Министерство общего ипрофессионального
Образования свердловской области
Управление образования Администрацииг. Екатеринбурга
Муниципальное общеобразовательноеучреждение – Гимназия № 45
Реферат по географии
Особенности формированиянационального состава Свердловской области
Исполнитель:
Ученица 10 «а» класса
Абрамкина Юлия
Руководитель:
Учитель географии первой категории
Сальникова Ирина Николаевна
Екатеринбург 2011 г.
Содержание
1. Введение
2. Глава 1. Формирование коренных народов Урала
3. Глава 2. Духовная культура населения Урала в древности и враннем средневековье
4. Глава 3. Многонациональность Урала на рубеже 20-21 веков
5. Глава 4 Население Свердловской области на сегодняшний день
6. Глава 5. Практическая часть. Итоги школьной переписи.Многонациональность Урала на примере школы
7. Заключение
8. Список литературы
Введение
Тема моего реферата: «Особенности формирования национальногосостава Свердловской области».
Население — непрерывно возобновляющаяся в процессевоспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либоеё части (стране, части страны, группе стран и т. п.).
Национальность — в русском языке обозначает принадлежностьиндивида к определённой этнической группе Такое понимание было характерно дляЕвропы XIX в. и заимствовано в русский язык, где прочно укрепилось.
Тема выбрана не случайно, так как является очень важной вотношениях школьников.
В результате работы слитературными источниками и Интернет – данными по теме, были поставленыследующие задачи:
1. Изучитьформирование коренных народов Урала.
2. Изучитьмногонациональность Урала на рубеже 20-21 веков
3. Провести переписьнаселения в школе и изучить традиции и обычаи некоторых национальностей напримере учеников.
4. Рассмотретьнациональный состав Свердловской области на сегодняшний день.
Глава 1. Формирование коренных народов Урала
На протяжении многихвеков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическоеположение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический составнаселения и многообразную и сложную этническую историю. Исследователи считают,что древние уральцы принадлежат к урало-алтайской этнолингвической общности, ипредполагают, что в середине 4 тыс. до н. э древнеуральское население разделилисьна две ветвь: восточную (предположительно — предков самодийцев) и западную(финно-угорская общность). Во 2 тыс. до н. э. финно-угорская общность распаласьна финно-пермскую (предки коми — перьмяков и удмуртов) и угорскую (предки хантыи манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.1.1 Коми пермяки Прикамья
Археологическая культуракоми – перьмяков – родановская (9-15вв.) – получила своё название поодноименному городищу. Роданово городище – один из наиболее крупных иинтересных памятников. Сейчас на территории лесного Прикамья обнаружено свыше300 подобных поселений. В этот период укреплённые городища стали не толькоремесленными, хозяйственными, но и административными центрами. Хозяйствородоновцев было комплексным, но различалось при этом соотношением отраслей взависимости от природных условий. В южных районах было развито пашенноеземледелие (здесь много археологических находок жерновов для растирания зерна,кос — горбуш, ям – хранилища зерна), скотоводство (в основном разведениекоров), меньше – охота и рыболовство. На поселениях имелись большие и малыесрубные дома. В северных районах в большей степени было развито подсечноеземледелие, так же промысловая охота и рыболовство. Среди найденных костейдиких животных около половины принадлежит бобру. Обработка металла достигла у родановцевремесленного уровня. Общественное устройство автохтонов Прикамьяхарактеризовалась переходом от родовой общины к соседской.1.2 Коми – зыряне
Происхождение коми –зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской (5 – 10 вв.) и последующейвымской культурами. Ванвиздинские памятники распространены от Средней Печёры доверховье р. Камы, от гор Урала до Северной Двины. Это неукреплённые поселения игрунтовые могильники. На поселениях раскопаны наземные жилища, хозяйственныепостройки и производственные площадки, в том числе и металогические: скопление шлака,тигли, литейные формы). Основные занятии населения: охота, рыболовства иживотноводства. Центр формирования культуры коми – зырян была долина р. Выми.При сложении коми – зырянского этноса большое влияние оказали прибалтийскиефинны и славяне. Памятники вымской культуры (поселения и могильники)располагаются возле современных посёлков коми(топографическое положение тех идругих совпадает). Жители строили наземные жилища. В погребальном обряде фиксируетсясвязь с рекой и культ огня. В памятниках встречается много металлическихукрашений – бубенчиков, пронизок и т. Д. Большое число поселений на р. Вымимогло быть связано с обслуживанием торгового пути из Руси в Сибирь. Вмогильниках найдены вещи русского и западноевропейского происхождения(германские, чешские, датские монеты, русские украшения и керамика) .1.3 Удмурты
Как уже говорилось, вконце 1 тыс. н. э. из общепермской языковой общности выделяется удмуртскийязык. В формировании удмуртского этноса (старое русское название удмуртов –отяки или вотяки, тюрские – ары) принимали участие разные группы населения.Известно несколько археологических культур, отражающие эти процессы.Укреплённые посёлки в это время превращаются в протогорода. Одним из такихпамятников было городище Иднакар на р. Чепце. Его площадь около — 40 тыс. кв. м. Между наружным и внутренним валом находилась заселённая территория (как посадв русских городах), а центральная площадка напоминала укреплённый кремль. Этобыл центр северных удмуртов. Своё название он получил по имени героя – князяИдна.
