[1]
Д. Степанович-Захариевская, Философский факультет,Институт социологии, Университет г. Ниш, Сербия
ТерриторияБалканского полуострова обладает специфичной особенностью, которую можноназвать «разноцветным лоскутным одеялом». Данное многообразие повлияло насоздание национальных государств и открыло серию новых проблем, в равной мерезатрагивающих как вопросы национального самоопределения и существования, так ивзаимоотношения с различными группами, представляющими национальныеменьшинства. Беспокойство вызывает искусственная «инструментализациянационального вопроса», которая непосредственно влияет как на созданиеправительств, так и на мобилизацию общественного сознания масс. Различные«национальные причины» становятся приоритетными и стимулируют ухудшениемежэтнических отношений, ведут к социальной и этнической дистанции, к различнымвидам этнических чисток и другим видам дискриминации.
ТерриторияБалканского полуострова как зона транзиции между двумя цивилизациями[1]представляет собой эклектическое целое, составленное от множества этнических,религиозных и языковых групп. Следствием социально-экономической и культурнойдеструкции стала невозможность обеспечить необходимую интеграцию.
Предмет, цели и задачи исследования.
Основнойцелью данной работы является возможность высказать ряд положений, касающихсякачества межэтнических и межкультурных отношений части Балканского полуострова(Македония, Болгария), которые основаны на объемном эмпирическом материале,собранном в рамках проекта «Культурные и этнические отношения на Балканах — возможности региональной и европейской интеграции», и дают возможность определитьстепень самосознания народов Балкан, выявить предпосылки формированиясовместного регионального идентитета, а также отношение заинтересованных сторонк сотрудничеству и интеграции Балкан в европейский и мировой процесс.
Ключевымивопросами, вызывающими наш интерес, являются проблемы, касающиеся характераотношений, существующих между национальным большинством и представителямиэтнических групп, составляющих национальные меньшинства. Необходимо определитьтакже степень общественной удаленности соседних народов, национальныхменьшинств и этнических групп, что дает возможность понять, насколькоприсутствует между ними желание развивать отношения различной степени близостив условиях существующих социальных и этнических дистанций, меняющихся, вбольшей или меньшей мере, в зависимости от узнаваемых этнических стереотипов,присущих каждому народу.
Предметомисследования в данной работе являются этнические дистанции и этническиеособенности (стереотипы, предрассудки), которые сопровождают сербов, живущих вМакедонии и Болгарии. Изучение мнения не только представителей национальногобольшинства – македонцев и болгар – но и представителей других народов,которые, как и сербы, составляют национальное меньшинство (в Македонии — албанцев и цыган, а в Болгарии — турок, цыган и влахов) о сербах дает основудля анализа степени общественной удаленности или же близости.
Основнойгипотезой нашего исследования явилось предположение, что уровень этническойудаленности обусловлен оценкой тех особенностей, которые узнаваемы в «других»или которые приписываются «другим». Для проверки данной гипотезы необходимоопределить следующее:
1.Каков уровень готовности у представителей большинства определить отношения ссербами как с национальным меньшинством, живущим на его территории.
2.Как представители этнического большинства (македонцы и болгары) видят сербскийнарод и в какой мере данное представление положительно или отрицательно,насколько адекватны этнические характеристики, приписываемые сербам.
3.Какова связь между приписываемыми характеристиками и существующими отношениямис представителями вышеперечисленных народов, национальных меньшинств иэтнических групп.
Примемза аксиому предположение, что этнические предрассудки усиливаются в периодполитической нестабильности, экономических депрессий, военных столкновений, атакже различных фрустраций и неуверенности. При этом этнические предрассудкиявляются детерминантой общественного поведения особенно тогда, когда существуютпричины, угрожающие традиционному идентитету народа, особо актуализирующиеся впериоды заострения проблем общественного и национального характера.
Наоснове предрассудков пышным цветом расцветают стереотипы как сравнительностабильные установки, сформированные ранее стабильные воззрения об определенномнароде или о группе народов (например, «балканцах»). Именно такое, упрощенное иповерхностное понимание какого-либо народа, может быть препятствием дляинтеграции в европейское содружество.
Врамках реализации исследовательской стратегии трехлетнего проекта летом 2003года было проведено эмпирическое исследование под названием Качествомежэтнических отношений, сознание регионального идентитета и возможностьинтеграции на Балканах, чью координацию осуществляли сотрудники Институтасоциологии Философского факультета Нишского университета. Данное компаративноемультидисциплинарное исследование проведено при помощи анкетирования отельныхгрупп в Сербии, Болгарии и Македонии.
Выборкавключала в себя 1786 анкетируемых и имела следующую национальную структуру:болгары (448 или 25,1%), сербы (387 или 21,7%), македонцы (230 или 12,9%),цыгане (292 или 16,3%), турки (115 или 6,4%) и влахи (46 или 2,6%).
Выборкаподелена на три подвыборки, имеющие идентичное число анкетируемых, и охватывалтерриторию юго-восточной Сербии, северо-западной Македонии и центральной изападной Болгарии. В данном случае речь идет о комбинации случайной,стратифицированной и квотной выборки. Основой стратификации являлись следующиесоциодемографические компоненты: возраст, образование и национальная принадлежность.В каждом из перечисленных регионов выборка была составлена включением в составпредставителей национального большинства и еще трех представителей национальныхменьшинств, а именно: в Сербии — цыган, албанцев и болгар; в Македонии — цыган,албанцев и сербов; в Болгарии — цыган, турок и влахов. Во всех трех выборках впроцентном отношении число мужчин несколько большее, чем женщин (52%: 48% ).
Висследовании использовалась стандартная анкета. Первая группа вопросов касаласьсоциодемографического портрета самого анкетируемого (пол, возраст, семейноеположение, образование, потомство и т.д.), включающего и более индивидуальныеданные (например, время вступления в брак, способ, обеспечивающий проживаниесемьи, оценку материального состояния и т.д.). Вторая группа вопросов касаласьопределения позиции на Балканах и оценки собственного ощущения национальнойпринадлежности. Третья группа вопросов затрагивала отношения, связанные срегионализацией и с исследованием причин, мешающих интенсификации сотрудничествамежду балканскими странами, как и определение отношения к интеграции ивключению в содружество европейских стран. Далее следует попытка определитьпозицию анкетируемых по вопросам приватизации и оценки значимости данногопроцесса для общего развития Балканского региона. Отношение к культурнойполитике и государственным институтам также выявлялось серией вопросов.Определение степени национальной идентичности и отношения к другим нациямсопровождалось рядом вопросов, поделенных на шкалы (серия вопросов, касающаясяконкретизации отношений широкой общности к меньшим этническим группамсопровождалось шкалой, определяющей уровень национальной связи и этническойдистанции).
Исследованиебыло ориентировано на изучение двух областей: исследование социальной (этнической)дистанции; исследование этнических особенностей, которые невозможно выделить измассы этнических предрассудков и стереотипов.
