–PAGE_BREAK– 2. Особенности безработицы в развитой экономике.
Безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство материального богатства. Вместе с тем фрикционная безработица выражает общественно признанное право человека на свободу выбора профессии, рода занятий и места работы. Не случайно уровень незанятости, обусловленный личными и семейными обстоятельствами, принято включать в понятие естественного уровня безработицы. Общество вынуждено считаться с потерями, которые оно несет из-за естественной безработицы, ибо, в конечном счете, речь идет о соблюдении прав человека. Предпочтение отдается человеку как гражданину, политическому человеку, а не экономическому человеку.
Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла. При этом экономический цикл непосредственно определяет состав безработицы. На фазе экономического спада безработица состоит из трех основных элементов: фрикционной, структурной и циклической. На фазе подъема и экономического роста достигается состояние полной занятости. Однако полная занятость, как раньше отмечалось, не означает отсутствие безработных. Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и в сумме составляющей естественный уровень безработицы.
В развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3,5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Социально приемлемым, естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия.
Естественная норма безработицы в значительной степени зависит от демографической структуры рабочей силы. Дело в том, что у различных по половозрастным признакам групп экономически активного населения неодинакова продолжительность безработицы. Наименьший срок безработицы имеют мужчины с высшим образованием. Увеличение доли женщин и молодежи с невысоким уровнем квалификации среди незанятого населения сопровождается увеличением длительности периода фрикционной безработицы, что также ведет к увеличению соответствующих потерь.
Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике, чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди лиц с низким образовательным потенциалом. Повышение образовательного уровня в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается на микроуровне как гарантия для каждой личности от риска безработицы, а на макроуровне расширение занятости в сфере образования, финансируемого за счет государственных средств, особенно в период спада производства, представляет собой высокий социальный амортизатор циклической безработицы.
Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации в развивающихся странах является мотивация на работу в качестве «белых воротничков» в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетского образования.
В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов.
Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в российской действительности. В экономике России причудливо сочетаются современный сектор производства, способный конкурировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образованной части населения.
В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, алкоголизма, наркомании и других антисоциальных явлений.
Уровень безработицы в различных развитых странах различается в широких пределах от 3-4% в Японии до 20% в Испании. Наибольший рост безработицы наблюдался в странах Западной Европы. Рост безработицы был вызван, во-первых, увеличением предложения рабочей силы за счет увеличения трудоспособного населения. Которое, в свою очередь было вызвано иммиграцией и пополнением рабочей силы женщинами. Еще в 60-е и 70-е годы США и Канада имели наибольший уровень безработицы среди развитых стран . Тогда безработица в Западной Европе была почти вдвое меньше уровня безработицы в США. Но уже в 90-е годы безработица в Европе на 1/6 превосходила его.
Различие в уровне безработицы в развитых странах объясняется прежде всего разным уровнем естественной безработицы и отличием трудового законодательства. Кроме того немаловажную роль играют социо-культурные и исторические факторы. Так, например, низкая безработица в Японии объясняется тем, что фирмам, нанимающим работника-мужчину, запрещается увольнять их до пенсионного возраста, женщины, уволенные с предприятий, в большинстве своем больше не ищут работы, т. е. исключаются из состава рабочей силы. В Швеции закон обязывает выплачивать большие компенсации уволенным работникам, поэтому там чаще всего невыгодно увольнять работника. В Германии вплоть до 1974 г. была низкая безработица, потому что иммигранты могли получить работу только в случае наличия свободных рабочих мест. Однако в результате роста цен на нефть в 1973 году экономический рост замедлился, соответственно увеличился уровень безработицы. В настоящее время Германия страдает от высокой безработицы. Одной из главных причин этого явления является слишком большая степень социализации экономики Германии. Большие пособия по безработице, в частности, способствуют развитию в немецком обществе иждивенческих настроений. В Великобритании высокий уровень безработицы обусловлен низкой мобильностью рабочей силы, что в свою очередь является очевидным результатом английского консерватизма.
продолжение
–PAGE_BREAK– Безработица в цифрах
Как следует из материалов Росстата, самый высокий уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению) среди развитых стран мира в 2007 г. был в Германии — 8,1%, во Франции — 7,8%, Италии — 6,5% и Канаде — 6%.
Россия по уровню безработицы среди развитых стран мира занимает пятое место — 5,7%, далее следуют Англия — 5,3%, США — 5% и Япония — 3.5%.
Вместе с тем, темпы роста потребительских цен среди развитых стран мира в России оказались самыми высокими. За прошедший год данный показатель в России составил 11,9%, в США — 4,1 %, Германии — 2,8%, Франции — 2.6%, Канаде — 2,4%, Англии — 2,1%, Японии — 0,7%.
3. Меры по снижению безработицы в развитых странах.
Снижение уровня безработицы в ряде развитых стран достигается путем финансирования безработных, решивших создать свой собственный бизнес. Подобные системы существуют в большинстве стран Западной Европы. Условия предоставления субсидий на развитие малого предпринимательства неодинаковы в разных странах. Во Франции, Португалии, Испании они зависят от опыта предыдущей работы, а предпочтения отдаются безработным с меньшим стажем незанятости. Во Франции, например, участники подобной системы могут приобретать действующие предприятия. В Канаде безработный может в качестве первоначального капитала использовать пособие по безработице, полученное авансом вперед за несколько месяцев.