На городище найдены вещииз металла и кости, выполненные с большим мастерством. Известны и другиегородища, связанные с именами героев — князей – Гурьякар, Весьякар.
У удмуртского населения вэтот период наблюдается рост пашенного земледелия, происходит развитиеживотноводства, ремёсел, в том числе ювелирного и металлургического, неуступающего по уровню деревенскому. По находкам на городищах можно говорить овлиянии и контактах удмуртов с Волжской Булгарей и Русью. Начавшийся процессконсолидации и становление государственности у удмуртов был нарушен в 13в. Всвязи с перемещением населения под натиском монголо-татар.1.4 Манси
В лесной полосе Урала отрр. Вишеры и Лозьвы до Пышмы и Исети в 10 -13 вв. существовала юдинскаякультура, основные признаки которой совпадают с более поздней – мансийской.Известны городища и могильники этого времени. Городища строили на высокихберегах рек или на сравнительно низких террасах. Их окружали рвом 2 – 3 метра ивалом, при сооружении которого использовали деревянные конструкции. Площадьгородищ колебалась от 400 до 300м кв. На Юдинском городище параллельно валурасполагались жилища двух видов: шатровые (легкие) и срубные.
В обряде погребенияюдинцев наблюдается культ коня, широкое использование огня, помещение в могилусломанных вещей (Ликинский могильник). На памятниках юдинской культуры найденыглиненая посуда и фигурки сидящих людей, железные ножи, наконечники стрел,рыболовные крючки, топоры, украшения – бубенчики, браслеты, серьги, шумящиеподвески. Среди перечисленных вещей встречаются славянские, приуральские иместные. Население занималось охотой и рыболовством. Юдинская культурагенетически связана с памятниками 6 – 9 вв. на этой территории. Попогребальному обряду, узорам, конструкции жилищ, сходству родовых знаков иизображений на писаницах юдинская культура может быть определена как культурапредков манси.1.5 Самодийцы
Полярная зона СеверногоУрала и низовья р. Обь в I-II тыс.н.э. были зоной обитания предковсамойдийцев. В уральской языковой семье ненцы вместе с энцами, нганасанами иселькупами составляют особую самойдийскую группу.
Самойдийцы (русскиесредневековые источники называли их самоядью) – древний этноним, которыйповторяется в разных формах в названиях племен и родов некоторых народовСибири. Кое-кто из исследователей привлекает сюда и название самцы (саамы илилопари живут в настоящее время на Кольском полуострове, а также в северныхрайонах Норвегии, Швеции и Финляндии).
Формирование народовсамодийской группы некоторые ученые связывают с кулайской культурой (V в. Дон.э. — V в. н. э.), сложившейся на территории Среднего Приобья. В последнеевремя появилась другая точка зрения об автохтонном происхождении предковсамодийцев на севере Западной Сибири, где прослеживается преемственностьархеологических культур от энеолита до раннего Железного века. «Каменнаясамоядь», как называли позднее Русские североуральских самодийцев, кочевала вБоль-шеземельской тундре — от Печоры до Уральского хребта.1.6 Мари
Складывание марийской этнической общности на территорииВолго-Вятского междуречья относится к I тыс. н.э. Уже Иордан, готский историк 6века, знал древних марийцев под именем «оремискано». В хазарском документе X в.они упоминаются как «ц-р-мис», а древнерусский летописец называет их«черемися». Большую роль в этногенезе мари сыграли соседние племена удмуртов имордвы. Южные марийцы, жившие по соседству с Волжской Булгарией, испыталитюркское влияние. После разгрома Булгарского государства монголо-татарамимарийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьямВятки.
