Содержание
Введение
Глава 1 Особенности формированияэлементов учетной политики для учета основных средств
1.1 Сущность и нормативнаябаза учетной политики для целей бухгалтерского учета
1.2 Элементы учетнойполитики для целей учета основных средств
Глава 2 Особенностиформирования элементов учетной политики для учета заработной платы
2.1 Сущность учетнойполитики для целей налогообложения
2.2 Элементы учетнойполитики для целей учета заработной платы
Заключение
Список использованныхисточников
Приложение 1 Приказ об учетнойполитики организации
Введение
Актуальность работы. Под учетной политикой хозяйствующегосубъекта в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учетапервичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговогообобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетахи получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежнойинформации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями ираскрытиями, которые требуются согласно МСФО.
Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно,охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, иметодическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики напрактике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данныхбухгалтерского учета для внешних пользователей.
На сегодняшний момент существует ощутимый разрыв междусистемой бухгалтерского учета и системой налогообложения, применяемой напредприятии с целью исчисления налогов и сборов. Несомненным остается тот факт,что при определении налоговой базы практически всех налогов могутиспользоваться те или иные данные, отражаемые в бухгалтерском учете. Однако длятого, чтобы фактически исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет(возврату из бюджета), предприятию, как правило, приходится существенноизменять группировку, размер и классификацию указанных показателейбухгалтерского учета. Поэтому важно отражать в учетной политике удобную дляпредприятия структуру документооборота и движения информационных потоков врамках системы налогового учета.
Анализ теоретических подходов к разработке учетной политики напредприятии позволил выделить две проблемы работы: каковы особенности формированияэлементов учетной политики для учета основных средств и каковы особенности формированияэлементов учетной политики для учета заработной платы.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определилавыбор темы работы: «Учетная политика (о/с). Заработная плата».
Объект работы: Учетная политика
Предмет работы: Формирование элементов учетной политики для учетаосновных средств и формирование элементов учетной политики для учета заработнойплаты.
Цель работы: Определить особенности формирования элементов учетнойполитики для учета основных средств и формирование элементов учетной политикидля учета заработной платы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и нормативную базу учетной политики дляцелей бухгалтерского учета
2. Определить особенности формирования элементов учетной политикидля учета заработной платы.
3. Рассмотреть сущность учетной политики для целей налогообложения
4. Определить особенности формирования элементов учетной политикидля учета основных средств.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованных источников (25 источников) и 1 приложения.
Глава1 Особенности формирования элементов учетной политики для учета основныхсредств
1.1Сущность и нормативная база учетной политики для целей бухгалтерского учета
Впервые в практику отечественного бухгалтерского учета термин«учетная политика предприятия» был официально введен Положением обухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказомМинфина России от 20 марта 1992 г. № 10. Под учетной политикой хозяйствующегосубъекта в соответствии с Положением ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»,утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, и Международнойсистемы финансовой отчетности (МСФО) 1 «Предоставление финансовойотчетности» понимается принятая ею совокупность способов ведениябухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущейгруппировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [6, c. 2].
Учетная политика разрабатывается на основании следующихзаконодательных и нормативных документов: Гражданского кодекса РоссийскойФедерации (части 1 и 2); Федерального закона «О бухгалтерском учете»от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ; Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказомМинистерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н); Плана счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по егоприменению (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г.N 94н); действующих Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденныхМинистерством финансов РФ; действующих Методических указаний по бухгалтерскомуучету, утвержденных приказами Министерства финансов РФ.
Принятие новых законодательных и нормативных актов,регулирующих способы и методы ведения бухгалтерского учета в РоссийскойФедерации, дополняет список нормативных документов, указанных выше, и требуетразработки дополнительных стандартов по ведению бухгалтерского учета ворганизации.
Учетная политика определяет содержание и оценку записей насчетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной инадежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниямии раскрытиями, которые требуются согласно МСФО. Учетная политика должнапредусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также переченьпроектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях кфинансовым отчетам.