Дляисследования социальной или этнической дистанции использовалась шкалаБогардуса. Богардус под социальной дистанцией подразумевал степень понимания ипсихологической близости (или же удаленности) по отношению к отдельнымличностям или группам. Социальная дистанция, по сути, определяет готовность кформированию отношений различной степени близости. Для данного исследованияиспользовалась модифицированная версия шкалы Богардуса, которая содержит семьвидов социальных отношений, стратифицированных иерархически — от степенинаименьшей удаленности (наибольшая близость) до наибольшей удаленности(наименьшая близость). Отношения сформулированы в виде положений, а отанкетируемых в подобразцах из Македонии и Болгарии требовалось выбрать междуответами «да», «нет» или «нейтрально», показывая тем самым, насколько ониготовы принять или не принять отношения, касающиеся совместной жизни спредставителями сербского национального меньшинства. Предлагаемые отношениявключали в себя следующие варианты: вступил бы в брак; дружил бы; жил бы пососедству; работал бы в одном коллективе; согласился бы иметь начальником; жилбы в том же городе; жил бы в том же государстве.
Второеисследовательское направление рассматривало те особенности, которыеприписываются сербам, живущим на территории Болгарии и Македонии. Сделанапопытка определить, как воспринимает сербов (какие характерные черты приписываетим), живущих рядом с ними, анкетируемая популяция.
Исходяиз того, что приписываемые особенности трудно отделить от предрассудков истереотипов, мы при анализе результатов использовали то определениепредрассудков и стереотипов, которое дал Гордон Аллпорт[1], представляющих ихкак явления, основанные на ошибочных и неэластичных генерализациях, инаправленные на группу или личность, представляющую данную группу. Этническиепредрассудки вызывают антипатию, ненависть, в основе которой лежатбессознательные ментальные операции. Поэтому в этнических предрассудках, нарядус отрицательным мнением о другом народе, существует ярко выраженноеположительное мнение о собственном.
Припомощи шкалы Ликерта исследовалось, какие особенности приписываются сербскомународу. Перечислены следующие особенности: трудолюбивые, храбрые, умные,чувствительные, искрение, честные, культурные, чистоплотные, любезные,гостеприимные, миролюбивые, не эгоисты, цивилизованные, любят другие народы,гордые. Выбором одного из пяти предлагаемых ответов на шкале (полностьюсогласен, согласен, не согласен, вообще не согласен) за каждую из перечисленныхособенностей анкетируемые давали оценку того качества, которое являетсяприоритетным для сербов.
Осербах в Македонии: этнические особенности и этническая дистанция.
Ввыборке на территории Македонии было в общей сложности 593 анкетируемых, чьявозрастная структура находится в границах: с 19-29 лет — 31,2%; с 30-39 лет — 22,3%; с 40-49 лет — 18,5%; с 50-59 лет — 16,5%; старше 60 лет — 11,5% анкетируемых.Что касается структуры образования анкетируемых, то картина следующая: 12,5%анкетируемых — без образования или с неполным начальным образованием; 15,7% — сначальным; 9,4% — с трехлетним специальным, 43% — со средним и 19,4% — сосредним специальным и высшим образованием. Национальная структура этогоподобразца включала в себя 38,6% македонцев, 16,7% цыган, 22,6% албанцев и21,9% сербов.
Социальная (этническая) дистанция по отношению ксербам в Македонии.
Послеобработки данных об этнической дистанции проведен отдельный анализ каждогоуровня этнической близости, которая определена шкалой Богарда. Исследованиеэтнической дистанции по отношению к сербам, живущим в Македонии, показываетследующее:
1.Македонцы высказывают небольшую социально-этническую дистанцию по отношению ксербам (табл. 1), что следует из данных, где 82,1% анкетируемых выразилижелание вступить с ними в брак (вступление в брак подразумевает наибольшуюстепень близости). Более 90% македонцев согласны дружить с сербами, находитьсяв соседских отношениях, работать в одном коллективе, жить в том же городе игосударстве, более 80% – иметь начальника серба.
2.Албанцы, в отличие от македонцев (табл. 2), показывают большую дистанцию поотношению к сербам: 96,7% не вступило бы в брак с сербами, а процент неприятиядругих видов отношений свыше 50% (не дружил бы, не хотел бы жить по соседству,не желал бы работать в одном коллективе, не согласился бы иметь начальником, несогласен жить в одном городе и государстве). Особый интерес вызывает тот факт,что вдвое большее количество албанцев скорее согласятся дружить с сербом(29,5%), нежели подчиняться ему как начальнику (15,6%), что означает, чтоофициальные отношения тяжелее формируются, чем частные; может и потому, чтоотдельная личность не воспринимает себя только как личность, а выступает и какпредставитель целой нации, или же потому, что такие отношения тяжелееформируются, чем частные, которые человек выбирает сам.
3.Цыгане показывают высокую степень благосклонности по отношению к сербам (табл.3), с удовольствием согласны дружить с ними, работать и подчиняться им, а такжежить в одном городе и государстве, лишь при вступлении в брак дистанцияоказывается больше 50% (не вступили бы в брак с сербами 57,1%).
Большойпроцент македонцев и цыган (более 95,0%) жили бы в одном государстве с сербами,в то время как две трети албанцев не желают этого. Таким образом, наибольшуюдистанцию по отношению к сербам высказывают албанцы (табл. 40).
Именноони в процентном отношении имеют большие показатели, ограничивающие вступлениев брак с сербами или нежелание иметь сербов в качестве начальников.
Особенности, приписываемые сербам, живущим в Македонии.
Врамках следующего исследовательского направления мы поставили конкретнуюзадачу, целью которой было составить представление о том, как видит сербов ихокружение, какие особенности им приписывает, насколько данное представлениеположительно или отрицательно и в какой мере им приписываются различныеспецифические характеристики. Анализ показал, что:
1.Македонцы в наибольшем процентном выражении приписывают сербам положительныеособенности (табл. 5), а именно: наибольший процент считает сербов гордыми(91,0%), чистоплотными (89,1%), храбрыми (86,1%) и т.д. Около половиныанкетируемых македонской национальности считает, что сербы миролюбивые и чтолюбят другие народы, а лишь четверть анкетируемых не согласна или затрудниласьс ответом.
2.В ответах албанцев (таблица 6) видна большая этническая дистанция по отношениюк сербам. Албанцы приписывают сербам, как правило, отрицательные особенности,считая, что сербы не любят другие народы (91,8%), неискренни (86,9%), немиролюбивы (86,0%). Лишь 1,6% албанцев считает, что сербы любят другие народы ичто они честны, а всего 3,3% анкетируемых албанской национальности считаетсербов миролюбивыми.
3.Цыгане сербам приписывают положительные особенности. Около 85% считают сербовмиролюбивыми и любящими другие народы.
О сербах в Болгарии: этнические особенности иэтническая дистанция.
