Особенности формирования волевых качеств у дошкольников

Введение
В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важноеместо. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельностичеловека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще вДревней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная иинтеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души,определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю сразумом.
Превращение элементарных психологических функций в высшие являетсяосновным событием в процессе психического развития человека. Отличительнойхарактеристикой высших, культурных психологических функций являетсяпроизвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладетьсвоим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течениеэлементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку,сознательно управляемыми им. «Осознанная функция, – указывал Л.С. Выготский,– приобретает и иные возможные действия. Осознать – значит в известной мереовладеть… Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные сним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятсяв другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяетсяих отношение к целому и его единству» [2, с. 225].
В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: «Воля: 1)способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2)сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование;4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь;6) свободное состояние» [10, с. 101]
Как пишет в своем исследовании Е.П. Ильин, сложность изученияпроблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воляпонимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то как свобода, токак выражение желания человека, то как проявление силы характера. Этот разнобойв обыденном понимании воли нашел отражение и в научном ее понимании двумяпротивоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли,свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом,с внешней обусловленностью поведения человека [10, с. 246].
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но,как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу поформированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этомвозрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние ивнутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевыекачества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность,настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной изважнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родителидолжны уделять значительное внимание формированию именно этого качестваличности.
Многочисленные исследования доказывают, что психические особенностидетей дошкольного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий,в частности от содержания и методов воспитательно-образовательной работы.
Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы удошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающейсреды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной идифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляциидошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В.,Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., СмирновойЕ.О.
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевуюсферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовкек школе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, атакже для определения действенности систем воспитания и обучения в общемразвитии дошкольника. Дошкольный возраст, как известно, является одним изпервоначальных и важных этапов формирования и развития психических функцийребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведенияи деятельности.
В связи с этим исследование посвящено изучению волевых качеств детейстаршего дошкольного возраста как значимого фактора его развития, воспитания иподготовки к школе.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловливаетсязначимостью дошкольного возраста, который является важным этапом в формированиии развитии волевой сферы личности.
Цель исследования: исследовать волевые качества старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предметисследования: волевые качества детей старшего дошкольноговозраста.
Гипотеза: волевыекачества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низкимуровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Задачи исследования.
1.  Изучить теоретический аспект данной проблемы.
2. Определитьособенности развития волевых качеств у дошкольников.
3. Выявить уровеньразвития волевых качеств детей дошкольного возраста.
4. Разработать практическиерекомендации для педагогов по развитию воли дошкольников, подобрать игры наразвитие волевых качеств.
Теоретические и методологические основы исследования:
психологические теории понимания воли и ее значение для выбора целейи мотивов поведения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, С.Л.Рубинштейн); положения о взаимодействии психических процессов, соотношениидеятельности и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); концепция развитияличности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);исследования по развитию воли у дошкольников (А.В. Запорожец, В.С. Мухина,Е.О.Смирнова, М.В. Лаврентьева).
Основные понятия: воля, произвольность, волевые качества, волевоедействие, структура волевого действия, саморегуляция.
База исследования: ДОУ № 52 г. Благовещенска, вторая старшая группа. В исследовании участвовали 26 детей 5-6 лет, из них 12 девочек, 14мальчиков.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка литературы из 20 источников и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
1.1 Воля как психический феномен
Воля – форма психического отражения, сознательное регулированиечеловеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выборудействий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие «воля»рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иныхважнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способностьличности произвольно контролировать свое поведение [10, с. 97].
Сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно оченьтесно связано с понятием «сознание», сложным психологическимявлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.
Воля – это способность человека действовать в направлениисознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действиянаправлены на изменение неких качеств личности. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешнихпрепятствий. Это способность человека, которая проявляется в самодетерминации исаморегуляции им своего поведения и психических явлений. [4, с. 270].
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли,хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение оволе с его терминологической определенностью и однозначностью.
Е.П. Ильин отмечает, что настоящему времени сформировалось нескольконаучных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля»: волякак волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управлениеповедением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция [10, с. 240].
Волевая активность имеет сложную психологическую структуру ивключает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательнуюсаморегуляцию [10, с.38].
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человекоказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестиськ ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясьот них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, всостоянии произвести выбор между ними. Волевое действие – это сознательное,целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящуюперед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяяокружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (РубинштейнС.Л.) [10, с.39].
В научной литературе в качестве основных функций воли выделяют:выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной илиизбыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватнуювыполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических ипсихических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижениипоставленных целей [10, с.27].
Психологи отмечают, проблема воли и произвольности являетсяцентральной для психологии личности и ее развития. Однако, несмотря наобщепризнанную в отечественной психологии значимость этой проблемы, самипонятия «воля» и «произвольность» понимаются и трактуютсяпо-разному. Понятия воли и произвольности охватывают достаточно широкий кругразнородных феноменов: действия по инструкции, настойчивость исамостоятельность в достижении цели, соподчинение мотивов, соблюдение правил,целеполагание, волевые усилия, моральный выбор, опосредованность познавательныхпроцессов и пр. Между тем анализ литературы показывает, что в данной области мыимеем дело с двумя качественно различными процессами, один из которых связан совладением своим поведением, а другой — с формированием мотивационной сферыребенка [12, с.320].