Согласно Положению ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»,утвержденному Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, основыформирования, а также выбора и обоснования учетной политики, равно как ипридание ей гласности, являются едиными и обязательными для всех. Это касаетсяформирования учетной политики для всех организаций независимо от формысобственности, особенно в части раскрытия учетной политики для тех организаций,которые публикуют полностью или частично свою бухгалтерскую отчетность всоответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо пособственной инициативе [6, c. 3]. С момента вступления в силу указанного Положения любойхозяйствующий субъект должен выбрать и претворить в жизнь свою учетнуюполитику. Однако, как показывает практика аудиторских проверок, многиепредприятия до сих пор не выбрали учетную политику и не обосновали ее дляработы своей бухгалтерии. Поэтому зачастую в этих организациях допускаютсяошибки и путаница в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственныхопераций из-за необоснованного применения отдельных общепринятых правил.
Учетная политика, если она выбрана правильно и обоснованно,охватывает все составляющие бухгалтерского учета: и организационную, иметодическую, и техническую. Поэтому диапазон применения учетной политики напрактике достаточно широк, тем более если речь идет о раскрытии данныхбухгалтерского учета для внешних пользователей.
Учетная политика имеет огромное значение в работеорганизации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержденприказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочьорганизации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером(бухгалтером) на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителеморганизации. При этом утверждается: 1) рабочий план счетов бухгалтерскогоучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведениябухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полнотыучета и отчетности; 2) формы первичных учетных документов, применяемых дляоформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотренытиповые формы первичных учетных документов, а также формы документов длявнутренней бухгалтерской отчетности; 3) порядок проведения инвентаризацииактивов и обязательств организации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5)правила документооборота и технология обработки учетной информации; 6) порядокосуществления контроля, за хозяйственными операциями; 7) а так же принимаютсядругие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [12, c. 56].
Положение об учетной политике предприятия можно оформлять ввиде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений ит.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в областибухгалтерского учета. Второй документ — учетной политике в областиналогообложения.
Любые изменения в учетной политике должны быть обоснованы иутверждены руководителем организации. Это объясняется целым рядом причин, такихкак: 1) новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетногогода; 2) с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсамипредприятия; 3) элементы учетной политики влияют на формирование налоговыхобязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисленияналогов.
Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можнов трех случаях, если: 1) изменилось законодательство РФ или поменялисьнормативные акты по бухучету; 2) организация разработала новые способы ведениябухгалтерского учета; 3) существенно изменились условия деятельностиорганизации [6, c. 4].
В последнем случае изменения в учетной политике могут бытьсвязаны с реорганизацией предприятия — слиянием, разделением, присоединением.Исходя из положений пп. 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данныеза предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надопредставить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году.Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерскойотчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений вотчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировкиотражаются только в бухгалтерской отчетности.
Изменения в учетную политику тоже оформляются приказом илираспоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только сначала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительнойзаписке.
При появлении новых участков бухгалтерского учета можновносить дополнения в учетную политику в любой момент отчетного года. Потому,что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возниклив деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»). При этом никакихограничений на внесение дополнений в учетную политику организации нормативнымидокументами по бухгалтерскому учету не установлено.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетнаяполитика — это внутренний документ организации, не подлежащий обязательномупредставлению в налоговые органы. Никаким законом и никакими нормативнымиактами никогда не было предусмотрено, что организация до начала новогофинансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другиеорганы.
Информация, содержащаяся в учетной политике, может бытьопубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и тотолько в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решениепо данным отчетности.
1.2Элементы учетной политики для целей учета основных средств
Рассмотрим порядок формирования некоторых элементов учетной политики, касающихся учета основных средств. Напомним, что в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н [7], которое регулирует их учет, приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены значительные изменения. Главная поправка — объекты, которые подпадают под определение основных средств, но с первоначальной стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, могут быть учтены как материально-производственные запасы [8, c. 1]. Конкретную величину лимита в пределах данной суммы фирма должна определить в учетной политике. При этом необходимо помнить, что в налоговом учете не признается амортизируемым то имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей. Для того чтобы сблизить два учета, можно установить в бухгалтерской учетной политике такой же пониженный лимит.
