Особенности делового туризма в Молдове

МинистерствоПросвещения Молодежи
РеспубликиМолдова
СлавянскийУниверситет
Экономический Факультет
Кафедра Сервиса
Рефератна тему:
”Особенностиделового туризма в Молдове“
 
Выполнила студентка
группы то9с туризм /Фрунзе Н./
Кишинев2010 .

Содержание
Введение
1. Современныйрынок делового туризма
2. Организацияинтенсив-туризма
3. Проблемы и перспективыразвития делового туризма в Молдове
Заключение
Библиография
Глоссарий

Введение
 
Объемы международных контактов, связывающих Молдову с зарубежнымистранами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса вМолдове считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгрессотелей (как правило, категорий 4* и выше). В Молдове проводится не толькомножество крупных международных выставок, посвященных различным отраслямэкономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самогоширокого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа иМолдавии. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотениностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, ккоторым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов.
При необходимости туристические фирмы предоставляют своимклиентам-бизнесменам не только стандартные — транспорт, размещение, питание,экскурсии, но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальномпартнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и прочее.
Особенностью делового туризма является то, что бизнеспутешественники оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистическиетуристы. Поэтому Молдова следует примеру многих стран мира и принимает у себямножество международных форумов.
Молдова располагает высоким потенциалом стать популярным местомдля делового мира, так как:
· Не требуется визы для посещения Молдовы для граждан СНГ,Европейских стран, США и Канады
· Гостиницы в Кишиневе предлагают все необходимые условия дляпроведения конгрессов, симпозиумов, конференций, двусторонних и международныхвстречах.
· Кишинев предлагает широкий спектр размещений, отели 5* — 2*, ичастные дома
· Кишиневский аэропорт имеет прямые рейсы в следующие аэропорты:
· Афины, Бухарест, Будапешт, Франкфурт, Стамбул, Киев, Ларнака,Лондон, Лиссабон, Москву, Милан, Прага, Париж, Рим, Вьен, Верона
· 24 выставок в год, проходящие в Кишиневе организованы двумяОрганизаторами: Moldexpo и Poliproject .
· Однако, данные о причинах посещения Молдовы иностранными туристамив 2009году таковы (%) :
· 70,3 — отдохнуть и развлечься
· 25,1 — бизнес
· 4,3 — лечение
· 0,3 — иные причины
Источник: Национальное бюро статистики Молдовы .
Кроме того, туристические агентства Молдовы предлагают бизнестуристам:
· Бронирование проживания в Кишиневе
· VIP услуги в аэропорту
· трансфер аэропорт — гостиница, гостиница — аэропорт
· транспортное обслуживание во время пребывания в Молдове
· организация конференций в Республике Молдова
· широкий спектр интересных туров и экскурсий, в том числепанорамные туры по Кишиневу, 8 легендарных винных погребов, туры по знаменитыммолдавским монастырям и т.д.
В первоклассных гостиницах Leogrand.Jolly Alon.Nobil и Кодрувозможно проведение бизнес-форумов.
Центр конвенций Национального Дворца в Кишиневе особенно подходитдля крупных международных форумов.
С развитием делового туризма на рынке внутреннего туризма Молдовыпоявилась необходимость разработки новых видов туристского продукта, отвечающихстандартам деловых иностранных туристов. При разработке туров стали чащеиспользоваться фестивали, международные конференции, ярмарки, праздники,экологически чистые регионы, природные богатства.
 

1.Современный рынок делового туризма
деловой туризммолдова
В Молдавии специалисты вместо термина «деловой-туризм» частоиспользуют английскую аббревиатуру MICE (Meetings, Incentives, Conferences,Exibilions — «деловые встречи, интенсив-туризм, конференции, выставки»). Этотспециальный термин и англоязычная аббревиатура (акроним) широко применяются вмеждународной практике делового туризма для обозначения 4-х ключевых английскихслов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включаетпервые буквы следующих слов: M — Meetings (встречи), I — Incentives (инсентив),С — Conferences (конференции), E — Exhibitions (выставки), обязательно вомножественном числе. Понятие самой индустрии MICE складывается из 4-хсоставляющих индустрии делового туризма. Причем, если быть совсем точными,термин MICE в основном используется корпоративными покупателями (corporatebuyers). Определенная часть продавцов услуг (suppliers) предпочитаютупотреблять еще один общий родственный и более академический термин — встречи(Meetings), отсюда индустрия встреч (Meeting Industry). Поэтому, когда говорятоб индустрии поездок со служебными целями наравне можно использовать тритермина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч.
Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальнойэкономики любой страны, активно содействует ее интеграции в мировой рынок.Деловой туризм очень многогранен. Он включает индивидуальные и групповые,деловые поездки руководителей и сотрудников, участие в мероприятиях,организуемых промышленными и торговыми корпорациями, участие в съездах,конференциях, семинарах, устраиваемых политическими, экономическими, научными,культурными, религиозными и другими организациями, посещение торгово-промышленныхвыставок и ярмарок и участия в их работе, поощрительные поездки для сотрудникови клиентов (инсентив-туры). Но также обычно насыщенная деловая часть сочетаетсяс обширной экскурсионной страноведческой программой.
Деловой туризм дает возможность знакомства с новыми технологиями,встречи с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров илиуслуг фирмы. Деловые поездки обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса.Деловой туризм связан с развитием внешнеэкономических связей, стремлениемиспользовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных иматериальных ценностей, что способствует расширению международных контактовсреди представителей научных кругов разных держав. Деловой туризм оказываетположительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном этовоздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако естьи отличия.
Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, являетсядоходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего исреднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеютнаибольшую выгоду (например, это отели класса «три звезды» и выше, транспортныекомпании с первоклассным обслуживанием и т. д.). Доходы от этого вида туризмапоступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, напримерконференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательнойпрограммой, то выигрывают также рестораны, местные туристическиедостопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др;
Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самыйзагруженный для туристского центра период, поэтому там всегда рассчитывают набизнес-гостей независимо от сезонности;
В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньшедругих туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводятна заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается маловремени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости незанимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей вмагазинах или на почте;
В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия вконференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являютсяхорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно.Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять наформирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняетсязаинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количестваделовых гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местныевласти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе истране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, чтоони приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своегобизнеса.
Деловой турист — это отправляющийся по делам бизнесмен илируководитель высшего или среднего звена. Всемирная туристская организация давноуже подсчитала: такие люди тратят в поездках в три-четыре раза больше, чемобычные граждане на отдыхе ($1200 вместо $300). Понятно, что во всем мире наних идет настоящая охота. Сегмент рынка делового туризма имеет очень весомоезначение. Шестьдесят процентов мирового труизма приходится на деловой туризм.От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется как раз за счет деловыхпоездок. Этот динамичный рынок обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок ипочти $430 млрд. финансового оборота. В структуре мирового бизнес-туризмапревалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%). Примерно в равных долях — поездки на конференции и семинары (12,6%) и посещение выставок (10,9%).Конгрессные туры и инсентив-туризм занимают приблизительно по 3%. В мировомтуристическом потоке доля бизнес-туристов составляет примерно 25-30%.
Одно из составляющих делового туризма является организация встреч,выставок и конференций. В соответствии с целями индустрии делового туризмавстречи представляют собой организованные мероприятия, которые объединяют людейдля обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы, иметьразные названия. Например, конгресс — это формальная встреча делегатов, обычнопринадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных вспециальное исследование в определенной области, для обсуждения разныхвопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече илисобрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит — та жеконференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителейгосударств. Съезд — встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собраниеделегатов политических партий с целью формирования политики и выборов вруководящие органы. Симпозиум — мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденнойобстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщенияна определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар — лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.
 
2. Организация инсентив-туризма
Инсентив-туризм — это специальный сектор туризма, применяемыйкомпаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новыхзадач. Исходя из этого, многие компании используют его для повышенияпроизводительности труда внутри компании и роста активности работников, занятыхпродажей продукции компании. Поскольку инсентив-туризм имеет сходство стуризмом отдыха, оно является скрытым сектором делового туризма.
Основными генерирующими рынками среди разных отраслей бизнесаявляются: фармацевтическая индустрия, индустрия информационных технологий,финансовые, электронные и парфюмерно-косметические компании. Среди персоналакомпаний больше всех инсентив-путешествия совершает высшее руководство.Некоторые компании (в большей мере в США, чем в Европе) привлекают своихдилеров в такие путешествия.
Для организации инсентив-туров для своих сотрудников компаниипользуются услугами специалистов в этой области (например, в Великобритании 53%организаторов имеют штат менее 20 человек, а 19% — более 100 человек). Рольтаких специалистов более широка, чем коллег из обыкновенных туристскихагентств. Они подключаются на ранних этапах процесса награждения и тесноработают с клиентом (компанией) при решении вопросов повышенияпроизводительности труда, проблем мотивации и других маркетинговых вопросов спомощью награждения путешествиями.
Сотрудничество обычно начинается с анализа дел у своих клиентов иопределения вида вознаграждения, а также изучения устремлений представленных кнаграде работников. После выполнения этих функций специалисты проводятвнутреннюю рекламу программы продвижения, мониторинг деятельности работников ивыявляют победителей. Организация и проведение путешествия для победителейявляются заключительным этапом их работы. Компании, выполняющие эти функции,называют себя «домами инсентив-путешествий» или просто «инсентив-домами». Этикомпании тесно сотрудничают с местными операторами, как и компании попроведению встреч. Так, местные операторы организуют многие практическиемероприятия, т. е. трансфер из аэропорта до отеля, проведение экскурсий,банкетов и др., однако расходы на эти мероприятия составляют малую частьоборота организаторов инсентив-путешествий.
