Содержание
Введение
1. Общая характеристикагосударственной регистрации участников предпринимательской деятельности
2. Государственнаярегистрация юридических лиц
2.1 Государственная регистрация юридических лицпри их создании
2.2 Особенности государственной регистрацииюридических лиц, создаваемых путем реорганизации
2.3 Государственная регистрация изменений вучредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице,содержащиеся в государственном реестре
2.4 Особенностигосударственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
3. Государственнаярегистрация индивидуальных предпринимателей
Заключение
Список литературы
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательствоявляется главной движущей силой экономического и социального развития.Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя в особые отношения сгосударством, с хозяйственными партнерами и наемными работниками. Наряду спредоставляемыми экономическими свободами в осуществлении предпринимательскойдеятельности устанавливаются и экономико-правовые регуляторы. Знание механизмадействия этих регуляторов крайне необходимо современным руководителямпредприятий.
Чрезвычайно важным институтом правовой системы любого государства,знание которого необходимо при создании юридического лица или субъектаиндивидуального предпринимательства, является государственная регистрацияучастников предпринимательской деятельности.
Ценность государственной регистрации участниковпредпринимательской деятельности проявляется в ее статусообразующем характере.Возникновение, изменение или прекращение правосубъектности юридического лица ииндивидуального предпринимателя, в том числе возможности от своего имени иметьправа, исполнять обязанности, нести ответственность, наступают только с моментаего государственной регистрации.
Благодаря государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей у субъектов гражданского оборота появляется возможностьполучения необходимой информации при выборе контрагента, что в конечном итогеведет к устойчивости экономического оборота, способствует укреплению порядка врыночных отношениях.
Цель представленной работы рассмотреть сущность регистрациисубъектов предпринимательской деятельности, раскрыть особенностигосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
1. Общая характеристика государственной регистрации участниковпредпринимательской деятельности
До 2002 г. более 10 лет государственная регистрация юридических ифизических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляласьорганами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправленияпри отсутствии единой процедуры государственной регистрации, единых формдокументов, подтверждающих регистрацию. В стране функционировало примерно 4,5тыс. регистрирующих органов, насчитывающих примерно 18 тыс. сотрудников, изкоторых около 14 тыс. занимались исключительно регистрацией юридических лиц.
8 июля 1994 г. был издан Указ Президента РФ № 1482 «Обупорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей натерритории Российской Федерации», который в соответствии со ст. 34 и 35 ЗаконаРСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также в целяхускорения процесса государственной регистрации установил лишь основополагающиеначала государственной регистрации.
Далее последовало свободное «законотворчество» местных властей, врезультате которого рутинный процесс регистрации превратился в чередуадминистративных барьеров и рогаток. Например, каждый регион устанавливал своюпошлину за регистрацию в диапазоне от 0,5 до 200 МРОТ. Не было единойобщероссийской методологической и технологической поддержки процедурыгосударственной регистрации, а регистрационные сведения не позволялиидентифицировать юридическое лицо как перед государственными органами, так иперед другими юридическими и физическими лицами.[1]
Кроме того, в России не был сформирован федеральный информационныйресурс, содержащий актуальную, достоверную и общедоступную информацию обо всехюридических и физических лицах, занимающихся в Российской Федерациипредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Выступая в феврале 2001 г. на Всероссийском совещаниируководителей налоговых органов и органов налоговой полиции РФ, Президент РФВ.В. Путин предложил подумать о передаче функций по регистрации юридических лицналоговым органам. В этом направлении начали работать вице-премьерПравительства РФ и одновременно глава Комиссии по сокращению административныхограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджетана государственное управление А. Кудрин и глава Минэкономразвития России Г. Греф.Они и предложили новую идеологию регистрации бизнеса по принципу «одного окна»:не надо бегать по инстанциям, достаточно подать в налоговую инспекциюстандартный набор документов.
В целях упорядочения системы государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создания Единогогосударственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестраиндивидуальных предпринимателей был принят Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил всилу 1 июля 2002 г.
Данный Закон стал регулировать отношения, возникающие в связи сгосударственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации иликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и приведении Единого государственного реестра.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственнойрегистрации юридических лиц» он распространил свое действие и нагосударственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Практика применения законодательства о государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет говорить как о егодостоинствах, так и о недостатках.
