Особенности безработицы в РБ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Государственный институт управления и социальных технологий Кафедра экономики управления бизнесом Самостоятельная работа 2 на тему Особенности безработицы в Республике Беларусь Выполнила студентка 211 группы Гоманова Валерия Игоревна Минск 2005 План Введение 1. Открытая и скрытая безработица 2. Безработица как социально-экономическое явление и его оценка 6 3.

Источники существования для безработных в Республике Беларусь 4. Пути повышения качества жизни безработных 9 Заключение 13 Список литературы14 Введение На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров,

изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал,

количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов распределялись в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось. В 1980 году в СССР бурно праздновалось пятидесятилетие крупнейшего социального завоевания трудящихся – ликвидации безработицы. А спустя десять с небольшим лет,

1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных. Переход к рыночной экономике неизбежно привл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Численность безработных в Республике Беларусь тыс. человек ГНУ НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, httpwww.main.gov.by 1. Открытая и скрытая безработица Одним из важнейших индикаторов происходящих в обществе социально-экономических
процессов является безработица, регистрация которой в Беларуси, как и в других странах с транзитивной экономикой, связана с развитием рыночных отношений и прежде всего рынка труда. Она стала острейшей социальной проблемой, прямо или косвенно накладывающей отпечаток на жизнь большинства граждан страны. В Беларуси безработица официально регистрируется с 1 июня 1991 года, с введением в действие Закона О занятости населения

Республики Беларусь. С этого времени она неуклонно увеличивалась и к концу 1996 года достигла 182,5 тысяч человек, или 4 от численности экономически активного населения. В последующие годы реализация Правительством страны комплекса мер по активизации политики занятости населения создала условия для снижения уровня безработицы к концу октября 2004 года он составил 2,1 и удержания в пределах социально допустимого. Показатель регистрируемой безработицы не учитывает значительных

по своим масштабам скрытых ее форм. По некоторым причинам значительная часть безработных не регистрируется официально. Поэтому информация о зарегистрированной безработице касается лишь части безработных, которая обратилась в государственную службу занятости и отвечает условиям регистрации в стране. Ведомственная статистика в этой области подвержена влиянию изменений в законодательных положениях, регулирующих порядок регистрации безработных и выплаты пособий по безработицы.

Поэтому реальная безработица в стране состоит из регистрируемой открытой и нерегистрируемой скрытой. Сбор информации путем выборочных обследований домашних хозяйств позволяет охватить все сферы экономической деятельности и все категории трудоспособных граждан. Применяемое при этом понятие безработицы основано на стандартом определении и охватывает лиц, которые в рассматриваемый период соответствовали одновременно следующим категориям не имели работы доходного
занятия, занимались ее поиском, были готовы приступить к работе в течение определенного периода. Приведенное определение значительно шире предусмотренного законодательством для получения права на получение статуса безработного. По данным выборочных обследований хозяйств безработица в стране по состоянию на конец 2003 года составляла 7,8 экономически активного населения, что почти в 3 раза превышает уровень, регистрируемый службой занятости населения см. таблицу.

Таблица Динамика безработицы в Беларуси за 1991 2003 гг.2 Показатель1991 г.1995 г.1996 г.2000 г.2003 г. Численность регистрируемых 2 Источники Труд и занятость в Республике Беларусь Стат. Сборник. Мн 2001. С. 145 Основные социально-демографические характеристики домашних хозяйств Республики Беларусь Выборочное обследование домашних хозяйств.

Мн 2001. С. 19 безработных на конец года, тыс. чел. 2,3131,0182,595,8136,1 Уровень регистрируемой безработицы на конец года, в к экономически активному населению 0,052,94,02,13,1 Уровень безработицы по данным выборочных обследований домашних хозяйств на конец года, в к экономически активному населению 8,76,87,8 Одна из основных причин этого крайне малые пособия по безработице, не стимулирующие людей регистрироваться

