Особенности деятельности прокуратуры Харабалинского района

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО«Астраханский государственный политехнический колледж»
(Харабалинскийфилиал)

ОТЧЁТ
по преддипломнойпрактике
Особенностидеятельности прокуратуры Харабалинского района
 
Фамилия, имя, отчество
Маркина Надежда Александровна

Введение
Я, Маркина НадеждаАлександровна, прошла преддипломную практику в прокуратуре Харабалинскогорайона Астраханской области. По прибытию на практику была закреплена за старшимпомощником прокурора Харабалинского района Барсовой Эльвирой Николаевной.
Для прохождения учебнойпрактики в прокуратуре Харабалинского района Астраханской области всоответствии с темой дипломной работы, мною были определены следующие целипрохождения практики:
1. Закрепление иуглубление теоретических знаний, полученных мною в процессе обучения;
2. Закрепление иуглубление практических умений и навыков, необходимых в работе юриста.
В соответствии споставленными целями, мною так же были поставлены необходимые для их выполнениязадачи:
1. Дальнейшее изучениенормативно–правовой документации, регламентирующую деятельность прокуратурыХарабалинского района;
2. Выявлениехарактерных особенностей деятельности прокуратуры;
3.Выявление и овладение принципов профессиональной этики юриста
4.Изучениеспособов решения проблем, с которыми сталкиваются работники прокуратуры в ходеосуществления своей профессиональной деятельности
5.Дальнейшее овладение навыками работы в коллективе.

Характеристикаорганизации
ПрокуратураРоссийской Федерации — единая федеральная централизованная система органов,осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением КонституцииРоссийской Федерации и исполнением законов, действующих на территорииРоссийской Федерации,
В целях обеспечения верховенства закона, единства иукрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а такжеохраняемых законом интересов общества и государства, в соответствии сФедеральным законом «О прокуратуре» от 17 января 1992 года N 2202-1 (вред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N138-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ) прокуратураХарабалинского района осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностнымилицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека игражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие;
— надзор за исполнением законов судебнымиприставами;
— надзор за исполнением законов администрациямиорганов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судоммеры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных изаключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии сполномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органовпо борьбе с преступностью.
Действующим законодательством на прокуроравозлагаются следующие обязанности:
 – проведение проверок по поступившим в органыпрокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных илиподведомственных им организаций;
 – освобождение своим постановлением лиц, незаконноподвергнутых административному задержанию на основании решений несудебныхорганов;
 – опротестовывание противоречащих закону правовыхактов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании такихактов недействительными;
 – внесение представлений об устранении нарушенийзакона;
 – рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иныхсообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
 – разъяснение пострадавшим порядок защиты их прав исвобод;
 – принятие мер по предупреждению и пресечениюнарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственностилиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
 – возбуждение производства об административномправонарушении;
— предъявление и поддержание в суде или арбитражномсуде иска в интересах пострадавших;
 – требование от администрации создания условий,обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,подвергнутых мерам принудительного характера;
 – проверка соответствия законодательству РоссийскойФедерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов иучреждений;
 – требование объяснения от должностных лиц, вноситьпротесты и представления;
 – возбуждение производств об административныхправонарушениях.
Системупрокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РоссийскойФедерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к нимвоенные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательныеучреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а такжепрокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иныеспециализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратурысубъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные иобразовательные учреждения имеют в оперативном управлении объектысоциально-бытового и хозяйственного назначения.
Образование,реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение ихстатуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РоссийскойФедерации.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органовпрокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, недопускаются.
Прокуратурыгородов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированныепрокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурахустанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров,начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов,прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (впрокуратурах городов — следователей по особо важным делам) и их помощников.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации впрокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут бытьобразованы отделы.
В соответствии с действующим законодательством, вштате прокуратуры Харабалинского района Астраханской области состоят следующиесотрудники:
— Исполняющий обязанности прокурора района Советникюстиции Садиров И. С.
— Заместитель прокурора района юрист 1 класса КалиничевО. В.
— Старший помощник прокурора юрист 2 класса БарасоваЭ. Н.
— Помощник прокурора района юрист 3 классаИвашиненко Н.Н.
 – Помощник прокурора района юрист 2 класса Агаев Д.Т.
— Старший специалист 1 разряда Астахова Н. А.
Должностные обязанности сотрудников прокуратурыХарабалинского района распределяются прокурором района и утверждаютсяпрокурором Астраханской области.