Большое значение в регулировании вопросов легитимации юридическихлиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей приобретают иподзаконные нормативные акты, принятые главным образом Правительством РФ иФедеральной налоговой службой РФ.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридическихлиц, урегулированы ГК РФ и нормами специального законодательства (обакционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, опроизводственном кооперативе и др.).
В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность, закон устанавливает следующее:
— гражданин имеет право заниматься предпринимательскойдеятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образованияюридического лица (индивидуального предпринимателя);
— отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождаетгражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицированакак предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащееисполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей.[2]
Таким образом, каждый гражданин, предполагающий занятиепредпринимательской деятельностью, должен быть зарегистрирован в законодательноустановленном порядке.
Государственная регистрация — заключительный этап созданиякоммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.
Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органаисполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственныереестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя,прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальныхпредпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальныхпредпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»).
Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:
— осуществление государственного контроля за ведениемхозяйственной деятельности;
— проведение налогообложения;
— получение государственных сведений статистического учета дляосуществления мер государственного регулирования экономики;
— предоставление всем участникам гражданского оборота,государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектахпредпринимательской деятельности и т.д.[3]
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»,предусматривает необходимость государственной регистрации:
— юридических лиц при их создании;
— юридических лиц при их реорганизации;
— юридических лиц при их ликвидации;
— внесения изменений в учредительные документы юридических лиц;
— физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
— прекращения деятельности физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей.
Основной смысл процедуры регистрации — ведение Единогогосударственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестраиндивидуальных предпринимателей.
Государственный реестр — известное для отечественного правопорядкаявление. Реестры, или регистры, как систематизированные перечни каких-либоданных ведутся различными государственными органами. Информация, содержащаяся вреестрах, имеет функциональное значение и аккумулируется для контроля засоблюдением субъектами предпринимательской деятельности определеннойобязанности, установленной государством. Единый государственный реестр призванстать упорядоченной системой таких данных о юридических лицах и индивидуальныхпредпринимателях, которые позволяют идентифицировать субъект, зафиксировать егоисторию, составить представление о минимальном размере ответственности,хозяйственной компетенции.
2. Государственная регистрация юридических лиц
государственнаярегистрация предприниматель
Юридическое лицо — организация, имеющая в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество иотвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации вуполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным закономот 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лици индивидуальных предпринимателей».
2.1 Государственнаярегистрация юридических лиц при их создании
Организация как юридическое лицо считается созданной с момента еегосударственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в Единыйгосударственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
С момента регистрации у юридического лица появляетсяправоспособность, возникают гражданские права и обязанности.[4]
Государственная регистрация юридических лиц при их созданииосуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постояннодействующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующегоисполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющихправо действовать от имени юридического лица без доверенности.
Процедура государственной регистрации юридических лиц включает всебя перечисленные ниже этапы.
1. Представление документов в регистрирующий орган, в качествекоторого Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Обуполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющемгосударственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских)хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определилоналоговые органы РФ.
Для регистрации создаваемой организации необходимо представитьследующие документы:
1) заявление о государственной регистрации с подтверждениемсоответствия учредительных документов требованиям законодательства,достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплатыуставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителядолжна быть нотариально удостоверена.
Заявителем при государственной регистрации является физическоелицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена.Например, заявителем может быть один из учредителей, руководительисполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создаетсяхозяйственное товарищество.
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договораили иного документа в соответствии с законодательством РФ.
3) учредительные документы юридического лица (подлинники илинотариально удостоверенные копии), состав которых различен для разных видоворганизаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительногодокумента — устава, являются акционерные общества, производственные кооперативы(артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставныеорганизации). Организациями, действующими только на основании учредительногодоговора, являются хозяйственные товарищества — полное товарищество итоварищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим иустав, и учредительный договор, относятся общества с ограниченной и сдополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).[5]
4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующейстраны происхождения или иное равное по юридической силе доказательствоюридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.
5) документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления другихдокументов, кроме установленных законом. Документы представляютсяуполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.
Датой представления документов является день их получения регистрирующиморганом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов суказанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.
