Особенности безработицы в России

ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовойработы является «Особенности безработицы в России».
Причина выбора даннойтемы ее актуальность.
В настоящее времябезработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, так какоказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего народного хозяйства. Онахарактеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров,следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабовбезработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровеньиздержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции,размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения ит.д. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с однойстороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, а с другой- как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективностьдеятельности предприятий.
Безработица каксамостоятельная научная проблема, связанная с эффективностью использованиятрудовых ресурсов, ещё не получила достаточного теоретико-методологическогообоснования и практического решения. В связи с этим считаю, что проблемаизучения сущности безработицы, её места в системе экономических отношений,особенностей, причин и форм, экономических и социально-экономическихпоследствий этого сложного явления актуальна в научном плане. Необходимоучитывать и специфику безработицы в России в региональном и отраслевомаспектах, причины и особенности которой выявлены слабо. Это особо важно,учитывая историческое, геополитическое, национальное своеобразие России, атакже масштабность проводимых преобразований.
Отсутствие опыта разработкии реализации политики по сокращению безработицы на рынке труда, развитой иэффективной его инфраструктуры обусловливает потребность институтов рынка трудав концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит повыситьэффективность механизма регулирования безработицы за счёт мер по сокращениюдиспропорции между спросом и предложением на услуги труда. Наряду с этим,необходимо создание действенного механизма регулирования процесса увольнений намикроуровне. В силу этого, исследование проблемы безработицы отражает не толькосовременные требования экономической теории, но и хозяйственной практики.
Целью курсовой работыявляется изучение уровня занятости и безработицы населения РФ и ее особенности.
Задачи исследования:
1.        Изучить вопрос озанятости населения в РФ.
2.        Ознакомиться сосновными моментами безработицы.
3.        Изучить состояниебезработицы в России и ее изменение за последние годы.
Объект исследования –население РФ.
Предмет исследования –уровень занятости и безработицы среди населения РФ.

1. БЕЗРАБОТИЦА:СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
 
1.1 Безработица, каксоциально-экономическое явление
Осуществляемый в России внастоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями,возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблемазанятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственнойдеятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовыхвзаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмыиспользования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемызанятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенностьшироких слоев населения — наша действительность.
Безработица – это социально-экономическоеявление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занятав производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятымиформируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступаеткак превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Рассмотриммакроэкономическое обоснование безработицы. У правительства существует однаобязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания,сколько все остальные вместе взятые — это обязанность предотвращать, устранятьили каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. В данномслучае рассмотрим проблему спада производства и безработицу. Спадыдействительно вызывают рост безработицы. Но она не начинает расти с нуля и не падаетдо нулевого уровня после окончания спада. Наличие какого-то числа безработныхни у кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какоеэто число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать,
когда безработица становитсяпроблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когдабезработица достигает «проблемного уровня», то начинают множитьсятребования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральноеправительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано сиздержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если вдействительности безработица не превышает «проблемного уровня».
Итак, безработицу относятк макроэкономическим проблемам потому, что она:
1) порождаетсяпроцессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;
2) сама оказываетвлияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.
Кроме того, безработицапредставляет собой макроэкономическую проблему, т.к. оказывает наиболее прямоеи сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы длябольшинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезнуюпсихологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы частоявляется предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу дляопределения ее причин, а также для совершенствования мер государственнойполитики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ,например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчаютвозможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программыстрахования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, скоторыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программвлияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистовсчитает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату,ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той илииной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативныеварианты решения различных проблем.
Существует несколькоконцепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории её обычносвязывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живомтруде растёт медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономическойнауке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основеотражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому,как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражаетцелесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этомговорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающей структурныедиспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силыпо квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). Кестественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу. Есличеловеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, вкаждый данный момент некоторые работники оказываются в положении “междуработами”. Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-заувольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категорияработников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все этилюди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения,другие “искатели” работы и временно уволенные работники заменяют их в “общемфонде безработных”.
Практически невозможнонайти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия –не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемногоработника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней бороться.