В подавляющем большинстве литературных источников в качествефундаментальной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности учеловека, полагается осознанность, или сознательность, поведения.
В детской психологии развитие произвольности рассматривается какосновная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С.Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличаетсяпризнаком овладения», и соответственно развитие личности есть становлениеспособности владеть своим поведением и своими психическими процессами [2,с.124]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностногоповедения — это возникновение произвольных действий и поступков [20, с.216].А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имееткардинальное, решающее значение для развития личности ребенка [12, с.322]. Л.И.Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности являетсяцентральной для психологии личности и ее формирования [12, 323].
В научной литературе выделяют два основных подхода к определениюсущности этих понятий. Первый из них рассматривает произвольность и волю вконтексте проблемы сознания. Главными характеристиками волевого и произвольногоповедения полагаются осознанность или сознательность. Волевое и произвольноеповедение противостоит неосознанному или импульсивному. Осознанностьсобственных действий предполагает их опосредованность, т. е. наличие некоторогосредства, с помощью которого субъект может выйти за пределы непосредственнойситуации и встать в отношение к самому себе. Большой вклад в разработку такогоподхода внес Л. С. Выготский, который определял произвольные процессы какопосредствованные [12, с.321].
Другой подход связывает понятия воли и произвольности с мотивационно-потребностнойсферой человека. Определение воли как причины активности человека можно найтикак в зарубежной, так и в отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,Л. И. Божович и др.).
В этой связи, подчеркивает Смирнова Е.О., целесообразно различатьсодержание двух употребляемых в психологии терминов — воля и произвольность.
Волю можно представить как наличие устойчивых и осознанных желанийили мотивов поведения, которые подчиняют себе остальные. Развитие воли, исходяиз этого, будет заключаться в становлении собственных желаний ребенка, ихопределенности и устойчивости. Произвольность, по Л.С. Выготскому, нужнопонимать как способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью.Развитие произвольности заключается в овладении средствами, позволяющимиосознать свое поведение и управлять им [12, с.321].
При таком понимании воля и произвольность в некотором смыслепротивоположны: если волевое действие направлено вовне, на предмет внешнегомира (на его достижение или преобразование), то произвольное действиенаправлено на себя, на средства овладения своим поведением. В реальной жизнипроявления воли и произвольности в ряде случаев могут не совпадать. Так,например, упрямство, настойчивость, навязчивые желания ребенка, которыеявляются очевидными проявлениями воли ребенка, могут вести к неконтролируемому,неуправляемому поведению. С другой стороны, выполнение инструкций взрослого,будучи одной из форм произвольного, опосредованного поведения, может не бытьволевым, если мотив действий исходит не от самого ребенка, а навязывается извне[12, с.323].
Как подчеркивает Е.О.Смирнова, вместе с тем процесс становленияволевого и произвольного поведения имеет единую направленность, котораязаключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий истереотипных реакций, в становлении способности самостоятельно определять своидействия и управлять ими. Формирование волевого, произвольного действия идет попути преодоления импульсивных реакций и становления собственного, свободного,осознанного поведения.
В большинстве литературных источниковв качестве фундаментальной характеристики, определяющей специфику воли ипроизвольности у человека, полагается осознанность, или сознательность,поведения. В исследованиях большое количество определений, в которыхсознательность является основным качеством волевого и произвольного действия.При этом осознание действия может происходить как в форме сложных суждений, таки в форме элементарных ощущений, которые субъект считает причиной своихдвижений. А.В. Запорожец выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движениячеловека превращаются в произвольные благодаря тому, что они становятсяощущаемыми, т.е. осознаваемыми. М. И. Лисина в своем генетическом исследованииподтвердила эту гипотезу [10, с. 311].
Таким образом, воля личности – это сложившаяся в процессе жизниопределенная совокупность свойств, характеризующая достигнутый личностьюуровень сознательной саморегуляции поведения; это сторона всего сознаниячеловека, она соотносится со всем сознанием, а не с каким-либо частнымпсихическим процессом. Воля – это основная целенаправленность человека,определяемая его жизненным идеалом, в соответствии с которым он организует всюсвою деятельность.
1.2 Структура и общая характеристикаволевых качеств
Волевое действие – это сознательное действие, связанное спреодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженноесо значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действиехарактеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированиемобраза ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием [10, с. 246].
Волевое действие отличает то, что оно является собственным,инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля вдействии проявляется как осмысленная инициативность. Г.Г. Кравцов подчеркивает,что при таком понимании нет качественного различия или разнонаправленности волии произвольности, нет никакого барьера между ними. Произвольность оказываетсясвоеобразным обнаружением той самой психологической реальности, которая в явноми полном виде выступает в волевом действии [10, с. 209].
Как в волевом, так и в произвольном действии присутствуютотличительные характеристики волевого акта – осмысленность и инициативность.Смысловой аспект у произвольного и волевого действия различается. Волевоедействие всегда имеет личностный смысл, тогда как смысл произвольных действийможет быть самым различным по глубине и обобщенности, но все-таки он чем-тоограничен. Например, у детей дошкольного возраста произвольные действия чащевсего имеют ситуативно обусловленный смысловой контекст.