2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляетрегистрирующий орган в целях установления соответствия документов требованиямзаконодательства как по форме, так и по содержанию.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чемпять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
По итогам экспертизы государственный служащий Федеральнойналоговой службы (далее — ФНС России) РФ составляет заключение о соответствии(несоответствии) документов установленным требованиям.
3. Принятие решения о государственной регистрации юридическоголица является основанием внесения соответствующей записи в государственныйреестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера вжурнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи(штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первойстранице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица,ответственного за регистрацию.
4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства),подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, осуществляется всрок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридическоголица.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ вгосударственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления необходимых для государственной регистрациидокументов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст.22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»).
Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивамнецелесообразности не допускается.
Решение об отказе в государственной регистрации должно бытьпринято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (пятьрабочих дней) и должно содержать основания отказа.
Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу,указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручениитакого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.
Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядокгосударственной регистрации, в том числе иной перечень документов,представляемых для государственной регистрации. Например, для государственнойрегистрации торгово-промышленной палаты необходимо представить:
— заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в которомтакже указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующегоруководящего органа торгово-промышленной палаты;
— устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
— протокол учредительного съезда (конференции) или общего собранияучредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
— решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласиина создание данной торгово-промышленной палаты;
— документ об уплате государственной пошлины.
В ряде случаев государственная регистрация юридического лицапроходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем что созданиеунитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственнымили муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органагосударственной власти или местного самоуправления. Поэтому унитарныепредприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.
Для создания некоторых юридических лиц необходимо (впротивоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственныхорганов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется послерешения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) насовершение банковских операций.
Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установленразрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния иприсоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителейпревышает 30 млн. МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство вФедеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобнойорганизации.[6]
В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установленияуведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного иззаконодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считаетсясозданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправкипо почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечетпоявление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствииподтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующемзаконодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительныйпорядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов ипредставительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формированииликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
2.2 Особенности государственной регистрации юридических лиц,создаваемых путем реорганизации
Согласно законодательству РФ юридическое лицо может как прекратитьсвою деятельность, так и создаваться путем реорганизации (преобразования,слияния, разделения, выделения) по решению его учредителей либо органаюридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо вслучаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственныхорганов или по решению суда. При этом так же не обходится без внесенияизменений в существующие документы и перерегистрации их.
В четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицопрекращает существование, причем в трех из них — при разделении, слиянии ипреобразовании — наряду с прекращением возникает новое (при слиянии ипреобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделенииналицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
Общее правило о том, что государственная регистрацияосуществляется по месту нахождения юридического лица, должно применяться и вслучаях реорганизации юридических лиц. Однако реорганизация может касатьсяюридических лиц, находящихся в разных местах, попадающих в территориальнуюсферу действия разных регистрирующих органов. В случае если место нахожденияюридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахожденияреорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующихорганов определяется Правительством РФ. [7]
В случае если реорганизация влечет за собой прекращениедеятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вноситв Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращениидеятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующегорегистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникшихюридических лиц, за исключением такого случая, когда реорганизация юридическоголица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестрюридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенныхюридических лиц считается завершенной.
Представление документов юридических лиц, создаваемых путемреорганизации, осуществляется в таком же порядке и сроки, какие установленызаконом для регистрации юридических лиц при создании.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемогопутем реорганизации, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации каждого вновьвозникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанноезаявителем. Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданныхпутем реорганизации юридических лиц соответствуют установленнымзаконодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лицаданной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этихучредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны,что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения оправопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица вотношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лицауведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаяхвопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующимигосударственными органами и (или) органами местного самоуправления;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридическоголица, создаваемого путем реорганизации.
Для акционерного общества — устав, для общества с ограниченнойответственностью — учредительный договор и устав, для некоммерческогопартнерства — учредительный договор, для учреждения — решение собственника осоздании учреждения и устав, им же утвержденный, и т.д. Учредительные документыпредставляются в подлиннике или в виде нотариально удостоверенных копий;
— решение о реорганизации юридического лица;
— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами;
— передаточный акт или разделительный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины.
В случае если в учредительные документы юридического лица,создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственнаярегистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами,установленными Федеральным законом «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей».
