Курсоваяработа
Особенностиформирования налоговой базы единого социального налога в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГАВ РФ
1.1 Общие положения ЕСН
1.2 Современные тенденции налогового законодательства в отношенииЕСН
РАЗДЕЛ 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И РАСЧЕТА ЕСН
2.1 Формирование налоговой базы
2.2 Налоговая база по ЕСН при реорганизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Какизвестно, единый социальный налог (далее — ЕСН) взимается с 2001 года. Однакопредложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Сутьналога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносыорганизаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом, ликвидировавтаким образом неразбериху в существовавшей до введения налога системе. Довступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный, медицинскогострахования, социального страхования, а также фонд занятости.
Аргументы впользу введения ЕСН были более чем существенные: дело в том, что у всехсоциальных фондов была одна и та же облагаемая база — фонд оплаты труда ивыплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. В Пенсионныйфонд России (далее — ПФР) — 29%, в Фонд обязательного медицинского страхования(далее — ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования(далее — ФСС) — 5,4%. В совокупности взносы составляли 39,5%. «Почему бы незаменить все взносы одним платежом?» — удивлялись налогоплательщики. Ведь каждыйфонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением,устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правилапредставления отсрочек и т.д.
Но это былоеще полбеды. Ведь каждый фонд проводил проверки предприятий, запрашивая приэтом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы.Существовало свыше 1,5 тысяч различных писем, указаний, разъяснений фондов,которые регламентировали порядок начисления и уплаты взносов. В итоге ошибкабухгалтера, неправильно прочитавшего (или вообще не читавшего) одно изуказаний, могла обернуться большими финансовыми санкциями какого-либо фонда.
Несмотря наочевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решениеоткладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, нежелающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан.Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налогасказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, чтопосле введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самихфондов.
Цель даннойкурсовой работы – рассмотрение единого социального налога с теоретической ипрактической точек зрения, а так же изучение особенностей формированияналоговой базы и расчета налога.
РАЗДЕЛ 1СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В РФ
1.1 Общиеположения ЕСН
Официальнаябиография ЕСН началась 5 августа 2000 года. Сторонники этого нововведенияуверяли, что это приведет к следующим позитивным результатам: снижению размеровналогов, начисляемых на фонд оплаты труда; снижению административных издержек;повышению собираемости налогов (взносов), благодаря передаче функций контроля исбора профессионально подготовленной, технически, технологически и информационнооснащенной, мощной государственной налоговой службе.
Всоответствии со статьей 236 Налогового кодекса (НК) объектом налогообложенияЕдиным социальным налогом (ЕСН) признаются выплаты и иные вознаграждения,начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым игражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,оказание услуг, а также по авторским договорам.
Выплаты потрудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.
При уплатестраховых взносов на обязательное пенсионное страхование следуетруководствоваться Законом РФ 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации».
Налогоплательщикамиединого социального налога, а также страхового взноса на обязательное пенсионноестрахование признаются:
Ø работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К нимотносятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, непризнаваемые индивидуальными предпринимателями;
Ø индивидуальные предприниматели, адвокаты, не являющиеся работодателями.
Объекты налогообложения.
Дляисчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионноестрахование объектом налогообложения для работодателей являются:
— выплатыпо трудовым договорам;
— вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам,предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также поавторским договорам;
Выплатыштатным работникам за выполнение ими работ или оказание услуг по договорамгражданско-правового характера в состав расходов на оплату труда не включаютсяи, следовательно, не подлежат налогообложению ЕСН и страховыми взносами наобязательное пенсионное страхование на основании п. 3 статьи 236 НК.
ПлательщикомЕСН с суммы вознаграждения, начисленной организацией по авторскому договору впользу индивидуального предпринимателя, является организация.
Если однимиз видов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателяявляется деятельность, в рамках осуществления которой он заключает авторскиедоговоры, то на основании п. 2 статьи 236 НК у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя вознаграждения, начисляемые в его пользу поуказанным договорам, рассматриваются как доходы от предпринимательскойдеятельности и, соответственно, признаются у него объектом налогообложения ЕСН.
