Особенности деятельности комиссии по трудовым спорам

Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС)представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуальноготрудового спора. Согласно ранее действовавшему КЗоТ (ст. 203) комиссия по трудовымспорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива организациис числом работающих не менее 15 человек. Трудовой кодекс РФ этот порядок изменил.Согласно ст.384 ТК РФ комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается из равного числапредставителей работников и работодателя. Представители работников избираются вКТС общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительныморганом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работниковорганизации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем соответствующейорганизации (ч.2 ст.384 ТК РФ). По решению общего собрания работников организацииКТС могут быть образованы в ее структурных подразделениях и действуют на тех жеоснованиях, что и КТС организации (ч. З ст.384 ТК РФ). В комиссиях по трудовым спорамструктурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовыеспоры в пределах полномочий этих подразделений. Следовательно, комиссия по трудовымспорам структурного подразделения вправе разрешать индивидуальные трудовые спорыпо тем вопросам, которые могут быть разрешены руководителем этого подразделенияи его подчиненными. КТС структурного подразделения не вправе выносить решения повопросам, относящимся к компетенции руководителя организации. Комиссия по трудовымспорам имеет свою печать. Ее организационно-техническое обеспечение осуществляетсяработодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателяи секретаря. К этому следует добавить, что КТС создается в любой организации независимоот численного состава работающих. Исключением являются органы государственной власти,так как для государственных служащих в целом и для отдельных категорий (например,прокуроров и судей) установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовыхспоров (ст.383 ТК РФ). КТС может быть образована по инициативе любой из сторон ‘рудовогоправоотношения. Практика же свидетельствует о том, что обычно КТС создается по предложениювыборного профсоюзного органа, действующего в организации. В тех случаях, когдав организациях нет представительного органа работников, созвать общее собрание трудовогоколлектива (или конференцию) может инициативная группа. Общее собрание коллективаорганизации правомочно избирать членов КТС, если при этом присутствует, по нашемумнению, более половины работающих в данной организации (структурном подразделении)работников. Срок полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен.Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общегособрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС. Это обстоятельствопредопределяет необходимость и в решении общего собрания конференции), и в приказе(распоряжении) руководителя организации о создании КТС указывать срок полномочийчленов комиссии по трудовым спорам. Отсутствие такого срока открывает возможностьобщему собранию (конференции) или руководителю организации в любое время изменитьсостав КТС без соблюдения каких-либо процедурных требований.
Такая смена (или замена) членов КТС, как нам представляется,может отрицательно сказаться на эффективности работы комиссии, уровне ее ответственностии работоспособности. Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членовКТС, если при этом присутствует, по нашему мнению, более половины работающих в даннойорганизации (структурном подразделении) работников. При этом избранными в составКТС считаются новые работники, получившие большинство голосов, независимо от членствав профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Правда, следует оговориться,что I собрание работников (конференция) организации само может определить числоголосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное), равно как определитьи открытую или тайную процедуру голосования. Конечно, целесообразно, чтобы избираемыеработники или назначаемые работодателем его представители в КТС были компетентныв вопросах трудового законодательства и могли объективно подходить к его применениюпри разрешении индивидуальных коллективных споров. Как уже отмечалось, организационно-техническоеобеспечение КТС возлагается на работодателя. По сложившейся традиции работодательпредоставляет помещение для заседаний комиссии, выделяет оргтехнику и канцелярскиепринадлежности и осуществляет техническое обслуживание комиссии. С этой целью назначаетсяработник (не член КТС), которому поручается ведение делопроизводства, хранение дел,подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний комиссии, копий решений и др.Иными словами, руководитель организации обязан обеспечить деятельность КТС организации,а руководители структурных подразделений — деятельность КТС соответствующих подразделений.При невыполнении представителями работодателя указанных обязательств представителиработников имеют право требовать такого исполнения путем обращения в государственнуюинспекцию труда и (или) в суд.
