Особенности государственного регулирования сферы обращения

МОСКОВСКИЙИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГОИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Представительствов г.Уфе
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине
Организацияторгового дела
На тему
Особенностигосударственного регулирования сферы обращения
Выполнил: студент(ка)
ДенисоваА.В.
Москва 2010

1. Государственноерегулирование сферы обращения
Рыночная экономика не исключает, нопредполагает государственное регулирование, под которым понимается комплекснаясистема мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективногоразвития рыночной экономики.
Воздействие государства различаетсяпо методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующимнаправлениям:
• регулирование денежного обращениячерез бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
• регулирование пропорцийвоспроизводства — структурного развития экономики;
• разработка системы приоритетныхцелевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, илиотдельных ее отраслей, или направлений;
• установление социальных, гуманитарных,экологических норм;
• нормирование цен и тарифов наотдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основныепродукты питания, коммунальные услуги и др.;
• введение стандартов качествапродукции и услуг;
• определение требований кстатистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующимисубъектами в государственные органы.
Существуют следующие методыгосударственного регулирования рынка:
• правовые, придающие цивилизованныеформы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядокфункционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг идр.);
• финансово-экономические (налоги,льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);
• социальные (установлениеминимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).
Перечисленные методы можно разделитьна:
• прямые (общегосударственныепрограммы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройкуэкономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственныйзаказ);
• косвенные (финансовая политика,налоговая политика, условия и направления кредитования, регулированиевнешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.).
Государство осуществляетрегулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передачемногих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровниили демократическим институтам, представляющим интересы различных объединенийграждан.
 
2. Экономические методы регулированиятоварного обращения
Анализ сложившихся структур сферытоварного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действующиев настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходногопериода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного вдостаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей,предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силуфункциональных возможностей и экономико-правового статуса они не в состоянии решитьзадачи, возложенные на них обществом. Значительные структурные изменения всистеме управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходеосуществления экономических реформ, оказали негативное влияние на состояниепотребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координациидеятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков. Эффективноефункционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях,а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественногоразвития могут быть достигнуты путем регулирования процессов, происходящих всфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму. Регулированиетоварного обращения осуществляется в форме сочетания государственногорегулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управлениявключительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой ирозничной торговли.
Необходимость государственногорегулирования на рынке потребительских товаров определяется следующимифакторами:
• отсутствие адекватного рыночногомеханизма при ликвидации системы централизованного доведения товаров допотребителей;
• различный уровень развития рыночныхотношений в сфере производства и сфере обращения;
• значительная дифференциацияпотребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;
• требование координации формированияи распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завозаиз стран СНГ и по импорту;
• незаинтересованность коммерческихструктур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и поассортименту.
Существуют экономические,административные, организационные методы государственного регулированиятоварного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако всоответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом являетсяэкономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарноеобращение как систему с помощью различных экономических инструментов. Непосредственнаяформа воздействия связана с определением некоторых элементов рынка. Внастоящее время это касается в основном формирования товарных ресурсов (преждевсего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массовогоспроса). Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспеченияпроисходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров,в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными кисполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторыхобъемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровняпотребления товаров населением. В соответствии с Законом Российской Федерации«О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. для осуществления деятельности по образованию федеральных продовольственных фондов УказомПрезидента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаютсяобъемы и ассортимент поставок продовольствия; министерства и ведомства,ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающиев качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Указанные фондысоздаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты,молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло,картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военных и приравненных к нимкатегорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера, экологическизагрязненных районов и приравненных к ним местностей, частично г. Москвы иСанкт-Петербурга и на другие государственные нужды. Государство принимаетнепосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняетв собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающихобщегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающиетовародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные складыдля снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральныхфондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов ирезервов правительства, и др.). Государство в лице уполномоченных на этоорганов координирует деятельность по формированию товарных ресурсов истабилизации положения на потребительском рынке, в частности поставки товаровпо федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров помежправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счетцентрализованно выделяемых валютных средств. Осуществление и координациядеятельности по поставкам товаров для государственных нужд осуществляются наоснове соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства икоммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности повыполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции иопределяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенныхгрупп товаров. Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходитпосредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных иторговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов науслуги (например, на перевозку грузов), влияния, на ценовую политикупредприятий. К участию в реализации социально значимых программ (например,снабжение районов Крайнего Севера) привлекаются предприятия с обеспечением имфинансовой поддержки через предоставление целевых или льготных кредитов, атакже налоговых льгот, направленных на пополнение собственных оборотныхсредств. В то же время оптимальное сочетание экономических, административных иорганизационных методов регулирования товарного обращения определяется нарегиональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектовсистемы. Местные органы власти могут решать вопросы предоставления целевыхкредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимыетовары; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет;местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении иреализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментногоперечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе, а такжеопределение основных условий деятельности предприятий при выдаче лицензий наоптовую и розничную торговлю. При этом обязательно осуществление контролякачества товаров, ассортимента, соблюдение правил торговли, условий договоров инорм законодательных актов, с применением установленных законами санкций кпредприятиям-нарушителям.
 
