во всех сферах занятости. Причиной является наличиеизлишних рабочих мест на предприятиях и в организациях. Путь преодоленияскрытой безработицы – дифференцированная региональная политика: ускоренноеразвитие трудоемких производств товаров народного потребления и услуг,социальной инфраструктуры, агропромышленно-строительной интеграции; созданиесети мелких производств с использованием надомного труда.
Региональнаябезработица охватывает трудовые ресурсы трудоизбыточного региона. На сокращениерегиональной безработицы направлены общегосударственные целевые программы.
1.4Регулирование рынка труда
Методырегулирование рынка труда следует подразделить на группы:
–  прогнозированиеструктуры занятости и рынка труда.
–  мерыпо регулированию занятости населения.
–  мерыпо социальной защите населения.
Вэкономической литературе рассматриваются шесть основных подходов к проблемеформирования прогнозов занятости. Согласно первому из них, первичным впрогнозировании является определение потребности народного хозяйства в рабочейсиле. Такой подход не обеспечивает учета реального предложения рабочей силы.
Второйподход предполагает, что разработка народнохозяйственного прогноза начинается сопределения синтетических показателей развития экономики.
Третийподход заключается в том, что одновременно решаются задачи удовлетворенияпроизводства в рабочей силе и населения в работе. Подобный метод применяется ктрудовым ресурсам, которые нельзя изъять из сферы производства или сразуувеличить их численность.
Четвертыйподход предполагает разработку перспектив развития народного хозяйства, котораядолжна начинаться не с определения потребности в рабочей силе, а с прогноза еепредложения.
Пятыйподход исходит из необходимости обеспечения определенным числом рабочих местежегодного естественного прироста трудовых ресурсов и относительного избыткавысвобожденной рабочей силы.
Шестойподход связан с построением взаимосвязанных прогнозов демографических процессови динамики воспроизводственной, отраслевой и территориальной структурыэкономики, уровня производительности труда, изменения доли участия вобщественно полезном труде женщин, пенсионеров и т.д.
Болееподробно прогнозирование структуры занятости и рынка труда рассмотрим напримере отраслевой структуры занятости.
Прогнозированиеотраслевой структуры занятости в промышленности по республике в целом и вразрезе ее областей (регионов) осуществляется по следующей схеме:
1.  Определяетсяобщая численность занятых в промышленности. Ее можно исчислить двумя способами:а) методом экстраполяции, используя данные демографического прогноза ипроведенного ранее анализа динамики численности занятых за предшествующийпериод; б) путем расчета численности занятых в народном хозяйстве и в промышленности.
2. Рассчитывается численность занятых в разрезеотдельных под отраслей и производств отрасли.
3. Проверяется условие обеспечения балансовогоравенства между показателями общей занятости в отрасли и суммой занятогонаселения по ее отдельным под отраслям.
4. Определяется численность занятых в отрасли,например в промышленности отдельных регионов республики.
5. Проверяется условие обеспечения балансовогоравенства между показателем общей занятости, например в промышленностиреспублики, и суммой занятого в промышленности населения по регионам.
6. По каждому региону республики рассчитываетсяпрогнозируемая отраслевая структура занятости в отраслях, например впромышленности, и проверяется условие обеспечения балансового равенства междупоказателем общей занятости в промышленности и суммой занятого населения по ееотдельным отраслям.
Анализ структуры занятости позволяет определить тенденции динамикизанятости в отдельных укрупненных отраслях. Так, цепные, базисные исреднегодовые темпы роста численности работников, фактическая доля занятых втой или иной отрасли в течение рассматриваемого периода, ее динамика исреднегодовой уровень дают возможность определить на прогнозируемый периодтенденцию изменения численности работающих в данной отрасли (рост, стабилизацияили сокращение).
Группировкаотраслей по темпам их развития и уровню высвобождения работников вдетализированном виде дает картину структурного изменения промышленногопроизводства и соответствующей ему динамики занятости работающих [8].
Пример группировки отраслей промышленности Республики Беларусь поуровню темпов роста объемов их производства приведен в таблице 1.