Для анализа проблембезработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считатьбезработным. Критерии признание человека безработным обычно устанавливаютсязаконом или правительственными документами и могут немного различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях. Это:
— трудоспособный возраст,то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которогозаконодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижениикоторого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки дотрудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (вРоссии) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но немогут найти место;
— отсутствие у человекапостоянного источника заработка в течение некоторого времени (на пример,месяца);
— доказанное стремлениечеловека найти работу(на пример, обращение его в Службу занятости и посещениетех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этойслужбы).
Только тот, кто отвечаетэтим признакам, считается действительно безработным и учитывается приопределении общего уровня безработицы в стране, то есть доля безработных вобщей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующимобразом:
Уровень число безработныхчисло безработных
= — = —————-
Безработицы численность числограждан, + число
рабочей силы имеющихработу безработных
1.2 Причиныбезработицы и ее формы
Существует несколькоосновных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:
Классическое объяснение(доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства):безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная платаподнимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, товозникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица. Рынок трударассматривается как внутренне неоднородная и динамическая система связей,подчиняющаяся рыночным законам. Посредством повышения или понижения заработнойплаты регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышенияпредложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует нацены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы дотех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Классическая модельосновывается на саморегулировании рынка труда и безработицы.
Многие экономисты, какзарубежные так, и отечественные считают высокий уровень заработной платы или еерост главными причинами сокращения спроса на труд, а низкий уровень заработной платыили ее уменьшение — средством увеличения занятости. При этом они ссылаются назакон спроса и предложения. В частности, в учебнике, написанном известнымамериканским экономистом Н.Г. Мэнькью, подчеркивается, что « жесткость реальнойзаработной платы уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровеньбезработицы». Под жесткость заработной платы он понимает ее постоянство и рост,как следствие принятия законов о минимальной заработной плате, действиепрофсоюзов и применение на фирмах стимулирующих систем заработной платы.Поскольку заработную плату включают в издержки производства, ее рост вызываетповышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказатьсяснижение спроса, а значит, и сокращение объемов производства и занятости.
Позиция некоторых авторовтакова: «прямым следствием решения о минимальной заработной плате являетсясокращение числа принимаемых на работу и увеличение безработицы…» Наиболееразумной политикой, обеспечивающей оптимальное соотношение оплаты с занятостью,является поддержание устойчивого общего уровня заработной платы. Это положениеподтверждается тем фактом, что в странах с развитой рыночной экономикой впоследнее десятилетие наблюдается рост заработной платы, широкое применениеразличных поощрительных систем как в сфере производства так и в сфере услуг.Именно при таких условиях обеспечивается развитие этих стран и увеличениезанятости.
Марксистское объяснениеисходит из того, что безработица зависит от динамики органического строениекапитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, котороепостоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерамотносительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребностькапитала, а потому излишнее или добавочное население.
Развитие крупнойпромышленности при капиталистическом способе производства является необходимойпредпосылкой колебания спроса на рабочую силу, без которых как указывал В.И.Ленин, не может существовать капитализм, если при этом нет избыточной рабочейсилы. Таким образом, при капиталистическом способе производства обеспечить всехжелающих в рабочих местах невозможно по определению. В условиях частнойсобственности на средства производства промышленнику выгодно иметь резервнуюармию труда. Ею можно манипулировать, как угодно, преследуя интересы капитала.При этом была выявлена только одна причина безработицы — избыточное рабочеенаселение как необходимый продукт накопления капитала. Безработицапредставляется в виде неискоренимого порока капиталистического общества.
Безработица представляетсобой с социологической точки зрения нарушение нормального взаимодействия людейпо поводу купли-продажи рабочей силы, когда зачастую искусственно создаетсядефицит рабочих мест и возникает резервная армия труда. Безработица — вечнаяспутница капитализма. Избыточное рабочее население является не толькоследствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, посколькукапиталистическая экономика развивается циклически, а в моменты ее оживлениятребуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса она вновь выталкивается,чтобы образовать резерв для будущего подъема.