В хозяйстве и развитии социальных отношений у марийцевпроисходили процессы, сходные с теми, что наблюдались у удмуртов.
1.7 Башкиры
Формирование башкирского этноса (самоназвание — «баджгард»,«башкурт») было сложным в связи с большой подвижностью племен степной илесостепной зоны. По мнению одних ученых, его основу составили древнетюркскиеплемена, которые в течение VIII—IX вв. кочевали в Приаралье и в Казахстане. Помнению других, следует учитывать роль угорского и иранского компонентов вскладывании башкир. Расселение предков башкир на их современную территориюначалось с IX в. Процесс этот был длительным, и одновременно происходил притокновых групп населения. Возможно, в XII—XIII вв. на формирование башкирскогоэтноса повлияло продвижение в этот район кипчаков. На карте XII в. арабскогогеографа Идриси башкиры обозначены к западу от Уральских гор и к востоку отВолжской Булгарии. Центром формирования башкир являлась Белебеевскаявозвышенность. Их основными занятиями были пастушеское или кочевоескотоводство, в северных районах — охота и бортничество.
Таким образом, этнические процессы на Урале протекалидостаточно однотипно по обоим склонам хребта, хотя на восточном склоне онинесколько запаздывали. В основе этих процессов лежало развитие аборигенногонаселения, в состав которого постоянно вливались разные по происхождению ичисленности этнические группы. Наиболее интенсивно это происходило в эпоху Великогопереселения народов и в последующий период, когда началось развитие союзовплемен. Именно тогда были заложены основы крупных этнических общностей, ставшихпрямыми предками современных народностей Урала.
формирование состав нация урал
Глава 2. Духовная культура населения Урала в древности и враннем средневековье.2.1 Языческиеверования и культы
В основе традиционных верований коренного населения Уралалежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность.Наряду с промысловой и военной магией, фетишизмом и тотемизмом (верой в родствос теми пли иными животными, рыбами и птицами), особое место в нем занималанимизм. С последним, в свою очередь, были тесно связаны вера в добрых и злыхдухов и представления о загробном мире. Все это сопровождалось соответствующейкультовой практикой. Идолам, наготовленным в зооморфном или антропоморфном видеиз камня, дерева, металла и других материалов, приносились жертвы. Отправлениемкульта занимались шаманы, выступавшие посредниками между людьми спотусторонними силами. Они охраняли и обслуживали идолов, совершали жертвенныеритуалы, вступали во время камланий (шаманство) в контакт с духами, занималисьпредсказаниями и т. п. Свои обряды и жертвоприношения шаманы совершали в особыхсвященных местах, где располагались специальные святилища.
Наряду с профессиональными служителями культа, которых былосравнительно немного, жреческие функции мог выполнять в домашних условиях любойглава семьи или рода. Кроме того, сакральные (священные) обязанноститрадиционно возлагались на племенных вождей.
В зависимости от природно-климатических условий иособенностей хозяйственной деятельности, у разных народов преобладали те илииные культы. Так, для тюрко-язычных кочевников-степняков был характерен культконя. У живших в лесах финно-угров особо почитались медведь (отсюда — клятваперед его лапой или зубом и ритуальный медвежий праздник), лось, бывшийсимволом достатка и благополучия (по случаю добычи первого весеннего лосяустраивался лосиный праздник), и другие священные животные и птицы, в связи субийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось и вотношении некоторых пород рыб.