Эти органы вправе вынести решение, обязывающее представителейработодателя обеспечить деятельность КТС. Отказ от исполнения предписания государственногоинспектора труда или решения суда, такое поведение работодателя является нарушениемзаконодательства, и виновные лица могут быть привлечены к установленным федеральнымизаконами тем или иным видам ответственности. Ст.385 Кодекса устанавливает компетенциюкомиссии по трудовым спорам. Она гласит: «Комиссия по трудовым спорам являетсяорганом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации,за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законамиустановлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматриваетсякомиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своегопредставителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем».Трудовой кодекс РФ в отличие от КЗоТ (ст. 204) не называет комиссию по трудовымспорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров. К тому же предварительноерассмотрение спора в КТС не является тем обязательным условием, без соблюдения которогоработник не может обратиться в судебные органы. Однако, если стороны обращаютсяк этому арбитру (КТС), то они должны соблюдать определенный порядок спора и подчинятьсятому решению, которое будет принято. Вновь обращаем внимание на то, что комиссияпо трудовым спорам призвана рассматривать и разрешать все споры о труде, если длянекоторых из них закон не устанавливает иной формы рассмотрения. Вынесение решениякомиссией по трудовым спорам, который законодателем отнесен к компетенции другихправоприменительных органов (суда, например, или государственной инспекции труда),позволяет считать это решение КТС изначально недействительным, то есть не вызывающимправовых последствий. В то же время аккумулированные КТС материалы по существу индивидуальноготрудового спора могут быть использованы в другом органе качестве доказательствапри рассмотрении этого спора. КТС рассматривает трудовые споры работников, выполняющихсвои функции в организации по трудовому договору с работодателем (в том числе совместителей),как членов профсоюзов, так и не являющихся таковыми. В КТС вправе обратиться работник,уволившийся из данной организации и поступивший на работу в другую организацию илик работодателю — физическому лицу, если индивидуальный трудовой спор касается егопрошлой трудовой деятельности, например, если ему неправильно начислили заработнуюплату или окончательный расчет по оплате труда при расторжении трудового договора.КТС не вправе отказать работнику в приеме заявления, скажем, в связи с отсутствиемдоказательств к представителям работодателя для урегулирования возникших разногласий.В то же время после приема такого заявления член КТС должен принять меры для урегулированияразногласий с работодателем, например, посредством приглашения работника и работодателядля выяснения имеющихся разногласий и урегулирования возникшего спора. По результатамтакой инициативы КТС может быть (в случае неурегулирования спора) составлен протоколразногласий, которые затем будут рассматриваться на заседании КТС. При положительномдля работника результате выяснения разногласий с работодателем работник вправе отказатьсяот дальнейшего рассмотрения его заявления членами КТС. Отказ от рассмотрения заявленияв КТС должен быть сделан заинтересованным работником в письменном виде. Впрочем,работник вправе на любой стадии рассмотрения спора с работодателем отозвать своезаявление из КТС, что обязывает последнюю прекратить разбирательство на основе письменногозаявления работника. Комиссия по трудовым спорам (КТС) рассматривает следующие споры:- о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора;- об оплате труда; — о рабочем времени и времени отдыха; — о правомерности измененияработодателем существенных условий трудового договора; — о выплате премий, доплатеза совмещение профессии (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличениеобъема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное времяи в других случаях, предусмотренных Кодексом; — о выплате ежемесячных и ежегодныхнадбавок за выслугу лет при наличии к тому оснований; — о законности применениядисциплинарных взысканий; — о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате;- об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени ивремени отдыха; — о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности)с приостановлением выплаты заработка; — о предоставлении работнику гарантированныхзаконом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др. В то же времяКТС неподведомственны споры по вопросам: — установления норм труда, норм обслуживания,должностных окладов, изменения штатов; — исчисления трудового стажа для предоставленияльгот и преимуществ, когда законом или иным нормативно-правовым актом о труде установленновый порядок их рассмотрения; — установления или изменения условий оплаты труда(например, о присвоении тарифных разрядов). Необходимо отметить, что комиссии потрудовым спорам неподведомственны и некоторые другие индивидуальные трудовые споры,разрешение которых законом отнесено к компетенции иных органов, например, суда.Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам зафиксированы в ст.386 Кодекса. Онпредписывает следующее: «Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорамв трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своегоправа. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссияпо трудовым спорам может его восстановить я разрешить спор по существу. Таким образом,в КТС работник обращается в срок, определенный указанной статьей, с письменным заявлением,в котором должны быть четко изложены предмет спора и доказательства, подтверждающиенарушение работодателем его субъективного трудового права. В случае пропуска поуважительным причинам сроков обращения в КТС они могут быть восстановлены, и тогдаспор рассматривается по существу. При этом законодатель не установил перечня уважительныхпричин, эта оценочная категория применяется КТС самостоятельно.