Все сектора индустрии туризма (отели, транспортные компании,туроператоры, гиды и др.) принимают участие в проведении инсентив-туризма.Однако имеются существенные различия между рынками отдыха и инсентив-туризма.Поэтому продавцы туристских услуг, обслуживающие инсентив-путешествия, должныучитывать характеристики, которые присущи только этим путешествиям. Например,отели, собирающиеся работать на этом очень требовательном рынке (особеннотребователен американский рынок), должны заботиться не только о качествефизического продукта, но и преимущественно об условиях обслуживания.
Основные специфичные требования для инсентив-путешествий можнообъединить в следующие группы:
— уникальность. Ни одно путешествие не должно повторяться,маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов, богаты специфическимимероприятиями;
— фантазия и экзотика. Эта важная часть пакета услуг связана спредоставлением возможности попробовать нечто необычное, например стрельбу подвижущимся объектам или соколиную охоту. Некоторые гостиничные компанииразвозят своих гостей по их номерам с помощью экзотических средств, например,«Хаят Редженси Уайколоа» на Гавайях доставляет гостей на лодках по специальнопрорытым каналам;
— исключительность. По окончании путешествия его участники должныбыть уверены, что они посетили необычное место и встретились с интереснымилюдьми;
— оригинальность. В этой сфере особо ценятся инновационные идеи.Например, организаторы должны учитывать, что некоторые путешественники азартныпо натуре, поэтому для них должны быть организованы различные соревнования,игры, например олимпийские игры по пляжным видам спорта и др.
Однако перед организаторами возникает ряд проблем при работе срынком инсентив-путешествий. Например, из-за того, что эти путешествия имеютгрупповой характер, организаторы должны рассматривать и вопрос ревности междунагражденными в одной и той же группе. Поэтому они должны выбирать гостиничныеномера одинаковых размеров, даже с одинаковой мебелью, чтобы участники ни вкоем случае не чувствовали ущемленность в своих правах.
При выборе местности организаторы инсентив-путешествий должныобратить особое внимание на следующие критерии:
1) размещение с высокими стандартами обслуживания (VIP) ипредложением развлекательных услуг, а также хорошее обслуживание в ресторанах ибарах. Также важно наличие конференц-залов для проведения инсентивизированныхвстреч;
2) эксклюзивный имидж, так как мало кто из организаторов захочетотправить группу в места массового отдыха или в туристский центр, испытывающийупадок;
3) доступность, которая подразумевает возможность прибытия в местоназначения разными транспортными средствами. Возможность совершения путешествийвокруг туристского центра даже с инструктором также важна;
4) достопримечательности должны быть разными по мере возможности,так как видение и ощущение чего-то нового и разного являются важными элементамиинсентив-путешествий.
Очевидно, что при выборе туристского центра главным факторомявляется бюджет, выделенный для инсентив-путешествий. Золотое правилораспределения инсентив-бюджета требует, чтобы средства распределялисьравномерно между размещением, перелетом и организуемыми на месте программами.При ограниченном бюджете организаторы стараются экономить не на местныхпрограммах, а, как это ни странно, на размещении и перелете. Это объясняетсятем, что при инсентив-путешествиях для награжденных сотрудников очень важны тевпечатления от увиденного в грамотно разработанной программе, которые они самии не смогли бы повторить при самостоятельных путешествиях. Эти программывключают такие элементы, как специальные экскурсии, спортивные игры, участие впрезентациях, которые позволяют победителям почувствовать своепривилегированное положение и делают путешествие запоминающимся. Конечно, привыборе места проведения инсентив-путешествия важную роль могут играть и другиефакторы, скажем, профиль группы или место предыдущего путешествия и др.Например, если группа укомплектована из руководителей высшего звена, тоорганизаторы должны разработать относительно дорогую программу на местепребывания, так как клиенты в этом случае любят отдыхать «на широкую ногу». И, наоборот,для группы, состоящей из молодых менеджеров среднего или низшего звена, на этипрограммы можно тратить относительно меньше, ибо они предпочитаютпутешествовать далеко и долго и меньше требований выдвигают к местнымпрограммам.
Иностранцы давно используют инсентив не только как способустановить неофициальные отношения с деловыми партнерами, но и в качествеинструмента для мотивирования сотрудников. Корпоративная поездка — это нетолько премия для лучших сотрудников, но и время проведения всевозможныхтренингов по формированию команды и приобщению к корпоративным ценностям.