Волевые действия – это разновидность произвольных действий,спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия.Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затратэнергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.
К волевым действиям относятся все те сенсорные, мнемические идвигательные действия, осуществление которых требует проявления значительноговолевого усилия (концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений,проявление большой силы, быстроты и выносливости, всматривание (при плохойвидимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах).
Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий,которые подразделяют на простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет кнамеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простоговолевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнениедействия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов [2, с. 57].
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:       1)осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегдасопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и еедостижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать,сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьбамотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможностьвыбора целей, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает приосознании целей, – это не структурныйкомпонент волевого действия, а определенный этап волевой деятельности, частьюкоторой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходитстадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно) [4, с.270].
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимыежелания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, топроисходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, междукоторыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. Наэтапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выборомцели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе,ослабевает.
Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — этособственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия,результат которого – установлениепричинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия вимеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения целисоотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения,чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путейпроходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностейданного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложномволевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтнаяситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого путидостижения цели (это понимание – один изрезультатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств илипринципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и этотоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системеценностей человека [6, с. 352].
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестверешения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутреннийконфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность ихиспользования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этогоначинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождаетчеловека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные,чем при выборе цели действия или способов его выполнения, посколькупрактическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолениемпрепятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека дваследствия: первое – это достижениеконкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия иизвлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достиженияцели, затраченных усилий.
Воля человека характеризуетсяопределенными качествами. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуациипсихические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровеньсознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой [10, с. 232].
Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенностисвободы, присущие отдельным людям.        Каждое волевое качество имеет своюпсихофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать уразных волевых качеств, а в других – расходиться. Главным признакомустойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевогоусилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей можетбыть разным.
Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способностьпреодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижениюпоставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий,являются объективным показателем проявления силы воли [10, с. 234].
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такиеличностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умениисдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных инеобдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнятьзадуманное действие. Другой характеристикой воли является целеустремленность. Подцелеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленностьличности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто,когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость.Это понятие характеризует стремление человека в достижении поставленной целидаже в самых сложных условиях [12, с. 131].
Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативностьзаключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших учеловека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи можеттолько самостоятельный человек. Самостоятельность – это характеристика воли, которая непосредственно связана синициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознаннопринимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов,препятствующих достижению поставленной цели. От самостоятельности следуетотличать негативизм. Негативизм большинством психологов расценивается какслабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума,сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям,ведущим к безделью, и др.
Психологи отмечают, что инициатива, проявляемая человеком, помимосамостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительностьзаключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, всвоевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительностьпроявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средствдостижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлениипринятого решения. От решительности, как позитивного волевого качества,необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью впринятии решений, необдуманностью поступков. Исключительно важным волевымкачеством человека является последовательность действий человека.Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человекомпоступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняетвсе второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь,самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой [12, с. 146].
Таким образом, изучениенаучной литературы, посвященной проблеме волевых качеств, свидетельствует отом, что эти качества рассматриваются разными авторами в разных контекстах и вразных терминах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определениюсущности этих понятий и к их исследованию. Первый из них рассматривает произвольность(и волю) в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемымотивации.
1.3 Особенности развитияволевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способностисознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутреннимидействиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требованийвзрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той илидругой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно назанятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Какотмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку.Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за самим собой, –ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когдасмотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли изподчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своеготела на основании мышечных ощущений [8, с. 268].
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением.Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когдаребенку около четырех лет и он начинает ставить перед собой специальную цель:запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.
В.С. Мухина отмечает, что «сознательное управление поведениемтолько начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуютс действиями непреднамеренными, импульсивными». [8, с.269]
Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, чтопроисходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакциюна тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнятьуказания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудьделе и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действиятребуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. Вдошкольном возрасте произвольное поведение – это прежде всего умениепреодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас. [14,с. 67]
На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевыедействия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольномвозрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевымусилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста.Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевыхдействий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольномвозрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов.Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группымотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что онсознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влияниюпобуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.
В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевыхдействий дошкольника три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. [8,с.270]
Стремлениек цели — феномен развития и бытия всего живого. Целенаправленность, идущая неизвне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинаетскладываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановкецелей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешниеобстоятельства отвлекают ребенка [19, с. 120].
В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель вцентре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямойзависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большоезначение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольномвозрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успехили неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительностьсохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей 5-6 летнеудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довестиработу до конца [13, с. 157].
По мнению психологов-практиков, на протяжении дошкольного детстваребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять своидействия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частностимотивам общественного характера (сделать подарок для мамы). Однако еслидеятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возрастапомнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого,заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Такимобразом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установлениесвязи между этими мотивами и целью — непосредственным результатом действия — хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требуетподкрепления внешними обстоятельствами [8, с. 271].
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которыхсталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор междудвумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов,заканчивающаяся победой одного из них.
Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения,сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительностьдошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборемежду однородными желаниями (взять ту или другую игрушку).
Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются кстаршему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детейсоподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данныймомент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитиюсамообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства иих проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевыедействия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваютсярешением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальныхособенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор [8, с.272].
В психологии принятоположение, что основным средством формирования сознания и произвольностиявляется речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным взглянуть насебя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект,который можно изменить, преобразовать. Овладение речью происходит не сразу, а внесколько этапов. При этом речь развивается одновременно по нескольким линиям.Одна из главных среди них – это речь как средствосаморегуляции.
Ядро психологическойконцепции Л.С. Выготского составляет тезис: «С помощью речи ребеноквпервые оказывается способным к овладению собственным поведением, отнесясь ксамому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речьпомогает овладеть этим объектом посредством организации и планированиясобственных действий и поведения» [2, с.24].
Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевогопланирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенкаэто регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять ирегулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управленияповедением, которые к нему в его опыте применяют взрослые [8, с.273].
Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольномвозрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешнимисредствами (предметом или словом взрослого), а внутренними — образом взрослогои представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется инаиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника — ролевой игре,которая была названа Выготским школой произвольного поведения. В рядеисследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намногоопережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследованииЛ. И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательнозаниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда ониизображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности [12, с. 324].
В работе З. В. Мануйленко изучалась способность дошкольниковдлительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше.В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу позаданию взрослого, в другой — выполняя роль «часового», охраняющего «фабрику».Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительноэффективнее происходит в игре.
Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной формесочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольногодействия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой — осознанностиповедения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, котораясоздает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни,потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, ипроизвольного поведения в дошкольном возрасте.
Однако, как отмечает Е.О.Смирнова, в ролевой игре отсутствуетсознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются иопосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своегоповедения [12, с. 325].
В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия «чужими»словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан сосознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх справилом.
Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правилооткрыто, т. е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому ономожет стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенокначинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: как надовести себя? Верно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о том, чтоу ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведениеподнялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других,неигровых ситуациях [20, с. 208].
Как отмечает Е.О.Смирнова, простые игры содержат ряд условий,облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеютподвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правили сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным,наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, непереступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже длятрехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, апотом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себеопределенные требования, причем добровольно, без нажима [13, с. 86].     Во-вторых,естественному усвоению правил способствует то, что игровые действияосуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогаетребенку относительно быстро освоить требования игры.          И наконец,в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, чтооблегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображениядошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнениесвязанных с ней требований.       Итак, игра нетеряет своего значения на протяжении всего дошкольного и даже школьноговозраста.
Возникновение новой для дошкольника ценности «правильногоповедения» и превращение правила в мотив собственных действий знаменуютновый этап не только развития произвольности, но и воли ребенка.
По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраставажно формирование трех основных аттенционных умений: ребенок должен научитьсяпринимать постепенно усложняющиеся инструкции; уметь удерживать инструкцию напротяжении всего занятия; приобрести навыки самоконтроля.
Таким образом, центральная роль в процессе формирования волевыхкачеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенкаправило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае,если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладениясвоим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное,а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняетсяинструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственныедействия [12, с. 327]. Для того чтобы возникла собственная деятельностьребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками,образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когдаданный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо отприсутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и оновой форме волевого и произвольного поведения [20, с. 169].
Итак, воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общимразвитием личности.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВСТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и процедураобследования
Исследование по изучению волевыхкачеств проводилось на базе ДОУ № 52 среди воспитанников 2-й старшей группы, вгруппе 26 человек, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.
При выполнении диагностических методик необходимо выполнятьнесколько основных правил, без которых результаты исследования не будутдостоверными:
1) точно выполнять инструкции, иначе содержание задания, а, следовательно, и полученный результатмогут полностью измениться;
2) многие методикитребуют специального «стимульного материала», то есть карточек,текстов, картинок для предъявления ребенку;
3) внимательно следитьза тем, чтобы возраст детей совпадал с тем, на который рассчитана даннаяметодика. Некоторые методы можно использовать в разных возрастных группах, нопри этом надо обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала длякаждого возраста;
4) полученныерезультаты также не могут быть одинаковы для разного возраста, поэтому нужнобыть внимательными при их интерпретации, обязательно сверять их с типичными длядетей данного возраста;
5) не работать с детьми через силу, без их добровольного желания,заинтересовать детей, не упоминать, что проверяете ребенка; можно включитьобследование в процесс любой совместной деятельности, игровой, но только в томслучае, если ребенок может и в процессе игры сосредоточиться, принять задание.
Методика «Не подглядывай»проводилась нами с целью выявления уровней развития таких волевых качеств какупорство и целеустремленность.
Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чемначать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено всенеобходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, «а то будетнеинтересно играть». Ребенку предлагалось посидеть 3 мин с закрытымиглазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре(перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получалобещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делался вид,что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все 3мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 мин, но не более.
При обработке результатов учитывалось время, которое смог выдержатькаждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядыванийкаждого ребенка. Затем подсчитывалось, сколько детей выдержали 3 минуты, затем2 и 1 минуту, также подсчитывалось количество подглядываний по группе.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень – время ожидания болеетрех минут, ни одного подглядывания;
II средний уровень – время ожидания от 2 до3 минут, 1-2 подглядывания;
III низкий уровень – время ожидания менее 2минут, более 3 подглядываний.