Схема прокуратурыХарабалинского района Астраханской области

/>
Действия, в которых япринимала участие
Всоответствии со ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре», прокуроры субъектовРоссийской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РоссийскойФедерации по согласованию с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации. Порядокназначения прокуроров субъектов детализирован в Приказах Генеральнойпрокуратуры: «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ» N2 от 15 января 2003 г., «О порядке приема и сдачи дел при назначении надолжность и освобождении от должности прокуроров» N 75 от 13 декабря 2001г., «Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов» N 4 от27 января 1997 г.
Также настоящее законодательство регулирует прием на работу заместителейпрокуроров, старших помощников прокуроров, помощников прокуроров и иныхработников, необходимость в которых может возникнуть.
Всоответствии с общими правилами трудового законодательства, каждый работник вобязательном порядке должен иметь личное дело, составляющееся и хранящееся ворганизации, в которой работает этот работник. В ходе прохождения практики яформировала личные дела сотрудников прокуратуры, подшивая в них тевнутриорганизационные документы, которые имеют непосредственное отношение кконкретному сотруднику, а именно:
 -Заявление о приеме на работу (приложение № 1)
Заявление о приеме на работу пишется лицом лично отруки, после чего направляется письмом либо отдается в отдел кадров прокуратуры.При этом кандидат на замещение вакантной должности обязан являться гражданиномРоссийской Федерации; иметь высшее юридическое образование, полученное вобразовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющемгосударственную аккредитацию; и обладать необходимыми профессиональными иморальными качествами, быть способным по состоянию здоровья исполнятьвозлагаемые на него служебные обязанности (в соответствии со ст. 40.1Федерального закона «О прокуратуре»). После подачи заявления, к которомуприлагаются документы, содержащие сведения о личности, подтверждающие наличиенеобходимого образования и надлежащего состояния здоровья, лицо направляется впрокуратуру Астраханской области, где проходит профессионально –психологическое тестирование.
— Приказ о приеме на работу (приложение 2)
По итогам профессионально – психологического тестирования,если не имеется препятствий для назначения этого лица на должность и если вштатном расписании конкретного подразделения имеется вакантное рабочее место,руководитель областной Прокуратуры издает Приказ о приеме на работу, которыйоговаривает срок, в который лицо обязано приступить к выполнению трудовыхобязанностей, период испытательного срока, размер должностного оклада и иныенеобходимые сведения. Приказ о приеме на работу составляется на основетрудового договора, заключаемого между областной прокуратурой и лицом, принятымна работу.
-Приказ о назначении наставника (приложение 3)
После принятия нового сотрудника на работу впрокуратуру Харабалинского района в целях оказания помощи, повышенияответственности за результаты работы и укрепления исполнительной дисциплины зананятым сотрудником закрепляется наставник из числа опытных коллег,координирующий работу молодого специалиста и оказывающий ему всякое содействие(в соответствии с Положением прокурора области «О молодом специалистепрокуратуры Астраханской области» от 24.06.2004 г.)
— Приказ о предоставлении ежегодного оплачиваемогоотпуска (приложение 4)
В соответствии с Трудовым Кодексом РоссийскойФедерации, работник, работающий в организации более 6 месяцев, имеет право напредоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска. Продолжительность отпусказависит от специфики выполняемых работником обязанностей, но не можетсоставлять менее 28 календарных дней. Продолжительность отпуска работникаПрокуратуры Харабалинского района Астраханской области составляет 30календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно. Крометого, отпуск работника может увеличиваться в зависимости от стажа работы вдолжности прокурора или следователя: после 10 лет непрерывного трудового стажапродолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника увеличивается на 5календарных дней; после 15 лет – на 10 календарных дней; после 20 лет – на 15календарных дней. Приказ о предоставлении сотруднику ежегодного оплачиваемогоотпуска составляется на основе Рапорта работника о предоставлении ему ежегодногооплачиваемого отпуска и утверждается прокурором Астраханской области. Отпускможет быть предоставлен сотруднику частями, при этом продолжительность частиотпуска не может составлять менее 14 календарных дней.
Так же работник имеет право подать рапорт опредоставлении ему отпуска без сохранения денежного содержания (приложение 5).Отпуск предоставляется работнику на основе ст. 128 Трудового Кодекса посемейным обстоятельствам (например, свадьба) или другим уважительным причинам.Продолжительность отпуска варьируется в пределах 5 – 60 календарных дней взависимости от семейного и социального статуса работника и определяется Трудовымдоговором или иными нормативно – правовыми актами, регламентирующими отношениямежду работником и работодателем.
— Приказ о командировке (приложение 6)
В связи с возникшей необходимостью, работникпрокуратуры Харабалинского района может быть направлен в командировку. Принаправлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранениеместа работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов,связанных со служебной командировкой, а именно:
1. расходы по проезду;
2. расходы по найму жилого помещения;
3. дополнительные расходы, связанные с проживаниемвне места постоянного жительства (суточные);
4. иные расходы, произведенные работником сразрешения или ведома работодателя.