в качестве безработных, а также отсутствие подходящих вакансий. В мировой практике в службах занятости регистрируется, как правило, третья или четвертая часть безработных 1. Основная масса людей, ищущих работу, стремиться трудоустроиться самостоятельно. Таким образом, показатель безработицы, рассчитанный по итогом обследования домашних хозяйств, в больше степени отражает ее реальные масштабы и показывает, что безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой,
затрагивающей интересы сотен тысяч людей. Следовательно, особую актуальность приобретает вопрос об оценке экономических последствий этого явления для безработных и членов их семей. При определении масштабов безработицы обязательно следует учитывать ее латентные формы, характерные для производства. На предприятиях страны весьма широко распространена частичная безработица в виде вынужденной неполной занятости только в январе сентябре 2004 года 202,8 работников предприятий и организаций, или 5,8

среднемесячной численности, проработали в режиме вынужденной неполной занятости 4. Последствия безработицы проявляются практически во всех областях экономической социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только в целом на экономику страны, но и в той или иной мере на каждого индивидуального участника экономического процесса. Основой экономической безопасности человека в любой стране является наличие дохода, достаточного для

удовлетворения первичных потребностей, причем прежде всего за счет производительного труда, а в случае отсутствия такой возможности за счет государственной помощи. В связи с этим к числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни населения, следует отнести рост масштабов открытой и скрытой безработицы длительностью год и более. 2. Безработица как социально-экономическое явление и его оценка

Негативные социально-экономические последствия безработицы обусловлены прежде всего самой сущностью этого явления, заключающейся в том, что определенная часть экономически активного населения, имеющая необходимость и желание работать, не может осуществить свое конституционное право на труд по не зависящем от человека обстоятельствам, а это вызывает падение материального достатка человека и его семьи из-за потери постоянного заработка. Безработица, являясь одной из причин бедности, опасна не только для отдельных
людей или семей, но и для общества в целом. Данное явление порождает социальную нестабильность, формирует у определенной категории граждан иждивенческие настроения, толкает отчаявшихся людей на преступления, разлагает и в профессиональном отношении уничтожает квалифицированную рабочую силу. Поэтому исследование особенностей развития рынка труда в Беларуси не будет полым без изучения проблемы бедности в контексте безработицы.

Мировой опыт показывает, что только в развитых странах общество может содержать безработных численностью в 5 7 экономически активного населения без вреда для социально экономического развития и снижения социальных гарантий безработным 1. с. 80. В Беларуси, как и в других странах СНГ, достаточных финансовых средств не имеется. Последствиями безработицы прямо или косвенно могут быть затронуты также лица, материально зависящие от безработицы и связанные с ними какими-либо узами.

Поэтому для определения масштабов ее воздействия на население используется понятие зона критичности, в которую включаются следующие категории населения официально зарегистрированные безработные неработающие, но не имеющие официального статуса безработного граждане с уровнем дохода в семье ниже прожиточного минимума лица, работающие в режиме частичной занятости, с низким уровнем душевого дохода работающие граждане с низким уровнем доходов. По расчетам, зона критичности оценивается примерно в 30 экономически

активного населения 2 . Важнейшим аспектом социально экономических последствий безработицы являются обусловленные ею потери, которые несет человек. В качестве таковых для отдельного человека выступает его заработная плата, сокращение которой чувствительно как для регистрируемых, так и для скрытых безработных. Вместе с тем неправомерно считать, что последствия безработицы являются только отрицательными. Существует и позитивные аспект безработицы, изученный, правда, недостаточно.
Например, она может стимулировать получение новой профессии специальности, что ныне не редко происходит и в Беларуси, и за рубежом. В этом случае безработный в определенной степени не несет моральных потерь, а материальные затраты зачастую просчитаны и , с его точки зрения, оправданны. Соответственно, они и воспринимаются им по-другому если эффект этих затрат положителен в будущем они окупятся, то нет основания говорить о каких-либо потерях.

