/>Содержание
Введение
1. Государственный контроль
2. Прокурорский надзор
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Прокурорский надзор, всямногогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются однойиз важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересовюридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, игосударства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобынадзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной,приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Важнейшими предпосылкамиуспешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратурыявляются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностейразносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретнымнаправлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организоватьработу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществленияпрокурорского надзора и иной деятельности.
Полномочием прокурора,обеспечивающим решение как задач устранения нарушений закона, так и задачпредупреждения правонарушений, служит право внесения представления обустранении нарушений закона.
Цель: Изучить особенностигосударственного контроля и прокурорского надзора.
/>/>1. Государственный контроль
Сцелью определения роли и места государственного контроля, необходимо выяснить,что вкладывается в понятие «контроль».
Определениеконтроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано вСловаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разнымиучастками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращениюаномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующийсубъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает ипроверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя изэтого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.
Некоторыеученые под контролем понимают «систему наблюдения и проверки процессафункционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров»[4, 433].
В.Г.Афанасьев определяет контроль как систему наблюдения и проверки соответствияпроцесса функционирования объекта принятым управленческим решениям; выявлениерезультатов воздействия субъекта на объект, включая анализ допущенныхотклонений от требований управленческих решений, от принятых принциповорганизации и регулирования [5, 226]
Контроль,как управленческая функция, имеет своим непосредственным назначениемустановление соответствия или несоответствия фактического состояния идеятельности управляемых, заданному им состоянию. Это состояние определяетсязаконами и подзаконными нормативно-правовыми актами, распоряжениями и т.д. Порезультатам контрольных проверок устанавливаются отклонения управляемогообъекта от заданного состояния или корректируется решение, определяющее этосостояние.
В.М.Манохин [9, 226] определяет контроль как метод, включающий три элемента:проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуальногопредписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельностиподконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнениязакона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценитьработу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнутырезультаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессеконтроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощренияили, наоборот, наказания.
Рядавторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины.По мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе к пониманию контроля в неговключаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольногообъекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законностии дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законностии дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениизаконности и дисциплины.
Контрольможет рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадийуправленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующиестадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятиерешения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведениеитогов.
Представляютинтерес и высказываемые в литературе взгляды, согласно которым контрользанимает особое место в системе правового регулирования. Правовое регулированиезаключается в последовательном юридическом воздействии на общественныеотношения и включает несколько стадий[i], среди которыхпредлагается выделять стадию правового контроля [8, 15]
Рассматриваяконтроль в качестве одной из стадий правового регулирования, следует отметить,что в правовом регулировании он занимает особое место, одновременно присутствуяна всех стадиях указанного процесса. Результатом такого присутствия может быть,например, принятие, изменение или отмена нормативно-правовых или индивидуальныхактов в случае их противоречия закону [3, 6]
Очевидно,что вышеназванные исследователи не дают универсального определения понятияконтроля. Феномен контроля рассматривается представителями научных направлений:философских, управленческих, политических, правовых, кибернетики в различныхаспектах. Поэтому можно согласиться с мнением каждого из авторов, так как в егоиндивидуальном подходе содержится определенный элемент того большого и емкогосодержания, которым обладает понятие «контроль». В связи с этим важнопреодолеть желание сформулировать единое многоаспектное определение контроля.
Следуетотметить, что за всем этим разнообразным пониманием контроля невозможно неувидеть того главного, что объединяет все приведенные выше позиции, — егоуниверсальный социально-правовой смысл.
Контрольпредставляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающихпроцессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученныхрезультатов с предварительно определенными целями, установленными нормами,стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценкеэффективности управляющего воздействия [10, 12-16] Таким образом, контрольспособствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечиваетих сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутыхположительных результатов, преодоление нежелательных отклонений от деятельностипо достижению запланированного результата.
Анализнаучной литературы по вопросам контроля, а также действующего законодательстваРоссийской Федерации позволяет сделать вывод о существовании следующих видовконтроля:
– государственного- осуществляемого органами государственной власти за соблюдениемзаконодательства, требований иных нормативно-правовых актов в сфере экономики,социально-культурной и административно-политической сферах;
– муниципального- осуществляемого на территории муниципального образования органами местногосамоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправлении;
– производственного- осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в порядке, установленном их уставами вцелях обеспечения выполнения в процессе этой деятельности требований,установленных законодательством и иными нормативно-правовыми актами;
– общественного- осуществляемого общественными и иными некоммерческими объединениями всоответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленномих уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством заподготовкой и принятием исполнительными органами государственной власти иорганами местного самоуправления решений, затрагивающих их интересы ипредотвращения нарушения законодательства в той или иной сфере.
Взависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можновыделить следующие его виды: — президентский контроль; — контрользаконодательной власти; — контроль исполнительной власти; — судебный контроль;- прокурорский надзор; — контроль Уполномоченного по правам человека.
Доавгуста 2001 года в законах и других нормативно-правовых актах не раскрывалось,понятие «государственный контроль». Принятый 8 августа 2001 г Федеральный закон№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля (надзора)»[1] внес некоторуюопределенность в данный вопрос, но не смог решить всех проблем.
Всоответствии с названным Законом под государственным контролем (надзором)понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований ктоварам (работам, услугам), установленных федеральными законами илипринимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами (далее также обязательныетребования).
Такоеопределение в законе государственного контроля (надзора) приводит к следующимвыводам: во-первых, не делается различия между контролем и надзором, что,является, по меньшей мере, некорректным; во-вторых, государственный контроль (надзор)сводится только к проведению проверки (это одна из многих форм контроля), атакие действия, как сбор информации, проведение исследований и экспертиз,оформление результатов проверки и принятие мер по результатам контроля,относятся к контрольным мероприятиям. Таким образом, российский законодатель неучел мнения большинства исследователей в области контроля и, в отличие от ранееприводимых понятий контроля, дал свое, более узкое его понимание.
Вправовых актах закрепляются назначение, цели и гарантии осуществлениягосударственного контроля, определяются его субъекты и объекты, устанавливаютсяпроцедурные формы его осуществления. При правовой регламентации контролязначительное внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина вовремя осуществления контроля.
Реализацияконтроля обеспечивается возможностью применения различных видовгосударственного принуждения [7, 395].
Носводить контроль к принуждению — значит искажать исходное положение вещей. Кпринуждению прибегают лишь в случае выявления неправомерных действий.Посредством контроля выявляются сбои в государственном управлении, проводитсякорректировка, изменение правовых норм, структурных элементов органовгосударственной исполнительной власти. Контроль — повседневная, необходимая деятельностьтворческого характера, без которой немыслимо государственное управление.Основное назначение контроля — способствовать неукоснительному выполнениюрешений в установленный срок, достижению высоких конечных результатов,повышению уровня организованности в управленческой деятельности иответственности в работе всех должностных лиц, обеспечить большую ритмичность ицелеустремленность в работе государственного аппарата управления. Важнейшаязадача контроля в этой связи – предупреждение нежелательных последствий.2. Прокурорский надзор
Прокурорский надзор —специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры,осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точностиисполнения законов, действующих на ее территории.
Прокурорский надзоросуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этогоположения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет изащищает общественные интересы не от имени отдельных органов местногосамоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительнойили судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системойгосударства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций,учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересамигосударства в целом.
Самостоятельностьпрокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие отдругих видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов,определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точностисоблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иныхправовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленныхправонарушений.
Специфичность прокурорскогонадзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он неотносится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной,судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Цели прокурорского надзора —результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры вцелом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Целипрокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью вгосударстве. В конечном счете, они определяются Конституцией РФ, Законом опрокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельностьпрокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Законао прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укреплениязаконности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина: 4)обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Нетрудно заметить, что надостижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные видыэтой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Имиявляются: 1) прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей); 2)уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органовпо борьбе с преступностью.
Из сказанного видно, чтоосновным средством достижения определенных Законом о прокуратуре целей являетсяпрокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоресостоит основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора— это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная,ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Онисущественно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, покругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачипрокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, аименно: общие, специальные и частные.
Названные уровни задачнаходятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задачподчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешноеразрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорскогонадзора.
Среди всех принциповорганизации и осуществления надзора важнейшее значение имеет принципзаконности. Этот принцип — необходимое условие реализации всех остальныхпринципов деятельности прокуратуры. Законность — один из основополагающихпринципов государственного руководства обществом в целом, важное средствоукрепления и развития государственности, упрочения охраны и развитияэкономической базы государства, необходимое условие демократической системыгосударства.
Законность, как принциппрокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют своинадзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные закономправа и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор заисполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своихопределенных законом полномочий.
Принцип законности имеетособое значение для прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложенаобязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическимилицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельноточно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратурадействует на основе законов, определяющих организацию и порядок еедеятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актовРФ.
Осуществляя свои полномочия,прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неукоснительно соблюдатьзаконность в собственной деятельности. Малейшее отступление от этого требованияили ослабление надзора за исполнением законов в деятельности других органов идолжностных лиц не только подрывают авторитет прокуратуры как органа надзора,но и наносят ущерб состоянию законности в стране.
Деятельность прокуратурыможет быть успешной только при условии абсолютного соблюдения и точногоисполнения законов самими прокурорами. Вся организация и деятельностьпрокуратуры проникнуты началами законности, требованием безусловного соблюдениязаконов в процессе осуществления прокурорского надзора. Осуществляя от имени РФнадзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаныслужить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного егоисполнения в своей деятельности.
Эффективное действие принципа законности должнообеспечиваться соответствующими гарантиями: экономическими и политическими,специальными, в числе которых выделяют юридические и организационные.
По федеральному закону «О прокуратуре» [2], #G0Прокуратура Российской Федерации — единаяфедеральная централизованная система органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за соблюдением #M122919004937Конституции Российской Федерации #Sи исполнением законности.
Всоответствии со ст. 21 закона «О прокуратуре» на прокуроров возложен надзор зазаконностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, а также органами и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций.
Перечисленныеорганы, реализуя возложенные на них полномочия, издают (принимают) законы иподзаконные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы,указания) по самым различным вопросам общественной жизни, применяямногочисленные законодательные и иные акты. При этом, как свидетельствуетпрактика прокурорского надзора, они нередко допускают нарушения применяемыхзаконов, выражающиеся чаще в превышении своих полномочий.
Прокурорамиежегодно в ходе проверок выявляются десятки тысяч правовых актов,противоречащих действующему законодательству. Особую опасность представляетпринятие (издание) незаконных правовых актов органами представительной иисполнительной власти всех уровней, так как это нередко влечет за собойнарушение прав и свобод многих или всех граждан, проживающих в соответствующихрегионах, законных интересов юридических лиц. Издание незаконных актов помимоотрицательного влияния на состояние законности приводит к снижению авторитетаорганов и их руководителей, издавших эти акты, что ведет к ослаблениюуправляемости в регионах и дестабилизации обстановки [11, 172].
Прокурорскийнадзор в государственном управлении осуществляется по нескольким основнымнаправлениям:
1.Надзор за исполнением законов органами государственного управления,общественными организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).
2.Надзор за органами следствия, дознания и за органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность.
3.Надзор за судебной деятельностью.
4.Надзор в местах лишения свободы.
Извсех направлений прокурорского надзора главным, с точки зрения обеспечениязаконности именно в государственном управлении, является общий надзор.
Вцелях обеспечения точного и единообразного исполнения законов органыпрокуратуры используют в своей работе специальные методы и формы. Методамиобщего надзора следует считать приемы и средства, на основе которых органыпрокуратуры обеспечивают надзор за исполнением законов.
Кконкретным методам общего надзора прокуратуры относятся:
– требованияот руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов,материалов, статистических и иных сведений;
– проведениепроверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственныхпредприятий, учреждений, организаций;
– требованиевыделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
– проведениепроверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям.
Всвязи с этим российские прокуроры традиционно уделяют особое вниманиепрокурорскому надзору за законностью актов, издаваемых органами, перечисленнымив ст. 21 Закона «О прокуратуре». Проверки законности актов занимали в прошлом изанимают в настоящее время значительный объем в общем объеме проводимыхпрокурорских проверок. При этом приоритет всегда отдавался проверкам законностиактов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти и органамиместного самоуправления.
