Особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов в розничной торговле

ВВЕДЕНИЕ
Развитиерыночной социально ориентированной экономики сопровождается дальнейшимвозрастанием роли учетной информации в управлении, контроле, анализе и аудитедеятельности организации, поскольку в экономике постоянно происходят перемены:меняются подходы к самой системе управления, государственные организациипреобразуются в акционерные общества, создаются арендные, коллективные,кооперативные и другие общества; качественно улучшаются нормативно-правовыеакты. Все это требует дальнейшего совершенствования как самой системыуправления, так и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет не только отражаетфинансово-хозяйственную деятельность, но и положительно воздействует на нее.Являясь частью управления, он дает важную информацию, позволяющую контролироватьдеятельность организации. Нынешние условия хозяйствования требуют от работникови специалистов народного хозяйства высокого уровня компетентности, современногоэкономического мышления и овладения новыми методами хозяйствования. Поэтомузнание бухгалтерского учета необходимо в настоящее время не толькобухгалтерским службам, но и специалистам всей системы управления, то естьфинансистам, кредитникам, банковским работникам, кибернетикам, статистикам,юристам, менеджерам, экономистам, руководителям всех рангов и др.
Цельнаписания работы — изучить организацию учета ГСМ врозничной торговле.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.дать общую характеристику ГСМ и их экономическую оценку;
2.провести обзор экономической литературы по теме учета ГСМ;
3.изучить методологические основы организации бухгалтерского учета ГСМ;
4.проанализировать организацию бухгалтерского учета ГСМ (на примере ЗАО «Торговыйдом»);
5.на основании проделанного анализа, предложить пути совершенствованияорганизации учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом».
ЗАО«Торговый дом» осуществляет свою деятельность в г. Слуцке. Юридический адресобщества: Республика Беларусь, г. Слуцк, ул. Уласовца, 5а. ЗАО «Торговый дом»осуществляет торговлю строительными и отделочными материалами.
Принаписании работы использовались средства MS Word, MS Excel, законодательныеакты Республики Беларусь, а также учебные пособия таких авторов, как:Василевская Т.И., Стасенко В.А., Кислов Д.В., Ладутько Н.И., Заяц Н.Е., БондарьТ.Е., Снитко К.Ф., Проданова Н.А., Старостин С.Н.

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГСМ, ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ УЧЕТА
1.1Общая характеристика ГСМ, их экономическая оценка
Кгорюче-смазочным материалам относят бензины различных марок (в зависимости отоктанового числа), автомобильное масло, тосолы, дизельное топливо.[17, с.6]
Основнымимарками бензина являются А-76, А-80, А-92, АИ-91, АИ-93, АИ-95 и АИ-95«Экстра». Причем автомобильные бензины АИ-91, АИ-95, АИ-95 «Экстра» выпускаютсятолько неэтилированными с содержанием свинца не более 0,01 г на 1 дм3.Бензины остальных марок могут быть как этилированными, так и неэтилированными. [17,с.6]
БензиныА-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95 изготавливаются зимнего и летнего видов.[17,с.6]
Применениетого или иного сорта бензина определяется конструктивными особенностямидвигателей внутреннего сгорания, а также условиями, в которых ониэксплуатируются.
Дизельноетопливо (соляровое масло, солярка) — жидкий продукт,использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также —и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевыхфракций прямой перегонки нефти.[17, с.7]
Основныепотребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт,водный транспорт и сельскохозяйственная техника, а также в последнее время илегковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных и газодизельных двигателей,остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качествекотельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах примеханической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.
Различаютдистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, длятихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятноесостоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателейявляется смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгораниядизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).[17, с.7]
Решениео возможности использования нефтепродукта по назначению принимается наосновании его паспорта. Показатели топлива, приведенные в паспорте, позволяютсделать заключение о соответствии его стандарту и оценить возможностьприменения в различных условиях эксплуатации автомобилей. Одновременно данныепаспорта позволяют предвидеть возможные отклонения в работе двигателя отнормального режима при использовании этого топлива и провести необходимыепрофилактические мероприятия и регулировки.
Обычноавтотранспортные предприятия и автопарки коммерческих фирм имеют в своемраспоряжении и обслуживают автомобили разного назначения. К примеру, автопаркнебольшого предприятия имеет несколько легковых автомобиля с бензиновымидвигателями, один микроавтобус с дизельным двигателем, несколько легкихгрузовиков с бензиновыми двигателями и несколько тяжелых магистральных автомобилейс дизельными двигателями. Причем двигатели таких автомобилей разныхконструкций, разных годов выпуска и имеют разные пробеги. Покупать много разныхмасел в мелкофасованной таре дорого по причине цены, а покупать много в бочкахдорого по причине «мертвых» складских запасов. Для таких автохозяйствоптимальным будет приобретать универсальные моторные масла, которые одинаковохорошо подходят и для легковых, и для грузовых автомобилей, и для бензиновыхдвигателей и для дизельных двигателей. Такие вот масла и называются «масламидля смешанного парка».
Тосол- укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которыеприменяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другиеотечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости.
С10 марта 2010г. установлены следующие розничные цены на топливо в г. Минске:бензин «Нормаль-80» — Br1900 за 1 л, бензин АИ-92 — Br2470, бензин АИ-95-Br2780, дизтопливо — Br2220, биодизельное топливо — Br1910.[24, с.4]
Впредыдущий раз цены на нефтепродукты на внутреннем рынке изменялись в декабре2009 года и были увеличены на 10% по отношению к действовавшим на тот моментрозничным ценам. Это было обусловлено ростом во втором полугодии прошлого годамировых цен на нефть, в том числе и на российскую, поставляемую наотечественные нефтеперерабатывающие заводы.[24, с.4]
Ценына автомобильное масло в нашей республике варьируются от 15 000 до 45 000 руб.за 1л. Тосол стоит от 24 000 до 52 000 руб. за 5 л.[24, с.4]
1.2Обзор экономической базы
Экономическоерегулирование вопросов, связанных с ценообразованием на ГСМ, нормированиярасхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов иоборудования, осуществляет Правительство Республики Беларусь в лице Президента,Министерства финансов, Министерство экономики, Министерства транспорта икоммуникаций и др.