Духам леса и воды — покровителям охоты и рыбной ловли — такжеприносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
У земледельческих народов Урала (удмуртов, марийцев,коми-пермяков) складывались соответствующие аграрные культы, которые делилисьна циклы: зимне-весенние (связанные с подготовкой к весенним работам и посевомзерновых) и летне-осенние (связанные с ожиданием урожая и его сбором).Отправление этих культов сопровождалось соответствующими ритуалами ижертвоприношениями.2.2Мифологическая картина мира
Примерно в IV—III тыс. до н. э., то есть в эпоху языковой пкультурной общности финно-угорских народов Урала, у них постепенно начинаетскладываться система мифологических представлений. Испытавшая впоследствиирелигиозно-культурное влияние соседних племен и народов и оформившаяся вопределенные локальные варианты, финно-угорская мифология сохранила в своейоснове известное единство.
Гак. согласно мифологическим представлениям финно-угров,сотворение земли было произведено богом-демиургом, символом которого являлсялебедь (коми называли его Ен, марийцы — Кугу-Юмо, удмурты -Инмар. угры —Корс-Торум пли Пуми-Торум). Земля была создана из первичного подводного ила спомощью другой водоплавающем птицы (утки, гагары) или младшего брата в обликеэтой птицы (Омоль у коми, марийский и удмуртский Керемет, угорский Куль-Отыр).Изначальная двойственность мира выражалась в том, что бог-демиург создал всеполезное, а его помощник-антипод — все вредное.
Как и у большинства других пародов, финно-угорскиймифологический мир был разделен на три уровня: верхний (Небо с Полярной звездойв центре), срединный (земля, окруженная водой) и нижний (загробный мир холода имрака). Мировой осью и одновременно универсальной моде лью этого мира являлисьдерево или гора (у обских угров -река).
Каждому уровню соответствовали определенные божества:верхнему — демиург, громовиик и т. д.; среднему — женские божества, выступавшиесупругами или дочерьми высших богов, и их дети; нижнему — божества мрака исмерти. Па земле обитали также божества — покровители промыслов п духи —хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.).
Особое место в мифопо:>тической традиции финно-угровзанимали родоначальники и культурные герои. ‘Гак. по одной из версий, боткоми-пермяков Ен сотворил из глины мужчину, я его братан тп под Омоль —женщину. Ей взял ее в жены, и от этого брака родились Вой-пель (бог северноговетра, повелевавший также громом и молнией, впоследствии — покровительохотников и воинов) и его сестра Иома (иногда в мифах она фигурирует как злаялесная колдунья ).
Ен отправил своих детей на землю, где они породили настоящихлюдей — народ йосу (так коми-пермяки называли себя еще в XI—XII вв.).Сохранились также предания о родственных связях коми с загадочным севернымнародом чудью.
В угорских мифах инициатива творения человека приписываетсябогине земли и покровительнице женщин Кал-тащ. По другой версии, Нуми-Торумсначала создал из лиственничных бревен великанов-менквов, затем — мохнатыхлюдей, которых уничтожил, и лишь после этого появились настоящие люди,сплетенные из тальника и обмазанные глиной. Согласно одному из мансийскихмифов, первоначально землю населяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанныйих дерзостью, наслал на них огненный потоп. Искупавшись в его водах, сам онпомолодел и стал отцом семи сыновей, которых послал па землю. Особая роль приэтом отводилась младшему из них — Мир-суснэ-хуму, ставшему покровителем человеческогорода и посредником между людьми и богами.
Среди этногенетических сюжетов мифологии коми следуетотметить рассказ о братьях-родоначальниках Остьясе и Ошъясе, а также предания опервом кузнеце Кудым-оше и герое-богатыре Пере.
Пережитки тотемизма в мифологических представленияхфинно-угров Урала прослеживаются в отношении к медведю, который рассматривалсяими в качестве одного из родоначальников.
