«особенности формирования инвестиционной политики россии»

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»В настоящее время инвестиционная политика России требует разработки целостной и системной концепции, направленной на активизацию инвестиционных процессов в различных секторах экономики. Основными направлениями инвестиционной политики государства должны стать формирование благоприятного инвестиционного климата за счет снижения уровня коррупции, увеличение инвестиций в инфраструктуру, уменьшение диспропорций в размещении инвестиций по регионам и по отраслям экономики и др. В конечном счете это будет способствовать увеличению общего уровня инвестиционного потенциала государства и обеспечению технологической базы экономического роста.^ Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционный климат, иностранный капиталAt present investment policy of Russia require elaboration integrated system concept directed for activation investment processes in different sectors of economy. Forming of favorable investment climate with the help decreasing the level of corruption, growth investment in development of infrastructure, reduction of disproportion in allocation investment in regions and spheres of economy and others measures will be the main directions of investment policy of state. Finally it will be stimulate the growth total level of investment potential of state and forming of technological base of economic growth. ^ Key words: investments, investment policy, investment climate, foreign capitalВступительная часть. Инвестиционная политика является важным компонентом экономической политики государства. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие направлений движения капитала в стране, как частного, так и государственного. Именно она формирует инвестиционный климат, определяет приоритетные направления капитальных вложений и способствует достижению стратегических целей социально-экономического развития. Этим объясняется актуальность данной работы. Основной целью конкурсной работы является разработка основных направлений инвестиционной политики России на ближайшую и долгосрочную перспективу, которые должны способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и увеличению объема инвестиций в различные сектора экономики. При этом следует отметить, что данные меры могут быть реализованы не только в России, но и в некоторых других странах (в первую очередь тех, которые расположены на территории постсоветского пространства).^ Основная часть. Термин инвестиции происходит от латинского слова investire – облагать. С финансовой и экономической точек зрения под инвестициями понимается долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создать и получить чистую прибыль в будущем, превышающую общий начальный объем инвестиций. Инвестиционная политика – составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня всех слоев населения. Главными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, государственная поддержка производственного комплекса и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений [5]. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом значительно уменьшился объем инвестиций практически во всех странах мира и во всех секторах экономики, что потребовало выработки адекватной инвестиционной политики. Так, в 2008 году мировой экспорт прямых инвестиций уменьшился с 2146.5 млрд. долларов до 1857,7 млрд. долларов, т.е. на 13,5% [1]. При разработке основных направлений инвестиционной политики в настоящее время необходимо руководствоваться следующими аспектами: Сочетание двух подходов – маркетингового, целью которого является изучение рынка, и технологического, направленного на выявление технологических возможностей страны и научно-технического потенциала, текущего выпуска, состояния основных фондов и адекватности имеющихся производственных мощностей запросам рынка, а также поиск способов их наращивания в частном и государственном секторе. Анализ сравнительных преимуществ для достижения конкурентоспособности. Информационное и экономико-статистическое обеспечение. Приоритет интеллектуального направления рыночной специализации страны над сырьевым. Применение механизма инвестирования новых технологических возможностей и расширение участия банков, фондов рискового капитала и других кредитно-финансовых институтов. Обязательным элементом инвестиционной политик должен стать механизм ее реализации. Он должен включать в себя: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. В настоящее время целевыми ориентирами инвестиционной политики России должны стать: формирование благоприятного инвестиционного климата; увеличение притока иностранного капитала; увеличение частных инвестиций в объекты инфраструктуры; уменьшение диспропорций в распределении инвестиций по регионам и по секторам экономики. [3] Формирование благоприятного инвестиционного климата связано с необходимостью увеличения инвестиционного потенциала и снижения уровня инвестиционного риска. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; пересмотр налогового законодательства в сторону упрощения налогового администрирования и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные цели путем повышения процентных ставок по депозитам за счет снижения ставки рефинансирования, а также информирование широкой массы населения о других способах инвестирования (акции, облигации, инвестиционные фонды); предоставление широкого спектра услуг, направленных на поддержку отечественных и иностранных инвесторов, осуществляющих долгосрочные инвестиции. Среди основных инвестиционных рисков, стоящих перед российской экономикой в настоящее время, можно выделить несоответствие законодательным требованиям, налоговые риски, кадровая политика (отсутствие квалифицированных кадров в отдельных отраслях), неспособность внедрять инновационные проекты в массовом масштабе [4]. Для снижения данных инвестиционных рисков необходимо выработать комплексную политику управления рисками, которая будет направлена на оценку уровня инвестиционного риска и его минимизацию с помощью фискальных и денежно-кредитных механизмов. Одним из способов снижения инвестиционного риска является увеличение инвестиций в объекты инфраструктуры. Увеличение частных инвестиций в объекты инфраструктуры позволит сформировать современные инфраструктурные объекты (автомобильные дороги, железнодорожные пути и др.), отвечающие международным технологическим и экологическим требованиям. Увеличение инвестиций в объекты инфраструктуры способно мультипликативным эффектом отразиться на многих секторах экономики (промышленность, транспорт), что в конечном итоге, будет способствовать росту национального дохода. Специфика