Особенности формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста из неполных семей

–PAGE_BREAK–
         Общие средние показатели, представленные в таблице, указывают на относительно благополучие эмоциональной сферы обследованных младших школьников в семейной ситуации. У них в средней степени выражены недоверие к себе (4,8), чувство неполноценности (5,47), незащищенность (5,64), тревожность (5,75), конфликтность (4,13) в семейной ситуации, в степени ниже среднего выражены враждебность (3,18), трудности общения (3,38), в низкой степени выражена депрессивность (1,59). Как видим, современные младшие школьники, в целом, чувствуют себя благополучно в собственных семьях, в основном, за счет удовлетворения потребности в общении с родными, создания в большинстве семей атмосферы доверия и эмоциональной близости. В то же время в современных семьях из-за высокой занятости родителей, их эмоционального напряжения зачастую недостаточно присутствует эмоциональная поддержка по отношению к близким, что, в первую очередь, сказывается на эмоциональном состоянии детей. Высокое эмоциональное напряжение родителей может вылиться в конфликтные семейные ситуации, в которые зачастую вовлечены и дети. Кроме того, современные родители не всегда могут полностью принять индивидуальность собственных детей, что вызывает у последних недоверие к себе, чувство неполноценности, незащищенности и тревожность.

            Обратимся к результатам детей из полных и неполных семей.

Как показывают таблица и рисунок, дети из неполных семей испытывают несколько более выраженное чувство неполноценности, незащищенность, тревожность, конфликтность и враждебность в семейной ситуации по сравнению с их сверстниками из полных семей (соответственно 6,05; 6,79; 6,68; 5,11; 3,68 и 5,0; 4,65; 4,79; 3,14; 2,69). В то же время уровень недоверия к себе, депрессивности у детей обеих групп примерно одинаков (соответственно 4,62 и 4,84; 1,31 и 2,0). Кроме того, дети из полных семей испытывают несколько больше трудностей общения в семье (соответственно 4,07 и 2,74). В обоих типах семей создаются условия для предупреждения острых негативных эмоциональных переживаний, для развития уверенности в себе, в собственных достижениях. Однако неполнота семьи, отсутствие одного из родителей создает у ребенка ощущение возможной опасности, чувство, что его семья «не такая, как все», а значит и он «не такой, как все». При этом, когда в семье только один родитель, ему труднее бывает найти время на то, чтобы договориться с ребенком, и чаще проще настоять на своем, даже если это приводит к конфликту, к созданию в семейной ситуации атмосферы враждебности и к нагнетанию агрессии. В то же время, имея двоих родителей, дети из полных семей испытывают трудности общения, возможно из-за того, что родители зачастую не могут договориться между собой о стиле и методах воспитания, воздействия и взаимодействия с собственными детьми, поэтому школьникам приходится лавировать между родителями, что и вызывает трудности общения.

Для более глубокого анализа полученных экспериментальных данных нами был использован метод статистического анализа t-критерий Стьюдента. Мы сопоставили показатели детей из полных и неполных семей по всем изучаемым ситуациям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по шкалам «Недоверие к себе» (t=0), «Чувство неполноценности» (t=1,32), «Враждебность» (t=1,92), «Трудности общения» (t=1,39) не было выявлено существенных различий в состоянии эмоциональной сферы школьников из полных и неполных семей. В то же время было выявлено, что испытуемые из неполных семей характеризуются достоверно более высоким уровнем чувства незащищенности (t=2,63, при р
Табл. 2. Результаты расчета t-критерия Стьюдента по методике «Дом-Дерево-Человек».

Неполные семьи

Недоверие к себе

Чувство неполноценности

Незащищенность

Тревожность

Враждебность

Конфликтность

Трудности общения

Депрессивность

Полные семьи

1,32

2,63

3,17

1,92

3,17

1,39

5,0

В каждой из групп были выявлены учащиеся с высокими показателями по симптомокомплексам. Количество таких детей в процентах представлено в таблице 3 и на рис.2.
Табл. 3. Количество детей с высокими показателями по симптомокомплексам (в %).