Необходимо учитывать особенности ввода в эксплуатациюспецифических объектов. Так, в некоторых случаях ввод в эксплуатацию (право наэксплуатацию) имущества напрямую зависит от наличия документа, подтверждающегорегистрацию права собственности на это имущество. Например, согласно ст. 33Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в одном изреестров судов РФ. Право собственности и иные вещные права на судно, а такжеограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие)подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.Только после регистрации судна оно получает право плавания под флагомРоссийской Федерации. Таким образом, для учета судов в составе основных средствнеобходим факт регистрации права собственности в Государственном судовомреестре.
Согласно нормам главы 30 НК РФ в качестве объектаналогообложения должно признаваться следующее имущество, не учитываемое набалансе организации в качестве объектов основных средств: 1) основные средства,переданные в доверительное управление; 2) основные средства, переданные подоговору совместной деятельности; 3) основные средства, приобретенные исозданные в процессе совместной деятельности.
Необходимо отметить, что по правилам бухгалтерского учета такиеобъекты на счете 01 «Основные средства» в балансе организации неотражаются.
Поэтому, при перечислении в приказе об учетной политикебалансовых счетов, которые должны быть подвергнуты анализу с целью определенияналоговой базы по налогу на имущество, необходимо отразить и эти счета(например, забалансовые счета или счет 58 «Финансовые вложения» илисчет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты подоговору доверительного управления имуществом», др.).
Кроме того, нужно определить, на каком счете будет учитываться купленная недвижимость, документы по которой переданы на госрегистрацию: 01 «Основные средства» или 08 «Вложения во внеоборотные активы». Однако при любом варианте учета, если здание эксплуатируется фирмой, его стоимость облагают налогом на имущество Если организация в нарушение порядка ведения бухгалтерского учета будет учитывать объекты основных средств на иных счетах (т.е. не на счете 01 или счете 03), то указанные объекты также должны признаваться в качестве объектов налогообложения налогом на имущество. Например, в практике хозяйственной деятельности организаций встречаются случаи учета объектов основных средств: 1) на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (введенные в эксплуатацию и оформленные актами приемки-передачи объекты на отчетную дату еще не переведены на счет 01 «Основные средства»), 2) на счете 10 «Материалы» (особенно в части имущества, ранее учитывавшегося в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также в части специнструмента, спецприспособлений и спецоборудования согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н.
Этот момент можно также уточнить в приказе об учетнойполитике.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Поэтому нужно закрепить в учетной политике способ начисления амортизации основных средств. Следует отметить, что при разработке учетной политики организации метод оценки активов и начисления амортизации выбирается из вариантов, предусмотренных действующим законодательством. Выбор способа начисления амортизации осуществляется организацией самостоятельно и утверждается приказом по учетной политике. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учетосновных средств» ПБУ 6/01 объекты основных средств, стоимостью не более10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политикеисходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры ит.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы напродажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию [7, c. 5]. Данное положениефактически означает, что при расчете налоговой базы стоимость указанныхосновных средств будет равна нулю.
Например, учетной политикой организации установленстоимостной лимит отнесения имущества к основным средствам — 8000 руб.
1. Основные средства стоимостью не более 8000 руб. подлежатсписанию на расходы в момент их выбытия (срок их службы более 12 месяцев), а нев момент их передачи в эксплуатацию?
2. Как правильно отразить эти основные средства в бухгалтерскомучете?
1. Методы оценки активов организации отражаются в учетнойполитике и утверждаются руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98 «Учетнаяполитика организации»).
По общему правилу стоимость объектов ОС погашаетсяпосредством начисления амортизации. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основныхсредств» объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иноголимита, установленного учетной политикой организации, разрешается списывать назатраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство илиэксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01) [7, c.5].
