СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятиеинформации
2. Особенности экономическойинформации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
По мере своего созданияэкономика информационного общества начинает использовать не два, а четыреосновных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональнуюсвободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретическиезнания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей).Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимымиусловиями их эффективного использования. В такой экономике имеет местосистематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянногообновления технологической базы производства, прежде всего путем примененияновых информационно-коммуникативных технологий.
Совокупный спрос сдвигаетсяв сторону информационных потребностей, которые все более и болееиндивидуализируются. [2,46]
Совокупное предложениесдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг.Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности иновые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление иприменение информации происходит опережающими темпами (по сравнению сиспользованием любых других ресурсов).
В результате усложненияобщественного поведения увеличиваются информационные потребности людей.Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информацииначинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связанос децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп ирегионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведениииндивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральнойвласти.
Информация становится непросто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией.Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основефункционирует и труд, и капитал. Возникает информационный рынок, где информацияпродается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки.Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации,создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, атакже для воздействия на поведение людей.
Сегодня знаменитоевыражение Френсиса Бэкона “знание — сила”, как никогда прежде, приобретаетконкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшимфактором экономического роста.
1. Понятиеинформации
Термин «информация» —один из самых популярных в нашем лексиконе. Очевидно, что любая деятельностьчеловека основывается на информации.
Информация – это сведенияоб окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которыеуменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные отих создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в видезнаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можновоспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (спомощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
Информация, являясьотражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия междуисточником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателюможет дать много информации, а другому — мало или ничего. То есть«информировать» в терминах теории информации означает сообщать ранеенеизвестное. Так как информацию можно хранить, преобразовывать и передавать,должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта средаобъединяет источники информации и ее получателей в информационную систему.Активными участниками информационного обмена необязательно должны быть люди:обмен информацией происходит также в животном и растительном мире, но когдаречь идет о человеке как об участнике информационного процесса, то имеется ввиду смысловая или семантическая информация.[3, 66]
Когда говорят обинформации, то упоминают ряд ее свойств, от которых непосредственно зависитэффективность принимаемых решений.
Информация достоверна,если она не искажает истинного положения дел. Информация адекватна, если спомощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается ихобраз определенного уровня соответствия. Информация полна, если ее достаточнодля понимания и принятия решений. Информация выражена кратко и четко, если онане содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна, если онавыражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информациясвоевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность инесет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятиярешений.
Кроме этих свойствинформации можно оценить ее ценность — меру расширения совокупности сведений,которыми располагает потребитель информации при ее получении и интерпретации,степень снижения состояния неопределенности.
2. Особенностиэкономической информации
Для бизнеса рольинформации и в качестве товара, и в качестве ресурса становится все болееважной. Прогресс в коммуникационной сфере увеличивает объем доступной информациии в то же время существенно усложняет процесс управления этой информацией.
О том, что «информацияявляется критическим ресурсом, который, если хорошо им распорядиться, можетпринести большое конкурентное преимущество», каждый из нас неоднократно слышалили читал. Более того, информация стала стратегическим ресурсом, сегодня ееставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания — веществом иэнергией.
Любая организациясуществует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннююсреду. В соответствии с источником возникновения информации по отношению корганизации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая в целоминформационные ресурсы этой организации.
Рассмотрим болееподробно, что может представлять собой внешняя информация по целевомуназначению.
1. Рыночная информация.
Обширнейшая составляющаявнешней информации, объединяющая очень разнообразные сведения, от очень«узкоспециализированных» (примером могут служить аналитические сведения оструктуре магазинов в узком сегменте розничного рынка) до весьма общих,касающихся, например, мнений аналитиков о мировых рыночных тенденцияхкакого-либо товара. Рыночная информация влияет на маркетинговую деятельностьфирм и разработку новых товаров и услуг. Следует отметить, что рыночнаяинформация является товаром для огромного количества экономических субъектов –специализирующихся на рыночных исследованиях компаний, рекламных агентств,банков и т.д.
2. Информация оконкурентах.