Налаживание коммуникации с клиентами и дилерами, а такжепремирование ударников производства — главные задачи инсентивных поездок.«Менеджеры, работающие с дистрибуторами, едут в такие туры именно с целью лучшеузнать своих клиентов, пообщаться с ними в неформальной обстановке, выработатьделовую «смычку», -из компании Sanford. Именно по результатам таких поездокзаключаются самые интересные и прибыльные сделки. Но договоры будут подписаныпосле, а значительные расходы, в которые выливается инсентив, компаниистремятся покрыть по горячим следам. Некоторые дистрибуторы российскогоIT-рынка научились даже зарабатывать на таких поездках или хотя бы «выходить вноль». Фирма-заказчик инсентив-тура может компенсировать часть затрат,привлекая к участию в нем «коммерческих клиентов». Представители молодыхкомпаний и бизнесмены из регионов, заинтересованные в развитии деловыхконтактов, готовы немало платить за возможность попасть в такую поездку.
Если затраты на тур для сотрудников компании составляют $800 — 1500 на человека, то на мероприятия для дилеров заказчики готовы тратить болеезначительные суммы, ведь от лояльности этих людей зависит будущая прибыль. Пооценкам Nicko Travel Group, средний бюджет инсентивных поездок дляруководителей компаний-партнеров составляет от $3000 до $5000 на человека.Обычно бизнес-партнеров отправляют в инсентив-туры по очереди или по конкурсу,отбирая лучших. Здесь наибольшей популярностью пользуются экзотическиенаправления — Ямайка, Австралия, Маврикий, винные курорты Франции и Италии. Чемэкзотичнее программа, тем больше запомнится путешествие.
Средняя продолжительность таких поездок составляет 3 — 10 дней.Двухнедельный тур — обычно непозволительная роскошь для топ-менеджера, которогона родине ждет масса неотложных дел. Один звонок может заставить деловоготуриста прервать тур и броситься домой даже из далекой Австралии. НедавноMotorola возила туда 50 топ-менеджеров своих компаний-дилеров.
 
3.Проблемы и перспективы развития делового туризма в Молдове
Что делает Республика Молдова при отсутствии мировых легенд,курортных зон и прямого выхода к морю для того, чтобы привлечь того самогоищущего впечатлений иностранца?
1. Нет дорог — нет туризма
Однойиз помех на пути туристов являются наши дороги. По словам председателяНациональной ассоциации туристических агентств Молдовы (НАТА) СевастьянаБотнаря, это проблема № 1, потому как доступ к основным туристическим объектамочень проблематичен. «Мало того, — утверждает он, — помимо дорог, нужныспециально оборудованные остановки для туристических автобусов, своего родаpopas turistic, где иностранец сможет выпить, перекусить и посетить чистыйкомфортабельный санузел. Но если вопрос последних со временем разрешится(рассматривается вариант строительства придорожных заведений на базеавтозаправочных станций), то проблема дорог еще нескоро покинет разрядактуальных».
Позицию НАТА поддерживают и некоторые турфирмы, занимающиесявъездным туризмом в Молдову. «Для того, чтобы к нам приезжали и по нашей странепутешествовали, дороги надо чинить, — подчеркивает директор департамента туризмафирмы Amadeus Travel Lufthansa City Center Алла Грачева. — И делать это не длятуристов, а в первую очередь для нас самих. Ведь каждый раз, когда намечаетсятуристическая поездка в Ципово или Сахарну, в ужас приходят наши же местныеводители. Любому жалко свою машину! А что касается непосредственно туристов,так это однозначно проблема санузлов, которых вдоль тех самых разбитых дорог либововсе нет, либо есть, но далеко не формат. Именно они в первую очередь шокируютгостей Молдовы. Все остальное для них — экзотика».
Собственного мнения придерживается вице-директор TATRAbis ТатьянаЛазар, полагающая, что легче всего утверждать, что туристы к нам не едут из-затого, что у нас плохие дороги. Гораздо тяжелее что-то делать для того, чтобы ихвсе-таки сюда завлечь. «Туристы приезжают в Молдову, чтобы изведать нашейнациональной кухни, увидеть наши ландшафты, узнать, как здесь люди живут, — утверждаетона. — Какие здесь дороги, они понятия не имеют. Этот факт их не может ниостанавливать, ни стимулировать. Молдова им интересна как неизведанноенаправление, поскольку всю Западную Европу они уже изъездили вдоль и поперек, ачасть Восточной Европы не знают. Им хочется попасть в наши края, чтобыпоставить галочку: «Я и тут был!». Кроме того, им поистине интересно, как живутлюди в странах бывшего СССР. Не случайно сейчас самое популярное направление —Приднестровье с его еще советским режимом и лозунгами на заборах, рядом скоторыми туристы с удовольствием фотографируются. Для них это сверхэкзотика,путешествие в прошлое. Мы эту экскурсию так и называем: Back in USSR. Так чтодороги вовсе не причина слабого инкаминга. Иностранцы порой видят в этом даже некоторуюпрелесть. Одни радуются, когда узнают, что дороги у нас бесплатные, другие —тонко подмечают: «Зато по вашим дорогам не уснешь!»
2. Через тернии — к 2–3 звездам
В качестве второй преграды на пути инкаминга в Молдову выступаетздешняя дороговизна отелей. Как отмечает Севастьян Ботнарь, проживание вкишиневской гостинице бизнес-класса на сегодняшний день обходится иностранцу от100 евро в день, и в эту стоимость входит только завтрак, в это же время вТурции можно жить в пятизвездочном отеле за 40 евро в сутки, причем allinclusive. «Поэтому Турцию посещают по 6 млн туристов в год, а мы на примерепрошлого года принимаем всего лишь жалких 9 тысяч», — замечает он.
Чтобы разрешить данную проблему, НАТА пытается наладить связь с2–3-звездочными отелями, которых в последнее время становится все меньше именьше. Яркий тому пример: гостиница National, бывшая в свое время доступнойдля туристов, сейчас находится на реставрации, а после открытия превратится в4-звездочный отель. «В таких дорогих отелях останавливаются предприниматели,что способствует развитию гостиничного бизнеса, зато простым туристам они не покарману, — подчеркивает Севастьян Ботнарь. — Решение данного вопроса —прерогатива государства. Оно выдает разрешения на строительство и должно регламентироватьрынок для того, чтобы устранить существующий дисбаланс в «звездности»гостиниц».
В отличие от проблемы дорог, мнения операторов касательнодороговизны гостиниц единогласны. Так, по словам гендиректора TATRAbis ЕмельянаДзугаса даже в Карловых Варах номер в 4-звездочном отеле можно снять за 50 евров сутки. В Кишиневе такого дешевого номера, естественно, не найдешь! «Но здесьу туристов, — утверждает он, — всегда есть выбор: пойти в «звездную» гостиницуи оставить там большую часть своих средств либо устроится в агропансион исэкономить, потратив всего 15–20 евро в сутки».
Последнее предложение действительно выгодно и все более популярнона день сегодняшний, но есть одно НО! Автономные туристы, не пользующиесяуслугами турагентств, вряд ли самостоятельно найдут адрес семьи,предоставляющей недорогие услуги и уют «домика в деревне».
3. Авиаперелет. Не по стране цены!
Преградой № 3 в стране является опять же дороговизна — теперь ужеавиаперелетов. Такая ситуация, по мнению экспертов, сложилась в связи смонополей национальной авиакомпании, которую поддерживает государство. Плюс кэтому в Молдове нет понятия дешевых авиамаршрутов, как в Европе, когда полетпредполагается low cost: без питания и обслуживания стюардессами (в этомслучае, например, из Лондона в Париж и обратно билет стоит всего 90 евро).
Кроме того, чтобы развивать республику в качестве туристическогонаправления, необходимо, чтобы ее турпакеты взяли на вооружение крупныетуроператоры. Но, по словам председателя НАТА, как только они смотрят на нашуценовую политику, отказываются продвигать Молдову. «Ведь цена авиаперелетасоставляет около 60–65% от стоимости одного туристического пакета, а один деньпребывания обходится туристу минимум в 100 евро (и это не считая оплатуэкскурсий и передвижений внутри страны). Иностранцам легче и дешевле посетитьФранцию, Италию и другие западные страны вместо того, чтобы тратить свыше 1000евро за наделю путешествий по Молдове. Выходит, что продукт, который мы продаемна мировом рынке, неконкурентоспособен», — заключает Севастьян Ботнарь.

Таблица1.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (воба конца на 1 персону). ЗАКАЗ ОСУЩЕСТВЛЕН ЗА МЕСЯЦ НА ИЮНЬ 2010 Г. (евро) Кишинев (авиакомпания Air Moldova) Бухарест (авиакомпания Tarom) Бухарест (авиаоператоры low cost) Париж  416  248  164 Лондон  416  295  119 Рим  358  194  29 Мадрид  424  177  99 Брюссель  529  178  129
4. Театр начинается с вешалки, страна — с таможни!
Не менее проблематичен для туристов Молдовы и переход государственныхграниц. Практически у каждого второго иностранца, пересекающего границыМолдовы, есть что рассказать о порядочности и корректности работниковтаможенных органов. Речь в основном идет как об отсутствии такта и желанияпонять, так и о несуществующих сборах либо беспричинных штрафах. Чтобы не бытьголословными, опишем два происшествия, свидетелем которых нам «посчастливилось»быть.
В первом под раздачу попали наши друзья из Хорватии, которыерискнули путешествовать на автомобиле и, проходя молдавскую таможню, уплатили20 евро за взнос реальной стоимостью всего 80 лей. Оказалось, на таможне имрадушно предложили заплатить в удобной для них валюте и, предоставив купюруноминалом в 20 евро, хорваты так и не дождались сдачи. После долгих телефонныхугроз с нашей стороны и отпирательств таможенника, неосмотрительно подписавшегосвоей фамилией счет, истина восторжествовала. Покидая Молдову через неделюпосле происшествия, хорватская машина была замечена, а нужная сумма возвращенавместе с целованием ручек и пожеланиями счастливого пути. Как прокомментировалиэтот случай тактичные хорваты? Они сказали, что такие поступки немногосглаживают яркие и приятные в своем большинстве впечатления от гостеприимнойМолдовы.
Второй случай мы переживали в прямом эфире, когда, опаздывая напоезд Одесса-Симферополь, были вынуждены около четырех часов стоять натаможенных и пропускных пунктах Приднестровья. Причиной тому был находящийся снами в маршрутке гражданин Японии. Простой путешественник в потрепанных кедах ис рюкзаком оказался камнем преткновения и магнитом притяжения для каждогопропускного пункта. На первом из них у него под предлогом штрафа отобрали 200леев. Просто так, без объяснений и квитанции об уплате. На это японец наломаном английском констатировал: «Это я заплатил дань молдавскомугосударству!». В остальных пунктах ситуация повторялась с подозрительнымпостоянством. Но, по-видимому, деньги у туриста закончились, поэтому с каждымразом его задерживали все дольше и дольше. Спросить его лично о впечатлениях мыне решились, но, наблюдая ситуацию со стороны, вспомнили фразу, которую А. С.Пушкин как-то писал в письме к П. А. Вяземскому: «Я, конечно, презираю моеОтечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мнойэто чувство».
5. Требуются инвесторы и имиджмейкеры!
По последним данным Агентства туризма в активе Молдовы насчитываетсяоколо 11 тысяч культурно-исторических объектов, более 100 памятников природы иоколо 200 видов заповедников. Несмотря на данный потенциал, туристическая Молдоваостается в тени. Как утверждают специалисты, занимающиеся въездным туризмом,это происходит по причине отсутствия хорошей PR-кампании за рубежом.
Секс-туризм: деньги не пахнут. Говоря о пиаре, эксперты имеют в видуне ту репутацию страны «легкого поведения», создавшуюся благодаря наличию внашем государстве действительно красивых, но недорогих представительниц слабогопола. Пару лет назад их активная деятельность чуть не превратилась вофициальную услугу по имени секс-тур. Так, по словам бывшей сотрудницыпресс-службы МВД Аллы Мелека долгое время курирующей именно эти вопросы,любителями таких путешествий выступали в основном представители арабских стран,а также Турции. «Для них открывались специальные сайты, где вывешивалисьфотографии наших девушек, — рассказывает она. — «Туристы» делали свой выбор иорганизованными группами приезжали в Молдову. Все осматриваемые имидостопримечательности сводились к гостиницам и ночным клубам».
В то время за занятие проституцией не только сутенеры, но идевушки легкого поведения привлекались к уголовной ответственности. Сейчас же кней привлекаются только сутенеры. Девушки, согласно статье 220 УголовногоКодекса РМ, отделываются административным наказанием в виде штрафа от 900 до1800 леев или арестом на срок до 30 суток. Тем не менее, на сегодняшний день,по данным пресс-службы МВД, благодаря систематическим рейдам, а также беседам сохранными агентствами и руководителями гостиниц, потворствующим таким связям,подобные случаи, если и имеют место, то феноменом их назвать нельзя — ониединичны. Тем более, что на летний период Молдова в этом разрезе, какоказалось, не самая привлекательная страна. В сезон «девочки» предпочитаютработать на побережьях Украины, Румынии и той же Турции.
В противовес вышесказанному эксперты, работающие в сфере туризма иежедневно сталкивающиеся с множеством его проявлений, сообщают, что секс-туризмвсе-таки продолжает процветать. По мнению большинства, он не существуетотдельно, но зачастую является платным приложением к бизнес-туризму. Так, пословам директора одного из туристических агентств, пожелавшей остатьсяненазванной, она потеряла немало клиентов, предоставляя лучшие номера в отеляхи другие необходимые условия, но не потворствуя одному требованию: наличиюмолдавской девушки на протяжении всего делового тура.
Еще один деликатный факт о секc-турах поведала председательнеправительственной организации ANTREC Moldova Светлана Лазарь. По данным,полученным ею от коллег, сотрудничающих с иностранными организациями, директоранекоторых турецких фирм за хорошую службу даже награждают своих работниковпутевкой, включающей секс-тур в Кишинев. «Это — неофициальная информация, —сообщает она, — но, если государство ничего не начнет предпринимать, мы можемочень серьезно соскользнуть в эту яму, из которой будет тяжело выбраться. Ведьэто совсем не то направление, которое нужно продвигать. Но, видимо, некоторыесчитают, что деньги не пахнут, и прилично зарабатывают на этом».
Винный туризм: la botul calului. Если жеабстрагироваться от черного PR-а и взглянуть на вопрос широко, обнаруживаетсяследующее: если иностранцы и слышали о Молдове, то в 99% из 100, эта информациябыла либо просто о вине, либо о празднике вина, либо о винном пути и погребах.По мнению многих экспертов, вино и все, что с ним связано, — это визитнаякарточка Молдовы и один из тех рычагов, с помощью которых страна развиваетинкаминг. Так, по словам Светланы Лазарь, проведение Фестиваля вина, даже втой, не лучшей форме, в которой он проводится, привлекает большой потоктуристов. «Мне кажется, нам нужно продолжать развивать национальныйтуристический продукт на основе виноградарства и виноделия. В данномнаправлении мы работаем. Есть конкретные начинания. Необходима политическая иинвестиционная поддержка, тогда результаты не заставят себя долго ждать», —обещает она.
Кстати, виноделие, по мнению эксперта, не единственная область,которую можно и нужно продвигать в качестве туристического направления в нашеймаленькой и некурортной стране. Есть еще «темная лошадка»,по имени экотуризм. Только вот, если виноделы в состоянии сами о себе заявить ипозаботиться, то ей из деревенской глуши самой до заграничных граждан никак недокричаться.
Сельский туризм: в грезах о льготах. ВМолдове о продвижении сельского туризма всерьез задумались примерно 7–8 летназад. Хотя по свидетельству курирующей данную область Светланы Лазарь,дебютные шаги предпринимались еще в 1998 году. Тогда, открывая первый домик вдеревне, все надеялись, что пример станет заразительным и, спустя некотороевремя, большинство селян поймет, что хорошо зарабатывать можно, не выезжая изродного села. «Но наших селян пугает все новое — это, во-первых, в их селахотсутствует минимальная инфраструктура — это, во-вторых, а также (и это, втретьих): в форме льгот и беспроцентных кредитов государство их неподдерживает, — утверждает эксперт. — А создавать туристическую отрасль за счетэнтузиазма таких людей ненормально. Был бы принят закон о льготах, так как этосделали в Польше, Румынии, Венгрии и Турции, у нас уже сегодня было бы большетысячи агропансионов».
По словам генерального директора Агентства туризма ЛюдмилыДумитраш, действительно нынешнее положение туризма в Республике Молдоваобъясняется недостаточным вниманием к развитию сферы услуг и отсутствиемаргументированной политики в создании туристских инфраструктур. Такж, е по еемнению, серьезной проблемой остается неполное использование существующегопотенциала. В связи с этим качественные характеристики принимающих структур иприбыль от туристской деятельности причисляют Молдову к списку стран сослаборазвитым туризмом.
Тем не менее, продвижение имиджа Республики Молдова за рубежом ипривлечение иностранных туристов в Молдову остается первоочередной задачейАгентства туризма. В связи с этим, по словам г-жи Думитраш, помимо международныхвыставок, Агентство активно участвует в семинарах, конференциях и исследованияхпо осуществлению различных проектов. Плюс к этому Агентство передает молдавскимпосольствам, аккредитованным за рубежом, СD и брошюры «Винный путь в Молдове», фильмыMoldova de azi и Bine aţi venit în Moldova на трех языках.
Также информирует о Молдове потенциального туриста и канал MoldovaInternaţional TV. По словам директора Людмилы Барбэ, программа ТВ каналаизобилует концертами народной и современной молдавской музыки, есть серияпередач об искусстве и народных промыслах. В полном смысле туристическими можноназвать документальные фильмы, идущие в эфире под рубриками DеscoperăMoldova и Moldova — patria mea. В ежедневной сетке вещания такого родаматериалы занимают от 30 минут до часа.
6. Дается дающему
О том, насколько аттрактивно действуют на потенциального туриставышеперечисленные иллюзорные PR-ходы неизвестно. А вот факт, что все в нашейстране упирается в финансирование, общеизвестно. Также не новость, что правильнофункционирующая сфера туризма как раз способна не только вытянуть страну иззатяжного кризиса, но и создать предпосылки для ее процветания. Государства,живущие за счет туризма, — яркий тому пример. Существует даже шутка: «Киприотыне боятся землетрясений. Чем больше на Кипре развалин, тем больше туристов».
Молдова, конечно, не Кипр, но, как говорится: дается дающему. Истоит только начать вкладывать, как результаты не заставят себя ждать. Именнооб этом ведется речь в стратегии устойчивого развития туризма в РеспубликеМолдова в 2003–2015 гг., разработанной Департаментом по развитию туризма присодействии Проекта «Устойчивое развитие туризма», ПРООН, Молдова.
Цель стратегии: создание адекватной базы для интегрированного,сбалансированного и устойчивого развития в Республике Молдова внутреннего имеждународного туризма, приносящего значительную культурную исоциально-экономическую пользу стране и ее сообществам. В ней доскональноосвещены все виды туризма Молдовы, их характеристики и потенциал. Также обозначенынедостатки и стратегические направления, для преодоления этих недостатков. Дляэтого создан план мероприятий, определены приоритеты, ответственныеорганизации, а также стоимостная оценка и периоды выполнения поставленныхзадач. В результате, подведены итоги, согласно которым внедрение стратегиипозволяет увеличить доходы от туристской деятельности с 2003 по 2015 гг. на 200млн долларов. К сожалению, на текущий момент доход не насчитывает и четвертойчасти запланированного, а цифры, указанные в таблицах 2 и 3, по сей денькажутся фантастическими. Произошло это, вероятно, потому, что все эти годы неучитывался один важный аспект, относящийся к вышеуказанному прогнозу: туризм неразвивается сам по себе, запланированное на бумаге необходимо еще и воплощать вжизнь!
Эпилог.
По мнению Светланы Лазарь, туризм — это целая экономическаяотрасль, которой нужно уделять пристальное внимание и развивать грамотно. Тотфакт, что представители Молдовы едут на выставку и пропагандируют наше вкусноевино и солнечные края, хорош, но люди приезжают и видят отсутствие многого,начиная с санузлов и заканчивая элементарной безопасностью. «Клубок проблемочень большой, необходимо просто засучить рукава и начать его раскручивать, —утверждает она. — И все это, начиная с уровня Правительства и Парламента, вкотором много говорится о поддержке и развитии туризма, но в основном толькодекларативно. А если посмотреть де-факто: что у нас есть для того, чтобыподдерживать туризм? Да, в общем-то, ничего… — волны в тазике!».
 

Заключение
На основе прочитанного мы можем сделать следующие выводы:
— деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальнойэкономики любой страны, активно содействует ее интеграции в мировой рынок;
— деловой туризм дает более высокий уровень доходности;
— независимость бизнес-туров от сезонности;
— меньшая связь с окружающей средой и ее загрязнением;
— бизнес-туристы являются рекламой для туристских центров, частоэто очень известные люди, чье мнение может повлиять;
— деловой туризм является быстроразвивающимся сектором экономики,как мировой, так и Российской, приносящий стабильную, высокую прибыль;
— одним из наиболее прибыльным сектором делового туризма являетсяинсентив-туризм;
— деловые туристы с высоким уровнем дохода во время путешествийразмещаются в основном в гостиницах с объемом большого комплекса дополнительныхуслуг;
— существует множество проблем тормозящих деловой туризм в Молдовев целом таких как, отсутствие необходимой инфраструктуры, высокая стоимостьтранспортного обслуживания, не защищенность со стороны государства, отсутствиеинформации, рекламы и PR, уровень обслуживания и подготовка персонала не наевропейском уровне и т.д.;
— возможно предложить следующие пути и перспективы развития деловоготуризма в Молдове, например такие как, создание нормативно-правовых актов всфере туризма, привлечение местных властей, развитие гостиничного бизнеса(постройка 3-4 звездочных отелей европейского стандарта), повышениеквалификации персонала, формирование современной маркетинговой стратегиипродвижения Молдовы на международном рынке, создание информационно-рекламныхпрограмм о стране и т.д.

Библиография
 
1. Буторова Н.В.Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. — М.: Советскийспорт, 1999. — 107с.
2. Виханский О.С. Стратегическоеуправление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296с.
3. Волошин Н.И. Правовоерегулирование в туризме: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Советскийспорт, 2004. — 408с.
4. Джанджугазова Е.А.Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224с.
5. Доржиев Ц.З. НамзаловБ.-Ц.Б. Ростов. Мир живой природы: Фотоальбом — Ростов-на-Дону, изд-во БНЦ СОРАН, 2001 — 136 с., 211 ил.
6. Здоров А.Б. Экономикатуризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 272 с.: ил.

Глоссарий
 
Деловой турист — это отправляющийся по делам бизнесменили руководитель высшего или среднего звена.
Конгресс – это формальная встреча делегатов,обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности иливовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсужденияразных вопросов.
Конференция подразумевает формальный обмен мнениямина встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов.
Саммит — та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть доруководителей государств.
Съезд — встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собраниеделегатов политических партий с целью формирования политики и выборов вруководящие органы.
Симпозиум — мероприятие, сопровождающеесябеседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалистыделают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанныхдруг с другом.
Семинар — лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.
Инсентив-туризм — это специальный сектортуризма, применяемый компаниями для награждения своих работников и поощрения ихк выполнению новых задач.
Туристический трансфер относится в основном кпоездке в автомобиле, когда представитель транспортной или туристической фирмывстречает туриста в аэропорту или на вокзале, а затем доставляет в гостиницу.Обычно говорят трансфер в аэропорт или трансфер из аэропорта.