Таблица 1. Группировка отраслейпромышленности по темпам роста объемов и производства в РБНаименование группы отраслей Интервалы группировочного признака (динамика объема торговой продукции, %) Число отраслей и подотраслей Темпы роста (снижения) численности работающих, % Отрасли, сворачивающие производство до 100 60 96,4 Отрасли, развивающиеся стабильно 100-110 123 100,5 Отрасли, значительно увеличивающие объем производства 110-120 22 106,0 Отрасли, ускоренно развивающиеся (преимущественного развития) 120 и выше 9 223,9 Итого по промышленности 214 98,1
Государственнаяполитика занятости выражается в широком наборе мер воздействия на спрос ипредложение труда, важнейшие из которых следующие:
–  помощьв трудоустройстве, организуемая через биржи труда (биржи труда неограничиваются пассивной регистрацией безработных, а оказывают содействие людямв поиске работы в соответствии с квалификацией, способностями, здоровьем,помогают предприятиям в поиске рабочей силы);
–  программыпо увеличению рабочих мест путем прямого создания их в государственном сектореи стимулирования найма новых работников в частном секторе посредствомпредоставления предпринимателям налоговых льгот, субсидий на зарплатунанимаемых работников (эти стимулы создаются главным образом предпринимателям,сохраняющим и создающим новые эффективные рабочие места);
–  системапереподготовки кадров, разработка программ обучения безработных, работников,находящихся под угрозой безработицы;
–  специальныецелевые программы трудоустройства молодежи, женщин, длительно неработающих,инвалидов;
–  поддержкамалого и среднего бизнеса, самозанятости посредством предоставления льготныхкредитов, а также субсидий безработным, желающим иметь собственное дело;
–  стимулированиетерриториальной мобильности рабочей силы;
–  организацияобщественных работ[4].
Методыи меры по регулированию занятости делятся на две группы: активные и пассивные.Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительныхсфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовкикадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат назаработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятсяассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.
ВРБ выполняются ежегодные республиканские программы занятости, но в сферезанятости сохраняются неблагоприятные тенденции: высокая продолжительностьбезработицы, распространена скрытая безработица, недоиспользуется рабочая силана предприятиях, медленно создаются и обновляются рабочие места, несбалансированы спрос и предложение рабочей силы. С учетом этих проблем будутпредопределяться в дальнейшем приоритеты государственной политики занятости РБ,направления ее совершенствования, изыскиваться возможности решения самойнастоятельной для занятости в наших условиях проблемы – создание экономическиэффективных рабочих мест [4].
Системасоциальной защиты предполагает совокупность мер по регулированию доходов иуровня жизни населения. Она включает следующие компоненты:
1.  мерыпо регулированию уровня жизни (обеспечение минимальной оплаты труда; регулярныйпересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета;компенсация, адаптация и индексация доходов; обеспечение социальной помощибедным; денежные выплаты из фондов общественного потребления – пенсии, пособия,стипендии; обеспечение льгот, связанных с условиями труда, жилье; возможностибесплатного образования, бесплатного медицинского обслуживания);
2. меры по регулированию доходов (совершенствованиеоплаты труда; дифференцированное налогообложение предприятий и граждан).Мероприятия по соцзащите населения финансируются государством.
безработица труд рынок

2.Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь
2.1Безработица явная и скрытая
Полнойстатистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройстваправомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочихмест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица официально былапризнана в стране в 1991 году, тогда же появились и первые безработные.Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятсятрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживаютна территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаютсяпредпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведенияхили не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службезанятости [1].
Прианализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока:численность обратившихся в службу занятости граждан, количествозарегистрированных в качестве безработных в течение года и численностьсостоящих на учете на конец отчетного периода. За 1991–202010 годы параметрыэтих потоков возросли, но в разной степени.
В2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительновозросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. Ворганах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г.зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г.составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%).
Такаядинамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда посохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисныхусловиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработнымии нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполненииимевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращенииих на рабочие места.
Так,в 2010 г.на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью втрудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% отчисла обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных
Вместес тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали навызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращенияпродолжительности рабочего времени и предоставления «административных»отпусков. В 2010 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячнойчисленности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как впрошлом году –7,3%.
Общееколичество неотработанного времени в 2010 г. составило 1,4 млн.человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначноежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В сентябре 2010 г.по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных наработу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс.человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска поинициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.
Заэтими показателями – скрытая безработица, уровень которой можно определитьтолько косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данныхофициальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного,но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (вэквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие скорректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить,что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась впределах 4%. Подобная оценка непретендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяетпрогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятийи при возможном высвобождении работников.
Вструктуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженнойконкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53%в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30лет (42,4% о) –те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.
Отметим,что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г.в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых,средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнембезработицы.