Кейнсианское объяснение.Кейнс создал собственную теорию занятости, согласно которой единственнымпараметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективногоспроса. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести кповышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода.Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представиллогическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и еесоставляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национальногохозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доходпотребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы онипревратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемогоэффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падениепотребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие,падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производствоне растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. В рамкахкейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то,как распространяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т.е.структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточногоуровня занятости — это расширение инвестиционной деятельности государства,обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условийэкономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственномвмешательстве в управление макроэкономическими процессами. А механизм еереализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера(склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также намультипликативной связи между главными экономическими показателями.
Современное объяснение:безработица — следствие деформации и инерционности рынка труды. Безработныелюди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуетсявремя, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этогобудет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяютсямногими обстоятельствами.
Автоматизация производства,внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически всеотрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей местаработы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинениерабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятыена предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше ихинтенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу.Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденнуюпраздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятыхрабочих на чрезмерно интенсивный труд.
Наличие на рынке трудаустойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентныхфакторов, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платывверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельностьправительства, которое в законодательном порядке может воздействовать наинтересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплатытруда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзовнаправляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты ихтруда. Добиваясь превышения фактического размера заработной платы над ееравновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда,увеличению численности безработных.
На данный момент мы можемвыделить ряд причин возникновения безработицы:
— человек — экономическийресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзязарезервировать и «положить в холодильник» до лучших времен. Потерянное рабочеевремя невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-забезработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
— даже если человек неработает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить своюсемью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных отголодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на это средства нестановятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут кдальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
— рост безработицысокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату,вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. Врезультате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны (рынок«сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемыстраны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочныйкруг крайне опасен: с каждым оборотом разомкнуть его становится все труднее.
— безработица обостряетполитическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей,лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днемв изматывающих поисках работы.
— рост безработицы можетвести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужныеблага.
Существует нескольковидов безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.
Сегодня экономисты предпочитаютговорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды:
— фрикционная;
— структурная;
— циклическая;
— сезонная.
1.3 Полная занятость
Понятие «полнаязанятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия,положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному. Так, всоветский период таким критерием для науки и практики служила всеобщаязанятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами.Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высокомуровне. В результате такой политики государства занятость достигласверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х годов более 94% всеготрудоспособного населения было занято в общественном производстве и другойобщественно-полезной деятельностью. В условиях централизованнойпланово-распределительной системы полная занятость означала такое состояниеэкономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практикапоказала, что такой уровень занятости был чрезмерным, он наносил ущерб другимсторонам жизнедеятельности и, прежде всего, здоровью людей, семейномувоспитанию детей. В западной экономической теории и практике под полнойзанятостью (как тождественное используется понятие «оптимальная занятость»)подразумевается такое состояние экономики, при котором все желающие работатьпри сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу.Возникает вопрос, при каком уровне вовлеченности в профессиональный(оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, присоответствии рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочееместо может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных(незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речьдолжна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах. Подэкономически целесообразным понимается продуктивное (обеспеченное оборотнымисредствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личныйинтерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения наукии техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальноевоспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям рабочееместо может использоваться в 2–3 смены, тогда экономически целесообразных будет2–3 места. Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будетудовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структурепредложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость. Такаясбалансированность позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики,ибо они строятся на фундаменте научно-технических достижений, высокойпроизводительности труда. Без постоянного совершенствования рабочих мест,создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода изпроизводственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразностирабочих мест, нельзя добиться социального прогресса, реализации интересовобщества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить спомощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этогопроцесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование впервую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования,здравоохранения, обеспечении экологической и национальной безопасности,функционирования так называемых естественных монополий (железных дорог,энергетических и трубопроводных сетей). Соединение рыночного механизма игосударственного регулирования возможно решить при существенном измененииструктуры. Чрезмерная занятость, свойственная социалистической экономике, ужепреодолена. Однако это произошло в результате не структурной перестройки иповышения производительности труда, а спада в экономике, роста безработицы ивыбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда.Сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, нибольшей части населения.
1.4 Методы борьбы сбезработицей
Различные экономистыпредлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.