Еслиорганизация осуществляет выплаты в пользу своих работников по трудовымдоговорам за счет средств, которые не уменьшают налоговую базу по налогу наприбыль, — премии, сверхнормативные суточные и т.п., то данные выплаты непризнаются объектом налогообложения по ЕСН.
Организация,управляющая имущественными правами обладателей авторских прав, исчисляет иуплачивает ЕСН с сумм выплат и вознаграждений, начисляемых физическим лицам,состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с данной организацией.
Еслиорганизация на основании авторского договора выплачивает авторскоевознаграждение за создание объекта интеллектуальной собственности, то учитывая,что статьей 236 НК предусмотрено исключение из объекта налогообложения ЕСН уналогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, выплат впользу индивидуальных предпринимателей только по гражданско-правовым договорам,следует, что с выплат по авторским договорам в пользу указанных физических лицналогоплательщик производит исчисление и уплату ЕСН в общеустановленномпорядке.
Суммывозмещения затрат на проезд и проживание в гостинице физическим лицам,выполняющим работы или оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам,являются, по существу, дополнительным вознаграждением физическим лицам завыполняемые (оказываемые) ими по гражданско-правовому договору работы (услуги),а потому они подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
Еслиадвокат, учредивший адвокатский кабинет, производит выплаты в пользу физическихлиц (заключены трудовые договоры с гражданами для исполнения обязанностейсекретаря и помощников адвоката), исчисляет и уплачивает ЕСН в порядке,установленном п. 1 статьи 236, п. 1, 2 и 4 статьи 237, статьи 238, п. 1 статьи241 и статьи 243 НК.
ЕСН свыплат иностранным работникам
Выплаты,начисленные иностранной организацией по трудовым договорам в пользу своихработников — иностранных граждан и связанные с выполнением работ (оказаниемуслуг) на территории РФ в представительстве организации, признаются объектомналогообложения по ЕСН независимо от статуса работника (постоянно или временнопроживающий на территории РФ), места заключения договора, а также независимо оттого, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории РФ).
Суточные,выплачиваемые иностранной организацией своим сотрудникам, командированным впредставительство организации, находящееся на территории РФ, не подлежатналогообложению ЕСН в пределах норм, установленных в соответствии сзаконодательством РФ за время нахождения в командировке на территории РФ.
На выплатыфизическим лицам, имеющим двойное гражданство и застрахованным в органахПенсионного фонда РФ, организация производит начисление страховых взносов наобязательное пенсионное страхование, а ЕСН в федеральный бюджет уплачивает сучетом применения налогового вычета.
Упредставительства иностранной организации, не ведущей коммерческой деятельностина территории РФ, возникает обязанность по уплате ЕСН с сумм арендной платы зажилое помещение для проживания главы представительства.
Выплаты приприменении спецрежимов
В связи стем что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), неявляется плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяетсяп. 3 статьи 236 НК, устанавливающий те выплаты, которые объектом ЕСН неявляются. Отсюда следует, что данная организация, не вправе не уплачиватьстраховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, неуменьшающих налоговую базу по ЕСН.
Некоммерческаяорганизация, применяющая УСН и выплачивающая заработную плату работникам извзносов членов-пайщиков, не является плательщиком ЕСН, однако должна начислятьстраховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии.
Сотрудникиорганизации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственныхпроизводителей, согласно приказу руководителя могут пользоваться междугороднейсвязью, в том числе и в личных целях. При этом работники вправе«выговорить» определенный лимит времени без оплаты.
Стоимостьтаких личных переговоров при налогообложении ЕСН не учитывается. А вот взносы вПФ начислить придется.
Согласно п.8 статьи 243 НК обособленные подразделения, в том числе применяющее системуналогообложения в виде ЕНВД, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющиевыплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанностиорганизации по уплате ЕСН, а также обязанности по представлению расчетов по ЕСНи налоговых деклараций по месту своего нахождения.