Из домусульмаиских мифологических представлений тюркоязычныхнародов Урала до нас дошли лишь некоторые образы низшей мифологии: бичура,шурале, убыр, духи — хозяева жилища (ой-ияее, абзор-ияее, йорт-ияее), дух —хозяин воды (су иясе) и т. д.2.3 Связьрелигиозно-мифологических представлений с изобразительным искусством
Магические изображения животных известны на Урале со временипозднего палеолита. Временем мезолита датируются орнаменты на костяных идеревянных изделиях в виде прямых, волнистых, зигзагообразных линий, ромбов,сеток, лестниц, насечек. Найденная при раскопках глиняная посуда донесла до насмногочисленные неолитические орнаменты. Образцы изобразительного искусстваэтого времени известны по наскальным изображениям, воспроизводящим сцены охоты,ловчие орудия и сооружения в сочетании с солярными и небесными знаками, а такжено керамическим и каменным фигуркам животных и птиц. В эпоху бронзы последниетакже вырезались из дерева, включались в орнамент на посуде и т. д. При этомкульт матери-прародительницы нашел отражение в глиняных женских скульптурах, акульт солнца — в солярных узорах на посуде, предметах быта, глиняных пряслицахи т. д. Появились в эпоху бронзы и изображения мужчин, что свидетельствовало обизменениях в мировоззрении древних уральцев, связанных с эволюцией общественныхотношений. Зооморфные образы и мотивы пермского и скифо-си-бирского звериногостиля свидетельствовали о стойкости тотемических верований. На развитиерелигиозных представлений и соответственно искусства приуральцев, активновлияли южноуральские кочевники. Вместе с тем объекты искусства, образы, мотивыи изобразительные приемы оседлых жителей Прикамья отличались, по сравнению сними, гораздо большим разнообразием.
Роль костюма и украшений
Одежда финно-угорского населения Верхнего Прикамья, а такжесвязанные с ней украшения, имели в эпоху средневековья не только бытовое илиэстетическое, но и магическо-культовое значение.
Мужские и женские холщовые рубахи, шубы, сшитые мехом внутрьи крытые ь сукном или холстом, шапки, обувь из сыромятной кожи с ремешками имедными застежками, а также лыковые лапти защищали людей, согласно ихпредставлениям, не только от холода, зноя или дождя, но и от сверхъестественныхявлений и нечистой силы. Для усиления защитных функций одежда и обувьдополнялись вышивкой и всевозмояшыми украшениями, обладавшими магическимисвойствами. При этом широко использовались изделия из бронзы и серебра,считавшихся колдовскими металлами, отпугивающими своим блеском и звуком злыхдухов, болезни и т. п. Особая роль отводилась поясу, выполнявшему рольмагического круга. Для защиты от колдовской порчи на поясе носили ножи и другиеострые предметы.
Наряду с поясом, магическими свойствами наделялись такжеукрашения-обереги (браслеты, кольца, подвески ИЗ монет, разнообразные ожерельяиз стеклянных и каменных бус, нагрудные украшения, головные уборы), приизготовлении которых часто использовались изображения священных животных иптиц. У мужчин-охотников были распространены различные амулеты — клыки и костихищных животных, перья птиц и т. п.
2.4 Музыкальные инструменты
Составной частью духовной культуры финно-угров являлась ихмузыка. Среди археологических находок эпохи средневековья встречаются костяныеи железные варганы — щипковые самозвучащие музыкальные инструменты в видепластины со стальным язычком. Были распространены различные манки-пищалки идудочки, изготовленные из птичьих косточек, бубны, медные и бронзовые бубенцы иколокольчики. Насть этих инструментов (например, манки, имитирующие голосаптиц) использовалась на охоте. Известны также подставки под струны — деталькакого-то достаточно сложного струнно-смычкового инструмента.
Глава 3. Многонациональность Урала на рубеже 20-21 веков
Урал рубежа XX—XXI веков — уникальный этнический исоциокультурный регион, в котором проживают представители более 100национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации,петровского заселения, столыпинских реформ, периода революции и гражданскойвойны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессии, беженцев из странбывшего СССР и настоящего СНГ).
Если в конце 17 в. русские составляли меньшинство, то уже всередине XIX в. на их долю приходилось почти три четверги населения. Согласнопереписи 1989 г., к русским себя относили 73% населения Урала. На долю татарприходилось 9,75%, башкир — 5,9%, удмуртов — 2,9 %, украинцев — 2,2 %.Остальные 6,3% составляли чуваши. мордва, немцы, коми, представители другихнародов. В 1999 г. только в Свердловской области были зарегистрированы около 70национально-культурных организаций (русские, украинские, татарские, башкирские,ассирийские, корейские, цыганские, еврейские, немецкие, польские и др.).