Например, кейнсианцысчитали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу.Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса»(упрощенно — уровня потребления и инвестиций). Дж.М. Кейнс писал: «Хроническаятенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеетсвои корни в недопотреблении…» Недопотребление выражается в том, что помере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов«склонность к сбережению» превышает «побуждение кинвестициям», что влечет спад производства и безработицу. Таким образом,кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики,указывали на необходимость государственного экономического воздействия длядостижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос,снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Монетаристы выступилипротив кейнсианских методов. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль осуществовании «естественного уровня безработицы», который жесткоопределен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственнойполитики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее«естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитныхметодов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект иприведут лишь к росту цен.
Среди аргументовмонетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской в политики ставилсяакцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-забольших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методырегулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, чтопоследние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий.Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать.Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путемувеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкоеухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.
Теперь рассмотрим, какиеже реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной.Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране длярешения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционнойбезработицы может быть снижен за счет:
1) улучшенияинформационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняюторганизации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателейинформацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов,снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
— создание развитогорынка жилья;
— увеличение масштабовжилищного строительства;
— отмена административныхпреград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурнойбезработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения ипереквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочаясила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задачадостигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочихместах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку нарабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных,молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказаласьустаревшей.
Наиболее трудно боротьсяс циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективнымиявляются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спросна рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг,то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынкипредъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанятьдополнительных работников.
Способами увеличенияспроса являются:
— стимулирование ростаэкспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятостина них;
— поддержка и поощрениеинвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособностипродукции.
Создание условий длясокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют нарабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочихмест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободитьдополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчениеможет принести, например, предоставление возможности досрочного выхода напенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например,при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатаммужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Безэтого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов натрудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армиюбезработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченныхмасштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит втом, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормитьсебя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программподдержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (ихуже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда иухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работуиз-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могутиспользоваться различные методы:
— экономическоестимулирование молодежной занятости;
— создание специальныхфирм, предлагающих работу именно молодежи
— создание центровобучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболеевысоки.
Список программсокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что всеэти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократитьциклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшенииэкономической ситуации в стране.

2. БЕЗРАБОТИЦА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
2.1 Причинывозникновения и роста безработицы в Российской Федерации
В практике изучениябезработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления.Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользованиечасти экономически активного населения в общественном производстве. Для другихисследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеетвозможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. Третьиоценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма,которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики. Все этиподходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подходк сущности этого явления.
Для исследования причинбезработицы используют различные концепции (о них говорилось в теоретическойчасти моей работы). Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях,объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества сразвитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россияже находится на стадии становления рыночной экономики, перехода отадминистративно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитываетсяочень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием еесоциально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинствестран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процессносил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от«социализма» к рыночной экономике.
Оценивая сегодняшнююэкономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая массаэкономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечныйпериод. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественносвязана с материально-вещественным производством. Такая занятость считаласьпрестижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработнуюплату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами,пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационныйхарактер, что сохранилось и сегодня.
В новых условияхотраслевая и профессиональная структуры занятости населения оказалисьпрактически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются непросто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В доперестроечныйпериод практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществегосподствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономикапостоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имелиопределенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда иего оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника,привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности,профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.
Рыночная экономикапредполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного,предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового,самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. И,следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельногоагента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в такихработниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

2.2 Уровеньбезработицы в 2009 году
Мировой экономическийкризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повышает темпы роста уровнябезработицы в России. Такой высокий темп роста привел к тому, что ситуация побезработице в значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотряна то что как раз Штаты и являются родиной кризиса. В 2009 году по данным изофициальных источников темпы роста безработицы пошли на спад. А летом того жегода рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень осталсяпрежним, несмотря на все попытки правительства снизить этот показатель, путемсоздания новых рабочих мест. В разгаре был летний сезон, в ходе которого обычновозрастает активность в области промышленности и строительной отрасли, нопоказатели оставались на месте. Какие выводы можно из этого сделать? Чтоожидало нас в будущем?