Добавим, что упомянутым выше приказом был изменен порядок расчета амортизации при использовании способа уменьшаемого остатка. Как и прежде, ее определяют, исходя из остаточной стоимости основного средства на начало отчетного года и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения. С 2006 года данный коэффициент фирма вправе установить самостоятельно. Причем он не должен превышать трех.
Исходя из приведенных норм законодательства по бухгалтерскомуучету организация имеет право выбора и отражения в учетной политике одного издвух способов учета указанных объектов ОС: сразу списать их стоимость назатраты в момент ввода в эксплуатацию или начислять амортизацию по ним в общемпорядке в течение срока их эксплуатации. Поэтому списывать на расходы объектыОС стоимостью не более 8000 руб. в момент их выбытия (по окончании срока ихслужбы) организация неправомочна.
2. Согласно нормам действующего законодательстваединовременное списание на затраты производства полной стоимости объектов ОСпроисходит путем начисления амортизации. Соответственно начисление амортизациипо объектам ОС стоимостью не более 8000 руб. отражается в бухгалтерском учетеорганизации следующей проводкой: Дебет 20 (26, 44 и т.д.) — Кредит 02. Следуетотметить, что независимо от принятого в организации порядка учета объектов ОСстоимостью не более 10 000 руб. операции по таким объектам оформляютсядокументально в общеустановленном порядке. Ввод в эксплуатацию таких объектовоформляется актом приема-передачи по форме N ОС-1 ((ОС-1б), на них заводятсяинвентарные карточки по форме N ОС-6), им присваиваются инвентарные номера ит.д.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизациине предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложенияналогом на имущество определяется как разница между их первоначальнойстоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормамамортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждогоналогового (отчетного) периода.
В частности, амортизация не начисляется по объектам жилищногофонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнегоблагоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожногохозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), атакже продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям,не достигшим эксплуатационного возраста.
По объектам основных средств и объектам основных средствнекоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетногогода по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износапо объектам основных средств учитывается на отдельном забалансовом счете 010«Износ основных средств».
Известно, что первоначальная стоимость основных средств инематериальных активов как в бухгалтерском, так и в налоговом учетескладывается из фактических затрат на их приобретение за минусом НДС и иныхвозмещаемых налогов. Тем не менее, некоторые из потраченных сумм по правиламбухучета включаются в первоначальную стоимость объекта, и согласно главе 25Налогового кодекса РФ, относятся на прочие расходы, связанные с производством иреализацией такие как: 1) госпошлины, уплачиваемые при регистрации правасобственности на недвижимость, транспортное средство, программу для ЭВМ; 2) отаможенные пошлины при импорте имущества; 3) командировочные, которые выданыработнику, направленному для покупки основного средства или нематериальногоактива [3, c.265].
Соответственно первоначальная стоимость имущества вбухгалтерском и налоговом учете будет разной. И бухгалтеру придется вести учетразницы согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу наприбыль».
Но есть способ этого избежать. В учетной политике надопрописать: «В бухгалтерском учете несущественные затраты на приобретениеосновных средств и нематериальных активов учитываются в текущих расходах».При этом надо указать, какие расходы считаются существенными. Например, этосуммы, не превышающие 5 процентов от первоначальной стоимости объекта. Темсамым организация не только избежит учета разницы по ПБУ 18/02, но и сэкономитна налоге на имущество.
Глава2 Особенности формирования элементов учетной политики для учета заработнойплаты
2.1Сущность учетной политики для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения определяется каквыбранная фирмой совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов(методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения.Кроме того, это понятие включает в себя учет иных необходимых для целейналогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика.
Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет,налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный(налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе РФ предусмотренонесколько способов формирования налоговой базы.
Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику.
Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс РФ устанавливаетконкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить. В частности, речьидет об обязанности вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и необлагаемых соответствующим налогом. Как вести такой учет, решаетналогоплательщик. Главное, определить и утвердить выбранные правила расчетовналогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениямибухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащихуплате в бюджет.