Завершение государственной регистрации юридического лица,создаваемого путем реорганизации, происходит следующим образом:
— реорганизация юридического лица в форме преобразования считаетсязавершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридическоголица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность;
— реорганизация юридических лиц в форме слияния считаетсязавершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридическоголица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаютсяпрекратившими свою деятельность;
— реорганизация юридического лица в форме разделения с моментагосударственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лицсчитается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения,считается прекратившим свою деятельность;
— реорганизация юридического лица в форме выделения с моментагосударственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лицсчитается завершенной;
— реорганизация юридического лица в форме присоединения с моментавнесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращениидеятельности последнего из присоединенных юридических лиц считаетсязавершенной.
Законодательством установлены некоторые особенности преобразованияотдельных видов коммерческих организаций.
Так, полное товарищество в случае, если в нем остался одинучастник, должно преобразовываться в хозяйственное общество в течение шестимесяцев. Товарищество на вере при выбытии всех вкладчиков обязаноперерегистрироваться в полное товарищество. Общества с ограниченной идополнительной ответственностью могут преобразовываться только по единогласномурешению участников обществ в акционерные общества или производственныекооперативы.
Акционерные общества преобразовываются по решению общего собранияакционеров в ООО или производственный кооператив. Для акционерных обществ вположениях законодательства, определяющих порядок их реорганизации путемслияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматриваетсявозможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения сюридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществамис ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерноеобщество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществможет осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение(выделение) — в целях образования одного или нескольких новых акционерныхобществ.[8]
2.3 Государственная регистрация изменений в учредительныедокументы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся вгосударственном реестре
Создав и зарегистрировав юридическое лицо, его учредители черезнекоторое время неизбежно сталкиваются с проблемой внесения изменений вучредительные документы. Это может происходить в связи с изменениемнаименования и адреса юридического лица, сменой генерального директора,сведений об уставном (складочном) капитале, уставном фонде или паевых взносах,сведений о филиалах и представительствах, сведений об изменениях иных положенийучредительных документов.
Процедура внесения изменений по каждому из этих оснований имеетсвои особенности.
Так, при внесении изменений в учредительные документы организации,связанных с изменением адреса местонахождения, необходим переход из однойналоговой инспекции в другую (на территории которой находится новоеместонахождение фирмы). В данном случае в процессе регистрации измененийтребуется получить новое свидетельство о постановке на налоговый учет (ИННорганизации остается прежний, меняется код причины постановки на учет – КПП).
При переходе в другую налоговую инспекцию возможны налоговыепроверки со стороны прежней инспекции с целью выявить задолженности по уплатеналогов, а внебюджетные фонды могут потребовать проведения сверки платежей.Вследствие этого фактический срок регистрации таких изменений может существенноувеличиться.
Смена генерального директора производится путем регистрацииизменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесениемизменений в его учредительные документы, и включает в себя следующиеобязательные этапы:
— юридическое оформление необходимого комплекта документов;
— регистрацию изменений в налоговой инспекции.
Для смены генерального директора в налоговую инспекцию требуетсяпредставить следующую информацию:
— копии учредительных документов фирмы (устав, учредительныйдоговор);
— копию свидетельства о регистрации (свидетельство о внесении вЕГРЮЛ);
— копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
— сведения о действующем руководителе организации (приказ оназначении);
— данные на нового руководителя: ксерокопия паспорта, почтовыйиндекс прописки и контактный телефон.
При внесении таких изменений налоговая инспекция в срок не болеепяти дней (исключение – переход в другую налоговую инспекцию, который можетповлечь дополнительную проверку на выявление задолженностей по уплате налогов)с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в государственныйреестр, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу.
Помимо непосредственного представления документов в налоговуюинспекцию, Закон о регистрации предусматривает случаи внесения изменений вучредительные документы юридического лица в уведомительном порядке пооснованиям, предусмотренным другими федеральными законами.
Так, согласно п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах сообщенияоб изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалахи представительствах, сообщаются органу государственной регистрации юридическихлиц в уведомительном порядке. Причем эти изменения вступают в силу для третьихлиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющегогосударственную регистрацию юридических лиц. Аналогичная норма содержится в п.5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
2.4 Особенности государственной регистрации юридического лица всвязи с его ликвидацией
Закон о регистрации впервые вводит понятие государственнойрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как созданиеюридического лица, его реорганизация, так и ликвидация юридического лицатребуют внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Если государственная регистрация юридического лица при егосоздании порождает гражданско-правовой статус и гражданско-правовую способностьюридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственнаярегистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом,прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.