В Великобритании предоставляются кредиты на открытие нового дела безработным. В Японии, если работник в течение 18 месяцев после потери работы решит открыть собственное дело, ему выплачивают пособие, равное плате за обучение на курсах. Таким образом, государства поддерживают тех, кто сам себе создает рабочие места взамен пассивного получения пособия.
Осуществление мер по проведению активной социальной политики уменьшает напряжение на рынке труда, позволяет избежать массовой безработицы, а также все больше ориентировано на меры, предупреждающие безработицу.
Главной целью современной политики занятости развитых стран становится повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.
Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития «человеческих ресурсов», повышение их производительной силы, что более производительная экономика увеличивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство, меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта. В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера.
Под пассивным регулированием понимаются усилия, направленные главным образом на поддержание системы содействования безработным, ограничение предложения рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под активным регулированием понимаются попытки государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения уровня квалификации рабочей силы. Служба занятости в этом случае призвана содействовать сокращению армии нетрудоустроенных. В частности, выплаты пособий безработным обуславливаются осуществлением активных действий по повышению их пригодности для рынка труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской активности. В целях развития региональной мобильности трудоустраивающимся могут компенсироваться транспортные расходы и расходы, связанные с переездом на новое место работы.
Рассмотрим 2 основных направления деятельности стран по борьбе с безработицей: социальное страхование на случай безработицы и деятельность центров занятости в этих странах.
3.1 Выплаты пособий по безработице
Рассмотрим наиболее типичные национальные системы поддержки безработных.
Франция: право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.
Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное и социальное (последнее назначается после того, как истек срок получения обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению безработицы.
Общий размер пособия может колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы.
В случае временного закрытия предприятия или перевода занятых на сокращенную рабочую неделю может предоставляться социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы.
Государство полностью финансирует социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная коллективными договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный доход определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое пособие по безработице, целиком оплачивает центральное правительство.
Великобритания.Пособие по безработице – один из видов денежного пособия, выплачиваемого по линии социального обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления безработицы. Пособие может выплачиваться максимум 1 год. Периоды безработицы суммируются, если они прерываются периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.
Для получения пособия по безработице необходимо выплатить страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления на пособие.
Программы, связанные с выплатами пособий по безработице находятся в ведении Министерства занятости, имеющего региональные и местные органы, которые решают вопросы о предоставлении пособий. Министр социального обеспечения по закону обязан ежегодно пересматривать размеры пособий в зависимости от роста цен за предшествовавший год.
Германия.Максимальный размер пособия составляет 63% чистого дохода до потери работы. Пособие может быть увеличено при наличии детей. В зависимости от трудового стажа продолжительность выплаты пособия колеблется в диапазоне от 17 до 52 недель. Для лиц предпенсионного возраста срок выплаты может быть продлен до 104 недель. В дальнейшем возможно получение социальной помощи, однако, и в этом случае размер пособия зависит от прежней заработной платы. Для бездетных он составляет 56% зарплаты.
В принципе, социальная помощь может предоставляться бессрочно, если лицо не имеет других существенных доходов.
Пособие для работающих менее 18 часов также дифференцированно и может выплачиваться не более 6 месяцев. Безработные имеют право на бесплатное пользование услугами биржи труда и право на профессиональную подготовку.
Две трети расходов на социальное обеспечение финансируется за счет страховых взносов. Страховые взносы выплачиваются работником и работодателем в равных долях. Низкооплачиваемым всю сумму страхового взноса оплачивает работодатель. На социальное обеспечение используются также государственные субсидии.
Испания.Страховое пособие полагается лишь платившим взносы не менее 12 месяцев за 6 лет предшествовавших наступлению безработицы. В зависимости от стажа уплаты страховых взносов максимальная продолжительность получения пособия от 4 до 24 месяцев, в последнем случае стаж уплаты взносов должен составлять 72 месяца за последние 6 лет. Размер пособия не может быть ниже минимальной заработной платы и больше 170% ее величины.
При наличии детей пособие может составлять 195 % (при одном ребенке) и 220% (двое детей и более) минимальной зарплаты.
Субсидии по безработице (материальная помощь) назначается после завершения выплаты страхового пособия отдельным категориям лиц: тем, у кого есть иждивенцы; людям старше 45 лет, восстановившим полностью или частично свою трудоспособность после инвалидности; вышедшим из заключения; тем, у кого нет минимального стажа уплаты взносов для назначения страхового пособия.
Субсидии выплачиваются 6 месяцев, в дальнейшем этот период может дважды продлеваться. Она составляет 75% минимальной зарплаты.
В социальном обеспечении безработных в указанных странах, несмотря на национальные различия, много общего.
Во-первых, во всех странах существуют пособия по безработице и субсидии (материальная помощь) безработным.
Во-вторых, безработные в странах ЕС защищены не только от полной, но и от частичной безработицы.
В третьих, выплата пособий осуществляется за счет текущих страховых взносов наемных работников и работодателей, а также прямой поддержки со стороны государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.
продолжение
–PAGE_BREAK–