ВБолгарии выборка составила 599 человек, чей возраст находится в границах: 19-29лет — 22,0%; 30-39 лет — 21,3%; 40-49 лет — 16,6%; 50-59 лет — 13,9% и 26,2%анкетируемых старше 60 лет. Что касается образования, то 19,4% анкетируемых неимело образования или имело неполное начальное образование; 29,4% — имелоначальное образование, 4,4% — имели трехлетнее специальное, 32% — среднее и14,9% анкетируемых имели среднее специальное и высшее образование. Что касаетсянациональной структуры, то выборка охватила: 53,5% болгар, 20,8% турок, 15,6%цыган и 9,4% влахов.
Соцальная(этничексая) дистанция по отношении к сербам в Болгарии.
Послеобработки данных об этнической дистанции был сделан отдельный анализ каждогоуровня близости, который показывает, что:
1.Болгары в Болгарии по сравнению с другими национальными группами, живущими вБолгарии, показывают наименьшую дистанцию по отношению к сербам, когда речьидет о вступлении в брак. В брак с сербами вступило бы 33,1% болгар,приблизительно столько же ответили «нет» или нет, или «не определились» (табл.8). Все остальные национальности (цыгане, турки, влахи) не согласились бы набрак с сербами 50%: из них — 55,4% цыгане, 64,0% — турки и 55,6% — влахи.
2.Болгары показывают большую степень близости (т.е. маленькую этническуюдистанцию), когда речь идет о других отношениях с сербами, начиная с дружбы икасаясь соседских, коллегиальных отношений, а также всех видов отношений. Водном с сербами государстве жило бы 65,0% болгар.
3.Цыгане нейтральны в более чем 50% случаев, когда речь идет о дружескихотношениях с сербами (53,0%), или тогда, когда речь идет о подчинении сербу какначальнику (47,0%). Более половины анкетируемых цыган не согласились бы навступление в брак с сербом (табл. 9). Когда анализируются следующие отношения,видно, что все показатели превышают 50%. Цыгане согласны жить с сербами в одномгороде (71,1%) и в одной стране (69,9%), жить по соседству (61,4%), работать водном коллективе (60,2%).
4.Турки показывают высокую степень близости с сербами (табл. 10), когда речь идето соседских отношениях и о совместной жизни в одном государстве (77,2%), потомследуют отношения, включающие совместную жизнь в одном городе (76,3%),коллегиальные (73,7%), дружеские (63,2%). Но данные показывают, что две третиопрошенных не согласились бы на брак с сербами.
5.Влахи с сербами согласны вступить в соседские и другие гражданские отношения(66,7%), около двух третей согласны на коллегиальные отношения с сербами (табл.11), и столько же согласны на начальника-серба. Но более 50% не согласны набрак с сербами.
Болгары,цыгане, турки и влахи в более чем 70% случаев согласны жить с сербами в одномгосударстве, треть – не определилась. Дистанция составляет приблизительно 7,0%для болгар, турок и влахов, в то время как для цыган эта дистанция меньше всего(3,6%).
Особенности,которые приписываются сербам в Болгарии.
Вданном случае речь идет о том, как видят сербов в Болгарии, какие характерныечерты им приписываются, насколько эта картина положительна и отрицательна.
Болгарысчитают, что сербы, во-первых, храбрые (60,0%), затем гостеприимные (58,8%),потом гордые (56,5%). Около половины анкетируемых болгарской национальностиприписываются положительные черты. Около половины анкетируемых болгарскойнациональности приписывают положительные черты сербам, воспринимая их как трудолюбивых,умных, эмоциональных, культурных и т.д. (табл. 12). Но необходимо иметь в видуи то, что около одной трети анкетируемых болгар думает, что сербы немиролюбивыйнарод (33,6%), эгоистичны (29,1%) и не любят другие народы (26,4%). Именно поэтим вопросам процент неуверенных сравнительно высокий: миролюбие (38,6%),неэгоистичность (46,9%), любят другие народы (43,2%). И эта неуверенность можетбыть серьезным показателем степени восприятия сербов в болгарской среде состороны болгар.
Представителицыганской национальности в большей мере (более 70%) неуверенны по вопросамоценки отдельных специфических черт сербского характера (табл. 13).Неуверенность особенно присутствует, когда речь идет о миролюбии (81,9%),неэгоистичности (85,5%) и честности (84,3%).
Позициятурок также указывает на высокую степень неопределенности при оценкеособенностей сербов (табл. 14). Более 70% опрошенных высказывается неуверенно,когда речь идет почти о всех перечисленных особенностях. Наибольший процентотрицательной оценки высказан в отношении миролюбия сербов (21,9%) и ихотношения к другим народам (22,8%).
Влахитакже неопределенны более, чем в 70% случаев, когда речь идет об оценкеособенностей, характерных для сербов (табл. 15). Влахи считают, что сербыкультурные и трудолюбивые (28,9%), умные и чувствительные (26,7%). Что сербымиролюбивы и любят другие народы думает 20% анкетируемых представителей данногонационального меньшинства, а что они не миролюбивы и не любят другие народы — 4,4%.
Извышеприведенного анализа следует:
1.Народы, составляющие большинство на территории Болгарии и Македонии, имеютболее ясную и определенную позицию по отношению к сербам, нежели представителидругих народов, которые составляют национальные меньшинства или этническиегруппы, проживающие в упомянутой среде.
Цыгане,турки и влахи в Болгарии в своей оценке сербов большей частью неуверенны. Когдаже речь идет о создании отношений с сербами, то здесь позиция становитсяконкретнее, поскольку более 50,0% опрошенных не согласились бы на брак с сербами,но зато большой процент составляют те, кто согласен жить с ними в одномгосударстве (около 70%). Цыгане в Македонии более определенны, степень близостиотношений с сербами у них высокая. Высокий процент отрицательных ответов набраллишь ответ о желании вступить в брак с сербами (57,1%), но зато 99,0%соглашается жить в одном государстве с сербами. Следовательно, согражданин, ноне супруг.
Болгарыи македонцы, как правило, высоко оценивают положительные качества сербов(македонцы в большей степени, нежели болгары). Больший процент неопределившихсянаходится среди болгар. Около одной трети анкетируемых болгар считают, чтосербы немиролюбивые (33,6%) и что они не любят другие народы (26,4%).Приблизительно то же число считает, что они миролюбивы и любят другие народы,между тем около 40% неуверенны, когда речь идет об этих качествах сербов. Водном государстве с сербами жили бы 65,0% болгар, не согласились бы — 7,1%, а27,9% не определились по данному вопросу. Две трети болгар жили бы в одномгосударстве с сербами, но вдвое меньшее число согласно вступить с ними в брак.