Методика «Закрась фигуры» проводилась с целью определитьуровень упорства и целеустремленности в структуре монотонной деятельности. Дляпроведения методики использовался тестовый бланк, на котором в два ряданарисованы контуры различных 20 фигур (круг, квадрат, треугольник,четырехугольник), в каждом ряде располагалось по 10 фигур (см. приложение А).
Обследуемым предлагалась инструкция: «Закрасьте эти фигуркиочень аккуратно, не выходя за контур».
Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком и заканчивалась, как только ребенок начинал проявлять небрежность или отказывался от работы. Одна аккуратно закрашенная фигура оценивалась в 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I очень высокий – 20 баллов;
II высокий уровень – 19-15 баллов;
III средний уровень – 14-9 баллов;
IV низкий уровень – 8-4 балла;
V очень низкий уровень – 3 и менее баллов.
Методика «Картинки и кружки» в исследовании проводилась с целью определения уровня упорства и целеустремленности.
В ходе проведения методики использовались парные бланки, на одном из которых сверху и снизу изображено по 2 кружка, а на другом различные картинки (см. приложение Б). Ребенку одновременно показывалось 2 бланка (с кружками и картинками), и предлагалось внимательно смотреть поочередно на каждый кружок – сначала на верхние, потом на нижние. На картинки смотреть нельзя. Правильность выполнения фиксировалась исследователем по направлению взгляда испытуемого.
Анализ выполнения проводился по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка – ставилась в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижало оценку на 1 балл.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень – 9-10 баллов;
II средний уровень – 6-8 баллов;
III низкий уровень – 3-5 баллов;
III очень низкий уровень – 1-3 балла.
2.2 Анализ иинтерпретация результатов исследования
Данные, полученные врезультате проведения методики «Не подглядывай» отражены в таблице 1(см. Приложение В). Как видно из результатов, отраженных в таблице 1, результатвремени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3человека (12%).
Большая часть обследуемых– 10 человек (40%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57сек., количество подглядываний – 1-2.
Самый низкий результатожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 13 детей (47%),количество их подглядываний варьирует от 1 до 5.
Таким образом, всего 3человека (12%) имеют высокий уровень развития упорства и целеустремленности,средний уровень имеют 10 обследуемых (40%). И, наконец, большая часть группы,13 человек (47%) показали низкий уровень развития упорства ицелеустремленности.
Итак, полученные врезультате исследования данные позволили выделить три группы детей,различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность.
Первая группа, котораясоставила 47% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается слабоеразвитие таких волевых качеств, как упорство и целеустремленность.
Для них характернаэмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания.Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) втечение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижениюцели (дождаться, пока им дадут игру).
Дети не владеютподчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли длядостижения цели. Неразвитость такого волевого качества как упорство,характеризуется тем, что дети выдерживали с закрытыми глазами короткийпромежуток времени. Соблазн узнать, что же происходит вокруг, какую игруполучит ребенок, проявлялся в том, что дети начинали активно подглядывать,думая, что этого никто не видит. Эти дошкольники обладают низким уровнемразвития волевых качеств.
Вторая группа, котораясоставила 40% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается среднийуровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Дети не смогли полностьюсосредоточится на достижении цели, отвлекались на шум, который специальнопроизводил исследователь (постукивания и т.п.). Не выдерживая однообразного,скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний былонебольшим и варьировалось от 1 до 3. Эти дошкольники обладают средним уровнемразвития волевых качеств.
Третья группа,численность которой составила 12%, представлена детьми, у которых отмечаетсявысокий уровень развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность.
Дети продержались сзакрытыми глазами более 3 минут, не совершив при этом ни одного подглядывания.Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытымиглазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтобдостичь этой цели – некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильнозажмуривались, чтоб не подглянуть. Для ребенка 5-6 лет это является оченьвысоким показателем развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность. Упорство проявлялось и в том, что дети не пыталисьподглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались навнешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.).
Эти дошкольники обладаютвысоким уровнем развития волевых качеств. Графически полученные результатыотражены на рисунке 1.

/>
Рисунок 1 – Уровни развития упорства и целеустремленности
Данные, полученные врезультате методики «Закрась фигуры» отражены в таблице 2 (см.Приложение Г).
Как видно из результатовтаблицы 2, никто из дошкольников не обладает очень высоким уровнем развитияупорства и целеустремленности. Высоким уровнем обладают 7 человек (27%), 12человек (46%) имеют средний уровень, 5 человек (19%) – низкий, и 2 человека(8%) имеют очень низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Таким образом, основнаячасть детей имеют средний уровень развития упорства и целеустремленности.
Итак, полученные врезультате исследования данные, позволили выделить четыре группы детей,различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность.
Первая группа, котораясоставила 8% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается оченьнизкий уровень развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность. Дети смогли закрасить аккуратно очень малое количествофигур (менее 3), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратнозакрасить все фигуры).