3. Оформление сдачиторговой выручки
 
С кассиром, работающим наККМ, администрация организации обязательно заключает договор о материальнойответственности. Перед началом работы кассир обязан проверить исправность ККМ,заправить чековую и контрольную ленты, установить текущую дату, перевестинумератор на нули. Контрольно-кассовая лента оформляется на начало и конец дня.На ней проставляются число, время начала работы, номер контрольно-кассовоймашины, а в конце рабочего дня — клише и сумма выручки за день, которыезаверяются подписями кассира и представителя администрации предприятия. Теперьрассмотрим основные режимы работы ККМ, такие, как «касса», снятиесменного Х-отчета и Z-отчета (гашение показаний). В режиме «касса»кассир пробивает суммы денег и печатает чеки, которые он обязан выдаватьпокупателям. Одновременно с печатью чека происходит печать контрольной ленты.ККМ складывает все пробитые суммы. Для контроля со стороны налоговых органовважна только общая накопленная сумма, но для внутреннего учета руководителюпредприятия и бухгалтеру необходимо знать, как эта сумма распределена,например, по секциям (отделам) торгового предприятия. Поэтому обычно, если вмагазине более одной секции, ККМ накапливает суммы по каждой секции и итоговую- по всем секциям. На выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующиереквизиты: наименование организации, ее ИНН, заводской номер ККМ, порядковыйномер чека, а также дата, время и стоимость покупки (услуги), признакфискального режима. Нередко на чеке можно увидеть и другие реквизиты, напримерсумму сдачи, идентификатор секции, наименование или код товара, шифр кассира ит.д. X-отчет — это дневной отчет без обнуления информации в оперативной памяти.Х-отчет представляет собой часть чековой ленты, на которой ККМ печатаетсодержание своих счетчиков, но при этом счетчики не меняют своих значений. Х-отчетыснимаются для контроля поступления выручки предприятия в течение смены потребованию администрации или для периодической сдачи наличной выручки в кассупредприятия или старшему кассиру. При такой сдаче выручки оформляется приходныйордер по форме N КО-1, квитанция которого остается у кассира для подтвержденияфакта передачи указанной на нем суммы денег. В течение смены можно сколькоугодно раз пробивать Х-отчеты. На накоплении сумм в ККМ это никак несказывается. Такие отчеты можно снимать по секциям, по сменному итогу и поглавному итогу. Эти отчеты используют, например, для определения недостачи илиизлишка в кассе. При этом сверяют данные денежных счетчиков (Х-отчета) свыручкой, находящейся в денежном ящике ККМ. Z-отчет — это дневной отчет собнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память.Z-отчет снимается представителем администрации в присутствии кассира только одинраз в конце смены (или дня), когда происходит изъятие последней части дневной(сменной) выручки из денежного ящика ККМ. Представитель администрации вприсутствии кассира получает Z-отчет и вынимает из кассовой машиныиспользованную в течение дня контрольную ленту, которую необходимо хранить.Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты, указав на нейтип и номер машины, показания секционных и контрольных регистров, сумму дневнойвыручки, дату и время окончания работы (если эти параметры не пробиты наленте). Затем кассир готовит денежную выручку и другие платежные документы,составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом поприходному ордеру старшему кассиру. В Z-отчете отражаются не только показанияконтрольных регистров на начало и конец рабочего дня и сумма дневной выручки,но и общая сумма денег и чеков, возвращенных покупателям, суммы скидок ианнулированные чеки. Сумма дневной выручки должна совпадать с информацией наконтрольной ленте и с суммой денег, сданных кассиром-операционистом старшемукассиру, а в случае инкассации соответствовать сумме денег, уложенных винкассаторскую сумку. Для того чтобы сдать выручку в банк, нужно заполнитьобъявление на взнос наличных денег. Оно заполняется либо лицом, которое хочетположить деньги на счет (не обязательно бухгалтером), либо сотрудником банка (вкаждом банке свои правила). Объявление состоит из трех частей, которыезаполняются одинаково. Две из трех частей забирает банк, а третья (квитанция)остается организации и прикрепляется к расходному кассовому ордеру. Если уорганизации возникают проблемы со сдачей выручки в кредитное учреждение, то ееможно решить с помощью инкассации. Такой способ транспортировки денег в банкимеет больше плюсов, нежели минусов. Положительные стороны: во-первых,безопасность. Ваши деньги будут доставлены в банк под охраной. Во-вторых, еслиу фирмы будет договор инкассации, то за несвоевременность сдачи денег будетотвечать банк. И если лимит будет превышен по вине инкассаторов (не приехали завыручкой), то фирма избежит наказания. Доказательством тому служитпостановление Пленума ВАС РФ от 5 ноября 1996 г. № 3561/96. График и время заездов инкассаторов оговаривается в договоре. При инкассации бухгалтер-кассир заполняетдва экземпляра препроводительной ведомости. После сдачи денег он долженпроверить, правильную ли сумму зачислили на счет фирмы. В качествеподтверждающих документов банк выдает мемориальный ордер, приложение кпрепроводительной ведомости и акт о вскрытии сумки. Минус доставки денег черезинкассацию – это то, что у фирмы возникают дополнительные расходы.
 