Недоверие к себе

Чувство неполноценности

Незащищенность

Тревожность

Враждебность

Конфликтность

Трудности общения

Депрессивность

Неполные семьи

40

70

80

80

20

50

10

0

Полные семьи

30

50

40

50

0

10

40

0

      

Рис.2. Количество детей с высокими показателями по симптомокомплексам (в %).
Симптомокомплексы:

I – Недоверие к себе

II – Чувство неполноценности

III – Незащищенность

IV – Тревожность

V – Враждебность

VI – Конфликтность

VII – Трудности общения

VIII – Депрессивность
Как показывает рисунок, по большинству симптомокомплексов детей с высокими показателями больше из неполных семей. При этом если по симптомокомплексам «недоверие к себе» и «враждебность» различия между двумя группами незначительно (в группе детей из полных семей – соответственно 30% и 0%, из неполных семей – соответственно 40% и 20%), то по симптомокомплексам «чувство неполноценности», «незащищенность», «тревожность», «конфликтность» детей с высокими показателями из группы неполных семей гораздо больше, чем детей из полных семей. Возможным объяснением этому может послужить то, что, как мы уже указывали ранее, у детей из неполных семей зачастую формируется страх «быть не тем», отличаться от своих сверстников из полных семей, страх потерять единственного родителя. Следует отметить, что по симптомокомплексу «трудности общения» выявлено больше детей из полных семей с высокими показателями, чем детей из неполных семей (соответственно 40% и 10%). Возможно, родитель, воспитывающий ребенка в одиночестве, стараясь компенсировать отсутствие второго родителя, стремится создать как можно больше ситуаций общения со своим ребенком, что реже происходит в полных семьях.
2.3. Особенности межличностного взаимодействия испытуемых в группе сверстников.

Результаты, полученные после проведения социометрической методики, показали, что дети из неполных семей могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных (см. приложение 1).

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент удовлетворенности своим положением в группе:

Результаты, полученные при помощи социометрических исследований, представлены в виде социоматрицы (см. приложение 1).

Анализ результатов социометрического исследования свидетельствует о средней степени удовлетворенности отношениями со сверстниками детей как из полных (0,61), так из неполных семей (0,49), однако коэффициент удовлетворенности отношениями несколько ниже у детей из неполных семей по сравнению с детьми из полных семей (см. рис. 3).
 

Рис. 3. Коэффициент удовлетворенности отношениями детей из полных и неполных семей.

Среди испытуемых – детей из полных семей выявлены дети, занимающие различные социометрические статусы в группе: «звезды» (32,3% школьников), «предпочитаемые» (25,8%), «пренебрегаемые» (41,9%). Среди испытуемых – детей из неполных семей есть также дети, занимающие различные социометрические статусы: «звезды» (15,8% школьников), «предпочитаемые» (47,4%), «пренебрегаемые» (21,1%). Следует отметить, что только среди детей из неполных семей выявлены школьники, входящие в группу «отвергнутых» (15,7%) (см. рис. 4, 5).

 Рис. 4. Распределение детей из полных семей по занимаемым социометрическим статусам.
 

Рис. 5. Распределение детей из неполных семей по занимаемым социометрическим статусам.
Таким образом, в результате проведенного социометрического исследования было установлено:

1.      Дети из неполных семей могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных.

2.      Дети из неполных семей в большинстве случаев неудовлетворенны своим положением в группе сверстников.

Для получения более достоверной информации, связанной с предложением о взаимосвязи между семейным положением ребенка и неудовлетворенностью, статусным местом в группе был использован t-критерий Стьюдента для расчета достоверности различий в статусном показатели между двумя группами испытуемых: дети из полных и неполных семей. Полученный статистический показатель (t=2,16, р≤0,05) свидетельствует о том, что существует связь между семейным положением ребенка и неудовлетворенностью статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно констатировать, что дети младшего школьного возраста из неполных семей нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие конструктивных способов их взаимодействия. Мы предположили, что в коррекционно-развивающей работе речь должна идти о расширении активно используемого коммуникативного инструментария в поведении детей младшего школьного возраста.