Осуществляянадзор за законностью правовых актов, прокуроры одновременно осуществляютнадзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместес тем в содержание проверок исполнения законов входят и проверки законностиправовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессеисполнения этих законов [6, 298]
Основнаязадача органов прокуратуры предупреждение издания незаконных актов,противоречащих законам, как одна из гарантий охраны прав и свобод граждан,законных интересов юридических лиц и государства в целом. Задачей являетсятакже повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих(принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов[11, 192].
Какуже отмечалось, проверки законности актов могут проводиться в связи с сигналамио нарушении законов, при отсутствии таких сигналов, на основании сведений обиздании незаконных устных актов, устанавливающих разного рода запрещения,ограничения, обязанности, не предусмотренные законом.
Ввидуособой необходимости обеспечения законности актов и предупреждения наступлениянегативных последствий, вызванных изданием незаконных актов, проверки ихзаконности в федеральных министерствах и ведомствах, представительных иисполнительных органах субъектов РФ, органах местного самоуправления, военногоуправления и органах контроля проводятся и при отсутствии сведений о нарушениизаконов периодически в плановом порядке. Очередность проведения проверок в этихорганах каждая прокуратура чаще всего устанавливает самостоятельно. Однако напрактике проверки в связи с сигналами об издании незаконных актов проводятся впервую очередь.
Безсигналов о нарушении законов могут также проводиться проверки законностипривлечения граждан и должностных лиц к административной ответственности ворганах, наделенных правом применения административных санкций, посколькувыносимые ими постановления о привлечении к административной ответственностиявляются разновидностью правовых актов. Тем не менее, при получении сведений онезаконном привлечении к административной ответственности эти проверкипроводятся в первую очередь.
Всвязи с сигналами об издании незаконных актов, ущемляющих права и свободыработников (сотрудников) и других лиц, проверки законности актов могутпроводиться прокурором и на предприятиях, в учреждениях и в организациях,независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. Потаким же основаниям могут проводиться проверки законности актов, принимаемыхобщественными организациями и объединениями.
Проверкизаконности актов могут проводиться в прокуратуре путем истребования тудаизданных актов и по месту их издания. По взаимной договоренности многиепредставительные и исполнительные органы власти всех уровней направляют ворганы прокуратуры принятые ими законы, указы, постановления, решения,распоряжения. Законность этих актов проверяется в органах прокуратуры.
Всоответствии с установившимся порядком копии актов, принятых нижестоящимиорганами представительной и исполнительной власти, направляются в вышестоящиеорганы власти. В связи с этим прокуроры имеют возможность проводить проверкизаконности актов по их копиям. Так, по копиям могут проверяться решения,принятые поселковыми, сельскими органами местного самоуправления, поступившим врайонные органы местного самоуправления, а постановления, изданные главамипоселковых и сельских администраций — по копиям, поступившим в районнуюадминистрацию[11, 167].
– Однакопредпочтение должно отдаваться проверкам законности актов по месту их принятияили издания как наиболее эффективному способу, обеспечивающему полнотувыявления нарушений законов. Дело в том, что без ознакомления прокурора сматериалами, послужившими основанием к принятию акта, далеко не всегда можносделать правильный вывод о его законности.
Необходимотакже побеседовать с лицами, которыми акт разрабатывался, согласовывался,поскольку осуществить это в офисе прокуратуры или при проведении проверок покопиям актов не всегда возможно.
Критериемоценки прокурором правовых актов является соответствие их закону. Акты должнысоответствовать также нормативным указам Президента РФ и нормативнымпостановлениям Правительства РФ. Что касается правовых актов, издаваемых(принимаемых) представительными и исполнительными органами местногосамоуправления и другими органами муниципального уровня, то они, кроме того,должны соответствовать законам субъектов федерации и уставам муниципальныхобразований. Это обстоятельство учитывают прокуроры в процессе осуществления надзораза законностью актов.
Сутьсамого процесса проверки сводится к тщательному прочтению прокурором всеготекста акта, мысленному сличению предписаний, содержащихся в нем, с нормамиприменяемого закона, а также к ознакомлению с материалами, послужившимиоснованием к изданию акта. Эта работа требует особого внимания, так какпоспешность может привести к тому, что отдельные незаконные акты могут остатьсяневыявленными либо будет дана неправильная правовая оценка акту. В ходепроверки прокурору нередко приходится обращаться к текстам законов,опубликованных в официальных изданиях.
Впроцессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, какправило, выясняет:
– правомоченли орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопросав компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом егозаконная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
– недопущено ли в акте нарушение материального закона
– посуществу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
– неограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
– неустанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией изаконами РФ, а также конституциями, уставами и законами республик и другихсубъектов федерации;
– несодержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
– несодержится ли в акте сведений о совершении преступлений и другихправонарушений;
– соответствуетли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело втом, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности онне соответствует фактическим обстоятельствам;
– содержатли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами иорганами местного самоуправления, указания на финансовые,материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспеченияих выполнения;
– непротиворечит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
– соблюденли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
– содержитли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и другие, иуказан ли срок вступления его в силу;
– каковыпричины издания незаконных актов и условия, способствующие этому [11, 178].
Применительнок актам, принимаемым представительными органами власти, необходимо выяснить,соблюден ли кворум, необходимый для их принятия. Прокурор интересуется также,как органы представительной и исполнительной власти и другие органыосуществляют контроль за исполнением своих решений физическими и юридическимилицами, применяют ли они санкции к соответствующим должностным лицам,руководителям коммерческих организаций, неисполняющим эти решения, исоответствуют ли примененные санкции закону. Прокурор может выяснять и другиевопросы.
Привыявлении незаконных актов могут отбираться объяснения от должностных лиц, ихиздавших, и при необходимости от других лиц. При выявлении устных актов,противоречащих закону, обязательно потребуются объяснения от должностных лиц,их издавших (отдавших), а также от лиц, права и свободы которых были нарушеныэтими актами.
Заключение
Государственныморганам, судам, общественным организациям принадлежит важная роль в обеспечениизаконности в государственном управлении, которая осуществляется путемвосстановления нарушенного права и наказания виновного.
Кромеконтроля одним из способов обеспечения законности и дисциплины вгосударственном управлении служит надзор. Функции надзора осуществляютсяразными государственными органами, но главную роль среди них играют органыпрокуратуры.
подгосударственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполненияюридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении ихдеятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам),установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ниминормативно правовыми актами (далее также обязательные требования).
Такоеопределение в законе государственного контроля (надзора) приводит к следующимвыводам: во-первых, не делается различия между контролем и надзором, что,является, по меньшей мере, некорректным; во-вторых, государственный контроль(надзор) сводится только к проведению проверки (это одна из многих формконтроля), а такие действия, как сбор информации, проведение исследований иэкспертиз, оформление результатов проверки и принятие мер по результатамконтроля, относятся к контрольным мероприятиям. Таким образом, российскийзаконодатель не учел мнения большинства исследователей в области контроля и, вотличие от ранее приводимых понятий контроля, дал свое, более узкое егопонимание.
/>Списокиспользованных источников
1. О защите прав юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора): Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ (ред. 22.12.2008)//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 33. Ст. 3436.
2. О прокуратуре РФ:Федеральный закон от 17.02.1992 № 2202-1 (ред. 25.12.2008) «»//СЗ РФ. – 1995. –20.11. — №47. – Ст. 4472.
3. Административное правоРоссии/ Под. ред. А.П. Коренева — М., 2002.
4. Административное право:Учебник / Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова — М., 1999.
5. Афанасьев В.Г. Научноеуправление обществом. М., 1968.
6. Басков В. И. Курспрокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов сприложением нормативных актов./В.И. Басков — М.: ЗЕРЦАЛО, 2006.
7. Бахрах Д.Н.Административное право России Учебник. — М., 2000.
8. Еременко Ю.П. Право какфактор единства правовой системы // Советская правовая система в периодперестройки: Сб. научных трудов. — Волгоград, 1990.
9. Манохин В.М… АдушкинЮ.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003.
10. МаштаковаЕ.А. теоретико-правовые вопросы государственного контроля в РФ. –Ростов-на-Дону, 2000.
11. Прокурорскийнадзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. — М.:Экзамен», 2007.
12. РозенфельдтВ.Г., Фролов А.В. О функциях и организации деятельности прокуратуры//Журналроссийского права. — 1999.- № 2.
13. ТарасовA.M. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние //Журнал российского права. — 2001. — № 1.