Мировойфинансово-экономический кризис отразился на показателях занятости не системнымиизменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом сталиприостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста зарплат.При благоприятной конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходноезначение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранитсядисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительноститруда.
Экономическаяситуация на местах заставила нанимателей обратить внимание на квалификацию иэффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Дляэтого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент –постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которымвнесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки,вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляетсявозможность для квалифицированных и ценных работников разработать программымотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать [9].

2.2Создание рабочих мест в малых городах
Однойиз главнейших задач Государственной комплексной программы развития регионов,малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, утвержденной УказомПрезидента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственнаяпрограмма), является обеспечение занятости населения, проживающего в малыхгородах.
Поставленнаязадача решается комплексно, через реализацию мероприятий Государственнойпрограммы, а также ежегодно разрабатываемой Государственной программысодействия занятости населения. Так, в «Плане мероприятий на 2009 год повыполнению Государственной программы содействия занятости населения РеспубликиБеларусь на 2009–2010 годы», утвержденными постановлением Совета МинистровРеспублики №1509, которым внесены изменения в постановления от 30 октября2008 года №1640 и от 25 января 2010 года №87 (далее – Программа), приоритетное внимание в которойуделено обеспечению занятости населения в малых и средних городских поселенияхс уровнем безработицы, превышающем этот показатель в среднем по области и пореспублике.
ВПрограмму включен 21 малый город с наиболее сложной ситуацией на рынке труда.По каждому малому городу реализуются меры, разработанные с учетом спецификитерриторий, максимально детализированные и скоординированные с основнымипоказателями Государственной программы, и направленные на обеспечение занятостинаселения и снижение уровня безработицы.
Основнымаспектом в обеспечении занятости населения является создание рабочих мест.Программой установлено задание по созданию 175,365 тыс. рабочих мест в целом пореспублике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах. [2]
– За2010 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, втом числе 639 рабочих мест – нанимателями с выделением бюджетной ссуды изсредств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальнойзащиты.
Таблица2. Количество созданных рабочих мест по областямОбласть Количество созданных рабочих мест в тыс. в% Брестская 2,4 63 Витебская 2,5 83,1 Гомельская 1,8 62 Гродненская 3,2 79,6 Могилевская 2,5 70,3 Минская 2,4 89,3
В21 малом городе с устойчиво высоким уровнем безработицы, включенном вПрограмму, создано 2619 рабочих мест (70% к заданию), в том числе в Брестскойобласти – 679 рабочих мест или 65,4% к заданию, Витебской – 241 или 65,1%,Гомельской – 411 или 60,3%, Гродненской -716 или 85,4%, Минской – 279 или 57,5%,Могилевской – 293 или 83,7%. Из общего количества рабочих мест 113 созданонанимателями с использованием бюджетных ссуд.
Осуществляетсяконтроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых вэкономике в малых городах.
Порезультатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах вырослапо сравнению с 2009 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек. Наблюдаетсярост численности занятых в Брестской области – на 0,3 тыс. человек; в Витебской– на 0,7 тыс. человек; в Гомельской – на 0,7 тыс. человек; в Минской области – на1,9 тыс. человек, в Могилевской – на 1,7 тыс. человек. Снижение отмечается вГродненской области – на 0,7 тыс. человек. [8].

2.3Влияние безработицы на занятость в отраслевом разрезе
Вначале 90-х годов при переходе отплановой к рыночной экономике структура трудовых ресурсов претерпела резкую иболезненную ломку. В 1990 г.производство товаров составляло 68,9% вструктуре ВВП, а в 2006 г.– всего 44,0%). Возник сильныйструктурный дисбаланс, одни категории работников стали не востребованы приодновременном недостатке других категорий. Значительная часть человеческогокапитала вынуждена была пройти переподготовку, сменить профессию и перетекла изодного сектора занятости в другой.
Анализраспределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусьсвидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости входе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественногопроизводства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих впроизводственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней.Так, если в 1990 г. их соотношениесоставляло 61,5% и38,5%, то в 2000 г.– 50,6%) и 49,4%,а в 2004 г.– 46,2% и 53,8%(табл. 3).