Для проверки полученных экспериментальных данных и более глубокого анализа нами было проведено наблюдение за деятельностью и игрой детей. Результаты наблюдения свидетельствуют о том, что дети из неполных семей чаще демонстрируют повышенную сензитивность и тревожность, заниженную самооценку, неуверенность в себе как в игре, так и в учебном процессе. Некоторые из них проявляют замкнутость, страхи и трудности в выражении своих эмоций. Учащиеся младшего школьного возраста, которые воспитываются в полных семьях, напротив, демонстрируют более успешную адаптацию к школе и сверстникам, они реже вступают в конфликты и реже проявляют агрессию, в целом у них более позитивный эмоциональный фон настроения. Эти дети более свободно выражают свои эмоции, более раскрепощены в общении, они более спокойно относятся к неудачам в деятельности и игре.

Табл. 4. Результаты наблюдений за учащимися.

Критерии

Полные семьи

Неполные семьи

Обращения за помощью к учителю

Обращаются чаще по собственной инициативе, сразу же при возникновении необходимости

Редко обращаются по собственной инициативе; чаще – помощь получают по инициативе учителя

Обращения за помощью к одноклассникам

Обращаются достаточно часто, в основном, либо к тем детям, с которыми дружат, либо к «отличникам»

Практически не обращаются, даже в случаях необходимости

Темы общения с учителем

Разнообразны, от учебных вопросов до обсуждения личных дел

Чаще – по учебной ситуации, общение происходит чаще по инициативе учителя

Темы общения с одноклассниками

Разнообразны, в основном – по интересующим каждого темам (приключения, фильмы, компьютер, игры и пр.)

Разнообразны, как и в предыдущем случае, однако общение этих детей зачастую носит навязчивый характер

Ответы на уроках

Активны, вплоть до импульсивности

Мало активны, отвечают только по инициативе учителя

Поведение на уроках

Разнообразно; они могут как внимательно слушать учителя, так и отвлекаться на личные вопросы

Разнообразно; они могут как внимательно слушать учителя, так и отвлекаться на личные вопросы

Поведение на переменах

Чаще – среди других детей, играют, обсуждают различные темы

Чаще – сами по себе, хотят общения с другими, ищут его, но не могут эффективно его поддержать

Таким образом, анализ результатов исследования доказал следующее.

1. Подтвердилась первая гипотеза, а именно, различия в аффективной, и шире – в личностной сфере между детьми из неполных и полных семей в основном касаются силы и остроты эмоциональных переживаний (страхи, высокая тревожность, явная агрессия), волевого и интеллектуального аспектов принятия решений.

2.Учащиеся из полных семей обладают более благоприятным состоянием эмоциональной сферы по сравнению с их сверстниками из неполных семей

3. Дети из неполных семей могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных.

4. Дети из неполных семей в большинстве случаев неудовлетворенны своим положением в группе сверстников.

Глава III. Программа коррекционного тренинга «Жить в согласии с собой и другими».
3.1. Описание коррекционной программы.

На основании результатов проведенного исследования мы предлагаем систему коррекционно-развивающих занятий, включающих три этапа:

I.          Ориентировочный (2 занятия).

II.       Реконструктивный (6 занятий).

III.     Закрепляющий (2 занятия).

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

1.      Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2.      Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3.      Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Программа направлена также на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, так как мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализируются детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышает одного школьного урока. Занятия проводятся два раза в неделю. Тренинговая группа состоит из 15 человек. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: понадобятся только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями они могут храниться у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.

Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.

3.2. Содержание коррекционной программы.
I этап: — ориентировочный (2 занятия)

Занятие 1.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

1.      “Здравствуйте, я рад познакомиться”.

Ход упражнения. В течение 3 минут каждый учащийся выбирает себе имя, на карточке – визитке пишет фломастером и закрепляет на самом видном месте. Затем в течение 10 минут каждый по кругу должен сказать фразу: “Здравствуйте, я рад с вами познакомиться!”. Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе. Во время знакомства необходимо подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы о вас запомнили. Рекомендации ведущему: чтобы в группе не было два одинаковых имени, во время знакомства каждый может говорить с места, обсуждение ведется по кругу. Психологический комментарий. Это упражнение тренинга должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее знакомство дает много информации о человеке, необходимо учиться запоминать информацию о человеке, проявление внимания не только к внешнему виду, но и улавливая смысл его слов.