Позициямакедонцев о сербах более определенна, нежели в случае с болгарами. Около третимакедонцев считает, что сербы немиролюбивый народ и что они не любят другиенароды, но около 50% считают иначе: сербы миролюбивы и любят другие народы. Посравнению с болгарами, вдвое меньшее число македонцев высказалось неуверенно — около четверти анкетируемой популяции македонцев не определилось по вопросумиролюбия сербов и их любви по отношению к другим народам. В одном с сербамигосударстве жило бы 95,5% македонцев, отрицательно ответили 3,1% опрошенных, илишь 1,3% не определились. Также около 80,0% македонцев вступило бы в брак ссербами. Следовательно — брак и совместное государство. Если сравнивать мненияболгар и македонцев о сербах, ясно, что вдвое больше болгар не желает жить ссербами в одном государстве, но наибольшая разница появляется тогда, когда речьидет о вопросе вступления в брак с сербами. В данном случае наибольшуюсоциальную близость показывают македонцы.
Вторымважным выводом является то, что перечисленные результаты подтверждаютсуществование прямой связи между приписываемыми особенностями и установленнымиотношениями между представителями других народов, национальных меньшинств и этническихгрупп. Там, где приписываются положительные черты, существует наименьшаястепень социальной дистанции, и обратно. Македонцы, по сравнению с болгарами,почти в два раза чаще приписывают сербам положительные особенности, поэтомупоказатель степени социальной близости — вступление в брак — выбрало 82,1%македонцев. Что касается болгар, то здесь несколько иное процентноесоотношение: лишь 33,1% согласилось бы на брак с сербами.
Общийуровень социально-этнической дистанции по отношению к сербам.
Дляболее детального анализа объединены данные общего уровня дистанции снезависимыми вариантами: полом, возрастом, образованием, местом жительства,профессией. Общая дистанция измерялась через отказ от какого-либо видаотношений. Каждый отказ оценивался в один балл, а общий результат охватывалшкалу от 0 до 7 (было 7 предложенных видов отношений). Все анкетируемыеподелены на 4 группы:
–без дистанции и нейтрально (0 баллов);
–маленькая дистанция (1-2 балла);
–средняя дистанция (3-5 балла);
–большая дистанция (6-7 балла).
Подобразециз Македонии включал македонцев, албанцев и цыган. Одним из результатовисследования является тот, что македонцы весьма расположены, когда речь идет осербах, живущих в Македонии: 84,3% македонцев не имеет дистанции, 9,6%показывает маленькую дистанцию, а 3,5% — умеренную.
Наибольшуюблизость по отношению к сербам в Македонии показывают сами македонцы.Наибольшую же дистанцию по отношению к сербам в Македонии показывают албанцы(почти половина анкетируемых, вне зависимости от половых различий, табл. 16).Македонцы, независимо от пола и возраста, выбирают ответы, указывающие на то,что социально-этнической дистанции по отношению к сербам не существует. Средиалбанцев нет дистанции всего у 11,5%, причем это люди в возрасте от 30 до 49 лет.Большой процент албанцев показывают очень большую дистанцию. Беспокойствовызывают данные, говорящие о том, что большой процент молодых албанцеввоспитаны на нетерпимости по отношению к сербам. Что касается цыган, то можнозаметить, что с увеличением возраста дистанция растет, а с уменьшением — падает.
Македонцывоспринимают сербов (уровень образования не имеет значения) в основном бездистанции. В случае с албанцами это не так: здесь дистанция увеличиваетсяпропорционально росту образованности. Образованным албанцам больше мешаютсербы. Причины необходимо искать в экономических реалиях. Сербы для нихпредставляют серьезную конкуренцию, когда речь идет о рабочих местах, занятииопределенного положения в обществе и т.д. Две трети цыган, не взирая на уровеньих образования, также дистанцированы в отношении к сербам.
Приведенныеданные подтверждаются и анализом связи между профессиональной принадлежностью иобщей социально-этнической дистанции. Македонцы, не взирая на профессию, бездистанции относятся к сербам. Около 50% албанцев разной профессиональнойориентации показывают большую дистанцию по отношению к сербам, наибольшее числосреди них – специалисты и спортсмены. Более 50% цыган различнойпрофессиональной ориентации показывают маленькую дистанцию, а их максимальноеколичество – ученики и студенты.
Македонцыв селах и городах без дистанции относятся к сербам. Когда речь идет обалбанцах, то ясно видно, что дистанция растет с ростом урбанизации (табл. 18).Две трети албанцев показывают большую дистанцию по отношению к сербам. Чтокасается цыган, то место жительства, в данном случае, не имеет значения.
Изэтого следует вывод, что хотя и существуют определенные различия, касающиесяиндивидуальных характеристик и этнической дистанции, все же решающую роль в социально-этническомдистанцировании играет национальная принадлежность. Албанцы более всегодистанцированы от сербов, живущих в Македонии, они показывают наибольшуюнетерпимость по отношению к сербам.
ВыборкуБолгарии составляли болгары, турки, цыгане и влахи. Когда речь идет об общейдистанции у анкетируемых болгарской национальности по отношению к сербам вБолгарии, то получаем следующую картинку: без дистанции и нейтральны – 61, 5%анкетируемых, с маленькой дистанцией – 28,0%, со средней дистанцией 7,9% и сбольшой дистанцией – всего 2,0% анкетируемых. Большинство болгар показываетотсутствие большой дистанции по отношению к сербам, что означает социальную иэтническую близость; лишь 2,0% анкетируемых болгарской национальности выражаютбольшую дистанцию по отношению к сербам. Большой процент болгар (мужского иженского пола) без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам(табл. 19). Турки и цыгане в Болгарии без дистанции или с небольшой дистанцией(там, где число женщин выше) воспринимают сербов. Среди турков и влаховсуществуют и те, кто к сербам относится с большой и средней дистанцией.Интересно и то, что большую степень дистанции выражают анкетируемые женскогопола (13%).
Анализсвязи дистанции с возрастом показывает, что болгары, независимо от возраста, восновном воспринимают сербов без дистанции или с маленькой дистанцией (табл.20). Наиболее дистанцированными являются анкетируемые в возрасте 40-49 лет, вто время как те, кто имеют маленькую дистанцию по отношению к сербам (35,6%), несколькомоложе (30-39 года). Турки во всех возрастных категориях демонстрируютмаленькую дистанцию, а у цыган данная тенденция выражена еще яснее. Особобольшое число цыган с маленькой дистанцией находятся в возрасте между 19 и 29годами (87,5%). Влахи, как правило, без дистанции или с маленькой дистанциейотносятся к сербам, однако в определенных возрастных границах они показываютбольшую дистанцию — 33,3% влахов между 30 и 39 годами, или 11,1% между 40 и 49годами, что должно быть принято во внимание, поскольку представляет собой силу,которая может повлиять на межнациональные отношения и создать климат расовойнетерпимости.