Представляет собой однуиз составляющих рыночной информации, но настолько важную, что обычнорассматривается особо. Эта информация может касаться используемых конкурентамипроизводственных технологий, маркетинговой политики, специалистов, поставщиковсырья и т.п. [1,102]
3. Макроэкономическая игеополитическая информация (эта информация может требоваться фирмам длядолгосрочного стратегического планирования).
4. Информация опоставщиках: издержки, надежность, качество и время доставки.
5. Внешняя финансоваяинформация: валютные курсы, динамика курсов акций, движение на рынке капитала ит.д.
6. Информация изгосударственных органов и органов управления: законы, постановления, сообщенияналоговых органов и пр. (такая информация необходима предприятиям для того,чтобы соблюдать правовые нормы, а также определять эффективные с точки зренияминимизации налоговых выплат способы ведения бизнеса).
Внутренняя деловая средаформируется совокупностью структурных подразделений предприятия с работающимитам людьми, а также технологическими, социальными, экономическими и другимиотношениями между ними. Они порождают плановую, контрольную, учетную,научно-техническую, аналитическую и другую информацию.
В отличие от внешнейинформации информация внутренней среды, как правило, точная и достаточно полноотражает финансово-хозяйственное состояние предприятия. Обработка внутреннейинформации обычно осуществляется с помощью стандартных формализованныхпроцедур. Эта информация передается и используется в рамках следующих систем:
— транзакционных,предназначенных для операционной работы;
— внутрифирменногоэлектронного документооборота;
— электронных хранилищинформации и документов;
— бумажногодокументооборота и документов на бумажных носителях.
По целевому назначениювнутренняя информация может быть разделена на следующие категории.
1. Информация опроизводстве и сбыте: издержки, производительность труда, качество продукции,отходы производства, поставки, методы и каналы сбыта и т.д.
2. Информация о трудовыхресурсах: уровень квалификации и обучение персонала, расходы на кадровоеобеспечение, моральное состояние сотрудников.
3. Внутренняя финансоваяинформация: финансовые показатели работы фирмы по данным бухгалтерских балансови другой отчетности.
Бизнес-информация можетбыть получена через официальные (при помощи специализированных поставщиковинформации) и неофициальные информационные каналы; характер способа получениябизнес-информации может быть как активным (в этом случае речь идет о поискеисточников информации), так и пассивным (здесь подразумевается анализ информациииз уже известных источников). Для практических целей обычно используютразличные комбинации источников и способов получения информации (см. табл. 1).
Таблица 1.
Источникибизнес-информации в зависимости от канала и характера способа ее получения
/>
Количество внешнихисточников информации растет невероятными темпами. Развитие информационныхтехнологий увеличивает как число, так и качество баз данных на CD-ROM и врежиме он-лайн. Всемирная компьютерная сеть – Интернет, — предлагаетастрономическое количество информационных сайтов и средств обмена информациейпо всему миру. В процессе информационного поиска все больше фирм ориентируютсяна использование средств поиска в режиме он-лайн, таких, как поисковые системыв Интернете.
В качестве примеровисточников получения внешней информации приведем ряд Интернет-источников.
1. Через серверРесурсного центра малого предпринимательства — самостоятельной некоммерческойорганизации, занимающейся проведением исследований и сбором информации вобласти малого предпринимательства, – доступны следующие базы данных иматериалы:
– контактнаяинформация и функции структур поддержки малого предпринимательства в России, атакже описание их информационных ресурсов;
– статистическиепоказатели по малому предпринимательству, по всем экономическим районам ирегионам;
– федеральное ирегиональное законодательство в сфере малого предпринимательства;
– федеральные ирегиональные источники информации по малому предпринимательству (базы данных,информация в Internet, пресса, программы обучения);
– результатыпроведенных исследований по вопросам малого предпринимательства.