2.      Выработка правил поведения на занятиях.

Ход упражнения: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

1.        Доверительный стиль общения. Для того, наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы с вами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на “ты”.

2.        Не существуют правильных или неправильных ответов.

Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3.        Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4.        Искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чествуем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.

5.        Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участников, а только их действие и поведение. Мы не используем высказывание “Ты мне не нравишься”, а заменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.

6.        Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

7.        Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.

8.        Активное участие в происходящем, это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуты мы реально включение в работу группу. мы активно смотрим, чувствуем, слушаем себя, партнера и группу в целом. мы не замыкаемся в себе что-то неприятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим.

9.        Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие. Рекомендации ведущему подробно объяснить участникам эти правила, ответить на вопросы. Затем обсудить предложения от участников. Дается возможность высказываться всем участникам.

Ритуал принятия правил. Ведущий “торжественно обещает” следовать этим правилам и предлагает участникам сделать тоже самое. Предлагается придумать ритуал начала и окончания занятия, напоминая участникам об их обещании.

3.      Игра “Ветры дуют на …”

Ход игры: Со словами “Ветры дуют на …” ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” – все светловолосые собираются в одну кучку.

“Ветер дует на того, у кого … есть сестра”, “кто любит животных”, “кто много плачет”, “у кого есть друзья” и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

4.      Игра “Хоровод”

Ход игры: Предложить детям встать в круг, взять друг друга за руки и смотреть друг другу в глаза, улыбаются.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Занятие 2.

Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.

Время: 40 минут.

1.      Игра “Печатная машинка”

Ход игры: “Давайте проверим, можем ли мы слаженно работать в группе. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывок от хорошо известной вам песни или стихотворения. Например, “В лесу родилась елочка”. Каждый по очереди производит по одной букве слова (“ В – л – е – с – у …”). В конце слова – все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Есть одно условие игры: кто ошибется – выходит из игры, покидает круг. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали. Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игра закончена.

2.      Игра “Сочиним историю”

Ход игры: Ведущий “Начинаем историю: “Жили-были …””, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно ли было выполнять задание, следить за ходом сочинения истории.

3.      Игра “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
II этап – реконструктивный (6 занятий)
Занятие 3.

Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя.

Время – 40 минут.

1.      Игра “Волшебное слово”

Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых “волшебных слов” и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые они вспомнили.

Время 4-5 минут.

2.      Части моего “Я”

Материалы: Бумага, фломастеры.

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они были в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожи на себя самих, будто это разные люди) как они, случается, внутренний диалог с собой и попытаться нарисовать эти разные черты своего “Я”. Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания участники в том числе, ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на их изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий собирают рисунки с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей.

3.      Игра “Паровозик”

Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.

4.      “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 4

Цель: Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.

Время – 40 минут.

1.      Игра – тренинг “Таможня”

Ход игры: Ведущий: “Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (в качестве “предмета контрабанды” используется реальный маленький предмет – булавка) “Итак, кто хочет быть таможенником?”

Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя булавку, после чего впускают “таможенника”. Мимо него по одному проходят “пассажиры”, он пытается определить “Кто из них, привозит контрабанду”. Чтобы облегчить задачу, ему представляют две или три  попытки. После того, как в роли “таможенника” побывали двое – трое участников, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя “контрабандиста”.

2.      Игра “Ассоциации”

Ход игры: Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны, – на что или на кого похож тот, кого загадали:

–         на какое время суток,

–         на какое время года,

–         на какую погоду,

–         на какой день недели,

–         на какой цвет радуги и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбие, не оскорбить того, кто был задан.

3.      “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 5.

Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.

Время — 40 минут.

1.      Игра “Значимые люди”

Ход игры: Ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях.

Ведущий просит участников группы строить рассказ по следующей схеме:

–         кто они,

–         чем значимы для вас, чем дороги,

–         так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом,

–         хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности)

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальптерапии технику “пустого стула”.

