–PAGE_BREAK–Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:
· Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
· За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).
· Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
· Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.
Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл – марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык – в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять в официальной деятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республиках проживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими ее субъектами[8].
· Различие и в наличии республиканского гражданства;
· Каждая республика имеет право на государственную символику.
Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.
Здесь следует отметить, что важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию.
В настоящее же время идет усиленный процесс подрыва суверенных прав Российской Федерации путем одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредством закрепления права объявления военного положения (Республика Тыва), принятия республиканских законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва), решения вопросов обороны, безопасности и судоустройства (Адыгея), отнесения к компетенции президента республики установления порядка образования территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)), отнесения всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта, к его исключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др. Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркивают национальный характер своей государственности. Закрепляется главенствующая роль титульной нации в политике государства, ей же отдается предпочтение в процессах принятия решений по общереспубликанским вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия, Башкортостан).
Поскольку в Российской Федерации нет многонациональных территориальных образований, указанный подход не учитывает фактического многонационального состава любой республики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающую принцип равноправия и самоопределения народов.
2.3. Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации[9].
Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8
Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.
2.4. Единство системы государственной власти
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти[10].
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.
Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,– утверждает Барциц И. Н.[11].
Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается:
· правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
· правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
· правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
· правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается:
· подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
· подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации[12].
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».
Характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
«В большинстве стран, – отмечает Козак Д. Н., – разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется федеральной конституцией»[13]. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Так, Основной Закон ФРГ (ст. 71) предусматривает возможность «перераспределения предметов ведения, принадлежащих исключительно федерации, путем издания обычного федерального закона». Конституция США (разд. 8 ст. 1), наоборот, создает юридическую возможность путем издания обычного закона Конгрессом США расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации.
Конституция Российской Федерации указывает на три способаразграничения предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
продолжение
–PAGE_BREAK–