Проведение служебной командировки осуществляется всоответствии с гл. 24 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Приказ о направлении работника в служебнуюкомандировку утверждается прокурором области и составляется на основаниидокумента, извещающего о необходимости отправки работника в командировку ирапорта командируемого работника об отсутствии причин, по которым он не можетотправиться в командировку.
— Приказ о направлении на стажировку (приложение 7)
В целях обеспечения высокого уровня профессиональнойподготовки работников действует система непрерывного обучения и повышенияквалификации работников, включающая стажировку в вышестоящих органахпрокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение врегиональных учебных центрах и институтах повышения квалификации. На основаниииндивидуального плана учебы, содержащего цели, сроки и место прохождениястажировки для каждого отдельного сотрудника, составляется приказ о направленииработника на стажировку. Приказ утверждается прокурором области. В случае, еслипрохождение стажировки в установленные индивидуальным планом учебы срокиневозможны в следствие уважительных причин, то лицо, направляемое настажировку, обязано сообщить об этих причинах в Рапорте, направляемомуруководителю местного подразделения. На время стажировки за работникомсохраняется его место работы, среднемесячный заработок и надбавки,установленные за выслугу лет и прочее. Во время прохождения стажировки работниксоставляет дневник о прохождении им стажировки, где посуточно расписывает всесвои действия. По прохождении стажировки этот дневник утверждаетсяруководителем районной прокуратуры.
— Приказ о направлении на учебу (приложение 8)
Повышение квалификации является служебнойобязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и ростпрофессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора илиследователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.
Подготовка научных и педагогических кадров из числапрокурорских работников осуществляется в отделениях очной аспирантуры принаучных и образовательных учреждениях прокуратуры.
Прокурорский работник, зачисленный в очнуюаспирантуру, освобождается от занимаемой должности и откомандировывается кместу учебы с сохранением должностного оклада, доплат за классный чин и выслугулет. При обучении в вечерней (заочной) форме, работник в соответствии сПриказом о направлении на учебу командируется к месту учебы.
По прохождении учебы и сдаче квалификационныхэкзаменов на каждого отдельного работника составляется Аттестационноезаключение, содержащее сведения о прохождении аттестации и о результатах сдачиэкзаменов, так же содержащее рекомендательные сведения об углубленном изучениикаких – либо отраслей законодательства и о совершенствовании определенныхличностных качеств аттестуемого. По результатам аттестации работника ему можетбыть присвоено очередное звание или классный чин, а так же предоставленопродвижение по службе либо перевод в вышестоящее структурное подразделение.
В связи с присвоением очередного классного чина илизвания, начальником районного подразделения прокуратуры составляется Рапорт (приложение9), адресуемый прокурору Астраханской области, который извещает о присвоенииочередного чина или звания. В связи с этим, в соответствии с Федеральнымзаконом «О прокуратуре», работнику надлежит надбавка в размере 50 – 70 % отдолжностного оклада.
— Приказ о совмещении обязанностей ( приложение 10)
На период отпуска работника, прохождения им учебы ипрочих оснований, руководитель районного подразделения прокуратуры имеет правоперевести другого работника на временно освободившееся рабочее место, если упереводимого работника имеются необходимые для замещения вакантной должностизнания и навыки.
Для перевода работника необходимо его заявление(приложение 11), содержащее сведения о сроках перевода и его причине. В случае,если заявление работника будет удовлетворено, составляется приказ о совмещенииобязанностей, утверждаемый прокурором области, содержащий причину, срокиперевода и размер денежного вознаграждения за выполняемые трудовые функции,устанавливаемый в процентном соотношении к обычному должностному окладупереводимого сотрудника. После утверждения этого приказа, прокурором районнойпрокуратуры составляется и утверждается Приказ об изменении условий трудовогодоговора (приложение 12). Порядок изменения трудового договора регламентируетсяобщими правилами действующего трудового законодательства.
-Приказ о назначении (приложение 13)
При наличии необходимых личностных и деловыхкачеств, высшего юридического образования и необходимого стажа работы, а так жевакантного рабочего места, работник может быть переведен на вышестоящуюдолжность. Осуществляется это посредством предоставления прокурору областирапорта районного прокурора, содержащего сведения о наличии вышеперечисленныхкачеств и обстоятельств (приложение 14) и рапорта переводимого сотрудника о егоневозражении о переводе на должность (приложение 15). На основании этихдокументов, прокурором области утверждается приказ о назначении, содержащийсведения о переводимом сотруднике, замещаемой должности и должностном окладе,который, как правило, устанавливается в процентном соотношении к должностномуокладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
 – Объяснительная записка (приложение 16)
 За совершение дисциплинарного проступка, то естьнеисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных нанего трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующиедисциплинарные взыскания:
1. замечание;
2. выговор;
3.увольнение по соответствующей статье
4.иные виды дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания работодательдолжен затребовать от работника письменное объяснение (объяснительную записку),содержащую причины невыполнения или ненадлежащего выполнения трудовых функцийработника. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работникомне предоставлено, то составляется соответствующий акт.
