–PAGE_BREAK– Государственное предпринимательство организует разработку проектов законов и нормативных актов, призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении поправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета и Кабинета Министров России готовит проекты и реализует программы поддержки производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и развития конкуренции; фондом госимущества России; министерствами и ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку, регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.
Существует союз малых предприятий России. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно – информационный банк данных о малых предприятиях РОссии; занимается редакционно – издательской деятельностью; содействует развитию внешнеэкономических связей предпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малых предприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации малых и средних предприятий, в структуре которой создан информационно – обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктуры коллективного пользования.
Вместе с тем сегодня в России отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством, заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом синхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединению усилий в сфере государственно – финансовой деятельности.
1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фондов поддержки малого предпринимательства являются:
— содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
– участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
— участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
— поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
— содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
На сегодняшний день за фондами поддержки малого бизнеса законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через банки- партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл. В 1999г. – примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В 2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в рамках ФПМП с учетом общего числа, трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.
Но абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малых фирм, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеют средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.
1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2—2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.
Почему же именно теперь все эти свойства малого бизнеса оказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус малого предприятия, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировой энергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущих промышленных стран на новую технологическую базу.
С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для крупных предприятий становится более выгодным передавать малым часть заказов на мелкосерийную продукцию, специальные модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производственным ресурсам крупного предприятия. Будучи заинтересованными в «привязке» зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конструируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т. п.
Перестраиваться стали и сами крупные предприятия. Мотив «экономии на масштабах», т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект — усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издержек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупное производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации — выделения специализированных звеньев и участков в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головным предприятием.
Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология производства еще не отработана, что создает для МП многочисленные рыночные «ниши».
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.
Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.
1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства
Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с крупным предприятием. Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями — венчурными малыми предприятиями, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.
Кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным предприятиям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10—15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя — вдвое ниже. Поэтому венчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн «Дженерал электрикс», например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3—4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.
Однако определенная часть малых фирм пытается вести самостоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора малых предприятий как такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных малых предприятий с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых предприятий осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является «выращивание» технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для малых фирм нехватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
1.4.3. Особенности целеполагания
В рыночных условиях различия между крупными и малыми предприятиями в вопросах целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стратегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтому даже важнейшие решения зачастую принимаются ситуативно.
Неразвитость стратегического мышления наиболее болезненно сказывается в первые годы существования малого предприятия, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если малое предприятие нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режим функционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность в стратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог, отделяющий его от среднего.
Ограниченный временной горизонт управленческих решений малого предприятия в ситуации неустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующим воздействием государства (или отсутствием такового воздействия), чем внутрифирменными факторами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосрочные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагностировать, контролировать конъюнктуру в условиях стабильности, такой порядок управления, присущий большому бизнесу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней среды. Напротив, оперативный режим управления малым предприятием, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным образом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в переходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает малой фирме определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации. Выделение управленческих функций происходит на малом предприятии за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись, нанять профессионального бухгалтера.
продолжение
–PAGE_BREAK– Основные решения почти всегда руководитель малого предприятия принимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуждение и согласование сведено к минимуму.Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руководство.
Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для развития бизнеса. При таком порядке управления значительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств, профессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функционирующих малых предприятий не может превышать, число людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности.
Единоначалие имеет и негативные последствия, причем даже в режиме оперативного управления предприятием. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет, снижают «управляемость» работников, а в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса.Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контроля. В целом российские малые фирмы в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У малых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, «разведенные» в ситуации благоприятной экономической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей предприятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже небольшие торговые фирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем средние, а то и крупные производственные предприятия.
1.4.4 Особенности менеджмента
Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы — одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.
Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем.
Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее.
Следовательно, и нет потребности в управленцах — специалистах высокого класса. Для руководства малой фирмой достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.
Руководитель малого предприятия должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги, профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.
Лишь когда фирма ориентирована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилить руководство за счет создания более сложной структуры.
1.4.5 Особенности финансирования деятельности
Одно из, главных отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в первую
очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малого предприятия существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.
В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и — отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.
Рассматривая особенность малых предприятий, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.
Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.
Другой пример. Малое предприятие освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.
И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечение венчурного капитала.
Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.
Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для малых предприятий без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.
1.4.6 Особенности трудовых отношений
В рыночной экономике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским малым фирмам переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина—не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, малое предприятие не в состоянии содержать «лишних людей».
Руководители малой фирмы четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель—работник, так и между работниками. От Степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы — установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор роста бизнеса.
Тесные личностные отношения, руководителя малого предприятия и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те малые фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Дружеские отношения между работниками также необходимы для малого предприятия сих спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения — реальность большинства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.
В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава — руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений — перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.
Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.
Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на малом предприятии дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен».
Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы.
Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.
1.4.7 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию.
С 1992г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, — это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.
Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу.
продолжение
–PAGE_BREAK–