Статья 99. Сверхурочная работа
Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативеработодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочеговремени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени- сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускаетсяс его письменного согласия в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, котораявследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не моглабыть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительностирабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь засобой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц,находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранностьэтого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозужизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлениюмеханизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причинойпрекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, еслиработа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принятьмеры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе безего согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы,производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственнойаварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранениюнепредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения,газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи
3) при производстве работ, необходимость которых обусловленавведением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условияхчрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары,наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящихпод угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускаетсяс письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзнойорганизации. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин,работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствиис настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работеинвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с ихписьменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровьяв соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды,женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомленысо своим правом отказаться от сверхурочной работы.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать длякаждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительностисверхурочной работы каждого работника.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 годаФедеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Комментарии к ст.99
Комментарий К.Я. Ананьевой
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателемс письменного согласия работника в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, атакже для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственнойаварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению,газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранениянепредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;
3) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, котораявследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не моглабыть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение(незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя,государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровьюлюдей;
4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлениюмеханизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращениеработ для значительного числа работников;
5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, еслиработа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принятьмеры по замене сменщика другим работником. В других случаях привлечение к сверхурочнымработам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборногопрофсоюзного органа данной организации.
Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременныхженщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников всоответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детейв возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласияи при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствиис медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрастедо трех лет, должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказатьсяот сверхурочных работ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работникачетырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год
Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ,выполненных каждым работником.
Законодатель определяет сверхурочную работу как работу, которуюработник осуществляет по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительностирабочего времени (см. комм ст.91 ТК), ежедневной работы (смены) (см комм. ст.94ТК), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность рабочего времени определяется действующим законодательством,коллективным договором, локальными нормативными актами организации, в которой трудитсяработник, в том числе графиком сменности. Поэтому сверхурочной следует считать работукак сверх установленной продолжительности рабочего дня, так и сверх рабочей смены,определенной графиком сменности. При суммированном учете рабочего времени (см. комм.ст.104 ТК) в качестве сверхурочной рассматривается работа сверх нормы рабочего времениза учетный период.
Работа признается сверхурочной независимо от того, входила лиона в круг трудовых обязанностей работника по его профессии, специальности, должностиили работник выполнял другую порученную ему работодателем работу. Законодателемопределен специальный порядок допустимости сверхурочных работ, перечень обстоятельств,которые могут служить основанием для привлечения работника к их выполнению.
Не является сверхурочной работа сверх установленной продолжительностирабочего времени для лиц с ненормированным рабочим днем (см. ст.101 ТК) и работников,работающих по совместительству (см. ст.98 ТК).
Не признается сверхурочной работа сверх установленной продолжительностирабочего дня при работе в режиме гибкого рабочего времени (см. ст.102 ТК).
трудовой спор комиссия сверхурочный
Не рассматривается как сверхурочная работа, при которой фактическаяпродолжительность ежедневной работы в отдельные дни может не совпадать с продолжительностьюсмены по графику (см. ст.103 ТК).
В части 2 настоящей статьи указаны пять случаев, когда работодательможет применять сверхурочные работы. Кроме этих случаев (в отличие от КЗоТа, устанавливающегоих как исключительные случаи сверхурочной работы), в соответствии с ч.3 ст.99 ТКработники могут привлекаться и в других случаях к сверхурочным работам также с ихписьменного согласия и с учетом мнения представительного органа (что упростило схемупривлечения работника к сверхурочным работам по сравнению с ранее действовавшимкодексом, в котором для этого также требовалось разрешение выборного профсоюзногооргана).
Привлечение работника к работе в сверхурочное время оформляетсяв письменном виде, при этом должно быть получено письменное согласие работника.
В ст.152 ТК устанавливается (как и в КЗоТе), что сверхурочнаяработа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Но конкретные размеры оплатыза сверхурочную работу мoгут определяться коллективным или трудовым договором. Апо желанию работника сверхурочная работа может компенсироваться представлением дополнительноговремени отдыха, но не меньше отработанного сверхурочно (в КЗоТе компенсация сверхурочныхработ отгулом не допускалась).