Краткаятеория о понятии безработицы
Как гласит общепринятоеопределение: безработица– это незанятость экономически активного населения страны. Под понятиеэкономически активного населения попадают граждане, имеющие собственный доход.К экономически активному населению не относятся дети, женщины, находящиеся вотпуске по уходу за детьми, инвалиды и пенсионеры. Теоретически, официальныйбезработный должен состоять на биржетруда, находиться в поиске работы и быть в любой момент готовымприступить к выполнению должностных обязанностей. Видов безработицы существуетмного. В данной статье мы рассмотрим показатели зарегистрированной безработицы,и самое пристальное внимание уделим вынужденной безработице, которая возникла изначительно возросла в ходе событий экономического кризиса 2008 года. Уровеньбезработицы – это отношение количества безработных к суммарному количествуэкономически активного населения, выраженное в процентах.
Ктои как считает показатели безработицы в РФ
В России подсчетомпоказателей безработицы занимаются такие ведомства, как:
— Федеральная служба потруду и занятости — Федеральная служба государственной статистики — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Методика подсчетазаключается в том, чтобы учитывалась также латентная и скрытая безработица. Также учитываются все безработные, не получающие пособие по безработице и не состоящиена учете биржи труда. В начале лета 2009 года состояние уровня безработицы поразличным оценкам составляло от 9 до 10,5 процентов. Федеральная службагосударственной статистики вычислила уровень безработицы в мае 2009 года равный8,5%, который был гораздо ниже показателей, полученных с помощью опросовнаселения и предприятий, а также методом социального исследования.
Скрытая безработица в России
В Российской Федерациинаблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие ктому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство поотношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, которыйдействовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатитьему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любымиспособами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы непопасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации.Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их вбессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Этопозволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем сменьшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количествосотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным даннымнаходилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другимметодом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработнойплаты. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами,которые повышают уровень скрытойбезработицы.
Кчему привел рост безработицы
Безработица – это некакой-нибудь оторванный от экономики страны показатель, а наоборот один изсамых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономикистраны на данный момент. Вследствие роста безработицы снижаются доходы населениястраны, а это соответственно приводит к снижению покупательской способности.Резко сокращаются доходы компаний, работающих с внутренним рынком страны.Безработица также приводит к снижению заработной платы на конкурентных рабочихместах, потому что предложения превышают количество вакансий, а многиесоискатели согласны работать даже за меньшую зарплату. Это конечно приводит ктому, что издержки предприятий существенно падают, но ведь экономическаяситуация в стране не меняется. Рост уровня безработицы так же уменьшаеткредитование физических лиц. Кредитование уменьшается еще и за счет того, чторастет число «плохих» кредитов, то есть таких, по которым значительнозадерживаются выплаты.
Меры сокращения уровня безработицы
Государственным органамдовольно трудно непосредственно регулировать показатель уровня безработицы встране. В Российской Федерации в 2009 году действовали муниципальные ифедеральные программы занятости населения на различных общественных работах, атакже переподготовка кадров на средства государства. Но эти меры практическинесущественны, их можно сравнить разве что с каплей в море. Для снижениябезработицы необходимо создавать условия для создания рабочих мест в частныхсекторах, обеспечивать льготы и преимущества для зарождения новых предприятий.Но, к сожалению, этому препятствует коррупция на местах и бюрократия в России.Борьба с произволом чиновников ведется, но для изменения ситуации к лучшемунеобходимо немалое количество времени.
Перспективы безработицы в России по данным на 2009 год
Летом 2009 года когромному числу безработных в России присоединились выпускники ВУЗов.Государство пыталось работать с огромными темпами, и в результате 27.07.09 вРоссии вышел закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов,которые будут формироваться силами выпускников. Но, к сожалению, эта мера неявляется значительной, так как эти предприятия не в состоянии работать в полнуюсилу ввиду отсутствия навыков, коммерческой мощи и опыта, который набирается напротяжении многих лет. Конкуренция в условиях внутреннего рынка велика (именнона внутренний рынок подобные предприятия и были ориентированы), а спроссравнительно мал. Вследствие этого, уже к осени уровень роста безработицы,возможно, поднимется до 11-12%. А со второй волной кризиса уровень безработицыможет увеличиться до 14-15%. При пессимистичной оценке событий в стране к концу2009 года безработица может составить уже и 25%. Таковыми были прогнозыспециалистов касательно перспективы роста безработицы в 2009 году. Далее мырассмотрим ситуацию по безработице в России, уже применительно к настоящемупериоду времени.