2.      Игра “Приветствие”

Ход игры: “Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы искрении в своем поведении. Давайте попробуем разные формы. Для этого каждый участник поприветствует всех присутствующих. Ведущий подходит к каждому участнику, и они обмениваются разными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, похлопывание, восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и др. “Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, что подходит именно для этого человека”.

Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли было приветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие.

3.      Игра “Список чувств”

Материалы: бумага, ручки.

Ход игры: Ведущий: “В жизни все мы испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные”.

На выполнение задания дается 5 минут.

После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительных, и сколько – отрицательных.

Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание количества названных положительных эмоций названо больше, ребенку требуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуации возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой – самое приятное.

4.      Хоровод

Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 6.

Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств.

Время: 40 минут

1.      Игра “Спина к спине”

Ход игры: Ведущий говорит о том, что в группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни.

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

Ведущий задает вопросы:

–         было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия;

–         легко ли было вести разговор;

–         какой получается беседа – более откровенной или нет.

1.      Игра “Монстр”

Ход игры: Ведущий: “Все мы признаем за собой разные недостатки. Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: “Чучело какое-то” – и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у вашего чучела другие.

Ведущий записывает, что назвали участники, сам называет одну или несколько черт чучела. После того, как все участники высказались, ведущий показывает, что записал, а дети говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.

2.      Хоровод

Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 7.

Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия.

Время – 40 минут.

1.      Игра “За что мы любим”

Ход игры: вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку связываем с внутренними качествами человека. Давайте попробуем оценить, какие качества  в людях мы ценим, принимаем. Задание будет выполнено письменно. Выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые вам особенно в этом человеке нравятся. И так, не указывая самого человека, укажите, пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится ваша характеристика. Пожалуйста, кто начинает?

2.      Игра “Слепец и поводырь”

Ход игры: “Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого не достает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течении нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закройте глаза, и другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т.п. Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти школу “доверия”. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев, – оцениваем по пятибалльной системе. Ведомый подымает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей.

3.      “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 8.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

Время: 40 минут.

1.      Игра “Я не такой, как все, и все мы разные”

Ход игры: Детям предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различие в понимании и представлении понимания понятия “радости”. Делается вывод о том, что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

2.      Игра “Мой портрет в лучах солнца”

Ход игры: ведущий просит ответить на вопрос: “Почему я заслуживаю уважение?” – следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения задания участники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своих достоинствах.

3.      “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
III этап. закрепляющий (2 занятия)
Занятие 9.

Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания.

Время: 40 минут.

1.      Игра “Продолжить”

Ход игры: “Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какие, по их мнению, их видят окружающие:

Мне хорошо, когда …

Мне грустно, когда …

Я сержусь, когда …

Я боюсь, когда …

Я чувствую себя смелым, когда …

Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведется обсуждение, исходя из ответов, в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно и т.д.

2.      Игра “Благодарность без слов”

Ход игры: участники разбиваются на пары по желанию. Пары выходят в центр круга, сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем пары делятся впечатлениями, о том:

–         что чувствовал, выполняя это упражнение;

–         искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

–         Понятно ли было, какое чувство изображал партнер.

3.      “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 10.

Цель: осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы.

Время: 40 минут.

1.      Завершение группы.

Каждый участник рассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнал о себе и о других.

2.      Заключительное слово ведущего.

Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.

Заключение
В своем исследовании мы обратились к вопросу влияния состава семьи на особенности коммуникативной сферы младших школьников. В частности, целью нашего исследованиястало выявление взаимосвязи между семейной ситуацией развития и уровнем благополучия коммуникативной сферы младшего школьника. В начале своего исследования мы предположили, что младшие школьники, воспитывающиеся в неполной семье, в коммуникативном развитии менее благополучны, чем дети из полных семей.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были решены следующие задачи: анализ специальной литературы по проблеме коммуникативного развития младших школьников из неполных семей; исследование коммуникативной сферы младших школьников, как из неполных семей, так и из полных семей; сравнительный анализ коммуникативной сферы школьников из полных и неполных семей.