Все дети, попавшие в этугруппу, вообще не смогли завершить задание до конца. После закрашенных 5-7фигур, ребенок отказывался от задания, мотивируя это тем, что он уже устал. Этохарактеризуется очень низким уровнем развития упорства. Для этих дошкольниковхарактерна эмоциональная неустойчивость, очень быстрая истощаемость, чтопривело к резкому снижению качества выполняемого задания. Это дошкольникиобладают очень низким уровнем развития волевых качеств.
Вторая группа, которуюсоставили 19% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается низкийуровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Детисмогли закрасить аккуратно малое количество фигур (4-8), не смогли достичьпоставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигурки). Некоторые дети,попавшие в эту группу, так и не смогли завершить задание до конца. Послезакрашенных 8-10 фигур, ребенок отказывался от задания, объясняя это тем, чтоон устал, ему тяжело. Это характеризуется низким уровнем развития упорства.Некоторые же дети наоборот начинали торопиться, делать задание небрежно, чтоповлекло к неаккуратному закрашиванию фигур. Это дошкольники обладают низкимуровнем развития волевых качеств.
Третья группа,численность которой составила 47% дошкольников, представлена детьми, у которыхотмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность. Недостаточный уровень развития упорства проявляется в том,что дети уже с самого начала начинали закрашивать фигурки неаккуратно, хотязадание требовало именно этого. В большинстве своем дошкольники этой группыначинали торопиться, делать задание небрежно, что повлекло к неаккуратномузакрашиванию фигур. Эти дошкольники обладают средним уровнем развития волевыхкачеств.
Четвертая группа, котораясоставила 27% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается высокийуровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность (этовторой показатель после среднего уровня). Дошкольники смогли проявить упорствои целеустремленность при выполнении задания – аккуратно закрасить большинствофигурок. Никто из детей этой группы не отказался от выполнения задания, всезавершили задание до конца. Дошкольники проявляли даже некоторуюмедлительность, чтобы аккуратно закрасить фигуры и исключить проявлениянебрежности. Эти дошкольники обладают высоким уровнем развития волевых качеств.
Графически полученныерезультаты отражены на рисунке 2.
/>
Рисунок 2 – Результатыобследования уровней упорства и целеустремленности по методике «Закрасьфигуры»
Данные, полученные врезультате проведения методики «Картинки и кружки» отражены в таблице3.
Как видно из результатовтаблицы 3, никто из дошкольников не имеет высокого уровня развития упорства ицелеустремленности. Средний уровень имеют 9 человек (34%), 13 человек (50%)имеют низкий уровень, 4 человека (15%) имеют очень низкий уровень развитияупорства и целеустремленности. Таким образом, основная часть детей, а именно50%, имеют низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Итак, полученные врезультате исследования данные позволили выделить три группы детей,различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорность ицелеустремленность.
Первая группа, котораясоставила 15% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается оченьнизкий уровень развития таких волевых качеств как упорство ицелеустремленность. Дети этой группы не смогли достичь поставленной перед нимицели (смотреть только на кружки). Очень низкий уровень развития упорствапроявлялся в том, что дети большое количество раз отвлекались на картинки.Некоторые дошкольники вообще смотрели только на картинки, даже не переводявзгляда на кружки, начинали задавать вопросы по картинкам (а почему левулыбается, он же злой?). Т.е. дети были целиком заинтересованы картинками. Этодошкольники обладают очень низким уровнем развития волевых качеств.
Вторая группа, составила50% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается низкий уровеньразвития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Дети этойгруппы не смогли сосредоточиться только на кружках, часто отвлекались накартинки. Дошкольники слабо проявляли волевые усилия для достиженияпоставленной цели (смотреть только на кружки). Это дошкольники обладают низкимуровнем развития волевых качеств.
Третья группа, составила34% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечался средний уровеньразвития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Дети этойгруппы показали более высокий результат по сравнению с двумя предыдущимигруппами. Дошкольники пытались сосредоточиться только на кружках, но картинкивсе равно отвлекали их. Отвлекаемость на картинки детей этой группыхарактеризовалось беглостью, непродолжительным их рассматриванием, осознаниемтого, что на картинки смотреть не надо, а надо смотреть на кружки. Этодошкольники обладают средним уровнем развития волевых качеств.
Графически полученныерезультаты отражены на рисунке 3.

/>
Рисунок 3 – Результатыобследования уровней упорства и целеустремленности по методике «Картинки икружки»
Проведенное исследованиеподтвердило поставленную в начале исследования гипотезу о том, что волевыекачества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низкимуровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
2.3 Рекомендацииродителям и воспитателям по развитию волевых качеств у старших дошкольников
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценкаволевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередкодети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителейстановятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений врешении посильных задач. Взрослых членов семьи чаще интересуют вопросыобразовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию такихкачеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,организованность, родители часто не придают большого значения.
Воля ребенка 3–7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладанияи настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольникамы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель,которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание,память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.
Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения.Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силуслабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съестьконфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многиедействия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостьюволи. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеруговорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще болеевнушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так многоговорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитаниималыша.
Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенныйпорядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку,организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых,строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.