Короче, безработица может побудить человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Последствия безработицы могут оказаться положительными также и для предприятий. Не всегда предприятие, сократившее или уволившее работника, оказывается в проигрыше, наоборот, чаще всего оно только выигрывает в результате сокращения штатов например при модернизации производства, внедрении новых технологий оно может обеспечить себе увеличение прибыли за счет того, что, избавившись от работника,

сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода, на налогах в частности на подоходном и т.д. кроме того, уволив одного работника, предприятие может найти на рынке труда другого, более квалифицированного, или интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива. Позитивным аспектом существования безработицы в масштабах страны при условии естественного ее уровня является прежде всего то, что безработные заполняют вакантные или создаваемые новые рабочие места на

предприятиях различных отраслей экономики и, следовательно, являются резервом рабочей силы, необходимым для успешного экономического роста. Особую роль на рынке труда играет конкуренция, которая при определенных условиях может проявить себя как двигатель развития человеческого потенциала, роста производительности труда и других положительных процессов. Обследование семейных бюджетов безработных выявило, что у трети семей зарегистрированных безработных денег хронически не хватает, у другой хватает только на продукты
питания, 27 могут покупать лишь самое необходимое из продовольственных товаров и услуг, и лишь 5 семей констатировали более менее благополучную ситуацию. Большинство семей безработных можно отнести к бедным и беднейшим слоям населения. Примерно 90 респондентов месячный среднедушевой доход не достигает физиологического прожиточного минимума, из них у 68 – не составляет и половины его. Соответственно лишь у 10 опрошенных месячный бюджет достигает

прожиточного минимума, но не доходит до уровня минимального потребительского бюджета 6. с.42 . Результаты обследования по проекту Таганрог подтверждают наличие в традиционном составе бедного населения категории новых бедных. Это безработные и работающие, имеющие иждивенцев, т.е. категории экономически активного населения, в принципе способные своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. Наибольшая концентрация бедности отмечается в группах временно неработающих, детей и

молодежи от 16 до 24 лет, а также мужчин в возрасте от 25 до 45 лет. Количество семей с безработными в общей совокупности опрошенных составило 9,4. Процент бедных среди семей с безработными достигал 73. Безработные их члены не приносят в семейный бюджет трудовые доходы, а социальная помощь им имеет крайне ограниченный характер 2. с.308 . 3. Источники существования для безработных в

Республике Беларусь Основные способы пополнения бюджета семей безработных использование садовых и дачных участков для получения дополнительных натуральных и денежных доходов, сдача в аренду своих жилых помещений, участие в неформальном секторе экономики как правило, в рыночной торговле. По закону эту группу безработных службы занятости должны лишать пособий по безработице, однако механизма контроля за перечисленными видами дохода практически нет.
Возможно, безработным следовало бы предоставить право на некоторые из них, ограниченные и непостоянные помимо оплачиваемых общественных работ, как это делано, например, во Франции. Их легализации позволила бы более четко провести границу между легальными и теневыми доходами и усилить борьбу с нарушениями закона. Ухудшение материального положения безработных характерно для всех стран, независимо от действующей системы страхования от безработицы, размеров пособий и других

выплат. Они не участвуют в создании национального продукта, и государство не в состоянии обеспечить им жизненный уровень, который имеют занятые граждане. Важнейшим направлением социальной защиты безработных является их и членов семей минимумом материальных средств. В соответствии с Законом Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь, в котором использованы отдельные положения

Конвенции МОТ О содействии занятости и защите от безработицы, безработным оказывается материальная помощь выплачивается пособие. Порядок и условия назначения пособий по безработице, размеры и период их выплаты законодательно закреплены в статье 18 Закона Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь и в Положении О порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.93 года 236 с изменениями и дополнениями от 16.05.97 года 512. Максимальное пособие по безработице установлено в размере 70 средней заработной платы дохода по последнему месту работы, но не выше удвоенной величины минимальной заработной платы. Однако в настоящее время минимальная заработная плата не выступает в качестве минимальной гарантии оплаты труда. Пособие по безработице, не превышающие двух минимальных зарплат, в условиях инфляции,
низкой реальной заработной платы и распространения бедности среди семей работающего населения изначально обречено на обесценивание. Средний размер пособия на одного безработного в октябре месяце 2004 года составлял 27,5 тыс. бел. Руб или 21 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Он не обеспечивает элементарные жизненные потребности. Следует обратить внимание на то, что пособия по безработице не получают лица, уволившиеся по собственному

желанию, не соблюдающие правил, установленных службой занятости, а также безработные, у которых срок выплат пособий истек, и другие. В итоге, если в 1992 году получали пособие по безработице 83 безработных, то в 2003 году всего 64. Зарегистрировавшиеся безработные получают наряды на оплачиваемые общественные работы, которые хотя и дают определенную прибавку к пособию, но в то же время мешают людям самостоятельно заниматься трудоустройством, а неисполнение наряда влечет за собой прекращение выплаты пособия.

