Особенности формирования
психических процессов детей в прогимназии
Кандидат биологических наук Е.В.
Демидова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма, Краснодар
Психические процессы (внимание,
память, мышление, речь и др.) выступают важнейшими компонентами любой
человеческой деятельности. Дошкольный
возраст является сенситивным периодом развития познавательных процессов [1]. В
связи с этим одно из главных направлений современного образования – обеспечение
высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной
активности ребенка. В плане развития психических процессов физическое
воспитание имеет огромные возможности, однако в этом направлении в практике
образовательных учреждений используется недостаточно [2, 5].
Цель исследования – изучение возрастной
динамики развития психических процессов детей 3-6 лет, воспитывающихся в
прогимназии № 63 г. Краснодара, и выявление возможности целенаправленного
использования средств физического воспитания для оптимизации этих процессов и
подготовки ребенка к обучению в школе.
Всего обследовано 175 человек: из них 81 –
экспериментальной (ЭГ) и 94 – контрольной (КГ) групп. В качестве контроля
изучали возрастные показатели психического развития детей других детских садов.
Для оптимизации познавательной активности,
всесторонней подготовки детей к обучению в школе в прогимназии была разработана
система игр, упражнений и игровых приемов, классифицированных по воздействию на
развитие определенного психического качества. На физкультурных занятиях и в
повседневной деятельности использовали подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические игры, игры-эстафеты. Применяли карточки-задания со схематично
изображенными движениями, упражнениями, фрагментами игр-эстафет. Создавали
двигательные ситуации в ролевой игре, направленные на развитие умения
осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать).
При этом учитывали возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка.
В ходе исследования была разработана
система диагностических срезов познавательной деятельности воспитанников,
включающая тесты на оценку уровня развития восприятия, образного и логического
мышления, памяти, речи [4]. Психологическая готовность ребенка к школе
рассматривалась с позиции интеллектуальной, мотивационной и
эмоционально-социальной готовности [3].
Обработка результатов включала выделение
трех уровней умственного развития детей в баллах (3, 2 и 1 балл) – высокий,
средний, низкий, предполагающих самостоятельное, с помощью взрослого и
практически невыполнимое задания. Суммарная оценка тестов давала общий балл
умственного развития ребенка. Максимальная оценка равнялась 15 баллам.
Умственная работоспособность изучалась с помощью корректурной таблицы Бурдона
[3]. Обследования проводили 2 раза в год (сентябрь, май).
В исследованиях выявлена тенденция к
увеличению показателей, характеризующих уровень познавательной активности детей
в возрастном диапазоне 3-6 лет. Установлено, что характеристики мышления у
детей смежных возрастов (4, 5, 6 лет) отличаются друг от друга. Не выявлены
различия в показателях речи 3- и 4-летних, восприятия и памяти – 5- и 6- летних
дошкольников.
Уровень развития восприятия у воспитанников
прогимназии в 4 года, памяти – в 4-5 лет, речи – в 4-6 лет, образного и
логического мышления – в 6 лет превосходил таковой у сверстников из других
детских садов. Исходный познавательный уровень (по данным суммарной оценки)
воспитанников прогимназии в возрасте 3-4 лет не отличался от такового в КГ, в
5-6 лет достоверно его превышал (см. рисунок).
Педагогический эксперимент по
целенаправленному применению средств физического воспитания для оптимизации
возрастных психических процессов показал их увеличение к концу учебного года в
период 3-6 лет, за исключением образного и логического мышления у 6-летних.
Последнее объясняется сформированностью к 6 годам большого количества
обобщенных представлений, способности к классификации предметов и анализу.
Возрастная динамика показателей умственного
развития детей 3-6 лет, * – достоверность различий между показателями детей КГ
и ЭГ р
Сенситивный период развития, обеспечивающий
наиболее благоприятные условия для формирования восприятия и памяти, наблюдался
в период 3-4, мышления, речи – 4-5 лет. Полученные результаты подтверждают
данные многих исследователей [2, 5] о сенситивности младших возрастов
дошкольного периода (3-5 лет) для развития психических процессов. Однако сроки
могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и педагогических
воздействий, которые ему предлагают.
Средняя суммарная оценка умственного
развития детей прогимназии увеличивалась в динамике учебного года в каждой
возрастной группе и в возрастном диапазоне 3-6 лет (см. рисунок). Наиболее
интенсивный ее прирост к концу учебного года отмечался у 4-летних, наименьший –
у 6-летних воспитанников. Тенденцию к уменьшению значения темпа прироста с
возрастом отмечают и другие исследователи [2, 5]. На конец года превосходство
детей прогимназии обнаружилось по уровню развития восприятия, логического
мышления, речи – в период 4-6, памяти – 4-5 и образного мышления – 5-6 лет.
Уровень умственного развития воспитанников прогимназии к концу учебного года
(по результатам суммарной оценки) во всех возрастных периодах превышал таковой
в КГ.
В исследовании не установлено половых
различий в развитии психических процессов детей идентичного возраста.
Лонгитудинальные исследования умственной
работоспособности детей прогимназии за период от 3 до 6 лет показали увеличение
критериев, характеризующих объем и качество выполнения работы по корректурным
таблицам, повышение коэффициента ее продуктивности.
Наиболее выраженное повышение умственной
работоспособности регистрировалось у мальчиков в период 4-5, у девочек – 5-6
лет. Воспитанники прогимназии в период 4-6 лет демонстрировали более высокую
умственную работоспособность по сравнению со сверстниками. Среди 6-летних детей
прогимназии 89% были готовы к обучению. Из них 39% имели высокий уровень
развития основных сфер психической деятельности, 50% – средний и лишь 11% –
низкий, что не позволяло им раньше пойти в школу. В КГ с высоким уровнем было
15%, средним – 48% и низким – 37% детей.
К 7 годам в среднем 88% детей прогимназии
имели высокий уровень готовности к обучению в школе, лишь 12% – средний. В КГ –
соответственно 63 и 37%.
Таким образом, полученные в ходе
исследования данные подтверждают возможность целенаправленного применения
средств физического воспитания для оптимизации возрастных психических процессов
и повышения умственной работоспособности.
Использование в программе физического
воспитания карточек-заданий, проведение подвижных, сюжетно-ролевых,
дидактических игр и других игровых мероприятий, создание двигательных ситуаций
обеспечивает раннюю готовность к обучению в школе.
Изучение особенностей возрастной динамики
развития психических процессов позволяет осуществлять
индивидуально-дифференцированный подход к развитию и обучению ребенка.
Список литературы
1. Булычева А.И., Брофман В.В.,
Варенцова Н.С. и др. Педагогическая диагностика по программе
“Развитие”: Рекомендации и материалы к проведению. – М.:
“Детский центр Венгера”, 1995. – 69 с.
2. Правдов М.А. Методика занятий
физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Канд. дис. СПб.: 1992. – 197 с.
3. Терехова Н.Т. Работоспособность
и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду //
Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М.,1977, с. 3-59.
4. Урунтаева Г.А. Диагностика
психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед.
учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1996. – 96 с.
5. Чернышенко Ю.К.
Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического
воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар. 1998. – 50 с.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/