Налогоплательщик должен принять учетную политику для целейналогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Налоговогокодекса РФ: 1) в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167); 2) вглаве 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313); 3) в главе 26 «Налог надобычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339); 4) в главе 26.4 «Системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст.346.38)
Четкого алгоритма составления учетной политики для целейналогообложения в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Единый подход крешению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие, вглаве 21 НК РФ содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а вглаве 25 — другие.
Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такойалгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждаетсяприказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этомположения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и вприложении к приказу.
Изначально предполагается, что налоговую учетную политикуорганизация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, какуказано в статье 313 Налогового кодекса РФ, последовательно от одногоналогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику по налогу наприбыль можно только в двух случаях: 1) при изменении применяемых методовучета; 2) при изменении законодательства о налогах и сборах. В первом случаеизменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с началанового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае, неранее момента вступления в силу указанных изменений. Изменение учетной политикиприменительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ееутверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21Налогового кодекса РФ не предусмотрено.
Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском,применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новуюучетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которойв приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до моментаутверждения новой учетной политики. Проще говоря, утвердить учетную политикудля целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости — вносить внее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесенияпоправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнутьнеобходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживатьизменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетнуюполитику для целей налогообложения.
Вновь созданные организации применяют учетную политику с моментасоздания. Срок для утверждения учетной политики такой категориейналогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС — непозднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Впрочем,глава 25 Налогового кодекса РФ содержит обязанность налогоплательщикаопределять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы ипорядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданнойорганизации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетнойполитике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к нейдолжны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.
Учетная политика организации едина и распространяется на все ееобособленные подразделения, как уже существующие, так и вновь созданные. Этообщий принцип. В отношении НДС он закреплен в п. 12 ст. 167 НК РФ.
Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другойдокумент, имеет свою структуру и состоит, как правило, из трех разделов.
Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила веденияналогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Еслив состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политикезакрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета поорганизации в целом.
Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базыпо конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.
Третий раздел содержит описание регистров налогового учета.
Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинствесвоем перечислены в главе 25 Налогового кодекса РФ. В других главах Налоговогокодекса РФ подобных норм намного меньше.
Все элементы учетной политики по каждому налогу условноподразделяются на две группы: 1) основную- элементы учетной политики, обязательногоналичия которых требует НК РФ, либо на которые в нем есть прямые ссылки; 2) дополнительную- элементы учетной политики, которые не являются обязательными, либо которыепрямо не отнесены НК РФ к элементам учетной политики, но в нем предусмотренанорма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.
Заметим, что не все элементы даже из основной группы нужнозакреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, таккак находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемогоэлемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которыеотсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. Привозникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учетаорганизация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. ЕслиНалоговый кодекс РФ не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иноговарианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике неотражаются. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этимналогом, то следует определить порядок их раздельного учета.
В учетной политике для целей налогообложения обязательно следуетраскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ. Кроме того, вучетной политике для целей налогообложения следует отразить применяемыйналогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядокотражения в них аналитических данных налогового учета.
2.2Элементы учетной политики для целей учета заработной платы
Заработная плата на предприятиях начисляется исходя из: cистемыоплаты труда, применяемой на предприятии; cведений об установленных тарифах,окладах, сдельных расценках; cведений о фактически отработанном временисотрудниками или об объеме произведенной продукции.
Согласно трудовому законодательству начисление и выплатазаработной платы производится не менее 2-х раз в месяц. Начисленные суммыфиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или вРасчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49).
Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70«Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетамидля учета затрат в зависимости от характера работы того или иного сотрудника.Например,
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда» — начислена зарплата сотрудникам, занятымстроительством основных средств;
Дебет 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начисленазарплата сотрудникам, занятым снабжением организации материалами.
Как известно, в учетной политике отражаются только те моменты,которые не нашли отражение в нормативных актах, либо имеют несколько способовучета.
При формировании учетной политики в целях отразить элементы учетазаработной платы, можно отразить следующие моменты:
— в учетной политике для целей бухгалтерского учета: созданиерезервов за счет себестоимости: на предстоящую оплату отпусков; на выплатуежегодного вознаграждения за выслугу лет; производственных затрат поподготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящихзатрат по ремонту предметов проката; гарантийный ремонт и гарантийноеобслуживание; на выплату вознаграждений по итогам работы за год в соответствиис п.72 “Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) и Отраслевыми методическимирекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимостипродукции (работ, услуг).