Академик С.Г. Струмилин (1877—1974) в 1960-е гг. так писал обуральском характере: «Основные черты этого характера — пионерская энергия,сметливость и уральская напористость в труде и боях… Эти черты столетиямивыковывались вместе с уральской сталью в коллективном творческом труде междумолотом и наковальней… Их закаляла п суровая здешняя природа с ее жестокимизимними стужами, частыми и резкими переменами погоды, целительным свежимвоздухом и еще более «свежими» своевольными порывами ветра то в лицо, то взатылок, на этом извечном уральском сквозняке между Европой и Азией. Неосталась без влияния на этот характер, вероятно, и та небольшая примесьтуземной пермяцкой крови, которая с давней поры течет в жилах многих уральцев,крови тех легендарных охотников, которые били белку в глаз ходили в одиночку намедведя…»
Глава 4. Население Свердловской области на сегодняшний день
Численность населения Свердловской области по оценки на 1января 2008 составляла 4395,6 тыс.чел. В 2006 г. Зафиксировано сокращениечисленности населения за счёт естественной убыли, которое составило 19,9 тыс.человек. В 2006 г. Число прибывших на территорию Свердловской области превысилочисло выбывших на 9,5 тыс. человек.
Национальный состав:
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года,национальный состав Свердловской области был следующим:
· Русские –4 002 974 (89,23%)
· Татары –168 143 (3,75%)
· Украинцы –55 478 (1,24%)
· Башкиры –37 296(0,83%)
· Лица, неуказавшие национальность – 28 957 (0,66%)
· Марийцы –27 863(0,62%)
· Немцы –22 540 (0,5%)
· Белорусы –18 541(0,41%)
· Удмурты –17 903 (0,4%)
· Азербайджанцы –15 171
· Чуваши – 11 509
· Армяне – 11093
· Мордва –9 702
· Евреи – 6 810
· Таджики –6 125
· Казахи –4 403
· Цыгане – 4 019
· Узбеки –3 836
· Молдаване – 2 930
· Грузины –2 656
· Китайцы –2 435
· Поляки –2 147
· Лица снеуказанной национальностью – 2 099
· Греки –1 979
· Киргизы –1 923
· Коми-пермяки –1 897
· Лезгины –1 246
· Корейцы –1 238
· Болгары – 1 183
Показаны национальности, численностью свыше 1 тыс. чел.
Глава 5. Многонациональность Урала на примере школы
Изменение национального состава населения России – одна изнемаловажных проблем государственного уровня. Мы провели анкетирование (см.приложение1.) среди средней и старшей школы( 5-10 класс) в опросе приняли участие 351человек. И мы выяснили какие национальности преобладают и какие есть редкиенациональности в нашей школе. По данным нашей статистики, около 82% учащихсянашей школы – русские. На втором месте – татары(5%), на третьем – украинцы(3%),а далее чуваши(1,6%), белорусы, башкиры, лица не указавшие национальность,марийцы, немцы, удмурты, армяне, авары, табасаране, поляки, езиды.
Россия — многонациональная страна. Но есть люди, которые нехотят, чтобы в РФ проживали представители других национальностей. Существуютнационально-нетерпимые группировки вроде скинхедов. Выделим проблемы,характерные для нашего города: в Москве не любят немосквичей, негров,монголоидов и даже других славян, потому что они занимают рабочие местарусских. При приеме на работу имеет место дискриминация по национальномупризнаку. Из-за того, что екатеринбургские власти опасаются терроризма,ужесточены правила регистрации для иногородних.
Почему же их права нарушают? Возможно, люди, которые этоделают, не понимают других культур, считают их чуждыми, неправильными, но самипри этом не имеют внятного представления о другой культуре. У них возникаетложное впечатление, что другие люди заведомо хуже. Некоторые выдвигают лозунг«Россия только для русских!»
В последнее время проблема национализма стоит довольно остро.Совершенно ясно, что ее надо решить. Как же это сделать?
1. Необходимо просвещать людей — в этом помогут средства массовойинформации; нужно воспитывать лучшие общечеловеческие качества: доброту,уважение, взаимопонимание на уровне личностей. Главное место в этом отводитсяшколе, так как мы все здесь встречаемся…
2. Людям нужно с детства прививать уважение к чужой культуре.Для этого в школах нужно больше рассказывать об обычаях и традициях народов: онациональной музыке, песнях, танцах, поэзии, архитектуре и т. д. Об этом нужноговорить на таких уроках, как география, история, обществознание, мироваяхудожественная культура.