С другой стороны, по данным социологических опросов, не менее половины зарегистрированных безработных работают и получают доходы выше, чем в среднем по стране 5. с.65 . Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. Это затраты на восстановление своего статуса, поиск подходящей работы. Сюда можно также отнести расходы на сбор информации о поиске работы на переподготовку при смене специальности

или повышении квалификации на составление и рассылку резюме, транспортные расходы, на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п. С социальной точки зрения, принципиально важно, что издержки безработицы крайне неравномерно распределяются по слоям общества каждый процент ее роста, как правило, сказывается на бедных в несколько раз сильнее, чем на остальных. Отечественная статистика такими данными не располагает, но американская определила, что в 1967 1980
годах в США каждый дополнительный процент роста официальной безработицы снижал доход до уплаты налогов малоимущих на 5,8 5,9, а семей среднего достатка на 0,7 0,1. Другими словами, эти потери концентрируется в семьях с низкими доходами. 4. Пути повышения качества жизни безработных Минимальное пособие по безработице должно обеспечивать как минимум физиологическое выживание безработных граждан, т.е. быть на уровне прожиточного минимума.

Соответствующее положение закона о занятости населения в настоящее время не дает возможности безработному существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается. Чем выше уровень безработицы, тем сильнее она влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, а значит, и на ее цену, т.е. негативно сказывается на динамике заработной платы. Таким образом, безработица увеличивает масштабы бедности в стране.

Обеспечить положительную динамику рабочих мест способен только экономический рост, на базе которого можно создать реальные условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы в стране и решения широкого круга социально экономических задач. В целях сглаживания негативных последствий безработицы практически во всех странах проводиться так называемая пассивная политика на рынке труда. В нее включаются такие меры, как регистрация ищущих работу, выплата пособия по безработице, а по истечении

ее срока оказание материальной помощи выплата социального пособия, не денежных форм поддержки безработных и членов их семей. Пассивная политика предусматривает два основных подхода к организации материальной помощи безработным. Первый создание системы страхования от безработицы целях материальной поддержки граждан, вынужденных прекратить работу в связи со структурными преобразованиями экономики или спадом производства. Второй организация системы вспомоществования.
Он заключается в обеспечении гарантий прожиточного минимума лицам, по тем или иным причинам не занятым в общественном производстве или испытывающим трудности с трудоустройством, в том числе и безработным с длительным периодом безработицы. Критерием предоставления материальной помощи служит крайне низкий уровень материального благосостояния, отсутствие источников существования 4 . Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в большинстве из них материальная помощь

безработным осуществляется на основе систем страхования от безработицы. Это соответствует рекомендации Международной организации труда 67, где утверждается, что пособие по безработице должно выплачивается в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного работающего лица, способного к работе и ищущего ее, или в связи с частичной безработицей. Основа финансирования страхования во многих странах специально предназначенные для этой цели взносы,

выплачиваемые в основном тремя субъектами предприятиями, на которых работают застрахованные, самими застрахованными работниками во время трудовой деятельности, а нередко и государством. В большинстве стран фонды страхования по безработице образуются за счет взносов предприятий из фонда оплаты труда и самих работников из заработной платы. В США и Швеции фонд занятости формируется только за счет нанимателей.