В случаеневыполнения хотя бы одного из этих трех условий, определенных п. 8 статьи 243НК, головная организация производит централизованно уплату ЕСН за своиобособленные подразделения, а также представляет расчеты по авансовым платежампо ЕСН и налоговые декларации по месту своего нахождения.
Ещенекоторые особнности
Выплатаденежного поощрения лучшим учителям не является объектом налогообложения ЕСН, ипри выделении субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетамсубъектов РФ на ее выплату, средства на уплату ЕСН не предусматриваются.
Суммыоплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, иосуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриватьсякак выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и,следовательно, не являются объектом налогообложения ЕСН.
Выплаты,производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбываниянаказания, облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.
Надбавки заподвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных),начисляемые водителям, работающим на регулярных междугородних или международныхперевозках, в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу,предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностнымиинструкциями, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Ежемесячнаядоплата к пенсии, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связис выходом на пенсию, на основании п. 1 статьи 236 НК не является объектомобложения ЕСН.
1.2Современные тенденции налогового законодательства в отношении ЕСН
Реформа ЕСНвнесет серьезные изменения в налоговый и бухгалтерский учет, что безусловнонеобходимо отобразить в информационных системах для автоматизации ведения учета.
Федеральныйзакон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» (далее — Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в «Российскойгазете» № 137.
Глава 24 НКРФ с 01.01.2010 будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от24.07.2009 № 213-ФЗ.
С 1 января2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы вгосударственные внебюджетные фонды.
Длясоблюдения нового налогового законодательства необходимо обновить конфигурации1С для расчета зарплаты.
Длякорректного расчета налогов в программе «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8»необходимо:
Доработатьрегистры накопления ЕСНСведенияОДоходах, ЕСНРасчетыСБюджетом;
Доработатьрегистры сведений СведенияОСтавкахЕСНиПФР, ЕСНСкидкиКДоходам,ПравоПримененияЛьготПоЕСН;
Доработатьалгоритмы проведения всех расчетных документов по этим регистрам;
Доработатьдокумент Расчет ЕСН и алгоритм его проведения;
Доработатьотчет АнализНачисленныхНалоговИВзносов.
Автоматизациярасчета зарплаты на базе «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8» .
Сутьнеобходимых изменений: Регрессивная шкала ЕСН будет отменена. Для работодателейбаза для начисления страховых взносов на каждого работника устанавливается всумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетногопериода. При этом сумма будет подлежать ежегодной индексации с учетом ростасредней зарплаты по стране.
В отношениитарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общаявеличина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН — 26процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:
в ПФР – 20%;
в ФСС России — 2,9%;
в ФФОМС — 1,1%;
в ТФОМС –2%.
А вот с 1января 2011 года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислятьвзносы в размере 26 процентов, в ФСС России — 2,9 процента, в ФФОМС — 2,1процента, в ТФОМС — 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом,компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 %.
Таблица 1.1
Ставкивзносов в % при общей системе налогообложения
Фонды
2009-2010 гг.
2011 г.
Изменение ФСС 2,9 2,9 ФФОМС 1,1 2,1 + 1,0 ТФОМС 2,0 3,0 + 1,0 ПФР 20,0 26,0 + 6,0
Итого
26,0
34,0
+ 8,0 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: Страховая 20,0 26,0 + 6,0 1967 г.р. и моложе: страховая 14,0 20,0 + 6,0 накопительная 6,0 6,0
В переходный период с2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельныхкатегорий плательщиков — длясельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организацийнародных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, длярезидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций,использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общемустраховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года.
Таблица 1.2
Льготныеставки взносов в % для отдельных категорий плательщиков
Фонды
2010 г.
2011-2012 г.г.
2013-2014 г.г. ФСС 1,9 2,4 ФФОМС 1,1 1,6 ТФОМС 1,2 2,1 ПФР 10,3 16,0 21,0
Итого
10,3
20,2
27,1 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: страховая 10,3 16,0 21,0 1967 г.р. и моложе: страховая 4,3 10,0 15,0 накопительная 6,0 6,0 6,0
Касательно «упрощенцев»и плательщиков ЕНВД, в 2010 году ониуплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакиельготы для них не предусмотрены. С 2011 г. они будут применять ставку 34 %, каки страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющиеобщий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).