— в учетной политике для целей налогового учета: а) составрасходов на оплату труда; б) определение группы расходов, к которым будутотноситься затраты на оплату труда. Согласно п. 4 ст. 252 Налогового кодексаРФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесеныодновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправесамостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Момент признания расходов организации закрепляется в учетнойполитике, исходя из принципа начисления: доходы отчетного периода должны бытьсоотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы получены. Отсюда возникаетнеобходимость рассмотреть, как списываются затраты, вложенные в активы, нафинансовые результаты каждого отчетного периода. В связи с этим расходом можетбыть признана не выплата денег, а возникновение или осуществление прав на этивыплаты (метод «по отгрузке»).
Данный метод требует значительных трудозатрат. Одно из возможныхрешений по их минимизации при ведении учета, например в торговых компаниях,сводится к разделению всех затрат на разные группы и установлению для каждой изних порядка списания на расходы. Рассмотрим этот момент подробнее.
Все текущие операционные издержки в компании делятся на тригруппы: прямые текущие, косвенные и управленческие. К прямым текущим издержкамотносят только те переменные расходы по приобретению, доставке и продажетоваров, которые безусловно связаны с учитываемым объектом по каждому из видовдоходов. Прямые текущие издержки капитализируются и списываются как расходы науменьшение финансового результата в том же периоде, что и выручка, дляполучения которой они были произведены.
Косвенными являются затраты, которые можно безусловно (прямо)отнести на тот или иной центр прибыли (например, розничный магазин № 1) и лишьусловно (принятым в компании способом) – на учитываемый объект по каждому извидов доходов (например, заработная плата продавцов магазина №1 и пр).Косвенные затраты не капитализируются, они списываются на уменьшениефинансового результата по факту их возникновения в соответствии с принципомначисления. Несущественные или непредвиденные косвенные расходы списываются науменьшение финансового результата кассовым методом, то есть по факту их оплаты.При отражении косвенных расходов в отчетности финансовый директор компанииможет использовать принцип существенности и списывать часть таких расходовсамым простым методом, установив, например, 5%-й барьер. Управленческие затратысвязаны с деятельностью компании в целом, их нельзя безусловно отнести на центрприбыли (расходы по аренде центрального офиса, заработная плата управленческогоперсонала и т.д.). Порядок списания управленческих расходов аналогиченпринятому для списания косвенных.
Отметим, что, когда оплата производится в валюте, отличной отвалюты учета, величина всех указанных расходов определяется с учетом возможныхсуммовых разниц.
Заключение
Учетная политика имеет огромное значение в работеорганизации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержденприказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочьорганизации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.
Исходя из этого, нами была определена следующая тема работы: «Учетнаяполитика (о/с). Заработная плата».
Цель работы заключалась в том, чтобы определить особенностиформирования элементов учетной политики для учета основных средств иформирование элементов учетной политики для учета заработной платы.
В соответствии с целью были определены и решены следующие задачикурсовой работы:
При решении первой задачи — определить сущность и нормативнаябаза учетной политики для целей бухгалтерского учета – нами было определено,что под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведениябухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущейгруппировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетнаяполитика разрабатывается на основании ГК РФ, Федерального закона «Обухгалтерском учете», ПБУ, Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по егоприменению, Методических указаний по бухгалтерскому учету. Далее в курсовойработе рассматривались основные моменты формирования учетной политики всоответствии с вышеназванными законодательными актами.
Вторая задача включала в себя выявление особенностейформирования элементов учетной политики для учета заработной платы. На основаниианализа законодательных актов мы определили, что касается заработной платы, тов учетной политике рассматривается два момента: создание резервов за счетсебестоимости на расходы по оплате труда и других денежных вознаграждений;определение состава расходов на оплату труда и определение группы расходов, ккоторым будут относиться затраты на оплату труда.