-Лист – заверитель (приложение 17)
Для сохранности всех страниц личного дела работника,в конце каждого личного дела прикрепляется лист – заверитель, где указываетсяколичество пронумерованных листов, наименование заверяемого номенклатурногодела и данные лица, пронумеровавшего, прошившего и заверившего личное дело.

Практическая часть
Я, Маркина НадеждаАлександровна, прошла преддипломную практику в прокуратуре Харабалинскогорайона Астраханской области. По прибытию на практику была закреплена за старшимпомощником прокурора Харабалинского района Барсовой Эльвирой Николаевной.
В ходе прохождения практики я выяснила, чтопрокурорские работники являются государственными служащими государственнойслужбы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственнойдолжности федеральной государственной службы в соответствии с действующиминормативно – правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон «О прокуратуре» от17 января 1992 года N 2202-1 с последними изменениями от28.11.2009 N 303-ФЗ
3. Федеральный закон «О системе государственнойслужбы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ
4. Федеральный закон «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
5. Внутриорганизационные приказы, распоряжения,инструкции, указы, рекомендательные письма и иные документы Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации,приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, а также прокуратургородов и районов.
Особенностью кадрового регулирования деятельностипрокуратуры района является то, что в штатном расписании этого подразделенияпрокуратуры Российской Федерации не предусмотрен кадровый отдел. Приемомсотрудников на работу, их переводом, увольнением, обучением, планированиемкарьеры сотрудников и прочими кадровыми вопросами занимается отдел кадров,расположенный в Астраханской областной прокуратуре. На службе в этом отделесостоят несколько сотрудников, имеющих необходимую подготовку, осуществляющих профессионально– психологическое тестирование кадров при приеме на работу в органыпрокуратуры.
В соответствии со ст.40.1 Федерального закона «О прокуратуре» прокурорами и следователями могут бытьграждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование,полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования,имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимымипрофессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнятьвозлагаемые на них служебные обязанности. К числу этих профессиональнонеобходимых качеств следует также отнести и целый ряд психологическихособенностей, свойств личности, без оценки которых невозможно прогнозироватьпрофессиональную пригодность кандидата к этой работе. Установление соответствиясвойств и качеств личности требованиям профессии является главной задачейпрофессионального психологического отбора, который должен осуществляться приприеме кандидатов на службу в органы прокуратуры.
При разработкепрофессиограммы прокурорско-следственной деятельности прежде всего былообращено внимание на следующие ее основные содержательные характеристики:строгую правовую регламентацию; властный, обязательный характер полномочийследователя, прокурора; экстремальный, нестандартный, творческий характердеятельности работника прокуратуры; процессуальную самостоятельность,персональную ответственность прокурорского работника.
Проведенныйпрофессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских работниковпозволил также сформулировать пять следующих основных факторов профессиональнойпригодности, включающих комплексы профессионально значимых психологическихкачеств:
1.Фактор социальной(профессиональной) адаптации, тесно связанный с высоким уровнем социализацииличности, нормативностью поведения работника прокуратуры;
2. Фактор нервно-психической(эмоциональной) устойчивости личности;
3.Фактор познавательной(когнитивной) активности, продуктивности мышления;
4. Факторкоммуникативной компетенции сотрудника прокуратуры;
5. Факторорганизаторских способностей.
Вполне очевидно, чтопомимо перечисленных выше факторов и соответствующих им качеств личности,имеющих отношение к различным структурным компонентам правоохранительнойдеятельности прокурорских работников, эффективность их труда во многом зависиттакже и от мотивационной сферы: в какой мере в ней доминируют социальнозначимые мотивы, побуждения, потребности достижения успеха в работе,самоутверждения, завоевания профессионального престижа, авторитета и уважениясреди сотрудников, а также среди граждан, чьи законные интересы и права имприходится защищать.
Безусловно, выделениеуказанных подструктур в деятельности прокурора, следователя носит условныйхарактер. Тем не менее, подобный анализ факторов, влияющих на успешную ипродуктивную деятельность прокурорского работника, позволил психологам вывестиряд тестов, успешное прохождение которых является обязательным условием приемасотрудника на работу в органы прокуратуры.