2. SIORA – сервиснаябизнес-сеть, предлагающая широкий спектр услуг для поддержкипредпринимательства, организации и развития малого и среднего бизнеса, средикоторых:
– информация;
– электронныйаккредитив;
– стратегическийконсалтинг;
– коммерческийарбитраж;
– бизнес-планирование;
– страхованиемалого бизнеса;
– маркетинговыеисследования;
– бизнес-образование;
– системаменеджмента качества по ISO 9001:2000;
– рекрутинг кадров;
– юридическиеуслуги;
– Интернет-услуги;
– кредитованиемалого бизнеса;
– каталогбизнес-ресурсов;
– инвестиционныйконсалтинг и др. [5,47]
3. Информационно-сервисныйпортал «Оборудование для малого и среднего бизнеса», предоставляющийинформацию об оборудовании, производимом и поставляемом в России (торговом,холодильном, медицинском, полиграфическом, деревообрабатывающем, сварочном,упаковочном, пищевом, складском, строительном, выставочном оборудование иоборудовании для автосервиса). Здесь также можно найти информацию о выставках,организовать тендер. Проект разработан Агентством развития бизнеса в рамкахпроекта СИОРА.
4. Российское агентствоподдержки малого и среднего бизнеса, являющееся в настоящее время координаторомсети региональных агентств, которая по существу представляет собой единуютерриториально распределенную консалтинговую структуру, призванную служитьканалом получения и распространения деловой информации для малых и среднихпредприятий.
5. Официальный сайт Общероссийскогообъединения Российская ассоциация развития малого предпринимательства.
6. Официальный порталподдержки малого предпринимательства Москвы «Малый бизнес Москвы», объединяющийресурсы Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы ив полной мере соответствующий информационным потребностям предпринимателейгорода. Целевое назначение данного портала – предоставить предпринимателям повозможности исчерпывающую информацию об организации и ведении собственногобизнеса в Москве, начиная от общих законодательных норм и заканчиваяконкретными рекомендациями и советами, касающимися повседневнойпредпринимательской практики.
7. Портал дистанционногоконсультирования малого предпринимательства.
Подводя итоги сказанномувыше, еще раз подчеркнем, что информация является одним из основных ресурсовэкономического роста предприятия, поскольку именно она позволяет:
– определятьстратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;
– осуществлятьконтроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них;
– приниматьобоснованные и своевременные управленческие решения;
– координироватьдеятельность как отдельных сотрудников, так и подразделений, направляя ихусилия на достижение общих поставленных целей.
Поэтому на любомпредприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основныхнаправлениях:
– выявление проблеми определение информационных потребностей;
– отбор источниковинформации;
– сбор информации;
– обработкаинформации и оценка ее полноты и значимости;
– анализ информациии выявление тенденций в избранных сферах;
– разработкапрогнозов и альтернатив поведения предприятия;
– оценкаальтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решенийдля реализации стратегических планов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность отдельныхлюдей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинаетзависеть от их информированности и способности эффективно использоватьимеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимопровести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению ианализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки большихобъемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальныхтехнических средств.
Поэтому все болеезначимым становится информационный рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерныйрынок и рынок информационных сетей, рынок информационно-коммуникативныхтехнологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг вфинансовой сфере, «черный» рынок незаконных информационных услуг).
Информационные ресурсы — непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированнойи творчески активной части населения. Основными поставщиками электроннойинформации на рынке выступают центры-генераторы баз данных,центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.
Развитиесовременных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому,что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачиданных.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного изважнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации,аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многиеэкономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) прианализе информационного производства.
На мировом рынке средств информатизации, как и на любомдругом, сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей,потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительныйобъем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора илисегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложиласьустойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В.Костров«Основы информационного менеджмента» – М., «Финансы истатистика», 2006
2.«Информатика» / Под ред. Макаровой Н.В. – М., «Финансы и статистика», 2005
1. С.И.Майоров«Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг» –М., «Финансы и статистика», 2004
2. В.Н. Костюк«Информация как социальный и экономический ресурс» – М.,«Финансы и статистика», 2006
3. Алешин, зам. Минсвязи, Пленарныйдоклад. Конференция Будущее электронных коммуникаций”, М.: 2003
4. Родионов И.И.Мировой рынокинформационных услуг: электронная деловая коммерческая информация. Серия«Технология электронных коммуникаций», т.13, М.,2005
5. Бусыгин А.Я. Предпринимательство:Учебник. – М.: Высшая школа, 2004