Регулированиецен на ГСМ осуществляется путем установления предельных торговых надбавок:[4]
-набензин и дизельное топливо – 10%;
-наавтомобильное масло – 15%;
-тосол– 15%.
Инструкцияо порядке применения норм расхода топлива для механических транспортныхсредств, машин, механизмов и оборудования (далее – Инструкция) устанавливаетпорядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств,машин, механизмов и оборудования.
Нормырасхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией, предназначены дляиспользования при учете и контроле расходования топлива механическимитранспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием,эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,зарегистрированными на территории Республики Беларусь. Нормы расхода топлива нановые модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмови оборудования утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций РеспубликиБеларусь в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационнуюпроверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механическиетранспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанногосрока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетомрезультатов эксплуатационной проверки и утверждаются Министерством транспорта икоммуникаций в качестве обязательных для применения.
Вслучае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ееутверждения учет расхода топлива при эксплуатации автомобиля в РеспубликеБеларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев. Вслучае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива при эксплуатациимеханического транспортного средства субъектами хозяйствования, созданнымиюридическими и физическими лицами Республики Беларусь за границей, до ееутверждения учет расхода топлива производится по временной норме.
Отрицательнаятемпература окружающего воздуха определяется на основании измерений,произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическоетранспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпускамеханического транспортного средства на линию или на начало выполнения работымашиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются вспециальном журнале по форме:[5]
Таблица1.2.1. Журналрегистрации результатов измерений температуры окружающего воздухаДата Время Автомобиль (рег. №, гаражный № или инв. номер) Температура окружающего воздуха, ºС Особые метеорологические условия Ф.И.О. ответственного лица Подпись 1 2 3 4 5 6 7
 
Приэксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма иоборудования за пределами Республики Беларусь отрицательная температураокружающего воздуха определяется по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусьили метеорологической службы соответствующей страны на дату эксплуатациимеханического транспортного средства, машины, механизма и оборудованияежедневно.
Нормарасхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих наСУГ или СПГ, при отсутствии утвержденной нормы расхода СУГ или СПГ принимаетсявыше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели(модификации):[5]
СПГ– не более 5 %;
СУГ– не более 25 %.
Повышениенормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:[5]
— механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования натерритории Республики Беларусь в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %.
Длямеханического транспортного средства, машины, механизма и оборудования,предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях(снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение неприменяется;
— автомобиля в городах с численностью населения:[5]
от100 до 300 тысяч человек – не более 5 %;
от300 тысяч до 1 миллиона человек – не более 10 %;
от1 до 3 миллионов человек – не более 15 %;
свыше3 миллионов человек – не более 25 %;
— автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка наодин километр пробега) – не более 10 %;
— автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальнымдорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительныхработ, строительстве и обслуживании линий электропередач и подстанций,мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и тому подобное) – не более 20 %;
— автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильномснегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням втечение года), установленный руководителем организации или индивидуальнымпредпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (приэксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по даннымГидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службысоответствующей страны), — не более 35 %;
— автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегосясо скоростью до 20 км/час – не более 10 %;
— автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортнымсредством по улицам города или населенного пункта, — не более 20 %.
-автомобиляв горной местности, имеющей высоту над уровнем моря:[5]
·         от500 до 1500 м – не более 5 %;
·         от1501 до 2000 м – не более 10 %;
·         от2001 до 3000 м – не более 15 %;
·         свыше 3000 м – не более 20 %;
— автомобиля на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов, – не более10 %;
— автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией,установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/час, – неболее 5 %;
— автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячкамикрасного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями,превышающими установленные ограничения скорости, а также механическихтранспортных средств, сопровождаемых ими, – не более 20 %;
— автомобиля, задействованного в оперативно-розыскной деятельности на основаниистатьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Обоперативно-розыскной деятельности» или задействованного в охране правопорядка,– не более 10 %;
— механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой«климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя,работающим в автоматическом режиме, – не более 7 %;
— автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее – АКПП), – неболее 6 % (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичныйтип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкойпередач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, тоданное повышение не применяется;
— нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километровпробега – не более 10 %;
— нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины на первые шестьдесятмашино-часов работы – не более 10 %;
— механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования систекшим нормативным сроком службы – не более 8 %.
Приперевозке грузов грузовым или грузопассажирским автомобилем (кроме самосвала)без учета транспортной работы, а также при перевозке технологическогооборудования или грузов, на которую не оформляется товарно-транспортнаянакладная, линейная норма расхода топлива повышается не более чем на 10 %.
Приэксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетоннымпокрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топливапонижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды).
Прииспользовании дизельного топлива с присадкой FP-4000линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 %.
Дополнительныйрасход топлива устанавливается при:[5]
— эксплуатации автомобиля или автопоезда (кроме самосвального), выполняющеготранспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, на каждые 100 ткм: бензина– не более 2,0 л; дизельного топлива – не более 1,3 л; СПГ – не более 2,0 м3; СУГ – не более 2,5 л; при газодизельном цикле – не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
— эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировкеавтомобиля, машины и механизма линейная норма расхода топлива увеличивается накаждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа, буксируемого автомобиля,машины и механизма): бензина – не более 2,0 л; дизельного топлива – не более 1,3 л; СПГ – не более 2,0 м3; СУГ – не более 2,5 л; при газодизельном цикле – не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
— простое автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работудвигателя автомобиля во время стоянки, на один час простоя не более 10 % отвеличины линейной нормы расхода топлива.
Данныйрасход устанавливается также для специального автомобиля медицинскогоназначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей, при отсутствииавтономного отопителя и температуре окружающего воздуха ниже +10ºС;
— работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха:[5]
·         от+10°Сдо 0°С– не более 50% продолжительности работы на линии;
·         ниже0°С– не более 100 % продолжительности работы на линии;
·         от+10ºС и ниже – не более 100 % продолжительности работы на линии (дляспециального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющегоперевозку детей);
— запуске дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим набензине, при:
·         положительнойтемпературе окружающего воздуха – не более 3 % от общего расхода дизельного топлива;
·         отрицательнойтемпературе окружающего воздуха – не более 5 % от общего расхода дизельного топлива.
Приэксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическимтранспортным средством, на автодроме 1 маш.-час выполнения упражненийприравнивается к расходу топлива на 20 км пробега.
Приэксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на одинзапуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (длясоответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающеговоздуха:[5]
·         свыше+5°С– не более 1 % (для инжекторных двигателей);
·         от+5°Сдо –10°С– не более 3 %;
·         ниже–10°С– не более 5 %.
Приэксплуатации самосвала с самосвальным прицепом или седельного тягача ссамосвальным полуприцепом расход топлива повышается на каждую тонну снаряженноймассы прицепа (полуприцепа) и 50 % массы перевозимого на прицепе груза (прикоэффициенте использования грузоподъемности 0,5): бензина – не более 2,0 л; дизельного топлива – не более 1,3 л; СПГ – не более 2,0 м3; СУГ – не более 2,5 л; при газодизельном цикле – не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.
Приэксплуатации самосвала (самосвального автопоезда) с коэффициентом использованиягрузоподъемности, отличающимся от 0,5, расход топлива повышается или понижаетсяна каждые 100 ткм перевыполненной или недовыполненной транспортной работы поотношению к транспортной работе, выполняемой при коэффициенте использованиягрузоподъемности 0,5: бензина – не более 2,0 л; дизельного топлива – не более 1,3 л; СПГ – не более 2,0 м3; СУГ – не более 2,5 л; при газодизельном цикле – не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.
Приэксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягачас самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом в зависимости от грузоподъемности:[5]
·         до10 т – не более 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 – СПГ;
·         от10 до 20 т – не более 0,5 л дизельного топлива;
·         свыше20 т – не более 1,0 л дизельного топлива.
Приэксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягачас самосвальным полуприцепом, работающего в карьере, на каждую ездку с грузомпри маневрировании в местах погрузки и разгрузки в зависимости отгрузоподъемности:[5]
·         до10 т — не более 0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 – СПГ;
·         от10 до 20 т — не более 0,3 л дизельного топлива;
·         свыше20 т — не более 0,4 л дизельного топлива.
Приперемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей,работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается в размере не более 10 %от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей моделиавтомобиля.
Навнутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочныеработы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячныйрасход топлива не должен превышать 0,5 % от общего его количества,потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии.
Приэксплуатации специального автомобиля:[5]
— не имеющего конструктивных отличий от аналогичной модели по двигателю, коробкепередач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову, снаряженной массе,влияющих на расход топлива, применяется утвержденная линейная норма расходатоплива на соответствующую модель (модификацию) автомобиля;
— отличающегося от аналогичной модели только снаряженной массой и не имеющегодругих конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная нормарасхода топлива повышается (понижается) на каждую тонну превышения (снижения)массы такого автомобиля: работающего на бензине – не более 2,0 л; дизельном топливе – не более 1,3 л; СПГ – не более 2,0 м3; СУГ – не более 2,5 л.
Еслиорганизацией (заводом)-изготовителем или его официальным представителемписьменно подтверждено, что конкретная модификация механического транспортногосредства, машины, механизма и оборудования не имеет конструктивных отличий отсоответствующей модели механического транспортного средства, машины, механизмаи оборудования, влияющих на расход топлива, то применяется норма расходатоплива на соответствующую модель механического транспортного средства, машины,механизма и оборудования.
Особоевнимание следует заострить на требованиях, предъявляемым белорусскимзаконодательством к путевым листам.
ПостановлениемМинистерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков путевыхлистов и инструкций по их заполнению» Утверждены следующие формы путевыхлистов:[7]
-путевойлист автобуса, выполняющего перевозки во внутриреспубликанском сообщении(типовые формы 1 (р) и 1(н)).
Типоваяформа 1(р) предназначена для осуществления регулярных, а типовая форма 1 (н) — нерегулярных пассажирских перевозок в пределах Республики Беларусь;
— путевой лист автобуса, выполняющего перевозки в международном сообщении(типовые формы 2(р) и 2(нУ).
Типоваяформа 2(р) предназначена для осуществления регулярных, а типовая форма 2(н) — нерегулярных пассажирских перевозок в международном сообщении;
— путевой лист грузового автомобиля, выполняющего перевозки вовнутриреспубликанском сообщении (типовые формы 3(с) и 3£п)).
Типоваяформа 3(с) используется при оплате стоимости перевозок грузов в пределахРеспублики Беларусь по сдельным тарифам, а типовая форма 3(п) — при оплатестоимости таких перевозок по повременным тарифам;
-путевойлист грузового автомобиля, выполняющего перевозки в международном сообщении(типовая форма 4);
— путевой лист легкового автомобиля-такси (типовая форма 5).
Типоваяформа 5 предназначена для осуществления первичного учета работы водителя иавтомобиля-такси в течение месяца;
-путевойлист служебного (специального) легкового автомобиля (типовая форма 6);
— путевой лист служебного (специального) легкового автомобиля за период (типоваяформа 7).
Путевойлист типовой формы 6 используется при необходимости обслуживания одного илинескольких заказчиков в течение одного дня, а путевой лист типовой формы 7 — при необходимости обслуживания одного заказчика в течение нескольких дней.
ПостановлениемМинистерства транспорта Республики Беларусь «Об утверждении форм путевых листовавтомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению» утверждены:[8]
— путевой лист легкового автомобиля-такси индивидуального предпринимателя типовойформы 5(и);
— путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя, осуществляющегоперевозки пассажиров в регулярном сообщении, типовой формы 1(ри).
ПостановлениемМинистерства транспорта Республики Беларусь «Об утверждении формы 9 путевоголиста учебного автомобиля (автобуса) и Инструкции по заполнению и обработкепутевых листов учебных автомобилей (автобусов)» утвержден путевой лист учебногоавтомобиля (автобуса) формы 9, который используется в учебных организациях(юридических лицах независимо от организационно-правовой формы и формысобственности, их обособленных структурных подразделениях), занимающихсяподготовкой и переподготовкой водителей автотранспортных средств.[10]
Путевойлист формы 9 выдается только на один рабочий день мастеру производственногообучения вождению при выпуске учебного автомобиля (автобуса) на линию.Выдаваемый путевой лист должен быть заверен штампом и печатью учебногозаведения.
ПостановлениемМинистерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении бланкапутевого листа специального автомобиля медицинского назначения и Инструкции поего изготовлению, учету и заполнению» утвержден бланк путевого листаспециального автомобиля медицинского назначения формы 10.
Путевойлист формы 10 выдается водителю под расписку уполномоченным на то лицом толькона один рабочий день при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущийдень работы.
Наболее длительный срок путевой лист выдается только в случае, если выполняетсямеждугородная перевозка в течение более суток.
ПостановлениемМинистерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Обутверждении форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета и порядкаих заполнения и представления» утвержден путевой лист трактора (СХХ, форма 2).[12]
Утвержденнаяформа путевого листа применяется для учета работы тракторов и самоходных машинв организациях по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства натранспортных работах.
Путевойлист трактора (СХХ, форма 2) является основанием для оформления актавыполненных работ и предъявления соответствующих документов заказчику дляоплаты расходов за оказанные услуги.
ПостановлениемМинистерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Обутверждении форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственныхи иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции,и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных документовбухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций,осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции» приведен путевойлист трактора (форма 504-АПК).[13]
Путевойлист трактора (форма 504-АПК) применяется для учета работы тракторов натранспортных работах. Указанный путевой лист выписывается диспетчером либодругим лицом, уполномоченным на это, и регистрируется в журнале регистрациипутевых листов.
ПостановлениемМинистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утвержденииформ первичных учетных документов в строительстве и Инструкции о порядкеприменения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве»утверждена форма путевого листа строительной машины (форма С-20), которыйявляется бланком строгой отчетности.[14]
Наосновании путевого листа строительной машины определяются показатели для учетаработы строительной машины и машиниста, а также данные для начислениязаработной платы машинисту, осуществления расчетов за работу строительноймашины и формирования статистической отчетности. Путевой лист формы С-20 выдаетсямашинисту диспетчером, другим уполномоченным лицом владельца строительноймашины на один рабочий день при условии сдачи машинистом путевого листа запредыдущий день работы (предыдущего путевого листа). На более длительный срок,но не более чем на 10 дней работы у одного арендатора, путевые листы выдаютсяпри невозможности или нецелесообразности ежедневного возвращения строительноймашины на место стоянки.
Приказомпредседателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь«Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации автомобильной техники напограничных заставах, пограничных постах, мобильных пограничных заставах, в группахкатеров, отделениях пограничного контроля и пограничных комендатурахпограничных войск Республики Беларусь» приведена форма путевого листа,выдаваемая и оформляемая на машины и мотоциклы в пограничных войсках.[15]
Путевыелисты утвержденной формы являются основными первичными эксплуатационнымидокументами строгой отчетности и хранятся у старшего техника пограничнойзаставы, выдача их учитывается в книге учета выдачи и возвращения путевыхлистов, которая ведется по форме согласно приложению 6 к Инструкции.
Путевыелисты на автомобильную технику выписываются старшим техником подразделенияграницы на каждые сутки на основании плана охраны государственной границы ивручаются водителям.
ПостановлениемМинистерства транспорта Республики Беларусь «Об утверждении авиационных правил«Организация работы автотранспортных средств на гражданских аэродромахРеспублики Беларусь» приведена форма путевого листа специального автомобиля(форма 1-спец).
Путевойлист формы 1-спец выдается на специальный автомобиль для работы на территорииаэродрома по обеспечению коммерческого и технического обслуживания воздушныхсудов, для выполнения эксплуатационных работ по обслуживанию аэродрома,радиосветотехнических средств и выполнения всех видов обеспечения полетов безвыезда за пределы аэродрома. Данный путевой лист является основным первичнымдокументом пооперационного учета обслуживания воздушных судов, аэродрома ирадиосветотехнического оборудования.
Сучетом специфики деятельности организации, конкретных условий труда нанимателимогут разрабатывать и применять иные формы маршрутных листов автопогрузчиков,электротранспорта.
1.3Методологические основы бухгалтерского учета ГСМ
Приизучении методологических основ бухгалтерского учета ГСМ использовались учебныепособия таких авторов: Бондарь Т.Е., Василевская Т.И., Заяц Н.Е., Кислов Д.В.,Ладутько Н.И., Проданова Н.А., Снитко К.Ф., Стасенко В.А., Старостин С.Н.
Вуказанных учебных пособия отдельные главы посвящены методологии бухгалтерскогоучета ГСМ, а также вопросам налогообложения операций с ГСМ.
Такжебыли изучены законодательные акты Республики Беларусь, регламентирующие порядокбухгалтерского учета ГСМ. К ним относят: Закон Республики Беларусь «Обухгалтерском учете и отчетности», Закон Республики Беларусь «О налоге заиспользование природных ресурсов (экологический налог)», Типовой план счетовбухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетовбухгалтерского учета, Инструкция о порядке учета, поступления, хранения ирасходования горюче-смазочных материалов, Постановление Министерства финансов«Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению», ПостановлениеМинистерства финансов «Об утверждении форм путевых листов автомобилейиндивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению», ПостановлениеМинистерства финансов «Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов,сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картамформы НТУ – АЗС и инструкции по их заполнению», Постановление Министерстватранспорта и коммуникаций «Об утверждении формы 9 путевого листа учебногоавтомобиля (автобуса) и Инструкции по заполнению и обработке путевых листовучебных автомобилей (автобусов)», Постановление Министерства здравоохраненияРеспублики Беларусь «Об утверждении бланка путевого листа специальногоавтомобиля медицинского назначения и Инструкции по его изготовлению, учету изаполнению», Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия«Об утверждении форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета ипорядка их заполнения и представления», Постановление Министерства сельскогохозяйства и продовольствия «Об утверждении форм первичных документовбухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций,осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и Инструкции опорядке применения и заполнения форм первичных документов бухгалтерского учетадля сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производствосельскохозяйственной продукции», Постановление Министерства строительства иархитектуры «Об утверждении форм первичных учетных документов в строительстве иИнструкция о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документовв строительстве», Приказ председателя Государственного комитета пограничныхвойск «Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации автомобильнойтехники на пограничных заставах, пограничных постах, мобильных пограничныхзаставах, в группах катеров, отделениях пограничного контроля и пограничныхкомендатурах пограничных войск Республики Беларусь».