Приказом прокурораАстраханской области от 17 ноября 2009 года на должность помощника прокурораХарабалинского района был принят Ивашиненко Николай Николаевич, ранее неимевший опыта работы по специальности. В соответствии с действующимзаконодательством, Николай Николаевич был подвергнут профессионально –психологическому тестированию.
При профессионально –психологическом тестировании используются адаптированные варианты следующихтестов, позволяющих всесторонне изучить тестируемую личность наналичие/отсутствие необходимых в работе прокурора качеств:
1. Цветовой тест Лярше
2. Графический тест«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена
3. 16 – факторныйопросник Р. Б. Кеттела
4. Стандартный методисследования личности Л. Н. Собчик.
5. Тест Айзенка,позволяющий выявить уровень коэффициента личности
Кроме того, тестируемойличности предлагается заполнить анкету, где предусмотрены графы как длябиографических данных, так и для указания личностных особенностей ихарактеристик – увлечений, привязанностей, симпатий и антипатий.
В результате тестированияпрошедшие его делятся на 4 группы профпригодности:
1. Безусловно годные кработе в органах прокуратуры
2. Годные к работе ворганах прокуратуры
3. Условно годные
4. Не годные к работе ворганах прокуратуры
Итак, ИвашиненкоНиколаю Николаевичу, при прохождении тестирования предложили пройти следующиетесты.
1. Цветовой тест Люшера
Во время прохожденияэтого теста Николаю Николаевичу было предложено выбрать наиболее приятный,подходящий цвет из восьми представленных:
1. Темно-синий
2. Бирюзовый
3. Красный
4. Желтый
5. Фиолетовый
6. Коричневый
7. Черный
8. Серый
После чего надлежитповторить выбор из семи оставшихся цветов, составив к окончанию тестапоследовательность цветов, расположенных по убыванию симпатий НиколаяНиколаевича.
Последовательностьвыбора цветов тестируемым была такова:
1. Синий
Этот выбор говорит отом, что тестируемая личность относительна спокойна и невозмутима, способнасохранять самообладание в критической ситуации.
2. Коричневый
В сочетании спредыдущим синим второй выбор дает уверенность в себе, в собственных силах инейтрализует склонность к апатии, свойственную для тех, кто выбирает синийцвет.
3. Красный
Красный – цветактивности. Говорить о возбуждающем действии красного цвета неуместно в случаес Николаем, так как основной его цвет – синий, символизирующий спокойствие. Вкупе с синим и коричневым, красный дает ощущение спокойной, уверенной в себеличности, в то же время властной и способной к активным действиям.
4. Бирюзовый
У подавляющегобольшинства людей этот цвет ассоциируется с морем, безмятежностью испокойствием. Однако, учитывая предыдущий выбор, следует говорить о том, чтоэто цвет для Николая – цвет внутренней силы.
5. Фиолетовый
Этот цвет раскрываетсклонность тестируемого к бесплотным размышлениям, самокопанию и самокритике.То, что этот цвет был выбран во второй четверке цветов, говорит о том, что этикачества в тестируемой личности развиты достаточно сильно, но не настолько,чтобы заглушать «голос разума» и мешать принятию быстрого и адекватного решенияв критической ситуации.
6. Черный
В данном тесте этотцвет отвечает за мрачность и пессимизм в тестируемой личности. То, что этотцвет был выбран одним и последних, выявляет в Николае довольно жизнерадостную ипозитивную натуру.
7. Серый
Безликий цвет. То, чтоон был выбран одним из последних, раскрывает в Николае потребность всамовыражении, уважении общества и признания его способностей.
8. Желтый
Цвет радости. Николайвыбрал его последним, что говорит о несклонности к безудержному веселью, достаточнойответственности тестируемой личности.
В целом по прохождениитеста Николай показал себя годным к прокурорской работе, так как в немприсутствуют качества, необходимые для прокурорского работника – спокойствие,уверенность в себе, достаточное честолюбие и активность.
2. Графический тест«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена
В данном тесте Николаюбыли предложены 5 блоков, именуемых буквами алфавита, от «А» до «Д», исодержащих в себе по 12 фигур каждый. В каждой фигуре необходимо найтинедостающий элемент, правильно поняв последовательность расположения фигур исвязь между ними. В части «А» содержаться самые простые фигуры, соответственно,в части «Д» — наиболее сложные. Этот тест выявляет в тестируемой личностинавыки анализа, умение группировать предметы и искать связь между ними, чтоабсолютно необходимо в работе прокурорского работника.
По прохождении тестаНиколай в целом показал хороший результат. В части «А», «В» и «Г» он недопустил ни одной ошибки, допустив по одной ошибке в тестах «Б» и «Д». Этирезультаты выявляют в тестируемом достаточно сильно развитые аналитическиекачества. Следует учесть, что на выполнение этого теста отводится порядка 30минут, тогда как Николай справился с заданием за 20 минут, что тоже имеетзначение.