Ликвидация юридического лица — достаточно длительная процедурапрекращения юридического лица, завершающим этапом которой является внесениезаписи в государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятиярешения о ликвидации юридического лица.
На лиц, принявших решение о ликвидации, закон возлагаетосуществление ряда обязанностей по ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшиерешение о ликвидации, обязаны письменно уведомить об этом уполномоченныйгосударственный либо регистрирующий орган. Статья 62 ГК РФ, устанавливаяобязанность уведомления, предусматривает незамедлительность такого сообщения.Закон о регистрации указывает на трехдневный срок, в течение которогорегистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении сприложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится поместу нахождения ликвидируемого юридического лица.
На основании полученного уведомления регистрирующий орган в установленныесроки вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицонаходится в процессе ликвидации.
В случае представления уведомления в орган, принимавший решение орегистрации данного юридического лица, такой орган принимает решение и о государственнойрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет врегистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи вЕдиный государственный реестр юридических лиц. Указанная запись свидетельствуето наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособностиюридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственнойрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемогоюридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участиемликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрацииюридических лиц, возникающих в результате его реорганизации. [9]
Как и в случаях государственной регистрации юридического лица,создаваемого вновь либо образованного путем реорганизации, так и при внесенииизменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий органподается заявление о государственной регистрации, в котором подтверждаетсясоблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов скредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и(или) муниципальными органами.
Заявителем при подаче документов для государственной регистрациипри ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии(ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочийруководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имениликвидируемого юридического лица. Вместе с заявлением о государственнойрегистрации представляется ликвидационный баланс.
Особенностью государственной регистрации при ликвидацииюридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемыхв регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относитсяопределение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Конкурсный управляющий является заявителем при подаче документовдля государственной регистрации при ликвидации юридического лица. На неговозлагается обязанность в течение пяти дней с даты получения определенияарбитражного суда о завершении конкурсного производства представить его ворган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
3. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Государственная регистрацияиндивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с Федеральным закономот 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Причем эта процедура максимально приближена кпорядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:
— государственную регистрациюпредпринимателей;
— постановку их на учет в налоговыхинспекциях в качестве налогоплательщиков;
— присвоение кодов по Общероссийскомуклассификатору видов экономической деятельности;
— регистрацию во внебюджетных фондах вкачестве страхователя.
Госрегистрацией граждан и крестьянских(фермерских) хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей занимаютсяорганы Федеральной налоговой службы.
Гражданин получает статусзарегистрированного предпринимателя с момента внесения о нем записи в Единыйгосударственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП).
Несмотря на то что нотариусы и адвокатыотнесены налоговым законодательством к индивидуальным предпринимателям,проходить государственную регистрацию им не нужно.[10]
Государственная регистрация физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительстваиндивидуального предпринимателя.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяетсяподписью уполномоченного лица, подлинность которой должна бытьзасвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает своипаспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерацииданные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номерналогоплательщика (ИНН).
При государственной регистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
— копия основного документа физического лица, регистрируемого вкачестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемоев качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РоссийскойФедерации);
— копия документа, установленного федеральным законом илипризнаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации вкачестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина,регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическоелицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, являетсяиностранным гражданином);
— копия документа, предусмотренного федеральным законом илипризнаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации вкачестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства,регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическоелицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицомбез гражданства);
— копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемогов качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа,подтверждающего дату и место рождения вышеуказанного лица в соответствии сзаконодательством Российской Федерации или международным договором РоссийскойФедерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личностьфизического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя,не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
— копия документа, подтверждающего право физического лица,регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно илипостоянно проживать в Российской Федерации (если физическое лицо,регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностраннымгражданином или лицом без гражданства);
— подлинник или копия документа, подтверждающего в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке адрес места жительствафизического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, вРоссийской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющеголичность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуальногопредпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица,регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно илипостоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о такомадресе);
— нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей илипопечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом,регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копиясвидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качествеиндивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки ипопечительства или копия решения суда об объявлении физического лица,регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностьюдееспособным (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуальногопредпринимателя, является несовершеннолетним);
— документ об уплате государственной пошлины. [11]
Не допускается государственная регистрация физического лица вкачестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу егогосударственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятиясудом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи сневозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранееосуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращениив принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуальногопредпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору судалишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием имрешения о прекращении данной деятельности осуществляется на основанииподписанного заявления о государственной регистрации по форме, утвержденнойПравительством Российской Федерации.
Государственная регистрация при прекращении деятельностифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертьюданного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган вустановленном законодательством Российской Федерации порядке сведений огосударственной регистрации смерти данного лица.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятиемсудом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется наосновании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом),поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительномпорядке по решению суда осуществляется на основании поступившей врегистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерациипорядке копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качествеиндивидуального предпринимателя в принудительном порядке.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением всилу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения правазаниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок,осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленномПравительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговорасуда.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи саннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно илипостоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действиявышеуказанного документа осуществляется на основании поступившей врегистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации обаннулировании данного документа или на основании окончания срока его действия сучетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Государственная регистрация физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи вЕГРИП.
Заключение
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридическихлиц, урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специальногозаконодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченнойответственностью, о производственном кооперативе и др.). Государственнаярегистрация — заключительный этап создания субъекта предпринимательскойдеятельности. Она имеет правоустанавливающее значение.
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуальногопредпринимателя, достаточно подать в регистрирующий орган по месту своегопостоянного жительства пакет необходимых документов и уплатить регистрационныйсбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданиннамеревается осуществлять.
Документом, подтверждающим регистрацию, является свидетельствоустановленной формы. Регистрационное свидетельство выдается без ограничениясрока его действия, однако оно дает право на занятие только теми видамидеятельности, которые в нем будут указаны.
После регистрации индивидуальный предприниматель должен встать научет в налоговых органах в качестве налогоплательщика и в органахгосударственных внебюджетных фондов (пенсионном и обязательного медицинскогострахования) в качестве плательщика страховых взносов.
Юридическое лицо также считается созданным с момента егогосударственной регистрации (с момента внесения соответствующей записи вгосударственный реестр юридических лиц). Порядок регистрации юридического лицаболее сложен (в частности, необходимо представить более широкий переченьдокументов), чем порядок регистрации индивидуального предпринимателя, и зависитот вида юридического лица.
Функции по регистрации юридических лиц переданы в ведение органовМинистерства РФ по налогам и сборам. В качестве регистрационных органовопределены инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (с 12 марта 2004 г. —Федеральная налоговая служба). Правительством РФ разработаны также Правилаведения единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется в пятидневный срок содня представления документов в регистрирующий орган. Государственнаярегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанногоучредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующегоисполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа —по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имениюридического лица без доверенности.
Моментом государственной регистрации признается внесениерегистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
В государственной регистрации может быть отказано в случаенепредставления необходимых для государственной регистрации документов либопредставления документов в ненадлежащий регистрационный орган.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержатьоснования отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные указаннойнормой. Оно должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дняпредставления документов в регистрирующий орган. Решение направляется лицу,указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручениитакого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что институтгосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взаконодательстве за несколько последних лет значительно продвинулся вперед, но ещетребует своего дальнейшего совершенствования.
Список литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от09.02.2009).
2. Федеральныйзакон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» (в ред. от 30.12.2008).
3. ПостановлениеПравительства РФ от 17.05.2002 №319 «Об уполномоченном федеральном органеисполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридическихлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей» (в ред. от 16.09.2003).
4. БелоусоваМ.В. Юридические лица: государственная регистрация // Налоги. – 2007. – №№ 44,45.
5. БеляеваО.А. Предпринимательское право: учебное пособие. – М: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006.
6. ГусеваТ.А., Чуряев А.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (постатейный). – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.
7. ЗалесскийВ.В. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путемреорганизации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2006. – № 8.
8. МакаровН. Д., Рябов Е. А. Предпринимательское право: учебное пособие. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
9. Регистрацияпредприятий / Под ред. А.В. Касьянова. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.