Чтоже касается образования (табл. 21), то болгары, несмотря на уровеньобразования, воспринимают сербов без дистанции или с минимальной дистанцией.Все же небольшой рост дистанцирования наблюдается у лиц с более высоким уровнемобразования: болгары со средней школой (3,5%) и с высшим образованием (2,6%)даже выражают высокую дистанцию по отношению к сербам. Что касаетсяанкетируемых турецкой национальности, то наиболее часто они выражают маленькуюдистанцию, которая с ростом образования меняется, причем большая дистанцияприсуща как для анкетируемых с неоконченным начальным образованием (7,7%), таки для тех, кто имеет высшее образование (8,3%).
Цыганебез дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам, при том, чтополная близость (100,0%) существует у тех анкетируемых, кто имеет среднееспециальное образование. Большая же дистанция существует у тех цыган, ктоокончил среднюю школу (7,7%). Анкетируемые влахи, несмотря на уровеньобразования, полностью или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, хотянеобходимо отметить, что нетерпимость выражают 11,1% влахов без начальногообразования и 12,5% с начальным образованием.
Болгары,в основном, несмотря на профессию, без дистанции относятся к сербам (табл. 22),но интересно и то, что 5,0% частных предпринимателей болгарского происхожденияимеют большую дистанцию по отношению к сербам. Опять же проявляетсяэкономическая причина для нетерпимости. Также у анкетируемых турецкойнациональности почти во всех профессиях видна маленькая дистанция по отношениюк сербам, при том, что как и у болгар, высокую дистанцию выражали частники(16,7%).
Цыгане,несмотря на профессиональную ориентацию, без социальной дистанции или смаленькой дистанцией относятся к сербам. Влахи, как правило, относятся бездистанции, но нельзя упускать из виду, что определенный процент безработных(17,6%) имеет большую социально-этническую дистанцию по отношению к сербам.
Болгарыв основном высказывают приязнь по отношению к сербам, хотя у тех, кто живет впоселках городского типа, наблюдается средняя дистанция (18,2%, табл. 23).Турки без дистанции или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, невзирая наместо жительство. Все-таки определенная нетерпимость присуща туркам, живущим вгороде (6,3%). В среде цыган не наблюдается особая дистанция, а у влаховсредняя дистанция появляется среди живущих в городе (20,0%).
Анализируяобщую социально-этническую дистанцию, которая выражается в большей или меньшейстепени по отношению к сербам, живущим в Македонии и Болгарии, ясно видно, что:македонцы, в основном (84,3%), воспринимают сербов без дистанции. Болгарынесколько сдержаннее, поскольку 61,5% воспринимает сербов без дистанции, аоколо трети — с маленькой дистанцией, 7,9% — со средней и 2,0% — с большойдистанцией. Когда речь идет о македонцах, то здесь не наблюдается ни одногослучая с большой дистанцией. Индикативным и потенциально опасным длямеждународного сообщества и процессов интеграции является тот факт, что вМакедонии албанцы выражают очевидную нетерпимость по отношению к сербам (около50,0% – большая социальная дистанция, а около 20,0% — средняя и маленькая).Здесь необходимо подчеркнуть, что по результатам исследования, котороепроведено в 15 городах на территории Сербии, социальная дистанция по отношениюк албанцам наиболее выражена. Сербы не желают иметь албанцев в своем окружении.Следовательно, речь идет о взаимной нетерпимости[3]. Нетерпимость между сербамии албанцами существует и внутри самого государства Сербии и Черногории(особенно в Косово), что представляет политическую проблему.
Цыганес маленькой дистанцией или без дистанции высказываются по отношению к сербам вБолгарии и Македонии, притом, что большая близость наблюдается в Македонии.Похожая ситуация и с соотношением общей дистанции между сербами, живущими вБолгарии, с одной стороны, и влахами и турками — с другой. Число влахов,воспринимающих сербов с маленькой дистанцией или без дистанции, одинаково.Турки в двое чаще, нежели влахи, высказывают маленькую социальную дистанцию поотношению к сербам, живущим в Болгарии.
Вывод
Даннаяработа представляет собой попытку рассмотреть возможность и готовностьпредставителей различных этнических групп к формированию отношений социальной близостив направлениях, основанных на существующих социальных и этнических дистанциях.Сербы в Болгарии и Македонии показаны через этническую призму «других» с цельюопределить степень развитости сознания о возможностях совместной жизни,региональном идентитете, возможности сотрудничества, добрососедских отношений иинтеграции в европейское и мировое содружество.
Основноепредположение, которое было выдвинуто: этническая дистанция обусловлена оценкойтех особенностей, которые приписываются «другим», или, иначе говоря, готовностьк определенным отношениям с сербами во многом зависит от положительных илиотрицательных предположений и оценок, которые приписывают им «другие».
Основнойвывод данного исследования заключается в том, что этническая дистанция ивзаимная общественная дистанции связаны с отрицательными негативнымиэтническими стереотипами. Степень предрассудков по отношению к сербамопределяет степень социальной дистанции между сербами и «другими». Те народы,которые акцентировано негативно высказываются и склонны к отрицательнымстереотипам о сербах, по отношению к ним выражают наибольшуюсоциально-этническую дистанцию. Следовательно, в Македонии взаимнаяобщественная дистанция самая большая между сербами и албанцами, посколькуалбанцы приписывают сербам отрицательные особенности. Напротив, взаимнаяобщественная близость существует между македонцами и сербами, посколькумакедонцы воспринимают сербов, как правило, положительно.
ВБолгарии мнение болгар о специфичных особенностях сербов не определенно либоположительно. Неопределенность, в данном случае, даже ярче выражена, нежелиположительное мнение. То, что вызывает беспокойство — это довольно большойпроцент неопределенных и сдержанных ответов в подобразце из Болгарии, которыепринадлежат цыганам, туркам и влахам. Такое положение может быть результатомнезаинтересованного отношения к формированию некоторых качественныхобщественных конгломератов.
«Вечнаянеприязнь» между албанцами и сербами не уменьшается, что не дает возможности наданной основе формировать отношения европейского образца и возродитьдемократический дух. Тенденцию к сепарации земли и к переделу границсопровождает националистическая идеология, основанная на исключительности инетерпимости, что также не отвечает духу европейских процессов интеграции.Межэтнические столкновения и конфликты довольно часто провоцируются политикаминационалистического толка. Этническая дистанция превращается в показательэтнонациональной политики и делает из нее самостоятельный фактор генерированияэтнических столкновений. Серьезные общественные противоречия, выражаемые в виденациональной нетерпимости, всегда обусловлены синтезом многочисленных факторов,среди которых экономический играет не последнюю роль.
Одновременнос нетерпимостью развиваются тенденции к сепаратизму и национализму. Этническуюнетерпимость и социальное дистанцирование, которое выражается в негативнойквалификации «других», подогревает сознание о «балканцах» и их «примитивности».Территория Балканского полуострова, являющаяся клином между Востоком и Западом,стоит перед выбором: погибнуть в мелких и крупных «измах» или пойти по путиразвития цивилизованного общества, который включает в себя различные видырегиональной интеграции и изменение разнообразных национальных стереотипов.Развитие и интеграция требуют утверждения принципа одинаковых возможностей,который подразумевает создание общественных, политических и юридическихситуаций для различных общественных групп, в которых они имеют одинаковыйполитический и правовой статус. Традиционализм, предрассудки, стереотипы,этническая исключительность и нетерпимость должны уступить место этническойтолерантности, без которой невозможно включиться в процесс интеграции иприсоединиться к европейскому и мировому сообществу.