Таблица3. Распределение численности занятого населения по отраслям экономики (тыс.чел.) 1990 1995 2000 2004 2008 Всего занято в экономике 5150,8 4409,6 4442,0 4417,4 4339,3 Отрасли материального производства 3167,7 2390,0 2247,6 2151,3 2004,7 Промышленность 1592,9 1216,2 1231,0 1212,0 1158,5 Сельское хозяйство 985,4 843,5 659,5 585,5 488,5 Лесное хозяйство 21,8 26,0 29,7 33,9 32,9 Строительство 570,4 302,4 330,5 317,5 321,4 Непроизводственные отрасли 1983,1 2019,6 2194,4 2266,1 2334,6 Транспорт 306,6 250,0 262,0 358,2 265,4 Связь 58,5 59,8 61,5 63,5 63,1 Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и 381,9 472,1 493,3 538,1 589,0 сбыт, заготовки Жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового 151,5 175,6 202,5 211,3 231,2 обслуживания населения Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 268,3 287,1 322,4 327,4 325,2 Образование 433,9 417,5 460,6 472,1 462,0 Культура и искусство 74,2 70,2 77,0 80,1 78,5 Наука и научное обслуживание 102,6 45,7 43,9 41,9 39,7 Финансы, кредит и страхование 28,7 46,4 55,7 59,5 58,0 Управление 73,9 100,4 118,2 137,6 136,4 Общественные объединения 14,7 11,0 12,9 12,1 11,3 Прочие 87,5 83,8 80,0 – –
Позитивнойтенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доляработающих снизилась с 30,9% в1990 г. до 27,7%о в 2000 г.и до 26,7%>в 2004 г.В то же время многие наблюдаемые тенденции в этой отрасли имели регрессивный характер.Наибольшее сокращение работников произошло в обрабатывающих отраслях промышленностипри росте их численности в добывающих. Так, численность работающих значительноуменьшилась в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, в то жевремя она возросла в электроэнергетике, нефтедобывающей и лесозаготовительнойпромышленности (табл. 3).
Кризисныеявления в экономике привели к резкому сокращению объемов строительства исоответственно уменьшению доли занятых с 11,1%) в1990 г. до 7,4%о в 2000 и2004 гг. При этом значительнаячасть высвобождаемых работников из этой отрасли уходила в теневой секторэкономики. Ситуация стала улучшаться лишь с 1996 г.,когда отток кадров сменился на приток работников в эту отрасль, и численностьзанятых здесь возросла до 321,4 тыс.человек (табл. 3).
В сельском хозяйстве численность работников неуклонно сокращалась,в результате доля занятых здесь уменьшилась с 19,1%– в 1990 г.до 14,8% – в 1999 г.и до 11,3% – в 2008 г.
Тенденцияснижения уровня занятости в этой отрасли обусловлена как демографическими(исчерпанием трудовых ресурсов на селе в результате оттока молодых людейтрудоспособного возраста и старения сельского населения), так исоциально-экономическими факторами. Кризис экономики привел к разрушению и безтого отсталой производственной базы села, большинство сельскохозяйственныхпредприятий из-за слоившегося в последние годы диспаритета цен сталиубыточными, многие из них приостановили свою деятельность, на селе практическибыло прекращено строительство жилья и социально-культурных объектов. Все этиПроцессы не могли не сказаться на формировании трудовых ресурсов в сельскойместности. Поэтому одной из основных задач социальной политики занятостиявляется стабилизация ее уровня на селе, а в ряде трудонедостаточных районов – привлечениеработников в сельскую местность (табл. 3).
Долязанятых в непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике)составляла в 1990 г. – 38,5%),в 1995 г.– 45,8%, в 2000 г.– 49,4% о, в 2004 г. -51,3%,а в 2008 – 53,8%. Наиболеевысокие темпы роста наблюдались в таких отраслях, как управление, кредитованиеи страхование. Рост занятости в аппарате органов управления (до 1990 г.численность работающих здесь ежегодно сокращалась) во многом был обусловленпроцессом суверенизации страны. Рост численности работников наблюдался также вжилищно-коммунальном хозяйстве и здравоохранении.
Изнепроизводственных отраслей в торговле и общественном питании численностьработников увеличилась с 7 4%в 1990 г. до 11,1% в 2000 г. и до 13,6% – в 2008 г. Ростчисленности занятых в этой отрасли был во многом связан с формированиемрыночной системы торговли, резким увеличением числа занятых индивидуальнойтрудовой деятельностью по купле-продаже товаров народного потребления. Этот виддеятельности появился в 1993 г. и в настоящее время охватывает более 1/5всех занятых в торговле (табл. 3).
Несмотряна рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь непревышали 1% в год, а в отдельные годы наблюдалось даже сокращение численностиработающих.