В Швеции государство покрывает около 40 расходов на пособия по безработице, во Франции 35, ФРГ 21, в США 18, Великобритании 13. Система социального вспомоществования в большинстве экономически развитых стран позволяет предоставлять безработным еще целый ряд льгот, в частности пособия на детей, семейные пособия, жилищные субсидии. С учетом социальных выплат уровень доходов семьи безработного увеличивается до 90 прежнего заработка, а некоторых странах например в
Дании и Великобритании приближается к 100 3. с.30 . В нашей стране в формировании фонда занятости населения участвуют только наниматели, что обусловлено спецификой переходного периода в экономике страны. Невысокий уровень доходов основной части работающего населения не позволяет без ущерба для его благосостояния изымать страховые взносы. Поэтому на первом этапе создания системы страхования от безработицы целесообразно

установить обязательные платежи для работников, заработная плата которых намного превышает среднюю по стране на втором в число плательщиков включить следующую по уровню заработной платы группу работников, что не только увеличит поступления средств в фонд, но и будет способствовать перераспределению доходов от высокообеспеченных работников к малообеспеченным. Соотношение финансирования фонда страхования может быть равно 31 наниматель отчисляет 1 от общего фонда

оплаты труда, а работник 0,3 заработка. В систему страхования по безработице можно включить и частично безработных, т.е. занятых неполное рабочие время по инициативе нанимателя, как это делается в ряде государств в Австралии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Германии, Норвегии, Греции и т.д. 4 . Необходимо иметь в виду, что сложно найти грань между уровнем пособия по безработице и не снижающейся мотивацией активного поиска работы.

Поэтому при определении размеров пособия по безработице необходимо исходить прежде всего из основных функций этого пособия. С одной стороны, оно должно быть такого размера, который гарантировал бы безработному и его семье минимальный уровень существования. С другой материальная поддержка безработных должна иметь такие временные и финансовые рамки, которые побуждали бы их к активному поиску работы и быстрейшему трудоустройству. Неоспоримо, что создание системы страхования от безработицы обеспечит нормальные условия
для жизнедеятельности безработных. Страхование от безработицы сложно занять одно из ключевых мест в системе социальных амортизаторов социально ориентированной рыночной экономики. Практическими шагами по внедрению такой системы является принятие закона об обязательном государственном страховании от безработицы и образование фонда страхования от безработицы. В отличии от действующего закона о занятости в качестве объектов страхования будут выступать работающие

по найму и платившие взносы в страховой фонд граждане, которым в случае наступления безработицы выплачивается соответствующее страховое пособие. При это из объектов страхования исключаются следующие категории не работающая моодежь домохозяйки длительно безработные лица, возвратившиеся из мест лишения свободы беженцы из других стран. Однако категории безработных, не включенные в страховое поле, не лишаются доступа к активным программам содействия занятости. Как показывают исследования, социальная защищенность безработных

определяется в значительной мере действующей системой социальных выплат, призванных частично компенсировать им потерю трудового дохода и обеспечить социально приемлемый уровень жизни. Учитывая богатый зарубежный опыт, альтернативной сложившейся системе выплат пособий должно стать обязательное государственное страхование граждан от безработицы. Введение новой системы длительный процесс, требующий проработки каждого этапа от обоснования концепции

до создания конкретного правового и финансового механизма ее внедрения. Для реализации названного подхода нужно образовывать фонд страхования от безработицы, аккумулирующий денежные поступления и перераспределяющий их, определить структуру и размеры страховых отчислений, внести изменения и дополнения в закон о занятости населения относительно принципов и условий предоставления пособий страховок по безработице. Заключение Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы
является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед РБ, что не удивительно, т.к. состояние экономики РБ сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование

механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов дивиденды от ценных бумаг,

проценты по вкладам и т.д развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров. Список литературы 1. Борецкая Н. Зарубежный опыт совершенствования рынка труда и социальной защиты населения Экономика Украины. 2000. 10. 2. Жеребин В.М Романов А.Н. Уровень жизни населения. М 2000. 3.

Корневец И.В. Рынок труда современные модели и проблемы регулирования. Мозырь, 1999. 4. Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения Белорусская экономика анализ, прогноз, регулирование. 2004. 12. 5. Проблемы трансформации и перехода к регулируемой рыночной экономике. М 1999. 6. Шеметов В.В Широков В.П. Многофакторный анализ современного состояния российского рынка
труда Актуальные проблемы занятости и состояние российского рынка труда. М 1999.