Таблица1
Отношениемакедонцев к сербамОтношение македонцев к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 82,1% 8,1% 15,6% Дружил бы 95,5% 1,3% 3,1% Жил бы по соседству 96,0% 1,8% 2,2% Работал бы в одном коллективе 96,4% 1,8% 1,8% Согласился бы иметь начальником 86,1% 7,6% 6,3% Жил бы в одном городе 94,2% 2,7% 3,1% Жил бы в одном государстве 95,5% 3,1% 1,3%
Таблица2
Отношениеалбанцев к сербамОтношение албанцев к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 0,8% 96,7% 2,4% Дружил бы 29,5% 63,1% 7,4% Жил бы по соседству 23,6% 69,9% 6,5% Работал бы в одном коллективе 37,4% 57,7% 4,9% Согласился бы иметь начальником 15,6% 71,3% 13,1% Жил бы в одном городе 28,5% 61,0% 10,6% Жил бы в одном государстве 35,8% 60,2% 4,1%
Таблица3
Отношениецыган к сербамОтношение цыган к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 41,8% 57,1% 1,0% Дружил бы 95,6% 2,0% 2,0% Жил бы по соседству 94,9% 2,0% 3,1% Работал бы в одном коллективе 98,0% – 2,0% Согласился бы иметь начальником 91,8% 5,1% 3,1% Жил бы в одном городе 99,0% – 1,0% Жил бы в одном государстве 99,0% – 1,0%
Таблица4
Отношениеалбанцев к сербамОтношение албанцев к сербам Нет Вступил бы в брак 96,7% Согласился бы иметь начальником 71,3% Жил бы по соседству 69,9% Дружил бы 63,1% Жил бы в одном городе 61,0% Жил бы в одном государстве 60,2% Работал бы в одном коллективе 57,7%
Таблица5
Особенностисербов по оценке македонцевОсобенности сербов Позиция македонцев не согласен не знаю согласен Трудолюбивые 10,4% 19,8% 77,2% Храбрые 2,0% 11,9% 86,1% Умные 10,4% 19,8% 69,3% Чувствительные 10,4% 21,8% 67,9% Искрение 13,0% 26,5% 60,5% Честные 15,0% 27,5% 57,5% Культурные 6,0% 16,3% 77,7% Чистоплотные 1,0% 9,9% 89,1% Любезные 0,5% 13,5% 83,0% Гостеприимные 3,5% 10,9% 85,7% Миролюбивые 26,0% 23,4% 49,3% Не эгоисты 14,4% 24,3% 61,4% Цивилизованные 5,5% 20,9% 73,6% Любят другие народы 27,2% 25,7% 47,0% Гордые 2,5% 6,5% 91,0%
Таблица6
Особенностисербов по оценке албанцевОсобенности сербов Позиция албанцев не согласен не знаю согласен Трудолюбивые 47,2% 9,8% 43,1% Храбрые 57,7% 6,5% 35,8% Умные 43,1% 22,0% 35,0% Чувствительные 71,5% 10,6% 17,8% Искрение 86,9% 6,6% 6,6% Честные 85,2% 13,1% 1,6% Культурные 45,9% 18,0% 36,1% Чистоплотные 54,9% 18,0% 27,0% Любезные 54,7% 18,9% 25,5% Гостеприимные 72,9% 12,3% 14,8% Миролюбивые 86,0% 10,7% 3,3% Не эгоисты 65,3% 13,2% 21,5% Цивилизованные 49,2% 17,2% 33,6% Любят другие народы 91,8% 6,6% 1,6% Гордые 57,4% 17,2% 25,4%
Таблица7
Особенностисербов по оценке цыганОсобенности сербов Позиция цыган не согласен не знаю согласен Трудолюбивые 2,0% 4,1% 93,8% Храбрые 3,0% 4,1% 92,9% Умные 3,1% 11,2% 85,7% Чувствительные 4,1% 8,2% 87,7% Искренние 3,1% 10,3% 86,6% Честные 4,1% 12,2% 83,7% Культурные – 8,2% 91,9% Чистоплотные 1,0% 10,2% 88,8% Любезные 2,0% 5,1% 92,8% Гостеприимные – 17,3% 82,6% Миролюбивые 3,1% 10,3% 86,6% Не эгоисты 1,0% 5,1% 93,9% Цивилизованные – 4,1% 95,9% Любят другие народы 4,0% 11,2% 84,7% Гордые 5,1% 11,2% 83,7%
Таблица8
Отношениеболгар к сербамОтношение болгар к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 33,1 % 32,0% 34,9 % Дружил бы 74,9 % 6,8 % 18,2 % Жил бы по соседству 76,4 % 4,8% 18,8 % Работал бы в одном коллективе 77,5 % 5,7 % 16,8 % Согласился бы иметь начальником 54,7 % 16,2 % 29,1 % Жил бы в одном городе 73,2 % 4,0% 22,8 % Жил бы в одном государстве 65,0 % 7,1 % 27,9 %
Таблица9
Отношениецыган к сербамОтношение цыган к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 21,7 % 55,4 % 22,9 % Дружил бы 39,8 % 7,2 % 53,0 % Жил бы по соседству 61,4 % 2,4% 36,1 % Работал бы в одном коллективе 60,2% 3,6 % 36,1 % Согласился бы иметь начальником 41,0 % 12,0 % 47,0 % Жил бы в одном городе 71,1 % 2,4% 26,5 % Жил бы в одном государстве 69,9% 3,6 % 26,5 %
Таблица10
Отношениетурок к сербамОтношение турок к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 21,1 % 64,0 % 14,9 % Дружил бы 63,2 % 18,4% 18,4% Жил бы по соседству 77,2 % 6,1 % 16,7 % Работал бы в одном коллективе 73,7 % 5,3 % 21,1 % Согласился бы иметь начальником 64,0 % 8,8 % 27,2 % Жил бы в одном городе 76,3 % 6,1 % 17,5 % Жил бы в одном государстве 77,2 % 7,9 % 14,9 %
Таблица11
Отношениевлахов к сербамОтношение влахов к сербам Да Нет Нейтрально Вступил бы в брак 28,9 % 55,6 % 15,6% Дружил бы 40,0 % 35,6 % 24,4 % Жил бы по соседству 66,7 % 11,1% 22,2 % Работал бы в одном коллективе 64,4 % 6,7 % 28,9 % Согласился бы иметь начальником 62,2 % 6,7 % 31,1% Жил бы в одном городе 66,7 % 8,9 % 24,4% Жил бы в одном государстве 66,7 % 6,7 % 26,7%