Безработица 2010. Поданным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года.Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показательповысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активногонаселения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого годаситуация значительно ухудшилась засчет того, что компании продолжают снижатьиздержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическаяситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти.Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года.Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможенлишь через 2 года. А в 2010 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в7,3 млн. человек.
2.3 Что делаетсяПравительством Российской Федерации для сдерживания роста безработицы
В целях предотвращенияроста социальной напряженности Правительством Российской Федерации еще в ноябре2008 года был разработан и утвержден Председателем Правительства РоссийскойФедерации В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации вфинансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере поддержкирынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных наподдержку рынка труда и социальную поддержку граждан:
— проведениееженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольненияработников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности илиштата работников, а также неполной занятости работников организаций;
— организация работыконсультационных пунктов «горячих линий» и предувольнительных консультаций дляработников организаций, издание информационных буклетов и брошюр;
— увеличение объемовфинансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетомситуации на региональных рынках труда, увеличение максимального размера пособияпо безработице.
В соответствии с даннымПланом действий в 2008 году принято постановление Правительства РоссийскойФедерации от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной и максимальнойвеличин пособия по безработице на 2009 год», которым максимальная величинапособия по безработице на 2009 год определена в размере 4900 рублей.
Внесены изменения в ЗаконРоссийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», всоответствии с которыми гражданам, уволенным по собственному желанию безуважительных причин и признанным безработными, установлены размер и срокивыплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, ноне выше максимальной величины пособия по безработице (4900 рублей), с периодомвыплаты в течение 12 месяцев. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №287«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населенияв Российской Федерации»» (далее — Закона о занятости) установлена норма,согласно которой в случае возникновения критических ситуаций на рынке трудаотдельных субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерациивправе принимать меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижениенапряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.
В целях реализации даннойнормы Закона о занятости принято постановление Правительства РоссийскойФедерации от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий изфедерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализациюдополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынкетруда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться насофинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке ипредусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижениенапряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и включающиеследующие мероприятия:
— опережающеепрофессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения(установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ,предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия повысвобождению работников);
— создание работодателямивременных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройствобезработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения,стажировка в целях приобретения опыта работы);
— оказание адреснойподдержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность длязамещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральныхцелевых программ и инвестиционных проектов;
— содействие развитиюмалого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В рамках реализацииданных программ предусматривается:
— организацияопережающего профессионального обучения более 173,0 тыс. работников в случаеугрозы массового увольнения;
— создание работодателямиболее 980,0 тыс. временных рабочих мест;
— оказание адреснойподдержки не менее 15,0 тыс. граждан, включая организацию их переезда в другуюместность для замещения рабочих мест;
— создание более 55,8тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Финансированиерегиональных программ будет осуществляться по результатам их рассмотрения иотбора Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке трудапри Правительстве Российской Федерации, а также заключения соглашений междуФедеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации на основе решений об отборе данных программ.
В настоящее время вМинздравсоцразвития России поступило 82 региональные программы, наМежведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда приПравительстве Российской Федерации одобрено 77 региональных программ. Общийобъем средств, который планируется направить на реализацию региональныхпрограмм, составляет 25006,1 млн. рублей, из них субсидии федерального бюджета- 23105,7 млн. рублей (92,4% от общего объема финансирования), средства бюджетасубъектов Российской Федерации — 1864,4 млн. рублей (7,5% от общего объемафинансирования), средства местных бюджетов и работодателей — 36,0 млн рублей(0,1% от общего объема финансирования.