3. 16 – факторныйопросник Р. Б. Кеттела
В данном тесте Николаюпредложили заполнить таблицу, содержащую в себе 16 основных характеристик, иописать уровень развития этого качества в наиболее предпочитаемом коллеге, внаименее предпочитаемом коллеге и в себе самом. Степень развития качестваоценивается по 10 – бальной системе, соответственно, 9 – максимальная степеньразвития качества, 0 – качество не развито вовсе.
Вот результаты НиколаяНиколаевича:Наименование качества Развитие качества в наиболее предпочитаемом коллеге Развитие качества в наименее предпочитаемом коллеге Развитие качества в себе самом Сердечность 9 3 5 Интеллект 7 6 Эмоциональность 5 9 4 Доминантность 4 9 7 Беспечность 4 9 3 Совестливость 9 6 Смелость 9 5 Мягкосердечность 5 4 Подозрительность 3 9 6 Мечтательность 6 5 Расчетливость 3 9 4 Чувство вины 5 8 Радикализм 4 7 4 Внешняя красота 5 9 3 Самоконтроль 9 5 Напряженность 3 9 6
Проведя анализрезультатов теста Николая, можно отметить несколько немаловажныхзакономерностей:
1. Идеальным коллегойдля Николая является спокойный, вдумчивый, контролирующий эмоции и ситуациючеловек, в то же время являющийся смелым, находчивым и готовым предложить «рукупомощи»
2. Наименее подходящийколлега для тестируемого – агрессивный, амбициозный, импульсивный и себялюбивыйчеловек. Здесь же следует отметить, что, описывая наименее предпочитаемогоколлегу, Николай в основном применял полярные характеристики – «0» и «9». Этоможет говорить о том, что Николай создавал образ «классического злодея», нежеливоссоздавал параметры реального человека
3. Описывая самогосебя, Николай не применил высшие или низшие баллы, что говорит о достаточнойстепени самооценки. Кроме того, Николай описал себя как совестливую, адекватнуюи спокойную личность, в то же время не отождествляя себя с наиболеепредпочитаемым коллегой, что опять – таки свидетельствует о приемлемом уровнесамокритики, что является необходимым для прокурорского работника качеством.
4. Стандартный методисследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчик
По своему значению впрофессионально – психологическом диагностировании личности этот тест можносравнить с «тяжелой артиллерией». Этот тест является наиболее простым висполнении и позволяет диагностировать такие структурные компоненты личностикак мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения,поло-ролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитныемеханизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степеньадаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психическихотклонений, выраженность лидерских черт, наличие сексуальных проблем,склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественныеи качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств и пр. Тестсостоит из 480 вопросов, разделенных на 2 блока, каждый из которых выполняетсяавтономно. При прохождении комплексного тестирования обычно между этими тестамипомещают Цветовой тест Люшера или Тест Айзенка, что позволяет тестируемойличности отвлечься от выполнения теста СМИЛ.
Тест представляет собойпоследовательность вопросов, на которые тестируемой личности предлагаетсявыбрать один из наиболее подходящих вариантов ответа – «да», «нет», «вернонечто среднее». Формулировка ответа может незначительно меняться в соответствиис вопросом. В тесте так же присутствуют вопросы типа «Обведите в бланке ответовномер этого вопроса кружочком», «У вас не случалось припадков эпилепсии» т. е.присутствуют вопросы на внимательность. На вопросы теста следует отвечать правдиво,не допуская абстрактных ответов, для более достоверного ответа в инструкции ктесту испытуемому предлагается строить модель каждой конкретной ситуации в томслучае, если вопрос ему не понятен.