Таблица12
Особенностисербов по оценке болгарОсобенности сербов Позиция болгар не согласен не уверен согласен Трудолюбивые 16,2 % 34,4 % 49,4 % Храбрые 8,3% 31,7 % 60,0 % Умные 13,8 % 39,5 % 46,7 % Чувствительные 7,7 % 38,9 % 53,4 % Искрение 15,4% 42,9 % 41,8% Честные 17,3 % 45,2 % 37,6 % Культурные 12,3 % 42,6 % 45,1 % Чистоплотные 11,1% 42,6 % 46,3 % Любезные 16,8 % 42,9 % 40,3 % Гостеприимные 12,2 % 29,0 % 58,8 % Миролюбивые 33,6 % 38,6 % 27,9 % Не эгоисты 29,1 % 46,9 % 24,0% Цивилизованные 18,2% 37,5 % 44,4 % Любят другие народы 26,4 % 43,2 % 30,4 % Гордые 9,6 % 33,8 % 56,5 %
Таблица13
Особенностисербов по оценке цыганОсобенности сербов Позиция цыган не согласен не уверен согласен Трудолюбивые 3,6 % 71,1 % 25,3 % Храбрые 1,2% 77,1 % 21,7 % Умные 2,4 % 75,9 % 21,7% Чувствительные 4,8 % 78,3 % 16,8 % Искрение 3,6 % 79,5 % 16,8% Честные 2,4 % 84,3 % 13,2 % Культурные 2,4% 75,9 % 21,7% Чистоплотные 4,8 % 77,1 % 18,0% Любезные 2,4 % 79,5 % 18,1 % Гостеприимные 2,4% 73,5 % 24,1 % Миролюбивые 7,2 % 81,9 % 10,8 % Не эгоисты 6,0% 85,5 % 8,4% Цивилизованные 3,6% 77,1 % 19,3 % Любят другие народы 8,4 % 73,5 % 18,0% Гордые 3,6 % 75,9% 20,4%
Таблица14
Особенностисербов по оценке турокОсобенности сербов Позиция турок не согласен не уверен согласен Трудолюбивые 7,0 % 75,4 % 17,5 % Храбрые 6,2 % 69,3 % 24,6 % Умные 7,0 % 76,3 % 16/7 % Чувствительные 10,5 % 73,7 % 15,8 % Искрение 15,8% 71,7 % 13,1 % Честные 15,8 % 76,3 % 7,9 % Культурные 8,8 % 76,3 % 14,9 % Чистоплотные 7,0% 76,3 % 16,7 % Любезные 10,5 % 73,7% 15,8 % Гостеприимные 7,0% 77,2 % 15,8 % Миролюбивые 21,9 % 64,9% 13,2 % Не эгоисты 14,1 % 79,8 % 6,2 % Цивилизованные 9,7 % 75,4 % 15,0% Любят другие народы 22,8 % 68,4% 8,8 % Гордые 10,5 % 70,2 % 19,3 %
Таблица15
Особенностисербов по оценке влаховОсобенности сербов Позиция влахов не согласен не уверен согласен Трудолюбивые – 71,7% 28,9 % Храбрые – 73,3 % 26,7 % Умные – 73,3% 26,7 % Чувствительные – 73,3 % 26,7 % Искрение – 75,6 % 24,4 % Честные 2,2 % 73,3 % 24,5 % Культурные – 71,1 % 28,9 % Чистоплотные – 73,3 % 26,7 % Любезные 2,2 % 71,1 % 26,6 % Гостеприимные 2,2 % 71,1 % 26,6 % Миролюбивые 4,4 % 75,6 % 20,0 % Не эгоисты – 82,2 % 17,8 % Цивилизованные – 75,6 % 24,4 % Любят другие народы 4,4 % 75,6 % 20,0 % Гордые – 73,3 % 26,7 %
Таблица16
Поли общая дистанция Пол
Без
дистанции
и нейтрально
Маленькая
дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция
Общее число
анкетируемых Македонцы Мужской 88,4% 9,8% 1,8% – 112 Женский 84,5% 10,0% 5,5% – 110 Албанцы Мужской 3,9% 21,1% 25,0% 50,0% 76 Женский – 31,8% 20,5% 47,7% 44 Цыгане Мужской 55,9% 44Д% – – 59 Женский 21,1% 78,9% – – 38
Таблица17
Профессияи общая дистанция Профессия Без дистанции и нейтрально
Маленькая
дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция Общее число анкетируемых Македонец С/х рабочий 75,0% – 25,0% – 4 Рабочий 86,8% 11,3% 1,9% – 53 Чиновник 88,9% 5,6% 5,6% – 36 Специалист 83,3% 16,7% – – 24 Частник 86,7% 6,7% 6,7% – 15 Безработный 88,9% 11,1% 11,1% – 27 Ученик /студент 83,3% 16,7% 16,7% – 24 Домашняя хозяйка 81,8% – – – 11 Пенсионер 89,3% 7,1% 7,1% – 28 Албанец С/х рабочий – – 50,0% 50,0% 6 Рабочий 3,7% 37,0% 11,1% 48,1% 27 Чиновник – 60,0% 20,0% 20,0% 5 Специалист 12,5% 12,5% 12,5% 62,5% 8 Частник – 20,0% 33,3% 46,7% 15 Безработный 8,3% 16,7% 25,0% 50,0% 12 Ученик /студент – 40,0% 15,0% 52,9% 17 Домашняя хозяйка – 11,8% 35,3% 52,9% 17 Пенсионер – 14,3% 42,9% 42,9% 7 Спортсмен – – – 100,0% 4 Цыган С/х рабочий 100,0% – – – 1 Рабочий 42,9% 57,1% – – 14 Чиновник 100,0% – – – 1 Специалист 50,0% 50,0% – – 2 Частник 100,0% – – – 2 Безработный 51,4% 48,6% – – 35 Ученик /студент – 100,0% – – 17 Домашняя хозяйка 23,5% 76,5% – – 14 Пенсионер 28,6% 71,4% – – 14 Спортсмен 40,0% 60,0% – – 5
Таблица18
Местожительства и общая дистанция Место жительства Без дистанции и нейтрально Маленькая дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция Общее число анкетируемых Македонец Село 81,8% 15,2% 3,0% – 33 Поселок городского типа 94,4% 5,6% – 18 Город 86,5% 9,4% 4,1% – 171 Албанец Село – 27,3% 42,4% 30,3% 33 Поселок городского типа – 38,5% 23,1% 38,5% 13 Город 3,9% 20,8% 14,3% 61,0% 77 Цыган Село 37,2% 62,8% – – 78 Поселок городского типа 63,2% 36,8% – – 19 Город 42,3% 57,7% – – 97
Таблица19
Поли общая дистанция Пол
Без
дистанции и нейтрально
Маленькая
дистанция Средняя дистанция
Большая
дистанция
Общее число