Федеральной службой потруду и занятости заключено 37 соглашений с высшими исполнительными органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональныхпрограмм, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижениенапряженности на рынке труда соответствующих субъектов Российской Федерации, иосуществлено перечисление средств субсидий в 22 субъекта Российской Федерации.В 31 субъекте Российской Федерации уже приступили к реализации мероприятийрегиональных программ, в том числе за счет собственных средств (Брянскаяобласть, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область,Ярославская область, Чувашская Республика и другие).
Одновременно среализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженностина рынках труда субъектов Российской Федерации, органы службы занятостипредоставляют и готовы предоставить всем обратившимся гражданам бесплатныегосударственные услуги в области содействия занятости населении, включаяинформирование о правах и гарантиях в области занятости населения, содействие впоиске подходящей работы, помощь в профессиональной ориентации в целях выборасферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения,ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В этих целях в субъектахРоссийской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных«горячих линий». Только за период с 15 ноября 2008 года по 4 марта 2009 годабыло проведено около 50,9 тыс. устных консультаций работников и работодателейпо телефонам «горячих линий» и на личном приеме граждан.
Одновременно Рострудоморганизована работа информационного портала «Работа в России». По состоянию на16 марта 2009 года зарегистрировано 1,1 млн. обращений к сайту. Количестворабочих мест в общероссийском банке вакансий составляет более 880,0 тыс.единиц. Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
2.4 Пути решенияпроблемы безработицы в России
Важнейшим направлениемуменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Онавыступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественнойлитературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ейместа. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлениемрыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости,изыскания новых ее форм. Самозанятость населения — это специфическая формаэкономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин самнаходит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование врезультате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым относят:предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственныхкооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В РоссийскойФедерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающихсебя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовойдеятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость в условияхрыночной экономики — объективное явление. Причины ее появления весьмамногообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательновоспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступкикакому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающихпредпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно насвой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, вособенности ее продолжительность в конкретном регионе.
Развитие самозанятостипредполагает наличие определенной организационной структуры, которая можетоказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего«дела». И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она можетпредоставить безработным денежную помощь для организации производства,организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формойсамозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматриватьструктуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительноменьшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночнойэкономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность егозаключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлейили другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они саминашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное,эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем длясправедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными одобровольности процесса смены вида деятельности.
Развитие малогопредпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны внашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан Россиизаниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную рольиграет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в большихтрудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия.Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которыхобязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основномтесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мереопределяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Длясуществующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различныхорганизаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутреннихдел. И в результате в каждом третьем случае — штрафы, которые «не основанына официальной шкале».
Подобные факты являются,прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малогопредпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, еговерховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как,например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будеттоптаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикойгосударство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесьможет быть достигнут только в результате формирования благоприятногосоциально-экономического климата для малых предприятий. Его основнымикомпонентами должно стать формирование законодательного пакета, четкосформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образованияи функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятостизанимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечаютважности задачи.
Важное значение длярешения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства.Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельностисокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в2001 г. — 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могутпозволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаныс ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залогимеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности такихссуд для более широкого круга людей.
Большое значение длярешения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практиказарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократитьуровень негативных последствий, связанных с безработицей.
Общественные работы,прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительноевремя не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущихработу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Крометого, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их,вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут бытьочень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программыобщественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономикебольшую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии вСША именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильныхдорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участиебезработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилениютрудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организациии др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны идругие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.
В настоящее время в рядестран разрабатываются и реализуются программы общественных работ дляпривлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успехтаких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо онипроработаны и организованы.
В России общественныеработы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь вслужбах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы несовсем привлекательны. Обусловлено это, прежде всего тем, что такаядеятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагаетсяналогом на работодателя того, кто участвует в этих работах. И самое главное — если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие вобщественных работах будет рассматриваться как последняя работа. Исоответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа.А, как известно, общественные работы не требуют от человека особойквалификации.
Другим важным направлениемминимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки ипереподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего,рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческогокапитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана сформированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные икачественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должныудовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, нои перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложениярабочей силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока ещене очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработныхпроводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нетспроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не даютнеобходимых знаний и умений и т.д.
При подготовке кадров ещене отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовкиработников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника.Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных системпрофессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитойрыночной экономикой и были рекомендованы МОТ. Эта система позволяет обучитьчеловека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеметеоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, чтообучающийся проходит предварительное тестирование, в результате определяетсянабор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниямчеловека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знанийчеловека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такогообучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийсядолжен будет пройти повторную проверку после дополнительного изученияматериала, который он усвоил недостаточно.
Вполне очевидно, чтоширокое использование современных технологий обучения может кардинальноизменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников,овладения ими дополнительных профессий и специальностей. В целях реализацииправ граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятостьгосударственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которыепредлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерациина определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно,велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная службазанятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ееконкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействуетвозвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства,формированию региональных рынков труда и т.д.
В то же время анализдеятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранениебезработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределенияпроизводственных возможностей и прав человека на труд, и такое положениенеобходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждениебезработицы. Их главная задача — выявление возможных очагов массовогоувольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрениеновых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных сизменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такойинформации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимуюпереподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источникамифинансирования могли бы стать предприятия и сами работники.
Не менее важной задачейслужб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией орынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельныхотраслей.
Сегодня службы занятостив России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные овакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятостиполучают информацию в основном о вакантных рабочих местах не — ималоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает ихвозможности.
Другим не менеесущественным недостатком информации является то, что в службах занятости нетсведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляетсядостаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости — организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства такойинформацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которыесуществуют сегодня.
Оценивая возможностислужбы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Ихмобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам службзанятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучшеорганизовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития службзанятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать,какие затраты — людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации.Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспеченокачественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.
Решение проблем безработицынеразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этойдеятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническаяполитика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается ихфинансирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из коренныхсоциально-экономических проблем современного этапа развития российскогообщества является проблема безработицы.
Безработица влечет засобой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы –рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта инационального дохода страны, значительные производительные расходы государства(или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификациюбезработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использованииимеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигаяграниц своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики встране не может быть и речи.
Немалый урон безработицананосит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательныепотенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человекможет наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшаяматериальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости ипреступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показательбезработицы является одним из ключевых показателей для определения общегосостояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблемабезработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономикеприобретает исключительную актуальность и требует самого пристального вниманияроссийской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
В данной работе былпроведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущностибезработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российскомрынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялосьисследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, какстимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессиональногообучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых группнаселения на рынке труда.
Проведенная работа даетвозможность сделать ряд выводов.
Разработка основныхнаправлений, путей и методов сокращения безработицы предполагаетпредварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ееформ и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущербличности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяетотметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний деньявляются активизация государственной политики занятости наряду с общимоздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политикана рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям,и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важнокорректировать общую направленность государственной политики занятостиРоссийской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональныхрынков труда.
В этом процессенеобходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опытпрофилактики и защиты от безработицы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.     Булатов А.С. Экономика- Москва, 2008.
2.     Носова С.С. Экономическаятеория. – Москва, 2010 г.
3.     Вопросы экономики2 февраля 2010 Л.И. Абалкин – Москва.
4.     Борисов Е.Ф. Экономическаятеория. – М., 2008 г.
5.     С. Фишер, Р. Дорнбуш,Р. Шмалензи Экономика ECONOMICS. — Москва 2002 г.
6.     Казаков А.П.,Минаева Н.В. Экономика. — Москва, 1998 г.
7.     Липсиц И.В.«Экономика», книга-1, Москва, 2006 г.
8.     Никифорова А.А«Рынок труда, занятость и безработица», М., 1991 г.
9.     Саруханов Э.Р. «Проблемызанятости в период перехода к рынку» Большой экономический словарь. – М.: фонд«Правовая культура», 1998.
10.    Власова В.М. Стабилизация занятости вусловиях рынка — М.: Изд-во «Питер», 2004 г.
11.    Камаева В.Д. Экономическая теория:Учебник для студентов вузов. – М.: 2002 г.