Для учета используются документы с указанием отработанного каждымконкретным работником времени и других данных, необходимых для определения доплатза сверхурочные часы
Часть 4 ст.99 ТК содержит лишь примерный перечень работников,привлечение которых к сверхурочным работам ограничивается. При этом установленыдве группы работников: первые — те, которых запрещено привлекать к сверхурочнойработе; вторые — которые могут привлекаться к такой работе, но при соблюдении перечисленныхв настоящей статье условий.
К первой группе работников относятся:
беременные женщины;
работники в возрасте до восемнадцати лет; — другие категорииработников в соответствии с федеральным законом.
Работники второй группы к сверхурочной работе могут привлекаться,но только при условии их согласия, оформленного в письменной форме, и при условии,если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинскимзаключением. К ним относятся следующие работники:
женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
инвалиды.
При этом законодатель устанавливает обязательное правило в отношениивышеперечисленных категорий работников: они должны быть ознакомлены со своим правомотказаться от работы в ночное время в письменной форме.
Есть ряд норм, корреспондирующих по своему содержанию с комментируемойстатьей ТК. Например, правило о запрещении привлечения беременных женщин к сверхурочнымработам предусмотрено в ст.259 ТК.
Согласно положениям ст.268 ТК работникам моложе 18 лет законодательноустановлена дополнительная гарантия о запрете привлечения их к сверхурочной работе.
Дополнительные ограничения по привлечению к сверхурочной работеустановлены в ст.259 ТК и для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; работников,имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет;работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинскимзаключением. Для привлечения этих категорий работников к сверхурочным работам необходимополучение их письменного согласия, и к тому же это возможно только при условии,что нет запрета медицинскими рекомендациями. При этом указанные работники должныбыть ознакомлены в письменной форме со свои правом отказаться от привлечения к сверхурочнымработам.
Комментарий К.Н. Гусова
§ 1. При поденном учете рабочего времени работа сверх установленнойпродолжительности рабочего дня считается сверхурочной.
При суммированном учете сверхурочной будет считаться работа сверхустановленной продолжительности рабочей смены
§ 2. Не признается сверхурочной работа сверх установленной продолжительностирабочего дня при отработке нормы часов при гибком графике работы (см. комментарийк ст.102 ТК).
§ 3. Не является сверхурочной работа, при которой фактическаяпродолжительность ежедневной работы в отдельные дни может не совпадать с продолжительностьюсмены по графику (см. комментарий к ст.104 ТК).
§ 4. Работа сверх обусловленной продолжительности рабочего дняработников с ненормированным рабочим днем, если она компенсируется дополнительнымотпуском больше 28 календарных дней, не считается сверхурочной.
§ 5. Не считается сверхурочной работа в часы отработки отпускабез сохранения заработной платы, а также работа, выполненная в порядке совместительства(сверх установленной продолжительности рабочего времени), работы, выполненные работникомсверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной продолжительностирабочего дня (смены), работающим неполный рабочий день (постановление Пленума ВерховногоСуда от 24 ноября 1978 г.).
§ 6. Сверхурочная работа может производиться по распоряжениюили с ведома администрации.
Обычно о производстве сверхурочных работ издается приказ, в которомоговариваются причины, по которым они необходимы, категории работников, привлекаемыхк работам. Однако если такой приказ не издан, а было устное распоряжение кого-либоиз представителей администрации, то работа признается сверхурочной
§ 7. Законодательство допускает привлечение к сверхурочным работамтакже в случае необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных операций, связанныхс ними работ на транспорте, при необходимости освобождения складских помещений железнодорожного,водного и местного транспорта, а также для производства погрузки и выгрузки вагонови судов с целью предупреждения скопления грузов в пунктах отправления и назначения,простоя подвижного состава; работ по выкупу, разгрузке и вывозке грузов с территорийстанций, пристаней и портов, подвозке грузов к станциям, пристаням и портам, погрузкев вагоны, на суда и составлению документов.
§ 8. В случае привлечения к сверхурочным работам в нарушениеустановленного порядка (ст.99 ТК РФ) виновные должностные лица несут дисциплинарную,административную и уголовную ответственность (ст.419 ТК РФ).
§ 9. Статья 99 указывает, что привлечение работников к сверхурочнымработам в иных случаях (кроме перечисленных в ч.2 ст.99), допускается только с письменногосогласия работника с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при привлечении к сверхурочнымработам регулируется ст.372 ТК Р Ф (см. комментарий к ней).
10. Выборный профсоюзный орган должен рассмотреть заявку администрациина своем заседании. Заседание считается правомочным, если на нем присутствовалоне менее половины из числа избранных в профсоюзный орган. Решение принимается большинствомголосов. Не допускается рассмотрение заявок единолично председателем профкома.
11. При решении вопроса о привлечении к сверхурочным работамвыборный профсоюзный орган обязан выяснить:
1) истинные причины привлечения к сверхурочным работам;
2) являются ли эти причины и случай исключительными, предусмотреннымич.2 ст.99 ТК РФ;
3) при рассмотрении каждой из кандидатур работников, привлекаемыхк сверхурочным работам, выясняется: не относится ли он к категории работников, предусмотренныхв ч.4 ст.99 ТК РФ; давали ли согласие работники, указанные в ст.99 ТК РФ, на ихпривлечение к сверхурочным работам;
4) не превышает ли количество сверхурочных работ каждого работникасоответственно 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.
§ 12. Положением о рабочем времени и времени отдыха работниковотдельных категорий — плавсостава судов флота рыбной промышленности (утвержденопостановлением Госкомтруда СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС от 21 апреля 1960 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1960. № 8), плавсостава судов морского флота (утверждено постановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 марта 1960 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1960. № 7) — может устанавливаться предельное количество сверхурочныхработ в течение месяца не более 10 часов (за исключением авральных, погрузочно-разгрузочныхработ, а также работ, выполняемых за недостающих по штату членов экипажа).
§ 13. Выборный профсоюзный орган обязан контролировать действияадминистрации по ведению точного учета сверхурочных работ, выполняемых каждым работником.
Комментарий С.А. Панина
1. Работа за пределами установленной продолжительности рабочеговремени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочихчасов за учетный период может быть признана сверхурочной только в том случае, еслиона выполнена работником по инициативе работодателя.
Основанием для привлечения работника к сверхурочным работам являетсяприказ (распоряжение) работодателя. В судебной практике работа признается сверхурочнойи тогда, когда приказа (распоряжения) о привлечении к сверхурочной работе не издавалось,но работа производилась с ведома работодателя (т.е. работодатель знал об этой работеи допустил ее).
2. Работа признается сверхурочной независимо от того, входилаона в круг обязанностей работника в соответствии с трудовым договором или работниквыполнял другую порученную работодателем работу.
3. Не считается сверхурочной работа по совместительству, а такжеработа сверх установленной продолжительности рабочего дня, выполняемая работникомс ненормированным рабочим днем, если она компенсируется ему ежегодным дополнительнымоплачиваемым отпуском.
В том случае, когда отпуск за ненормированный рабочий день непредоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времениработнику с ненормированным рабочим днем с его письменного согласия компенсируетсякак сверхурочная работа (ст.119 Кодекса).
4. Во всех случаях работодатель может привлечь работника к выполнениюсверхурочных работ только с его письменного согласия.
Привлечение к сверхурочным работам в других случаях, помимо перечисленныхв части второй ст.99 Кодекса, допускается только с учетом мнения выборного профсоюзногооргана данной организации. В этом случае порядок учета мнения выборного профсоюзногооргана определяется в соответствии со ст.372 Кодекса.
5. В отличие от прежних правил новый Кодекс устанавливает, чторабота в сверхурочное время может компенсироваться не только повышенной оплатой.По желанию работника вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлено дополнительноевремя отдыха (не менее времени, отработанного сверхурочно) (ст.152 Кодекса).
6. Статья 99 Кодекса устанавливает максимально допустимое числочасов сверхурочных работ в году и в течение двух дней подряд. Коллективными договорами,соглашениями, положениями о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорийработников может устанавливаться также и предельное число сверхурочных работ в месяц.Например, для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ сверхурочныеработы не могут превышать 20 часов в месяц (см. Временное положение о рабочем времении времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утв. постановлениемМинтруда России от 25.06.93 № 124 — Российские вести, 1993, № 139).
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующегопрофсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарий.
1. Принятие решений работодателем в соответствии с ТК РФ осуществляетсяс учетом мнения соответствующего профсоюзного органа работников либо по согласованиюс ним.