анкетируемых Болгары Мужской 60,0% 29,7% 7,9% 2,4% 165 Женский 63,2% 26,9% 8,2% 1,6% 182 Турки Мужской 39,7% 55,2% – 5,2% 58 Женский 30,4% 58,9% 5,4% 5,4% 56 Цыгане Мужской 40,5% 57,1% – 2,4% 42 Женский 31,7% 68,3% – – 41 Влахи Мужской 42,3% 53,8% 3,8% – 26 Женский 47,8% 34,8% 4,3% 13,0% 23
Таблица20
Возрасти общая дистанция Возраст
Без
дистанции и нейтрально
Маленькая
дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция Общее число анкетируемых Болгары 19-29 65,8% 26,0% 6,8% 1,4% 73 30-39 59,3% 35,6% 3,4% 1,7% 59 40-49 71,7% 16,7% 8,3% 3,3% 60 50-59 61,0% 28,8% 8,5% 1,7% 59 Старше 60 лет 54,5% 32,3% 11,1% 2,0% 99 Турки 19-29 36,0% 48,0% 8,0% 8,0% 25 30-39 35,7% 57,1% 3,6% 3,6% 28 40-49 26,3% 63,2% – 10,5% 19 50-59 38,5% 61,5% – – 13 Старше 60 лет 37,9% 58,6% – 3,4% 29 Цыгане 19-29 12,5% 87,5% – – 16 30-39 43,3% 53,3% – 3,3% 30 40-49 50,0% 50,0% – – 14 50-59 25,0% 75,0% – – 8 Старше 60 лет 42,9% 57,1% – – 14 Влахи 19-29 38,5% 53,8% 7,7% – 13 30-39 50,0% 16,7% – 33,3% 6 40-49 77,8% 11,1% – 11,1% 9 50-59 42,9% 57,1% – – 7 Старше 60 лет 28,6% 64,3% 64,3% –– 14
Таблица21
Уровеньобразования и общая дистанция Уровень образования
Без дистанции и
нейтрально
Маленькая
дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция
Общее число
анкетируемых Болгары Без образования 75,0% 25,0% – – 4
Неоконченная
начальная школа 82,6% 13,0% 4,3% – 23 Начальная школа 67,8% 20,7% 11,5% – 87
Трехлетняя
специальная школа 52,9% 47,1% – – 17 Средняя школа 61,7% 27,7% 7,1% 3,5% 141
Техникум, институт
(университет) или
академия 51,3% 37,2% 9,0% 2,6% 78 Турки Без образования – 100,0% – – 2
Неоконченная
начальная школа 38,5% 53,8% – 7,7% 13 Начальная школа 37,2% 62,8% – – 43
Трехлетняя
специальная школа – 83,3% – 16,7% 6 Средняя школа 31,6% 52,6% 7,9% 7,9% 38
Техникум, институт
(университет) или
академия 58,3% 33,3% 2,6% 8,3% 12 Цыгане Без образования 66,7% 33,3% – – 9
Неоконченная
начальная школа 28,1% 71,9% – – 32 Начальная школа 35,7% 64,3% – – 28
Трехлетняя
специальная школа 100,0% – – – 1 Средняя школа 30,8% 61,5% – 7,7% 13
Техникум, институт
(университет) или
академия – – – – – Влахи Без образования 55,6% 33,3% – 11,1% 9
Неоконченная
начальная школа 31,3% 62,5% 6,3% – 16 Начальная школа 43,8% 43,8% – 12,5% 16
Трехлетняя
специальная школа – – 100,0% – 1 Средняя школа 60,0% 40,0% – – 5
Техникум, институт
(университет) или
академия 100,0% – – – 1
Таблица22
Профессияи общая дистанция Профессия Без дистанции и нейтрально
Маленькая
дистанция Средняя дистанция
Большая
дистанция
Общее число
анкетируемых Болгары С/х рабочий 73,7% 21,1% 5,3% – 19 Рабочий 61,1% 29,6% 5,6% 3,7% 54 Чиновник 59,1% 31,8% 6,8% 2,3% 44 Специалист 68,8% 31,3% – – 16 Частник 60,0% 35,0% – 5,0% 20 Безработный 69,2% 21,2% 7,7% 1,9% 52 Ученик /студент 65,4% 23,1% 11,5% – 26 Домашняя хозяйка 55,6% 22,2% 11,1% 11,1% 9 Пенсионер 61,7% 28,3% 8,0% 0,9% 106 Турки С/х рабочий 50,0% 50,0% – – 4 Рабочий 31,0% 69,0% – – 29 Чиновник 28,6% 57,1% – 14,3% 7 Специалист – 100,0% – – 1 Частник 50,0% 33,3% – 16,7% 6 Безработный 36,4% 54,5% – 9,1% 22 Ученик /студент 44,4% 22,2% 22,2% 11,1% 9 Домашняя хозяйка – – 100,0% – 1 Пенсионер 37,5% 57,0% 2,6% 3,1% 32 Цыгане С/х рабочий 33,3% 66,7% – – 3 Рабочий 26,3% 68,4% – 5,3% 19 Специалист – 100,0% – – 1 Наемный рабочий 25,0% 75,0% – – 8 Безработный 41,2% 58,8% – – 34 Домашняя хозяйка 100,0% – – – 1 Пенсионер 37,5% 62,5% – – 16 Влахи С/х рабочий 100,0% – – – 1 Рабочий – 100,0% – – 4 Чиновник 100,0% – – – 1 Частник 100,0% –– – – 1 Наемный рабочий 100,0% – – – 1 Безработный 47,1% 35,3% – 17,6% 17 Домашняя хозяйка 50,0% – 50,6% – 2 Пенсионер 35,3% 58,8% 5,9% – 17
Таблица23
Местожительства и общая дистанция
Место
жительства Без дистанции и нейтрально
Маленькая
дистанция
Средняя
дистанция
Большая
дистанция
Общее число
анкетируемых Болгары Село 74,0% 23,3% 2,7% – 73
Поселок
городского типа 72,7% 9,1% 18,2% – 11 Город 57,7% 30,6% 9,1% 2,6% 265 Турки Село 37,1% 60,0% – 2,9% 35 Город 34,2% 55,7% 3,8% 6,3% 79 Цыгане Село 41,2% 58,8% – – 17
Поселок
городского типа 50,0% 50,0% – – 4 Город 33,9% 64,4% – 1,7% 59 Влахи Село 44,2% 46,5% 2,3% 7,0% 43
Поселок
городского типа – 100,0% – – 1 Город 60,0% 20,0% 20,0% – 5
Список литературы
Allport G. The Nature of Prejudice, Doubleday. – New York. –1985.
Noris, Dejvid Balkanski mil. – Beograd: Geopoetika, 2002.
OSCE Jednake mogucnosti. – Beograd: Organizacija za evropskubezbednost i saradnju, 2003.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru