Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий

Содержание
 
Введение
Особенностигостиничного маркетинга для малых предприятий
Ценообразованиеи себестоимость
Составзатрат на содержание гостиниц
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 
В последние годы в России сфера услуг динамично развиваетсяпо всем направлениям, в особенности в плане человеческого сервиса, то есть пообслуживанию населения услугами личного потребления. Бум развития характерен идля отрасли туристско-гостиничных услуг. Создание современной индустрии туризманевозможно без развитой инфраструктуры по обслуживанию туристов. Важное место вней занимает гостиничное хозяйство.
На практике и в теории широкое распространение находитпонятие «индустрия гостеприимства». В рыночной экономике под индустриейгостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг,связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы,командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающиеличные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя такжеорганизацию общественного питания, физкультурно-спортивных и другихразвлечений, парки отдыха и гостиницы.

Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий
Философиейведения бизнеса является маркетинг. Она основывается на той точке зрения, чтонепрерывной доходности можно достичь при сопоставлении, предвидении иудовлетворении потребностей и желаний потребителей. Известно, что маркетинг ипродажа это не одно и то же.
Продажафокусируется на потребностях продавца, а маркетинг на потребностях покупателя.Процесс продажи направлен на удовлетворение потребности продавца в превращениисвоего продукта в деньги, а в маркетинге основная цель — удовлетворитьпотребности покупателей при помощи продукта. Особенностью основногогостиничного продукта — гостиничного номера — является его фиксированность вовремени и пространстве. Невозможно значительно поменять количество номеров закороткий период времени, так же как и место их расположения, что является всвою очередь составной частью так называемой «несохранности»продукта, так как вы не можете сохранить его для будущей продажи или следоватьс ним за потребителями. Спрос на гостиничный продукт (размещение и другиеуслуги) может колебаться каждый день, неделю и сезон. В результате гостиницымогут пустовать во время падения спроса или быть переполненными на пике сезона.Инвестиции в гостиницах производятся обычно в землю, здания и основные фонды.Значительная часть капитала инвестируется в основные средства гостиницы,связанные с ее долговременной деятельностью, повышает постоянные издержки,которые необходимо покрывать независимо от объема деятельности. Необходимоучитывать эти принципы в маркетинговой концепции отеля и последовательнореализовывать их. Маркетинг прежде всего занимается предварительным изучениемрынка для оценки спроса, что может включать в себя определение возможностей ирейтинга отеля на рынке, расположение и выбор из альтернативных вариантов. Воперативном процессе исследования рынка маркетинг можно рассматривать какдлительный процесс изучения рынка, развития продукта, продвижения товара,продажи, мониторинга и обзора — составных частей маркетингового цикла.Исследовать рынок необходимо для определения, какой из сегментов рынка наиболееблагоприятен для конкретного продукта, но основные усилия должны бытьсфокусированы на продвижении товара и его продаже. Эти усилия доминируют прислабой загруженности отеля и низкой заполненности ресторана, баров и пустующихподсобных помещениях. Кроме этого необходимо определить критерии предлагаемоготовара, кто именно может быть потребителем и что ему требуется, соответственноэтому сформировать предложение. Большинство товаров, представленных на рынке,являются конкретными, осязаемыми и измеряемыми; их можно проконтролироватьперед продажей. Гостиничные услуги неосязаемы, их невозможно описать илиизмерить, также как и проверить их качество. Обычно они продаются напрямую илис помощью посредников (турагентов), отдельно или в турпакете. Возрастающаяконкуренция является одним из основных факторов для развития торговогоменеджмента. Продажа внутренних услуг представляет собой широкое поле дляпредпринимательской деятельности. Существует большое количество возможностейпроявить внимание к гостям в ресторанах, магазинах и т.д., используя печатные ивидео-материалы, дисплеи компьютерных сетей и т.п. Организационная структураторгового отдела зависит от размера и расположения отеля, возможностей испособностей сотрудников и политики менеджмента. Оплата номеров индивидуальнымиклиентами составляет большую часть дохода, поэтому торговый менеджер и егосотрудники прилагают массу усилий для того, чтобы сохранить постоянных клиентови найти новых, для чего используются все возможные способы рекламы: газеты,журналы, радио и телевидение. Сотрудник, занимающийся в отеле продажей услуг,должен знать все о предлагаемых им номерах: количество, виды, стоимость, меню,дополнительные виды услуг.

Ценообразованиеи себестоимость
Всоответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства, утвержденномГосстандартом СССР, Госкомстатом СССР и Госпланом СССР от 1 января 1976 г. (в редакции последующих изменений и дополнений), гостиницы (без туристических) относятся кобъектам жилищно-коммунальной сферы, а туристические гостиницы — к объектамсоциально-культурной сферы. Таким образом, гостиничные услуги регулируютсязаконодательными и нормативными документами на федеральном, региональном имуниципальном уровнях и относятся к разным отраслям: отрасли «Жилищно-коммунальноехозяйство» и отрасли «Здравоохранение, физкультура и социальноеобеспечение». Несомненно, такое разделение по разным отраслям вноситопределенные несоответствия в принятии и реализации тех или и иных решений наразных уровнях.
В настоящеевремя существующая система ценообразования услуг жилищно-коммунальногохозяйства (ЖКХ) имеет много неясных и нерешенных вопросов. В частности,неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена, тарифына жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и другие не позволяет разработать единыйподход к формированию экономических показателей Существующий затратный подход кформированию цены не стимулирует снижение затрат, а наоборот побуждает в рядеслучаев искусственно завышать затраты с целью повышения цены услуги. Такаяпрактика не позволяет привлекать в отрасль инвестиции, игнорирует факторспроса,1 делает невозможным прогнозирование.
В рамкахПрограммы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерациипротоколом заседания Правительственной комиссии по реформированиюжилищно-коммунального хозяйства в Российской федерации от 22.01.1999 г. № 1была одобрена новая «Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальномхозяйстве Российской Федерации» (утверждена 29.01.1999). ПринятаяКонцепция закладывает основные направления и принципы перехода к открытой иадекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен итарифов на жилищно-коммунальные услуги. Важными моментами в этой концепцииявляются:
1. Приопределении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:
— гибкий,вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдениемнеобходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги на соответствующих уровнях: федеральном, субъектах Федерации,муниципальном, на уровнях предприятий.
— соблюдениеосновных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
— деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального идоступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
— правоваярегламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов
— определениеинтервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
— включениевеличины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенноговоспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
— обеспечениепрозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
— соблюдениепринципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходерассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
— рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования,обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства ипредоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей врегиональных методических документах.
2. Основойформирования цены является себестоимость услуги.
3.Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основенатуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этаповтехнологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям,а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежейнаселения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ дляпередачи их производителям на конкурентной основе.
4. При единомметодологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные сконкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими идругими факторами, должны найти отражение в нормативных и методическихдокументах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.
5.Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с ихэкономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
— затраты наоплату труда;
— отчисленияна социальные нужды;
— амортизацияосновных средств;
— затраты накапитальный ремонт;
— прочиезатраты, включая ремонтный фонд.
6. Проведениеполитики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяетсяусловиями, в которых функционируют предприятия:
— потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяютсяспросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;
— рынки,которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа нарынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественноймонополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;
— естественное монопольное предоставление услуг, к которому примениморегулирование цен соответствующими государственными органами.
Как ужеуказывалось, особенность гостиничного хозяйства заключается в том, что процесспроизводства в гостинице реализуется в виде определенной гостиничной услуги.Для производства и реализации комплекса услуг гостиничное хозяйство имеетосновные и оборотные средства. При этом производство и реализация услуг независит от времени — должна быть постоянная готовность оказать услуги.
В связи снеравномерностью спроса на гостиничные услуги, в гостиничном хозяйстве должныбыть предусмотрены резервы основных, оборотных и др. средств. Кроме того,особенностью является также и то, что гостиничные услуги не нуждаются впосредниках при реализации и в создании или в помощи специальных сбытовыхструктур. Важной особенностью производства гостиничных услуг являетсяотсутствие незавершенного производства. Перечисленные основные особенностипроизводства и реализации гостиничных услуг сказывают определенное влияние наформирование цены гостиничной услуги. Как показала практика, на уровень ценоказывают влияние: себестоимость услуги, уровень цен у конкурентов, соотношениеспроса и предложения, уровень заработной платы служащих и др. Одной изсоставляющей цены является, например, стоимость гостиничного номера. Всоответствии с Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденнойпостановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156, определены услуги, входящие и не входящие в стоимость гостиничного номера. Например, встоимость гостиничного номера не включаются услуги:
— попредоставлению в аренду телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользованиеутюгами и другой бытовой техникой, вызов такси, приготовление и доставка вномер чая, кофе, воды, сигарет и т.п.
— по мелкомуремонту одежды, обуви, чистке одежды и обуви и т.п.
В цену номеравключается плата:
— забронирование
— запроживание
— коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, газ,электроэнергия, горячее водоснабжение (подогрев воды)
— радио,телеантенна
— прочиекоммунальные услуги.
Ценагостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качествауслуги, скидок или надбавок за определенные услуги.
Как ужеуказывалось, в основе формирования цены гостиничной услуги положенасебестоимость гостиничной услуги.
Нормативнаябаза себестоимости гостиничной услуги включает:
Положение осоставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и опорядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложенииприбыли (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Несмотря на наличие перечисленных документов, в практической деятельности возникаютпротиворечия, связанные с особенностями состава затрат в гостиничных услугах. Вчастности, в соответствии с «Особенностями состава затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями жилищно-коммунальногохозяйства» в себестоимость не включаются затраты на:
— содержаниесобственной службы безопасности, медицинских пунктов
— приобретение, ремонт, химчистку (и тому подобное) специальной, форменной,фирменной и представительской одежды
— оформлениепомещений гостиницы, ресторанов, например, живыми или искусственными цветами,картинами и т.п.
— содержаниетерриторий гостиниц, в частности, озеленение, асфальтирование и т.п.
Однако,указанные затраты являются обязательными в соответствии с ГОСТ Р 50645-94.
 
Состав затрат на содержание гостиницы
Экономико-учётный механизм управления представляет способрегулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия(организации), включающий систему экономических и учётных рычагов. К нимотносятся цены, тарифы, доходы, расходы (затраты), прибыль, кредиты, налоги ит. п., которые подлежат обязательному учёту и используются в качестверегулятора экономики предприятия и воздействия на экономические процессыхозяйствующих субъектов. Учётный механизм управления является основоймикроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов: малых, средних и крупных предприятий, в том числе и гостиничныхкомплексов. Основная масса информационной базы учёта относится к измерениюнатуральных и стоимостных оценок ресурсов предприятия, используемых дляопределения затрат и себестоимости единицы гостиничных услуг на егопроизводство и продажу. Себестоимость услуги представляет собой стоимостнуюоценку используемых при ее оказании затрат на сырьё, материалы, топливо,энергию, амортизацию основных средств, трудовые ресурсы и другие затраты,необходимые для оказания услуг. Исходя из этого, формирование себестоимостиуслуги представляет собой суммирование затрат организации, связанных спроцессом оказания услуги и относящихся к определенному отчетному периоду иобъекту калькулирования. Себестоимость одной единицы услуги, как исебестоимость всего объёма реализованных услуг, определяется на основанииследующих экономических принципов:
1. Расходы связаны с осуществлением предпринимательскойдеятельности.
Данный принцип вытекает из самого понятия себестоимости: всебестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказанияуслуги. Те затраты, которые не имеют непосредственного отношения кпроизводственной деятельности, относятся к категории непроизводственныхрасходов.
2. Затраты организации делятся на два вида: текущие икапитальные.
Данный принцип вытекает из п. 6 ст. 8 Федерального закона от21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В бухгалтерском учетеорганизаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложенияучитываются раздельно. К текущим относятся производственные расходы, которые,как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятсярасходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимостькоторых включается в текущие издержки производства или обращения посредствомначисления износа или амортизации, а также расходы инвестиционного характера,например, финансовые вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги ибанковские депозиты.
3. Допущение временной определенности фактов хозяйственнойдеятельности — принцип начисления.
Согласно данному принципу факты хозяйственной деятельностипредприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются вбухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
4. Допущение имущественной обособленности организации.Согласно этому принципу имущество и обязательства самого предприятия существуютобособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия идругих юридических лиц.
«Об утверждении Положения о составе затрат по производству иреализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемыхпри налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевыхинструкций и указаний.
Действие данного документа отменила вступившая в действиеглава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Теперь для этихцелей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскомуучету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от06.05.1999 г. №33н.
Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит ототраслевых особенностей, не являются исключением и гостиницы. Так, например,для гостиниц дополнительным нормативным документом является Государственныйстандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.Классификация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от21.02.1994 г. № 33.
При отсутствии соответствующих отраслевых нормативныхдокументов по вопросам организации учета затрат организациям надлежитруководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правилбухгалтерского и налогового учета.
На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве основнымрегламентирующим документом при формировании затрат организации являетсяупомянутое выше Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходыорганизации», утвержденное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласноданному документу «расходами организации признаются уменьшение экономическихвыгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации,за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственниковимущества)»
Расходы организации, в зависимости от их характера, условийосуществления и направления деятельности организации, делятся на:
1. Расходыпо обычным видам деятельности.
2. Прочиерасходы, которые в свою очередь можно разделить на:
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Расходы по обычным видам деятельности — это расходы,связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказаниемуслуг, а также приобретением и продажей товаров. Они являются неотъемлемойчастью деятельности организации.
Под операционными расходами понимаются:
расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (этоне является основным видом деятельности организации);
расходы, связанные с передачей во временное пользованиенематериальных активов (если это не является основным видом деятельностиорганизации);
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций(если это не является основным видом деятельности организации);
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списаниемосновных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кромеиностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление впользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитнымиорганизациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии справилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценениевложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи спризнанием условных фактов хозяйственной деятельности;
прочие операционные расходы. Внереализационными расходамипризнаются:
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срокисковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных сблаготворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивныхмероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительскогохарактера и иных аналогичных мероприятий;
прочие внереализационные расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельностидолжна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, установленным вПБУ 10/99 «Расходы организации»:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерскомучете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимости от схемыналогообложения. Перечень статей затрат устанавливается организациейсамостоятельно в соответствии с отраслевыми особенностями.

Заключение
ценообразованиесебестоимости гостиничный маркетинг
Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам присущивсе законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют вконкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос насвои услуги и проводят маркетинговые исследования. Гостиницы являютсянеобходимым элементом социальной сферы и играют большую роль в повышенииэффективности общественного производства и, собственно, росте жизненного уровнянаселения. Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных ибыстроразвивающихся отраслей, несущая в себе огромный потенциал для российскогорынка и способная приносить устойчивый доход в бюджеты всех уровней. Поэтому,не случайно, с каждым годом растет количество гостиниц как в нашей стране, таки за рубежом.
Гостиницы являютсямногофункциональными предприятиями в сфере сервиса. Несомненно, что основной ихфункцией является предоставление клиентам жилья, что включает в себя выполнениеосновных элементов технологического процесса обслуживания гостей: бронирования,регистрации по прибытии, предварительной оплаты размещения в номере;обслуживания на этажах. Наряду с этим в гостиницах оказываются информационные итранспортные услуги, услуги общественного питания (рестораны, кафе, бары,буфеты), услуги игорных заведений (казино, игровые автоматы, видеоигры) ицентров досуга (экскурсии, встречи, концерты, кружки по интересам). Длякомплексного обслуживания проживающих организуются спортивные и оздоровительныемероприятия, ярмарки и фестивали, проводятся торжественные приемы и банкеты.

Список использованной литературы
 
1. Агапова. Т.А., Серегина С.В.Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.
2. КаращенкоВ.В// Романов В.А//Цветкова С.Н.// Шевцова Т.В. Гостиничные комплексы.Организация и функционирование. 2007 г.
3. Карпова Г.А. Экономикасовременного туризма. М. – СПб.: Герда. 1998.
4. Костюкова О.И., Основы туризма.Москва 1999г.
5. Портной М. А. Проблемы, успехи итрудности переходной экономики.
М., 2000 г.
6. Сенин В.С., Введение в туризм,Москва, 1999 г.
7. Чеботарь Ю.М., Туристическийбизнес, Москва, 1998 г.