При решении третьей задачи – определить сущность учетной политикидля целей налогообложения – нами было определено, что под учетной политикой дляцелей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупностьдопускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки и распределения. Кроме того, это понятиевключает в себя учет иных необходимых для целей налогообложения показателейфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Далее в курсовой работерассматривались основные аспекты формирования учетной политики для целейналогообложения исходя из требований НК РФ.
Четвертая задача включала в себя выявление особенностейформирования элементов учетной политики для учета основных средств. Нами былоопределено, что в учетной политике отражаются следующие моменты учета основныхсредств: стоимостной лимит основных средств, способ начисления амортизационныхначислений, переоценка первоначальной стоимости основных средств, списаниезатрат по ремонту основных средств на себестоимость, порядок проведенияинвентаризации. В работе были рассмотрены примеры формирования учетной политикипо учету основных средств, изучены нововведения на основания анализазаконодательных и нормативных актов.
Списокиспользованных источников
1.Конституция РФ / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа:http: / www.consultant.ru
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в редакциипоследующих законов). Часть первая и вторая. / [Электронный ресурс: системаКонсультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации.- М., «Статус Кво-97», 2003 г.
4. ТрудовойКодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Российская Федерация. Законы. Офиц. текст. –М.: Экзамен, 2004 г.
5. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996года № 129-ФЗ //Экономика и жизнь. – 1996 г. №48
6. ПоложениеПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 9декабря 1998 г. № 60н. / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режимдоступа: http: / www.consultant.ru7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетосновных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001№ 26н.
8. ПриказМинфина России от 12.12.2005 № 147н «Об изменении норм некоторых положений побухгалтерскому учету» / [Электронный ресурс: система Консультант Плюс]. Режимдоступа: http: / www.consultant.ru
9.Постановление Правительства РФ от 18.07 № 841 (в ред. от 20.05.98) «О перечневидов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержаниеалиментов на несовершеннолетних детей» / [Электронный ресурс: системаКонсультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru
10.Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированныхформ первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» / [Электронныйресурс: система Консультант Плюс]. Режим доступа: http: / www.consultant.ru
11. План счетовбухгалтерского учета (с учетом дополнений и изменений), -М., ООО «НИТАРАЛЬЯНС», 2005 г.
12. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие.- М: «Издательство ПРИОР», 2006 г.
13. Богданова Т.В. Уплата налога на доходы физических лиц.//Бухгалтерский учёт. – № 21 – 2007 г.
14. Болотова Ю.В. Премирование работников: налоговые вопросы.//Бухгалтерский учёт. – № 20 – 2006 г.
15. Врублевский Н.Д., Гендуков И. М. Учет расчетов по оплате труда// Бухгалтерский учет. – №2 – 2007 г.
16. Гусаковская Е.Г. Расчет и учет оплаты отпусков. //Бухгалтерский учёт. – № 15 – 2006 г.
17. Кулемина М. С. Формы и системы оплаты труда, начислениезаработной платы // Бухгалтерский учет и налоги. – 2005. № 5.
18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. — М.: Инфра – М., 2006 г.
19. Карзаева Н.Н., Сысоева И.А. Новое в расчетах отпускных исреднего заработка. //Бухгалтерский учёт. – № 13 – 2007 г.
20. Луговой А.В. Натуральная оплата труда: учет и налогообложения.//Бухгалтерский учёт. – № 22 – 2005 г.
21. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Отражение в отчетности оплатытруда и связанных с ней налогов. //Бухгалтерский учёт. – № 24 – 2006 г.
22. Орловский Ю.П.Комментарий к Трудовому кодексу РФ.- М., 2004 г.
23. Ройбу А.В. Учет и расчеты пособия по временнойнетрудоспособности. //Бухгалтерский учёт. – № 17 – 2007 г.
24. Сборникнормативно-правовых актов, регламентирующих учетную деятельность на предприятиях./ Сост. Л.А. Чайковская. – М., 2004 г.
25. Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплатетруда: Практическое пособие / Издание пятое, переработанное и дополненное. —М.: КомпьютерПресс, 2007 г.
Приложение1
Приказ№ 150
обучётной политике для целей бухгалтерского учёта и налогообложения
ООО”_________” на 2007 г.
Применять в 2003 году учётную политику, разработанную на основаниитребований Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и Налоговогокодекса России.
Приложение№ 1
кприказу от 29 декабря 2006 г. № 150
УЧЕТНАЯПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Применять в 2003 году упрощённую систему бухгалтерского учёта иналогообложения (Глава 26.2 Налогового кодекса РФ).
2. Объектом налогообложения единым налогом признавать доходы(вариант: доходы, уменьшенные на величину расходов) («Налоговыйкодекс», статья 346.14, пункт 1). Датой получения доходов признается деньпоступления средств на счёта в банках и (или) в кассу, получения иногоимущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод)(«Налоговый кодекс», статья 346.17, пункт 1).
3. Бухгалтерский учёт в организации осуществляется должностнымштатным бухгалтером (Закон РФ от 21.11.96 ˜ 129-ФЗ «О бухгалтерскомучёте», пункт 2 статьи 6).
4. Вести книгу учёта доходов и расходов по форме, утверждённойПриказом МНС России от 28.10.2002 ˜ БГ-3-22/606.
5. Установить компьютерную технологию обработки учётной информациис применением программы «X» («Положение по ведениюбухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности», утв. Приказом МФ РФ от29.07.98 ˜ 34н, пункт 8).
6. Принимать к бухгалтерскому учёту первичные документы,составленные в соответствии с требованиями статьи 2 Закона РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
7. Выдача наличных денежных средств под отчёт осуществляется насрок не более ___ дней при условии полного отчёта конкретного подотчётного лицапо ранее выданному авансу («Порядок ведения кассовых операций в РФ»,утверждённый письмом ЦБ РФ от 22.09.93 ˜ 40, пункт 11).
8. Право подписи первичных учётных документов имеют должностныелица, утверждённые приказом руководителя (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ«О бухгалтерском учёте»).
9. Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учёту,формировать в дела с учётом сроков хранения документов (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ«О бухгалтерском учёте», статья 6, пункт 3).
10. Объекты основных средств, стоимость которых не превышаетустановленной нормативными документами по бухгалтерскому учёту основныхсредств, а также приобретённые книги, брошюры и т.п. издания, списывать назатраты по мере отпуска в производство и эксплуатацию (ПБУ 6/01 «Учётосновных средств», утв. приказом МФ РФ от 30.03.01 ˜ 26н, пункт 18).
11. Установить линейный способ начисления амортизации объектовосновных средств для целей бухгалтерского учёта. Срок полезного использованияобъектов определять на основании классификации основных средств, определяемойПравительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 01.01.02˜ 1). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационныхгруппах, срок полезного использования устанавливать в соответствии стехническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей (ПБУ 6/01,пункт 18). По каждому приобретённому объекту конкретный срок устанавливаетсяглавным инженером и утверждается руководителем.
12. Установить линейный способ начисления амортизации объектовнематериальных активов (ПБУ 14/2000 «Учёт нематериальных активов»,утв. приказом МФ РФ от 16.10.00 ˜ 91н, пункт 15).
13. [для организаций, в качестве объекта налогообложения выбравшихдоходы, уменьшенные на величину расходов] Сырьё и материалы при выбытииоценивать по себестоимости каждой единицы (варианты: по средней себестоимости;методом ФИФО; методом ЛИФО) («Налоговый кодекс России», статья 254,пункт 6).
14. В случае перехода на общепринятую систему налогообложения,учёта и отчётности провести инвентаризацию объектов имущества и имеющихсяобязательств (Закон РФ от 21.11.96 ˜129-ФЗ «О бухгалтерскомучёте», статья 6 пункт 3; «Методические указания по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств», утверждённые приказом Минфина РФ от13.06.95 ˜49).
Подпись ген. Директора
Подпись главного бухгалтера