2. В развитие ряда норм ТК РФ законодатель в комментируемой статьеобращает внимание на то, что при принятии решений работодатель обязан учитыватьмнение соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях,предусмотренных ТК РФ. При этом следует учитывать, что:
во-первых, это выборный орган первичной профсоюзной организациипредставляющий интересы всех или большинства работников организации либо ее филиала,представительства, иного обособленного структурного подразделения либо индивидуальногопредпринимателя; — во-вторых, этот выборный орган первичной профсоюзной организациидолжен быть коллегиальным, но не единоличным;
в-третьих, такой выборный орган первичной профсоюзной организациидолжен представлять интересы всех или большинства работников (см. комментарий кст.372 ТК РФ).
Согласно ч.2 ст.8 ТК РФ “в случаях, предусмотренных настоящимКодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальныхнормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличиитакого представительного органа)». Работодатель принимает решения с учетоммнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, определенных, в частности,ст.73, 82, 99, 105, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162, 180, 190, 196,212, 299, 301 ТК РФ.
Как известно, выборный орган первичной профсоюзной организациивсегда является представительным органом работников. Иной же представительный органсогласно ст.372 ТК РФ может представлять интересы работников организации (ее филиала,представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуальногопредпринимателя только при отсутствии в них первичной профсоюзной организации, представляющейвсех или большинство работников. При этом иной представительный орган работниковможет представлять их интересы только при принятии работодателем решений в случаях,предусмотренных, в частности, ст.99, 113, 123, 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196ТК РФ.
Наряду со случаями, установленными ТК РФ, работодатель при принятиилокальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работниковтакже в случаях, предусмотренных:
другими федеральными законами и иными нормативными правовымиактами РФ;
коллективным договором;
соглашениями, принимаемыми на всех уровнях социального партнерства(ч.2 ст.8 ТК РФ).
3. Принятие решений работодателем по согласованию (а не с учетоммнения) с представительным органом работников может быть при принятии локальныхнормативных актов, если это будет предусмотрено коллективным договором, соглашениями(ст.8 ТК РФ). Решения работодателя, принятые по согласованию с представительныморганом работников, могут иметь место особенно в случаях, когда они тесно связаныс условиями коллективного договора, например, при принятии правил внутреннего трудовогораспорядка, положения о доплатах и надбавках стимулирующего характера, положенияо системе премирования. Статья 372 — Порядок учета мнения выборного органа первичнойпрофсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Скачать документ:
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проектлокального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзнойорганизации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пятирабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляетработодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичнойпрофсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативногоакта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласитьсяс ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провестидополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организацииработников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом,после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который можетбыть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующуюгосударственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзнойорганизации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке,установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления)выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяцасо дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушениявыдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта,обязательное для исполнения.
Список статей ТК РФ, опирающихся на статью 372:
Статья 8 ТК РФ Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудовогоправа
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работниковпо сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежатприменению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативныеправовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статья 74 ТК РФ Изменение определенных сторонами условий трудовогодоговора по причинам, связанным с изменением организационных или технологическихусловий труда
В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи,могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранениярабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзнойорганизации и в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальныхнормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполнойрабочей недели на срок до шести месяцев.
Статья 103 ТК РФ Сменная работа
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнениепредставительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ дляпринятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложениемк коллективному договору.
Статья 123 ТК РФ Очередность предоставления ежегодных оплачиваемыхотпусков
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяетсяежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетоммнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за двенедели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТКРФ для принятия локальных нормативных актов.
Статья 136 ТК РФ Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ дляпринятия локальных нормативных актов.
Статья 147 ТК РФ Оплата труда работников, занятых на тяжелыхработах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателемс учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором,трудовым договором.
Статья 190 ТК РФ Порядок утверждения правил внутреннего трудовогораспорядка
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателемс учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Статья 196 ТК РФ Права и обязанности работодателя по подготовкеи переподготовке кадров
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяютсяработодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленномстатьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Статья 212 ТК РФ Обязанности работодателя по обеспечению безопасныхусловий и охраны труда
разработку и утверждение правил и инструкций по охране трудадля работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организацииили иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
Статья 297 ТК РФ Общие положения о работе вахтовым методом
Порядок применения вахтового метода утверждается работодателемс учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленномстатьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Статья 299 ТК РФ Продолжительность вахты
Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. Висключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может бытьувеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичнойпрофсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятиялокальных нормативных актов.
Статья 301 ТК РФ Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом
Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируютсяграфиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборногооргана первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТКРФ для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работниковне позднее чем за два месяца до введения его в действие.