Ответы тестируемого наэтот тест обрабатываются автоматически компьютером, в результате чего программавыстраивает так называемые «шкалы достоверности», означающая количествоответов, на которые испытуемый не дал однозначного ответа. Скажем, в тестевстречаются вопросы типа «Любите ли вы цветы?»; «Могли бы вы работатьсадовником?». Если тестируемый на один вопрос ответил «нет», а на другой «да»,то целесообразно один из вариантов ответа считать неверным. За каждый такойответ испытуемой получает 1 балл. Если показатель шкалы достоверности выше 70баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36 — 40 балловдопустима; результаты от 41 до 60 балла свидетельствуют о выраженнойнастороженности и неоткровенности обследуемого. В случае если результаты тестапо этой шкале считаются недостоверными, тестирование проводится ещё раз, либо,если иными тестами выявлены существенные нарушения психики, не позволяющиеличности заниматься прокурорской деятельностью, личность не допускается кзамещению должности. Если результаты теста признаны достоверными, то происходитанализирование результатов теста. Результаты обрабатываются компьютером
и выстраиваются в 8шкал, отвечающих за какую – либо сторону личности, одна из которых впоследствиипризнается доминантной:
1 шкала отвечает заналичие самоконтроля, мотивационную направленность личности;
2 шкала отвечает заналичие высокий уровень осознания имеющихся проблем через призмунеудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность краздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний,аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность всебе, в своих возможностях;
3 шкала характеризуетсяизвестной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторойповерхностности переживаний, неустойчивостью самооценки;
4 шкала выявляет активнуюличностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационнойнаправленности — преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту впринятии решений;
5 шкала отклонение оттипичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальноймежличностной адаптации;
6 шкала выявляет устойчивостьинтересов, упорство в отстаивании собственного мнения, крепость установок,активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность,трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт,синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям, к сферамконкретных знаний, к точным наукам;
7 шкала выявляетпреобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и встабильности ситуации, высокую чувствительность и подвластность средовымвоздействиям, повышенную чуткость к опасности;
8 шкала соответствуетзащитному механизму отрицания проблем. Это проявляется как “слепота” к реальносуществующим негативным аспектам своего поведения и сложившейся ситуации,упорное отстаивание собственной завышенной самооценки и оптимистическогонастроя.
Николай Николаевичсправился с тестом за отведенное время.
 После анализарезультатов его тестирования и построения их по шкалам выяснилось, что по шкаледостоверности Николай Николаевич набрал 38 баллов, что является в принципенормальным, но немного завышенным результатом. Однако, учитывая предыдущиехарактеристики тестируемого, психолог склонен считать этот результат неповышенным уровнем лживости тестируемого лица, а естественным желанием показатьсебя в лучшем свете, пройти тестирование с как можно лучшим результатом иполучить желаемую должность.
Далее, ответы НиколаяНиколаевича были систематизированы по шкалам, каждая из которых отвечает закакой – либо аспект психологии конкретной личности. Таким образом, результатытеста СМИЛ конкретного тестируемого можно выразить в такой схеме:
/>
Из этой схемы видно,сколько баллов набрал Николай Николаевич по конкретной шкале. Из графическипредставленных результатов теста мы видим, что по каждой шкале НиколайНиколаевич набрал довольно высокие баллы, однако преобладающими являются шкалы№ 1, №4 и №6.
Эти результаты говорято том, что Николай Николаевич отдает себе отчет в своих действиях, способенруководить своими побуждениями и не идет на поводу собственных желаний.
Преобладание 4 шкалы выявляетактивную личностную позицию, высокую поисковую активность, преобладаниемотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений.
Высокие показатели 6шкалы сообщают об устойчивости интересов, упорстве вотстаивании собственного мнения, устойчивости установок, активность позиции,усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичности, трезвости взглядовна жизнь, стремлению к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума свыраженным тропизмом к системным построениям, к сферам конкретных знаний, кточным наукам.
Все вышеперечисленныепоказатели являются необходимыми в работе прокурорского служащего.
5. В заключениитестируемой личности предлагается пройти тест Генри Айзенка, призванныйопределить уровень интеллекта. Этот тест на данное время является наиболеепопулярным психологическим тестом.
Этот тест на интеллектиногда называются сборными тестами. Он предназначены для общей оценкиинтеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового играфического материала с различными способами формулировки задач. Такимобразом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; кпримеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохорешает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и неокажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестахпримерно поровну.
Тест Айзенкаразрабатывался так, чтобы результаты описывались нормальным распределением сосредним значением от 0 (теоретически) до 190 баллов. Таким образом, интелелктсреднестатистического гражданина составляет порядка 100 баллов. Значение IQменее 70 обычно квалифицируется как умственная отсталость.
Николай Николаевич припрохождении теста показал довольно высокий результат – 135 баллов,характеризующийся повышенным интеллектом.
По окончаниюпсихологического тестирования и анализа всех полученных результатов, психологсоставил комплексное заключение обо всей совокупности психических ипсихологических качеств тестируемого лица.
Психолог пришел квыводу, что Николай Николаевич психологически годен для замещения должностипрокурорского работника, так как по прохождении тестов показал наличиеследующих качеств — высокий уровень правосознания, социальной ответственности;честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность;обязательность, доброжелательность, исполнительность, дисциплинированность;доминирование социально значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности;развитый интеллект; гибкое, творческое, мышление, способность к глубокому,всестороннему анализу, прогнозированию, умение выделить главное; настойчивость,принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя инести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность;адекватная самооценка; уважение к личности; выносливость к длительновоздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическаяустойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями,настроением, стенический тип реагирования в критических, вызывающих фрустацию, ситуациях;развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность,подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность,пластичность нервных процессов). Так же важное значение имеет линейный профильличности по СМИЛ со средне-нормативными величинами шкал.