Одним из приемов, помогающих ребенкуосознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итоговдня.          Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общимразвитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве,ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Какправило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главнымобразом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко.Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекаютребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определеннымтребованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себесознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание,нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иныхслучаях.   
Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когдаон рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручениявзрослых. Если вы хотите воспитывать у ребенкатрудолюбие, настойчивость и аккуратность, помните, что ваши призывы,нравоучения и положительные примеры скорее всего не подействуют. Позаботьтесьлучше о том, чтобы смысл действий ребенка оказался бы совершенно ясным длянего, а результат – желанным ипривлекательным. Чтобы малыш отчетливо представлял, для чего (или для кого) ончто-то делает.
Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящейшколой воспитания воли дошкольника. Потомправила игры можно усложнять, но желательно, чтобы все они предусматривалиопределенное ограничение спонтанной активности, сдерживание непроизвольных,импульсивных реакций. Например, вы показываете малышу картинки с изображениямизнакомых животных: зайчика, собаки, кота. Ребенок должен их называть, но несразу (и в этом вся трудность), а только после того, как взрослый скажет: «Раз-два-три,говори!» Такая задержка высказывания очень нелегко дается малышам. В то жевремя именно она делает игру интересной и полезной. За каждый вовремя данныйответ можно вручать награду – палочку иликружок из бумаги. Если так играют двое или несколько детей, можно устроитьсоревнование, кто больше получит призов.
Если в младшем дошкольном возрастеразвитие произвольности ребенка особенно эффективно в игре, то позже, в 5-6лет, возможны и другие методы. Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении,о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бывыводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.
Выделяют основные направления вразвитии воли дошкольника, на которые следует обратить родителям особоевнимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношениямежду целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи ввыполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие,помощи при затруднении, при неудаче — вырази уверенность в конечном успехе,помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен.Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего— игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только вподвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает удетей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение идругие волевые качества.
Прекрасные возможности для развитияволи содержит в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видовдеятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия,запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами ит. д.), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужнопостепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически,регулярно упражнять волю ребёнка. Родители развивают волю ребёнка и когдаформируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществевзрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катаниемна коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитанияребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, подвлиянием каких мотивов совершается волевое действие.
Многое в нашей жизни происходит поправилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваиваетребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок нетолько знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Носначала правила усваиваются бессознательно.
Посредником в процессе воспитанияволи всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролироватьповедение.
Для воспитания взрослым (воспитателями родителям) необходимо:
— ставить перед ребенком такую цель,которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенкапоявится желание в ее достижении;
— направлять, помогать в достижениицели;
— приучать ребенка не пасовать передтрудностями, а преодолевать их;
— воспитывать стремление к достижениюрезультата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
— учить ребенка планировать своидействия и доводить их до логического результата.
— спрашивать с ребенка результатработы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Итак, развитие воли в дошкольномвозрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка.Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеетсобой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умеяподчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиямвоспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказываетвоспитание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия иволевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различныхвидах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия,такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявлениядля выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективноеформирование у дошкольников целеустремленного поведения.
В результате проведенных нами исследований было выявлено, чтоволевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним инизким уровнем развития и сформированности упорства и целеустремленности, т.к.в этом возрасте еще только происходит активное формирование и развитие волевыхкачеств ребенка. Дети еще не владеют подчинениемсвоего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достиженияцели. При необходимости проявить упорство дошкольники не способны довести доконца принятые решения, достигнуть поставленной цели, преодолевая различныепрепятствия на пути к ней. Все это характеризуется средним и низким уровнемсформированности и развития волевых качеств старших дошкольников.
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли являетсяопределенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельностикак способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу»,необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказываютвлияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольностиребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельноопределять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителейони смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный моментради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что уних появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли ипроизвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать илипреодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать)собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Волевые качества могут прорасти только «изнутри», а почвойдля этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии совзрослыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боязитова, И.В.Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного кмладшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В.– М., 1998. – 21 с.
2. Выготский, Л.С.Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
3. Ключникова, Е.А.Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личностидетей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А.Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – С.57-61.
4. Коломинский, Я.Л.Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов// Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическаядиагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А.Игумнов. – СПб., 2004. – С. 270-280.
5. Левина, Н.А.Система работы по эмоционально-волевому развитию: ст. и подгот. группы / Н.А.Левина. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.: ил. – (Детский сад, № 110).
6. Мельникова, Л.В.О значении развития воли у ребенка: (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) /Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательскиематериалы по истории российской психологии. – Ярославль; Тверь; Красногорск,2001. – Т. 3. – С. 352-357.
7. Мещерякова, Н.П.Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика,упражнения, занятия, игры (о формировании у малышей волевых качеств)/ Н.П.Мещерякова, Л.Н. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – М.: Учитель, 2009. – 141 с.
8. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник длястуд. вузов / В.С. Мухина //– 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 456 с.
9. Осьмакова, М.В.Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru: [сайтуральских родителей]. – [Б. м.], 2009. – URL: www.u-mama.ru/read/article.php?id=4971 (19.04.10)
10.  Психологическийсловарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной ипедагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия,А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.