Таблица 1.3
Ставкивзносов в % для страхователей, выплачивающих вознаграждения физическим лицам, иприменяющие общий режим
Фонды
2009-2010 г.г.
2011 г.
Изменение ФСС 2,9 + 2,9 ФФОМС 2,1 + 2,1 ТФОМС 3,0 + 3,0 ПФР 14,0 26,0 + 12,0
Итого
14,0
34,0
+ 20,0 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: страховая 14,0 26,0 + 12,0 1967 г.р. и моложе: страховая 8,0 20,0 + 12,0 накопительная 6,0 6,0
Непроизводящие выплаты физическим лицам индивидуальныепредприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частнойпрактикой, будут уплачивать не толькофиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере,определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст.14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такаястоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) итарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Таблица 1.4
Расчетвзносов
Фонды
2010 г.
2011 г. ФСС ФФОМС МРОТ * 12мес * 1,1% МРОТ * 12мес * 2,1% ТФОМС МРОТ * 12мес * 2,0% МРОТ * 12мес * 3,0% ПФР МРОТ * 12мес * 20,0% МРОТ * 12мес * 26,0%
Итого
МРОТ * 12мес* 23,1%
МРОТ * 12мес* 31,1%
В отличиеот ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкаланалогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будутвзиматься по единой ставке.
Установлена предельнаябазовая величина выплат и иныхвознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматьсяне будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом сначала расчетного периода.
Впоследующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростомсредней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Установление этоговерхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ниназначаться, ни выплачиваться не будет.
Отчетность в фонды.
Перечислениестраховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц,осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждыйиз четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Приэтом взносы на обязательное социальное страхование на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить насумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспеченияпо данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
В течениерасчетного (отчетного) периода уплачивается ежемесячный обязательный платеж поитогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ниммесяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Плательщики,которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетныйпериод отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущегокалендарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовыхплатежей такими плательщиками не предусмотрено.
Последнийраз налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговуюдекларацию по ЕСН за 2009 год в обычный срок — не позднее 30 марта 2010 года(п. 7 ст. 243 НК РФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 годпо форме, утвержденной Минфином России. После камеральной проверки отчетностиее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона №212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующиенотариусы подают отчетность не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).
С 2010 годаналоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.
Взносы вФСС будет контролировать сам фонд, а уплату взносов в ФОМС и ПФР будутпроверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
Отчетнымипериодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарногогода и календарный год (он же — расчетный период).
Сроки сдачирасчетов в ФСС останутся без изменений.
В ПФР отчетпо начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаватьсяежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетнымпериодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогамкалендарного года не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховымвзносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.
Расчет поначисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физическилицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года,следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждаетсяорганом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Персонифицированный учет.
Отчетностьза 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.
В 2010 годуотчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год,соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).
С 2011 годаотчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев икалендарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп.«б» п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляетсяежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетнымпериодом (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от01.04.1996 № 27-ФЗ).
Вместе синдивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязанпредставлять итоговые сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах вцелом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает всилу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).
Начиная с 2011 года страхователь припредставлении сведений на50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетныйпериод должен подать документы вэлектронном виде и с применением электронной цифровой подписи(п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный форматотчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).
До 1 мартаследующего года обязаны представить сведения физические лица, самостоятельноуплачивающие страховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от01.04.1996 № 27-ФЗ).
Проверки выездные(камеральные). В законе определеныполномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем,которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверкимогут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п. 10ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ПФР будетпроверять не только правильность исчисления взносов и своевременность ихуплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.
Страхователиобязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающихисчисление и уплату сумм страховых взносов (пп.6 п.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ).
Максимальноевремя длительности выездной проверки — два месяца. Правда, сотрудники фондавправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае — ещена три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении кответственности либо об отказе в привлечении.
Камеральнаяпроверка каждого представленного расчета будет проходить в течение трехмесяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют,чтобы плательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Есликорректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выноситсярешение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе впривлечении.
Обжаловатьрешение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и ввышестоящий орган либо сразу в суд — на усмотрение страхователя.
Количествопроверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговыхпроверок, возможны проверки ФСС и ПФР. Фактически по процедуре это выезднаяналоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органыприменяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР — самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применениязаконодательства и при проверках руководствоваться только собственнымиписьмами.
За неподачу расчетов установленаответственность:
— припросрочке до 180 дней — за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но неболее 30 % и не менее 100 руб.;
— припросрочке более 180 дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 %за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.
Неуплатаили неполная уплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы (при наличии умысла — 40 %). При ошибке в КБК взносы небудут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
В случаяхобнаружения плательщиком ошибок (приводящих к занижению суммы взносов)плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок егоподачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.
Зачетизлишне уплаченных взносов в один фонд в счет погашения недоимки в другойневозможен, несмотря на то, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и вФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Пособие по временнойнетрудоспособности за первые два дняпо-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст. 3 Закона от29.12.2006 № 255-ФЗ).
В связи свведением базовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 годаустановлен новый порядок определения предельного размера пособий. Среднийдневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышатьсреднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельнаявеличина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п.3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году предельнаявеличина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчетауказанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365).Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которогоработает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.
С указанногоограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособностиустановлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утратакоторого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которогоперечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет — 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); 8 и более лет — 34 583 руб. (415000 руб. / 12 мес. x 100 %).
Максимальныйразмер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34583 руб. (прежде — 25 390 руб.).
Ежемесячноепособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на30,4 (среднемесячного числа календарных дней в году).
Минимальныйразмер остался прежним — 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.*по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или болеедетьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. Втаком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может бытьменьше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006№ 255-ФЗ).
Однакоограничение по максимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено.Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы,на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федеральногозакона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010году не должен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетомпредельной базовой величины — 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяцухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней вмесяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядокрасчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакциистатьи 34 Закона № 213-ФЗ.
Еслизастрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу заребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращенииза пособием выбранному страхователю представляется справка (справки) с местадругих работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями невыплачивается.
В настоящеевремя предполагается, что реформа ЕСН, ранее намечавшаяся на 2010 г., будетосуществляться поэтапно. С 2010 г. вместо действующего ЕСН с работодателейбудут взиматься страховые взносы по единой ставке 26% с заработной платы, непревышающей 415 тыс. руб. в год. С 2011 г. планируется повысить единую ставкустраховых взносов до 34%. В сложившихся кризисных условиях переноспланировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний с 2010 г.на 2011 г. является положительным решением. По оценке ИКСИ на основе данных2007 г., повышение страховых взносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличилобы социальные взносы работодателей на 25%. При этом для добывающих отраслейпромышленности рост «социальной нагрузки» составил бы 17,5%, а дляобрабатывающих отраслей – 26-30%. Вместе с тем, поэтапная реализация реформыЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки на работодателей. При переходе кновой системе начисления социальных взносов в 2010 г. для ряда компаний«социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит и без того сложное ихположение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН (10% с зарплаты впределах 280 – 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. вгод) и переход к единой ставке 26% приведет к росту страховых взносовработодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23-60тыс. руб. в месяц.
/>
Приповышении ставки страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. произойдетзначительное повышение нагрузки на работодателей. Для заработной платы, непревышающей 23 тыс. руб. в месяц, рост страховых взносов по сравнению ссуществующим уровнем составит 31%, а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц– 33-63%. Тем самым проводимая реформа может оказаться стимулом краспространению теневых форм оплаты труда.
РАЗДЕЛ 2ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И РАСЧЕТА ЕСН
2.1Формирование налоговой базы
Налоговаябаза определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленныхналогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Приопределении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (заисключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимостиот формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная иличастичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в томчисле коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплатастраховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением суммстраховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящегоКодекса).
Организации,индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу отдельно по каждомуфизическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяцанарастающим итогом.