Далее это заключениепередается в отдел кадров областной прокуратуры, где изучается в совокупности смедицинской справкой, документами, подтверждающими наличие необходимого длязамещения должности образования; характеристики с места учебы и иные документы,предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре». Порезультатам изучения документов отделом кадров принимается решение о принятиина работу конкретного лица или об отказе в принятии на работу.
Такое тестированиепроходит каждый работник, принимаемый на работу в органы прокуратуры, в томчисле и в Следственный комитет. Подобная необходимость вызвана особойспецификой работы прокурорских работников. Чтобы выявить эффективность илинеэффективность, результативность и соответствие требованиям вышеописанногометода тестирования, считаю целесообразным провести сравнительный анализпринятых на работу и уволенных сотрудников прокуратуры Астраханской области запоследние три года.
За 2007 год вПрокуратуру Астраханской области принято на работу 17 новых сотрудников, из них9 направлено для осуществления трудовой функции в районные прокуратуры, тогдакак увольнению подверглись 4 сотрудника, из них 1 сотрудник был уволен за утерюдокументов.
За 2008 год на работубыло принято 23 новых сотрудника, из них 5 принялись на работу в результатецелевого обучения. В 2008 году было уволено 2 сотрудника, оба – по собственномужеланию.
В 2009 году на работу ворганы Прокуратуры Астраханской области было принято 19 новых сотрудников, втом числе 1 – в прокуратуру Харабалинского района. Уволено в 2009 году быловсего 3 сотрудника.
Графическим способом,для наиболее легкого анализа информации, представленные данные можно выразитьтаким образом:

/>
Из диаграммы мы видим,что число принятых сотрудников на службу существенно выше числа сотрудников,уволенных со службы. Во многом это зависит от степени наличия особыхпрофессиональных качеств, необходимых для всестороннего, грамотного исправедливого осуществления прокурорской деятельности. Для выявления этихкачеств у претендентов на замещение вакантной должности прокурорского работникаслужит вышеописанная методика профессионально – психологического тестирования,которая позволяет провести объективный и всесторонний анализ личности,претендующей на замещение вакантной должности, выявить в ней именно те качества,которые необходимы для осуществления прокурорской деятельности, что позволяетпринимать на работу в органы прокуратуры только тех сотрудников, которые посвоему психофизическому состоянию способны осуществлять службу в органахпрокуратуры.
Таким образом, вышеописаннаяметодика профессионально – психологического тестирования представляется мнеэффективной, результативной и соответствующей возложенным на неё функциям,позволяющей наиболее целостно и объективно проводить подбор кадров дляпрокурорской службы, отталкиваясь от тех психических и психологическихтребований, которые предъявляются к кандидату на замещение должности.
В дальнейшемпредставляется целесообразным перейти к созданию единой службы психологическогообеспечения с введением на местах в прокуратурах районах и городов должностисоциопсихолога по аналогии с психолого–диагностическим отделом в прокуратурахсубъектов, областей и краев РФ. В перспективе более широкое вовлечениепсихологов в деятельность органов прокуратуры, что сделает необходимой целевуюподготовку на факультетах психологии университетов специалистов по судебной(правовой) психологии для работы в органах прокуратуры (а в масштабах страны,думается, не только для прокуратуры, но и для других правоохранительныхорганов, учитывая особый предмет работы и особые условия труда –ненормированный рабочий день и сжатые сроки выполнения заданий) аналогичнотому, как это делается в наиболее развитых странах мира.

Заключение
По итогам прохожденияпреддипломной практики в Прокуратуре Харабалинского района Астраханской областия приобрела новые и углубила уже имеющиеся знания о структуре прокуратурыРоссийской Федерации и прокуратуры Харабалинского района в частности, а так жеполучила достаточно знаний, необходимых для составления мною дипломногопроекта. Кроме того, я выполнила поставленные мною перед прохождением практикицели, а именно
1. Закрепила и углубилауже имеющиеся теоретические знания, полученные мною в процессе обучения;
2. Закрепила и углубилапрактические умения и навыки, необходимые в работе юриста.
В соответствии споставленными целями, мною так же были выполнены поставленные задачи:
1. Я в полном объемеизучила нормативно – правовую документацию, регламентирующую деятельностьпрокуратуры Харабалинского района;
2.Выявила и изучилахарактерные особенности деятельности прокуратуры;
3.Изучила проблемы, скоторыми сталкиваются работники прокуратуры в ходе осуществления своейпрофессиональной деятельности, и пути их решения.