2.МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГСМ
2.1Документальное оформление движения ГСМ (на примере ЗАО «Торговый дом»)
Горюче-смазочныематериалы являются одной из основных статей расходов при эксплуатацииавтотранспорта. Поступление ГСМ в организацию и их оприходование материальноответственным лицом осуществляется на основании документа, выписанного поставщиком.В первую очередь таким документом может быть товарно-транспортная накладнаяформы ТТН-1 (Приложение 1) или товарная накладная формы ТН-2 (Приложение 2).
Вслучае ЗАО «Торговый дом» заправка транспортных средств производится наавтозаправочных станциях поставщика ГСМ по специальным электронным картам,поставщик по итогам месяца оформляет отчет по отпуску нефтепродуктов,сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам(форма НТУ-АЗС) (далее – отчет), бланки которого утверждены постановлениемМинфина РБ от 06.04.2006 № 36 «Об утверждении бланков отчета по отпускунефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг поэлектронным картам формы НТУ-АЗС и Инструкции по их заполнению». Данный отчетслужит основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей,оказанных услуг у их получателя. Вычет сумм НДС, указанных в отчете,производится ЗАО «Торговый дом» в месяце получения товарно-материальныхценностей, оказания услуг независимо от даты выписки отчета (при условииполучения этого отчета до срока сдачи налоговой декларации по НДС за указанныйотчетный период). При отсутствии отчета до даты сдачи налоговой декларации поНДС за этот налоговый период вычет НДС производится в том налоговом периоде, вкотором получен отчет.[]
Приприобретении топлива за наличный расчет документом, подтверждающим получение иоплату ГСМ, является чек кассового суммирующего аппарата, выданный операторомавтозаправочной станции.
Оформлениеи учет движения ГСМ внутри ЗАО «Торговый дом» организован в соответствии стребованиями Положения о порядке учета поступления, хранения и расходованиягорюче-смазочных материалов, утвержденного постановлением Министерством финансовРеспублики Беларусь от 15.05.2002 № 74 (далее – Положение № 74).
Приемка,хранение и выдача ГСМ осуществляется в ЗАО «Торговый дом» материальноответственными лицами, специально назначенными для выполнения этих функций.
Учетгорюче-смазочных материалов в местах хранения ведется материальноответственными лицами на карточках складского учета материалов формы М-12,раздельно по каждому наименованию и марке горюче-смазочных материалов. Наосновании оформленных в установленном порядке первичных документов в названныекарточки заносятся данные по приходу и отпуску горюче-смазочных материалов ивыводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последнейоперации дня.
Бухгалтерскийучет горюче-смазочных материалов в натуральном выражении ведется в единицахмассы. Горюче-смазочные материалы, находящиеся в других местах хранения,учитываются в тех единицах, в которых они получены материально ответственнымилицами. Данные раздаточных ведомостей и лимитно-заборных карт об отпускегорюче-смазочных материалов отражаются в карточках учета по мере их закрытия,включая операции последних дней отчетного месяца, в соответствующих единицахизмерения. Количество выданных горюче-смазочных материалов записывается в ведомостьучета выдачи ГСМ в которой за полученные горюче-смазочные материалырасписывается водитель, а в путевом листе расписывается материальноответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы. На основаниидокументов, по которым в организации производился прием и отпускгорюче-смазочных материалов (товарно-транспортных накладных, требований, ведомостейучета выдачи ГСМ), материально ответственное лицо ЗАО «Торговый дом» составляетотчет о движении горюче-смазочных материалов. Этот отчет вместе с документамипо приходу и расходу в сроки, установленные руководителем организации,представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения вучете движения горюче-смазочных материалов. Перед сдачей в бухгалтерию отчетпроверяется и подписывается лицом, возглавляющим службу топливно-энергетическихресурсов организации, или иным лицом, уполномоченным руководителем организации.Оформленные путевые листы (Приложение № 3) после их обработки передаются вслужбу топливно-энергетических ресурсов. Записи в путевых листах сверяются сзаписями в ведомостях учета выдачи и возврата топлива, приложенных к отчету одвижении горюче-смазочных материалов. После этого заполняется карточка учетарасхода топлива автомобилем, которая ведется на каждое транспортное средство,машину, механизм. Работник, ведущий учет топливно-энергетических ресурсов,записывает в карточку фактические и нормативные расходы топлива и выводитрезультат. О всех случаях перерасхода или нереальной экономии топливаматериально ответственное лицо обязано незамедлительно сообщить руководителю ЗАО«Торговый дом» (или начальнику службы топливно-энергетических ресурсов) дляпринятия срочных мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальнойэкономии.
2.2Организация бухгалтерского учета ГСМ (на примере ЗАО «Торговый дом»)
Бухгалтерскийучет горюче-смазочных материалов в ЗАО «Торговый Дом» ведется на счете 10«Материалы» по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материальноответственным лицам в разрезе следующих субсчетов:
— «Топливо на складах»;
— «Топливо в баках транспортных средств».
Горюче-смазочныематериалы для большинства автомобилей ЗАО «Торговый дом» приобретаются наавтозаправочных станциях (АЗС) в порядке безналичного и наличного расчета.
Приведемпример. На балансе ЗАО «Торговый дом» числится легковой автомобиль. Длязаправки автомобиля в соответствии с договором приобретена на АЗС электроннаякарта стоимостью 23 600 руб., в т.ч. НДС по ставке 18% — 3600 руб.
Всоответствии с учетной политикой ЗАО «Торговый дом» предметы стоимостью доодной базовой величины списываются единовременно на расходы по реализациитоваров по мере передачи этих предметов в эксплуатацию.