инфраструктурных отраслей в том, что здесь требуются инвестиции в особо крупных размерах и периоды их окупаемости достаточно длительны , что делает их непривлекательными для инвесторов. В данном случае необходимо активно разрабатывать механизм частно-государственного партнерства, предполагающий долевое участие инвесторов в проектах. При этом следует отметить, что увеличение инвестиций в инфраструктуру является актуальным только для отдельных развивающихся стран (в том числе для России), а в промышленно развитых странах данная мера не принесет должного экономического эффекта, так как они на протяжении длительного периода времени имеют достаточно развитые инфраструктурные объекты. Крайне низкие сроки окупаемости капитальных вложений делаю непривлекательными инвестиции не только в инфраструктуру, но и в отдельные регионы и сектора экономики. Снижение уровня диспропорций в распределении инвестиций по регионам и по секторам экономики является важной задачей, стоящей перед руководством не только России, но и многих других стран, в том числе промышленно развитых (Бельгии, Италии, США). Инвесторы предпочитают вкладывать капитал в регионы с развитой финансовой, организационной и промышленной инфраструктурой , с более высоким платежеспособным спросом населения.Для устранения диспропорций в региональном размещении инвестиций при осуществлении инвестиционной политики необходимо руководствоваться следующими принципами: государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения; на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез; необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами регионов как экономической основы региональной инвестиционной политики; наделение органов региональной власти широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность; разработка и применение единых нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков; разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты (инвестиционной карты), которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований. Для устранения диспропорций в отраслевом размещении инвестиций необходимо осуществить разработку законопроекта, подразделяющего отрасли экономики на те, где инвестиции поощраются, ограничиваются или запрещаются. Применение такого механизма структурного регулирования позволит придать осмысленность и целостность политике привлечения инвестиций. Четкое выделение национальных отраслевых предпочтений также позволит конкретизировать критерий и механизм предоставления статуса «приоритетного инвестиционного проекта». Необходимость привлечения дополнительного иностранного капитала в экономику России связана с практически полным отсутствием финансирования отдельных отраслей экономики из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных материальных и финансовых ресурсов у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом промышленного производства, большим износом основных фондов практически во всех отраслях промышленности (около 70-80%) и другими причинами. Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, оказывает положительное влияние на экономический рост и экономическое развитие, помогает интегрироваться в мировую экономику, эффективно функционировать в системе международных экономических отношений. Основными причинами низкого уровня притока иностранного капитала в экономику России являются: нестабильность экономической и политической ситуации; несовершенное и противоречивое законодательство; неясность в определении прав собственности; отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала; нестабильность рубля как национальной валюты. [2] Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию: принятие мер по репатриации капитала, вывезенного из России; приведение российского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию; создание системы приёма иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов. Это будет способствовать формированию современной институциональной среды, что является крайне важным для концентрации инвестиционных ресурсов; реструктуризация банковской системы, которая предполагает банкротство несостоятельных коммерческих банков и создание благоприятных условий в области законодательства для увеличения числа иностранных банков в государстве; защита прав собственности – необходимо значительно расширить права миноритарных акционеров, особенно в вопросах, связанных с доступом к источникам информации, а также ужесточить уголовную и административную ответственность за нарушения прав иностранных инвесторов (рейдерские захваты); активная борьба с инфляцией с помощью рыночных методов. При этом следует отказаться от политики таргетирования инфляции (т.е. установления ее целевых ориентиров), так как она не является эффективной и демонстрирует свою несостоятельность в последние годы.Выводы. Следовательно, можно сделать вывод, что разработка и реализация на практике эффективной инвестиционной политики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой требует принятия комплекса мер стратегического характера, связанных с формированием благоприятного инвестиционного климата, увеличением инвестиционного потенциала отдельных территорий и привлечения дополнительного иностранного капитала. Среди приоритетных мер инвестиционной политики следует отметить: изменение налогового и таможенного законодательства с целью стимулирования инвестиционной активности отдельных субъектов хозяйственной деятельности; снижение диспропорций в региональном и отраслевом размещении инвестиций; создание системы приема иностранного капитала, которая будет включать банки, страховые компании, венчурные и инвестиционные фонды, предоставляющих широкий спектр финансовых, информационных и консалтинговых услуг иностранным инвесторам; увеличение инвестиций в инфраструктурные объекты с помощью разработки механизма частно-государственного партнерства. Применение данных мер на практике будет способствовать увеличению объема инвестиций из различных источников и повышению общего уровня деловой активности, что будет способствовать достижению целей экономического роста и экономического развития на качественной основе.Литература Unated Nations Conference on trade and development. World investment report 2009. Transnational corporations, agricultural production and development. New york and Geneva, 2009. P.247.Зименков, Р. И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах // Экономика ХХI века. – 2008. – №10. – С. 51 – 66. Каранина, Е. В. Региональные инвестиции: факторы риска и привлекательности // Российское предпринимательство. – 2010. – №4 (выпуск2). – С. 138 – 143. Шитов А. Бизнес-риски в России // Бизнес-журнал.- 2011.-№1. – С. 50-55. http//www.globfin.ru/