Доля русских в Екатеринбурге становится все меньше, хотямногие дети, в роду которых есть представители других национальностей,определяют себя русскими. Все приезжие постепенно, но неуклонно приобщаются крусской культуре, и наша дружба часто зиждется на уважении национальныхдостоинств друг друга.
Оказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточнохорошо понимают, что такое религия и свобода совести.
Анализ статистических данных показал следующее:
1. Многие не знают, что христианство делится на нескольконаправлений. 83,5% учеников называют себя христианами, а 1% причисляют себя ккатоликам.
2. Некоторые не знают настоящего определения атеизма. Из-заэтого многие считают, что неверующие и атеисты — одно и то же. Анкетированиепоказало, что 2,8% от общего числа учеников являются атеистами.
3. Кое-кто вообще не знает вероисповедания своих родителей ипоэтому не может решить проблему выбора веры.
4. В графе «вероисповедание» в нескольких анкетахприсутствовало такое словосочетание: «Просто верю». Так ответили 3,1%опрошенных. Остается только догадываться, что это означает.
5. А так же 2,6% опрошенных мусульмане.
Многие не знают ни значения обрядов, ни молитв, ни традицийЦеркви, но причисляют себя к православным. Некоторые считают, что «крестьянка»— это тоже определение принадлежности к вероисповеданию. В современном мире порадио, по телевидению часто слышатся слова: «исламский терроризм, исламскийфундаментализм, мусульманский экстремизм», что наводит ребят на ложную мысль,что мусульмане заведомо агрессивны, враждебны.
Как же решить проблемы розни на религиозной почве? Один изпутей — устранение невежества в этой сфере. Нужно глубже изучать религии разныхнародов. Может быть, ввести в школе факультатив «Мировые религии».
На уроках истории, географии, литературы больше рассказыватьученикам о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народовРоссии, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима,удивительна.
Так же я выяснила, что 90,2% наших школьников, родились вЕкатеринбурге, 5,3% в Свердловской области.
Вопрос связанные с цветом глаз вызывал многочисленные спорысреди анкетируемых, многие ошибочно считаю свой цвет глаз зеленым, не смотря нато что такого цвета глаз не существует.
В итоге 27,3% карие глаза, 14,1% серо-голубые глаза, 13,4%голубые глаза, 13,1% зеленые глаза, 13,1% каре-зеленые глаза, 8,2% серо-зеленыеглаза, 7,7% серые глаза, 3,1% голубо-зеленые глаза.
Среди опрошенных самый большой процент оказалсярусых(59,3%), затем брюнеты(16,5%), шатены(10%), блондины(8,8%) и рыжие(5,4%).
Так же мы узнали сколько всего детей в семьях наших учеников,один ребенок в семье у 48,4%, два ребенка 44,5%, три ребенка 6,9% и пять детей0,29%.
А так же в нашей школе есть ярко выраженные представителисвоей национальности: армянин, езид и табасаранка. Эти ребята с удовольствиемподелились со мной своей биографией.
1.1. Кадашова Эльмира Ташбековна
Национальность: Табасаранка;
Родной язык: Табасаранский;
Родом из Дагестана (Кавказ);
Национальное блюдо (которое они готовят в свой семье по сейдень): Дамла (голубцы с виноградными листьями), Чуду.
Традиции и обычаи: Женитьба происходит с согласием родителейс двух сторон. Жених дает выкуп родителям за невесту, такой обычаи называетсяКалым. Невесте покупают одежду, драгоценности, подарки. Невеста после свадьбыживет у жениха. А если сыновей много то младший из братьев остается сродителями, нельзя оставлять родителей одних. На свадьбе живая музыка, многогостей. Невесте делают любаш. Невеста приносит в дом приданое: мебель, посуду,и т.д. Хозяйство ведут женщины.
После смерти кого-либо женщины идут на кладбище после мужчинна следующий день.
Большое уважение к старшим. Нет домов пристареллых.
Семейное древо: Кадашова Эльмира (Екатеринбург)
Мама (Дюбек)
Бабушка (Ягдиг)
Дедушка
(Дюбек) Прабабушка (Ручуж) Прадедушка (Ягдиг)
Прабабушка
( Чужник)
Прадедушка
(Дюбек)
1.2. Малакян Арташес Эдуардович
Национальность: Армянин;
Родной язык: Армянский;
Родом из Еревана;
Национальное блюдо: Дамла.