Сучетом вышеизложенного операции по приобретению электронной карты отражаются вучете следующим образом:
Таблица2.2.1Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Перечислена предоплата за электронную карту (основание (первичный документ) — платежное поручение) 60 51 23 600 Отражено приобретение электронной карты (основание (первичный документ) — накладная) 10-9-1 60 20 000 Отражена сумма НДС по приобретенной электронной карте (основание (первичный документ) — платежное поручение, накладная) 18-3 60 3600 Принята к вычету сумма НДС по приобретенной электронной карте (основание (первичный документ) — книга покупок, платежное поручение, накладная) 68-2 18-3 3600 Отражена передача электронной карты в эксплуатацию (основание (первичный документ) — накладная на внутреннее перемещение материалов) 10-9-2 10-9-1 20 000 Списана стоимость электронной карты по мере передачи ее в эксплуатацию (основание (первичный документ) — приказ об учетной политике, акт на списание материальных ценностей) 11 (26) 10-9-2 20 000
ПриобретениеГСМ
Поставкатоплива производится посредством его выборки через колонки АЗС по электроннойкарте. Информация о количестве приобретенного топлива фиксируется на выданнойпоставщиком электронной карте. Кроме того, поставщик по окончании месяцапредоставляет покупателям отчет по отпуску нефтепродуктов по электроннымкартам, в котором отражаются количество и стоимость отпущенных в течение месяцанефтепродуктов. Также к отчету прилагается расшифровка с указанием дат отпускатоплива и номеров электронных карт. Данные документы являются одним изпреимуществ расчетов по электронным картам, так как позволяют контролироватьрасход топлива и значительно упрощают работу бухгалтерии.
С1 июня 2006 г. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от06.04.2006 №36 «Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов,сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картамформы НТУ-АЗС и Инструкции по их заполнению» вводятся в обращение бланки отчетапо отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказаниюуслуг по электронным картам формы НТУ-АЗС (приложение 4) и отчета по отпускунефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг поэлектронным картам формы НТУ-АЗС для выписки с применением ПЭВМ (Приложение 5).
Всоответствии с пп.1-3 Инструкции по заполнению отчета по отпускунефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг поэлектронным картам формы НТУ-АЗС, утвержденной вышеназванным постановлениемМинфина, отчет является бланком строгой отчетности и предназначен для учетаотпуска нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров, оказанныхуслуг, оплаты проезда в пунктах взимания дорожных сборов (ПВДС) сиспользованием электронных карт автоматизированных систем. Отчет служитоснованием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, оказанных услугу их получателя.
Вычетсумм НДС, указанных в отчете, производится ЗАО «Торговый дом» в месяце отпускатоварно-материальных ценностей, оказания услуг независимо от даты выпискиотчета.
СогласноИнструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета расчеты поналогу за пользование природными ресурсами и по другим налогам, включаемым всебестоимость продукции, работ, услуг, учитываются на субсчете 68-1 «Налоги иотчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг».
Вотчетном месяце в ЗАО «Торговый дом» согласно путевым листам пробег автомобиля,используемого в производственных целях торговой организацией, составил 3000 км,при этом было использовано дизельное топливо в количестве 240 л по цене безучета НДС 1000 руб. за 1 л. Установленная норма расхода топлива на автомобильсоставляет 7 л на 100 км. В соответствии с приказом стоимость бензина свышеустановленной нормы (перерасход топлива) удержана из заработной платы виновноголица (водителя).
Порядокотражения в учете в данной ситуации следующий.
Таблица2.2.2Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Отражено списание использованного дизельного топлива в пределах установленной нормы (основание (первичный документ) — путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (3000 км х 7 л / 100 км х 1000) 44-1 (26-1) 10-3-2 210 000 Отражено списание использованного дизельного топлива сверх установленной нормы (основание (первичный документ) — путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период, инвентаризационная опись, ведомость результатов, выявленных инвентаризацией) ((240 л — 3000 км х 7 л / 100 км) х 1000) 94 10-3-2 30 000 Начислен НДС на стоимость дизельного топлива, использованного сверх установленной нормы (основание (первичный документ) -бухгалтерская справка-расчет) (30 000 х 18%) 94 68-2 5400 Отражена сумма подлежащей возмещению недостачи (основание (первичный документ) — приказ, бухгалтерская справка-расчет) (30 000 + 5400) 73-2 94 35 400 Удержана из заработной платы работника сумма подлежащей возмещению недостачи (основание (первичный документ) — расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет) 70 73-2 35 400
 
Экологическийналог
Всоответствии с пп.1 и 2 ст.2 Закона Республики Беларусь «О налоге заиспользование природных ресурсов (экологический налог)» (с изменениями идополнениями) налогом облагаются объемы выводимых в окружающую среду выбросов(сбросов) загрязняющих веществ». Собственное потребление непроизводственногохарактера объектов, стоимость которых не относится на издержки производства иобращения — это любое потребление объектов, за исключением отнесения на затратыи внереализационные расходы, участвующие в исчислении облагаемой налогомприбыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц и налогом надоходы.
Объектомналогообложения признаются обороты по реализации объектов на территорииРеспублики Беларусь, включая обороты по передаче внутри организации, а такжеиндивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных иприобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальныхактивов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимостькоторых не относится на издержки производства и обращения. Налоговая база поуказанным операциям определяется исходя из фактически произведенных затрат попроизводству и (или) приобретению объектов. Моментом фактической реализацииявляется день списания этих объектов за счет соответствующих источников.
ИнвентаризацияГСМ
Работник,ведущий учет топливно-энергетических ресурсов в ЗАО «Торговый дом», о всехслучаях перерасхода или нереальной экономии топлива незамедлительно должендокладывать руководителю организации (или начальнику службытопливно-энергетических ресурсов) для принятия срочных мер к выявлению иустранению причин перерасхода или нереальной экономии.
Приобнаружении фактов хищения и (или) порчи имущества ЗАО «Торговый дом» проводитинвентаризацию ГСМ (в т.ч. в баках транспортных средств) в соответствии спорядком, определенным с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете иотчетности» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств № 54. При этом выявленная при инвентаризации недостача имущества,произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решениемруководителя организации покрывается за счет виновных лиц.
СогласноИнструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета на счете 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается движение сумм по недостачам,хищениям и потерям от порчи материальных и иных ценностей, включая денежныесредства, выявленным в процессе их заготовления, хранения и реализации,независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета затрат на производство(расходов на реализацию) или виновных лиц.