Теоретический обзор литературы показал, что, несмотря на рост научных исследований в этой области, широкие обобщения проблем неполных семей, подтвержденные эмпирическими исследованиями, представлены пока недостаточно и требуют дополнительного изучения. В том числе требуют изучения вопросы, связанные с развитием коммуникативной сферы учащихся, воспитывающихся в неполных семьях.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало:

1. Существуют различия в личностных характерах и эмоциональных переживаниях между детьми из дезинтегрированных и полных семей. В основном, они касаются силы и остроты эмоциональных переживаний: у них гораздо больше страхов, тревожности, агрессии защитного характера, подавленности и недовольства собой, нежелания раскрывать свой внутренний мир. Также различия наблюдаются в волевых и интеллектуальных аспектах принятия решений. Так, дети из полных семей характеризуются внутренним локусом контроля, склонностью к рефлексии, обдуманностью при принятии решений, в то время как их сверстники из дезинтегрированных семей, в большинстве своём, склонны к меньшей обоснованности суждений и меньшему анализу собственных действий. В семейной ситуации последние чувствуют большую разобщённость, дистанцирование, эмоциональное неприятие.

2. Дети из неполных семей испытывают несколько большее недоверие к себе, чувство неполноценности, незащищенность, тревожность и конфликтность в семейной ситуации по сравнению с их сверстниками из полных семей, что подтверждает данные, полученные нами при теоретическом анализе литературы. В то же время уровень враждебности, трудностей общения, депрессивности у детей обеих групп примерно одинаков. В обоих типах семей создаются условия для полноценного общения, для предупреждения острых негативных эмоциональных переживаний. Однако неполнота семьи, отсутствие одного из родителей создает у ребенка ощущение возможной опасности, чувство, что его семья «не такая, как все», а значит и он «не такой, как все». При этом когда в семье только один родитель, ему труднее бывает найти время на то, чтобы договориться с ребенком, и чаще проще настоять на своем, даже если это приводит к конфликту. В семейной ситуации учащиеся из полных семей обладают более благоприятным состоянием эмоциональной сферы по сравнению с их сверстниками из неполных семей.

            3. Выявленные личностные особенности подтверждаются и результатами и наблюдения за деятельностью и общением детей. В частности, школьники из неполных семей чаще демонстрируют повышенную сензитивность и тревожность, заниженную самооценку, неуверенность в себе как в игре, так и в учебном процессе. В то же время их сверстники из полных семей характеризуются, напротив, более успешной адаптацией к школе и сверстникам, они реже вступают в конфликты и реже проявляют агрессию, в целом у них более позитивный эмоциональный фон настроения.

            Таким образом, результаты нашего экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами ранее основную гипотезу.

Рабочие гипотезы исследования также подтвердились, что позволяет заключить:

1. Различия в аффективной, и шире – в личностной сфере между детьми из неполных и полных семей в основном касаются силы и остроты эмоциональных переживаний (страхи, высокая тревожность, явная агрессия), волевого и интеллектуального аспектов принятия решений.

2.Учащиеся из полных семей обладают более благоприятным состоянием эмоциональной сферы по сравнению с их сверстниками из неполных семей

3. Дети из неполных семей могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных.

4. Дети из неполных семей в большинстве случаев неудовлетворенны своим положением в группе сверстников.
Рекомендации

Результаты проведенного экспериментального исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций для педагогов по работе с детьми из неполных семей.

Основными направлениями педагогической работыс неполными семьями должны быть: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь и советы, с тем, чтобы предотвратить все формы эксплуатации (насилие, правонарушения), как физические, так и психологические. Специальной формой педагогической деятельности, нацеленной на неполные семьи, является воспитание родительских чувств и обязанностей.

Педагогу необходимо обратить внимание на типичные стрессовые модели в неполной семье:
отношения в семье: разведенный родитель, одинокая мать; отношения с ребенком: большие и малые интервалы между рождением детей, их количество, родительская привязанность к детям, родительские ожидания от детей; структурный стресс: недостаток жилплощади, безработица, социальная изоляция, угроза родительской власти над ребенком; стресс, вызванный ребенком после развода; трудновоспитуемый ребенок, часто болеющий.     продолжение
–PAGE_BREAK–