Налоговаябаза индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как суммадоходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральнойформе от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, завычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов,принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке,аналогичном порядку определения состава затрат, установленных дляналогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25настоящего Кодекса
При расчетеналоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров(работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день ихвыплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственномрегулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя изгосударственных регулируемых розничных цен.
При этом встоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога надобавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая суммаакцизов.
Согласноп.3 ст.236 НК РФ не признаются объектом обложения единым социальным налогомвыплаты, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам,уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном(налоговом) периоде;
Уналогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц неуменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном(налоговом) периоде.
Пример.
Согласнодоговору, заключенному с работодателем, сотрудник ООО «А» используетв служебных целях личный автомобиль ВАЗ-2121 с двигателем объемом 1700 куб. см.Норма компенсации для автомобиля такой марки составляет 1200 руб. в месяц. Заиспользование личного автомобиля в служебных целях за август 2003г. этомусотруднику выдано 2 200 руб. В налоговую базу по ЕСН сумма компенсации впределах нормы, составляющей 1200 руб., не входит. Также не подлежит обложениюЕСН и сумма компенсации сверх установленных нормативов в размере 1000 руб.(2200 — 1200), так как является расходом, не уменьшающим налоговую базу поналогу на прибыль организации в отчетном периоде.
Также,согласно статье 238 НК РФ не подлежат налогообложению:
— государственныепособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации,законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениямипредставительных органов местного самоуправления, в том числе пособия повременной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия побезработице, беременности и родам;
— все видыкомпенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации), установленных законодательствомРоссийской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации,решениями представительных органов местного самоуправления) и связанных с:
—возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
—бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания ипродуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
— оплатойстоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также свыплатой денежных средств взамен этого довольствия;
—увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
— оплатойстоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и параднойформы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно спортивныхорганизаций для учебно тренировочного процесса и участия в спортивныхсоревнованиях;
—возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессиональногоуровня работников;
—трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращению численности илиштата, реорганизацией или ликвидацией организации;
—выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд наработу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
— суммыединовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
—физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайнымобстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба иливреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористическихактов на территории Российской Федерации;
— членамсемьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) егосемьи;
— суммыоплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своимработникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу,налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственнымиучреждениями или организациями — в пределах размеров, установленных законодательствомРоссийской Федерации;
— доходычленов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве отпроизводства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также отпроизводства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — втечение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
— доходы(за исключением оплаты труда наемных работников), зарегистрированных вустановленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,зарегистрированных в установленном порядке, от реализации продукции, полученнойв результате ведения ими традиционных видов промысла;
— суммыстраховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников,осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорамдобровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менееодного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этихзастрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорамдобровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно наслучай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицомтрудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
— суммыматериальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетныхисточников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, непревышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
— стоимостьформенной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся,воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а такжегосударственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичнойоплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
— стоимостьльгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерацииотдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
Налоговые льготы.
Налоговыельготы предоставляются предприятиям в соответствии со статьей 239 НК РФ.
В частностиналоговые льготы предоставляются организациям любых организационно — правовыхформ — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налоговогопериода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II илиIII группы.
Налоговый иотчетный период
Налоговымпериодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетнымипериодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцевкалендарного года (статья 240 НК РФ).
Налоговыеставки.
Сумманалога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношениикаждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базысогласно п.1 ст.243 НК РФ. Для исчисления единого социального налога применяетсямаксимальная или регрессивная ставка.
Расчет суммединого социального налога ведется в индивидуальной сводной карточке учета суммначисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социальногоналога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговоговычета), форма которой утверждена Приказом МНС РФ от 27 июля 2004 г. NСАЭ-3-05/443).
В отношениисуммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, следует отметить, что еевеличина уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот жепериод страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствиис изменениями, внесенными в НК РФ Законом N 57-ФЗ, страховые взносы наобязательное пенсионное страхование получили название налогового вычета, размеркоторого исчисляется исходя из тарифов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ (табл.2.1).