Подебету счета 94 отражается по недостающим (похищенным) или полностьюиспорченным товарно-материальным ценностям их фактическая себестоимость.
Покредиту счета 94 отражается списание учтенных ранее сумм недостач ценностейсверх норм (величин) убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей — вдебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2«Расчеты по возмещению материального ущерба») в разрезе виновных лиц.
Приэтом по кредиту счета 94 отражаются суммы в размерах и величинах, принятых научет по дебету данного счета.
Стоимостьнедостающих или похищенных товарно-материальных ценностей взыскивается свиновных лиц в соответствии с законодательством.
Набалансе ЗАО «Торговый дом» числится 2 легковых автомобиля, по которымустановлены линейные нормы расхода топлива: для 1-го автомобиля -9,1 л/100 кмбензина; для 2-го автомобиля — 6,7 л/100 км дизельного топлива. В отчетноммесяце согласно путевым листам пробег легковых автомобилей по г. Слуцкусоставил: по 1-му автомобилю — 500 км; по 2-му — 300 км. Цена 1 л бензинаАИ-95, израсходованного при эксплуатации 1-го автомобиля, без учета НДСсоставляет 1380 руб.; цена 1 л дизельного топлива, израсходованного приэксплуатации 2-го автомобиля, без учета НДС — 97 5 руб.
Приказомпо организации установлено, что в затраты, учитываемые при ценообразовании иналогообложении, включаются расходы на содержание одного служебного автомобиляв пределах установленных норм; в случае эксплуатации механического транспортногосредства в городах с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человеквеличина повышения норм расхода топлива составляет 10%.
Отражениеуказанных операций в бухгалтерском учете будет следующим:
Таблица2.2.3Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Отражено списание бензина А-95 по 1-му служебному автомобилю на расходы, учитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) — путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (500 км х (9,1 л х 1,1 / 100 км) х 1380)* 44-1 (26-1) 10-3-2 69 069 Отражено списание дизельного топлива по 2-му служебному автомобилю на расходы, неучитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) — путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (300 км х (6, 7 л х 1,1 / 100 км) х 975) 44-2 (26-2) 10-3-2 21 557 Начислен НДС от стоимости списанного дизельного топлива на расходы, неучитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) -бухгалтерская справка-расчет) 44-2 (26-2) 68-2 3880
 
СписаниеГСМ
Основаниемдля списания бензина и дизельного топлива на расходы на реализацию являютсянакопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива заотчетный период. Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей вних с путевыми листами, о чем на ведомостях работником организации, ведущимоперативный учет топлива, делается соответствующая отметка. Кроме того, наосновании документов, по которым ЗАО «Торговый дом» производился прием и отпускГСМ, товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачитоплива и смазочных материалов материально ответственное лицо составляет отчето движении ГСМ. Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки,установленные руководителем организации, представляется в бухгалтериюорганизации и служит основанием для отражения в учете движения ГСМ. Передсдачей в бухгалтерию отчет проверяется и подписывается лицом, возглавляющимслужбу топливно-энергетических ресурсов торговой организации, или иным лицом,уполномоченным руководителем организации. При списании ГСМ необходимо помнить,что в состав затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, включаетсястоимость топлива в пределах установленных норм их расхода. Использование ГСМнормируется для всех марок автомобилей.
Остатоктоплива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, учтенный насубсчете «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличиюбензина и дизельного топлива в баках. Данные о наличии топлива в бакахежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Стоимость бензина и дизельноготоплива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств,списывается с субсчета «Топливо в баках транспортных средств» в дебет счетов 2 6«Общехозяйственные расходы».
2.3Пути совершенствования учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом»
Вцелях повышения эффективности учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом» можно предложитьавтоматизировать данный участок бухгалтерского учета с использованиемпрограммного обеспечения 1С: Бухгалтерия 7.7.
Программа«ВДГБ: Учет ГСМ и транспорта» является дополнением к типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 7.7. и предназначена для автоматизации участка учетагорюче-смазочных материалов и транспортных средств, а также автоматизациидокументооборота на автотранспортных предприятиях и в транспортныхподразделениях с любым количеством транспортных средств.
Основныевозможности конфигурации:
— хранение подробных технических данных о транспортном средстве;
— выписка и обработка путевых листов унифицированной формы, в зависимости от типатранспортного средства;
— расчет фактического и нормативного расхода топлива;
— возможность гибкой настройки правил списания самим пользователем, в зависимостиот источника финансирования и КБК учета топлива;
— получение отчетности об остатках и оборотах горюче-смазочных материалов вразрезе транспортных средств, водителей и подразделений;
— анализ отклонения фактических затрат на горюче-смазочные материалы от нормативных;
— учет пробега транспортных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, все поставленные во введении курсовой работы задачи выполнены и цельнаписания – достигнута. В заключении подведем итоги проведенного исследования. Бухгалтерскийучет горюче-смазочных материалов в организациях должен обеспечить:
— правильное и своевременное документальное оформление операций по приему иотпуску горюче-смазочных материалов;
— получение полных и достоверных данных о движении и остатках горюче-смазочныхматериалов на нефтескладах (кладовых) и местах заправки как в натуральном, таки в денежном выражении;
— контроль за сохранностью горюче-смазочных материалов в местах хранения и навсех этапах их движения;
— составление правильных и достоверных отчетов о движении и остаткахгорюче-смазочных материалов в местах хранения и заправки;
-систематическийконтроль за использованием горюче-смазочных материалов и соблюдением норм ихрасхода.
Учетгорюче-смазочных материалов организуется на основе:
-строгогособлюдения установленного порядка приемки и отпуска горюче-смазочныхматериалов;
— тождественности данных оперативно-складского и бухгалтерского учетагорюче-смазочных материалов.
Бухгалтерскийучет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 «Материалы» по видамгорюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицамв разрезе следующих субсчетов:
— «Топливо на складах»;
— «Топливо в баках транспортных средств».
Насубсчете «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видовгорюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств,машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктахзаправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, вотделениях, бригадах и т.п.
Основаниемдля записей по дебету субсчета «Топливо на складах» являютсятоварно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1 и товарно-транспортнаянакладная специализированной формы ТТН-1 (нефть) и другие первичные учетныедокументы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочныхматериалов материально ответственными лицами.