Перераспределениевысвобождаемых работников из отраслей материального производства проходитмедленно и не выглядит значительным. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых,наблюдалось сокращение расходов госбюджета на развитие социальной сферыэкономики. Кроме того, вследствие растущей инфляции и спада производства многиепредприятия не имели средств для финансирования своей непроизводственнойинфраструктуры. Во-вторых, приватизация ряда предприятий сферы услуг в условияхрезкого сокращения платежеспособности и уровня доходов населения зачастую велане к росту, а к уменьшению числа рабочих мест. В-третьих, приток работников вэту сферу экономики сдерживался более низким уровнем оплаты труда по сравнениюс производственными отраслями. Наблюдаемые тенденции расширения занятости внепроизводственной сфере во многом обусловлены несовершенством политики вобласти цен, налогов и кредита, направленной на достижение финансовойстабилизации в республике и одновременно ведущей к стагнации некоторых отраслейсферы обслуживания населения.
Несмотряна расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенноотстает от других стран. Можно говорить о конкурентоспособности ресурсов труда,если соотношение занятых в сфере услуг и производственном секторе экономикисохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 52:48 (поданным 2008 г.). Достижение международного стандарта потребует перемещенияиз производственной сферы в сектор услуг, по расчетам, более 80% (330 тыс.человек) из которых должны будут пройти профессиональную подготовку. Именнопереподготовка и переобучение – области, в которые необходимо направитьгосударственное финансирование. Отметим, что процессы высвобождения иперераспределения рабочей силы не являются непосредственным результатомрыночных преобразований, а скорее вызваны унаследованными деформациями вэкономике, углубленными кризисной ситуацией 1991–1995 гг.

Заключение
Категориизанятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.
Безработица– вынужденная незанятость экономически активного населения. Безработный нелюбой неработающий, а лишь тот, кто способен и желает работать, ищет работу.Безработица проявляется в разных формах, основные формы безработицы – фрикционная,структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладаетструктурная безработица, сопутствующая НТП, безработица в большей меревынужденная. Добровольная безработица включает незанятых трудоспособных людей,которые не желают работать, и тех, кто добровольно становится безработным из-запоиска работы с лучшими условиями и более высокой оплатой труда. Структурнаябезработица вместе с фрикционной образуют понятие естественной безработицы.
ВБеларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская.Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет. Так, в 2010 г. на учетбыло поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве,из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся.Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс.безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных
Нормабезработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численностирабочей силы (занятые работники в сумме с безработными), выраженное впроцентах.
Занятость– многоаспектное понятие. Занятость как экономическая категория раскрывается вэкономических отношениях, посредством которых население привлекается к труду. Вмасштабах занятости и ее формах отражаются закономерностисоциально-экономической системы, состояние макроэкономики. В прежней экономическойсистеме обнаружилась проблема неэффективности «сверхзанятости». В рыночной экономическойсистеме возникает другая проблема: как эффективность занятости согласовать сполной занятостью.
Занятостьнаселения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так иобщества в целом.
Анализраспределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусьсвидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости входе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественногопроизводства.
Позитивнойтенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доляработающих снизилась до 26,7% в 2008 г.
Кризисныеявления в экономике привели к резкому сокращению объемов строительства исоответственно уменьшению доли занятых до 7,4% в 2000 и 2008 гг.
Долязанятых в непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике)составляла в 2008 г. -53,8%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались втаких отраслях, как управление, кредитование и страхование.
Несмотряна рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь непревышали 1% в год.
Перераспределениевысвобождаемых работников из отраслей материального производства проходитмедленно и не выглядит значительным.
Несмотряна расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенноотстает от других стран.

Списоклитературы
1.Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» сизменениями и дополнениями.
2. Постановление СоветаМинистров РеспубликиБеларусь от 30 октября 2008 г. №1640 «О Государственной программесодействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы».
3.Кузнецов Б. Макроэкономика. – Минск, 2009.
4.Лутохина Э.А., Макроэкономика: социально-ориентированный подход. – Минск,2005.
5.Лемещенко П.С., Лукина С.В., Экономика. Университетский курс. – М.,2007.
6. Соколова Г.Н.,Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. –Минск, 2006.
7. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А.,Макроэкономика. – М., 2008.
8. Статистическийсправочник «Беларусь в цифрах». – Минск, 2008.
9. «Экономическаягазета», 25.08.2009, №64
10. «Белорусскийэкономический журнал», 2010. – №1