4. Ведение кассовойкниги
 
По российскомузаконодательству все организации должны хранить свободные деньги в банке, абольшинство расчетов между юридическими лицами должно производиться вбезналичном порядке. Для того чтобы производить расчеты наличными, необходимоиметь кассу, кассира, вести кассовую книгу. (ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утв. Решением Совета Директоров Центрального БанкаРоссии 22 сентября 1993 г. N 40). При этом, если вы принимаете наличные деньгиот населения, то должны еще иметь кассовый аппарат, поставленный на учет вналоговой инспекции и вести журнал кассира-операциониста (ПОЛОЖЕНИЕ ПОПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ СНАСЕЛЕНИЕМ, утв. Постановлением Совета Министров Правительства РоссийскойФедерации от 30 июля 1993 г. N 745).
Кассоваякнига
Кассовая книга ведется поутвержденной форме. Каждый год начинается новая кассовая книга. Заполняется закаждый день, когда совершались операции с наличными деньгами. Можно купить вмагазине журнал установленной формы, тогда в начале года пронумеровываютсястраницы, прошиваются, все это скрепляется печатью и потом заполняется вхронологическом порядке вручную. Можно вести в электронном виде и распечатыватьза каждый день, когда было движение, а в конце года прошнуровать,пронумеровать, скрепить печатью и подписью директора и главного бухгалтера(если он есть).
Кассовая книга состоит издвух частей: вкладного листа кассовой книги и отчета кассира. Если вы книгукупили, то все записи делаются шариковой ручкой под копировальную бумагу,второй экземпляр и есть отчет кассира, он отрывается и хранится отдельно.
Если вы ведете кассовуюкнигу в электронном виде (рекомендую), то распечатываете за каждый деньприходные и расходные кассовые ордера, вкладной лист и отчет кассира, т.е. посути у вас получается кассовая книга, состоящая из двух частей. Листы в нихнумеруются в порядке возрастания с начала года, на последнем в месяце вкладномлисте проставляется общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, ана последнем за календарный год — общее количество листов за год.
Поступление денег в кассуоформляется приходным кассовым ордером, его отрывная часть — квитанция кприходному кассовому ордеру, подшивается к банковской выписке.
Расход денег из кассыоформляется расходным кассовым ордером или несколькими. Когда вы сдаете деньгив банк, вам выдают ордер и квитанцию. Квитанцию подшиваете к кассе, ордер — кбанковской выписке.
 
5. Заполнение кассовойкнигиГрафа Содержание Номер документа Порядковый номер приходного или расходного кассового ордера От кого получено или кому выдано ФИО физического или наименование юридического лица сдавшего (получившего) деньги и краткое содержание операции Номер корреспондирующего счета, субсчета Номер счета, на котором в корреспонденции со счетом 50 «Касса» отражается движение денег Приход Сумма, полученная по приходному ордеру Расход Сумма, выданная по расходному ордеру Итого за день Общие суммы по приходным и расходным ордерам Остаток на конец дня Определяется по формуле: Остаток на начало дня + Приход за день — Расход за день

Список использованнойлитературы
1. Торговое дело: экономика иорганизация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. — М.: ИНФРА-М, 2002г.;
2. Экономика торгового предприятия.Торговое дело: Учебник. – Брагин Л.А. – ИНФРА-М, 2008г.;
3. Экономика торгового предприятия.Учебник. — С.Н. Лебедева, Н.А. Сныткова, А.В. Гавриков, Новое знание, 2007г.