Традиции и обычаи: Традиции и обычаи армянского народа, сформировавшиеся замногие века, являются его гордостью. Темпераментные и вспыльчивые, но в тожевремя добродушные и открытые, армяне нежно привязаны к детям, с трепетом иуважением относятся к семейным ценностям. Армянская семья всегда отличаласьпрочностью, и даже в условиях современного мира, благодаря тесным семейным узами взаимному уважению, армянам удается сохранить свои союзы крепкими.Современная армянская семья, как правило, состоит из 4-5 человек. Однако всельских семьях дети всех братьев, живущих вместе, считаются братьями исестрами, и мать относится с одинаковой теплотой и любовью как к родным детям,так и к детям деверя. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая вдоме женщина, ее авторитет признается выше авторитета мужчины. Почтительноеотношение к старшим, проявление знаков внимания и уважения также являются дляармян традиционными. К мнению старших всегда прислушиваются, старики играютзначительную роль в решении важных семейных вопросов. В присутствии старшихсчитается неприличным громко разговаривать, курить. Если в дом входит пожилойчеловек, молодые люди должны в знак уважения встать, а садиться только послеприглашения старшего в доме.
1.3. Кашахи Давид Малхазович
Национальность: Езид;
Родной язык: Езидский;
Родом из Тбилиси (Грузия);
Национальное блюдо: Хинкали;
Традиции и обычаи: На свадьбе жених должен разбить о головуневесты два яблока. При входе в дом невеста должна разбить ногой тарелку.Подарки, которые дарят молодоженам, объявляет специальная женщина. Послесвадьбы жена живет у мужа.
Раз в год, проходит праздник Рожи, все родственники едут накладбища своих родных и близких. Хатуна Кашахи(сестра) Давид Кашахи Максим Кашахи(брат) Джемал Броян(дядя) Мзия Броян (мама) Малхаз Кашахи (папа)
Омар Кашахи
(дядя) Худо Броян бабушка Басе Броян (дедушка) Вальдемар Кашахи (дедушка)
Седа Кашахи
бабушка Худо Дарбеш (прабабушка)
Хазал Дарбеш
(прадедушка)
Все родные Давида чистокровные Езиды.
Мне было очень интересно узнавать и изучать другиенациональности. Я считаю, что нужно глубже изучать культуру и обычаи разныхнародов. Может быть, в школе ввести факультатив
« Народы и их традиции и обычаи».
На уроках истории, географии, литературы нужно большерассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях ивероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойнауважения, неповторима, удивительна.
Заключение
В результате работы были решены поставленные задачи. Яизучила формирование коренных народов Урала, рассмотрела национальный составСвердловской области, проведено тестирование и обработка данных и выясненыпреобладающие национальности в нашей школе.
Во время проведения национального опроса в школе, все ученикирассказывали о своих национальностях с большим интересом и, не стесняясь этого.Наша школа оказалась многонациональной, не смотря на это у нас не когда невозникает конфликтов по поводу национальности, мы уважаем, все национальности иобщаемся на равных не выделяя ни кого. А так же в нашей школе есть ярковыраженные представители своей национальности: армянин, езид и табасаранка. Этиребята с удовольствием поделились со мной своей биографией. Мне было оченьинтересно работать по этой теме, я думаю, что всем было интересно узнать обистории человека, с которым ты учишься несколько лет.
В нашей области на уровне областного правительства решаются исоздаются проекты, связанные с национализмом, наша область заинтересована вэтом вопросе и скоро в нашей области вообще не останется конфликтных ситуациииз-за миграции и национальности.
На уроках истории, географии, литературы нужно большерассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях ивероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойнауважения, неповторима, удивительна.
Список литературы
1. Огоновская И.С. История Урала с древнейших времен до нашихдней 2003г.;
2. Крылова О.Н. Перепись населения в школе
3. http//proceedings.usu.ru
5. Уральский экономический район: Осн. итоги переписинаселения 1989 г. Екатеринбург, 1991.
6. Чагин Г. N. Этнокультурная история Среднего Урала в концеXVII — первой половине XLX в. Пермь, 1995.
7. Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX—XX вв.Екатеринбург. 2002.