11.  Сидячева, Н.В.Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: автореф. дис. …канд. психол. наук / Сидячева Н. В. – М., 2006. – 27 с.
12.  Смирнова, Е.О.Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центрВЛАДОС, 2006. — 366 с.
13.  Смирнова, Е.О.Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа,2006. – 270 с.
14.  Смирнова, Е.О. Формированиеволи и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева//Детская психология: [сайт]. — М., — URL: www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (19.04.10).
15.  Суровцева, А.В.Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. –2008. — № 3. – С. 8-13.
16.  Тыхтылова, Е. А.Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старшихдошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2009. – № 9. – С.34-43.
17.  Урунтаева, Г. А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед.институтов, учащихсяпед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 420 с.
18.  Чумаков, М. В.Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. —2006. — № 1. — С. 169-178.
19.  Шевцов, А.А.Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа – 2006.– № 4. – С. 118-124.
20.  Эльконин, Д.Б.Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва:Академия, 2007. – 384 с.

Приложение А
Стимульный материал кметодике «Закрась фигуры»
/>

Приложение Б
воляпсихический поведение дошкольник
Стимульный материал кметодике «Картинки и кружки»
/>
/>

Приложение В
Таблица 1 – Результатыобследования по методике «Не подглядывай»№ Имя ребенка Время ожидания Число подглядываний Уровень развития 1. Алина Б. 3 мин. 20 сек. высокий 2. Антон Г. 2 мин 35 сек. 3 средний 3. Аня П. 1 мин. 58 сек. 3 низкий 4. Аня Ф. 2 мин. 25 сек. 5 средний 5. Артем Р. 1 мин. 46 сек. 2 низкий 6. Даша М. 3 мин. 6 сек. высокий 7. Диана Е. 2 мин. 13 сек. средний 8. Дима Б. 1 мин. 30 сек. 3 низкий 9. Дима Ш. 2 мин. 3 сек. 2 средний 10. Женя С. 1 мин. 36 сек. 4 низкий 11. Катя Д. 3 мин. 13 сек. высокий 12. Кира Л. 1 мин. 46 сек. 1 низкий 13. Костя В. 2 мин. 2 сек. 4 средний 14. Лёня М. 1 мин. 12 сек. 3 низкий 15. Маша Е. 0 мин. 44 сек. 2 низкий 16. Миша Д. 1 мин. 57 сек. 2 низкий 17. Миша М. 2 мин. 15 сек. 1 средний 18. Настя С. 1 мин. 38 сек. 1 низкий 19. Олег Р. 2 мин. 33 сек. средний 20. Полина Ж. 2 мин. 14 сек. 4 средний 21. Ренат И. 1 мин. 42 сек. 2 низкий 22. Рома А. 1 мин. 18 сек. 1 низкий 23. Света С. 2 мин. 11 сек. 3 средний 24. Стас С. 1 мин. 23 сек. 1 низкий 25. Тимур В. 2 мин. 57 сек. 1 средний 26. Юля С. 1 мин. 28 сек. 2 низкий

Приложение Г
Таблица 2 – Результатыобследования по методике «Закрась фигуры»№ Имя ребенка Количество набранных балов Уровень развития 1. Алина Б. 11 средний 2. Антон Г. 8 низкий 3. Аня П. 13 средний 04. Аня Ф. 18 высокий 5. Артем Р. 5 низкий 6. Даша М. 17 высокий 7. Диана Е. 9 средний 8. Дима Б. 10 средний 9. Дима Ш. 12 средний 10. Женя С. 11 средний 11. Катя Д. 3 очень низкий 12. Кира Л. 10 средний 13. Костя В. 14 средний 14. Лёня М. 18 высокий 15. Маша Е. 11 средний 16. Миша Д. 7 низкий 17. Миша М. 16 высокий 18. Настя С. 7 низкий 19. Олег Р. 16 высокий 20. Полина Ж. 12 средний 21. Ренат И. 13 средний 22. Рома А. 18 высокий 23. Света С. 2 очень низкий 24. Стас С. 19 высокий 25. Тимур В. 12 средний 26. Юля С. 7 низкий

Приложение Д
Таблица 3 – Результатыобследования по методике «Картинки и кружки»№ Имя ребенка Количество набранных балов Уровень развития 1. Алина Б. 5 низкий 2. Антон Г. 7 средний 3. Аня П. 4 низкий 04. Аня Ф. 5 низкий 5. Артем Р. 5 низкий 6. Даша М. 3 низкий 7. Диана Е. 8 средний 8. Дима Б. 4 низкий 9. Дима Ш. 7 средний 10. Женя С. 5 низкий 11. Катя Д. 6 средний 12. Кира Л. 4 низкий 13. Костя В. 5 низкий 14. Лёня М. 6 средний 15. Маша Е. 2 очень низкий 16. Миша Д. 7 средний 17. Миша М. 5 низкий 18. Настя С. 3 низкий 19. Олег Р. 1 очень низкий 20. Полина Ж. 4 низкий 21. Ренат И. 4 низкий 22. Рома А. 6 средний 23. Света С. 2 очень низкий 24. Стас С. 2 очень низкий 25. Тимур В. 6 средний 26. Юля С. 6 средний