Основаниемдля записей по кредиту субсчета «Топливо на складах» являются ведомость учетавыдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта,товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1 и товарно-транспортнаянакладная специализированной формы ТТН-1 (нефть).
Стоимостьотпущенных горюче-смазочных материалов с нефтескладов (пунктов заправки) напроизводство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг отражаетсяпо кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо на складах» и дебету счета 23«Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26»Общехозяйственныерасходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения».
Насубсчете «Топливо в баках транспортных средств» учитываются бензин и дизельноетопливо, полученные на заправку автомобиля водителями непосредственно снефтесклада или пунктов заправки организации.
Наосновании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных сданными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств, машин имеханизмов на заправочных пунктах стоимость бензина и дизельного топливасписывается с кредита счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо на складах» в дебетсчета 10 «Материалы», субсчет «Топливо в баках транспортных средств».
Бухгалтерскийучет бензина и дизельного топлива на субсчете «Топливо в баках транспортныхсредств» ведется по организации в целом или с подразделением по автоколоннам,бригадам и т.д. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточкаучета расхода топлива на каждую марку бензина и одна карточка учета расходатоплива на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные одвижении топлива и его стоимости.
Данныео наличии остатка топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов наконец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортныхсредств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Стоимость бензина идизельного топлива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортныхсредств, машин и механизмов, списывается с кредита счета 10 «Материалы» субсчет«Топливо в баках транспортных средств» в дебет счетов 23 «Вспомогательныепроизводства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения» взависимости от направления расходования топлива. Основанием для списаниябензина и дизельного топлива на затраты производства являются накопительные ведомостиданных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период.Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей в них с путевымилистами, о чем на ведомостях работником организации, ведущим оперативный учеттоплива, делается соответствующая отметка. Организации обязаны проводитьинвентаризацию горюче-смазочных материалов (в том числе в баках транспортныхсредств, машин и механизмов) в соответствии с порядком, определенным ЗакономРеспублики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», и Инструкцией поинвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерствафинансов Республики Беларусь.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Обухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь № 42-3 от25.06.2001г. (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2001. № 63, 2/785 .
2.        Оналоге за использование природных ресурсов (экологический налог): ЗаконаРеспублики Беларусь от 23 декабря 1991г. № 1335-XII(с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2009. -№37, 2/1711.
3.        Типовойплан счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового планасчетов бухгалтерского учета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусьот 30.05.2003г. №89. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2003. — №8/9975.
4.        Инструкцияо порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестрхозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках,и государственный реестр естественных монополий: Утверждено ПостановлениемМинистерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007г. №121 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. -№13/2446.
5.        Инструкцияо порядке применения норм расхода топлива для механических транспортныхсредств, машин, механизмов и оборудования: Утверждена ПостановлениемМинистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008г.№141 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009.-№8/21646.
6.        Инструкцияо порядке учета, поступления, хранения и расходования горюче-смазочныхматериалов: Утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусьот 15 мая 2002г. №74 (с изм. и доп. от 30.11.2007г. №182, от 10.12.2008г. №186)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. -№8/20128 .
7.        Обутверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению: ПостановлениеМинистерства Финансов Республики Беларусь от 31 марта 2000г. №31 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. -№45.
8.        Обутверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей иинструкций по их заполнению: Постановление Министерства финансов РеспубликиБеларусь от 06 октября 2003г. №44 // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2003. -№123.
9.        Обутверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильногогаза, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ – АЗС иинструкции по их заполнению: Постановление Министерства финансов РеспубликиБеларусь от 06 апреля 2006г. №36 // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2006. -№54.
10.     Обутверждении формы 9 путевого листа учебного автомобиля (автобуса) и Инструкциипо заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов):Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 05июня 2001г. №12 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2001. -№66.
11.     Обутверждении бланка путевого листа специального автомобиля медицинскогоназначения и Инструкции по его изготовлению, учету и заполнению: ПостановлениеМинистерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 мая 2001г. №37 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. -№80.
12.     Обутверждении форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета и порядкаих заполнения и представления: Постановление Министерства сельского хозяйства ипродовольствия Республики Беларусь от 11 ноября 2002г. № 28 // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. -№142.
13.     Обутверждении форм первичных документов бухгалтерского учета длясельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производствосельскохозяйственной продукции, и Инструкции о порядке применения и заполненияформ первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иныхорганизаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции: ПостановлениеМинистерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 22ноября 2005г. №69 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2009, -№58.
14.     Обутверждении форм первичных учетных документов в строительстве и Инструкция опорядке применения и заполнения форм первичных учетных документов встроительстве: Постановление Министерства строительства и архитектурыРеспублики Беларусь от 11 апреля 2005г. №13 // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2009. -№43.
15.     Обутверждении Инструкции по организации эксплуатации автомобильной техники напограничных заставах, пограничных постах, мобильных пограничных заставах, вгруппах катеров, отделениях пограничного контроля и пограничных комендатурахпограничных войск Республики Беларусь: Приказ председателя Государственногокомитета пограничных войск Республики Беларусь от 07 марта 2006г. №113 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. -№54.
16.     ВасилевскаяТ.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси. – Мн: Белпринт, 2009. –118с.
17.     КисловД.В. Расходы на ГСМ. –СтатусКво, 2007. -64 с.
18.     ЛадутькоН.И. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей. -Мн.: Книжный Дом, 2007.-576 с.
19.     Налогии налогообложение / Под ред. Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е. –Мн.: Высшая школа, 2009.-280 с.
20.      ПродановаН.А. Учет ГСМ на предприятии. –Москва: ГроссМедия, 2007. -133 с.
21.     СергеевР. Учетная и отчетная документация: путевые листы // Главный бухгалтер, 2009.-№11. –С.5-7.
22.     СниткоК.Ф. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005. -135с.
23.     СтаростинС.Н. Новый учет ГСМ. –Москва: МЦ ФЭР, 2006. -208 с.
24.      ТавринГ.С. Что будет с ценами на бензин? // Национальная экономическая газета, 2010.-№2, с.4.